Аналитический отчет о работе за 2020-2021 год
учебно-методическое пособие
Очёт о работе за год даёт представление о достигнутых успехах и планировании пеоспектив, целей к которым необходимо сстремиться.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет
о проделанной логопедической работе
за период с сентября 2020 – август 2021
Цель – создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами правильного звукопроизношения, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Задачи:
1. Изучение уровня речевого развития (нарушений звукопроизносительной стороны речи), связанных с организацией и развитием речевой системы.
2. Организация взаимодействия с педагогами по коррекции нарушений речи у детей.
3. Организация взаимодействия с родителями – поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей к участию в коррекционной и профилактической работе.
4. Повышение профессионального уровня.
5. Дополнение оснащения кабинета дидактическими играми, пособиями, методической литературой.
Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня звукопроизношения, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям.
Анализ деятельности по направлениям:
I.Диагностическое:
Для диагностики я опиралась на коррекционно-образовательную программу Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, мной были использованы следующие методики: Иллюстрированная методика «Демонстрационный материал к речевой карт для обследования ребенка дошкольного возраста » О.И. Крупенчук, «Альбом по развитию речи» В. С. Володина. Для осуществления мониторинга был составлен график уровней речевого развития детей старшей и подготовительной к школе групп. Обследование проводилось по следующим сторонам речевого развития:
1) Звукопроизношение;
2) Фонематический слух;
3) Сформированность мелкой моторики.
На конец августа, начало сентября 2020 года было обследовано 34 детей старшей и подготовительной группы.
На индивидуальные логопедические занятия было зачислено 15 детей с нарушениями звукопроизносительной стороны речи, с 11 из которых работа была продолжена с 2019-2020 учебного года. 7 человек были дозачислены в течении года.
Из них:
- 1 воспитанице рекомендовано продолжить осуществлять образование по адаптированной общеобразовательной программе дошкольного образования для обучающихся с иными нарушениями развития (Синдром Штурге-Вебера, левосторонний гимипарез).
- 10 детям рекомендовано проводить работу по коррекции нарушения звукопроизношения по адаптированной общеобразовательной программе (дети с дислалией),
- 11 воспитанникам – рекомендовано осуществлять образование по адаптированной общеобразовательной программе дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи с учетом психофизических особенностей ребенка. Данная категория детей имеет тяжелое нарушение речи – дизартрию, тотальное и парциальное недоразвитие высших психических функций смешанного типа, имеются 2 ребенка аффективно-возбудимого варианта (Сербулова Н, Музыченко М), 2 детей – низкий уровень познавательной деятельности и обучаемости.
Группа | Количество обследуемых детей | Зачислены на логопункт (сентябрь 2020) | Зачислены в течении года | Дислалия | Дизартрия | Отчислены из логопкнкта (работа закончена) |
Старшая | 22 | 3 | 7 | 6 | 4 | 4 |
Подготовительная | 12 | 12 | - | 5 | 7 | 8 / 4 – в связи с уходом в школу |
В течение учебного года с данными детьми проводилась коррекционно-развивающая работа по адаптированной коррекционно-образовательной программе для детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающей направленности по разработанным адаптированным индивидуальным маршрутам коррекции речевых расстройств на каждого воспитанника.
Логопедические занятия проводились согласно утвержденному расписанию заведующим ДОО. Результат коррекционной работы зависит от ряда факторов: от сложности речевой патологии, индивидуальных психофизических особенностей и возможностей ребенка, от стабильного посещения логопедических занятий, закрепления родителями пройденного материала на логопедических занятиях.
По материалам логопедического обследования, проведенного в начале и конце учебного года, были выявлены следующие результаты коррекционной работы:
Распределение детей по признаку однотипности речевых недостатков:
Группа | Дислалия | Дизартрия | Заключение | Примечания | ||
Мономорфная | Полиморфная | Начало работы Сентябрь 2020 | Окончание учебного года август 2021 | |||
Старшая группа | 4 | 5 | 13 | 22 | 18 | Работа продолжается |
Подготовительная группа | 2 | 2 | 8 | 12 | - | Работа окончена |
Вывод: Дети охотно ходят на занятия, проявляют интерес к совместной деятельности с педагогом. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы.
