П.К. 3.6.Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.
материал
П.К.3.6.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_rebyonku.docx | 24.54 КБ |
roditelskoe_sobranie_2.docx | 25.39 КБ |
roditelskoe_sobranie.docx | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: создать благоприятные условия для знакомства родителей с правилами оказания ребенку помощи при выполнении домашнего задания.
Вид родительского собрания: тематическое собрание.
Вопросы для обсуждения: домашняя работа, как привить ребенку самостоятельность к выполнению домашних заданий.
Подготовительная работа: разработка анкет, памяток.
Ход занятия
Здравствуйте, уважаемые родители. Ваш ребенок стал школьником и с каждым годом у него появляются новые обязанности. Я предлагаю Вам ответить на вопросы в анкете, и выяснить тему нашей встречи.
Анкета
Уважаемые родители! Ответьте на следующие вопросы, используя шкалу баллов: да – 3, не совсем – 2, нет – 1.
1. Удовлетворены ли Вы организацией учебно – воспитательного процесса в школе?
2. Считаете ли Вы, что вашему ребенку легко учиться в школе?
3. Устает ли Ваш ребенок после дня занятий в школе?
4. Наблюдаете ли Вы переутомление у вашего ребенка к концу учебной недели?
5. Считает ли Вы, что объем домашнего задания оптимален для Вашего ребенка?
6. Считаете ли Вы, что в качестве домашнего задания имеют место трудоемкие, но малоэффективные виды работ?
7. Сколько времени требуется Вашему ребенку на выполнение домашнего задания?
– менее 1 часа;
– 1–2 часа;
– 2–2,5 часа;
– 2,5–3 часа;
– более 3 часов.
8. Ваш ребенок выполняет домашнее задание:
– самостоятельно;
– с помощью;
– не выполняет.
9. Домашнее задание способствует развитию вашего ребенка:
– всегда;
– иногда;
– нет.
10. Имеет ли Ваш ребенок достаточно времени для занятий по интересам?
11. Реагируют ли учитель на Ваши замечания и предложения по учебной нагрузке?
12. Имеют ли место жалобы со стороны Вашего ребенка на нехватку времени для отдыха?
13. Соответствует ли режим работы школы уровню физического здоровья вашего ребенка?
– да;
– частично;
– нет.
Спасибо за ответы!
Спасибо за откровенные ответы. Так какова же тема нашего родительского собрания?
Р.: - Тема нашего родительского собрания домашние задания, сколько времени и сил уделять при его выполнении.
У.: - Правильно. С помощью анкет, я смогу увидеть Ваше отношение к учебной нагрузке. Проанализировав их, я смогу учесть Ваши пожелания, и по мере возможностей реализовать их в учебном процессе и задании на дом.
Домашнее задание ученика при неправильной организации дня, при отсутствии четких требований со стороны взрослых превращается в настоящее испытание для многих родителей.
Каждый из Вас задумывается над тем, как правильно помогать ребенку при выполнении домашнего задания, вмешиваться или нет. А ответ прост: не вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Позиция невмешательства неприемлема, если ребенок не справляется, испытывает трудности. При этом:
– возьмите на себя только, то, что он не может выполнить;
– по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте ему их.
Необходимо вовремя перестать делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Процесс передачи ответственности начинайте с мелочей, понимая, что ваш ребенок нуждается и в отрицательном опыте. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия), и он будет взрослеть и становиться сознательным.
Предлагаю вам задание на самоанализ.
Разделите лист бумаги пополам и напишите заголовки «Сам(а)» и «Вместе с родителями», перечислите в них те дела, которые ваш ребенок выполняет сам, и те, в которых вы участвуете.
Сам(а) | Вместе с родителями |
1. Собираюсь в школу. 2. Выбираю с кем дружить и т. д. 3. Читаю, что хочу, и т. д. | 1. Делаем трудные домашние задания. 2. Убираем в квартире. 3. Накрываем на стол. 4. Убираем постель и т. д. |
Подумайте, что из перечисленного вами в правой колонке можно перенести в левую.
Помните, каждое перемещение – важный этап к взрослению вашего ребенка.
Сегодня мы рассмотрим несколько правил, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.
Правило первое. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка. Если родители стремятся избегать конфликтов со своими детьми, хотят как можно меньше огорчать их, то они начинают идти на поводу у собственного ребенка.
