Поэтапная реализация профессионального самоопределения обучающихся в Садово-Архитектурном Колледже
статья по теме

 Во все времена выбор главного профессионального направления в жизни  считался непростым делом, связанным с целым рядом ошибок, подстерегающих выпускников различных общеобразовательных учреждений .

В этот непростой период очень важно, чтобы на жизненном пути обучающихся  повстречались люди, помогающие грамотно и заинтересованно подойти к выбору будущей профессии, учитывая особенность личности обучающихся .

 В нашем  городе разработана целая система профориентационного сопровождения учащейся молодежи, позволяющая поэтапно, глубоко и  грамотно ориентировать ребят в огромном море профессий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Поэтапная реализация профессионального самоопределения  обучающихся в садово-архитектурном колледже»

мастер профессионального образования

 Шерстнева Галина Васильевна

 Во все времена выбор главного профессионального направления в жизни  считался непростым делом, связанным с целым рядом ошибок, подстерегающих выпускников различных общеобразовательных учреждений .

В этот непростой период очень важно, чтобы на жизненном пути обучающихся  повстречались люди, помогающие грамотно и заинтересованно подойти к выбору будущей профессии, учитывая особенность личности обучающихся .

 В нашем  городе разработана целая система профориентационного сопровождения учащейся молодежи, позволяющая поэтапно, глубоко и  грамотно ориентировать ребят в огромном море профессий. Профессиональное становление будущего квалифицированного специалиста проходит в несколько этапов:

-период обучения в общеобразовательной школе , знакомство с предполагаемой профессией и подготовка к поступлению в выбранное профессиональное учреждение

-период обучения в общеобразовательном учреждении профессионального образования

-начало трудовой деятельности

 Знакомство с будущей профессией начинается зачастую , с профильной ориентации детей, на занятия в кружках и секциях по интересам. На базе нашего учреждения- СПб ГБПОУ  «Садово- архитектурный колледж» много лет существует «Отделение дополнительного образования детей- Петербургская усадьба» на  ул. Кольцова дом 5, территориально расположенное вблизи ст. метро «Озерки», в котором обучающиеся  близлежащих районов  Санкт- Петербурга занимаются в различных кружках и секциях биологической направленности: « театр и природа», « уютная усадьба», «зеленый архитектор», «юный натуралист», «комнатное цветоводство», «дизайн сада», « энтомология», « зоология».

 Постепенно вникая в тонкости изучения окружающего мира, его основных законов, выполняя различные творческие задания, участвуя во множестве разнообразных районных и городских  конкурсах, эстафетах и  олимпиадах ребята осуществляют «примерку» будущей профессии на себя. Педагоги дополнительного образования в момент проведения занятий грамотно и тактично оказывают помощь в поиске и раскрытии внутренних ресурсов обучающихся , проводя занятия как в классах, так и на закрепленной территории прекрасного парка!  Ребята изучают деревья и кустарники, цветы и травы, насекомых и птиц- все, что входит в понятие «природа».  Получая различные грамоты и награды, ребята формируют свои портфолио, необходимые для поднятия самооценки и утверждении в правильности выбранной профессии. При поступлении в наш колледж таким ребятам дается преимущество перед остальными, поскольку выбор будущей профессии у них оказался не случаен.

Мастера производственного обучения, посещая закрепленные общеобразовательные учреждения различных районов города, проводя лекции- показы, мастер-классы с демонстрацией фильмов, снятых о нашем колледже,  продолжают знакомить обучающихся с профессиями, по которым осуществляется подготовка на базе нашего колледжа: « садовник»,  « мастер садово- паркового и ландшафтного дизайна», «флористика».

 Углубляя полученные в кружках и секциях начальные знания по профессии, неоднократно бывая в стенах колледжа в момент проведения дня открытых дверей, абитуриент постепенно утверждается в правильности выбора профессии, связанной с природой, прекрасным и многообразным миром флоры и фауны.

Первокурсники с первых дней пребывания в колледже попадают в атмосферу добра и заинтересованного участия в их судьбах, в стремлении  еще большего расширения и углубления их знаний по выбранной профессии. Аргументированная мотивация и активное внедрение абитуриентов в профессию- основное направление деятельности мастера производственного обучения на этом этапе.

Началом знакомства с выбранной профессией служат различные экскурсии на профильные предприятия города, так называемое, знакомство с предприятиями- партнерами. В основном, это садово-парковые предприятия, такие как: ОАО СПП «Василеостровец», ОАО СПП «Охтинка» Красногвардейского района, СПГУ СПП « Центральное», СПб ГУП «Московский парк Победы», ОАО «Удельный парк» Приморского района, ОАО «Муринский парк» Калининского района.

