«Использование информационных технологий в обучении детей с ОВЗ».
материал
Выступление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informatsionnyh_tehnologiy_v_obuchenii_detey_s_ovz.docx | 49.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование информационных технологий в обучении детей с ОВЗ».
Древняя мудрость гласит:
« можно привести коня к водопою,
но заставить его напиться нельзя.»
Преподаватель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса у студентов, без внутренней мотивации - освоения знаний не произойдет. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Над этим вопросом задумываются многие педагоги, в том числе, работающие с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь коррекционные программы школ VIII вида предполагают ежегодное повторение одного и того же материала) работу привлекательной для студентов, наполнить ее новым содержанием, сделать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Разумеется, новые технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание студентом того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения дает ему веру в свои силы.
В лицее можно очень эффективно использовать компьютерные технологии и ЦОРы. Они помогают внедрять ИКТ в учебный процесс и наносят ощутимый удар по “меловым” технологиям. У электронных учебных материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения различных дидактических задач. Практика показала, что можно выделить несколько направлений использования компьютера и ЦОРов в нашей работе:
1.Использование прикладного программного обеспечения по различным предметам.
Во время индивидуальной работы за компьютером осуществляется совместная деятельность зрительного и моторного анализаторов, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания, интерес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Современные детские компьютерные игры помогают развивать логику и внимание, память и адекватное восприятие окружающего мира, так необходимые для полноценного развития личности.
2.Выполнение вспомогательной функции при подготовке и проведении уроков и внеклассных занятий.
У детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствует или очень низкая учебная мотивация. Сегодня решать эту проблему помогают презентации, выполненные в среде Microsoft Office PowerPoint, Windows Movie Maker, CMART Notebooc. Звук, движение, цвет на экране – это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание студента-инвалида, делают процесс обучения более осознанным. (Видео Вода – это жизнь)
В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья психологи рекомендуют задействовать основные сенсорные системы человека, особенно кинестетическую, так как именно она связана с моторной памятью и помогает довести навыки ребенка до автоматизма, т.е. перевести на уровень подсознания.
Сегодня существует множество сайтов, которые предлагают готовые развивающие флеш-игры. Их тоже можно использовать на уроках, т.к. они развивают различные психические процессы.
Появление в арсенале педагога такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание традиционных средств с применением интерактивного оборудования решает многие проблемы в обучении таких детей.
Все студенты, которые имели возможность хоть раз поработать с интерактивной доской, проявляют большее желание участвовать в уроках. Дети стали чувствовать себя более комфортно на уроке, перестали бояться выходить к доске. Интерактивная доска помогает их самоутверждению, развивает общую и мелкую моторику, так как на доске можно работать не только маркерами, но и рукой и даже пальчиками.
3. Преподавание начальных элементов компьютерной грамоты.
Наша задача – уже с первых занятий привить студентам гигиенические нормы работы за компьютером, убедить их, что компьютер – это не только средство развлечения, а еще и средство творческого самовыражения каждого из них. Наиболее естественным, доступным и интересным практически всем студентам на начальном этапе обучения является процесс рисования. По мнению современных учёных: работа пальцами развивает речь. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, студент отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознаёт себя в нём.
Научно обосновано и доказано, что студенты, выполняя простейшие движения мышкой развивают сенсорную память, запоминают гораздо быстрее очертания букв, чем если бы они выполняли те же самые движения ручкой на листе бумаги. Возможности графического редактора в этом плане огромные. Графические редакторы ориентированы на процесс “рисования” изображения и комбинирования готовых изображений. Студент может использовать в панели инструментов кисть различной формы, распылитель различной насыщенности для рисования букв. Вставлять рисунки для раскрашивания и тексты. Обучение превращается в занимательную игру, которую студент создаёт собственными руками.
4.Средство эмоциональной разгрузки.
Студентам нравится, когда в конце урока, как поощрение за хорошую работу, им разрешается посмотреть какой-либо видеоклип или ролик (Интернет позволяет без труда находить такой материал). Во время проведения уроков включение коротких видеозаставок снимает у студентов усталость, повышает заинтересованность в уроке, заряжает новой энергией.
5. Средство для создания и использования учебных тренажеров,
тестовых заданий.
Имея в арсенале работы учебные тренажеры по разным предметам (созданные самой или позаимствованные у коллег-педагогов в Интернет-сообществе), можно подготовить урок, коррекционное занятие, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым студентом. Студенту дается возможность работать в приемлемом для него темпе, соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и остальные сверстники.
6. Средство для изготовления раздаточного дидактического материала.
Поскольку для специальных школ практически нет печатного дидактического материала, приходится самим разрабатывать такие пособия. Персональный компьютер в руках педагога, в дополнении со сканером и принтером – это минитипография.
Имея за плечами опыт использования возможностей компьютерных технологий на уроках, могу сказать, что это не просто новое веяние времени, а реальная необходимость. Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью студентов с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях. Все это в конечном итоге является частицей вклада в проблему адаптации и выживания детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире, наполненном информацией и новыми технологиями.
А что думают по этому поводу сами дети? Вот некоторые из высказываний, смысл которых можно выразить словами английской пословицы: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил».
Помните, дорогие коллеги, что наша задача – превратить учебу в живое, интересное и увлекательное сотрудничество педагога и студента, в принципе не имеющее границ. А новые технологии – добрые помощники нам в этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мобильного обучения как информационной технологии при обучении иностранному языку в учреждениях СПО
Статья посвящена технологии мобильного обучения ( m Learning) в учреждениях СПО. Цель статьи - познакомить читателя с особенностями данной технологии, а также её возможностями....
Статья «Использование информационных технологий на занятиях по английскому языку при обучении медицинской терминологии»
Статья «Использование информационных технологий на занятиях по английскому языку при обучении медицинской терминологии» представляет собой обзор опыта работы с информационными технологиями при обучени...
Использование информационных технологий для организации обучения на уроках химии
Применение современных образовательных технологий на уроках химии в ходе образовательного процесса...
Использование современных педагогических и информационных технологий в обучении естествознанию.
Использование современных педагогических технологий в обучении ествествознанию....
Использование информационных технологий и средств электронного обучения при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношений в учреждении СПО
Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знаний...
Педагогический проект АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Стремительное развитие общества, совершенствование технологий вызывает необходимость адекватного использования новых возможностей. С увеличением количества компьютеров в учебных заведениях возра...