Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей группе квест- игра «Волшебный лес»
план-конспект занятия
Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности- квест- технологии.
Задачи:
Обручающие:
- формировать основы экологической грамотности: живая природа нуждается в помощи и защите;
- обогащать представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах, конкретизировать представления об их типичных жителях; цепях питания;
- при решении познавательных задач совершенствовать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей к природе, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;
- способствовать развитию внимания, воображения детей, связной речи;
- продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве.
Воспитывающие:
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
- воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ekologiya_starshaya.docx | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинка»
Конспект открытого занятия
по познавательному развитию (ФЦКМ)
в старшей группе
квест- игра «Волшебный лес»
воспитателя старшей группы
Кравченко Натальи Вячеславовны
Подготовила и провела:
Кравченко Н.В.
г. Гагарин
2021
Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности- квест- технологии.
Задачи:
Обручающие:
- формировать основы экологической грамотности: живая природа нуждается в помощи и защите;
- обогащать представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах, конкретизировать представления об их типичных жителях; цепях питания;
- при решении познавательных задач совершенствовать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей к природе, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;
- способствовать развитию внимания, воображения детей, связной речи;
- продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве.
Воспитывающие:
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
- воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.
Предварительная работа:
беседы о природе и ее охране; рассматривание иллюстраций; наблюдения на прогулках; чтение художественной литературы, отгадывание загадок; просмотр презентаций; дидактические игры экологической направленности.
Материалы и оборудование:
- конверт с письмом, карточки-задания; магнитная доска, магниты;
- изображения животных и растений;
-светофор.
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости! Поприветствуем их. Наши воспитатели улыбаются, дарят вам свое хорошее настроение, давайте и мы улыбнемся в ответ для того, чтобы оно сопровождало всех нас целый день:
Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы,
И, конечно, я и ты.
Воспитатель: Сегодня мы будем …. Ой, что это? (появляется большой пакет)
Ребята, на пакете надпись: срочно для детей группы «Пчелки»! Это для нас. Хотите узнать, что в пакете?
Дети: Да!
Основная часть
Воспитатель открывает пакет и читает послание:
«Внимание! Внимание! Срочно! Мы- обитатели волшебного леса. Знаем, что вы добрые и отзывчивые ребята, любите природу и много о ней знаете, поэтому решили обратиться к вам за помощью! С нашим лесом случилась беда. Баба Яга заколдовала его. Сам лес она превратила в картину, разделила на части и спрятала у вас в группе детского сада. Высылаем вам карту, на которой Баба Яга отметила, где спрятаны части картины. Если вы найдёте все их и правильно соедините, то сможете спасти волшебный лес и его обитателей».
Воспитатель: Каким будет ваше решение? Готовы помочь лесу и его обитателям? (версии детей).
Воспитатель: Я вижу, что вы способны преодолеть все трудности! Здесь есть карта, она поможет нам найти части картины. Начало поисков отмечено на карте красным флажком. Давайте рассмотрим ее, с чего начнем поиски, как вы думаете?
Первый этап- экологический светофор.
Ребята, а светофор- то необычный! У него только два сигнала: красный- запрещающий, зеленый- разрешающий. Для вас у него есть задания. Постараетесь выполнить?
Поднимите красный круг для тех действий, которые запрещены в лесу, а зеленый круг для тех, которые разрешены.
- Дети оставили костер в лесу.
- Дети наступают на мухомор.
- Дети вешают кормушку.
- Ребята бьют стекло в лесу.
- Дети подвязывают сломанную ветку.
Воспитатель: Что же, задание экологического светофора мы выполнили. Если вы дали правильные ответы, то в конверте должна появиться часть картины. Сейчас мы откроем конверт и посмотрим.
Вот первая часть картины.
Воспитатель: Готовы продолжить поиски? Тогда рассмотрим карту, узнаем, куда двигаться дальше.
На карте обозначена ширма, обручи зеленого, красного, синего цветов.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, в обручах конверт. Значит, нас ждет новое задание. Вам интересно, что в нем?
Здесь маски с изображением животных и растений. Хочу напомнить вам, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях; что одни обитают в водоемах, другие – в лесу, некоторые- на лугу. Лес, луг, водоем – это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство. Возьмите каждый по маске. Посмотрите внимательно, подумайте и вспомните, кто где живет, растет. Зеленый обруч — это лес, красный- луг, синий- водоем.
Воспитатель: Пока звенит колокольчик, вы можете показывать характерные движения, которые свойственны вашему животному или растению. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема – в синем.
После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания.
Воспитатель: Вот и вторая часть картины (на ширме). Значит, вы правильно всех расселили по домам!
Где же нам искать следующую часть? Изучим карту. Куда дальше идти?
Дети рассматривают карту.
Воспитатель: Карта указывает нам на коробку на столе. Хотите узнать, что в ней?
Ответы детей.
Воспитатель: На коробке лежит конверт. В нем задание для вас.
«В этой коробке домики с изображениями животных и растений. Как вы знаете, природа- дом для растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания. Соберите их».
Ребята, возьмите каждый по домику и выстроите из них пищевые цепочки.
Воспитатель: Посмотрите, все ли из вас правильно составили пищевые цепи? Никто не ошибся?
