Новый формат подготовки кандидатов в замещающие родители: плюсы и минусы, трудности и перспективы
статья

Орешенкова Елена Вячеславовна

Новый формат подготовки кандидатов в замещающие родители:

плюсы и минусы, трудности и перспективы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii_v_sbornike_konferentsii.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Орешенкова Елена Вячеславовна,

педагог-психолог,

тренер «Школы Приемного Родителя»,

Смоленское областное государственное

 бюджетное учреждение

 «Центр психолого-медико-социального

сопровождения детей и семей»

elena-oreshka@mail.ru

+7(903)8904177

«Новый формат подготовки кандидатов в замещающие родители:

плюсы и минусы, трудности и перспективы»

В настоящее время проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью остается одной из наиболее актуальных в сфере социального развития государства. Как отметила в своем докладе Уполномоченный  при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А.Ю. Кузнецова,  «в последние годы наблюдается положительная тенденция сокращения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей… Сократилось на 11,4% количество детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 44 823 в 2017 году до 39 694 в 2019 году». Несмотря на отмеченную положительную динамику, проблема  семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжает оставаться одной из ключевых в политике нашего государства. Основными ценностями семейного устройства являются защита прав и интересов приемного ребенка и обеспечение стабильности и постоянства его жизни, что возможно только в эффективно функционирующей замещающей семье, понимающей собственные мотивы, знающей свои сильные и слабые стороны, владеющей всей полнотой информации об особенностях приемного ребенка, о возможных трудностях и рисках взаимодействия в замещающей семье и способах их разрешения.

Семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – это важнейший путь решения проблемы предупреждения и коррекции негативных последствий сиротства. Не так давно практика отбора и подготовки кандидатов в замещающие родители сводилась к формальному сбору документов. Если замещающая семья соответствовала определенному перечню требований, то в достаточно короткий срок в нее передавался приемный ребенок. При таком подходе семьи, которые не прошли качественную профессиональную подготовку к принятию ребенка,  при возникновении первых же трудностей возвращали детей в интернатные учреждения.

В настоящее время обязательным условием принятия ребенка в семью является прохождение замещающими родителями подготовки в «Школе приемных родителей». Результаты работы «Школы приемных родителей» убедительно доказывают, что  прохождение семьей программы подготовки к приему ребенка существенно снижает количество вторичных возвратов, являясь профилактикой вторичного сиротства, облегчает процесс адаптации ребенка и семьи, снижает количество и остроту конфликтов и кризисов в уже созданной приемной семье, помогает более осознанно и взвешенно принимать решение о возможностях и готовности семьи воспитывать приемного ребенка.

Подготовка в «Школе приемных родителей» предполагает обучение кандидатов в замещающие родители в формате проведения тренинговых занятий, на которых наряду с лекционным материалом используются разнообразные игры и упражнения, «мозговые штурмы» и управляемые медитации, позволяющие не только повысить уровень знаний кандидатов об особенностях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и методах их воспитания  в условиях замещающей семьи, но и сделать их выбор более осознанным.

В 2020 году весь мир оказался охвачен пандемией, связанной с распространением коронавирусной инфекции, которая привела к масштабному карантину. Приостановление работы «Школы приемного родителя» в условиях самоизоляции было невозможным, так как без свидетельства о ее прохождении потенциальные замещающие родители не могли начать процедуру принятия ребенка в семью. Это означало, что для многих детей, находящихся в интернатных учреждениях, увеличивалось время ожидания, а, как известно, для ребенка важен каждый месяц, проведенный в учреждении, ситуация может быть для него критичной.

Новые условия жизни поставили перед специалистами «Школы приемного родителя» задачу перехода в формат онлайн-обучения, при этом требовалось сохранить определяемый Программой подготовки замещающих родителей объем материала и обеспечить качественное его усвоение кандидатами. Опыт работы специалистов «Школы приемного родителя» Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Центр психолого-медико-социального  сопровождения детей и семей» показывает, что подготовка кандидатов в замещающие родители в формате онлайн при грамотной технической и методической организации позволяет обеспечить качество подготовки в соответствии с требованиями Программы.