У 2-х детей (Настя С., Матвей М.) отмечаются частые переходы от состояния активности к частичной пассивности, наблюдается истощаемость, слабая концентрация внимания, что приводит к снижению работоспособности и трудностям в усвоении обучающего материала. У Матвея (подготовительная группа) низкая концентрация внимания связана с чрезмерной двигательной активностью, действия мальчика поспешные, торопливые, не слушает до конца словесную инструкцию, перебивает, нуждается в её многократном повторении.
На начало уч.года у Настя С. произношение свистящих звуков раннего онтогенеза приближается к норме (изолированно, в слогах, в односложных словах, двусложных словах с открытыми слогами). Но произношение звуков неустойчивое. Накопление словаря идет медленно, за счет существенных трудностей в звукопроизношении. Активный словарь представлен двух-трехсложными словами, простой слоговой наполняемостью.
На конец года у Настя С. произношение свистящих звуков раннего онтогенеза в норме. Произношение ширящих, сонорных звуков отсутствует. Ребёнок часто отсутствовала в детском саду из-за сопутствующего заболевания, родители дома по предложенным заданиям с ребенком не занимались. Быстрое угасание сформированных на занятиях в логопункте речевых функций, на конец года не привело к положительному результату по формированию звукопроизносительной стороны речи.
Тихон – на начало учебного года нарушена звуконаполняемость и слоговая структура слов. Грамматический строй речи, фонематические процессы, связная речь не сформированы.
На конец учебного года у Тихона отсутствует лишь произношение звука [Р], присутствуют связанные между собой высказывания. Речь стала разборчивой и понятной.
У остальных детей на начало учебного года продолжались закрепление в речи поставленных звуков, но в свободной речевой и игровой деятельности самоконтроль над поставленными звуками не сохранялся. Дети (Тимур, Вика, Рома, Лиза, Тимофей, Матвей, Вероника – подг.гр., Алиса, Сергей, Софья старшая группа).) Дети выделяли «рабочий» звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова, удерживают в памяти и воспроизводили звуко-слоговой ряд из 2-3 слогов. Повторяли большинство слов правильно, но допускали ошибки при передаче звуконаполняемости слов сложной слоговой структуры и малознакомых слов.
Все дети составляли разные типы предложений (отмечались ошибки в согласовании частей речи, в использовании предлогов, употреблении падежных окончаний и ударений). С направляющей помощью педагога пересказывали короткие тексты. Дети называют простейшие обобщения, классифицируют предметы по лексическим темам. Объем пассивного и активного словаря несколько ниже нормы.
На конец учебного года у 18 детей, посещающих логопункт, наблюдалась отчётливая положительная динамика. 16 человек отчислены с логопункта всвязи с окончание работы. У детей полностью сформирована фонетическая система. Речь детей понятна для окружающих. Слоговая структура слова не нарушена. Отмечаются нестойкие ошибки (у 1 ребенка – Вероника) в воспроизведении незнакомых многосложных слов, но при повторении она их исправляет. Сформированы правильные уклады свистящих, шипящих, сонорных звуков. Свистящие и шипящие звуки автоматизированы в свободной речевой и игровой деятельности.
Итого:
Количество выпущеных детей – 16 человек (12 подготовительная группа, 4 старшая группа).
- выпущено со значительным улучшением речевого развития – 12 детей – с нормой звукопроизношения;
2 детей – Тихон К, Лиза Х, не закончена работа из-за продолжительной болезни учителя-логопеда (5 месяцев), у детей сложные дзартрические нарушения;
- 2 детей – Матаей М – дефекты строения артикуляционного аппарата не позволили сформировать зв. [Р] и Настя С – сложный дизартрический синдром, осложненный ДЦП, отсутствие занятий дома.
Количество детей, оставленных для продолжения коррекционной работы – 18 детей.
Участие в методической работе на муниципальном, районном уровнях:
1.Участие в семинаре для педагогов района – проведение 2-х занятий: постановка звука Р, автоматизация звука Р
2. Прошла курс обучения «Повышение квалификации» ИРО амурской области (удостоверение).
