методическая разработка урока "Социальные нормы и девиантное поведение"
план-конспект урока
Данная тема предлагает расширение знаний обучающихся, использование разнообразных приёмов и методов обучения, активизацию познавательной деятельности, решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной реальности.
В разработке используется материал Интернет-сайтов по теме, дающий возможность более наглядно демонстрировать рассматриваемые социальные проблемы с последующей оценкой происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права без оторванности от реальной жизни.
Обучающиеся уже знакомы с основными понятиями данной темы, что позволяет не зацикливаться на их изучении и направить основную деятельность на развитие навыков формулировать собственные суждения, вести конструктивный диалог, делать практические выводы.
Данная методическая разработка отвечает требованиям, направленным на достижение целей дисциплины «Обществознание» и формируемым компетенциям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка урока "Социальные нормы и девиантное поведение" | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
«Социальные нормы и отклоняющееся поведение»
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого занятия по обществознанию с обучающимися 2 курса по профессии «Продавец; контролёр-кассир».
Данная тема предлагает расширение знаний обучающихся, использование разнообразных приёмов и методов обучения, активизацию познавательной деятельности, решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной реальности.
В разработке используется материал Интернет-сайтов по теме, дающий возможность более наглядно демонстрировать рассматриваемые социальные проблемы с последующей оценкой происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права без оторванности от реальной жизни.
Обучающиеся уже знакомы с основными понятиями данной темы, что позволяет не зацикливаться на их изучении и направить основную деятельность на развитие навыков формулировать собственные суждения, вести конструктивный диалог, делать практические выводы.
Данная методическая разработка отвечает требованиям, направленным на достижение целей дисциплины «Обществознание» и формируемым компетенциям.
Урок обществознания
Тема урока | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | ||
Группа: 621 | Курс: 2 | Профессия: продавец; контролёр-кассир | |
Дата | «___» ____ 2021 г. | Продолжительность: | 40 минут (1 час) |
Цель урока: | Ознакомить с основными понятиями: «социальные нормы», «социальный контроль», «отклоняющееся (девиантное) поведение», «самоконтроль» | ||
Задачи урока: | 1) объяснить сущностное значение социальных норм в жизни общества; 2) раскрыть специфические особенности каждого вида социальных норм, объяснить причину множественности их разновидностей; 3) способствовать пониманию значимости социального контроля; 4) содействовать расширению знаний учащихся о поведении людей | ||
Ожидаемые результаты: | Изучение темы поможет внести вклад в достижение результатов: личностных: — осознание важности уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; — осознание значения взаимопонимания в диалоге с другими людьми, освоение способов конструктивного диалога; — освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; — осмысление значимости нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; — уяснение значимости развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; метапредметных: — умение обобщать и классифицировать социальные нормы; — способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, используя знания норм морали, права; предметных: — умение определять и пояснять смысл понятий «социальные нормы», «социальный контроль», «отклоняющееся (девиантное) поведение», «самоконтроль»; — характеризовать социальные нормы, называть общие и отличительные признаки правовых норм, норм морали, обычая, этикета, религиозных норм; — указывать элементы социального контроля, раскрывать роль социального контроля в жизни общества; — называть признаки отклоняющегося поведения; — формулировать свою точку зрения на причины возникновения отклоняющегося поведения. | ||
Тип урока: | Совершенствование знаний | ||
Методы обучения, методические приёмы, педагогические техники и технологии: | |||
Личностно-ориентированное обучение, практико-ориентированное обучение, проблемное обучение | |||
Методическое обеспечение: | Презентация «Социальные нормы и отклоняющееся поведение», учебник «Обществознание», опорный конспект «Социальные нормы и отклоняющееся поведение», контрольно-тренировочные задания | ||
Дополнительные источники: | Конституция РФ Интернет-ресурсы |
Структура урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Достижение цели | Время (мин.) |
1. | Организационный этап | Взаимное приветствие | Приветствие преподавателя | Воспитание организованности | 1 |
2. | Мотивация к учебной деятельности | Создаёт условия для возникновения у обучающихся потребности включения в учебную деятельность, организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Формулирование темы и цели урока в результате работы в технике «Мозговой штурм» | Самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения Совершенствования собственной познавательной деятельности | 5 |
3. | Актуализация знаний | Проведение беседы по основному содержанию темы, отражённой в схеме «Социальные нормы» | Вспоминают раннее изученный материал, определяют его значимость, высказывают свою точку зрения, записывают в тетрадь тему урока, основные понятия | Умение обобщать и классифицировать социальные нормы Способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, используя знания норм морали, права | 5 |
