Организация экологического воспитания в условиях сельской школы
статья на тему
Из опыта работы учителя географии/биологии Поповой М.В.. В статье представлены напавления и формы работы по организации экологического воспитания в сельской школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.ekolog._rab.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация экологического воспитания в условиях сельской школы.
Из опыта работы учителя географии/биологии/химии Поповой М.В.
Для организации экологического воспитания и работ по охране природы в нашей школе создана детская организация экологического направления "Зеленая планета", в каждом классе есть экологи, входящие в общешкольный Совет экологов, они же обучаются в объединении дополнительного образования «Природа и мы», являются членами экологического отряда.
Направления природоохранной работы:
-внутреннее озеленение школы,
-охрана редких и исчезающих растений и животных,
-охрана памятников природы,
-лесовосстановление и охрана лесов,
-охрана водоемов и рыбных запасов,
-охрана и привлечение птиц и зверей.
Формы природоохранной работы:
- уголок природы в школе,
-экологический отряд,
-клуб дополнительного образования по экологии «Природа и мы»,
-экскурсии и походы,
-экологический лагерь «Экощит».
При разработке плана работы я предусматриваю 3 основных направления:
1. Организационно-массовую работу;
2. Практическую работу;
3. Пропагандистскую работу.
При планировании организационно-массовой работы я предусматриваю следующие разделы:
- -исследовательская работа (например: "Исследование антропогенного влияния на памятник природы Ульяновской области Утиное озеро", "Исследование рекреационной нагрузки на реку Б.Черемшан в районе с.Нижняя Якушка", "Комплексное исследование озера Барсук", Комплексное исследование озера «Атаган», и др.);
- -рассмотрение отчетов и планов работы на новый учебный год штаба группы озеленения;
- -участие в экологических конкурсах:
-экологического рисунка и плаката
-экофото
-стихов о природе
-скворечников и кормушек для птиц
-экологические викторины и т. д.
- -подготовка и проведение общешкольных мероприятий: "День Птиц", "День Земли", "День работников лесного хозяйства", "Всемирный день защиты животных", "День воды" и т.д.
В планах по практической работе предусматриваются мероприятия по :
-лесовосстановлению и охране леса,
-охране и привлечению птиц,
-охране водоемов и рыбных запасов,
-благоустройству территории села и школы
- все это мы осуществляем через участие в экологических акциях и операциях: "Парк моего детства", "Живая ель", "Первоцвет", "Помоги птицам зимой", "Чистое село", "Береги березу".
При планировании пропагандистской работы предусматриваю разделы:
-организация школы юного лектора;
-оформление в школьной библиотеке выставок книг по охране природы;
-организация и проведение по классам бесед и дискуссий на природоохранные темы с привлечением к этой работе юных лекторов, учителей;
-выступления агитбригады ;
-освещение экологической работы, проводимой в школе, на сменном общешкольном стенде.
Особое место в организации кружковой деятельности занимает организация исследовательской деятельности.
Исследовательскую деятельность по экологическим проблемам целесообразно включать в учебный процесс только тогда, когда учащиеся могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности в выполнении экспериментов.
Исследовательскую работу можно организовать по плану:
1.Анализ содержания учебного, а так же экологического материала рассматриваемой проблемы.
2.Постановка проблемы.
3.Формирование целей и задач исследования.
4.Планирование эксперимента на основе теоретических и практических знаний и умений (работа с литературой , подбор оборудования, реактивов, объектов)
5.Организация проведения эксперимента (время, место).
6.Наблюдения. Необходимая корректировка эксперимента.
7.Анализ результата исследования. Обсуждение.
8.Оформление результатов работы и публичное выступление.
Основное внимание необходимо уделить анализу учебного и экологического содержания материала. Оно должно отвечать следующим требованиям:
а) новая информация не должна преобладать над опорными знаниями;
б) отобранный материал должен быть для учащихся значимым (в этом случае поддерживается стабильный интерес и знания учащихся закрепляются);
в) учебный материал должен содержать в себе проблему, которая фактически становится основой эксперимента.
Следующим важным моментом в организации исследовательской работы является оценка имеющихся знаний и умений учащихся и в связи с этим определение соотношения деятельности учителя и ученика. учитель помогает учащимся проводить теоретический анализ содержания, выделять вопросы, которые могут быть использованы для постановки проблемы, намечать пути экспериментального подтверждения сформированной гипотезы. Он указывает литературные источники, объясняет, как провести те или иные расчеты и оформить результаты исследования.
В летний период в сельской местности огромную роль играет организация экологического лагеря.
Что дает экологический лагерь?
