Работа старшего вожатого с детьми девиантного поведения
материал по теме

Курсовая работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа старшего вожатого с детьми девиантного поведения

Введение

Актуальность курсовой работы обусловлена тем фактором, что внимание людей привлекает значительный рост насилия и агрессии в повседневной жизни. Появляется необходимость в исследовании этого феномена и факторов, на него влияющих. Эта проблема пока слабо изучается в отечественной педагогике и психологии.

Под отклонениями в поведении школьников мы понимаем поведение, проявляющееся в недисциплинированности, склонности к нарушению установленных моральных норм общества, противодействие педагогическому влиянию, в особенностях развития нервной системы (импульсивности, акцентуации характера,) [2, c. 14].

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности и общества, - всё это болезненно переживается с девиантным населением России, отражаясь на социальном самочувствии. Особенно тяжело в этот период детям и подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, хулиганство, нарушение общественного порядка и др.) [10, c. 48]. Участились случаи агрессивного и демонстративного, вызывающего поведения по отношению к взрослым. Появляются всё новые формы отклоняющегося поведения: подростки участвуют в преступных группировках, формированиях экстремистской направленности.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества, при этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущие за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер [33, c.90].

Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив в течение многих лет. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме девиантного поведения. За последние годы отечественными психологами и педагогами был накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения детей и подростков, диагностике проявлений педагогической запущенности. Изучением данной проблемы занимались А.Г. Абрамова, Ю.М. Антоняк, С.А. Бегичева, И.С. Кон, А.Е. Личико, Д.Д. Исаев, Д.И. Фельдштейн и многие другие.

Проблема исследования – как организовать работу старшего вожатого с детьми девиантного поведения?

Объект исследования – работа старшего вожатого с детьми девиантного поведения

Предмет исследования – приёмы и методы работы старшего вожатого с детьми девиантного поведения

Цель – выявить эффективные методы и приёмы   работы старшего вожатого с детьми девиантного поведения.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать основные подходы к изучению девиантного поведения подростков в научной и методической литературе;

2) изучить индивидуальные и социальные факторы, влияющие на девиантное поведение и его агрессивные проявления, методы профилактики и коррекции отклонений в поведении подростков;

3) изучить опыт работы старшего вожатого с детьми девиантного поведения.

Девиантное поведение и его агрессивные проявления детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов. Применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, а также реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет ограничиваться рамками одной специализации,  напротив,   предполагает использование достижений различных отраслей психологической науки, таких как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская. В этом и заключается актуальность нашей работы.

 1.   Девиантное поведение и подходы к его изучению

 1.1 Понятие девиантного поведения и подходы к его изучению

Одна из главных проблем в определении девиантного поведения в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как человека с отклонениями в поведении, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он, будучи достаточно сильным, пытается делать всё по-своему, твёрдо отстаивая свои убеждения. Таким образом, при изучении девиантного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с задачей: как найти выразительное и ёмкое определение основного понятия.

Детей, которым свойственны отклонения поведенческих реакций называют по-разному: недисциплинированные, педагогически либо социально запущенные, трудновоспитуемые, трудные дети, девиантные подростки и др. Эти понятия часто используются как синонимы [16,c. 52].

В психолого-педагогической литературе нет единого подхода к определению девиантного поведения. В.Ковалёв определяет девиантное поведение как отклонение от моральных норм, а делинквентное считает преступным поведением. Хевитт и Дженкинс разделяют трудновоспитуемых подростков на две группы:

  1. дети с социализированными формами антиобщественного поведения;
  2. дети с социализированным агрессивным поведением [31, c.10].

Н.Максимова выделяет типы трудновоспитуемых в зависимости от причин социальной запущенности подростков, оказывающих сопротивление педагогическому влиянию:

  1. несформированность личностных структур, низкий уровень моральных представлений и социально принятых навыков поведения (педагогически запущенные);
  2. особенности развития высшей нервной деятельности (акцентуации характера);

неумелое воспитательное влияние (ошибочная либо ситуативная трудновоспитуемость);

  1. функциональное новообразование личности (собственно трудновоспитуемость).