3. Выступление на педагогическом совете по теме «Преемственность в работе учителя-логопеда с педагогами дошкольного учреждения»
Пополнение предметно-пространственной развивающей среды логопедического
кабинета:
1.Методическое пособия:
- для развития дыхания «Баскетбол», «Трубочка» (Задача: Формирование навыка речевого дыхания);
- «Пальчиковые игры с карандашами» (нетрадиционная форма развития мелкой моторики);
- «Карточки на запуск речи» (для младших дошкольников),
- папка-передвижка «Развиваем фонематический слух» (для старшего дошкольного возраста),
2. Разработаны рекомендации:
- «Звуковая культура речи» (для старшего дошкольного возраста).
- «Организация работы с родителями по исправлению дефектов звукопроизношения у дошкольников»
- «10 простых советов от учителя-логопеда»
Взаимодействие с родителями:
- Индивидуальное консультирование родителей воспитанников: «Результаты логопедического обследования», «Динамика коррекции речи».
- Подготовка и предоставления методических рекомендаций по развитию речи ребенка подготовительной и старшой групп с учетом результатов логопедического обследования по запросу родителей.
- Составление логопедических домашних заданий для закрепления пройденного материала с предоставлением родителям на электронную почту по ходу коррекции.
- Выступление на групповых родительских собраниях по теме «Речевое развитие детей в разных возрастных группах».
Взаимодействие с педагогами:
- Ознакомление с результатами логопедического обследования речи детей подготовительной к школе и старшей групп.
- Подготовка консультативного материала по теме «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста».
- Ознакомление с результатами диагностического обследования «Обследование звукопроизношения».
- Составление Планов работы для педагогов ДОУ (воспитателей. Инструктора по физ.воспитанию, муз.руководителей)
Перспективы на 2021-2022 учебный год:
Тема по самообразованию «Логопедическое сопровождение дошкольников с нарушениями звукпризносительной стороны речи в условиях инклюзивного образования».
Проведение интегрированных занятий – декабрь 2021 года, апрель-май 2022 года.
Разработка проектов по коррекции нарушений звукопроизношения.
Отчет подготовлен учителем-логопедом детского сада Беловой Л.А._____________
МДОАУ Детский сад, с Усть-Ивановка
Отчет
о проделанной логопедической работе
за сентябрь 2020 – август 2021
Выполнила: учитель-логопед
Белова Лариса Александровна
Август 2021 год
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Картотека
упражнений для развития органов артикуляции
«Лягушка»
Цель. Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и). Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания.
1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.
2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, и перестану
И не сколько не устану.
«Хоботок»
Цель. Выработать движение губ вперед.
Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания.
1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.
2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложите дотянуться ему губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5 – 2 см от губ, и взять ее губами.
Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их опускаю И на место возвращаю. |
«Лягушка - хоботок»
Описание. На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок». Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня. |
«Окошко»
Цель. Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении Описание. На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). |
«Лопаточка»
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания.
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.
5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто».
Язык лопаткой положи, И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! | или Язычок широкий, гладкий - Получается лопатка! |
«Иголочка»
Описание. Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало.
Методические указания.
- Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. | или Язычок наш, как иголк Не ленись – уколет колко. |
«Лопаточка - иголочка»
Описание. На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и упражнение «Иголочка». Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык иголочкой потом Потянем тонким острием. |
«Часики»
Цель. Выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево. Описание. Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения. Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Тик – так, тик – так. Ходят часики вот так! Как так? Вот так: Тик – так, тик – так! |
«Качели»
Вверх – вниз, вверх – вниз, Ты качаться не ленись! Вверх – вниз, вверх - вниз | Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. |
«Лошадка»
Ты, лошадка, хвост не прячь! На тебе помчимся вскачь. | Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Методические указания. 1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка». 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал. |
П о ч и с т и м з у б к и
Чистить зубки часто надо, Мама наша будет рада! | Цель: вырабатывать умение координировать движения языка. Сделать эти движения свободными. Выполнение: рот закрыт. Передней частью языка поочередно облизывать то верхние, то нижние зубы. |
Б о ч к а
Цель: укрепить мышцы кончика языка. Выполнение: рот приоткрыть, поочередно упираться кончиком языка то в правую, то в левую щечку. Язычок наш словно бочка, Покатился в наши щечки. | ||
З м е й к а
Язычок, как змейки жало, Сделал? Начинай сначала! | Цель: вырабатывать умение делать язык узким и управлять движениями языка. Выполнение: рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь его, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Производить движения языком в медленном темпе.
|
К р у ж о к
Язычок, вертись дружок! Нарисуй скорей кружок | Цель: укреплять мышцы кончика языка и развивать умение свободно владеть языком. Выполнение: рот приоткрыть. Кончик языка поставить в угол рта. Медленным круговым движением по часовой стрелке и против часовой стрелки, проводить кончиком языка по поверхности верхней и нижней губ. |
Т р у б о ч к а
Цель: разрабатывать мышцы спинки языка и его передней части.
