Статья по теме: «Экологическое воспитание в условиях детского дома «Природа – наше богатство»
статья
Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akopdzhanova_a_a.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме:
«Экологическое воспитание в условиях детского дома
«Природа – наше богатство»
Выполнила:
Воспитатель А.А. Акопджанова
Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
В нашей стране проблема экологического воспитания является первостепенной важностью. И дети, поступающие в детский дом, доказывают актуальность этой проблемы. У большинства детей присутствует негативное отношение к окружающей природе. Как правило, воспитанники детских домов являются носителями негативного нравственного опыта «предыдущей жизни». Эти дети драчливы, агрессивны, конфликтны, у них отсутствует заинтересованное отношение к миру. Результаты наблюдений за воспитанниками детского дома показали, что они не владеют умениями и навыками взаимодействия с окружающей средой.
Проведенное анкетирование «Мое отношение к природе», «Я и природа» показало, что у 60% детей низкий уровень экологической культуры, у 30% детей – средний уровень; 10% детей – высокий уровень экологической культуры. Результаты опросника «Личностный рост» раздел «Отношение к Земле», показали, что у 20 % детей ситуативно-позитивное отношение к природе, у 60% ситуативно-негативное, у 20 % устойчиво-негативное.
Результаты наблюдений и анкетирования показали необходимость проведения системной и целенаправленной работы по формированию экологического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью моей программы является формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе у воспитанников.
Задачи:
- Расширение знаний у воспитанников о предметах и явлениях природы.
- Формирование у воспитанников навыков правильного поведения в природной и социальной среде.
- Воспитание у детей желания изучать, рационально использовать и сохранять природу.
Программа рассчитана на 3 года, предполагает реализацию намеченных задач в 3-х направлениях:
- Мой дом.
- Моя малая родина.
- Моя родина – Россия.
Реализация каждого направления имеет общую последовательность в изучении материала:
- Мы познаем природу.
- Мы друзья природы.
- Мы охраняем природу.
Все мероприятия, проведенные за 1 полугодие 2021 года были направлены на сохранение природы родного края.
Занятия проходили два раза в месяц по 30-40 минут, со всеми детьми одновременно на лесной поляне, экологической тропе, на берегу пруда, в Краеведческом музее, библиотеке, зоопарке, в зале.
Эффект экологического воспитания воспитанников во многом определялся состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной. Привитие воспитанникам культуры отношения с нею осуществлялся как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на занятиях, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
Наиболее действенным средством экологического воспитания являлась разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность воспитанников. Виды ее многообразны:
- по защите природной среды (борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение территории детского дома, расчистка от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, взрослыми, изготовление плакатов);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Экологическое воспитание в условиях детского дома «Природа – наше богатство» первого года реализации в направлении «Мой дом» использовались такие формы и методы работы с детьми как: экскурсии, беседы, конкурсы, выставки рисунков, викторины, музейные уроки, часы общения, экологический десант.
Направление первого года реализации программы – Мой дом (возраст 3-6 лет).
В блоке «Мы познаем природу» были проведены:
- Круглый стол «Как мы помогаем природе?!», в котором у детей были сформированы знания о разнообразных видах деятельности по защите природы;
- Занятие «Царица лесов Кавказа», на котором были достигнуты систематизация и углубление представлений детей о хвойных деревья и местах их произрастания, и определение хвойных пород растущих в нашей местности;
- Беседа «Кто в лесу живет, что в лесу растет», обобщили основные признаки и свойства лесных растений;
- Викторина «Лекарственные растения», систематизировала знания детей о лекарственных растениях, изучили использование лекарственных растений в медицинских целях;
- Занятие «Дары природы: грибы и ягоды», объяснила детям меры предосторожности при сборе грибов, ягод, дала определение съедобных и ядовитых грибов.
В блоке «Мы друзья природы»:
- Прогулка в лес, на которой выучили правила поведения в лесу, выявление причин, соблюдение и устранение нарушений;
- Акция «Чистый двор», благоустраивали и убирали территории;
- Беседа «Наш друг – лес», узнали о значение растений в жизни человека. Жизнь человека без растительного мира и животных невозможна. Определяли самые распространенные растения лесов Кавказа;
- Беседа «Берегите первоцветы», узнали о первых весенних цветах и их значение;
- Экологическая викторина «В гости к пернатым друзьям». К международному празднику День птиц, дети узнали историю возникновения праздника, о видах птиц и их охране.