Правило второе. Правил не должно быть много, и они должны быть гибкими. Это предостерегает от воспитания в духе «закручивания гаек».
Правило третье. Требования родителей не должны противоречить важнейшим потребностям ребенка. Ребенку нельзя запрещать бегать, прыгать, рисовать, шумно играть – это его потребность в движении, познании.
Правило четвертое. Привила должны быть согласованы взрослыми между собой. Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, разногласия нужно обсуждать не в присутствии ребенка.
Правило пятое. Тон, которым сообщается требование или запрет, не должен быть повелительным, а дружественно-разъяснительным.
Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз, лучше в безличной форме: «Перед едой обязательно моют руки», а не «Немедленно вымой руки перед едой!»
Правило шестое. Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Выполнение этих правил обеспечит нормальное развитие вашего ребенка.
Любую информацию можно преподнести в позитивном ключе. Ваши высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, развивают и чувство ответственности. Слушая то, что им говорят, дети получают информацию о том, как надо себя вести.
Очень часто выполнением домашней работы занимается вся семья: папа рисует, мама ищет нужное стихотворение или перезванивает родителям одноклассников с целью уточнения заданных номеров. Какая-то часть работы достается самому ученику.
Но задача родителя совсем другая: нужно научить ребенка самостоятельно добывать знания, самостоятельно их обрабатывать, планировать умения.
Как это сделать? Следуйте указаниям памятки для родителей – тогда задача будет решена.
Памятка для родителей
«Как помочь ребенку выполнить домашнее задание»
1. Ребенок должен готовить домашнее задание самостоятельно, но не бесконтрольно.
2. Выясните трудности, с которыми встречается ребенок при выполнении домашнего задания.
3. Настройте ребенка на выполнение заданий тех уроков, которые были сегодня, а задания на следующий день надо только повторить.
4. Ритм выполнения домашнего задания индивидуален для каждого ребенка. Не следует ни торопиться, ни затягивать.
5. Выполнение каждого задания необходимо мотивировать применением его в будущем.
6. Не следует отвлекать ребенка, умственный труд требует сосредоточенности.
7. Разумная помощь и ненавязчивый контроль особенно необходимы ребенку в трудновыполнимых заданиях.
8. Постепенно необходимо приучать ребенка к планирующей оценке своих действий на день, два, неделю, месяц, четверть.
Памятка
«Как выполнять письменное задание по русскому языку»
1. Внимательно прочитай задание к упражнению и определи, каким правилом будешь пользоваться при его выполнении.
2. Если нужно, найди и еще раз прочитай это правило, выучи его, приведи свои примеры.
3. Выполняя упражнение, все время сверяйся с правилом.
4. Внимательно проверь каждое написанное предложение. Используй образец в учебнике, таблицу, словарь.
5. Замеченные ошибки аккуратно исправь.
Памятка
«Как выполнять задание по чтению»
1. Прочитай текст. Запомни слова и выражения, при чтении которых тобою были допущены ошибки.
2. Поработай над этими словами (прочитай их несколько раз).
3. Отметь в тексте все непонятные слова и выражения. Выясни их значение (в словаре, у учителя, дома – у взрослых).
4. Прочитай текст еще раз. Найди «смысловые опоры», то есть слова и выражения, которые не только сами хорошо запоминаются, но и отражают суть прочитанного.
5. Перескажи текст, используя «смысловые опоры».
Памятка
по решению текстовых задач
1. Прочитай задачу, представь себе то, о чем говорится в ней.
2. Объясни, что показывает каждое число, и выдели вопрос задачи.
3. Составь вспомогательную краткую запись условия задачи или зарисуй условие.
4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала? Что потом?
5. Составь план решения задачи.
6. Запиши и выполни решение.
7. Проверь решение.
8. Запиши ответ.
Памятка для оценки учащимися
письменного задания по математике
1. Правильно ли решены пример или задача?
2. Если «да», то можно ли предложить другой (более рациональный) метод решения?
3. Если «нет», предложи свое решение.
4. Поставь отметку за работу.
Памятка для оценки учащимися
письменного задания по русскому языку
1. Определи, каким правилом следовало пользоваться при выполнении этого задания.
2. Еще раз вспомни правило и проверь себя по образцу в учебнике.
3. Внимательно проверь каждое предложение, каждую часть работы.
4. Замеченные ошибки исправляй аккуратно.
5. Сумей объяснить, почему исправленное ты считаешь ошибкой.
