Презентация. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания студентов медицинского колледжа
презентация к уроку
В презентации представлены: основные факторы, участвующие в формировании личсности современных студентов, основные причины, способствующие затруднениям в обучении студентов, подходы к решению проблемы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Факторы, влияющие на развитие личности
1. Нравственная ориентиры в обществе Доминанта жизненных ценностей и поведенческих приоритетов - материальное благополучие . Жизненный успех связывается с предприимчивостью, а не с талантом, знаниями и трудолюбием Утрата семейных ценностей - приоритет независимости и карьеры, достижение высокого статуса.
2. Использование информационных ресурсов Готовые «шпаргалочные» продукты низкого качества. C туденты не готовы к использованию первичных источников, 3. Социальные ресурсы адаптации студентов Это взаимодействие с социальным окружением - семья, друзья и преподаватели. Чем шире сеть коммуникаций студентов с друзьями и знакомыми, тем выше уровень адаптированности.
4. Экономические ресурсы Основная масса студентов не довольна своим личным доходом. Преимущественно это средства, которые предоставляются родителями. При этом высокий уровень притязаний 5. Культурный ресурс Отмечена зависимость между образовательным уровнем родителей и самих студентов.
6. Запас здоровья Студенты хотели бы иметь этот ресурс, но ничего серьезного не готовы предпринять для этого. Студенты потребительски используют имеющийся у них биологический запас здоровья, не предпринимая активных действий по его формированию. 7. Интеллект Современными психологическими исследованиями выделены виды интеллекта: лингвистический , логико-математический , музыкальный , социальный , эмоциональный и др.
Эмоциональная жизнь современного человека определяют две разнонаправленные тенденции. Первая тенденция характеризуется возрастанием частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок , На это человек реагирует переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаяния. Вторая тенденция характеризуется негативным отношением к эмоциям , Эта тенденция связана с : культом рационального логичного подхода к жизни, ценностью внешнего благополучия и успеха, культом силы и мужественности, когда идеалом человека становится супермен. Символом такой тенденции становится распространение формулы: « I am OK » , когда люди стремятся выглядеть в глазах окружающих благополучными, тщательно скрывают свои проблемы и трудности.
Что делать? Необходимо развивать : Систему ценностей, Перспективные жизненные планы, Культуру мышления, Чувство ответственности, Способствовать духовному образованию.
Преимущества современных студентов Ярко выраженный индивидуализм Наличие интеллектуального потенциала; Легко ориентируются в мировых информационных ресурсах Быстро находят нужную информацию.
Что такое клиповое мышление?
Сlip - стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка. При клиповом мышлении – окружающий мир превращается в нарезку мало связанных между собой фактов. Человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, Снижена способность к анализу. Возникает потребность в новых клипах калейдоскопа.
Как преодолевать клиповое мышление ? От стиля мышления во многом зависит успешность в жизни – в учебе, науке, бизнесе. Носители клипового мышления станут аутсайдерами. Наиболее доступный метод – это чтение не клиповой литературы . При этом самостоятельно выстраивается образная система. Вырабатывается умение анализировать, устанавливать связи между явлениями. Это разрушает мозаичное мышление, фрагментированную картину мира.
Основные причины трудности в обучении у студентов преобладает «клиповое» мышление; не понимают сложно представленный материал и не могут усваивать большие объемы информации; быстро отвлекаются из-за «скучности» изложения или отсутствия игрового момента в обучении; неразвитые коммуникативные навыки, не умеют говорить и выступать с четкими структурированными докладами; не умеют самостоятельно находить решения и организовать свое время для занятий, распределять время и свои психические ресурсы в процессе обучения.
Что делать преподавателям? При появлении учебной задачи студент ищет нужную информацию в инете и применяет ее на практике. В итоге: 1. У студентов происходят познавательные открытия и формируются широкие, разрозненные, кратковременные знания. 2. При этом характерен поверхностный подход к анализу информации и к принятию решений.
Таким образом! Классическая традиционная форма обучения: 1. учитель (преподаватель) рассказал — 2. учащийся (студент) выучил дома, 3. на следующем занятии повторил (закрепление материала) Не актуальна, не работает!
Подходы к решению проблемы Преподавателям необходимо: Постоянно.систематизировать знания студентов на занятиях. Очень важно подкреплять практическими заданиями эти знания. Для этого студенты должны: - готовить тематические доклады, - организовывать дискуссии, - решать ситуационные задачи Цель: закрепить необходимые знания и навыки
Актуальная формула обучения 1. Учитель (преподаватель) задал вопрос и поставил задачу — 2. Учащийся (студент) поискал ответ и решение в литературе (чаще в Интернете) — 3. На занятии студент и преподаватель вместе обсудили и 4. Вместе нашли решение. То есть активное внедрение аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов актуально.
Рекомендации преподавателям В воспитательном процессе: Быть наставниками. Психологическое сопровождение (индивидуальное , групповое, тренинговые формы работы). Необходимо обучать студента навыкам саморегуляции, самоорганизации, управлению временем и своими ресурсами. Развивать коммуникативную деятельность
В образовательном процессе: Не перегружать учебный материал Изменить формат изложения — использовать яркие, четкие и наглядные презентации с понятными и образными, запоминающимися формулировками Использовать видеоролики с наглядными примерами, экспериментами и клиническими случаями Включать педагогические технологии по развитию критического мышления, Вводить элементы соревновательности. Включать интерактивные методы — дискуссия, мозговой штурм, кейс-метод, проблемные лекции. Формулировать задания так, чтобы студент мог сам выделять в них задачи и планировать их реализацию
Контроль знаний студентов многоуровневые проверочные задания ситуационные задачи
Итоговые выводы Меняется психология студентов. Это вызывает методологические и психологические трудности у преподавательского состава учебных заведений, которые склонны учить так, как их обучали. В условиях реформ в системе образования и меняющейся социальной среды, важна роль психолого-педагогического сопровождения и управления процессом обучения со стороны преподавателя.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АНКЕТНОГО ОПРОСА ПО ПРОБЛЕМЕ «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» студентов Брюховецкого аграрного колледжа Краснодарского края
Исследование нравственно-патриотического воспитания в настоящее время приобретает огромное значение. Эта проблема исходит из самой общественно-политической системы. Неверие людей в благополучие...
2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие и социализация личности студентов медицинского колледжа"
2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие ...
К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Настоящее время характеризуется изменениями в социально-политической, экономической структуре общества, в сознании людей.Потребность в специалистах, владеющих и...
Круглый стол с работодателями «Проблемы обучения и трудоустройства студентов в медицинском колледже».
Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий, где основной целью является предоставление участникам возможность высказать свою точку зрения на ...
Статья "Коммуникативный подход в обучении иностранному языку студентов медицинского колледжа" в сборнике материалов межрегиональной заочной научно-практической конференции педагогов "Развитие профессиональной компетенции педагога"
Статья опубликована в сборнике статей, кототрый содержит материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции для преподавателей СПО...
Организация и проведение исследовательской работы студентов в рамках кружка «Медицинский и социальный уход» Тема: «Отношение студентов медицинского колледжа к проблеме грудного вскармливания»
Модель профессионального развития студента включает в себя содержательные блоки педагогической деятельности объединенные, системообразующей целью подготовки специалистов, максимально ориентированных н...
Организация и проведение исследовательской работы студентов в рамках кружка «Медицинский и социальный уход» Тема: «Отношение студентов медицинского колледжа к проблеме грудного вскармливания»
Модель профессионального развития студента включает в себя содержательные блоки педагогической деятельности объединенные, системообразующей целью подготовки специалистов, максимально ориентирова...