Выполнение: высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 – 15 раз.
Трубочка гуди сильней! Созовем мы всех друзей. |
Г о р о ч к а
Круче горка поднимись, Мы помчимся с горки вниз! | Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка. Выполнение: улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть в нижние резцы и, не отрывая его от зубов, выгнуть спинку языка. Удержать позу. |
К а т у ш к а
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, выгибать спинку языка и активизировать язык.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, рот приоткрыть. Кончик языка упереть в нижние зубы, выгнуть спинку языка. Верхними зубами поглаживать спинку языка.
Вот катушка покатилась, Ты, катушка, не катись, Кошка сразу спохватилась, Ты на место становись! |
П а р у с
Цель: выработать умение подъема языка к верхнему небу и умения удерживания позы. Выполнение: рот открыт. Язык поднять к твердому небу и удерживать позу. Выше парус поднимай, В путь кораблик отправляй! |
Ч а ш е ч к а
Цель: выработать подъем языка кверху и удерживать данную позу. Выполнение: улыбнуться, широкий язык загнуть кверху в виде чашечки. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Любим, пить мы крепкий чай, Ну-ка чашку подставляй! |
М а л я р ы
Цель: Учить поднимать язык вверх, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твердое небо. При этом, язык выполняет движения вперед – назад.
Раз – два, раз – два, И покрашена стена. Три – четыре, три – четыре, Потолок мы побелили! |
Г р и б о к
Цель: растянуть и укрепить подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к твердому небу. Удерживать позу. Ты расти, расти грибок Упирайся в потолок |
Б а р а б а н щ и к
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать его подъем вверх и умение владеть им.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот. Кончиком языка в верхние зубы, произнося: «д – д – д – д – д – …», убыстряя темп, изменяя ритм.
Язычок наш крепким станет
Барабанить не устанет!
М о т о р
Язычок у нас мотор Заведи его шофер | Цель: выработать умение вибрировать кончиком языка, удерживая его при этом у твердого неба. Выполнение: рот приоткрыть, губы вытянуть в улыбку. Кончик языка поднять к твердому небу. Подать сильную воздушную струю и «порычать» как будто у нас Заводится мотор. |
«Приклей конфетку»
Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
«Месим тесто»
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.
Предварительный просмотр:
1 этап (подготовительный) – развитие неречевого слуха.
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
Игры, используемые в коррекционной работе на 1 этапе.
-различение неречевых звуков.
Игра «Тишина»
Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.
Игра «Угадай, на чём играю»
Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.
Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.
Игра «Узнай по звуку»
Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)
Игра «Шумовые баночки».
Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.
- дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)
Игра «Где хлопнули? », Игра «Где позвонили»
Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.
Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».
- дифференциация по темпу (быстро - медленно)
«Кто быстрее? «
- дифференциация по ритму (ритмические рисунки)
Игра «Полянка».
Цель: узнавать ритмический рисунок.
На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.
- дифференциация по силе звучания (громко - тихо)
Игра «Высоко – низко»
Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.
Игра «Тихо-громко»
Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями.
2 этап - развитие речевого слуха.
Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе.
- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
Игра «Метель»
Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.
-Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие.
Игра «Дует ветер».
Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Дует лёгки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)
Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.
Игра «Громко-тихо».
Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.
Игра «Три медведя».
Цель: развитие умения менять высоту голоса
Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).
Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Игра «Близко – далеко».
Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) .
- дифференциация слов, близких по звуковому составу:
Игра «Правильно-неправильно».
1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.
2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.
Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.
Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.
Игра «Слушай и выбирай».
Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом, сом
коза, коса
лужи, лыжи
мишка, мышка, миска
Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
Игра» «Какое слово отличается? ».
Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.
Ком-ком-кот-ком
Канава-канава-какао-канава
Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок
Будка-буква-будка-будка
Винт-винт-бинт-винт
Минута-монета-минута-минута
Буфет-букет-буфет-буфет
Билет-балет-балет-балет
Дудка-будка-будка-будка
- дифференциация слогов
Игра «Одинаковые или разные».
Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.
Игра «Похлопаем».
Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра «Что лишнее? ».
Логопед произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Игра «Инопланетянин»
Цель: дифференциация слогов.
Оборудование: шапочка инопланетянина.
Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА-ПА-ПО… МА-МО-МУ… СА-ША-СА… ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.
-дифференциация фонем.
Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.
-выделение гласных из ряда звуков.
-узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.
-узнавание гласных на фоне многосложных слов.
-выделение согласных из ряда других звуков.
- узнавание согласных на фоне многосложных слов.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поет.
Звук получается гласный
Спеть согласные бы рады,
Но во рту одни преграды:
Шепот, свист, жужжанье, рык
Преподносит нам язык.
Игра «Что просит мышка»
Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.
Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.
Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.
Игра «Доскажи словечко».
Логопед читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его. (белка) .
Игра «Звук заблудился».
Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное: Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»
Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.
Игра «Найди звук»
1 Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.
2 По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.
Игра с мячом.
Логопед произносит различные слоги, слова. Ребёнок должен на заданный звук пой мать мяч, если звука не услышит, то отбить мяч.
3этап Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Этот этап имеет определённую последовательность:
- Определение количества слогов в словах разной сложности
- Выделение первого и последнего звука в слове
- Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из
предложения.
- Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-
согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий) ;
- Определение места, количества, последовательности звуков в слове
- Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)
- построение моделей
Слово делится на слоги,
Как на дольки апельсин.
Если слоги встанут рядом –
Получаются слова:
Ты- и –ква-, а вместе «тыква».
Со- и –ва- итак, «сова».
Ударный слог, ударный слог
- Он назван так недаром…
Эй, невидимка — молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Игра «Отстукивание слогов»
Цель: обучение слоговому анализу слов
Оборудование: барабан, бубен.
Описание игры: Дети садятся в ряд. Логопед объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.
Игра «Угадай слово»
Цель: составление слов с определенным количеством слогов
Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.
Игра «Слоговой поезд».
Цель: упражнять детей в делении на слоги.
Паровоз с тремя вагонами. На 1м схема 1 слога, на 2м -из 2х слогов, на 3м-из 3х слогов. Детям необходимо «расселить картинки в нужный вагон.
Игра «Пирамида».
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу 3 квадрата для трёхсложных слов, выше- 2 квадрата для двухсложных слов и наверху – один квадрат для односложных слов. Под квадратами находятся кармашки. Предметные картинки.
Ход: разложить картинки в нужный карман в зависимости от количества слов.
Игра «Найди слову схему»
Цель: упражнять детей в делении на слоги.
Предметные картинки, схемы для односложного, двухсложного, трёхсложного слов.
Подобрать слову схему.
Игра «Цепочка слов».
Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука
в словах.
Оборудование. Карточки с предметными картинками.
Ход игры. Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.
Игра «Поезд»
Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.
Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Первая карточка- электровоз, у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже есть незагруженное пространство - правая половинка пустая. Играть может несколько человек. Все карточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых - последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.
Игра «Чудесная удочка»
Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука
в словах.
На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.
Игра «Найди место звука в слове».
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах.
Ход игры: Каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.
Игра «Найди место для своей картинки».
Цель: учить дифференцировать звуки в словах. (ш-ж, б-п, р-л, ш-с, г-к, ж-з, з-с) .
2 домика для каждого звука. (картинки со звуком [ш] живут в 1 домике, со звуком [с] в другом)
Игра «Будь внимателен».
Цель: различение звуков [д]-[т] в словах паронимах.
Точка-дочка, толк-долг, катушка-кадушка, вода-вата, тоска-доска, плоты-плоды.
Игра «Помоги собрать вещи»
Цель: различение звуков [з] – [ж]
Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з]. а жуку со звуком [ж].
Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.
Игра «Чемодан и портфель».
Цель: различение звуков [ш].– [ж]
Спрячь в чемодан предметы, в которых есть звук [ж]. а в портфель со звуком [ш].
Игра «Подарки»
Цель: различение звуков [л] – [л*]; [р] – [р*]
Звуковичок решил сделать Лане и Лене подарки. Но задумался, потому что Лана любит предметы со звуком [л], Лена со звуком [л*]. Помоги выбрать подарки.
