Социально – психологические особенности взаимодействия с родителями пациентов среднего медицинского персонала детской поликлиники
статья на тему

Кучеренко Елена Владимировна

В педиатрии, пожалуй, как ни в какой другой медицинской клинической специальности, особое значение приобретают вопросы взаимоотношений медицинского персонала с родителями (главным образом, матерями) здоровых и больных детей. В деятельности детской медицинской сестры поликлиники эти взаимоотношения занимают большое и важное место. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_10.06_sots_pedag_aspekty.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – психологические особенности взаимодействия с родителями пациентов среднего медицинского персонала детской поликлиники

В педиатрии, пожалуй, как ни в какой другой медицинской клинической специальности, особое значение приобретают вопросы взаимоотношений медицинского персонала с родителями (главным образом, матерями) здоровых и больных детей. В деятельности детской медицинской сестры поликлиники эти взаимоотношения занимают большое и важное место. Они начинаются с момента рождения ребенка и продолжаются в течение всего периода детства. От родителей (матери) медицинский персонал узнает об условиях и особенностях развития ребенка, о его поведении, а в случае болезни - о ее проявлениях, о предполагаемых причинах и условиях ее возникновения (анамнез). Родителям средний медицинский  работник  дает советы, делает назначения профилактического характера для детей. Обычно мать беспокоится о благополучии своих детей больше, чем о себе. Болезнь ребенка, всякий вред, наносимый ему, воспринимается ею особенно остро и тяжко. Нередко мать тяжело больного ребенка глубоко психически травмирована и требует к себе особо чуткого отношения и повышенного внимания. При постоянных личных беседах с матерями средний медицинский  работник   часто сталкивается с проявлениями их тяжелых душевных страданий и мучительными сомнениями. Эти переживания получают свое отражение (иногда весьма яркое).
            Большим испытанием для матери является тяжелая хроническая болезнь сына или дочери, требующая постоянного наблюдения за ними, настойчивого и терпеливого выполнения врачебных назначений, длительных курсов лечения в больнице, в санатории, в домашних условиях. Все это связано с бесконечными обращениями к врачам, в различные лечебные учреждения, в органы здравоохранения. «Хождение по мукам»,- так характеризуют жизнь своего ребенка и свою некоторые такие родители.

 Положение этих матерей осложняется тем, что нередко они вынуждены оставить работу, что отражается иногда и на семейном бюджете. Вся жизнь семьи, где имеется ребенок с хроническим неизлечимым заболеванием и особенно умственно отсталый, грубо нарушается. В таких условиях иногда расстраиваются отношения между супругами, жизнь отягощается взаимными обвинениями, упреками, ссорами. В результате некоторые матери заболевают сами. 

Проблема взаимоотношений среднего медицинского персонала и больного на  протяжении  столетий  является  актуальной  не  только  для 

медицины, но  и  для  общества  в  целом. В педиатрии цепь  взаимодействия 

является  трехчленной: медицинский персонал - ребенок-родитель, что  создает  дополнительные социально-психологические проблемы.

Работа медицинского  работника  детской поликлиники сопряжена с  большими психологическими и физическими нагрузками, поэтому средний медицинский  работник  должна быть своего рода психологом, учителем и наставником.

Анализируя деятельность средних медицинских работников, легко заметить, что при одинаковых кадровых и финансовых возможностях успехи работников  разные. Проблема заключается не только в объективных условиях, но и в личности медицинского работника. Успешность работы находится в определенной зависимости не только от профессионального мастерства, но и от личностных качеств, особенностей психики, свойств нервной системы, направленности личности.

Рост дефектов и ошибок в оказании медицинской помощи детям, нарушений профессиональных технологий, неуменьшающееся количество жалоб на качество работы медицинских учреждений, могут быть связаны с личностными качествами, степенью эмоционального выгорания, а также обусловлены уровнем социально – психологического профессионализма средних медицинских  работников.

В организации работы средних медицинских  работников  в любом лечебно-профилактическом учреждении педиатрического профиля, важную роль играет специфическое общение, в первую очередь с ребенком и его родителями. Качество  социально – психологической деятельности среднего медицинского  работника  в отделении детской поликлиники не удовлетворяет современное общество (насколько можно судить по отзывам родственников детей, количеству нелицеприятных публикаций в средствах массовой информации). В педиатрии взаимоотношения медицинского работника и пациента приобретают особую значимость, связанную с психическим развитием ребенка. Ребенок - это, прежде всего развивающийся человек, которому взрослые должны обеспечить условия для нормального развития психики. Взрослые, в частности медики, создают первую безопасную среду для ребенка. Существующие психологические проблемы родителей, медицинских работников препятствуют формированию такой среды для развивающегося человека.

Одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между пациентом и медработником – ощущение поддержки. Если больной ребенок осознает, что ему намерены помогать, а не заставлять насильно делать что-то неприятное, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе. Когда медицинская сестра проявляет понимание, и ребенок и его родители уверены, что их жалобы услышаны, зафиксированы в сознании. Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.

При общении с детьми целесообразно учитывать следующие психологические особенности детского возраста:

- контакт с детьми облегчают  их доверчивость, внушаемость, непонимание степени опасности заболевания, манипуляции или хирургического вмешательства, оптимизм, отсутствие психических комплексов.

Таким образом, назрело основное противоречие между социальной потребностью в квалифицированном, компетентном медицинском работнике, способным к самостоятельному продуктивному решению профессиональных задач  и уровнем  социально – психологической подготовки сестринского персонала.

Для снятия этого противоречия необходимо разрешение проблемы процесса профессионального становления средних медицинских  работников в социально – психологической деятельности, что позволит полнее использовать человеческий фактор в здравоохранении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторные методы исследования. Роль среднего медицинского персонала в проведении лабораторных исследований

Тема, раскрываемая в пособии, актуальна, так как обучение пациента правильному сбору биологического материала является одной из главных обязанностей деятельности среднего медицинского работника в любо...

Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома

Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского домаНа сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в ...

Характеристика состояния социально – психологического статуса среднего медицинского персонала в гинекологическом отделении

В процессе реформирования российского здравоохранения предъявляются более высокие требования к личности и профессиональному поведению медицинского работника. При этом особое внимание уделяется психоло...

Безопасная больничная среда для пациентов и медицинского персонала

Данное пособие разработано в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения по специальностям 31.02.01 Леч...

Безопасность пациента и медицинского персонала в ЛПУ

Презентация МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала...

Формирование информационно-коммуникационной компетентности среднего медицинского персонала в условиях медицинского колледжа

Текст выпускной кваликационной работы, представленной к защите 25 января 2019 года. Это - результат профессионального пути длиной в 15 лет. Но, если разобраться, то путь этот начался практически с рож...

Методическая разработка по теме Особенности организации работы среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения сельской местности

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия  по теме Особенности организации работы среднего медицинского пепрсонала в  учреждениях здравоохравнения сельской ...