4. | Изучение нового материала | Организация работы в группах с таблицей и опорным конспектом | Выполняют задания в группах, заполняют таблицу «Отклоняющееся поведение» Выступают с докладами от каждой группы | Применение знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам Называть признаки отклоняющегося поведения | 10 |
5. | Осмысление и закрепление изученного материала | Организация работы в группах Самостоятельная работа с текстом учебника стр.155-157. | Выполняют задания в рабочем листе, анализируют проблему, поставленную в начале урока, и находят ее решение Указывают элементы социального контроля, раскрывают роль самоконтроля в жизни человека и общества | Умение извлекать необходимую информацию для решения учебной задачи используя источники информации среди предложенных | 15 |
6. | Заключительный этап Рефлексия | Проводит самоанализ учащимися урока | Осуществляют самоанализ урока | Осмысление значимости нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | 3 |
7. | Домашнее задание | Конкретизирует д/з Подготовить сообщение по теме | Записывают домашнее задание | Предвидения возможных последствий определенных социальных действий | 1 |
Ход урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1. | Организационный этап (1 мин.) | Взаимное приветствие | Приветствие преподавателя |
2. | Мотивация к учебной деятельности (5 мин.) | Демонстрация видеоролика «Броуновское движение» Вопросы: - как данное физическое явление можно связать с его проявлением в человеческом обществе? - приведите примеры таких взаимодействий из вашего социального опыта. - всегда ли взаимодействие гармоничное? (чтобы всем было хорошо) - что необходимо для урегулирования всех способов взаимодействия людей? | Высказывать разные варианты сравнений, приходят к выводу: -все люди взаимодействуют друг с другом, не всегда положительно - необходимы определённые правила, т.е. социальные нормы. Формулирование темы и цели урока в результате работы в технике «Мозговой штурм» |
3. | Актуализация знаний (5 мин.) | Проведение беседы по основному содержанию темы, отражённой в схеме «Социальные нормы» -предлагаю вспомнить, что вам известно о социальных нормах -давайте определим три вида норм, имеющих универсальный характер, под их воздействием находятся все жители нашей планеты | Вспоминают раннее изученный материал, определяют его значимость, высказывают свою точку зрения, записывают в тетрадь тему урока, основные понятия - определяют, что такое социальные нормы и какую роль они играют в жизни общества |
4. | Изучение нового материала (10 мин.) | Мы выяснили сущность социальных норм, но проблема не в них, а в том, что … - вам нужно сформулировать эту проблему, и мы узнаем продолжение нашей темы урока Организация работы в группах с таблицей, опорным конспектом, текстом учебника Учащиеся в группах получают задание. Группа № 1. Отклоняющее поведение Группа № 2. Алкоголизм и наркомания Группа № 3. Причины отклоняющегося поведения Самостоятельная работа с текстом учебника стр.155-157 | Приходят к логическому выводу о том, что не все и не всегда живут в соответствии с социальными нормами, что порождает поведение, не соответствующее требованиям – отклоняющееся (девиантное поведение) Выполняют задания в группах, заполняют таблицу «Отклоняющееся поведение» Выступают с докладами от каждой группы |
5. | Осмысление и закрепление изученного материала (15 мин.) | Проводится беседа, в ходе которой возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам: - Что нового вы узнали сегодня? - Какие выводы можно сделать? Анализ статей Конституции РФ (Гл. 2) | Выполняют задания в рабочем листе, анализируют проблему, поставленную в начале урока, и находят ее решение Анализ статей УК РФ: - статья 228 УК РФ, - статья 228.1 УК РФ, - статья 230 УК РФ. |
6. | Заключительный этап Рефлексия (3 мин.) | Проводит самоанализ учащимися урока Оценивание учащихся за работу на уроке | Осуществляют самоанализ урока Самостоятельно оценивают материал, изученный на уроке (интересно, трудно, бесполезно) |
7. | Домашнее задание (1 мин.) | Конкретизирует д/з Подготовить сообщение по теме | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа старшего вожатого с детьми девиантного поведения
Курсовая работа...
Презентация "Девиантное поведение подростков"
В презентации содержится материал о причинах появления девиантного поведения, типах, формах девиантного поведения....
Преодоление девиантного поведения у трудных подростков.
Преодоление девиантного поведения в условиях социальной квартиры по семейному типу у трудных подростков. Изменения, ...
Методические рекомендации по организации беседы о профилактике девиантного поведения со старшеклассниками и их родителями
Любой человек, выступая с речью перед слушателями или начиная разговор, преследует определенную цель. Цель, связанная с изменением собеседников, их индивидуально-личностных качеств, жизненной поз...
Методические указания к выполнению практических работ по ОП. 02 Психология (раздел «Понятие девиантного поведения, классификация видов, профилактика, методы диагностики и коррекции»)
Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.02 Психология с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения дисцип...
Методическая разработка занятия по теме "Социальные нормы и отклоняющееся поведение"
Методическая разработка для студента для организации самостоятельной работы на теоретическом занятии...
Методическая разработка (программа) «Обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах»
Все живем мы в обществе, где надо соблюдать определенные правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети. Основными причина...