«Адаптация учащихся при переходе в новую школу: трудности и пути их решения»
статья
Проблема перехода ученика в новую школу и пути её решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley_i_pedagogov.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Адаптация учащихся при переходе в новую школу:
трудности и пути их решения»
Цель:
- формирование представлений о причинах трудностей адаптационного периода в новую школу
Задачи:
- проанализировать ожидания детей от перехода из одной школы в другую;
-наметить пути взаимодействия педагогов по преодолению трудностей периода адаптации в классе
Вступительное слово:
-Переход ребенка в новую школу – это сильный эмоциональный стресс. Он неизбежно сопряжен с рядом проблем. Ребенка, пришедшего впервые в новую школу, встретит незнакомый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научится выполнять требования школьной дисциплины, которые отличаются от его прежней школы, новые обязанности, связанные с учебной работой.
У ребенка возникает множество вопросов: «Как меня примут?», «Понравятся ли мне учителя?», «Как подружиться с ребятами?». Первое время ребенок сравнивает старую школу с новой, старые требования с новыми. Поэтому от учителей, педагога-психолога, социального педагога, воспитателей потребуется помощь в адаптации и создании благоприятных условий для общения и обучения ребенка в новой школе.
Переход из одной школы в другую школу, т.н. «второй адаптационный период», несёт много проблем и огорчений. Снижается успеваемость, у школьников появляются осознанные и неосознанные реакции отторжения школы. А, казалось бы, должно быть всё наоборот: у ребёнка расширились его социальные связи. Но почему – то возникают проблемы.
Конечно, это связано с рядом объективных причин: смена одного учителя на нескольких, возможно увеличение школьной нагрузки, новая обстановка.
Основная часть:
Адаптация понятие широкое и включает в себя:
Адаптацию социальную – к социальной среде, к взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса;
Адаптацию психологическую – построение взаимоотношений;
Адаптацию педагогическую – требования учителей, объем материала, учебный план, система построения урока и т.д.;
Адаптацию к эргономическим – рабочий стол, освещенность, удаленность от классной доски и др.
Школьная адаптация имеет две стороны:
- Приобретение учебных знаний и умений, овладение соответствующими учебными операциями и приспособление к условиям учебы (учебная адаптация);
- Включение в коллектив в качестве полноправного его члена на основе интернализации как официальных, так и неофициальных социальных ролей. (интернализация- процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом)
-Рассмотрим трудности, возникающие в процессе адаптации.
Обратной стороной адаптации ребенка к школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:
- Индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды;
- Влияние социально-экономических и социально-культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности и т.д.
Дезадаптация, или нарушение адаптации выражается:
- Неуспешность обучения;
- Нарушение школьной дисциплины;
- Конфликты с учителями и одноклассниками;
- Асоциальное поведение ученика;
- Эмоциональный дискомфорт (вспышки гнева, высокая тревожность, страхи, избегание, подавленное настроение, часто плачет, внутренняя напряженность);
- Соматическая ослабленность организма (тошнота, головная боль, снижение иммунитета, ощущение усталости и т.д.).
Этот период достаточно сложный для ребенка и благодаря эмоциональному участию и внимательное отношение к ребенку позволит сделать процесс адаптации к новым условиям обучения менее болезненным.
Процесс приспособления к новому
Известно, что процесс включения новичка в коллектив может вызывать определенные трудности: новичку нужно привыкать к сложившимся в данном классе традициям, формам и содержанию коллективной деятельности, симпатиям и антипатиям
Ребенок приходит в чужой класс, где свои правила, законы, отношения. Он приходит к другому учителю, в другой кабинет, здесь все не так, как было в его прежнем классе.
Новая школа, новый класс - ребенку приспособиться к новому, подчас, очень непросто, а проблемы приживания в незнакомом коллективе могут привести его к сильнейшему нервному стрессу.
Мы имеем дело с так называемой учебной дезадаптацией ребенка – нарушением приспособленности к пребыванию в учебном заведении , что чаще всего случается именно тогда, когда ребенок попадает в незнакомый ему коллектив. Учебная дезадаптация обусловлена взаимодействием самых различных факторов: биологических, возрастных, психологических и даже социальных. Признаки этого явления совпадают с признаками сильного стресса:
- заметное снижение работоспособности ребенка;
- высокий уровень напряженности сердечнососудистой системы;
- изменение функционального состояния центральной нервной системы;
- ощутимый спад учебной активности;
- резко возросшая утомляемость.
Случается, что на новом месте дети становятся раздражительными, грубят близким, замыкаются в себе, потому что чувствуют себя потерянно. Многим трудно привыкнуть к новой школе. Невольно ребенок сравнивает новую окружающую обстановку с прежней, и все кажется ему чужим и враждебным. Нередко возникают проблемы при знакомстве с одноклассниками: в новой обстановке дети становятся робкими и нерешительными. Их беспокоит, что о них подумают окружающие. Первое время на новом месте дети быстро утомляются. И это не удивительно: масса впечатлений, незнакомых имен и названий.
