Инновационные тенденции в профессиональном образовании
статья на тему

Мясникова Фаина Федоровна

Инновационные тенденциии в профессиональном образовании применяемые на учебных дисциплинах в колледже

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные тенденции в профессиональном образовании

          В целях развития у студентов интереса к изучению дисциплины необходимо использовать как традиционные методы обучения с применением приемов, способствующих побуждению учащихся к практической и мыслительной деятельности; формированию и развитию познавательных интересов и способностей; развитию творческого мышления, так и элементы инновационных технологий (элементы проблемного, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативных технологий и другие). Успешность обучения и прочность знаний находятся в прямой зависимости от уровня развития познавательного интереса, обучающихся к предмету. Одним из важных моментов на занятии для студента является понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний, чтобы учащиеся могли ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса обучения, в этом и есть условие развивающего воздействия обучения на личность учащегося.

Современные образовательные технологии на учебных занятиях по профессиональным модулям   специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике» применяются в соответствии с последними тенденциями в образовании. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Использование перспективных подходов и образовательных технологий на занятиях по логистике позволяет существенно повысить восприятие материала урока учащимися.

На учебных занятиях по логистике используются следующие технологии:

Проблемная лекция

            Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

              Семинар-диспут

         Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными.

            Учебная дискуссия

            Учебная дискусия — один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).

              Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:

• постановка проблемы;

• формирование малых групп (микрогрупп по 3-4 человек), распределение ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискусии;

• обсуждение проблемы в микрогруппах;

• представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;

• продолжение обсуждения и подведение итогов.

             "Мозговой штурм" ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. "Мозговой штурм" позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.

            Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.

             Игровые технологии

                  Игровые технологии находят широкое применение как при организации учебного, так и воспитательного процессов. Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Различные исследователи и мыслители зарубежья нагромождают одну теорию игры на другую - К. Гросс, Ф. Шиллep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. "Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного явления игры, и ни одно, по-видимому, не охватывает подлинной ее сущности». Особой известностью пользуется теория К. Гросса. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности.

Игра как метод обучения применятся на учебных занятиях:

Работа в группах

Группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку преподавателю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают.

Игра-тренинг

Эти игры приходят на помощь в трудный момент — чтобы растворить скуку однообразия...

  1. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, преподаватель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
  2. Учащиеся соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

Деловая игра

            Использование такой формы урока, как деловая игра, можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого учащегося вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь с удовольствием играя, как правило, не замечаешь процесса обучения. 

                  Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в. качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тенденции развития общего и начального профессионального образования

План:- Тeндeнции рaзвития профессионального образования-сегодня;- Задачи и типы НПО;- Концепции и задачи НПО...

Сборник материалов IIмеждународной научно-практической конференции. Инновационные технологии в образовании: опыт, поиск, и перспективы развития

Статья "Выявление и развитие математических способностей у студентов технических специальностей"...

Инновационные технологии в образовании

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или "случайно открытыми'' в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания "...

Реферат на тему "Зарубежные тенденции развития системы дополнительного образования детей на примере движения скаутов"

Реферат, в котором рассматриваются тенденции дополнительного образования в зарубежных странах на примере движения скаутов....

Инновационные процессы в образовании

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современ...

"Современные тенденции физкультурного образования детей и студенческой молодежи"

Научные исследования физической культуры в детской молодежной среде можно разделить на три группы. Первая, наиболее обширная, - это те, которые посвящены биологическим ценностям физической культуры, з...

Итоги межрегионального конкурса проектных и студенческих работ по естественнонаучным дисциплинам «Современные научные тенденции», среди студентов учреждений среднего профессионального образования Саратовской области

Итоги межрегионального конкурса проектных и студенческих работ по естественнонаучным дисциплинам «Современные научные тенденции», среди студентов учреждений среднего профессионального обра...