Статья "Специфика работы педагога-психолога с обучающимися ОВЗ"
статья

Никитина Наталья Васильевна

«Специфика работы  с обучающимися  ОВЗ»

(из опыта работы)   

Необходимым условием успешного обучения  студентов в Лицее является их социально-психологическая адаптация. Ученые утверждают, что возможность личности достичь в жизни успеха в немалой степени зависит от ее способности адаптироваться к новым условиям. 

Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, уметь вырабатывать у себя готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах. Переход из школы в профессиональное образование является «скачком» для молодых людей. Новые условия требуют от них умения создавать отношения в коллективе сверстников, приспосабливаться к урокам не только теоретического, но и производственного обучения.

В Лицей ежегодно поступают учиться более 200 человек. Для них важно установить новые дружеские связи в учебном коллективе, получить эмоциональную поддержку от сверстников. Ведь ребятам, которые пользуются уважением и признанием в юношеской среде, чувствуют себя комфортно и уверенно, легче включиться в учебно- воспитательный процесс.

Нарушение механизмов адаптации связано, в первую очередь, с  психофизиологическим развитием юношей и девушек, что выражается свойственной им в этом возрасте повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, непредсказуемостью в поведении. Дает о себе знать и несформированность психосоциальных качеств – трудолюбия, способности к самореализации и т.п.

Психологу необходимо знать социальные факторы, которые приводят к девиациям в поведении обучающихся. С этой целью в ЛСИТ ежегодно проводится мониторинг  вновь принятого контингента, это помогает педагогам определить круг  возможных проблем. Последующий анализ определяет дальнейшую работу во взаимодействии с обучающимися. 

Важное направление работы психолога – формирование психосоциальных навыков у группы  обучающихся в целом, т.к. это именно тот коллектив, в котором юноши и девушки проходят этапы становления и приобретения социально-важных качеств.  Цель - информировать  обучающихся о способах успешной социализации и о путях сбережения  собственного здоровья. Работа реализуется в масштабе одной группы обучающихся, но с учетом конкретных условий отдельные её аспекты становятся темами обсуждения с ребятами и мастерами п/о. Занятия рассчитаны на группу обучающихся в целом, а во время занятий появляется возможность формировать определенные положительные установки  у большинства её членов, что в дальнейшем приводит к установлению благоприятного психологического климата во всем коллективе.  Формируются  представления у каждого из обучающихся о себе как о личности и воспитание навыков эффективного  взаимодействия с окружающими. 

Методика на выявление склонности респондента к определённому типу агрессивного поведения показала что из  62 опрошенных: 

29%  - склонны к прямой вербальной агрессии

11,3%  –склонны к косвенной вербальной агрессии

9,7% - склонны к косвенной физической агрессии

29% -склонны к прямой физической агрессии
У 8%  респондентов диагностируется несдержанность. Такое поведение свидетельствует об отсутствии у подростка выдержки, проявляется в агрессивном поведении. С целью сбережения психофизического  здоровья обучающихся с ОВЗ был открыт релаксационный кабинет. Где с  особыми детьми проходят занятия на снятие мышечного  напряжения.

Мною применяется методика релаксационных техник  с  обучающимися,  у   которых   высокий   уровень  тревожности, а также  нарушен процесс   адаптации     в Лицее.  У   большинства  подростков,   нарушение эмоционально-волевого фона,   часто сопровождающегося    конфликтами   и  как   следствие,   приводящего   к  стрессу. Если   адаптация  нарушается,  то  возможно   возникновение   некоторых   заболеваний  и расстройств. С  помощью   релаксации  подросток  в  состоянии   ослабить стресс, предотвратив  тем  самым   психосоматические нарушения   в  организме.        Релаксация позволяет   ослабить   или  сбросить   вызванное   стрессом   психическое  и мышечное напряжение,  которое   является  следствием   удержания   под  контролем   сильных  и внезапных   чувств. Такие нарушения негативно влияют на обучающий процесс. Данная методика  направлена  на   снижение  этих негативных   факторов.   За последнее   время уровень   тревожности   у   подростков  постепенно   снижался.   

