Обучающий семинар для преподавателей отделения СПО по теме «Анализ и самоанализ учебного занятия: цели, алгоритм, критерии»
методическая разработка

Татьяна Юрьевна Ени

Умение анализировать свою педагогическую деятельность на учебном занятии лежит в основе творческого труда преподавателя. От умения анализировать своё собственное занятие, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на обучающегося, результаты своего труда во многом зависит умение преподавателя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа учебного занятия во многом зависит педагогическое мастерство преподавателя, производительность его педагогического труда и качество обучения в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eni_t.yu_._seminar_analiz_i_samoanaliz_vystuplenie.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающий семинар для преподавателей отделения СПО по теме

«Анализ и самоанализ учебного занятия: цели, алгоритм, критерии»

Ени Татьяна Юрьевна,

методист отделения СПО

Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте начать обучающий семинар. Но прежде, чем мы приступим к работе, я прошу вас определить свой настрой на сегодняшний семинар (Слайд):

Если ждете от сегодняшнего семинара ответы на интересующие вас вопросы, настроение можно назвать ожидающим.

Если не боитесь трудностей, не боитесь ошибаться, настроены на интересную работу - это решительное настроение.

Если любите учиться чему-то новому, пополнять свой профессиональный запас знаний, открывать что-то новое, то Ваше настроение революционное.

Если решили просто скептически созерцать происходящее, поскольку уже заранее всё знаете наперед, что будет в содержании - ваше настроение спокойное.

! Отправьте в ЧАТЕ слово, определяющее

 Ваше настроение в начале нашего

 обучающего семинара.

(Обобщение результатов)

Итак, тема сегодняшнего семинара «Анализ и самоанализ учебного занятия: цели, алгоритм, критерии». Данная тема была сформулирована в решении Учебно-методического совета от 11 июня 2021 г. по итогам моего выступления по вопросу «Информация о проведении контроля и взаимных посещений учебных занятий ПР».

(Слайд) Кроме того, в соответствии с приказом филиала от 9 сентября 2021 года №252 «О контроле и взаимном посещении учебных занятий» составлен сводный график взаимопосещений учебных занятий на текущий учебный год, он размещен в свободном доступе на сайте и имеется у каждого руководителя ПЦК, а также согласно вышеуказанному приказу несколько изменилось содержание Листа анализа учебного занятия (о котором мы поговорим немного позже).

Как ни странно, но многие педагоги, прекрасно преподающие свою дисциплину или МДК, испытывают некоторые затруднения при анализе и самоанализе учебного занятия.

(Слайд) С какими трудностями сталкиваются педагоги  при написании анализа и самоанализа урока:

- непривычный вид деятельности;

- непонятна цель этого вида деятельности;

- отсутствие плана, шаблона для написания;

- недостаточные умения анализировать;

- не хотелось огорчить коллегу (которого посещали).

Что чувствуют при этом:

- неуверенность в себе;

- было неприятно;

- огорчение;

 - обида;

 - в какой-то мере злость…

Поэтому сегодня я попытаюсь привести аргументы, свидетельствующие о пользе самоанализа и анализа урока и необходимости развития у педагогов умения  проводить его.

(Слайд) А работу в этом направлении  хотелось бы начать со слов Василия Александровича Сухомлинского: 

«Сильным, опытным становится педагог,

который умеет анализировать свой труд…»

В.А. Сухомлинский,

советский педагог-новатор,

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР,

кандидат педагогических наук,

 заслуженный учитель школы Украинской ССР,

Герой Социалистического Труда

Т.е. очевидной становится польза анализа и самоанализа для самого педагога.

(Слайд) Какие же бывают виды анализа:

  • событийный;
  • содержательный;
  • понятийный и феноменологический;
  • элементарный;
  • причинный;
  • логический;
  • структурно-функциональный и др.

Их достаточно много, особенно если исходить из определения анализа (Слайд): Анализ - логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

А что же представляет собой конкретно анализ учебного занятия (Слайд):

  1. Анализ любого учебного занятия представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.
  2. В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как-бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными обучающимися. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Сергей Леонидович Рубинштейн (советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР) под анализом понимал «мысленное расчленение предмета, явления,  ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии».

Ну, я думаю необходимо «погружение» в понимание анализа как такового вы получили. Двигаемся дальше.

Всем известно, что главной составной частью учебного процесса является учебное занятие. Качество подготовки обучающихся по тому или иному предмету во многом определяется уровнем проведения учебного занятия, его содержательной и методической направленностью, его атмосферой.

(Слайд) Итак, для чего анализируется учебное занятие?

В первую очередь анализ занятия необходим для повышения качества обучения.

(Слайд) А вот теперь мы вплотную подошли к нашему Листу анализа учебного занятия, который мы все заполняем при посещении или взаимопосещении, но в данный документ претерпел некоторые изменения.

(Идем по Листу по всем пунктам).

И всё же, прежде всего, необходимо обратить внимание на тип, вид учебного занятия и цели, которые ставит перед собой педагог.