6. Поставь отметку за работу, обосновав ее.
Родители не могут всегда быть рядом и всегда держать ребенка под неусыпным контролем.
Родительский контроль (он просто необходим на первых этапах обучения) должен постепенно заменяться самоконтролем. Поэтому ребенку необходим алгоритм неких действий, которые нужно выполнять. Но прежде должны знать его вы. Давайте познакомимся с последовательностью тех действий, которые приведут к положительному результату: ребенок будет способен самостоятельно выполнять успешно домашнее задание.
Памятка ученику
для приготовления устных заданий
1. Вспомни, что ты узнал на уроке. Прочти заданное по учебнику. То, что не понял, прочти 2 или 3 раза.
2. Продумай, что в прочитанном – главное. Составь план рассказа.
3. При чтении учебника обращай внимание на разбивку текста, на заголовки параграфов. Используй вопросы в конце каждого параграфа учебника.
4. При чтении учебника пользуйся иллюстрациями. Каждое новое для тебя название нужно постараться найти в словаре и запомнить.
Памятка ученику
для приготовления письменных заданий
1. Прежде чем приступить к выполнению задания, нужно исправить ошибки в предыдущих работах.
2. Повтори по учебнику правило, с которым связано выполнение задания.
3. Выполни письменное задание. Проверь каждое слово и предложение.
4. Замеченные ошибки аккуратно исправь. Если в работе много исправлений, то лучше переписать ее заново.
Правила взаимопомощи
1. Помогай тому, кто сам трудится.
2. Помогай другому даже тогда, когда тебе самому приходится трудно.
3. Помогай так, чтобы товарищ учился самостоятельно преодолевать трудности.
4. Взялся помогать – не подведи, доведи дело до конца.
Памятки останутся у Вас, поэтому вы всегда можете к ним обращаться за советом. Будьте последовательны сами и приучайте к последовательности ребенка. Это позволит окрасить годы учебы сына или дочери в светлые, радостные краски.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
Калининградской области
Профессиональная образовательная организация
«Педагогический колледж»
План-конспект родительского собрания
Тема: «Развитие логического мышления у младшего школьника.»
Класс: 3
Разработан: обучающейся
группы 32-шк
Домашенкиной Кристиной Алексеевной
(ФИО)
Специальность
44.02.02. Преподавание в начальных классах
Черняховск,2018
Тема: «Развитие логического мышления у младшего школьника»
Класс: 3 класс
Форма проведения: консультация
Цель: создание благоприятных условий для оценивания значимости развития логического мышления как механизма решения учебных проблем.
Задачи:
Образовательные: познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями развития логического мышления у младшего школьного возраста; познакомить родителей с некоторыми приемами и методами развития логического мышления у младших школьников с учетом характеристики данного возраста;
Воспитательные: просвещение родителей в важности логического мышления, как важнейшей деятельности, необходимой в учебном процессе.
Развивающие: развитие интереса родителей к особенностям логического мышления у младшего школьного возраста и его характеристике.
Подготовительная работа к проведения родительского собрания:
- Изучение литературы по теме консультации.
Подготовительная работа.
1. Приглашение родителей на консультацию.
Ход собрания
- Организационная часть.
У.: Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я предлагаю вам небольшой, но важный разговор.
II. Определение темы консультации.
У.: Родители очень переживают, когда у их детей что -то не получается и пытаются приложить все усилия, чтобы им помочь, но порой не знают как. Если младший школьник обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определённых правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей, причиной такого положения может быть – недостаточное развитие логического мышления. Как вы думаете, на какую тему будет наша сегодняшняя беседа?
Р.: «Развитие логического мышления у младшего школьника»
III. Основная часть.
У.: Уметь мыслить — значит уметь оперировать знаниями. Поэтому важно, чтобы у ребенка был определенный запас знаний, то есть, развит общий кругозор. Человек обучается умению оперировать знаниями в личном жизненном опыте, но особенно важно для развития мышления школьное обучение, потому что оно специально направлено на вооружение учащихся многообразными знаниями и умениями их использовать. Сознательно усваивая учебный материал, вскрывая связи и отношения между предметами и явлениями действительности, школьники постепенно учатся формировать точные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, строить умозаключения, систематизировать полученные знания, сравнивать, обобщать и конкретизировать материал. Ни на одну психическую функцию так не влияет обучение, как на мышление.