Термин “отклонение” означает  поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются [11, c. 37].

Под девиантным (от латинского слова deviatio – уклонение) поведением понимаются:

1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам) [7, c.29].

В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма».

Девиантное поведение подразделяется на две группы:

1) Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизойды, эпилептойды и лица с акцентуированным характером.

2) Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития, и проявляется, в разных формах социальной патологии - пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

К основным субъектам девиантного поведения можно отнести подростков, страдающих определенными формами психической патологией и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийствам [4, c. 13].

Таким образом, расстройства поведения проявляются в двух формах:

Акцентуированные характеры, т.е. крайние варианты нормы. Люди с ярко выраженными "тяжелыми" чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб.

Такие расстройства в виде акцентуаций возникают у молодых людей по ряду причин:

1) Часто агрессивное поведение обусловлено тем, что к молодому человеку общество предъявляет завышенные требования. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные отрицательные переживания, то формируется комплекс неполноценности, и возникает необходимость в искусственных компенсаторах - алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении.

Особенно провоцирует появление ранее скрытой акцентуации или патологии, пубертатный период, т.е. период полового созревания.

2) Сказываются трудности переходного возраста, т.е. переход во "взрослую" жизнь, он сопровождается перестройкой психики. Перестраиваются такие важные процессы как: мышление, ощущения, восприятие, меняется мир иллюзий, чувствования, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки.

3) Перестройка "Я - концепции". "Я - концепция" - это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим собой [19, c. 59].

К основным формам девиантного поведения, культурно осуждаемых обществом, в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство — это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

К факторам, способствующим алкоголизации, можно отнести низкий уровень материального положения и образования. Влияет и обычай угощать друг друга, поскольку раньше считалось, что вино является целебным средством.

Наркомания — это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению. Наркомания имеет социальные последствия.

Проституция. Долгое время проституцию окружали мифы и таинственность, но у этих мифов есть две стороны: одна внешняя — приятная, другая — скрытая, нелицеприятная. Мифы о престижности занятия проституцией, о благородных «кавалерах», о насилии и неизбежности проституции так и остаются мифами

Ученые выделяют в проституции, следующие существенные признаки: род занятий — удовлетворение сексуальных потребностей клиентов; б) характер занятий — систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиента в любой форме; в) мотив занятий — заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования [12, с. 7].

Согласно одному из определений, предложенных Кудрявцевым, девиантное поведение - это любое поведение, отклоняющееся от общественных норм, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия рассматривались как отклонения в поведении, они должны включать в себя намерения противостоять нормам морали, общественного порядка, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина «девиантное поведение» попыткой проявления агрессии.

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений девиантного поведения, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение вреда другим, таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: Девиантное поведение это поведение с отклонениями, это поведение человека, который пренебрегает общественными нормами, агрессивно настроенного по отношению к людям и любым проявлениям общественного порядка.  

Оно предполагает, что девиацию следует рассматривать как модель поведения, а не как мотив или установку. Термин «девиантное поведение» часто ассоциируется с правонарушениями, негативными эмоциями, такими как ненависть, стремление навредить. Оно проявляется как в состоянии чрезмерного спокойствия, так и сильного эмоционального возбуждения.

1.2. Причины и специфика проявления девиантного поведения у подростков

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет дальнейшую жизнь. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также гормональная перестройка организма делают формирующуюся личность подростка особенно уязвимой и податливой к отрицательным влияниям среды.

Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано как с темпом и ритмом научно-технических преобразований, предъявляющих к новому поколению новые требования, так и с насыщенным характером информации, которая создаёт массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработана чёткая жизненная позиция. Не стоит забывать о том, что экологические и экономические кризисы, поражающие наше общество, вызывают у детей и подростков раздражение. При этом, у подрастающего поколения развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общей социальной заинтересованности приводит к развитию эгоцентризма. Подростки больше других возрастных групп, страдают от нестабильности социально-экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые уже разрушены, а новые не созданы.

