Выступление по теме: «Практическая реализация алгоритма действий педагога при аддиктивном поведении обучающегося»
материал
Аддиктивное (зависимое) поведение - это один из видов отклоняющегося поведения, которое выражается в пагубном пристрастии к какому-либо предмету или действию на фоне осложненной адаптации к проблемной ситуации.
Этапы аддиктивного поведения:
- «Первые пробы».
- «Аддиктивный ритм».
- «Аддиктивное поведение»
- Полное преобладание аддиктивного поведения
- «Катастрофа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
addiktivnoe_povedenie_mk_dekabr_2019.docx | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Аддиктивное (зависимое) поведение - это один из видов отклоняющегося поведения, которое выражается в пагубном пристрастии к какому-либо предмету или действию на фоне осложненной адаптации к проблемной ситуации.
Этапы аддиктивного поведения:
- «Первые пробы».
- «Аддиктивный ритм».
- «Аддиктивное поведение»
- Полное преобладание аддиктивного поведения
- «Катастрофа».
Фазы цикла зависимого поведения
- Наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;
- Усиление желания и напряжения;
- Ожидание и активный поиск объекта аддикции;
- Получение объекта и достижение специфических переживаний;
- Расслабление;
- фаза ремиссии (относительного покоя).
Аддиктивная установка - совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни и выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту зависимости.
Особенности лиц с аддиктивными формами поведения (Б. Сегал):
1) сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
2) скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
3) внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
4) стремление говорить неправду;
5) стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
6) стремление уходить от ответственности в принятии решений;
7) стереотипность, повторяемость поведения;
8) зависимость;
9) тревожность.
Виды зависимостей:
Нехимические аддикции:
∙ гэмблинг (тяга к азартным играм);
∙ интернет-аддикция;
∙ сексуальная аддикция;
∙ аддикция отношений или созависимость;
∙ шопинг (аддикция к трате денег);
∙ трудоголизм;
∙ гаджет-зависимость;
∙ селфи-зависимость.
Химические аддикции:
∙ алкоголизм;
∙ наркомания;
∙ токсикомания.
Промежуточная группа аддикций:
∙ аддиктивное переедание (булимия);
∙ аддиктивное голодание (анорексия).
Гаджет зависимость (англ. gadget addiction; gadget – техническая новинка; лат. addictus ‒ рабски преданный) – психологическая зависимость от телефона, плеера, ноутбука или какого-нибудь другого небольшого по размерам электронного устройства.
Селфи-аддикция – разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру; своеобразный автопортрет; популярный жанр мобильной фотографии; форма нарциссизма.
В случаях сформированного зависимого поведения необходимо проводить профилактическую работу, направленную на:
- Стимулирование обращения несовершеннолетнего за помощью (в том числе медицинской), мотивирование на изменение опасной жизненной ситуации;
- Осознание собственного опыта зависимого поведения (одно из ценных приобретений такого опыта – переживание опасности, возможности стать зависимым, ощущение границы, контроля над ней);
- Отработка навыков конструктивного взаимодействия с людьми, умения устанавливать доверительные отношения;
- Формирование активной жизненной установки по отношению к собственному жизненному пространству;
- Организация своей жизни;
- Формирование навыков уверенного поведения;
- Формирование позитивного самовосприятия и самоотношения;
- Стабилизация психоэмоционального состояния, обучение способам снятия напряжения;
- Актуализация личностных ресурсов, реализация творческого потенциала;
- Работа с ближайшим окружением ребенка (повышение уровня педагогической компетентности родителей).
Проявления аддиктивного поведения учащегося, на которые педагог должен обратить внимание:
- неухоженный (неопрятный внешний вид);
- немотивированные изменения в поведении ребенка, его типичных эмоциональных реакциях, манере речи, стиле одежды;
- наличие у ребенка при себе крупных сумм наличных денег (воровство, вымогательство, либо постоянное выпрашивание (выманивание) денег у других;
- сведения о включенности ребенка в асоциальные группы;
- нарушение межличностного общения.
Признаки, свойственные для химических видов зависимости:
- запах алкоголя, табака или иной непривычный запах, исходящий от учащегося;
- расширенные или наоборот, суженные зрачки, бледность или внезапное покраснение кожных покровов.
- необычный (чаще сероватый) оттенок кожных покровов;
- жалобы на жажду, сердцебиение, повышенную утомляемость, внезапную потливость.
- разнообразие и неустойчивость эмоциональных реакций;
- употребление специфической лексики (использование жаргонизмов в названиях наркотических веществ, способов их употребления, эффектов от применения).
- пропаганда психоактивных веществ среди сверстников.
Признаки, свойственные для нехимических видов зависимости:
- яркие вспышки агрессии у ребенка при ограничении его во времени использования объекта зависимости;
- приступы гнева в ответ на запреты пользоваться объектом зависимости (телефоном, планшетом и другими техническими средствами);
- увеличение времени (более 4-5 часов) использования объекта зависимости;
- уменьшение количества интересов;
- проблемы в общении.
Действия педагога:
- Педагогу необходимо информировать об имеющихся признаках аддиктивного поведения учащегося социального педагога, психолога, поставить в известность администрацию учебного учреждения.
Пригласить родителей в учебное учреждение для беседы о необходимости принятия мер по оказанию помощи ребенку.
- При ярко выраженных симптомах отмены (снижение концентрации внимания, раздражительность, головные боли и т.д.) принять меры по оказанию медицинской помощи.
- В случаях подозрения на наличие химической зависимости
РЕКОМЕНДОВАТЬ ОБРАЩЕНИЕ К ВРАЧУ ПСИХИАТРУ-НАРКОЛОГУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамматике английского языка с использованием алгоритмов - действия
Разработка может быть использована в общеобразовательных учреждениях (основной общеобразовательной школе; средней (полной) общеобразовательной школе, в т.ч. с углубленным изучением отдельных предметов...
Алгоритм действий и лист самооценки мастера производственного обучения
Начиная с 1 января 2017 года, работодатели начинают применять профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального обр...
Алгоритм действий и лист самооценки преподавателя ПОО
Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" включает в себя обобщенные трудовые функции и трудовые дей...
Методическая разработка "Волонтерская деятельность как способ профилактики аддиктивного поведения подростка."
Аддиктивное поведение является многофакторным явлением, так как причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Это в первую очередь общее ухудшение социально-экономической обстановки...
Презентация "8 класс. Практическая работа. Реализация алгоритмов с ветвлением"
Презентация "8 класс. Практическая работа. Реализация алгоритмов с ветвлением" разработана для проведения практической работы в 8 классе по изученной теме "Алгоритмическая конструкция В...
Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Алгоритм действий граждан при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)"
Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему Алгоритм действий граждан при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)....