Вот, к примеру, один из методов  при проведении релаксации необходимо связать ключевое слово, например «покой» или «отдых», с состоянием глубокого расслабления, которого можно достичь посредством прогрессирующей мышечной релаксации. И в дальнейшем  ключевое слово можно использовать для снятия тревоги, возникающего при стрессе. Я считаю, что релаксационные  упражнения   целенаправленно   необходимо включать в структуру   занятий  для   того,   чтобы  сконцентрировать   внимание   участников,  научить   ребят  методам   релаксации  и   в   конечном  итоге   для  того, чтобы  повысить   эффективность обучающего процесса.

Специфика работы показала, положительную динамику. Студенты, которые посещают релаксационную комнату  стали менее раздражительными и эмоциональными.

Для ребят, испытывающих трудности при адаптации, но по каким-либо причинам не приходящих лично за помощью к психологу Лицея, организована «Почта психолога» (в  учебном корпусе установлен контейнер для сбора вопросов и вывешен стенд, на котором размещается исчерпывающая информация по вопросам, интересующим адресантов «Почты).

Факт недостаточного развития психосоциальных навыков у обучающихся подсказал мне идею и  помог  определиться с выбором форм и методов дальнейшей работы. Цель – безболезненная социально-психологическая адаптация путем развития психолого-социальных навыков, познание самого себя, человеческих отношений и др.

- В соответствии с этим были поставлены  следующие задачи:

- Дать  обучающемуся знания о самом себе и научить его получать эти знания

- Способствовать формированию активного самосознания и навыков волевой саморегуляции

- Способствовать личностному росту и нравственному самосовершенствованию обучающихся

- Создать условия для раскрытия творческого потенциала

- Развивать способность к рефлексии – процессу самопознания

- Совершенствовать коммуникативные умения

Основными формами и методами работы являются обсуждение различных психологических проблем, анализ конкретных ситуаций, игровое моделирование, имитационные игры и др. Все это дает  подросткам возможность закрепить полученные навыки и умения, лучше понять ситуацию, научиться анализировать свои чувства. Проводимые психологические игры не только обучают наших  подростков тем или иным методам взаимодействия, но и помогают мне контролировать степень усвоения пройденного материала. Для контроля используются также и вопросы, задаваемые в устной или письменной форме. 

Принятие в юношеском возрасте новых установок и стратегии поведения происходит медленно, на смену недоверию приходит доверие, враждебность сменяется дружелюбием, а тревожность – уверенностью. Постепенное совершенствование и закрепление психосоциальных навыков происходит на всех занятиях независимо от их тематики. Например,  «Жить в мире с собой и другими», «Выброси свою проблему», «Путь к себе» и др. вызывают интерес студентов, они близки и понятны каждому. В ходе  занятий, осмысливая не только собственный опыт общения с окружающими, но и опыт своих друзей, подросток постепенно осознает составляющие успешного поведения, понимает, что в сложившейся ситуации он не одинок.

В процессе работы я увидела, что мои занятия помогают детям понять свои сильные и слабые стороны, повышают их психосоциальную культуру и позволяют вовремя оказать им необходимую психологическую поддержку.  Ребята стараются оказывать друг другу эмоциональную поддержку, вместе находить выход из затруднительных ситуаций. Особое внимание уделено формированию  и коррекции психосоциальных навыков, нацеленных на развитие психических процессов и приобретение мотивов учебной деятельности. С совершенствованием когнитивных процессов у  подростка появляется заинтересованность в обучении, а  интерес к учебе, в свою очередь, позволяет им быстрее адаптироваться к Лицею, выработать у себя такие качества, как трудолюбие и ответственность.

Индивидуальные психологические консультации дополняют работу по успешной социально-психологической адаптации  к «окружающей среде», индивидуальный подход к обучающимся позволяет разобраться с ситуацией в каждом конкретном случае, наметить программу по преодолению  трудностей. Выработка толерантности, коммуникабельности, трудолюбия и открытость помогли каждому из тех, с кем я занимаюсь, поверить в себя, в свои силы.  

