Технологическая среда «E-learning»: перспективы и трудности развития технологий образования
статья на тему
Статья о российских особенностях внедрения E-learning в современное профессиональное образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая среда «E-learning»: перспективы и трудности развития технологий образования
Перспективы E-learning
Сегодня никто не может оспорить тот факт, что обучение с применением информационных технологий прочно вошло в нашу жизнь. Еще несколько лет трудно было представить, насколько часто термин «E-learning» будет употребляться в русской речи. В настоящее время «E-learning» стало привычным понятием, много и с удовольствием употребляемым теми, кто имеет непосредственное отношение к образованию.
В настоящее время в России складывается очень непростая ситуация с профессиональным образованием. С одной стороны присутствует необходимость сделать российские образовательные учреждения конкурентоспособными в международной образовательной среде, а с другой – существует опасность растерять накопленный за долгие годы опыт подготовки специалистов. Что касается первого направления, то здесь, главным образом, следует вести речь о включении России в Болонский процесс, а также об использовании информационных технологий в высшей и средней профессиональной школе. Второе направление в большей степени затрагивает традиционные методы преподавания и обучения. В любом случае главной задачей и первого, и второго направлений сегодня является достижение высокой эффективности подготовки специалистов, особенно в сфере экономики, с использованием различных форм обучения.
Когда речь идет об успешном образовательном процессе, следует иметь в виду, что под успешностью подразумевается не только достижение конкретного результата преподавателем, но и возможность дальнейшего применения на практике знаний, полученных студентами. При этом очень важно сочетать глубину и полноту получаемых студентами знаний с формированием навыков, которые могут пригодиться им в будущей работе. Исследования показывают, что компании сегодня ищут в выпускниках высших и средних профессиональных учебных заведений те качества, которые могут быть привиты во время так называемого общения «on-line» между преподавателями и студентами, а также при использовании ИКТ в образовательном процессе, в том числе:
- способность критически мыслить и эффективно общаться как в устной, так и в письменной форме;
- умение работать в группах, причем как в своей собственной области, так и в смежных дисциплинах;
- умение быстро адаптироваться к новым технологиям;
- знание глобальной окружающей среды и культурных особенностей разных стран, что необходимо для работы в условиях всемирного разделения труда.
Этому в наибольшей степени соответствует смешанное обучение, в котором сочетаются традиционные формы и E-learning. Ошибочно полагать, что электронное обучение в состоянии полностью заменить обычные лекции и семинары, коллоквиумы и практические работы. Студентам крайне необходимы «живое» общение с преподавателем, его эмоциональность и убежденность, так как обезличенное обучение скучно, и рано или поздно любой, даже, как говорится, «продвинутый» студент, обращающийся с компьютером «на ты», перестанет получать удовлетворение от процесса обучения. Не менее полезным является и «общение с книгой», поскольку хороший учебник читается не хуже, чем детектив или фантастика. А потеря интереса студентами – это поражение для преподавателя. Поэтому ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного образования, тем более что в России оно имеет серьезную историческую основу. Ни для кого не является секретом тот факт, что традиционное образование в той форме, в какой оно сложилось в нашей стране, - наиболее результативный вариант из всех существующих в мире.
Преимущества электронного обучения позволяют решать различные образовательные задачи, что, в свою очередь, максимально отвечает целям, достижению которых служит профессиональное образование. Рассмотрим преимущества обучения с использованием ИКТ. Условно эти преимущества можно разделить на две группы:
- те, что имеют определяющее значение для образовательного учреждения
- те, что характеризуют мотивацию студента.
В соответствии с первой группой E-learning обеспечивает удовлетворение очень важных потребностей, причем как внутренних (интернальных), так и внешних (экстернальных). Пожалуй, наиболее важной внешней потребностью является то место в рейтинге, которое занимает образовательное учреждение. В этом смысле у ОУ, обучающего студентов с помощью информационных технологий, больше перспектив. В подтверждение этому можно выделить несколько факторов, обусловливающих эти перспективы:
- Повышается конкурентоспособность по сравнению с другими ОУ, в которых используются только традиционные методы обучения, поскольку резко возрастает географическая образовательная среда.
- Появляется возможность существенно изменить качественный состав лиц, получающих образование, а именно включить в него тех, кто работает и хотел бы повысить свою квалификацию в буквальном смысле «без отрыва от производства», как это было принято называть в советский период. Но в отличие от традиционного заочного обучения советского образца E-learning позволяет обучаться, действительно в прямом смысле находясь на рабочем месте.
- Из этого напрямую следует третье преимущество, а именно: усиливается взаимосвязь профессионального образования с реальной экономической средой, поскольку повышается мотивация крупных компаний в росте профессионального уровня своих сотрудников, который не требует регулярного их отсутствия на рабочем месте. Это приводит к четвертому преимуществу.