Тигр - предметы со звуком [р], а тигрёнок со звуком [р*].
Игра «Что собрал мальчик на огороде со звуками [р] – [р]
[р] помидор, укроп, морковь, горох, картофель.
[р*] огурец, редиска, репа, редька.
Игра «Найди в каких словах звучит песенка большого комарика, а в каких маленького.
Цель: различение звуков [з].– [з*]
Зонт, забор, корзина, зебра, стрекоза, берёза, замок, изюм.
Игра «Кому, какая картинка»
Цель: различение звуков [г] – [к]
Голубю- картинки со звуком[г];
Коту Леопольду - картинки со звуком[к].
Фонетическое лото «Звонкий – глухой».
Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по звонкости- глухости.
На карточку с жёлтым прямоугольником- выкладывают картинки, в которых слова начинаются со звонкого согласного, а на карточку с сиреневым прямоугольником - выкладывают картинки, в которых слова начинаются с глухого согласного.
Фонетическое лото «Твёрдый – мягкий».
Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по твёрдости-мягкости.
На карточку с синим прямоугольником- выкладывают картинки, в которых слова начинаются со твёрдого согласного, а на карточку с зелёным прямоугольником - выкладывают картинки, в которых слова начинаются с мягкого согласного.
Игра «Звукоедик»
Цель: определение места звука в слове.
Игровой материал: кукла.
Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: … иван, … тул, … льбом,. кно (сто, сту, альбо, окн) и т. д. Что хотела сказать кукла?
Игра «Поймай звук»
Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)
Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.
Игра «Светофор».
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Взрослый называет слова. Ребёнок ставит фишку на левую красную, среднюю жёлтую или зелёную правую часть полоски («светофора») в зависимости от того, где слышится заданный звук.
Игра «Домики».
Цель: Развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове. Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова) .
Ход игры. Ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (например; Ч или Щ, его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.
Игра «Каждому звуку - свою комнату»
Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.
Ход игры: Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы — «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома — «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.
«Сколько комнат в квартире? »
Цель: научить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек.
Ход игры: Для игры применяют домики для слов, но без окошек-схем. У каждого играющего по одному такому домику, а также несколько фишек и набор цифр: 3, 4, 5, 6. У ведущего — предметные картинки. Он показывает картинку, дети выкладывают в домике окна-фишки по количеству звуков, а затем выставляют соответствующую цифру. Потом фишки убираются из домика, ведущий показывает следующую картинку, дети опять анализируют слово. В конце игры нужно, опираясь на цифры, постараться вспомнить, какие предлагались картинки для анализа. Можно попросить подобрать свои слова с тем же количеством звуков.
Игра «Телеграфисты»
Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению; обучение звуковому синтезу слов.
Ход игры: Играют двое детей, они — телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задается ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слово — название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» — называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.
Игра «Подбери картинку к схеме»
Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.
Ход игры. У детей — схемы слов (прямоугольники, разделенные поперек на три части, с раскрашенной первой частью — начало слова, раскрашенной второй частью — середина слова, раскрашенной третьей частью — конец слова). Перед игрой каждый участник выбирает себе букву из предложенных ведущим. Ведущий показывает картинки (в правом верхнем углу каждой картинки помещена буква, а дети должны попросить себе такие, которые содержат выбранный ими звук, и положить эти картинки к нужной схеме. Выиграет тот, кто первый соберет по три картинки к каждой схеме. Затем дети меняются буквами, и игра продолжается.
Игра «Живые звуки, слоги»
ЦЕЛЬ: Учить синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.
ХОД ИГРЫ: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:
Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».
Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».
Оля, ты главный звук «и».
Вера, ты второй звук слова «дно»
Дети выстраиваются в шеренгу. В руках у них круги, соответствующие их звуку (синий, красный или зеленый). Перед детьми «живая» модель слова. Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось.
Игра «Весёлые мячики»
Цель: формировать навыки звукового анализа.
Оборудование: карточки со слогами, разноцветные мячики с прозрачными кармашками.
Ход:
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь.
Красный, синий, голубой-
Не угнаться за тобой.
-Весёлые мячики хотят поиграть с вами в слова, а сложить их надо из слогов и расположить мячи, так чтобы получилось слово.
Игра» Собери слово».