Ряд занятий посвящен профилактике возникновения вредных привычек.  Мной был проведён мониторинг «Мои знания о курении»  и «Моё отношение к табакокурению»,  в котором приняли участие обучающиеся первых курсов.

«Мои знания о курении»  в количестве 10 вопросов. 

 «Моё отношение к табакокурению» в количестве 5 вопросов.

Анализ мониторинга  «Мои знания о курении» показал, что только 3,3%  респондентов ответили правильно на 100% вопросов. «Моё отношение к табакокурению» - 46% опрошенных ответили, что они «ВСЁ»  знают о курении. Из чего следует, что у подростков поверхностное представление о вреде курения на организм человека. Хочется отметить, что 46% респондентов отрицательно относятся к курению, хотя 74% пробовали курить, а возможно и продолжают,  34%- ответили  «терпимо», и 20% - относятся положительно к табакокурению.  Профилактическая работа о вреде ПАВ проходит в Лицее в течение всего учебного года.  Каждое занятие заканчивается контрольными вопросами к ребятам. Ответы на эти вопросы позволяют судить об эффективности проведённого мероприятия. Тем не менее, нельзя не согласиться с тем, что только дальнейшее в полной мере покажет, насколько полезными  для юношей и девушек были такие мероприятия.  

По своей структуре занятия состоят из следующих частей:

– вводной части (актуализация житейских знаний  обучающихся);

– основной части (формирование новых представлений);

– заключительной части (осмысление полученного опыта, рефлексия).

Проводимые мероприятия способствуют  овладению обучающимися представлениями о таких категориях и понятиях, как-то:

- здоровье и здоровый образ жизни;

- влияние окружения, которое может оказывать на формирование у человека индивидуальной позиции в отношении здоровья;

- механизмы принятия решений и способы отстаивания права на их осуществление;

- характер межличностных взаимоотношений;

- способы противостояния стрессовым ситуациям;

- последствия употребления психоактивных веществ;

- административная и уголовная ответственность за антиобщественное поведение, распространение наркотиков, противоправные действия.

При работе с обучающимися учитываются их возрастные особенности, а также специфика контингента  студентов профобразования.  

Таким образом, у  обучающихся с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. Формируется определенная степень социальной зрелости и понимание факта, что  ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других - он такой же, как все.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ovz_1.docx247.56 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности  психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

________________________________________

Необходимым условием успешного обучения  студентов в Лицее является их социально-психологическая адаптация. Ученые утверждают, что возможность личности достичь в жизни успеха в немалой степени зависит от ее способности адаптироваться к новым условиям.

Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, уметь вырабатывать у себя готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах. Переход из школы в профессиональное образование является «скачком» для молодых людей. Новые условия требуют от них умения создавать отношения в коллективе сверстников, приспосабливаться к урокам не только теоретического, но и производственного обучения.

К нам в Лицей ежегодно поступают учиться более 200 человек. Для них важно установить новые дружеские связи в учебном коллективе, получить эмоциональную поддержку от сверстников. Ведь ребятам, которые пользуются уважением и признанием в юношеской среде, чувствуют себя комфортно и уверенно, легче включиться в учебно-воспитательный процесс.

Нарушение механизмов адаптации связано, в первую очередь, с  психофизиологическим развитием юношей и девушек, что выражается свойственной им в этом возрасте повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, непредсказуемостью в поведении. Дает о себе знать и несформированность психолого-социальных качеств – трудолюбия, способности к самореализации и т.п.

Психологу необходимо знать социальные факторы, которые приводят к девиациям в поведении обучающихся. С этой целью в ЛСИТ ежегодно проводится мониторинг  вновь принятого контингента, что помогает педагогам определить круг  возможных проблем. Методики  «Профессиональная и учебная мотивация»,   «Агрессивное поведение», «Шкала реактивной и личностной тревожности»  «Акцентуации характера и темперамента».  Последующий анализ определяет дальнейшую работу во взаимодействии с обучающимися.