Существенным отличием работы «Школы приемного родителя» в новом формате является проведение подготовительного этапа, на котором осуществляется перевод группы в онлайн. Данный этап крайне важен, и качество его проведения во многом определяет успешность работы на протяжении всех занятий. Работа на данном этапе выстраивается по определенному алгоритму, обеспечивающему преимущественно техническую сторону работы специалистов. В процессе телефонных разговоров с кандидатами в замещающие родители определяются имеющиеся у них возможности пользования системой обмена сообщениями WhatsApp и платформой для проведения онлайн-занятий Zoom. В современном мире большинство людей активно используют различные гаджеты и предоставляемые ими возможности. Однако, есть категория кандидатов, для которых это представляет определенную проблему. В связи с этим для специалистов крайне важным является оказание им помощи и поддержки не только на подготовительном этапе, но и на протяжении всех занятий. Следует отметить, что оказываемая поддержка должна быть не только технического характера, но и эмоционального. Необходимость прохождения подготовки в «Школе приемного родителя»  даже в очном формате вызывает определенный страх у большинства потенциальных замещающих родителей, а переход в онлайн-формат данный страх усиливает. В связи с этим специалистам необходимо поддержать кандидатов, вселив им уверенность, что они справятся с поставленными задачами. Также важно помочь кандидатам определить собственный «круг поддержки» – людей, которые помогут создать группу в  WhatsApp, установить приложение  Zoom и т.п.

Создание группы в WhatsApp позволяет тренерам группы поддерживать контакт со всеми участниками, а в дальнейшем позволяет им поддерживать контакт друг с другом. При организации работы  группы в WhatsApp специалистами сразу определяется временной промежуток, когда они находятся на связи с кандидатами, что позволяет как специалистам, так и кандидатам, эффективно распределять собственное время. Только после включения всех участников в группу WhatsApp осуществляется переход к работе с приложением Zoom. В группе размещаются доступные видео инструкции по установке приложения и работе с ним, назначается дата и время проверки подключения к платформе все участников, специалисты оперативно оказывают помощь кандидатам в работе с приложением в формате обмена печатными и голосовыми сообщениями в  WhatsApp, телефонных переговоров и общения в процессе пробного подключения к платформе. Завершением подготовительного этапа обучения кандидатов в замещающие родители в онлайн-формате является активизация всех участников группы и их контактов.

Для проведения онлайн-занятий в «Школе приемного родителя» используется  платформа Zoom, которая обладает рядом важных преимуществ. Благодаря данной платформе становится возможным не только проведение лекций, но и большинства практических упражнений, включаемых в занятия очной формы обучения. Наличие  интерактивной доски позволяет включать в работу с группой презентации, видеозаписи, при этом демонстрацию экрана можно при необходимости ставить на паузу. Наличие функции «Закрепить видео» дает возможность организовать работу участников в парах, как будто участники сидят друг напротив друга. При организации «мозговых штурмов» и некоторых упражнений, предполагающих деление участников на группы, использовалась возможность создания сессионных залов. Возможность отключения камеры и звука, позволяет использовать в работе ряд упражнений, где требуется глубокое погружение в ситуацию. Обеспечение эффективной обратной связи возможно благодаря наличию функции «Поднять руку». Крайне важным является то, что платформа Zoom предоставляет возможность записи онлайн-занятия, что позволяет кандидатам еще раз вернуться к обсуждаемой на занятии теме в удобное для них время.

Программа подготовки кандидатов в замещающие родители предполагает, что количество практических часов значительно превышает количество теоретических, что позволяет специалистам активно вовлекать участников группы в обсуждение и взаимодействие, обеспечивая тем самым максимально возможный опыт «погружения»  в тему. Онлайн-формат работы не позволяет реализовать те упражнения, в которых требуется тактильное взаимодействие участников – встать в круг, взять друг друга за руки и т.п. Безусловно, что все большинство используемых в работе с кандидатами упражнений претерпели определенные изменения, однако, это не снизило их эффективность, они были просто проведены по-другому. Полученная от кандидатов в замещающие родители по итогам прохождения обучения в формате онлайн обратная связь показала, что проведенные практические упражнения сохранили свою значимость и выполнили заложенные в них задачи.

Анализ работы по подготовке кандидатов в замещающие родители в формате онлайн позволил выделить преимущества и ограничения данной формы обучения.