Личность ребёнка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует  с другими людьми.

Традиционно выделяют следующие факторы риска развития отклонений в поведении:

  1. биологические;
  2. личностные (психологические и психопатологические);
  3. социальные;
  4. семейные.

К биологическим причинам относят органические поражения головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальных вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм; патологию нервной системы; соматическую ослабленность; врожденные уродства и косметические дефекты, а также наследственную (генетическую) отягощенность психическими, наркологическими, соматическими заболеваниями [19, c.101].

Личностные особенности индивида также могут определять его предрасположенность к формированию девиантного поведения.

Это могут быть специфические черты личности в рамках психической нормы: например, недостаточная сформированность эмоциональной сферы и навыков общения, низкий уровень самоконтроля, нарушения самооценки, склонность к риску, агрессивность, тревожность, низкая стрессоустойчивость, внушаемость, нарушения тендерной идентичности, акцентуации характера, нравственная незрелость личности, узость круга интересов.

Отклонения в поведении могут возникать и при некоторых «пограничных состояниях» - психогенных расстройствах (неврозах, реактивных депрессиях, посттравматических стрессовых расстройствах, депривационных нарушениях), психосоматических заболеваниях, личностных расстройствах (психопатиях), а также при социальной и педагогической запущенности у детей и подростков. Девиантное поведение может сочетаться и быть следствием серьезной психопатологии: умственной отсталости, шизофрении, эндогенных депрессий.

 К семейным причинам девиантного поведения подростков относятся нарушения детско-родительских (эмоциональная холодность, отвержение, авторитаризм, сверхконтроль, гип - или гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи») и  супружеских взаимоотношений; жестокое обращение, насилие в семье, оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность; низкий социальный статус семьи; асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи; психические заболевания родителей; хроническая психологическая травматизация, серьезные изменения или стрессы, переживаемые семьей.

Социальные причины девиантного поведения - это неблагополучное макросоциальное окружение (девиантная референтная группа; принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); низкий статус подростка в группе сверстников, отчуждение от социально-позитивного большинства; социальная депривация, недостаточность социально-позитивного опыта. К макросоциальным причинам относят нестабильность социально-экономической ситуации, негативное влияние СМИ, терпимое отношение общества к поведенческим отклонениям, несовершенство законодательства, отсутствие развитой системы социальной поддержки.

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние групп сверстников, нередко формирующих асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и представлениях о себе.

Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по интересам и уровню развития, группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поседения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения. Утрачиваемое чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым последствиям. Существуют группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, хвастовство невыполнением обязанностей. Всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать школу, подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени». Для них характерно неумение содержательно проводить свой досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо социально одобряемые увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки, крайне мало читают. Бессодержательно проводимое время толкает на поиски новых ощущений. Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков: часто распитием спиртных напитков они «отмечают» свои хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, семье.

Семья – основной институт воспитания детей. Образцы поведения дети перенимают у своих родителей, поскольку именно родители определяют нормы оценки поведения. При этом решающим является не состав семьи – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между детьми и взрослыми. Установлено, что уровень физической агрессии у девиантных подростков наиболее выражен у детей из рабочей среды, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у подростков этой группы отмечается минимальный уровень негативизма. Вербальные формы девиантного поведения типичны для большинства подростков из семьи служащих среднего звена, в то же время эти подростки отличаются сравнительно низким уровнем физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семей подсобных работников и семей руководящих служащих. Высокой степенью негативизма отличаются дети и подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции.

Исходя из вышенаписанного, можно сделать вывод о том, что на формирование поведения подростка влияет не только благосостояние семьи, но и выработанная в определенной среде стратегия преодоления конфликтов и противоречий. Семья в воспитании ребёнка является главным путём передачи социокультурного опыта, который зависит от уровня воспитанности и образованности родителей, вероисповедания, совместной деятельности.