У.: Сейчас, Уважаемые родители, мы с вами побудем в роли детей. И попробуем решить логические задачи, поиграем в игры на логику.
Игра №1.
У.: Я читаю, а вы внимательно слушайте.
Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
Игра №2.«Логические концовки».
Вам необходимо закончить предложения:
• Лимон кислый, а сахар... (сладкий).
• Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).
• Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).
• Если два больше одного, то один... (меньше двух).
• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).
• Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).
• Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).
• Если правая рука справа, то левая... (слева).
Игра № 3.
На груше росло 10 груш, а на иве на две меньше. Сколько всего яблок?
Игра №4.
Эту картинку нужно разделить тремя прямыми линиями так, чтобы каждый гусь оказался на отдельной площадке.
Задача 2.
У Марины, Кати и Нади было две ручки и один карандаш.
Какой предмет был у каждой девочки, если у Кати и Нади были разные предметы?
Ответ: Ручка Кати, ручка Марины, карандаш Нади
У.: Такие задачи помогают развивать логическое мышление младших школьников. Вам понравились задания?
1) Рассмотрение терминов по теме консультации.
У.: Давайте разберемся, что же такое мышление? Это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Основными формами мышления являются суждение и умозаключение. Суждение - это высказывание о чем либо, утверждение или отрицание каких либо отношений между предметами или явлениями, между теми или иными их признаками. Умозаключение - форма мышления, которая позволяет человеку сделать вывод из ряда суждений. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.
В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. Прежде всего, разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.
Логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями. Логическое мышление необходимо при принятии решения, когда требуется применить и анализировать полученные ранее знания.Мы пользуемся им при решении очень многих задач, как при выборе кратчайшего пути на работу, так и при разработке стратегических бизнес-планов.
Мыслить логически – это значит выделять важное, отделять его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать выводы. Логика помогает нам находить обоснование многим ситуациям и явлениям, осмысленно оценивать факты, грамотно выстраивать свои суждения.
При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Существует огромное разнообразие игр и упражнений для развития всех операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция). Отличным упражнением также является разгадывание загадок, решение различных кроссвордов, головоломок. Хорошо развивает логику игра в шахматы.
У.: С чего же нужно начинать?
Итак, вначале занятий Вам необходимо выбирать игру или упражнение, сложность которого соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребёнку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия.
Затем необходимо переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.
Регулярная и планомерная работа по развитию мышления существенно повысит интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, а так же будет способствовать успешному обучению в школе.
Играя с ребёнком, Вы будете совершенствовать самые ценные для него психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.
Характерно, что проведение игр не требует никаких специальных условий. Играть с ребёнком возможно, гуляя на улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, по дороге в школу и даже в ванной комнате. При решении интеллектуальных задач ребёнку потребуется подсказка, Ваш совет. Такая Ваша помощь, а также его заинтересованное общение помогут ребёнку не только справиться с поставленной целью, но и сделают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.
Если Вы сконцентрируетесь на точности, чёткости и полноте всех формулировок ребёнка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления – речи, оба эти процесса получат дополнительное развитие.
9. Рефлексия.
Уважаемые родители,мне было приятно с вами работать. Надеюсь, что наше собрание помогло вам многое осмыслить. В заключение я предлагаю вам памятку с советами.
Способов развития логического мышления огромное множество! Выберите наиболее подходящие для себя варианты заданий.
Памятка для родителей по развитию логического мышления
Для того чтобы дети успешно учились в начальной школе, с ними нужно регулярно заниматься, развивать у них логическое мышление. Не только педагоги, но и родители должны учить детей сравнивать, сопоставлять предметы, искать аналоги предметов, явлений. Уже в начальной школе они должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза и, конечно, сравнения. Особое внимание и родители, и педагоги должны уделять переходу детей из начальной школы в среднюю. В среднем звене коренным образом изменяются условия обучения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию. Учителя среднего звена считают, что обучающиеся, пришедшие из начальной школы имеют низкий уровень развития речи, смысловой памяти, низкий уровень сформированности операций логического мышления, произвольности. Существует множество заданий и упражнений, которые позволят родителям и педагогам развить логическое мышление детей, а также научить их:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать предметы между собой;
- обобщать;
- классифицировать предметы, слова, числа;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определение тем или иным понятиям и явлениям;
- определять отношение между предметами типа род-вид;
- осуществлять мыслительные операции анализа и синтеза;
- выявлять функциональные отношения между понятиями и явлениями;
- определять отношения между предметами типа «часть-целое»;
- развивать речь;
- использовать операцию логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях.