Говоря о преимуществах онлайн-формата обучения в «Школе приемного родителя», следует, прежде всего, отметить отсутствие привязки к определенной локации. Это оказывается крайне важным для кандидатов в замещающие родители, проживающих в удаленных районах, кандидатов, которые не могут в полном объеме посещать очные занятия в силу профессиональной занятости, а также для тех, кто имеет определенные возрастные ограничения. Таким образом, онлайн-формат обучения позволяет экономить материальные, временные и физические ресурсы кандидатов, что обеспечивает оптимальное соотношение потраченных средств и усилий с результатом.

Запись проведенных занятий позволяет кандидатам в удобное для них время вернуться к наиболее актуальным вопросам рассматриваемых тем. Кроме того, кандидаты, пропустившие занятие по объективным причинам, могут просмотреть его видеозапись.

 Среди кандидатов в замещающие родители встречаются лица, которые испытывают различного рода коммуникативные трудности, в связи с чем, им оказывается достаточно сложно работать в режиме очного обучения. Закрытость, боязнь вступить в личный контакт с участниками группы, неумение наладить коммуникацию с незнакомыми людьми значительно снижают эффективность работы в тренинговой группе. Для таких кандидатов режим онлайн-обучения оказывается более комфортным  технические устройства выступают для них своеобразным «защитным средством», помогающими минимизировать испытываемые кандидатом негативные переживания, возникающие при «живом» общении. Также следует отметить и тех кандидатов в замещающие родители, для которых характерно переживание неуверенности и стеснения, обусловленное различиями в социально-экономических статусах участников группы.  Благодаря онлайн-формату работы удается в определенной мере минимизировать данные переживания кандидатов.

Наряду с обозначенными преимуществами обучения в «Школе приемного родителя» в онлайн-формате можно обозначить ряд недостатков данной формы работы. Одним из главных является отсутствие живого общения со специалистами и участниками группы, что требует от специалистов больших усилий по обеспечению включенности в работу всех участников. Особого внимания требуют немотивированные кандидаты, обучение которых в онлайн-формате может стать формальным.

Следует отметить, что онлайн-формат обучения предполагает наличие технических средств и уверенное пользование ими кандидатами. Отсутствие соответствующих технических средств, доступа к Интернету, а также отсутствие человека, способного оказать непосредственную помощь при подключении к занятию, не позволяет некоторым кандидатам пройти онлайн-обучение.

Для большинства кандидатов режим очного обучения является наиболее привычным. Переход к  онлайн-обучению требует более длительного периода адаптации, успешность которого целиком определяется тем, насколько качественно специалистами была проведена подготовительная работа. Следует отметить, что даже если пробное подключение к онлайн-занятию прошло успешно, в каждое последующее занятие следует закладывать дополнительное время на то, чтобы обеспечить полную готовность всех кандидатов к работе.

Онлайн-формат подготовки кандидатов в замещающие родители предполагает увеличение количества времени, затрачиваемого специалистом для подготовки к занятиям – подготовка презентаций, видеоматериалов, адаптация игр и упражнений под онлайн-формат их проведения и т.п. Специалисту необходимо тщательно продумывать для каждого занятия методы работы, подбор и подачу аудио-, видео- и демонстрационных материалов с учетом особенностей участников конкретной группы.

Проведение тренинговых занятий по подготовке кандидатов в замещающие родители, как в очной форме, так и в формате онлайн предполагает создание безопасного обучающего пространства и формирование доверительного контакта с участниками группы. Особенностью онлайн-обучения является то, что специалисты не всегда могут в полной мере проявить сочувствие и поддержку кандидатам в случае проявления ими эмоционально ярких переживаний. Онлайн-формат работы ограничивает соблюдение принципа «Здесь и сейчас»  оказание поддержки со стороны специалистов и участников группы может оказаться отсроченным во времени. Преодолеть это возможно посредством слаженной работы ведущего и со-ведущего группы – если один из ведущих раскрывает информационный блок или проводит упражнение, то задачей со-ведущего является отслеживание эмоциональных реакций, возникающих у участников группы.