В методической, психолого-педагогической литературе девиантное поведение рассматривается как проявление антиобщественного поведения, каждый учёный в своих работах раскрывает свою точку зрения на данную проблему. Изучение литературы позволило раскрыть общие закономерности формирования девиантного поведения, его основные проявления у детей.

2.     Работа старшего вожатого с детьми девиантного         поведения в условиях школы

2.1.  Основные направления работы старшего вожатого в составе    социально-психологической службы школы

Вожатый — педагог, работающий с детским объединением. Впервые термин «вожатый», применительно к детской общественной организации в нашей стране появился в 1922. Так тогда называли руководителя пионерского отряда — пионервожатый, «вожатый пионеров». В настоящее время термин «вожатый» не имеет нормативного определения (кроме всероссийских детских центров «Орленок», «Океан», «Созвездие», ЗЦДЮТ «Зеркальный»).

Для общеобразовательных учреждений введена должность «Старшего вожатого», работающего с детскими общественными объединениями. Но для загородных детских оздоровительных лагерей и иных учреждений отдыха и оздоровления детей должность вожатого общеупотребима и в повседневной речевой практике чаще заменяет более правильные наименования должностей «воспитатель» или «педагог-организатор».

В образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования: школах (лицеях, гимназиях) старшие вожатые играют одну из важнейших ролей в воспитательных системах этих учреждений. Должностные обязанности старшего вожатого в общеобразовательном учреждении определены:

  1. Совместным приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. № 463/1268 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объёмных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате их труда»
  2. Приложение 1. Разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников учреждений образования Российской Федерации
  3. Приложение 2. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации

Этот документ предусматривает, что старший вожатый:

  1. способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений,
  2. помогает в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учётом инициативы, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей).

В соответствии с их возрастными интересами и требованиями жизни старший вожатый способствует обновлению содержания и форм деятельности детских организаций, объединений, организует их коллективно-творческую деятельность. Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся (воспитанников, детей) о действующих организациях, объединениях. Создаёт благоприятные условия, позволяющие обучающимся (воспитанникам, детям) проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся (воспитанников, детей). Организует каникулярный отдых. Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками. Проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских организации, объединений. Работает в тесном контакте с органами самоуправления, педагогическими коллективами учреждений и общественными организациями.

Типы объединений, с которыми работает старший вожатый:

  1. классно-урочные – строго одновозрастные, по классам, обязательные для ребят, во главе их – учителя, определяющие место и систему внутри коллективных отношений по своим программам, допускающие помощь со стороны вожатых по мере необходимости;
  2. факультативно-кружковые – возможно разновозрастные, создаются на основе свободного выбора учащихся, но в целом зависимы от взрослых руководителей, более свободны в своих связях с вожатым (особенно кружки), могут выполнять заказы старшего вожатого, а отдельные кружки могут вести сами вожатые;
  3.  клубные – также разновозрастные, объединяют ребят на основе не только свободного выбора, но и общего интереса, часто диктуемого взрослыми организаторами клуба, более приближены к общественным; вожатые могут опираться в своей работе на эти объединения, использовать их в своих делах, входить в клуб в качестве одного из руководителей или помощников в его делах или просто рядовым членом;
  4.  общественно-организационные – возможны как одна из форм школьного ученического самоуправления, например, школьная республика, город творцов, ученический совет и т.д. – разновозрастные, с активным участием взрослых, в основном – педагогов школ, в том числе и вожатых, выступающих помощниками, наставниками актива этих объединений, несущих полную педагогическую ответственность за последствия деятельности этих объединений; вожатые часто выступают организаторами и ответственными от педагогического коллектива за работу этих объединений;
  5. свободно образующиеся – общественные, независимые от педагогического коллектива образовательного учреждения, представленные в нем старшим вожатым - координатором, руководителем, организатором или помощником этих объединений.

Новый стандарт образования ориентирует нас на переход от системы предоставления знаний и опыта к системно-деятельностному и компетентностному подходу.