Для развития интеллектуальных способностей ребенка достаточно выполнять ежедневно или через упражнения.
Например:
- Расскажи о форме, цвете, вкусе ЯБЛОКА, АРБУЗА
- Сколько букв в словах? КИТ, СОН, СНЕГ
- Из каких цифр состоят числа? 27, 39, 45
- Назови времена года по перечисленным признакам.
Холодно. Выпал снег. Дети катаются на коньках и лыжах, играют в хоккей. День стал коротким. Очень рано темнеет.
- Составь слова, переставив буквы.
АЛИГ ЛИГА
ЕОСЛ ОСЕЛ
ОТЛЕ ЛЕТО
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Калининградской области
«Педагогический институт»
Родительское собрание на теме:
«Трудовое воспитание в семье»
Составила студентка группы: СПО 32шк
Увина Евгения
Черняховск,
2017 г.
Тема:«Трудовое воспитание в семье»
Цель: создать благоприятные условия для привлечения родителей к трудовому воспитанию школьников.
Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка. Расширять представление и обогатить педагогические умения родителей по вопросам трудового воспитания детей;
вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком дома.
Оформление:
- в классе три небольших стола, на каждом из которых кубик определенного цвета: красный, желтый, фиолетовый;
- карточки трех цветов, соответствующих цветам кубиков;
- на каждом столе лист бумаги и ручка;
- карточки с заданиями для работы в группах;
- карточки-памятки;
- презентация
Участники: родители обучающихся 4-го класса.
Форма проведения: собрание – практикум.
«Трудовое воспитание – это гармония трех начал: надо, трудно и прекрасно».
В.А.Сухомлинский
К.Д. Ушинский
Подготовительная работа:
- анкетирование родителей и обучающихся;
- анализ результатов анкетирования (родительский комитет);
Анкета для родителей.
- Есть ли общие трудовые дела у взрослых и детей в вашей семье? Какие?
- Кто моет посуду, готовит обед, ходит в магазин, убирает квартиру?
- Любит ли ваш ребенок выполнять домашние дела? Почему?
- Есть ли у ребенка постоянные трудовые дела? Как он к ним относится?
- Что вы делаете, если ребенок отказывается выполнять работу по дому?
- Знает ли ваш ребенок, где вы работаете? Бывал ли он у вас на работе?
Анкета для детей № 1.
Ход собрания.
При входе в класс родители берут с подноса цветную карточку и рассаживаются за столы с кубиком соответствующего карточке цвету.
- Выступление учителя по теме собрания.
Тема нашего собрания «Трудовое воспитание в семье». Выбрана она не случайно. Труд - основа развития и становления человека. Поэтому воспитание привычки к труду важно в любом обществе, независимо от социально-политического устройства последнего.
«Не для школы — для жизни» — такой призыв встречал учеников древнеримских школ. Уже античные педагоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности.
В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др. Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.
Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками.
Известный русский педагог и психолог Павел Петрович Блонский писал: «Ручной труд является огромным фактором умственного развития детей».
А ответственность за приобщение детей к труду лежит на взрослых, прежде всего -
родителях. Это отметил еще в 17 в. английский философ Джон Локк: «Дети гораздо менее склонны к лени, чем взрослые; и если некоторая часть этого деятельного настроения не направляется на полезные вещи, то в этом следует винить взрослых».
Знакомство с целями и планом собрания.
Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.
Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых результатов и результатов легких нельзя. Во-первых, потому что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение.
Успех является центральным моментом, определяющим появление любви к труду. Он наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело. Поэтому необходимо, чтобы ребенок видел результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех рождает потребность в труде.
Получилось! До сих пор не получалось, а теперь получилось! Он радуется и, сияя, предлагает окружающим разделить эту радость.
А как часто приходится видеть следующее. Ребенок, как умел, вымыл пол, а мама, придя домой, только ахнула и принялась его перемывать. Вместо похвалы его инициатива получила осуждение. Конечно, это сильно ранит душу ребенка, а лучше сказать: «Какой ты у меня молодец! Спасибо за помощь. А завтра давай мы это сделаем вместе». И показать, как надо вымыть пол. Ведь личный пример и личный показ – это важная и необходимая вещь в трудовом воспитании.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы должны их готовить к будущей самостоятельной жизни. Наверняка, и неприученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней и привычку заботиться о близких. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам почищу картошку».