Важное направление работы психолога – формирование психолого-социальных навыков у группы  обучающихся в целом, т.к. это именно тот коллектив, в котором юноши и девушки проходят этапы становления и приобретения социально-важных качеств.  Основная - цель информировать  обучающихся о способах успешной социализации и о путях сбережения  собственного здоровья. Работа реализуется в масштабе одной группы обучающихся, но с учетом конкретных условий отдельные её аспекты становятся темами обсуждения с ребятами и мастерами п/о. Занятия рассчитаны на группу обучающихся в целом, а во время занятий появляется возможность формировать определенные положительные установки  у большинства её членов, что в дальнейшем приводит к установлению благоприятного психологического климата во всем коллективе.  Формируются  представления у каждого из обучащихся о себе как о личности и воспитание навыков эффективного  взаимодействия с окружающими. Ряд занятий посвящен профилактике возникновения вредных привычек.  Мной был проведён мониторинг «Мои знания о курении»  и «Моё отношение к табакокурению»,  в котором приняли участие 61 человек.  

«Мои знания о курении»  в количестве 10 вопросов.

Анализ показал следующее:

   На   два   вопроса   ответили - 8,3%

   на три   вопроса - 8,3%

   на   четыре - 10%

   на пять - 25%

   на шесть - 20%

   на семь - 3,3%

   на восемь - 8,3%

     9  вопрос     3,3%

    10 вопрос    3,3%

Из чего следует, что знания подростков о курение недостаточные.

«Моё отношение к табакокурению» в количестве 5 вопросов.

Анализ мониторинга  «Мои знания о курении» показал, что 3,3%  респондентов ответили правильно на 100% вопросов, «Моё отношение к табакокурению» - 46% опрошенных ответили , что они «ВСЁ»  знают о курении. Из чего следует, что у подростков поверхностное представление о вреде курения на организм человека. Хочется отметить, что 46% респондентов отрицательно относятся к курению, хотя 74% пробовали курить, а возможно и продолжают,  34%- ответили  «терпимо», и 20% - относятся положительно к табакокурению.  Профилактическая работа о вреде ПАВ проходит в Лицее в течение всего учебного года.  Каждое занятие заканчивается контрольными вопросами к ребятам. Ответы на эти вопросы позволяют судить об эффективности проведённого мероприятия. Тем не менее, нельзя не согласиться с тем, что только дальнейшее в полной мере покажет, насколько полезными  для юношей и девушек были такие мероприятия.  

По своей структуре занятия состоят из следующих частей:

– вводной части (актуализация житейских знаний  обучающихся);

– основной части (формирование новых представлений);

– заключительной части (осмысление полученного опыта, рефлексия).

Проводимые мероприятия способствуют  овладению обучающимися представлениями о таких категориях и понятиях, как-то:

- здоровье и здоровый образ жизни;

- влияние окружения, которое может оказывать на формирование у человека индивидуальной позиции в отношении здоровья;

- механизмы принятия решений и способы отстаивания права на их осуществление;

- характер межличностных взаимоотношений;

- способы противостояния стрессовым ситуациям;

- последствия употребления психоактивных веществ;

- административная и уголовная ответственность за антиобщественное поведение, распространение наркотиков, противоправные действия.

При работе с обучающимися учитываются их возрастные особенности, а также специфика контингента  студентов профобразования.  

Методика на выявление склонности респондента к определённому типу агрессивного поведения показала что из  62 опрошенных:

29%  - склонны к прямой вербальной агрессии

11,3%  –склонны к косвенной вербальной агрессии

9,7% - склонны к косвенной физической агрессии

29% -склонны к прямой физической агрессии


У 8%  респондентов диагностируется несдержанность, Такое поведение свидетельствует об отсутствии у подростка выдержки, проявляется в агрессивном поведении. С целью сбережения психофизического  здоровья обучающихся с ОВЗ был открыт релаксационный кабинет. Где с  особыми детьми проходят занятия на снятие мышечного  напряжения и формирование навыков саморегуляции. Специфика работы показала, положительную динамику. Студенты, которые посещают релаксационную комнату  стали менее раздражительными и эмоциональными.