Несмотря на наличие определенных недостатков, онлайн-формат обучения имеет право на существование в системе подготовки кандидатов в замещающие родители. Одним из факторов, обеспечивающих  эффективность работы в данном формате, является личность специалиста, проводящего тренинговые занятия. Специалисту следует позаботиться о своем внешнем виде и состоянии аудитории, из которой осуществляется трансляция онлайн-занятия, что позволит обеспечить деловой настрой на работу группы. Для того, чтобы онлайн-занятие было эффективным и принесло желаемый результат, работать должны и тренер, и участники группы. Активность работы участников группы во многом обеспечивается тем, насколько специалист владеет теоретическими знаниями в рамках рассматриваемых тем и практическими навыками проведения упражнений. Умение мотивировать кандидатов в замещающие родители позволит специалисту преодолеть формальный подход к занятиям, сделает их действительно полезными для каждого участника группы. Еще одним важным качеством является организованность специалиста, предполагающая не только умение управлять группой, но и позволяющая подготовиться к работе в онлайн-аудитории: собрать и вовремя загрузить качественный, понятный материал для занятия, проверить оборудование и настроить онлайн-аудиторию, изучить нюансы работы онлайн-сервиса и инструментов, которые помогут удержать внимание участников онлайн-обучения. Все перечисленные качества специалиста, осуществляющего подготовку кандидатов в замещающие родители, позволяют обеспечить качество проводимого обучения.

Анализ результатов подготовки кандидатов в замещающие родители в формате онлайн позволяет выделить три важнейших составляющих эффективности данной формы обучения: профессионализм специалистов, выбор надежного сервиса для проведения онлайн-занятий и  грамотное планирование содержания занятий. Опыт проведения «Школы приемного родителя» в формате онлайн показывает, что данная работа при грамотной и профессиональной ее организации может быть сохранена наряду с привычным форматом обучения. Онлайн-формат прохождения подготовки может дать возможность стать замещающим родителем тем кандидатам, которые в силу различных объективных причин не могут пройти подготовку в очной форме. Новые реалии жизни, связанные с пандемией, показали, что онлайн-форматы обучения если и не заменят полностью  режим реального обучения, то станут одной из возможных форм работы. В связи с этим, специалистами «Школы приемного родителя» будет продолжена работа по совершенствованию процесса подготовки в онлайн-формате для повышения качества подготовки кандидатов в замещающие родители.

Для многих специалистов «помогающих» профессий введение карантина и ограничение возможности живого общения стало достаточно серьезным испытанием и не все из них смогли найти возможность перестроить свою работу в соответствии со сложившейся в связи с пандемией ситуацией. Для специалистов «Школы приемного родителя» Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Центр психолого-медико-социального  сопровождения детей и семей» данный непростой период явился временем переосмысления своих профессиональных возможностей, поиска новых форм и методов работы, определения перспектив развития службы семейного устройства.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая среда «E-learning»: перспективы и трудности развития технологий образования

Статья о российских особенностях внедрения E-learning в современное профессиональное образование...

Уроки нового формата - залог качественного образования

Благодаря  курсам моя педагогическая деятельность стала более интересной и не только для меня.Еще на первом этапе обучения данных курсов «лицом к лицу» я поняла, что все изучаемые нами модули вза...

Сборнк занятий для организации работы с замещающими семьями "Организация работы с замещающими семьями по духовно-нравственному воспитанию детей"

В данном сборнике представлен опыт работы специалистов ТОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения  "Приют надежды" в рамках реализованного проекта по подготовке и сопр...

Статья "Новые технологии обучения музыке в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов" ( сборник тезисов 3 Всероссийской научно-практической конференции "Современная ДШИ: теория, методика,практика, перспектива" ),

В статье говорится о необходимрсти использования новых технологий обучения музыке. Общество неразрывно связано с информационно-коммуникационными технологиями.Хранение и систематизация информации , быс...

Демонстрационный экзамен как новый формат подведения итогов обучения в профессиональных образовательных организациях

Демонстрационный экзамен как новый формат подведения итогов обучения в профессиональных образовательных организациях...

«Адаптация учащихся при переходе в новую школу: трудности и пути их решения»

Проблема перехода ученика в новую школу и пути её решения....

Инклюзивное волонтерство как новый формат раскрытия психологических особенностей людей с инвалидностью и ОВЗ (Агафонкина Елена Александровна, педагог-психолог ГБПОУ «СТС»)……………

Инклюзивное волонтерство как новый формат раскрытия психологических особенностей людей с инвалидностью и ОВЗ (Агафонкина Елена Александровна, педагог-психолог ГБПОУ «СТС»)…&helli...