ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья
Аннотация: на основании анализа происхождения термина «инновация» и его различных трактовок, представленных разными авторами, в статье делается попытка определить понятие «инновации в образовании».
Ключевые слова: педагогика, образование, инновации, нововведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskie_aspekty_innovatsionnogo_protsessa_v_professionalnom_obrazovanii.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Акунец Вадим Игоревич, преподаватель;
Самохвалов Игорь Иванович, преподаватель
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»), г. Надым
XXI век – это период инновационных стратегий и конкурентной борьбы, когда выживание предприятий и организаций, а также их развитие будет определяться уровнем инновационной деятельности, тем, насколько реализуемые инновационные процессы будут динамичными, экономически обоснованными и результативными.
Социально-экономические преобразования, происходящие в нашем государстве, требуют, соответственно, значительных изменений и в системе образования, ведь оно постоянно находится под влиянием научно-технического прогресса и информационного бума [1].
Современное образование должно готовить человека, способного жить в глобализированном и динамично-переменном мире, воспринимать его сменность как существенную составляющую собственной жизни. Глобализация, трансформационные процессы и непрерывная сменность приводят к необходимости внедрения инновационных технологий в образование [5].
Внедрение инноваций в современное профессиональное образование осуществляется путем создания условий для формирования, существования и развития новых технологий, изучения и использования международных нормативно правовых стандартов, которые являются основой инновационных процессов, происходящих в образовании сегодня [1].
В научных работах отечественных и зарубежных исследователей наряду с понятиями «инновация», «инновационная политика», ведущее место занимает понятие «инновационный процесс». Так, Н. Удальцовa отмечает, что «инновационный процесс» включает в себя инновационную деятельность, направленную на использование научного знания и практического опыта с целью совершенствования существующей практики [6].
В трудах А. Кругликова «инновационный процесс» характеризуется определенной устойчивостью благодаря наличию механизмов самовоспроизводства и состоит из следующих этапов: инновационная идея; проект; план; оценка; эксперимент и внедрение [6].
Проблема инноватики приоритетна во всех социально-экономических отраслях, в том числе и в образовании. Поэтому в последнее время привычными для образования стали такие термины как инновационный образовательный процесс, инновационная педагогическая деятельность, инновационная управленческая деятельность и т.д. Совершение масштабных преобразований требует больших усилий и согласованных действий. От плана к его реализации очень сложный путь, на котором много препятствий. Поэтому не случайно вопрос эффективности управления является одной из самых актуальных тем как в теории, так и в практике управленческой деятельности [4].
В современных социокультурных условиях развитие системы образования в основном определяется тем, как эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Идея развития становится одной из мощнейших движущих сил в системе образования. Образовательная деятельность сегодня базовая для социально-экономического развития общества. Именно через образовательную деятельность современный социум формирует профессионально подготовленные кадры, создает инновационные технологии для управленческой, производственной и духовной сферы своего существования. Одним из наиболее актуальных вопросов в образовании есть разработка, распространение и особенности применения образовательных инноваций.
Под инновационной деятельностью понимают процесс внесения изменений в традиционную систему, создание и использование интеллектуального продукта, реализация новых идей посредством производства готового товара или оказания нового вида услуг. Слово «инновация» имеет латинское происхождение и в переводе означает обновление, изменение, ввод нового. В педагогической системе это означает нововведение, улучшающее ход и результаты учебного процесса. Инновацию можно рассматривать как процесс и как продукт (результат) этой деятельности. Существенным признаком инновации есть ее способность влиять на общий уровень педагогической деятельности педагога, расширять инновационное поле образовательной среды в учебном заведении [3].
Таким образом, инновационные педагогические технологии как процесс – это «целенаправленное систематическое и последовательное внедрение в практику оригинальных новаторских способов, приёмов педагогических действий, средств, охватывающих целостный учебный процесс от определения его цели до ожидаемых результатов». Инновационная образовательная деятельность – это процесс внесения в образование качественно новых элементов. Этот вид деятельности характеризуется более высокой степенью творческой активности участников образовательного процесса. Инновационную образовательную деятельность как сложное психолого-педагогическое явление рассматривают в таких взаимосвязанных аспектах, как содержание, функционирование и развитие. Главными этапами инновационной деятельности является возникновение замысла, накопление опыта, выбор самого оптимального из возможных вариантов оценки.
Структура понятия «инновационная образовательная деятельность» многокомпонентна и нацелена на углубление базовых знаний, гармонизацию и гуманизацию обучения, наибольшее раскрытие творческого потенциала обучающегося.
Организация инновационной деятельности в учебных заведениях предусматривает создание соответствующих социально-педагогических, организационно-педагогических и психолого-педагогических условий, позволяющих рассматривать заведения профессионального образования как открытую социально-педагогическую систему, определять степень готовности заведения к инновационным процессам и педагогическую целесообразность их внедрения в образовательный процесс.
Содержание инновационной деятельности определяется основной идеей инновационного процесса, обосновывается целью и ожидаемыми результатами.
На содержание образования оказывают существенное влияние как объективные, так и субъективные факторы. Объективные факторы – потребность в реализации основных идей программы и ее цели; владение современными технологиями управления, обучения и воспитания.
Основной формой организации инновационной деятельности является педагогический эксперимент, предполагающий внедрение нововведения на научной основе, то есть с учетом специфики и механизмов эмпирического исследования [1].