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Мы должны приучить ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Приучать его к мысли, что любой труд, направленный на пользу – благороден.
Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен быть эпизодичным. Здесь необходима систематичность. Ребенок должен усвоить, что трудовые обязанности – это нечто важное, незыблемое, не выполнять их нельзя. У детей непременно должны быть постоянные трудовые обязанности, т.к. они воспитывают важное качество - ответственность.
Есть такое слово – «надо». Короткое, неумолимое, требовательное, как приказ. Надо! – и никуда не денешься. Через «не могу», через «не хочу». Тех, кто имеет привычку делать не то, что сейчас хочется, а то, что надо, обычно уважают, считают сильными, волевыми, надежными людьми. А среди трудовых привычек эта – чуть ли не самая основная. Как это сделать?
Все начинается с мелочей: «Не пойдешь гулять, пока не уберешь свои игрушки», «Не будешь смотреть телевизор, пока не сделаешь уроки» и т.д. Главное – настоять на своем, быть неумолимым.
Профессор А.В. Введенский в своей книге «Воспитание воли у школьников» пишет: «Для воспитания воли важно наряду с развитием самостоятельности приучать ребенка к некоторому самоограничению. Слово «нельзя» должно быть одним из первых понятных ребенку слов».
Родители, которые освобождают своих детей от постоянных обязанностей, оказывают им плохую услугу. Ведь только путем постоянных упражнений и повторений вырабатываются трудовые навыки и доводятся до автоматизма. Конечно, мама гораздо быстрее подметет пол, вымоет посуду, польет цветы. Но, если это сделает ее ребенок, это будет полезнее и важнее. С каждым днем у него это будет получаться лучше и тщательней. Навыки имеют огромное значение в жизни человека и составляет более 90% всех действий, которые он совершает. Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она вообще не может появиться.
Воспитание трудолюбия не должно быть шаблонным и однотипным для всех детей, а учитывать особенности каждого.
1)Например, ребенок неохотно берется за дело, но зато самостоятельно завершенная работа обычно доставляет ему большое удовольствие. Надо фиксировать его внимание на приятных ощущениях, разделить с ним его радость, не разочаровывать критическими замечаниями, если даже работа не так хорошо выполнена, как ему кажется. Надо добиться, чтобы предвкушение результата служило стимулом к активности.
2) Есть дети, которые с азартом принимаются за все новое, увлекаются, но быстро остывают и не доводят ничего до конца. Здесь важно, чтобы задания не были отпугивающими. За одну и ту же работу одного можно похвалить, а другого не следует.Трудолюбивый мальчик, трудолюбивая девочка … Когда так можно сказать о ваших детях – это не только приятно. Это родительская победа.
Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.
- Итоги анкетирования родителей и детей.
В нашем классе прошло анкетирование родителей и детей. С его результатами вас познакомит родительский комитет.
Выступление родительского комитета.
Вывод: не во всех семьях уделяется должное внимание трудовому воспитанию детей. Родителям необходимо пересмотреть позицию, чтобы не упустить время для формирования у детей необходимых качеств (трудолюбие).
- Из опыта семейного воспитания.
Выступление 2-3 родителей.
- Родительский практикум.
А сейчас я предлагаю вам попробовать разрешить проблемные вопросы, которые могут возникнуть.
Каждая группа родителей получает карточку с описанием ситуации или вопросом, обсуждает 2-3 минуты, а затем предлагают решение данной проблемы.
Задания
- Обосновать мнение.
«Одним личным примером ничего не сделаешь. Сколько есть случаев, когда родители трудолюбивые, а дети вырастают бездельниками».
Вывод. Вернее, так бывает. И это всегда просчет воспитателей. Одного личного примера мало. Нужна требовательность, нужна правильная организация жизни.
- Что ответить на данное суждение?
«Не так просто заставить ребенка делать то, что ему не хочется. Принуждение может вызвать у него протест, а впоследствии и вовсе отвращение к труду».
Вывод. Надо не принуждать, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, настойчиво, постоянно. Учить его управлять своими желаниями, воспитывать очень важное качество – волю.
- Хорошо или плохо говорить детям:
«Если ты сделаешь то-то, я тебе разрешу посмотреть кино».
«Сходи в магазин – получишь на мороженое».