При компетентностном подходе, по мнению А.Б. Воронцова председателя Правления Международной Ассоциации «Развивающее обучение» педагогической целью становится «способность молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи». Компетентностный подход в деятельности старшего вожатого -  выстраивание работы таким образом, чтобы создать условия для формирования следующих компетенций.

Проект нового стандарта образования  ставит задачу формирования:

1. Коммуникативных компетенций, таких как:

  1. умение общаться
  2. умение разрешать конфликты
  3. умение выступать публично
  4. эмпатия
  5. умение рефлексировать

Важно подчеркнут, что необходимо формировать разноуровневые коммуникативные компетенции. Выпускник должен уметь общаться с людьми разного возраста, разного социального статуса.

Базой для разноуровнего формирования коммуникативных компетенция является Ученическое самоуправление. Ведь участвуя, в нем ученик должен находить общий язык со сверстниками, с младшими школьниками, со старшими товарищами, с педагогами, с администрацией, с родительской общественностью.

Деятельность ученического самоуправления способствует  формирования коммуникативной компетентности не только в общении и сотрудничестве, но и в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Грамотно организованное ученическое самоуправление в системе управления образовательным учреждением способствует  компетентности в решении конфликтов, в формировании осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Сегодня для эффективной работы этой общественной структуры управления школой необходимо ,прежде всего серьезное отношение всего педагогического коллектива, более активное подключение к управлению школой родительской общественности, выстраивание уровневой системы самоуправления начиная с класса, заканчивая округом.

Вторая группа компетенций, выделенная в образовательном стандарте – лидерские компетенции.

При этом важно отметить, что формирование лидерских компетенций не является воспитанием лидера. Воспитательную систему, как и образовательную, в целом, необходимо индивидуализировать. Нам важно создавать условия для развития  каждого ребенка в образовательном учреждении, и лидерство при этом не является высшей ступенью развития. Для современного общества нужны как лидеры, так и организаторы, и исполнители.

При переходе на новый стандарт необходимо уйти от наметившейся тенденции стремления к лидерству, формировать лидерские компетенции, такие как

  1. умение ставить цель и доносить ее до команды
  2. мотивирование и стимулирование деятельности других
  3. умение слышать и принимать позицию других
  4. способность добиваться результатов
  5. умение поддержать и направить.

Необходимо каждому обучающемуся для успешного развития.

Третья группа компетенций, выделенная в образовательном стандарте – компетенции здоровьесбережения, здоровьесохранения, таких как

  1. - стремление к активной жизни
  2. - умение планировать свое время
  3. - умение мотивировать себя на позитивную деятельность

Формирование этих компетенций также важная часть работы старшего вожатого, только системная работа всего педагогического коллектива – залог сохранения здоровья молодежи.

Для перехода на компетентностный подход старшему вожатому необходимо пересмотреть программу своей деятельности: перестроить работу с ученическим самоуправлением, применять разнообразные формы собраний и совещаний, создавая условия для  формирования той или иной формы компетенций (организация дискуссий, деловых игр, коллегий).При планировании системы мероприятий старшему вожатому следует закладывать в их задачи реализацию компетентностного подхода.

2.2. Специфика работы старшего вожатого с детьми девиантного поведения

Задачи психологической службы в системе образования состоят в содействии полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, в создании условий для формирования у них мотивации к самовоспитанию и саморазвитию, в обеспечении индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения, профилактике и коррекции отклонений в развитии ребёнка. Выполняя эти задачи, старший вожатый совместно с психологом школы, осуществляет психологическое сопровождение развития учащихся, что и является основным содержанием превентивной работы по преодолению проблем девиантного поведения.

Профилактику правонарушений среди школьников практический психолог совместно с вожатым начинает с приспособления первоклассников к школьной жизни и выявления группы риска. При переходе учащихся из начальной школы в среднюю школу, старший вожатый совместно с педагогическим коллективом должен предупредить конфликты учащихся группы риска с ученическими организациями и педагогами, ориентировать детей на здоровый образ жизни и участие в общественно-полезной деятельности.

