Алгоритм действий и лист самооценки мастера производственного обучения
методическая разработка на тему

Яковлева Алла Ивановна

Начиная с 1 января 2017 года,  работодатели начинают применять профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" в ходе формирования кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении оплаты труда. Поэтому каждому педагогу ПОО очень важно изучить этот стандарт. В предлагаемом файле содержится 1) алгоритм действий для разработки дифференцированной программы профессионального развития мастера производственного обучения ПОО на основе данного стандарта и листа самооценки и2) непосредственно сам лист самооценки мастера п/о.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм действий

Для разработки дифференцированной программы профессионального развития мастера производственного обучения, преподавателя и методиста ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат» на основе самооценки уровня соответствия компетенций содержанию трудовых функций профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» необходимо выполнить следующие действия:

  1. Заполнить лист самооценки мастера п/о / преподавателя / методиста ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат», проставив в соответствующем столбце цифры от  0 до 2-х.
  2. Приступить к работе с макетом «Дифференцированная программа профессионального развития мастера п/о / преподавателя / методиста ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат» на основе самооценки уровня соответствия компетенций содержанию трудовых функций профессионального стандарта.
  3. В столбец «Компетенция» жирным шрифтом внести код и наименование трудовой функции, затем обычным шрифтом указать номер компетенции внутри данной трудовой функции,  которую Вы оценили «0», т. е оцениваемой компетенцией пока не владеете, и «1», т.е. оцениваемой компетенцией владеете, но имеете трудности и пока не можете обучать других. Затем нужно перенести формулировку данных компетенций из листа самооценки в дифференцированную программу.
  4. В столбце «Мероприятия с целью овладения компетенцией» пронумеровать и перечислить соответствующие мероприятия: изучить конкретные нормативно-правовые документы, пройти обучение на соответствующих курсах повышения квалификации, принять участие в обучающих семинарах по соответствующим темам внутри техникума-интерната, подготовить методические разработки по конкретным темам, принять участие в методических неделях и т.д.
  5. В столбце «Сроки  выполнения» указать месяцы 2016 года, т.к. новый профстандарт вступит в силу с 01.01.2017 года, и к этому сроку надо выполнить составляемую дифференцированную программу.
  6. В учебную часть заместителю директора по учебной работе каждому педагогу нужно предоставить два документа: лист самооценки с проставленными баллами и дифференцированную программу профессионального развития. Собирают и сдают эти документы председатели методических комиссий. Успехов, уважаемые коллеги!

Методист   А.И. Яковлева

Лист самооценки

профессионального  развития_мастера  п/о________________________________________________________(ФИО )

в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Уважаемый коллега!

     В процессе самоанализа Вам предстоит оценить собственную компетентность в соответствии с требованиями Профессионального стандарта. Вам предлагается проанализировать свою профессиональную деятельность и оценить степень владения необходимыми компетенциями, используя 3-х балльную шкалу. Отмечайте баллы в соответствующей колонке.

    0 баллов – оцениваемой компетенцией пока не владею;

    1 балл - оцениваемой компетенцией владею, но имею трудности, пока не могу обучать других;

    2 балла - оцениваемой компетенцией владею, могу обучать других.

В колонке комментариев целесообразно конкретизировать, что именно в данной компетенции у Вас вызывает трудности или чему именно Вы можете научить других.

Учебная часть Советского техникума-интерната.

№ п/п

Компетенции

Балл

0-2

Комментарий

     3.2.1. Трудовая функция«Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих»

Выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися на учебной и производственной практике (в процессе практического обучения): решение профессиональных задач, выполнение отдельных трудовых функций, технологических операций и отдельных приемов технологических операций

Устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучающимися, создавать условия для воспитания и развития обучающихся, мотивировать их деятельность по освоению профессии, привлекать к целеполаганию, обучать самоорганизации и самоконтролю

Использовать средства педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся, проводить консультации по этим вопросам на основе наблюдения за освоением обучающимся профессиональной компетенции в процессе прохождения учебной и производственной практики (практической подготовки)

Разрабатывать мероприятия по модернизации материально-технической базы учебно-производственной мастерской (иного места занятий), выбирать учебное оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:

- требований ФГОС и (или) задач обучения, воспитания и развития обучающихся;

- особенностей отрасли (профессиональной деятельности);

- современных требований к учебно-производственному оборудованию

Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом:

- специфики осваиваемой профессии;

- задач занятия (цикла занятий);

- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);

- стадии профессионального развития;

- возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания

Проводить проверку исправности технологического оборудования, количественную и качественную проверку поступающих материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий), составлять заявки на техническое обслуживание и ремонт учебно-производственного оборудования, контролировать качество выполнения работ

Согласовывать все виды работ на практике, результаты и объекты практики (практической подготовки) с работодателями (руководителями практики от организации)

Организовывать выполнение работ (услуг) и контроль их качества в соответствии с требованиями технической документации и нормами времени на выполнение соответствующих работ; проводить количественную и качественную приемку готовой продукции (услуги), вести индивидуальный учет производительности труда, продукции, сданной с первого предъявления; планировать улучшение качества продукции (услуг) (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))

Контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, работу, выполняемую ими, оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания

Обеспечивать на занятиях порядок и сознательную дисциплину, проводить инструктаж по охране труда, контролировать санитарно-бытовые условия выполнение правил пожарной безопасности, электробезопасности, применять средства пожаротушения и средства индивидуальной защиты; анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью обучающихся в учебно-производственной мастерской