(Слайд) ТИПЫ  УЧЕБНОГО  ЗАНЯТИЯ
(традиционная классификация):

1.        Изучения и первичного закрепления знаний.

2.        Закрепления знаний.

3.        Комплексного применения знаний.

4.        Обобщения и систематизации знаний.

5.      Контроля, оценки и коррекции знаний, умений и навыков обучающихся.

6.        Комбинированное занятие.

(Слайд) ВИДЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:

Можно объединить едиными целями:

  • Изучения новых знаний: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебная и производственная практика имеют своей целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
  • Закрепления знаний: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация имеют своей целью вторичное закрепление усвоение знаний, выработку умений по их применению.
  • Комплексного применения знаний: практикум, лабораторная работа, семинар имеют своей целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, переносить их в новые условия.
  • Обобщения и систематизации знаний: семинар, конференция имеют своей целью обобщение единичных знаний в систему.
  • Контроля, оценки и коррекции знаний: коллоквиум, зачет, общественный смотр знаний имеют своей целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

После того, как вы определились с типом, видом и целями занятия, прошли по всем пунктам Листа анализа, вам необходимо подвести итог, т.е. сделать вывод по проведенному занятию, а также сформулировать рекомендации и предложения преподавателю для дальнейшей работы. Вот тут как раз и обнаруживаются существенные недостатки в умении проанализировать увиденное, тут необходимо применить знания методики, дидактики и психологии, чтобы (пусть и в 2-3 фразах) дать оценку посещенного занятия. Какие же общие недостатки анализа и самоанализа учебных занятий педагогами выявлены:

(Слайд)

  • бессистемный характер анализа;
  • слишком общие замечания по занятию;
  • стремление просто пересказать ход занятия;
  • выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков;
  • нерешительный характер анализа;
  • рекомендации и предложения ограничиваются фразой «продолжить работу в данном направлении», либо отсутствуют вообще.

      При самоанализе многие педагоги затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения, типа, вида и структуры занятия,  их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками, уровнем подготовки обучающихся конкретной группы.

(Слайд) Какие же могут быть выводы (начнем с положительных):

      Цель занятия достигнута. Педагог добился осмысления учебного материала всеми обучающимися. На протяжении занятия наблюдалась активная работа обучающихся. Взаимодействие педагога с обучающимися можно назвать хорошим – все желающие получали необходимую помощь.

       Содержание учебного материала соответствует цели занятия. Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Используются разнообразные методы, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе и предполагающие их включение как субъектов деятельности на всех этапах занятия.

        В ходе занятия использовалась групповая форма работы. Педагог эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит обучающихся работать по правилу и творчески; владеет технологией диалога.

(Слайд) Какие могут быть отрицательные выводы. А они могут быть, иначе, если вы не увидели какие-то серьезные недочеты, значит вы сами не очень хорошо знаете методику. Итак,

Основные применяемы методы обучения – монологический,  репродуктивный и частично демонстрационный.

Планирование урока составлено формально, отсутствует мотивация обучающихся  на учебное занятие.

Преподаватель не владеет основными компонентами учебного занятия. Не были показаны знания планирования урока с учетом современных технологий, структуры  учебного занятия. Занятие построено в основном на опросе, объяснении материала новой темы и решения 2-3 примеров по теме.

Не продемонстрированы знания психологических и возрастных особенностей обучающихся, а в результате – неумение владеть группой, организовывать самостоятельную и индивидуальную работу . Все

задания на занятии однообразны (ответы на вопросы преподавателя – решение задач).

         После выводов мы должны написать рекомендации и предложения. Конечно, если вы в выводах написали какие-то недочеты, то необходимо сформулировать советы, как эти недочеты исправить.

(Слайд)  

Разнообразить дидактический материал – сделать его разноуровневым, классифицировать по подгруппам.

Использовать различные приёмы для рефлексии (когнитивной, деятельностной, ценностно-смысловой).

Разнообразить формы организации учебного процесса, чаще производить смену видов деятельности.

Более четко разграничивать этапы занятия.

Использовать различные виды поощрения (включая интонации голоса).

Отработать нормы оценок.

Стимулировать учебную мотивацию через создание проблемных  ситуаций.

Развивать самостоятельность в мышлении и деятельности обучающихся, дифференцировать обучение.

Создавать условия для развития логического мышления, познавательной активности.

Усилить контроль за выполнением обучающимися домашнего задания.

Проработать методику планирования учебного занятия.

Проработать методику дифференцированного обучения, технологию развивающего обучения.

Разнообразить занятие формами и средствами обучения (наглядность, таблицы, дополнительный материал и др.).

Далее вы подписываете данный Лист анализа, ставите дату.

(Слайд) Наряду с анализом урока крайне важно услышать самоанализ преподавателя, его оценку собственной педагогической деятельности. Поскольку самоанализ – это показатель профессионализма педагога, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного занятия.

