Презентация "Введение в фонетику. Гласные и согласные звуки" для 6 класса детей с нарушением слуха
презентация к уроку
Презентация поможет в подготовке материала для серии уроков по теме "Фонетика" (на основе учебника "Русский язык. 5 класс. 1 часть" Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonetika._glasnye_i_soglasnye.ppt | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответьте на вопросы Что такое фонетика ? Что такое графика ? Что такое орфоэпия ?
Записываем в справочнике.
Фонетика – это наука о звуках речи . От греческого phöne – звук .
Органы речи
Звуки и буквы – это одно и то же? НЕТ! Звуки мы слышим и говорим. Буквы мы пишем и читаем. Буквы обозначают звуки.
Какие бывают звуки речи?
Гласные звуки
Согласные звуки
Звуки речи гласные согласные ударные безударные звонкие глухие мягкие твердые Ь, Ъ – не звуки!
Звуки пишутся в квадратных скобках [ ] .
Гласные звуки
Попробуйте произнести [ А ] – [ О ] [ Б ] – [ П ] [ У ] – [ Э ] [ Д ] – [ Т ] [ И ] – [ Ы ] Какие звуки было произнести легче?
Гласные звуки Гласные звуки состоят только из голоса . Гласные звуки [а] [о] [у] [и] [ы] [э] п[а]р, т[а]нец, п[а]рк к[о]т, т[о]рт, м[о]ре п[и]р, р[и]нг, стар[и]к ж[у]к, па[у]к, б[у]лка [э]хо, по[э]т, силу[э]т с[ы]р, обр[ы]в Запомни: звуков Е, Ё, Ю, Я нет !
Сколько гласных звуков в этих словах? Маша Гном Незнайка Чиполлино Буратино
Выпишите гласные звуки и определите ударные или безударные. Гном Маша Буратино Чиполлино Незнайка
Гласные буквы ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ БУКВЫ [ а ] , [ о ] , [ у ] , [ э ] , [ ы ] , [ и ] А, О, У, Э, Ы, И Е, Ё, Ю, Я
Посчитайте, сколько гласных букв в слове? Подчеркните их красной ручкой. Величайший Объяснительная Эхо Лисички Главнокомандующий Китообразный Малёк Тюк
Слог Что такое слог? Слог – это часть слова с гласной буквой. Как узнать сколько слогов в слове? Правило: сколько гласных – столько и слогов. Например, е ль (1 гласная -1 слог), к о т ы (2 гласных - 2 слога)
Посчитайте, сколько в слове слогов? Величайший Объяснительная Эхо Лисички Главнокомандующий Китообразный Малёк Тюк
Спишите. Поставьте ударение. Выпишите гласные звуки и дайте им характеристику. Сугроб, решается, снежинка, отъезжает, пробный, читающего, яростного, подснежник, нежное, поездка, щётка, поезд, подпоясаться, отъезд, дорогой, обозначаются
Согласные звуки
Согласные звуки
При произнесении согласных звуков воздух встречает препятствия во рту. В каждом согласном звуке есть шум .
Запишем СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ Б (бэ) – [ б ] , В (вэ) – [ в ] , Г (гэ) – [ г ] , Д (дэ) – [ д ] , Ж (жэ) – [ ж ] , З (зэ) – [ з ] , Й (и краткое) – [ й ] , К (ка) – [ к ] , Л (эль) – [ л ] , М (эм) – [ м ] , Н (эн) – [ н ] , П (пэ) – [ п ] , Р (эр) – [ р ] , С (эс) – [ с ] , Т (тэ) – [ т ] , Ф (эф) – [ ф ] , Х (ха) – [ х ] , Ц (цэ) – [ ц ] , Ч (че) – [ ч ] , Ш (ша) – [ ш ] , Щ (ща) – [ щ ]
Подчеркните и посчитайте согласные и гласные буквы. Молчание, краска, мыло, ухватка, печка, формула, должность, безвозмездный, игла, щенок.
Измените первую букву. Какое новое слово получится? Сколько согласных букв в слове. Сом - ком – (место жительства) Чайка - гайка – (одежда) Роль – моль – (приправа)
Уберите одну букву. Какое новое слово получится? Сколько согласных букв в слове? К р аска - каска Склон - Полк - Тепло - Беда - Экран -
Звуковые примеры
Добавьте один звук и получите новое слово. Стол +б = столб Клад + с = Лапа + ш = Усы + б = Укус + с =
Домашнее задание Учить спр., упр.263 (по 2 слова)
Гласные и согласные звуки поссорились: согласные считают себя главными, а гласные – себя! Попробуйте узнать песню без согласных звуков, потом без гласных звуков.
Отгадайте песню. В л_с_ р_д_л_сь _л_чк_, В л_с_ _н_ р_сл_. _и_о_ и _е_о_ ___о__ая _е_ё_ая _ы_а.
Отгадайте песню. В л е с у р о д и л а сь ё л о чк а , В л е с у о н а р о сл а . З и м о й и л е т о м стр о йн ая З е л ё н ая б ы л а.
Итог урока. Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи? На какие две группы делятся звуки речи? Какие органы речи участвуют в образовании звуков? В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков? Каких звуков больше: гласных или согласных?
Домашнее задание Упр. 267
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха
Данная статья предназначена для студентов факультета СДО, а также для педагогов , работающих с детьми с ОВЗ...
«Клинко-педагогическое исследование детей с нарушением слуха»
Поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нару...
Роль семьи в воспитании эмоций детей с нарушением слуха
Велика роль семьи в развитии учебно-познавательной и речевой деятельности школьника, его умственных способностей, памяти, мышления, внятного произношения. Родители могут формировать необходимые психо...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА И ЖЕСТОВОЙ РЕЧИ, КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Марчук С.Ф., воспитатель; Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 13»...
Дополнительная образовательная программа декоративно - прикладного творчества «Мастерица» для детей с нарушением слуха
Любая работа, какой бы простой она ни казалась, требует определенных знаний, практических навыков, умения. Но интересной и необходимой она становится только тогда, когда в ней есть возможность выразит...
Театральная самодеятельность в воспитательной деятельности, как средство духовно-нравственного развития личности детей с нарушениями слуха
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями слуха, вопросам социальной интеграции и реабилитации детей с нарушениями слуха через театрализованную...