Соблюдать требования охраны труда

Знакомить обучающихся с опытом успешных профессионалов, работающих в осваиваемой сфере профессиональной деятельности, и (или) корпоративной культурой организаций-партнеров

Разрабатывать задания, участвовать в работе оценочных комиссий, готовить обучающихся по программам профессионального образования к участию в конкурсах профессионального мастерства и аналогичных мероприятиях (в зависимости от преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))

Консультировать обучающихся по программам профессионального образования и их родителей (законных представителей) и (или) обучающихся по программам профессионального обучения по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации

Анализировать проведение занятий на учебной практике, организацию производственной практики (практического обучения), вносить коррективы в рабочую программу, план практической подготовки, образовательные технологии, собственную профессиональную деятельность

Знать:

Локальные акты по организации образовательного процесса и работы учебно-производственной мастерской (иного места занятий)

Основы организации и методика профессионального обучения, современные технологии практического обучения

Требования ФГОС, примерных (типовых) программ (при наличии) и рабочих программ к практической подготовке по профессии, содержание соответствующих учебников, учебных пособий

Особенности организации труда, современные производственные технологии, производственное оборудование и правила его эксплуатации, правовая и нормативная документация по профессии, нормы времени на выполнение технологических операций (при наличии)

Возрастные особенности обучающихся, особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения

Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)

Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида

Психолого-педагогические основы и методика применения в процессе подготовки рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих) технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий

Требования, предъявляемые профессией к человеку, набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии

Эффективные приемы общения и организации деятельности в процессе практики (практического обучения), ориентированные на поддержку профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся; методика построения беседы с обучающимися, обучающимися и их родителями (законными представителями) по данным вопросам

Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебно-производственной мастерской в соответствии с ее предназначением и характером реализуемых программ

Требования охраны труда при организации деятельности обучающихся на учебной и производственной практике (практическом обучении) по освоению профессии рабочего, должности служащего в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации

Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством

   3.2.2. Трудовая функция «Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся»

Соблюдать процедуры оценивания, взаимодействовать с представителями организации, на базе которой проходит практика, и (или) представителями работодателей при проведении аттестации

Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения квалификации (компетенций), применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания:

- соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методику оценки квалификации (компетенций);

- соблюдать нормы педагогической этики, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания;

- корректно интерпретировать результаты контроля и оценки квалификации (компетенций)

Анализировать применение выбранных форм и методов педагогической диагностики, оценочных средств, разрабатывать и представлять предложения по совершенствованию аттестации обучающихся и выпускников

Знать:

Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и (или) профессионального образования, и (или) ДПП

Современные подходы к контролю и оценке результатов освоения профессии (квалификации)

Методика разработки и применения оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания освоения профессии (квалификации)

Нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий

      3.2.3. Трудовая функция «Разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса»

Анализировать примерные (типовые) программы (при наличии), оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы и иные материалы, разрабатывать и обновлять рабочие программы (разделы программ), планы занятий (циклов занятий), оценочные средства и другие методические материалы по практической подготовке (самостоятельно или совместно с преподавателем(-ями)) с учетом:

- порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании;

- требований ФГОС (для программ профессионального образования), профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик, запросов работодателей;

- развития соответствующей области профессиональной деятельности, требований рынка труда;

- образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития;

- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);

- роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС и (или) образовательной программой;

- возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания;

- современного развития технических средств обучения, образовательных технологий

Взаимодействовать с преподавателем профессионального модуля или преподавателями смежных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) при разработке программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса, обсуждать разрабатываемые документы

Вести на бумажных и электронных носителях учебную, планирующую документацию, документацию учебной мастерской (иного места занятий), в том числе журналы инструктажа обучающихся по охране труда

Вести учет выпущенной обучающимися продукции и (или) использованных материалов и ресурсов

Создавать отчетные (отчетно-аналитические) материалы

Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами; предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц

Обрабатывать персональные данные с соблюдением законодательства Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные

Знать:

Теория и практика практического обучения по соответствующим профессиям, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт

Основы законодательства об образовании Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и (или) профессионального образования и (или) ДПО, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных)

Требования ФГОС, примерных (типовых) программ (при наличии) к практической подготовке по профессии, содержание соответствующих учебников, учебных пособий

Требования профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик по соответствующему виду профессиональной деятельности

Требования к программно-методическому обеспечению практического обучения

Требования к современным учебникам, учебным и учебно-методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам и иным методическим материалам в области практического обучения

Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные

Современное состояние соответствующей профессиональной деятельности

Основные источники и методы поиска информации, необходимой для разработки программно-методического обеспечения

Возрастные особенности обучающихся, стадии профессионального развития; особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения

Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)

Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности в процессе практического обучения рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих)

Психолого-педагогические основы и методика применения в процессе практического обучения рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих) технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий

Требования охраны труда при организации деятельности обучающихся на учебной и производственной практике (в процессе практического обучения) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации

Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством

Возможности использования информационно-коммуникационных технологий для ведения документации

Порядок ведения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»

Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к со...

Алгоритм действий и лист самооценки преподавателя ПОО

Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" включает в себя обобщенные трудовые функции и трудовые дей...

Алгоритм действий и лист самооценки методиста ПОО

Для методистов профессиональных образовательных организаций в профессиональном стандарте "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образова...

ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»

Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к сотрудни...

Оценочный лист педагогической деятельности мастера производственного обучения образовательных организаций СПО 9высшая категория).

1.Дукар Уран Дадар-ооловна2. 27.04.19673. Образование: высшее4. Место работы: Филиал ГБПОУ РТ "ТСТ" в г.ШагонарДолжность: мастер производственного обучения...