Зачастую дети не принимают ''новеньких" не потому, что те: чем-то плохи, а лишь желая продемонстрировать монолитность уже "спевшегося" коллектива. Это своего рода проверка: выстоит новичок — примем его в свои ряды, не выстоит - обзовем хлюпиком и дружно отвернемся. И дело здесь вовсе не в жестокости детей, не в их эгоизме. Это всего лишь своего рода игра "Испытание новичка". Ведь и на взрослого человека, пришедшего в незнакомый коллектив, какое-то время смотрят с опаской, не зная, можно ли ему доверять. Так чего ж удивляться детям, желая знать, можно новенького "в разведку брать" или нельзя, они просто устраивают ему экзамен
Как могут помочь педагоги
Отношение к новичкам со стороны старожилов, как правило, бывает настороженным, иногда - враждебным, редко - доброжелательным. Сами новички также пребывают в состоянии повышенной тревожности. Снять эту тревожность, помочь новичку влиться в сложившееся сообщество может классный руководитель. Для выполнения этой задачи мало просто сообщить о том, что в классе будет обучаться новый мальчик или новая девочка, что их зовут Максим или Настя, что они вместе с родителями приехали из Иркутска или Бишкека. Познакомить класс с новичком, а новичка с классом нужно более обстоятельно. И этому можно посвятить весь первый классный час. Самый нерациональный способ такого знакомства - официальный. При этом способе новичку предоставляется, например, 10-15 минут, чтобы он подробно рассказал о себе, а затем столько же времени о классе рассказывает, например, староста. Более продуктивный способ знакомства - игра. Игра - это тот вид деятельности, который позволяет снять напряжение, тревогу, агрессию, скованность, так как в игре поведение любого человека становится естественным.
По большому счету, для вхождения новичка в коллектив класса годится любая игра: от жмурок до футбола. В начальных классах, вероятнее всего, и следует, пойти по такому пути: поиграть в "третий лишний", "ручеек" или "арам-шим-шим"
Некоторые педагоги считают, что не надо заострять внимание на проблемах нового ученика: новичок сам привыкнет, постепенно вольется в коллектив. Но это совсем не правильно. Педагог может помочь новичку преодолеть трудности адаптации, сделать так, чтобы дети решили, что новичок достоин их внимания и дружелюбного расположения. Учитель может создать условия для того, чтобы дети сами приняли новенького, заинтересовались им. А этому можно и нужно способствовать. И тогда ребенок, который пришел в новый класс сможет преодолеть страх перед неизвестным и стать полноправным членом классного коллектива. Дружный коллектив учащихся теплее принимает новичка. Учитель может убедить ребят, что новичку тяжело, ему нужна помощь и поддержка. Никто еще не знает новичка, его положительных качеств, поэтому следует попытаться узнать его поближе, подружиться с ним, не делать поспешных выводов о новеньком.
С помощью специальных игр, упражнений, занятий взрослые в школе могут в значительной мере смягчить, облегчить и ускорить процесс адаптации нового ученика в классе, а также научить одноклассников проявлять понимание и сочувствие новенькому.
По своему опыту скажу, что не мало важное значение имеет поддерживание в этот период взаимодействие с родителями такого обучающегося. Беседы, которые помогут выявлению причин отрицательного отношения к новой школе и нахождению путей решения.
Всем педагогам – необходимо понимать и осознавать проблемы, которые возникают в этот период обучения, и их причины
Памятка для педагогов
- Каждый день спрашивайте воспитанников «Как дела?». Пусть ваш голос при этом выражает заинтересованность.
- Внимательно слушайте ребёнка, пусть он видит, что вы уважаете его чувства, цените его мнение.
- Пусть ребёнок самостоятельно делает то, что должен делать, но знает, что в любой момент придёте на помощь.
- Чаще обнимайте, хвалите их. Не думайте, что ребёнок и так знает, что вы к нему хорошо относитесь.
- Будьте готовы поговорить с ребёнком тогда, когда ему это необходимо.
- Говорите со школьными учителями.
- Спрашивайте ребёнка о проблемах, опасениях, связанных со школой. Он дерётся? Ему трудно?
- Сделайте всё, чтобы воспитаннику было спокойно, комфортно, чтобы со своими проблемами они шли к вам, а не к чужим людям и в сомнительные компании.
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ – Княгининской СОШ
Шатырина Галина Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древняя Русь и переход к новому времени (методическое пособие)
Данное методическое пособие предназначено для студентов колледжа при подготовке к урокам , зачетам и экзаменам, а также для абитуриентов вузов.Опорный конспект по истории Древней Руси состоит из 14 те...
«Трудности адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю»
Конструктивное взаимодействие с родителями:«Школа семейного воспитания»Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям в период адаптации данной категории детей....
Социально-психологическое сопровождение как путь совершенствования профессиональной адаптации учащихся медицинского колледжа
Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса "вхождения" школьника в систему среднего профессионального образования. Сегодня, когда интерес и желание у большинств...
Адаптация первоклассников к школе и пути их решения с родителями
Адаптация- это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям...
Проблема адаптации младших школьников к процессу обучения игре на фортепиано и возможность использования артпедагогики, как средства на пути к решению данной задачи.
Процесс адаптации ребенка к процессу обучения - сложный и подчас длительный процесс, требующий больших психических физических и умственных затрат юного ученика. То же касается и начального периода обу...
Основные проблемы адаптации обучающихся при переходе с дистанционной формы обучения.
Ура, сбывается мечта очень многих родителей и школьников – идем в школу, будем учиться очно! Давайте вместе с детьми попробуем успокоиться и подумать, как мы можем помочь процесс возращени...
Презентация. Основные проблемы адаптации обучающихся при переходе с дистанционной формы обучения.
Презентация. Консультация для родителей....