- Престижность самого образовательного учреждения по сравнению с конкурентами становится намного выше. Это означает и необходимый в сегодняшней рыночной среде высокий рейтинг.
Что касается внутренних потребностей, они связаны с необходимостью организовать эффективный образовательный процесс. Эти потребности, в первую очередь, обеспечиваются следующими преимуществами ИКТ.
Во-первых, одним из таких неоспоримых преимуществ электронного обучения является разнообразие учебного инструментария, которое позволяет преподавателю добиться максимальной отдачи, как от своей работы, так и от каждого конкретного студента (либо от группы), т.е. от учебного процесса в целом. Образование в нашей стране на протяжении не одного десятилетия отличалось высоким качеством подготовки специалистов, и эти традиции необходимо поддерживать. Но традиционные методы несколько однообразны, поэтому лекции и семинары могут стать скучными, и преподавателю для привлечения внимания студентов приходится быть весьма изобретательным и придумывать различные развлекательные элементы. Тем не менее, методики обучения постоянно меняются, обновляются и совершенствуются, и это способствует поддержанию интереса студентов, поскольку учитываются психофизиологические особенности данной возрастной категории: с одной стороны, большинство студентов знают, какого результата они хотят добиться, а с другой – им свойственно здоровое любопытство. Этим нужно пользоваться.
Кроме того, существуют и другие преимущества, делающие использование информационных технологий в современном высшем учебном заведении крайне необходимым. Даже обыкновенные презентации POWER POINT позволяют преподавателю работать намного эффективнее, что же говорить о применении «активной доски», системах дистанционного обучения, видеолекциях, «посещении» электронной библиотеки и т.п. Можно выделить следующие преимущества применения информационных технологий в преподавании:
- экономия времени преподавателя, которая позволяет сделать занятие более насыщенным и эффективным, а это, в свою очередь, помогает студентам усвоить за тот же промежуток времени больший объем информации
- серьезно повышается внимание студентов, что также влияет на эффективность усвоения учебного материала
- возможность осуществления более эффективного оперативного контроля знаний различными методами и своевременной коррекции возникающих в них «пробелов».
Таковы вкратце преимущества с точки зрения образовательного учреждения. Остановимся теперь на второй группе преимуществ электронного обучения, доминирующих в мотивации студента. Во-первых, достигается определенная экономия времени студента, если сравнивать E-learning с традиционным заочным обучением, в рамках которого студент вынужден, как минимум, дважды в год выезжать на сессии. У молодых людей появляется возможность получения достойного образования в наиболее отдаленных регионах без выезда студентом в Москву, Петербург и другие крупные города России, поскольку современные Internet-технологии позволяют не только предоставить студентам все необходимые учебные материалы, включая возможность использования электронной библиотеки (общеизвестен тот факт, что местные (региональные) библиотеки не могут удовлетворить потребность в научно-методической и учебной литературе), но и проводить различные испытания для текущего контроля усвоения студентом учебного материала и заключительной проверки знаний, включая и Государственную итоговую аттестацию. Если современное образовательное учреждение использует электронные образовательные технологии, то все, что требуется студенту, это наличие домашнего компьютера с подключением к Интернету.
Во-вторых, мотивация получить образование в данном конкретном ОУ в большей степени аргументирована, поскольку у студентов возникает определенное чувство гордости за то, где и каким образом он обучается по сравнению со своими сверстниками, которые учатся в «обычных» вузах, техникумах и т.д. В-третьих, дипломы, получаемые выпускниками, также более конкурентоспособны, поскольку молодой специалист обладает не только профессиональными качествами и умениями, но и имеет навыки уверенного пользователя ПК; при первом устройстве на работу это немаловажный фактор.
Еще одним плюсом использования информационных технологий в образовании является их демократизм. В данном случае подразумевается то, что студент, занимающийся дистанционно, может в определенной степени регулировать режим своей работы, т.е. он имеет право выбирать, как, когда, чем и сколько он будет заниматься при изучении конкретной учебной дисциплины. Таким образом, новейшие технологии сохраняют это преимущество, которое присуще и традиционному заочному обучению, с той лишь разницей, что свобода выбора при использовании E-learning намного больше. Как показывает практика, многие взрослые студенты, особенно те, которые получают второе профессиональное образование, в основном, не нуждаются в глобальном руководстве и регулировании учебного процесса со стороны преподавателя. Они способны вполне успешно самостоятельно осваивать учебные дисциплины, поэтому подобное преимущество для них особенно актуально. Кроме этой категории обучающихся данный режим работы является привлекательным и для тех студентов, которые учатся в экстернатуре, т.е. практически полностью самостоятельны.
