Студент XXI века. Социализация студентов СПО
статья

Смирнова Анжелика Георгиевна
В наших учебных заведениях обучаются представители разных национальностей и народностей, различных религиозных конфессий. Вопросы толерантности подростков и юношества поднимают проблему их взаимоотношений. Возрастные особенности юношеского возраста определяет формы работы педагогического става учреждения как отдельных обучающихся, как и небольших групп, объединенных одними интересами.
Автор считает, что вопрос толерантности, восприятия иной точки зрения на природу вещей, культурные и традиционные национальные ценности не только различают людей, но и дают большое поле для взаимных исследований, познавания и взаимообащения. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon student_xxi_veka._sotsializatsiya_studentov_spo.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Анжелика Георгиевна

преподаватель высшей профессиональной квалификации, член МСПХ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой»

СТУДЕНТ XXI ВЕКА. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ СПО.

В наших учебных заведениях обучаются представители разных национальностей и народностей, различных религиозных конфессий. Вопросы толерантности подростков и юношества поднимают проблему их взаимоотношений. Возрастные особенности юношеского возраста определяет формы работы педагогического става учреждения как отдельных обучающихся, как и небольших групп, объединенных одними интересами.

Автор считает, что вопрос толерантности, восприятия иной точки зрения на природу вещей, культурные и традиционные национальные ценности не только различают людей, но и дают большое поле для взаимных исследований, познавания и взаимообащения.

Этимология термина «толерантность» восходит от лат. tolero – нести, держать, а также переносить, сохранять. За этим простым, на первый взгляд значением термина скрываются сложные, человеческие отношения. Суть слова «толерантность» является производным от двухместного предиката «Х толерантен к Y», где Х – какой-то человек или общественная группа, а Y – другой человек или другая общественная группа.

Словарь «American Heritage Dictionary»: толерантность - «способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей». К. Уэйн подчеркивает, что «это не просто признание и уважение убеждений других людей, а признание и уважение других людей, которые отличаются от нас самих, признание, как определенных личностей, так и социальных или этнических групп, к которым они принадлежат».

Знакомство учащихся с искусством, историей, культурой, бытом различных народов позволит на практике утверждать принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. Расширение знаний юношества о народах, живущих в родном крае, даст возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность каждого человека к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию.

  Качество решения педагогических, художественно-творческих задач педагогами колледжа искусств зависит от умения строить отношения с коллегами – преподавателями и учителями образовательных учреждений, и учениками, устанавливать оптимальные межличностные контакты, основанные на толерантности. Необходимо знание правил поведения в коммуникативных ситуациях, умение устанавливать контакты, культурно и корректно отстаивать свою точку зрения в спорах, умение понимать личностные особенности и эмоциональное состояние собеседника, управлять собственным эмоциональным состоянием.

Эти вопросы постоянно обсуждаются педагогами, психологами и работниками колледжа на педагогических и методических советах. Актуализируют проблему воспитания толерантности опираясь на сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, все более остро требующих практического решения, и его научного обоснования.

Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов. Речь идёт о создании цивилизации, ориентированной на мир и ненасилие. Понятие «культура мира» не сводится к общеупотребительным дефинициям «мир» как Вселенная и «культура» как художественно-творческая область. «Культура мира» – это сочетание мировоззренческих взглядов, ценностных установок, традиций, образцов жизни» и типов поведения – так говорится в Декларации о культуре мира, принятой 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 г.

Педагоги образовательных учреждение должным образом реагируют на появление новых социокультурных реалий. В методику преподавания отечественной образовательной школы изначально заложено решение следующих воспитательных задач: стремление личности к этническому самоопределению, проблемы мультикультурализма и другие.  

Обучение в учреждении культуры и искусств изначально предполагает изучение произведений мирового искусства и традиционных национальных культур. Диалог культур, осмысление собственной культурной традиции – необходимое условие образовательного и воспитательного процесса. Обогащение культур, ведущее к воспитанию толерантности.

