ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
статья
Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы профориентационной работы в современной системе профессионального образования. В соответствии с выводами предлагается рассматривать профориентационную работу в рамках работы единого профессионального центра самоопределения лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Платонова Елена Викторовна,
учитель-дефектолог
ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий»
e-mail: elenka-pl@mail.ru
Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы профориентационной работы в современной системе профессионального образования. В соответствии с выводами предлагается рассматривать профориентационную работу в рамках работы единого профессионального центра самоопределения лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, профориентационный центр, моделирование профессионального самоопределения, профдиагностика, профконсультирование.
Современный мир характеризуется высокой динамикой развития технологий, это приводит к непрерывному появлению новых и отмиранию ранее существовавших профессий, изменению содержания многих традиционных видов профессиональной деятельности. Обучающимся стало гораздо труднее сделать выбор в пользу той или иной профессии. Еще сложнее его сделать обучающимся с ОВЗ и инвалидностью.[1] На профессиональное самоопределение влияет множество факторов: семья, повседневное общение, средства массовой информации, специально организованные профдиагностика и профконсультирование в школах. Для формирования у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью ценностей профессионализма и профессионально-личностной самореализации недостаточно одной только рекламно-информационной работы.[2]
Из опыта работы в области профессионального самоопределения лиц с ОВЗ и инвалидностью можно наблюдать, что наиболее распространенными трудностями и ошибками подростков при выборе профессии оказываются:
- использование неадекватных и даже предвзятых источников информации о профессиях и получение искаженных представлений о них;
- неумение выделить главное и второстепенное в полученной информации и ее систематизировать;
- переоценка или недооценка отдельных индивидуально психологических качеств при выборе профессии;
- неадекватная самооценка и неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии;
- неправильное понимание способностей;
- неверные представления о возможности развития профессионально важных качеств, о путях и способах освоения профессии;
- преобладание эмоциональных компонентов в процессе принятия решения;
- неумение и нежелание изменить решение при получении новых данных;
- подчинение чужому, неправильному мнению;
- выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным, непрофессиональным качествам представителей определенной профессии.
В связи с этим, в нашем техникуме функционирует единый профориентационный центр для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, где существует единая профориентационная среда, в создании которой принимают участие администрация техникума, социальные педагоги, классные руководители, мастера производственного обучения, психолого-педагогическая служба.
Основные задачи и функции ПрофЦентра:
- повышение потенциала системы профессионального образования региона за счет концентрации материально-технических, педагогических, интеллектуальных и информационных ресурсов;
- формирование электронного банка данных обучающихся-инвалидов, обучающихся с ОВЗ;
- координация деятельности в сфере организации профориентации обучающихся из числа обучающихся - инвалидов, обучающихся с ОВЗ.;
- организация научно-исследовательской и методической деятельности по адаптации профориентационной работы к требованиям социально-экономической сферы региона в целом с учетом индивидуальных возможностей обучающихся-инвалидов, обучающихся с ОВЗ;
Центр осуществляет образовательные, методические, исследовательские, информационные и консалтинговые функции в целях содействия в воспитании профессионально-компетентной и социализированной личности.
Для формирования профориентационной компетенции в рамках деятельности ПрофЦентра разработана программа дополнительного образования по профориентации и социализации учащихся 6-9 классов «Моделирование профессионального самоопределения». Программа принята, как базовая в 7 учреждениях, реализующих адаптированные образовательные программы. Разработана авторская методика «Я в мире профессий».
Активные методы проведения профориентационных занятий позволяют обучающимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счет осознанного развития способностей и сознательного формирования у них необходимых профессиональных навыков.
Активные методы и приемы:
- беседа, рассказ;
-элементы тренинга;
-АРТ-методики;
- профессиональные пробы.
Основные формы организации профориентационных занятий: групповые занятия по темам; диагностические мероприятия (групповые и индивидуальные); индивидуальные консультации по вопросам личностного и профессионального самоопределения; творческие занятия.
В рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ проходят компьютерную диагностику, направленную на выявление склонностей к той или иной профессиональной области.
Специалисты психолого-педагогической службы проводят методики изучения познавательной сферы на этапе выбора профессии, которые были разделены на три группы.
- Анкеты, в том числе стандартизованные, составили первую группу диагностических методик (методики «Карта интересов» А.Е. Голомштока, «Ориентировочно-диагностическая анкета» С.Я. Карпиловской (профконсультационная)).[3]
Анкетирование, кроме предварительных статистических и демографических сведений о молодом человеке, позволяет получить информацию об осознанности его выбора и сформированности профессиональных намерений.
- Опросники составили вторую группу методик. А именнно разработанный Е.А. Климовым «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) и его модифицированный вариант – «Профессионально-диагностический опросник». Для того чтобы получить более полное представление о характере выбираемой профессии и сфере предпочитаемого труда, опросник Е.А. Климова был дополнен методикой определения типа личностной направленности Дж. Холланда.[4]
- Тесты составили третью группу диагностических процедур, более сложных в проведении, обработке данных и интерпретации. Все методики данной группы позволили исследовать степень выраженности и профиль познавательных и профессиональных интересов, приоритетные склонности испытуемых к определенным профессиям, деятельности труда, к изучению отдельных общеобразовательных и специальных предметов. У обучающихся была возможность, в ходе консультации, сравнить свои результаты с характеристиками профессий и требованиями, предъявляемыми к профессионалам различных отраслей труда.[5]
Полученные данные этих и других обследований сводятся в индивидуальную карту. Статистическая обработка результатов проводится с использованием сводных таблиц.
Деятельность, проводимая в данном направлении, конечно же, дает свои результаты. У обучающихся с ОВЗ и инвалидностью расширяется круг знаний о мире профессий, о специфике регионального рынка труда, начинают закладываться профессиональные идеалы, подростки знают к кому они могут обратиться за адресной помощью. Так ежегодно все сто процентов выпускников продолжают обучение в профессиональных учреждениях города и за его пределами. Но, как и в любой работе при создании профориентационной среды мы, педагоги, сталкиваемся с определёнными трудностями. Поэтому каждый год ставим перед собой определенные задачи. Это повышение педагогической квалификации, пополнение учебно - методического материала по данной проблеме, поиск и внедрение эффективных форм работы по профориентации с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, учет индивидуальных особенностей обучающихся и использование дифференцированного подхода.
Список литературы:
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособ./Е.А.Климов М.: Изд-во МГУ, 2011.-224с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/Н.С.Пряжников. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 2009. - 256с.
- Реан A.A. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией. // Вопросы психологии /A.A. Реан.-№1.- 2010- С.83.
- Сорокина Н.В. Программа социально-психологического тренинга развития профессионального самоопределения «Моё профессиональное будущее»: Сб. метод, материалов ЦСППМ «Шанс». - Тула: Инфра, 2013. - С. 89-110.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональное самоопределение обучающихся
Молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем ...
Поэтапная реализация профессионального самоопределения обучающихся в Садово-Архитектурном Колледже
Во все времена выбор главного профессионального направления в жизни считался непростым делом, связанным с целым рядом ошибок, подстерегающих выпускников различных общеобразовательных учреж...
Статья: "Особенности формирования процесса профориентации и профессионального самоопределения старших подростков с эмоционально-волевыми нарушениями"
Особенности профориетации подростков с эмоционельно-волевыми нарушениями....
Статья: "актуальные вопросы профориентации и профессионального самоопределения старших подростков с эмоционально-волевыми нарушениями"
Актуальные вопросы профориентации...
Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся
Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся Федерального Государственного бюджетного профессионального образовательного учрежде...
Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...
5. ГБПОУ «БРИТ» Центр опережающей профессиональной подготовки» удостоверение «Система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» 16 ч, дата выдачи: 13.04.2021 г
5. ГБПОУ «БРИТ» Центр опережающей профессиональной подготовки» удостоверение «Система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» 16 ч, дата выдачи...