Профессиональное самоопределение обучающихся
статья на тему
Молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем хочет быть - предпринимателем, т.е. работодателем, наёмным работником или государственным служащим. Он будет создавать рабочие места и условия для эффективной работы наёмных работников или продавать свои знания, свой профессионализм, свои способности и силы работодателю. Это сегодня лежит в основе активного профессионального самоопределения и диктует определённые условия при выборе профессии. Оценить степень развития общих и специальных способностей человека может только специалист, профессионал - психолог, профконсультант, специально подготовленный учитель. Именно поэтому возникает насущная потребность - переход школы на профильную систему обучения и создание специализированной подготовки в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучающихся, что даёт возможность в профориентационной работе более полно учитывать интересы и склонности каждого ученика. Выбор профессии наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профессиональное самоопределение | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное самоопределение обучающихся: современные аспекты.
Молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем хочет быть - предпринимателем, т.е. работодателем, наёмным работником или государственным служащим. Он будет создавать рабочие места и условия для эффективной работы наёмных работников или продавать свои знания, свой профессионализм, свои способности и силы работодателю. Это сегодня лежит в основе активного профессионального самоопределения и диктует определённые условия при выборе профессии. Оценить степень развития общих и специальных способностей человека может только специалист, профессионал - психолог, профконсультант, специально подготовленный учитель. Именно поэтому возникает насущная потребность - переход школы на профильную систему обучения и создание специализированной подготовки в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучающихся, что даёт возможность в профориентационной работе более полно учитывать интересы и склонности каждого ученика. Выбор профессии наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте.
Часто бывает так: окончив профессиональное учебное заведение и начав работать, люди понимают, что это совсем не то, о чем они мечтали. По данным социологического опроса, примерно 56% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, убеждениям. А это влечет за собой разочарование, кризисы нереализованности, бесперспективности.
Анализ научных исследований и педагогическое осмысление вопросов содействия личностно-профессиональному самоопределению подростка в условиях предпрофильной подготовки указывают на наличие ряда противоречий между:
- социальным заказом на формирование готовности выпускника школы к личностному самоопределению, сознательному и ответственному выбору сферы профессиональной деятельности и сложившейся практикой образования в школе и в системе образования, не позволяющей в полной мере реализовать данный заказ;
- потребностью подростка в успешном личностном и профессиональном самоопределении и его неготовностью к этому;
- психологическими исследованиями проблем личностно - профессионального самоопределения подростка и степенью изученности психологических стратегий данного процесса.
Проблема выбора профессии стара как мир. Именно поэтому с изменением экономической, политической и социально-культурной ситуацией в стране необходимо новое понимание ее содержания. Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан страны. Решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Реальная и привлекательная профессиональная перспектива может уберечь многих обучающихся от необдуманных шагов, способствует позитивному целостному становлению их личности. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования обучающимся 9 классов необходимо совершить первичное профессиональное самоопределение: быть готовыми к выбору профиля обучения в 10 классе, а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы.
Сложность проблемы личностно-профессионального самоопределения состоит в ее многогранности. Обоснование вопросов содействия личностно-профессиональному самоопределению подростка в условиях предпрофильной подготовки в школе предполагает последовательный анализ ряда аспектов: сущности, структуры и функций сопровождения и поддержки личности в процессе профессионального самоопределения; целей, задач, моделей организации личностно-профессионального самоопределения подростка. Подходов к индивидуализации и дифференциации в образовательном процессе посредством индивидуальных образовательных программ; обучению их стратегиям самоопределения в личностном и профессиональном плане; и комплектования профильных классов в дальнейшем.
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос "Кем я буду?" задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Вместе с тем я считаю, что к первичному профессиональному самоопределению учащихся необходимо готовить уже с начальных классов. Поэтому девятиклассников необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения исходя из возрастных и индивидуально-психологических особенностей. Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами глубокой личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь.
Но, обучающиеся этого возраста, как правило, еще не обладают достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, плохо осознаются его мотивы, у них не до конца сформирована гражданская и нравственная платформа для профессионального самоопределения.
Главным механизмом становления личностно - профессионального самоопределения девятиклассников становится психолого-педагогическая работа, которая проходит эффективно, если:
- личностно-профессиональное самоопределение рассматривается и как механизм развития личности, и как результата этого развития;
- учитываются возрастные потребности старших подростков, а также противоречия, возникающие при их реализации; ·
- работа с девятиклассниками строится на основе личностного подхода, когда обучающиеся становятся активными субъектами процесса профессионального самоопределения, самостоятельно принимающими важные жизненные решения (выбор профиля обучения, образования, профессии);
- предметом психолого-педагогического воздействия становится целостное становление личности, которое содержательно разбивается на следующие взаимосвязанные компоненты: ценностно-равественный, мотивационно-волевой, личностно-развивающий, когнитивный, эмоциональный;
- достигается согласованность действий всех субъектов профориентации, а также их ориентированность на интериоризацию старшими подростками гражданских и нравственных ценностей общества, результатом которой является сформированность ценных ориентации как смыслообразующего компонента в структуре личностного и профессионального самоопределения;
- используется обновленная педагогическая технология становления личности старших подростков в процессе профессионального самоопределения;
Личностно-профессиональное самоопределение - это процесс и результат выбора обучающимся собственной позиции, стратегии средств самоосуществления личности в профессии; основанный и регулируемый предпочтениями, интересами, возможностями и способностями. Суть процесса самоопределения состоит в актах выявления и утверждения исследовательских позиций в проблемных ситуациях, в которых подросток оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принять экзистационные или прагматичные (конкретные) условия. При этом результатом самоопределения выступает: с одной стороны выход подростка на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям; а с другой стороны на формирование душевной самооценки и способности, через целеполагание, самобытно расценивая свои природные, личностные и внеличностные предназначения. Помощь обучающемуся в профессиональном и личном самоопределении должна быть ориентирована на поиск смысла, интереса к выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой деятельности. Как известно, человек реализует себя в общеполезном, а главное – в личностно значимом труде, поэтому, необходимо психологическое сопровождение выбора профессии строиться на нормах и законах психического развития человека. Одной из фундаментальных для психологии развития является категория выроста. Работа по профессиональному самоопределению призвана создать учащимся возможность продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности ее освоения и реализации, обеспечить превращение учащихся из объекта педагогических воздействий в субъекта профессионального образования, а значит обеспечить условия профессионального развития личности на всех этапах жизненного пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтапная реализация профессионального самоопределения обучающихся в Садово-Архитектурном Колледже
Во все времена выбор главного профессионального направления в жизни считался непростым делом, связанным с целым рядом ошибок, подстерегающих выпускников различных общеобразовательных учреж...
Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся
Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся Федерального Государственного бюджетного профессионального образовательного учрежде...
ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы профориентационной работы в современной системе профессионального образования. В соответствии с выводами предлагается рассматривать профориентацио...
Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...
Профориентационное сопровождение образовательного процесса и профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования
в работе представлены результаты разработки и апробации модели непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапе абитуриент-студент-выпукник....
Профессиональное самоопределение обучающихся и вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность на примере ДОП «Азбука предпринимательства»
В соответствии с ФГОС СПО по профессиям и специальностям в результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции. Одна из общих компе...
5. ГБПОУ «БРИТ» Центр опережающей профессиональной подготовки» удостоверение «Система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» 16 ч, дата выдачи: 13.04.2021 г
5. ГБПОУ «БРИТ» Центр опережающей профессиональной подготовки» удостоверение «Система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» 16 ч, дата выдачи...