Трудности E-learning
В то же время хотелось бы поподробнее остановиться на недостатках данной системы. В частности необходимо еще раз подчеркнуть, что большинству студентов необходимо именно смешанное обучение, а не электронное, если можно так выразиться, в чистом виде. Но количество учебных часов, которые отводятся по учебному плану на аудиторные занятия, катастрофически мало. Ни общеобразовательные, ни, тем более, специальные учебные дисциплины в большинстве своем невозможно «донести» до студентов за предусмотренное учебным планом количество лекций и семинарских занятий. Следует отметить, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к сокращению часов аудиторных занятий. При таком объеме времени очень сложно рассчитывать на качественное усвоение студентами учебного материала, тем более, когда численность одной учебной группы насчитывает более двадцати человек.
Конечно, электронная форма представления образовательной информации является очень удобной альтернативой традиционным бумажным учебным материалам: учебникам, пособиям, журналам и т.д., но необходимо учитывать и тот факт, что не все студенты способны практически полностью самостоятельно осваивать учебный материал, хотя бы по той простой причине, что не имеют необходимых навыков использования компьютерных технологий. Как результат – негативные эмоции, которые испытывают студенты.
Кроме того, многие специальности требуют от молодого специалиста с высшим образованием навыка грамотной устной речи, который в рамках электронного обучения развить в принципе невозможно. Если ИКТ будут детерминировать весь учебный процесс, сформируется такая образовательная парадигма, которая лишит наше общество людей, умеющих разговаривать друг с другом, поскольку не получив навык устной речи в должной мере в школе, студент не получит его и на следующих ступенях образования. Это заметно и сейчас, особенно во время проведения семинарских занятий и приема экзаменов по дисциплине.
Таким образом, получается, что современные образовательные методики «зажаты» рамками традиционного заочного обучения, т.е. студент должен уложиться в отведенное на зимнюю и летнюю (либо осеннюю и весеннюю) сессии и сдать положенное количество контрольных и курсовых работ, тестов и отчетов по семинарам (эссе, или докладов, или рефератов – здесь все зависит от специфики учебной дисциплины и самого преподавателя), а также зачетов и экзаменов, используя при этом информационные технологии. Возможно ли это? Опыт автора этих строк говорит о том, что такое сочетание возможно, но какой ценой! Хуже знания, ниже оценки, полученные студентами на экзаменах – вот далеко неполный перечень результатов подобного сочетания. Добавьте к этому снижение мотивации успешного обучения, о котором говорилось выше, а также, зачастую необходимость совмещать занятия с работой, так как современные работодатели редко соблюдают трудовое законодательство и не позволяют своим работникам спокойно учиться во время сессии.
Серьезной ошибкой, на взгляд автора, является попытка «причесать» всех студентов «под одну гребенку». У любого человека всегда должно оставаться право на свободу выбора. Это обязательное условие для демократического общества, включая и сферу образования, тем более, высшего профессионального образования. Если образовательное учреждение хочет добиться хороших результатов от своей деятельности, оно обязано учитывать тот факт, что слово «свобода» для современной молодежи – это не пустой звук, а важная составляющая их жизни. Поэтому далеко не каждый студент остается равнодушным к таким условиям обучения, при которых декларируется возможность достижения «максимальных степеней свободы», но при этом жестко регламентируется методика получения знаний. Автор понимает, что добиться этого в современных условиях крайне трудно, но по-другому нельзя, в противном случае сложно будет о конкурентоспособности данного учебного заведения по отношению к другим образовательным учреждениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика наркомании в образовательной среде: состояние и перспективы
Профилактика наркомании в образовательной среде: состояние и перспективы...
«Перспективы развития дуального образования в ЯТЭК»
Актуальность дуального образования заключается в том, что 21 век принесет с собой совершенно новую экономику и общество, что неизбежно окажет влияние на техническое и профессиональное образование, кот...
Перспективы реализации компетентностного подхода в образовании.
Главное изменение в обществе, которое глобально влияет на образование - это ускорение темпов развития общества. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способност...
Технологическая карта изучения учебной дисциплины "Психология" специальность 050144 " Дошкольное образование"
Технологическая карта по учебной дисциплине " Психология" составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО и рабочей программой учебной дисциплины " Психология" для обучающихся по специальности...
Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на основе современных технологий образования», 2011
Итоговая аттестационная работа курсов повышения квалификации по направлению «Современные технологии в образовании»: «Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» уч...
Состояние и перспективы развития экологического образования и воспитания в Тульской области
Анализ современного состояния экологического образования и экологического воспитания. Обозначение перспективных направлений развития...