Цель: учить детей выкладывать слово по первым звукам на маленьких картинках.
Ход: детям раздаются по одной большой карточке и несколько маленьких.
-Выложите слово машина, выделяя первые звуки из картинок на маленьких карточках.
МАШАНА: мак, арбуз, шапка, ива, носки, аист.
Игра «Прочитай слово по первым буквам»
Цель: упражнять в определении первого звука в слове, закрепить умение составлять слова из выделенных звуков, читать слова.
Ход: Логопед выставляет картинки и просит назвать первый звук в каждом слове и составить из этих звуков слово.
Игра «Придумать слова с заданными звуками»
1 Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.
2 По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.
Игра «Измени первый звук»
Логопед называет слово. Дети определяют первый звук в нём. Далее им предлагается изменить первый звук в слове на другой. Ком-дом.
Игра «Кто как голос подаёт».
Цель: закрепить чтение слов, объединённых общим началом. Развивать фонематический слух.
Оборудование: карточки с изображением животных и птиц и напечатанные слова, которые произносят эти животные или птицы.
Ход: как ворона голос подаёт? Каррр! Придумать слова по первому слогу, звуку. (змея, комар, корова, лягушка, жук, коза, гусь, комар, овца, курица, мышка, кукушка, тигр, волк, индюк)
Кар-та Ш-арф му-ка з-авод ква-драт ж-аба ме-шок га=зета пи-ла
Ко-жа пи-ла ку-бик р-ыба у-тка блуза.
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика
(Комплекс упражнений для нормализации носового дыхания)
- Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).
- Вдох через нос, выдох через рот.
- Вдох через рот, выдох через нос.
- Вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно).
- Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
- Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.
- Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
- Вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивать воздух маленькими порциями).
- Статические и динамические дыхательные упражнения
Цель дыхательной гимнастики: дифференциация носового и ротового дыхания, получение длительного ротового выдоха, развитие речевого дыхания.
Статические упражнения:
- Дутье на воду, вату и другие предметы;
- Надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, воздушных шаров;
- Задувание пламени свечи;
- Игра на музыкальных инструментах, таких как: дудочка, свирель, губная гармоника.
(Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею и не переполнял грудь воздухом!)
Игровые дыхательные упражнения:
- «Цветочный магазин» - глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот;
- «Свеча» - ровный медленный выдох;
- «Непослушная свеча» - интенсивно-сильный выдох;
- «Погашу свечу» - интенсивный выдох с произнесение Фу! Фу! Фу!
- «Насос» - сильный выдох пшшш!
- «Мячик прокололся» - выдох ссссс!
Длительное пропевание гласных звуков с «покачиванием», их сочетаний. Пропевание звонких и «глухих» согласных звуков ааа, аои, аоуэиы, ввв, жжж, ххх и т.д.
Динамические дыхательные упражнения:
Цель: общее укрепление организма, улучшение функций диафрагмы, развитие фонационного дыхания, создание положительного настроения у ребенка. Эти упражнения состоят из ходьбы, бега, движения рук, ног, туловища в сочетании с произнесением звуков, звукосочетаний, слов, пословиц и т.д.
- «Боксер» - движение руками вперед с произнесением жжж, ввв;
- «Мельница» - круговые движения руками с произнесением ввв, жжж, ззз, ррр;
- «Присядка» - на вдох надо присесть, затем медленно вставать и делать при этом медленный выдох. Можно на выдохе проговаривать пословицы или считать по порядку.
- Ходьба на месте со счетом вслух до 10-15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы на 2020-2021 учебный год
Годовой план работы...
План культурно-массовой работы на 2020-2021 учебный год
Планируемые мероприятия...
План учебно-воспитательной работы преподавателя 2020-2021 уч.год
План учебно-воспитательной работы преподавателя математики 2020-2021 уч.год...
Аналитической отчет о работе социального педагога по итогам 2021-2022 учебного года
Ежегодный итоговый отчет о проделанной работе за учебный год социального педагога АУ "Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа"...
План учебно-воспитательной работы на 2020-2021 год
План учебно-воспитательной работы преподавателя Шишкина Валерия Валентиновича на 2020 - 2021 учебный год...
План учебно-воспитательной работы на 2020-2021 учебный год
План учебно-воспитательной работы преподавателя Барбашовой Татьяны Владимировны на 2020 - 2021 учебный год...