Направление второго года реализации программы – Моя малая родина (возраст 7-9 лет).
В блоке Мы познаем природу:
- Звездный час «Зеленый шум», в котором дети узнали о пользе леса и целебных свойствах растений;
- Занятие «Знайкины загадки», познакомились с озерами расположенными на территории района;
- Занятие «Как мы весну искали», были даны понятия о «цветочных часах», наблюдали за вечерними и ночными цветами;
- Викторина «Зеленая аптека», систематизировали знания о лекарственных растениях и их целебных свойствах, с использованием лекарственных растений в косметических целях;
- Занятие «Умники и умницы», знакомство с заповедниками и парками Ставропольского края.
В блоке Мы друзья природы:
1. Правила поведения в лесу. Правила сбора грибов, дети узнали правила безопасного пребывания и ориентирования в условиях леса;
2. Занятие «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе», воспитанники изготовили буклет «Животные и растения предсказатели погоды»;
3. Растения Красной книги Ставропольского края», дети узнали об исчезающих животных и растениях Ставропольского края, мерах по их охране и воспроизведению;
4. Викторина «Знатоки природы», были даны знания о природе малой родины: флора и фауна;
5. Акция «Мой двор - моя забота», благоустройство и уборка территории.
Направление третьего года реализации программы – Моя родина - Россия (возраст 10-12 лет).
В блоке Мы познаем природу:
- Заочное путешествие «Природные чудеса России», воспитанников познакомили с природными чудесами нашей страны (озеро Байкал, Волга – самая длинная река Европы, Эльбрус – высочайшая вершина Европы, Ключевская сопка – один из самых высоких действующих вулканов в мире);
- Занятие «Растения- хищники. Растения паразиты», детей познакомили с новыми видами растений: растениями – хищниками и растениями – паразитами, с основными представителями этих видов растений;
- Занятие Книга природы, дети ознакомлены с приготовлением отваров и настоев из лекарственных растений, выпуск брошюры с рецептами приготовления настоев и отваров;
- Занятие «Живая и неживая природа», воспитанники узнали об озере Байкал – хранитель пресной воды, красота и места отдыха озера;
- «Путешествие по озеру Байкал», виртуальная экскурсия.
В блоке Мы друзья природы:
- Идем в поход, дети узнали о правилах поведения в лесу, ориентировании на местности;
- Деревья, систематизировали знания о заповедных местах Ставропольского края;
- « Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века», знакомство с творчеством местных поэтов о природе родного края;
- Занятие «Экология- это жизнь», изготовление скворечников, наблюдение за скворцами;
- Занятие «Юный эколог», выявление мест загрязнений, уборка загрязненных мест.
За 1 полугодие 2021 года по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Экологическое воспитание в условиях детского дома «Природа – наше богатство» повысился уровень знаний воспитанников о природе. Воспитанники научились видеть уникальность и красоту окружающего мира, анализировать свою деятельность, преображать природу. Произошли позитивные изменения в отношении к природе, к своему дому, родному краю. Повысилась экологическая культура каждого воспитанника и всего коллектива группы-семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Статья на тему: «Экологическое воспитание и образование в среднем профессиональном обра
Статья в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы образования и науки: теоретические и методические аспекты » на тему: «Экологическое вос...
Организация экологического воспитания в условиях сельской школы
Из опыта работы учителя географии/биологии Поповой М.В.. В статье представлены напавления и формы работы по организации экологического воспитания в сельской школе....
Организация экологического воспитания в условиях сельской школы
Из опыта работы учителя географии и биологии Поповой М.В. по организацииэкологического воспитания в условиях сельской школы....
Статья на тему"Патриотическое воспитание младших школьников в условиях историко-литературного музея."
Статья, посвящена актуальной проблеме воспитания патриотизма и патриотической культуры у деьтей младшего школьного возраста. Предлагает модель формирования ПК в условиях музея....
Статья на тему "Бригадное обучение как условие формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся"
Бригадное обучение – форма организации производственного обучения, основой которого является обеспечение взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с одной стороны, а с другой взаимосвязи об...
Статья на тему: «Организация проектной деятельности в детском саду: система работы».
Проектная деятельность в детском саду...
Статья на тему: «Половое воспитание подростков «Здоровое поколение»
Под половым воспитанием мы понимаем систему медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола,...