Следовательно, одним из путей реализации инновационной образовательной деятельности является участие учебных заведений в экспериментальной научно-исследовательской работе, цель которой заключается в оптимизации учебно-воспитательного процесса, в обеспечении его соответствия условиям и тенденциям общественного бытия. Именно в этой плоскости возникает проблема эффективности инновационных педагогических процессов.
Эффективность инновационного процесса обеспечивается благодаря взаимосвязи всех структурных компонентов образовательной модели. Это позволяет реализовывать и изучать практическую целесообразность нововведения в системе, независимо от уровня и содержания ее применения. Следует отметить, что эффективность определяется соотношением полученных результатов действий и понесенных затрат на их достижение. Это означает, что даже самый высокий в определенных условиях результат еще не свидетельствует о максимальной эффективности такой деятельности. Необходимо учитывать, какие средства и ресурсы были затрачены на достижение данного результата.
Достижение ожидаемых от реализации инновационного педагогического процесса результатов зависит и от мотивации исполнителей. Это значит, что для возникновения заинтересованности в достижении необходимых результатов инновационной деятельности следует создать соответствующие благоприятные условия, предусмотреть коллективные и персональные стимулы. Однако не всегда создание благоприятных условий рождает у тех, на кого возлагается реализация нововведения, положительное отношение к нему и заинтересованность в его освоении и внедрении в практику. Как правило, педагогические коллективы, в которых утвердились демократические принципы сожительства, первыми воспринимают новое, тщательно анализируют, открыто обсуждают его, слаженно работают над его воплощением [6].
Участники инновационного процесса, кроме готовности и стремления внедрять новации, должны иметь соответствующую квалификацию для выполнения возложенных на них обязанностей. На практике нередко бывает, что педагог может успешно реализовывать в учебном процессе требования программы, владеть разнообразными методиками обучения и воспитания, но при этом не ощущать потребности в новом из-за отсутствия в структуре личности творческого потенциала. Поэтому необходимым условием эффективной инновационной деятельности является специальная подготовка педагога, накопление и осмысление им опыта такой деятельности, внутренний настрой на поиск и постижение нового. В какой-то мере культивировать такую готовность в себе может каждый человек.
Инновационный процесс по структуре сложный, поэтому в процессе реализации требует деятельности нескольких групп людей, каждая из которых будет работать для достижения единой цели. Для этого необходимо обеспечить эффективный обмен информацией, то есть наладить эффективные коммуникации, благодаря которым объединяются в единое целое организационно сложные социальные структуры. Доступность, своевременность поступления, достоверность информации, благоприятный для профессионального общения климат обеспечивают эффективное взаимодействие всех участников инновационного процесса.
Профессия преподавателя требует особой чувствительности к постоянно обновляемым тенденциям общественного бытия, способности к адекватному восприятию потребностей общества и соответствующей корректировке своей работы. Образовательная деятельность как один из важнейших институтов социализации человека, подготовки молодежи к роли активных субъектов будущих общественных процессов должна быть исключительно внимательна как к новым реалиям и тенденциям общественного развития, так и к нововведениям в сфере содержания, форм и методов обучения и управления. Таким образом, инновационная деятельность является составной частью профессиональной деятельности каждого преподавателя [2].
Следовательно, инновации в педагогике связаны с общими парадигмами общества, глобальными проблемами, интеграцией знаний и форм современного бытия. Нововведения не возникают сами по себе, а являются результатом научных изысканий, анализа педагогического опыта. Именно потому, инновационную педагогику следует рассматривать как системную модель образования, поэтому для нее характерны такие качества, как инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационный потенциал, инновационная среда.
Литература
- Александрова Т. В., Шилова Е. В. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Т. В. Александрова, Е. В. Шилова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2019. – Ч. 2. – 2,07 Мб; 169 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/ shilova-innovacionnyj-menedzhment-ch2.pdf. – Загл. с экрана. (дата обращения: 02.12.2021).
- Василенко Н.В. Инновационная деятельность директора// Основа. – 2010. – 96 с. – Текст непосредственный
- Герман Е.А. Теоретическая инноватика: учеб. пособие / Е.А. Герман. – СПб., 2018. – 148 с – Текст непосредственный
- Инновации в современной системе образования: подходы и решения: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 494 с. – Текст непосредственный
- Колесникова Т.А., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б. Применение инновационных технологий в образовательном процессе современной школы // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 261-269; - Режим доступа: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1722 (дата обращения: 02.12.2021).
- Научные и практические разработки в эпоху трансформаций: сборник докладов Международной научно-практической конференции. / под ред. Р.Д. Иванова. – СПб.: ЕНМЦ «Мультидисциплинарные исследования», 2020. – 92 с. – Текст непосредственный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в профессиональном образовании
Инновационные технологии - важная составляющая часть подготовки специалистов высокого уровня...
ФОРМИРОВАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ АВТОСЛЕСАРЕЙ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Как показал анализ отечественной педагогической мысли и передового опыта, освещению работоспособности во время трудовой деятельности не уделялось достаточного внимания: в отечественной педагогической ...
Использование ГИС-технологий при проектировании учебного процесса в профессиональном образовании
Рассмотрены вопросы использования ГИС-технологий при проектировании учебного процесса в профессиональном образовании, на примере Лисинского лесного колледжа....
Инновационные технологиии в профессиональном образовании
Статья об инновационной деятельности в профессиональном образовании, направленной на введение различных педагогических новшеств...
Инновационные тенденции в профессиональном образовании
Инновационные тенденциии в профессиональном образовании применяемые на учебных дисциплинах в колледже...
Объединение образовательных организаций как часть процесса модернизации профессионального образования
организация, модернизация...
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)...