Для ребят, испытывающих трудности при адаптации, но по каким-либо причинам не приходящих лично за помощью к психологу Лицея, организована «Почта психолога» (в  учебном корпусе установлен контейнер для сбора вопросов и вывешен стенд, на котором размещается исчерпывающая информация по вопросам, интересующим адресантов «Почты).

Факт недостаточного развития психолого-социальных навыков у обучающихся подсказал мне идею и  помог  определиться с выбором форм и методов дальнейшей работы. Цель – безболезненная социально-психологическая адаптация путем развития психолого-социальных навыков, т.е. овладение приемами психологической саморегуляции, познание самого себя, человеческих отношений и др.

В соответствии с этим были поставлены  следующие задачи:

  • Дать  обучающемуся знания о самом себе и научить его получать эти знания
  • Способствовать формированию активного самосознания и навыков волевой саморегуляции
  • Способствовать личностному росту и нравственному самосовершенствованию обучающихся
  • Создать условия для раскрытия творческого потенциала

  • Развивать способность к рефлексии – процессу самопознания
  • Совершенствовать коммуникативные умения

Основными формами и методами работы являются обсуждение различных психологических проблем, анализ конкретных ситуаций, игровое моделирование, имитационные игры и др. Все это дает  подросткам возможность закрепить полученные навыки и умения, лучше понять ситуацию, научиться анализировать свои чувства. Проводимые психологические игры не только обучают наших  подростков тем или иным методам взаимодействия, но и помогают мне контролировать степень усвоения пройденного материала. Для контроля используются также и вопросы, задаваемые в устной или письменной форме.

Принятие в юношеском возрасте новых установок и стратегии поведения происходит медленно, на смену недоверию приходит доверие, враждебность сменяется дружелюбием, а тревожность – уверенностью. Постепенное совершенствование и закрепление психолого-социальных навыков происходит на всех занятиях независимо от их тематики.

Такие темы занятий, как « Жить в мире с собой и другими», «Выброси свою проблему», «Путь к себе» и др. вызывают интерес студентов, они близки и понятны каждому. В ходе  занятий, осмысливая не только собственный опыт общения с окружающими, но и опыт своих друзей, подросток постепенно осознает составляющие успешного поведения, понимает, что в сложившейся ситуации он не одинок.

В процессе работы я увидела, что мои занятия помогают детям понять свои сильные и слабые стороны, повышают их психолого-социальную культуру и позволяют вовремя оказать им необходимую психологическую поддержку.  Ребята стараются оказывать друг другу эмоциональную поддержку, вместе находить выход из затруднительных ситуаций. Особое внимание уделено формированию  и коррекции психолого-социальных навыков, нацеленных на развитие психических процессов и приобретение мотивов учебной деятельности. С совершенствованием когнитивных процессов у  подростка появляется заинтересованность в обучении, а  интерес к учебе, в свою очередь, позволяет им быстрее адаптироваться к Лицею, выработать у себя такие качества, как трудолюбие и ответственность.

Индивидуальные психологические консультации дополняют работу по успешной социально-психологической адаптации  к «окружающей среде», индивидуальный подход к обучающимся позволяет разобраться с ситуацией в каждом конкретном случае, наметить программу по преодолению  трудностей. Выработка толерантности, коммуникабельности, трудолюбия и открытость помогли каждому из тех, с кем я занимаюсь, поверить в себя, в свои силы.  В этих условиях у  обучающихся с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. Формируется определенная степень социальной зрелости и понимание факта, что  ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других - он такой же, как все.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога с одаренными учащимися.

Доклад по теме «Интеллектуальная одаренность: проблемы, развитие, перспективы»...

Возможности сказкотерапии в работе педагога-психолога с обучающимися « группы риска»

В данной статье  предоставляются мини исследования ,котрые я провела на базе нашего колледжа. Мною была разрабатанна программа тренингов с использованием метода сказкотерапии.Тренинги я проведила...

Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.

Демонстрация  эффективного  собственного   опыта  работы  с детьми с особыми  потребностямии их  продителями .Арт-терапия  в работе с детьми с нарушением...