Давайте проверим, если вы верно собрали цепи, то в конверте появится часть нужной нам картинки. Еще одна часть картины появилась в конверте! Значит, вы справились с заданием. Молодцы! Продолжаем наши поиски!
Воспитатель: Посмотрим карту. Как вы думаете, где следующее задание?
Рассматриваем карту.
Воспитатель: Смотрите, конверт на доске. Хотите узнать, что в нем?
Я сейчас буду произносить стихи, в которых перечисляются птицы, но если только ошибусь, и вы услышите что-то другое, то тут же дайте сигнал – хлопок, называя мою ошибку.
Прилетели птицы:
Голуби, лисицы…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и вороны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
совы, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Ласточки, грачи,
Вороны, воробьи,
Комары, кукушки…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, кукушки…
Совы, попугаи,
Лебеди, трамваи…
Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательными, мне кажется, справились с испытанием! Сейчас проверим- заглянем в конверт (воспитатель находит часть картины в конверте).
Воспитатель: Куда же нам идти теперь? Как вы думаете?
Рассматривают карту. Задание в конверте на двери.
Воспитатель: В конверте задачки. Попробуете их решить?
Но задачи необычные, а экологические!
Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них получилось, я вам сейчас расскажу.
- Первого волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла печальная участь- он погиб. Как вы думаете, почему это случилось?
- Второй волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных – зайцев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес. Очень огорчился добрый волшебник. В чем была его ошибка?
- Третий волшебник поселил в созданном лесу только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему это произошло?
Воспитатель: Вы точно рассуждали, ведь в природе все взаимосвязано. Хотите узнать, правильно ли вы справились с этим заданием?
Проверим конверт.
Воспитатель находит часть картины.
Воспитатель: Вы молодцы, понимаете, что в природе все нужны и связаны друг с другом!
Воспитатель: Ребята, нам нужно двигаться дальше! Куда же нам идти теперь? Как вы думаете? Давайте посмотрим карту.
Подходим к мольберту с планетами.
Воспитатель: Когда мы совершаем хорошие поступки- помогаем природе, тогда наша планета Земля радуется за нас, гордится нами. Но бывают и плохие поступки, которые очень огорчают нашу планету. Давайте порадуем Землю и расположим картинки с «добрыми делами» около радостной планеты, а те поступки, которые могут огорчить нашу Землю- около грустной.
Воспитатель: Посмотрим, правильно мы распределили картинки, нигде не ошиблись?
Воспитатель: Пообещаем совершать только добрые дела, чтобы наша планета Земля всегда была красивой! Обещаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, очень старались. Посмотрим в конверте, появилась ли нужная нам часть картины?
Воспитатель: Да! Вот мы и нашли все части картины! Сможете ее собрать?
Дети собирают пазл.
Воспитатель: Смотрите, вы правильно собрали картинку. Что на ней изображено?
Ответы детей.
Воспитатель: Ваши ответы правильны, одним словом можно сказать, что изображена природа. А человеку необходима природа? Может быть она нужна только животным и растениям? Может быть только в волшебном лесу его обитателям нужна природа?
Дети: Нужна, потому что человек не может прожить без природы (без воды, солнца, растений, животных).
Воспитатель: Вы совершенно правы. Как вы думаете, что всем людям нужно делать, чтобы сохранить природу?
Ответы детей: Беречь, не совершать плохих поступков, которые наносят вред природе, заботиться о ней.
Воспитатель: Я с вами согласна! Без нее человеку не прожить, поэтому природу необходимо беречь, заботиться о ней.
Как вы думаете, у нас получилось расколдовать лес?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы рады, что прошли все испытания и помогли жителям леса?
Сложные были задания? Вам трудно было выполнять их?
Ответы детей.
Воспитатель: Я очень горжусь вами! Вы так много знаете о природе, о том, как нужно себя вести у нее в гостях!
Появляется конверт.
Воспитатель: Ребята, смотрите, еще один пакет для вас! Что же в нем может быть? От кого он? Хотите узнать?
Ответы детей.
Воспитатель: «Спасибо вам, ребята! Вы спасли наш лес от Бабы Яги, а еще мы узнали, что вы дружные, готовы всегда прийти на помощь, поэтому передаем для вас подарок. С благодарностью, жители волшебного леса!»
Воспитатель: Здесь эмблемы «Защитник природы». Вы теперь не просто воспитанники детского сада, вы- самые настоящие защитники природы!
Воспитатель вручает значки «Защитник природы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме "Придумывание сказки "Приключение зайца".
Программное содержание: Учить детей придумывать сказку, не отступать от темы, не повторять сюжетов товарищей; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Развивать пам...
Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе
Задачи:Образовательные: Расширять знания детей о времени года -зима; закреплять понятие,что зимние развлечения характерны только для зимы; учить отгадывать стихи- загадки; активизировать речь детей че...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы «Овощи и фрукты»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы «Овощи и фрукты»...
Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?»
Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?»...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода и её свойства»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода и её свойства»...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Цель: - совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; Задачи: Обучающие: - закреплять знания о геометрических фигурах; - - совершенствовать умение соотносить цифру с количе...
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказочный мир».
Формирование эмоционального отношения к сказкам....