Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей группе квест- игра «Волшебный лес»
план-конспект занятия

Кравченко Наталья Вячеславовна

Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности- квест- технологии.

Задачи:

Обручающие:

- формировать основы экологической грамотности: живая природа нуждается в помощи и защите;

- обогащать представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах, конкретизировать представления об их типичных жителях; цепях питания;

- при решении познавательных задач совершенствовать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес детей к природе, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;

- способствовать развитию внимания, воображения детей, связной речи;

- продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве.

Воспитывающие:

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

- воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekologiya_starshaya.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

 

Конспект открытого занятия

по познавательному развитию (ФЦКМ)

 в старшей группе

квест- игра «Волшебный лес» 

воспитателя старшей группы

Кравченко Натальи Вячеславовны

                                                                                 Подготовила и провела:

        Кравченко Н.В.

                                                                                 

                                                                                                   

г. Гагарин

2021

Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности- квест- технологии.

Задачи:

Обручающие:

- формировать основы экологической грамотности: живая природа нуждается в помощи и защите;

- обогащать представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах, конкретизировать представления об их типичных жителях; цепях питания;

- при решении познавательных задач совершенствовать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес детей к природе, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;

- способствовать развитию внимания, воображения детей, связной речи;

- продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве.

Воспитывающие:

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

- воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.

Предварительная работа:

беседы о природе и ее охране; рассматривание иллюстраций; наблюдения на прогулках; чтение художественной литературы, отгадывание загадок; просмотр презентаций; дидактические игры экологической направленности.

Материалы и оборудование:

- конверт с письмом, карточки-задания; магнитная доска, магниты;

- изображения животных и растений;

-светофор.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости! Поприветствуем их. Наши воспитатели улыбаются, дарят вам свое хорошее настроение, давайте и мы улыбнемся в ответ для того, чтобы оно сопровождало всех нас целый день:

Словно крыша над землёю,

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки и леса,

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты.

Воспитатель: Сегодня мы будем …. Ой, что это? (появляется большой пакет)

Ребята, на пакете надпись: срочно для детей группы «Пчелки»! Это для нас. Хотите узнать, что в пакете?

Дети: Да!

Основная часть

 Воспитатель открывает пакет и читает послание:

«Внимание! Внимание! Срочно! Мы- обитатели волшебного леса. Знаем, что вы добрые и отзывчивые ребята, любите природу и много о ней знаете, поэтому решили обратиться к вам за помощью! С нашим лесом случилась беда. Баба Яга заколдовала его. Сам лес она превратила в картину, разделила на части и спрятала у вас в группе детского сада.  Высылаем вам карту, на которой Баба Яга отметила, где спрятаны части картины. Если вы найдёте все их и правильно соедините, то сможете спасти волшебный лес и его обитателей».

Воспитатель: Каким будет ваше решение? Готовы помочь лесу и его обитателям? (версии детей).

Воспитатель: Я вижу, что вы способны преодолеть все трудности! Здесь есть карта, она поможет нам найти части картины. Начало поисков отмечено на карте красным флажком. Давайте рассмотрим ее, с чего начнем поиски, как вы думаете?

Первый этап- экологический светофор.

Ребята, а светофор- то необычный! У него только два сигнала: красный- запрещающий, зеленый- разрешающий. Для вас у него есть задания. Постараетесь выполнить?

Поднимите красный круг для тех действий, которые запрещены в лесу, а зеленый круг для тех, которые разрешены.

- Дети оставили костер в лесу.

- Дети наступают на мухомор.

- Дети вешают кормушку.

- Ребята бьют стекло в лесу.

- Дети подвязывают сломанную ветку.

Воспитатель: Что же, задание экологического светофора мы выполнили. Если вы дали правильные ответы, то в конверте должна появиться часть картины. Сейчас мы откроем конверт и посмотрим.

Вот первая часть картины.

 Воспитатель: Готовы продолжить поиски? Тогда рассмотрим карту, узнаем, куда двигаться дальше.

На карте обозначена ширма, обручи зеленого, красного, синего цветов.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, в обручах конверт. Значит, нас ждет новое задание. Вам интересно, что в нем?

Здесь маски с изображением животных и растений. Хочу напомнить вам, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях; что одни обитают в водоемах, другие – в лесу, некоторые- на лугу. Лес, луг, водоем – это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство. Возьмите каждый по маске. Посмотрите внимательно, подумайте и вспомните, кто где живет, растет. Зеленый обруч — это лес, красный- луг, синий- водоем.

Воспитатель: Пока звенит колокольчик, вы можете показывать характерные движения, которые свойственны вашему животному или растению. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема – в синем.

После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания.

Воспитатель: Вот и вторая часть картины (на ширме). Значит, вы правильно всех расселили по домам!

Где же нам искать следующую часть? Изучим карту. Куда дальше идти?

 Дети рассматривают карту.

Воспитатель: Карта указывает нам на коробку на столе. Хотите узнать, что в ней?

Ответы детей.

Воспитатель: На коробке лежит конверт. В нем задание для вас.

«В этой коробке  домики с изображениями животных и растений. Как вы знаете, природа- дом для растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания. Соберите их».

Ребята, возьмите каждый по домику и выстроите из них пищевые цепочки.