У каждого обучающегося, как человека в котором слились несколько культур, есть несколько идентичностей: гражданская, этно и мультикультурная и другие.  Вместе с тем путь к развитию толерантности открыт только в том случае, когда человек имеет прочную этнокультурную идентичность.  Используя исследования В. Лекторского, можно выделить следующие способы развития толерантности: безразличие, невозможность взаимопонимания, снисхождение, расширение собственного культурного опыта. Только последнее, может выступить как полифония культур, диалог с человеком, стремление к взаимодействию, к диалогу с человеком как субъектом культуры.

Опыт работы колледжа искусств показывает, что включение обучающегося в работу по участию в учрежденческих и мероприятиях: выставках, концертах, семинарах в первые годы обучения, позволяет влиться в работу профессиональных коллективов: хоров, ансамблей, этнографических группы и т.п., представляя свое творчество на муниципальном и региональном уровне. Особым образом организуемая система работы позволяет студентам органично включиться в различные виды деятельности по освоению культур этносов: участие в проведении национальных праздников и празднование памятных дат, концерты и выставки, посвященные юбилеям деятелей искусства и культуры; участие в организация олимпиад для детей, выставок национальной культуры, проведение фольклорных концертов и другие мероприятия, отражающие внешние проявления национальных культур.

Социальная и волонтерская работа, активно развивающаяся в учреждении позволяет взаимодействовать с различными слоями населениями: детьми-инвалидами, малообеспеченными семьями, пенсионерами и ветеранами.

Межкультурному взаимодействию в данном случае соответствует концепция поликультурализма - учения о равноправности и взаимном сосуществовании множества культур, уважении различий, требующих одновременного сохранения национального самоуважения.

Такая работа не только воспитывает полноправного члена современного общества, но и помогает в процессе адаптации при поступлении на работу, самостоятельной личной жизни, профессиональной творческой деятельности.

Таким образом, в Сызранском колледже искусств и культуры им. О.Н. Носцовой создана среда, способствующая осознанному, компетентному саморазвитию и успешному самоопределению личности в пространстве полиэтнической культуры, обеспечивающая продуктивную деятельность в условиях локальной полиэтнической среды сообщества, российского общества.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Декларация принципов толерантности // Век толерантности. – 2001. - №1. – С.62-68.
  2. Кардинер А. Психологические границы общества. – М., 1970.
  3. Кротков Е.А. Анатомия толерантности: феноменологический анализ // http:// toleration.bsu.edu.ru/ Publicatsii/Krotkov Tol.htm
  4. Медведева И., Шишова Т. Башня терпимости //Народное образование. – 2003. - №6. – С.248-256.
  5. Фэлзон М. Воспитание и толерантность //Высшее образование в Европе. – Т. ХХ1. - №2. – С.10-13.
  6. King P. Toleration: London: Allen and Unwin, 1976.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация студентов в условиях колледжа посредством формирования у них ценностных ориентаций в образовательном пространстве общественных дисциплин. Из опыта работы

Опыт работы показывает, что комплекс личностных качеств, необходимых будущему учителю для профессионального выполнения своих обязанностей, не приобретается человеком с рождения, а формирование у студе...

Адаптивная физическая культура и спорт как одно из средств реабилитации и социализации студентов с ограниченными возможностями

Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с инвалидами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, показывает, что физическая культура и спорт для них- наиболее действенные методы ...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

Развитие и формирование профессиональных компетенций...

«Социализация студентов»

Подготовка доклада по теме педагогического совета «Социализация студентов»...

Факторы влияния ИКТ на профессиональную социализацию студентов

Рассмотрены основные факторы информационно-коммуникационных технологий, влияющие на  профессиональную социализацию студентов...

О некоторых аспектах социализации студентов в Ленинск - Кузнецком Политехническом Техникуме

История Политехнического ТехникумаРоль обществознания в становления личности...