(Слайд) Как же выглядит самоанализ учебного занятия

В ходе которого преподаватель должен:

- дать краткую характеристику группе, в которой проходило учебное занятие;

- указать тему, охарактеризовать её местоположение в общей системе других занятий и тем;

- указать степень сложности и вообще трудности изучаемой темы для данной группы обучающихся;

- охарактеризовать триединую дидактическую цель занятия, сопоставив её с конечным результатом, полученным в ходе проведения занятия, а не просто заявив: считаю, что занятие цели достигло;

- высказать свое мнение о типе занятия и его соответствии дидактической цели;

- определить этапы занятия и показать решение на каждом этапе его дидактической задачи;

- охарактеризовать кратко использованные методы обучения, их соответствие изучаемому материалу и способам организации деятельности  обучающихся, сопоставив это с полученным результатом - качеством знаний обучающихся;

- выделить наиболее удачные и неудачные места в учебном занятии.

После того, как вы заслушали самоанализ преподавателя, вы проводите свой анализ посещенного занятия по критериям Листа анализа, либо по схеме (Слайд):

  1.  Группа.
  2. Фамилия, имя, отчество преподавателя.
  3. Дата проведения учебного занятия.
  4. № занятия по расписанию.
  5. Какое занятие по счету  у  преподавателя в данный день.
  6. Цель учебного занятия.
  7. Тип занятия (комбинированное, обобщение, закрепление знаний, повторение...), его вид.
  8. Методы обучения, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
  9. Методы опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой,  самостоятельная работа, с применением ТСО. программированный...).
  10. Мотивы учения (интеллектуальные, социально-значимые, непосредственно побуждающие...).
  11. Поведение преподавателя на занятии (контакт с группой, увлеченность, самообладание, находчивость, умение перестраиваться,  зависимость от конспекта...). Стиль работы преподавателя.
  12. Взаимоотношения  преподавателя с обучающимися (требовательность, уважение, учет индивидуально-психологических особенностей, методы одобрения, порицания, создание ситуации успеха).
  13. Внешний вид преподавателя.
  14. Общая оценка учебного занятия (достижение поставленной цели, результативность и методика ее определения, педагогическая обоснованность применяемых форм обучения, целесообразность выбора     методов     обучения,     преодоление     противоречий процесса обучения).
  15. Рекомендации по совершенствованию деятельности преподавателя и применению его опыта.

Затем вы зачитываете выводы, предложения и рекомендации и данный лист подписывает преподаватель, которого посещали.

Какие же выводы можно сделать из полученной информации? Наш семинар я начинала словами Василия Александровича Сухомлинского, его же словами буду завершать.

(Слайд)          

В.А. Сухомлинский правильно подчёркивал, что на уроке педагог «не только открывает учащимся окно в мир знаний, но и выражает сам себя, раскрывает перед ними свой духовный мир, своё духовное богатство».

           Жизнь подтверждает, что главная цель наблюдения и анализа занятия – исследование того, как раскрывается на занятии интеллектуальный мир преподавателя, как растут духовные интересы обучающихся, как обогащается их память и развивается мышление. Этим и определяется качество учебного занятия, его эффективность.

            Педагогический анализ – это сложный процесс  диалектического осмысления действительности, позволяющий педагогу решить многие проблемы качества преподавания и знаний, а руководству найти пути к повышению эффективности управления образовательным учреждением.

И завершим наш семинар этапом рефлЕксии.

(Слайд)

Выберите одно крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние по итогам проведения семинара:

1. Тяжела ты, шапка Мономаха.

2. Повторение – мать учения.

3. Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь.

4. Если за день ничему не научился – зря прожил день.

! Отправьте в ЧАТЕ номер

 выбранного крылатого выражения.

(Обобщение полученных сообщений).

Уважаемые коллеги! Спасибо большое за работу, на этом я с вами прощаюсь. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учебного занятия

ГОУ СПО ТО«Сельскохозяйственный колледж «Богородицкий» имени И.А.Стебута»Тема: «Самоанализ учебного занятия»...

Самоанализ учебного занятия по структурным компонентам.

Самоанализ учебного занятия по структурным компонентам....

Технологическая карта занятия. Тема занятия. Отработка алгоритмов наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств. (раздел 4, учебная практика№49).

ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»МДК04.03 «Технология оказания медицинских услуг»Специальность 34.02.01«Сестринское...

Презентация к обучающему семинару по теме «Анализ и самоанализ учебного занятия: цели, алгоритм, критерии»

Данная презентация - удобный и наглядный способ визуализации информации во время проведения обучающего семинара....

Схема самоанализа учебного занятия

Общие сведения: краткая характеристика учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты; характеристика оборудования учебного заняти...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА ТЕМА ДОКЛАДА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

    Использование современных педагогических технологий на занятияхСовременный образовательный   процесс   предъявляет   новые   требования...

Сертификат ГБПОУ «БКТиЛ» о прохождении обучающегося семинара «Начинающий преподаватель» 32 ч дата выдачи 01.12.2023 г

Сертификат  ГБПОУ «БКТиЛ» о прохождении обучающегося семинара «Начинающий преподаватель» 32 ч дата выдачи 01.12.2023 г...