Воспитатель: Посмотрите, все ли из вас правильно составили пищевые цепи? Никто не ошибся?

Давайте проверим, если вы верно собрали цепи, то в конверте появится часть нужной нам картинки. Еще одна часть картины появилась в конверте! Значит, вы справились с заданием. Молодцы! Продолжаем наши поиски!

Воспитатель:  Посмотрим карту. Как вы думаете, где следующее задание?

Рассматриваем карту. 

Воспитатель: Смотрите, конверт на доске. Хотите узнать, что в нем?

Я сейчас буду произносить стихи, в которых перечисляются птицы, но если только ошибусь, и вы услышите что-то другое, то тут же дайте сигнал – хлопок, называя мою ошибку.

Прилетели птицы:
Голуби,
лисицы

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и вороны…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
совы,
макароны

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Ласточки, грачи,
Вороны, воробьи,
Комары, кукушки…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, кукушки…
Совы, попугаи,
Лебеди,
трамваи

Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательными, мне кажется, справились с испытанием! Сейчас проверим- заглянем в конверт (воспитатель находит часть картины в конверте).

Воспитатель: Куда же нам идти теперь? Как вы думаете?

Рассматривают карту. Задание в конверте на двери.

Воспитатель: В конверте задачки. Попробуете их решить?

Но задачи необычные, а экологические!

Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них получилось, я вам сейчас расскажу.

  1. Первого волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла печальная участь- он погиб. Как вы думаете, почему это случилось?
  2. Второй волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных – зайцев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес. Очень огорчился добрый волшебник. В чем была его ошибка?
  3. Третий волшебник поселил в созданном лесу только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему это произошло?

Воспитатель: Вы точно рассуждали, ведь в природе все взаимосвязано. Хотите узнать, правильно ли вы справились с этим заданием?

Проверим конверт.

Воспитатель находит часть картины.

Воспитатель: Вы молодцы, понимаете, что в природе все нужны и связаны друг с другом!

Воспитатель: Ребята, нам нужно двигаться дальше! Куда же нам идти теперь? Как вы думаете? Давайте посмотрим карту.

Подходим к мольберту с планетами.

Воспитатель: Когда мы совершаем хорошие поступки- помогаем природе, тогда наша планета Земля радуется за нас, гордится нами. Но бывают и плохие поступки, которые очень огорчают нашу планету. Давайте порадуем Землю и расположим картинки с «добрыми делами» около радостной планеты, а те поступки, которые могут огорчить нашу Землю- около грустной.

Воспитатель: Посмотрим, правильно мы распределили картинки, нигде не ошиблись?

Воспитатель: Пообещаем совершать только добрые дела, чтобы наша планета Земля всегда была красивой! Обещаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, очень старались. Посмотрим в конверте, появилась ли нужная нам часть картины?

Воспитатель: Да! Вот мы и нашли все части картины! Сможете ее собрать?

Дети собирают пазл.

Воспитатель: Смотрите, вы правильно собрали картинку. Что на ней изображено?

Ответы детей.

Воспитатель: Ваши ответы правильны, одним словом можно сказать, что изображена природа. А человеку необходима природа? Может быть она нужна только животным и растениям? Может быть только в волшебном лесу его обитателям нужна природа?

Дети: Нужна, потому что человек не может прожить без природы (без воды, солнца, растений, животных).

Воспитатель: Вы совершенно правы. Как вы думаете, что всем людям нужно делать, чтобы сохранить природу?

Ответы детей: Беречь, не совершать плохих поступков, которые наносят вред природе, заботиться о ней.

Воспитатель: Я с вами согласна! Без нее человеку не прожить, поэтому природу необходимо беречь, заботиться о ней.

Как вы думаете, у нас получилось расколдовать лес?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы рады, что прошли все испытания и помогли жителям леса?

Сложные были задания? Вам трудно было выполнять их?

Ответы детей.

Воспитатель: Я очень горжусь вами! Вы так много знаете о природе, о том, как нужно себя вести у нее в гостях!

Появляется конверт.

Воспитатель: Ребята, смотрите, еще один пакет для вас! Что же в нем может быть? От кого он? Хотите узнать?

Ответы детей.

Воспитатель: «Спасибо вам, ребята! Вы спасли наш лес от Бабы Яги, а еще мы узнали, что вы дружные, готовы всегда прийти на помощь, поэтому передаем для вас подарок. С благодарностью, жители волшебного леса!»

Воспитатель: Здесь эмблемы «Защитник природы». Вы теперь не просто воспитанники детского сада, вы- самые настоящие защитники природы!

Воспитатель вручает значки «Защитник природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме "Придумывание сказки "Приключение зайца".

Программное содержание: Учить детей придумывать сказку,  не отступать от темы, не повторять сюжетов товарищей; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Развивать пам...

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе

Задачи:Образовательные: Расширять знания детей о времени года -зима; закреплять понятие,что зимние развлечения характерны только для зимы; учить отгадывать стихи- загадки; активизировать речь детей че...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы «Овощи и фрукты»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы «Овощи и фрукты»...

Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?»

Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?»...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода и её свойства»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода и её свойства»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Цель: - совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; Задачи: Обучающие: - закреплять знания о геометрических фигурах; - - совершенствовать умение соотносить цифру с количе...