Полевые условия- эффективная форма познания окружающей среды, воспитания у детей чувства ответственности за природу родного края. Есть возможность на живых примерах показать те или иные явления . На живых примерах, которые они видят, детям легче устанавливать связи и зависимости, существующие в мире животных и растений. Дети делают выводы, обобщения, заключения относительно состояния природы, дают рекомендации разумного взаимодействия с ней. У них вырабатываются внимательность, терпение, выносливость, трудолюбие, умение удивляться, радоваться, фантазировать.
Учитель имеет возможность увидеть недоработки обучения и воспитания, а дети могут увидеть и потрогать руками то, о чем говорилось на уроках. В неформальной обстановке дети раскрывают все свои лучшие стороны.
В рамках молодежной политики оздоровления и занятости молодежи в летний период я участвовала в конкурсе социальных проектов и получала гранды на реализацию своих проектов.
Первый проект "Живи, Черемшан" - создание палаточного экологического лагеря на берегу реки Б.Черемшан, с целью очистки пляжных мест реки. Мы получили 20 000руб., оплачивалось только питание. Неделю мы жили в палатках на живописном берегу Черемшана- 20 детей, 2 педагога, повар из числа родителей и наши мужья.
День был распланирован так, что дети занимались экологическими делами до обеда 2 часа и после обеда 2 часа. Остальное время занимали культурно-досуговые мероприятия, спортивнооздоровительные и трудовые дела, часто трудовые дела совпадали с экологическими.
Второй проект "Экощит"- экологический лагерь на базе трех школ района, в котором отдохнуло 150 детей.
Результатом осуществления проекта "Экощит " в Нижнеякушкинской оош явилось:
1. Комплексное исследование озера Барсук.
2.Благоустройство территории села и школы.
3.Работа на пришкольном участке (прополка, полив, высаживание и пересаживание с/х культур и т.д.).
4.Установка предупредительных щитов и опознавательных знаковна территории сельской свалки.
5.Выкашивание зарослей конопли в переулках и на окраинах села.
В 2011 году я выиграла гранд в 100 000руб.,участвуя в конкурсе проектов «Летний мередиан»
С тех пор каждый год на базе нашей школы организуется смена экологического профильного лагеря «Экощит».
Еще одно направление - участие в акции "Я- гражданин России"
В рамках акции "Я- гражданин России" в 2002г. учащиеся моего кружка разработали проект восстановления искусственного озера Лубашка, которое находится в центе села, в 2003г. разработали проект "Чистое село" по благоустройству села и теперь каждый год весной и осенью мы проводим акцию "Чистое село".
В 2008 году учащиеся нашей школы разработали проект "Парк моего детства" по благоустройству и созданию детской спортивно-игровой площадки на территории сельского парка, парк находился в очень сильном запустении, мы решили его восстановить и благоустроить совместно с администрацией, жителями села и сельской молодежью. Проект получился бессрочным, т.к. за парком нужен постоянный уход, мы и сейчас продолжаем работать над реализацией проекта, каждый год парк становится все уютней и привлекательней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ)
Социальная адаптация выпускников сельской школы...
Индивидуальная форма организации образовательного процесса, способствующая творческой самореализации хореографического коллектива в сельской школе. Авторы: преподаватели хореографического отделения МБОУ ДОД "ДШИ с. Монаково" Жукова Е.С., Горожанкина И.М.
В настоящее время существуют множество различных методических рекомендаций по развитию творческих способностей детей на занятиях в классе хореографии. Рассматривая и изучая различные методы работы, мы...
Организация экологического воспитании в Болховском педагогическом колледже
Экологическое воспитание есть процесс передачи одним поколением другому культурных ценностей и традиций, технологий взаимодействия с природным и социальным миром. Экологическое воспитание и образовани...
Организация экологического воспитания в условиях сельской школы
Из опыта работы учителя географии и биологии Поповой М.В. по организацииэкологического воспитания в условиях сельской школы....
методическая разработка на конкурс "Янтарная сова" Организация работы по краеведению и социальному проектированию в сельской школе
При организации внеурочной деятельности в начальных классах краеведческая работа занимает почетное место.Ее цели и задачи таковы:1) пробудить у детей чувство гордости родным краем, л...
« Социальное партнёрство как инструмент экологического воспитания школьников в условиях железнодорожной школы - интерната»
Идея проекта появилась после участия образовательного учреждения в реализации Программы экологического просвещения в полигоне действия Западно- Сибирской железной дороги в 2016 году. Ст. Барабинск явл...
Статья по теме: «Экологическое воспитание в условиях детского дома «Природа – наше богатство»
Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, ныне...