Вывод: Реальная награда служит сильно действующим мотивом для ребенка. Дети стараются выполнить поручения по эгоистическим соображениям, рассчитывая на поощрение. На первых порах такие методы могут помочь трудовому воспитанию. Так или иначе ребенок получает определенные трудовые навыки. Однако впоследствии поощрение и награда становятся самоцелью. И это уже плохо. Необходимо в дальнейшем найти другие мотивы, позволяющие заинтересовать детей в трудовой деятельности.
От общих вопросов перейдем к конкретным поступкам. Я зачитаю ситуацию, а вы, родители, должны решить, как здесь поступить.
Вопрос зачитывает учитель. Команды его обсуждают и дают свои ответы.
Ситуации
- Вы решили посадить грядку моркови и хотите, чтобы ребенок помог вам, а он в это время смотрит телевизор.
( - Мы с тобой собирались посадить морковь. Поможешь мне?
- Интересная передача, да? А когда она закончится? Давай посмотрим вместе, а потом вместе пойдем сажать морковь. )
2) Вы сказали ребенку убрать книги (учебники), а он не делает и рвется на улицу.
( Игра, чувство юмора.
- Книжки тоже хотят к своим друзьям.
Обязательно добиться, чтобы дело было сделано. )
3) Ребенок не успевает вовремя выполнить ваше поручение, так как слишком медлителен и неуклюж в движениях. Как поступить?
(Дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.)
4) Ребенок выполнил поручение: убрался в своей комнате. Явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?
( Доброе слово родителей – важная награда. Надо показать, что вы цените его работу. Ведь готовить обед для вас – привычное дело, но приятно услышать похвалу. Дайте почувствовать, что вы считаете его взрослым. )
Чтобы не допускать ошибок в воспитании у детей трудолюбия, я предлагаю вам памятки-советы для родителей.
Учитель раздает памятки.
Памятка родителям.
- Будьте последовательны в своих требованиях.
- Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
- Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
- Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
- Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
- Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
- Заключение.
Наш класс – это тоже семья, в которой воспитание трудолюбия имеет важное значение. Предлагаю вам, уважаемые родители, «посадить» Дерево трудолюбия, на плодах которого вы запишите, какую помощь в трудовом воспитании детей нашего класса вы можете оказать, каким полезным видам деятельности научить ребят (организация мастер-классов, выставок, экскурсий, трудовых дел, акций и т.д.).
Родители делают записи на «яблоках» из бумаги и приклеивают их к нарисованному дереву.
Я благодарю вас за участие в обсуждении темы. Не забывайте о важности и необ-
ходимости трудового воспитания, привития трудовых навыков вашим детям.
В.А. Сухомлинский называл трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и
прекрасно.
НАДО … Еще КАК! Просто необходимо. Только трудолюбие в сочетании с целеустремленностью и упорством помогут добиться в жизни немеченой цели.
ТРУДНО … Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Это требует настойчивости, колоссального терпения и времени.
ПРЕКРАСНО … Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание того, что трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд.
А русский педагог К.Д. Ушинский писал: "Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, - это трудолюбие". И пусть наше дерево трудолюбия приносит радость, растет и плодоносит.
Проект решения собрания.
1. Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в семье индивидуальные трудовые поручения, определить детям постоянные обязанности, которые будут им по силам.
2. Использовать в своей работе по воспитанию у детей трудолюбия советы классного руководителя и предложения родителей, высказанные на родительском собрании.
3. Каждой семье принять участие в организации дел класса пор трудовому воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"
В этой статье я поделилась своим опытом организации совместной работы семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к литературе, к книге....
Статья «Формирование толерантного поведения младших школьников в процессе интерактивного взаимодействия».
Статья «Формирование толерантного поведения младших школьников в процессе интерактивного взаимодействия»....
Проблема адаптации младших школьников к процессу обучения игре на фортепиано и возможность использования артпедагогики, как средства на пути к решению данной задачи.
Процесс адаптации ребенка к процессу обучения - сложный и подчас длительный процесс, требующий больших психических физических и умственных затрат юного ученика. То же касается и начального периода обу...
Доклад на ШМО по теме: «Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания»
Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания...
Воспитание ответственности у младших школьников средствами физического воспитания
В статье рассматривается проблема необходимости воспитания ответственности у младших школьников средствами физического воспитания. Анализируется деятельность учителей младших классов и физической куль...