Для проведения корректирующих мероприятий с девиантными и агрессивными детьми, которые должны обеспечить формирование и оптимальное функционирование соответствующих психологических механизмов выделают три основных задачи:

  1. способствовать распознаванию школьником трудных для него ситуаций;
  2.  научить детей анализировать их;
  3. выработать алгоритм поведения ребенка в критических для него ситуациях.

Поступок ребёнка – опыт самостоятельного поведения, имеет внутреннее мотивационное содержание. Требования родителей и педагогов не действуют на ребёнка, потому, что он внутренне их не воспринимает. Он либо вообще не выполняет, либо выполняет формально. С.Л. Рубинштейн отмечал, что наши требования без внутренней опоры на то, к кому они обращены, могут вызвать лишь отпор, либо протест. Внешние причины действуют только через внутренние устои, через психическое состояние субъекта, его мысли и чувства.

Важным условием успеха в преодолении девиантного поведения является желание ребёнка изменить самого себя. Это условие целенаправленных, позитивных, субъективных новообразований. Самосознание – осознание себя как человека – необходимое условие управления своим поведением.

Цель работы старшего вожатого с учениками – превращение социальных норм в личностные, формирование чувства ответственности, требовательности к себе, адекватной оценки своего поведения и поведения других людей.

Начиная свою работу с подростками, психолог и старший вожатый всегда должны помнить, что главное в отношениях с ними это взаимоуважение и доверие. То, что говорит подросток, всегда должно оставаться тайной. Его проблемы можно обсуждать с родителями и педагогами только с согласия, либо по личной просьбе.

В совместной работе задача психолога школы – выделение проблемы ребёнка, чёткая формулировка её механизма и направление достижения цели, которые должны признаваться самим подростком и окружающими. Задача старшего вожатого – поиск любых видов деятельности для ребёнка, связанных с положительными эмоциями, организация досуга в соответствии с интересами и потребностями ребёнка. Важно чтобы в работе не было элементов нежелательного «проблемного поведения».

В работе с несовершеннолетними правонарушителями и подростками группы риска старшему вожатому целесообразно использовать методы групповые формы работы, ролевые игры. Это даёт возможность подросткам рассмотреть своё поведение объективно, со стороны другого человека. Также проведение ролевых игр помогает отработать навыки реагирования в сложных ситуациях. При комплектовании групп желательно, чтобы количество участников не превышало 5-7 человек, с учётом пожелания ребят, которые могут желать, чтобы группы были смешанными (девочки и мальчики), либо раздельными. Не рекомендуется включать в одну группу более двух участников, которым присущи такие особенности:

  1. трудности межличностного общения;
  2. нарушения интеллектуального развития;
  3. двигательная заторможенность;
  4. негативизм;
  5. высокий уровень агрессивности.

Желательно объединение в одной группе ребят с различной акцентуацией характера.

Формирование позитивного «Я» включает рефлексию собственных положительных качеств, по формуле «Я – человек, который…». Для этого, например, можно использовать игру «Репортёр», где один из участников берёт интервью у других членов группы, предлагая каждому сказать несколько слов о себе для праздничной телепередачи в честь какого-либо успешно завершённого дела, в котором ребёнок принимал участие.

С той же самой целью старшему вожатому можно использовать игру «Бомбардировка положительными качествами», в которой каждому участнику по очереди остальные участники высказывают только положительные отзывы о нём, его способностях, и т.д. Такие упражнения помогают ребятам научиться находить в себе и в других положительные качества, уметь высказывать их другим, и уметь правильно воспринимать похвалы других людей. Игра «Умей сказать нет» позволяет приобрести такие навыки как умение отстоять своё мнение в стрессовой ситуации.

На сегодня педагогическая наука имеет большое количество различных игр, которые вожатый должен использовать как совместно с психологом школы, так и в ходе выполнения мероприятий, в соответствии с поставленными задачами для каждой конкретной группы школьников, на основе комплексных психолого-педагогических программ.

