инновационное взаимодействие с родителями
статья
Формы и методы взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnoe_vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи»
В настоящее время, вместе с изменениями в обществе, происходят преобразования и в образовательных учреждениях, в том числе и в детском саду. Существующие методы работы постепенно утрачивают свою актуальность, уступая место чему-то новому. «Дошкольное детство» - уникальный период жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время этот период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых-родителей, педагогов. Воспитание, как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляется под воздействием взрослых, ведущее место среди которых занимает семья. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада. Новизна этих отношений определяется понятием «сотрудничество» и «взаимодействие». Главный момент в контексте «семья-дошкольная организация» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радости, успехов и неудач, сомнений и размышлений, в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье. Педагоги должны владеть современным арсеналом педагогических технологий, чтобы уметь объяснять родителям их назначение, особенности и предпочтения. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй. Ни для кого не секрет, что в общении педагогов с родителями всегда преобладала монологическая ориентация. От такого общения родитель мало идёт на контакт с педагогом. Традиционные формы взаимодействия с семьёй представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными формами: родительские собрания, конференции, консультации, беседы. Но постепенно взаимодействие педагогов и родителей требовало изменений. В настоящее время, когда мы реализуем ФГОС ДО, который уделяет особое внимание взаимодействию с родителями в вопросах образования и воспитания, требуются иные взаимоотношения образовательного учреждения и семьи, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверительность. Детский сад и сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьёй:
- «Круглый стол» по любой теме;
- тематические выставки;
- социобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
-устный журнал для родителей;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- интеллектуальные ринги детей и родителей;
- совместные досуги;
- родительская гостиная;
- конкурс семейных талантов.
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. При реализации новой системы взаимодействия с семьёй удаётся избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьёй. Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьёй неоспоримы и многочисленны. Это положительный , эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ нужно вести по трём направлениям:
- Информационно-аналитическое направление мы используем на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования.
- Наглядно-информационное направление-используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.
- Досуговые формы используются для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Одной из эффективных форм работы с родителями является посещение семей воспитанников на дому, что позволяет намного легче установить доверительные отношения с родителями и с ребёнком. К тому же, побывав в семье малыша , посмотрев условия жизни, легче правильно подобрать индивидуальный подход к ребёнку и его семье. Получив реальную ,на основе собранных данных, разработать тактику своего общения с каждым родителем, с учётом педагогических потребностей каждой семьи, учитывая индивидуальные особенности семейного воспитания. Ещё одной инновационной формой сотрудничества с родителями является официальный сайт ДОУ. Наличие у детского сада официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях. Кроме этого сайт детского сада становится для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребёнка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Знакомившись периодически с новостями на сайте, у родителей складывается целостный образ о коллективе, мероприятиях, жизни детского сада. Не удивительно, что родители хотят как можно больше знать о том месте и о тех людях, которые проводят с его ребёнком большую часть дня. Сотрудничая с родителями, создаётся единое образовательное пространство. Устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и семьёй помогают досуговые мероприятия. Они гармонизируют отношения родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной деятельности. Проводимые в детском саду праздники, утренники, концерты, соревнования такие как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Праздник мам», «Масленица», «Лучший папа», «Папа, мама, я –спортивная семья» помогают родителям стать заинтересованными участниками образовательного процесса. Они активно принимают участие в конкурсах, в оформлении выставок. Досуговые мероприятия целесообразно заканчивать общим чаепитием, где можно за чашкой чая, пообщаться друг с другом, поделиться своим каким-то опытом, просто поговорить, ведь в наше непростое время у многих родителей просто-напросто банально не хватает на это времени. Новой интересной формой работы с семьями воспитанников является проведение Акций. Тематика их разнообразна: «Наши руки не знают скуки» (ремонт игрушек, мебели, групп, помощь в создании предметно-развивающей среды в группах, подготовка участков к летнему сезону, групп к новому учебному году), налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое в детском саду сделано руками пап и мам наших детей. Проводимые в тесном сотрудничестве с семьёй мероприятия развивают в ребёнке уверенность в себе, формируют социально значимые чувства, желания и взгляды, прививают социальные навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания по производственной практике «Производственная» по Профессиональному модулю 04 «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения
Данные методические рекомендации составлены с целью оказания помощи студентам при подготовке к производственной педагогической практике по Профессиональному модулю 04 «Взаимодействие с родителями...
«Технология взаимодействия с родителями»
Содержание и формы работы с родителями....
Принципы взаимодействия с родителями.
Взаимопонимание - залог успеха....
КОС ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации. по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Комплект контрольно - оценочных средств по профессиональному модулю разработан на основе федерального государственного образовательного стан...
"Формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся"
Многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии своего ребенка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей ...
Социально – психологические особенности взаимодействия с родителями пациентов среднего медицинского персонала детской поликлиники
В педиатрии, пожалуй, как ни в какой другой медицинской клинической специальности, особое значение приобретают вопросы взаимоотношений медицинского персонала с родителями (главным образом, матеря...