Мастера п\о  активно знакомят обучающихся  с основными направлениями  деятельности  их будущей профессии: выращиванием прекрасных цветов для нужд города на предприятии ЗАО «Пулково- цветы», посещают  известные цветочные салоны и магазины города, таких, как «Оранж», «Четыре сезона» и многие другие. На всех площадках мы подробно останавливаемся на условиях работы на этих предприятиях, размерах оплаты, режиме труда и отдыха. Особое внимание заостряем на вопросах трудовой дисциплины.  Мы посещаем тематические выставки по профессии на базе выставочных площадок «Евразия», «Манеж»,ЛенЭКСПО, Экспо-Центр,  часто бываем в Ботаническом институте им. Комарова, где ребята получают не только профессиональные знания, но и эстетическое наслаждение, знакомятся с разнообразным ассортиментом деревьев, кустарников, цветов.   Первокурсники ориентируются на конкретику будущей профессии, получают полное представление о том, что они будут иметь по окончании колледжа. Поскольку в систему СПО приходят далеко не самые успешные выпускники школ, вопросам трудовой и учебной дисциплины мастера производственного обучения уделяют пристальное внимание. В современных условиях жесткой конкуренции требования работадателей сводятся  не только к высокому профессионализму работника, но в первую очередь к его исполнительской дисциплине, к взаимозаменяемости, не конфликтности,  и безотказности. В условиях  нового поколения стандартов, разработанных на модульно-компетентностной основе в ряде случаев для расширения компетентности  будущего рабочего производится корректировка  отдельных тем модулей в процессе подготовки специалиста , исходя из растущих потребностей города в той или иной профессии с учетов запросов местного рынка труда. В процессе прохождения учебной и производственной практики вопросам дисциплины и взаимозаменяемости уделяется большой отрезок времени в подготовке будущего специалиста. Воспитанию ответственности и аккуратности в проведении различных видах работ, связанных с растениями, уделяется самое пристальное внимание со стороны, как мастера производственного обучения, так и всего педагогического коллектива. В процессе обучения воспитанники  получают за весь период нахождения в колледже  различные трудовые, профессиональные навыки, связанные с  посевом семян и развитием растений, с пикировкой и посадкой цветов, кустарников, деревьев.  Учатся грамотному и последовательному проведению работ, связанных с  посадкой и перевалкой горшечных растений, уходом за газоном и дорожкам.  Багаж полученных знаний повышает самооценку обучающихся, ориентирует их на углубление полученных знаний путем поступления в высшие учебные заведения города.  Занятия по производственному обучению и учебной практике для учащихся 1-2 курсов проводятся как на площадке нашего колледжа, на филиале в «Отделении дополнительного образования детей Петербургская усадьба», расположенного вблизи метро «Озерки», так непосредственно и самом колледже, в лаборатории растениеводства. Производственная практика выпускников лицея производится на предприятиях- партнерах. Учебная и производственная практика разработана на основе введенного в действие с 1 сентября 2011 года Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) III поколения и утверждена на заседании цикловой комиссии.  В процессе обучения предусматривается постепенное усложнение видов выполняемой работы, с наращиванием опыта и расширения профессиональных навыков. На протяжении всего процесса обучения будущего специалиста, педагогический коллектив заинтересован в поэтапном росте его профессиональных навыков, постепенному наращиванию психологической зрелости и конкурентно способности в условиях рынка. В целях контроля качества подготовки обучающихся в колледже  используются дневники производственного обучения по  учебной и производственной практике. В них отражается производственное или учебное задание, соответствующее программе обучения, объем выполненной работы обучающимся , оценка качества выполненной работы с необходимым замечанием к выполнению задания. В них отражается трудовая дисциплина обучающихся. По окончании профессионального модуля каждый обучающийся  выполняет индивидуальное производственное задание , получая соответственную оценку.  Завершающим циклом обучения обучающихся  является дифференцированный зачет и подготовка к сдаче квалификационного экзамена по профессиональному модулю. Защита диплома и вручение выпускникам документа государственного образца является кульминацией всего профессионального цикла в подготовке специалиста!  Ряд обучающихся  ориентируются мастером п/о для дальнейшего углубления своих знаний путем поступления в профильные ВУЗы города, но большая часть выпускников по окончании колледжа  трудоустраиваются на предприятии - партнерах, на которых, как правило, они проходили производственную  практику. Подводя итог вышесказанному, хочется остановиться на том, что является достижениями профессионального успеха:

- грамотная мотивация на получение профессии

- качественная профессиональная подготовка

- навыки саморазвития и самообразования

- навыки самостоятельной работы и общения

- способность адаптироваться к новым условиям труда, поддерживать собственную конкурентно способность и мобильность в трудоустройстве на протяжении всей жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Божович Л. И. «Проблемы формирования личности» М- Воронеж 1995 г.

Климов Е. А. «Психология профессионального самоопределения» М: Издательский центр «Академия», 2004 г.

«Психология личности в трудах отечественных психологов» / Состояние и общая редакция Л. В. Куликова / - СПб : Питер, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное самоопределение обучающихся

Молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем ...

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся Федерального Государственного бюджетного профессионального образовательного учрежде...

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы профориентационной работы в современной системе профессионального образования. В соответствии с выводами предлагается рассматривать профориентацио...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...

Профориентационное сопровождение образовательного процесса и профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования

в работе представлены результаты разработки и апробации модели  непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапе абитуриент-студент-выпукник....

Профессиональное самоопределение обучающихся и вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность на примере ДОП «Азбука предпринимательства»

В соответствии с ФГОС СПО по профессиям и специальностям в результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции. Одна из общих компе...

5. ГБПОУ «БРИТ» Центр опережающей профессиональной подготовки» удостоверение «Система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» 16 ч, дата выдачи: 13.04.2021 г

5. ГБПОУ «БРИТ» Центр опережающей профессиональной подготовки» удостоверение «Система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся»  16 ч, дата выдачи...