Работа старшего вожатого предполагает использовать различные виды деятельности, в процессе которых происходит приобретение и закрепление положительного социокультурного опыта у детей, с девиантным поведением и его агрессивными проявлениями. Важно помнить о том, что причины отклонений у каждого конкретного ребёнка индивидуальны, и то, что поможет скорректировать поведение одного, не всегда будет успешно в работе с другим. Поэтому можно сделать вывод о том, что без тесного сотрудничества с психологом и социальным педагогом школы в работе с девиантными детьми и подростками работа старшего вожатого может не принести требуемого эффекта. В работе важен целостный системный подход, который позволяет старшему вожатому успешно реализовывать свою деятельность.

Заключение

Изучение методической литературы позволило нам рассмотреть девиантное поведение с разных точек зрения, глубже понять суть данной проблемы и проанализировать различные подходы к его изучению.

Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных воздействий на личность ребёнка, подростка. При этом большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и биологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности.

Раннее выявление поведенческих проблем у детей, системный анализ характера их возникновения и адекватная коррекционно-профилактическая деятельность дают возможность препятствовать девиантным формам поведения закрепиться в качестве основных.

Таким образом, в работе по коррекции девиантного и агрессивного поведения детей и подростков особое значение имеет выявление причин проявления отклонений, на основе которых строится совместная работа психолога и старшего вожатого.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия к коррекции, применяемых непосредственно к ребёнку. Социального оздоровления требует также и среда,  которая вызывает отклонения в поведении и агрессивные проявления.

Деятельность старшего вожатого в составе социально-психологической службы, направленная на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, становится социально значимой и необходимой. Она также должна осуществляться в тесном контакте с педагогическим коллективом школы.

В своей практике вожатый общается с постоянными, временными, разновозрастными, профильными, и т.д. детско-подростковыми коллективами. А так как в основе каждого коллектива – общий интерес, общие цели, общие дела, сплачивающие ребят постоянно или временно.
В каждой школе постоянно действует, в среднем,5 видов объединений, диктующие вожатому свои особенности, связи с ними, работы с их членами и руководителями, отличающиеся взаимоотношениями детей и взрослых, входящих в эти объединения. Организаторская роль старшего вожатого в школьных объединениях разная, в зависимости от характера этих объединений.

Общее то, что старший вожатый любому объединению помогает при составлении планов работы, в подготовке и проведении отдельных дел, в обучении актива.

Старший вожатый осуществляет работу с детьми и подростками девиантного поведения посредством организации социально-полезных форм досуга девиантных и агрессивных детей, закрепляя тем самым проводимую психологом коррекционно-профилактическую деятельность. Сфера деятельности специалиста данного профиля обширна, и не ограничивается только проведением мероприятий, и последующей работе с детскими объединениями внутри школы.

Прежде всего старший вожатый – специалист который оздоравливает социально-психологическую обстановку развивающей среды школы, а именно находит подходящие виды деятельности для детей с различными отклонениями в поведении, способствуя самореализации каждого ребёнка в отдельности. Под самореализацией в данном случае следует понимать раскрытие способностей и талантов ребёнка, которые будут способствовать успешности в обучении и дальнейшей жизни.

Творческая направленность деятельности старшего вожатого в работе с детьми, имеющими агрессивные проявления девиантного поведения облегчает формирование доверительных отношений, как с детским коллективом, так и с педагогами, придаёт корректирующим мероприятиям занимательный характер, поднимает настроение и уменьшает враждебность, которая свойственна таким детям.  

На сегодня педагогическая наука имеет большое количество различных методик, которые подходят как для работы в летнем лагере, так и в условиях общеобразовательной школы.  Старший вожатый как один из главных элементов социально-психологической службы школы должен руководствоваться комплексным подходом в работе с девиантными  детьми и подростками, что способствует успешной самореализации таких детей, снижению уровня враждебности и агрессивности, а также закреплению полученных результатов на длительное время.

 

Библиография

  1. Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды в 2-х томах М.- 1980.- С.-10 – 25.
  2. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. М.- 1990.- С. -140-144.
  3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.- 1993.- С.- 11-45.
  4. Бодалев А.А., Деркач А.А., Лаптев Л.Г. Рабочая книга практического психолога. М.-2001.- С. -35 – 58.
  5. Выготский  Л.С. Педагогическая психология. М.- 1991 –с.-244
  6. Горшкова Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы. сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. М.- 1993. -С. -20
  7. Горьковая И.А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. СПб.- 1992.
  8. Егоров А.Ю., Нейропсихология девиантного поведения. СПб.- 2006.
  9. Заика Е.В., Крейдун И.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением//Вопросы психологии.-1990.-№4. – С. -68
  10. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям.  сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её  развитии. М.- 1993. – С. 9 – 12.
  11. Исаев Д.Д. Журавлёв И.И Дементьев В.В. Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. СПб.- 1997. – С. -18 - 29.
  12. Кондратьев М.Ю. Девиантное поведение подростков. М.- 2005. – С.- 72
  13. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. М.- 2004. – С.-48 – 52.
  14. Коллектив авторов. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере. М.- Феникс, -2005 –с.- 244
  15.  Кон И.С. психология ранней юности. М. 1989
  16. Кулагин Л.Г. О подростках, которым трудно.// Советская педагогика. -2001. -№6.  -с.- 141-142.
  17. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. М. 1988.
  18. Матюшкин М.Д. Социально-педагогические особенности девиантного поведения подростков. Ярославль.- 2000. – С. -19 - 25
  19. Паренс Г. Агрессия наших детей. М.- 1997. – С.- 2
  20. Першанина Е.Проблема профилактики педагогической  запущенности подростков.// Советская педагогика. -1984.- № 5.- с.- 141.
  21. Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 года №28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»//Вестник образования России.-2003. №17. – С. -52-57
  22. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов//Вопросы психологии. -2001.-№4. – С.- 43.
  23. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.- 2004 – С.- 115 – 123.
  24. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. М.- 2003. – С.- 19 – 41.
  25. Саенко Е.В. Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Тверь,-2008. – С.- 50-58.
  26. Семенюк Л.М. психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. -2006.
  27. Семикин Г.И. Организация антинаркотической профилактической работы со студенческой  молодежью вузах.М.- 2003. – С. -3 – 14.
  28. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. М.- 2008.- с. – 331
  29. Сурков А. Семейные войны.//Стрела. СПБ.- 1999. апрель, №14.
  30. Тархова Л. Как уберечь ребенка от тюрьмы и панели. М.- 1997. – С.- 82- 96.
  31. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические  проблемы соотношения биологического и социального.//Советская педагогика. -1984. -№5.- С.- 52-54.
  32. Фридман Л.М., Волкова К.Н. Психологическая наука – учителю. М.- 2005.- с. – 321
  33. Шипицына Л.М., Иванова Е.С. Нарушение поведения учеников вспомогательной школы. Уэльс Великобритания, 1992.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы старшей вожатой

В данном разделе представлено планирование работы  старшей вожатой на год...

Работа социального педагога с подростками девиантного поведения в школе

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. 1.1           Девиантное поведение, сущность ...

План работы старшей вожатой.

План работы старшей вожатой на 2016-2017 учебный год. Отражает все основные направления работы вожатой....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ.

Цели деятельности учителя-предметника состоят в том, чтобы средствами своего учебного предмета: помочь учащимся осмыслить себя в прошлом, настоящем, увидеть свои позитивные возможности в будущем; спос...

Индивидуальная профилактическая работа с детьми-сиротами, детьми девиантного поведения в общежитии

В данной статье представлена работа  с детьми-сиротами, детьми девиатного поведения в общежитии...

Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых «Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»

Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых«Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»...

Рабочая программа курса "Повышение профессиональной готовности к работе с детьми с девиантным поведением"

Данная программа разработана полностью на курс, в ней описаны разделы, основные вопросы для изучения, а также представлены дифференцированные по уровню сложности задания....