Рабочая программа ОУД.10 Естествознание
рабочая программа

Челнакова Людмила Александровна

Рабочая программа ОУД.10 Естествознание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oud.10_estestvoznanie.docx127.02 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» в городе Губкинском

44.02.01 Дошкольное образование

ОУД.10 Естествознание

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора филиала по УПР

____________Г.Я. Шарова

«___» _____________ 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУД.10 Естествознание

уровень программы базовый

Версия 1.0

Дата введения: 01.09.2021

СОГЛАСОВАНО:

Председатель ПЦК

 ___________И.В. Маркина

«_____» __________ 2021 г.

Губкинский, 2021


СОДЕРЖАНИЕ

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        4

3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        9

4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        14

5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        19

6 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ        21


1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Естествознание» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего общего образования, федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, укрепленной группы специальностей 44.02.01 Дошкольное образование, укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки, с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), уточнений к рекомендациям, одобренных Научно-методическим советом ЦПО и систем квалификации ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 25 мая 2017 года).

 Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
  • применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения программы подготовки специалистов среднего звена.

  1. Область применения рабочей программы

Программа учебного предмета «Естествознание» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

  1. Место учебного предмета в структуре ППССЗ

Учебный предмет является предметом общеобразовательного учебного цикла в соответствии с гуманитарным профилем профессионального образования.

Учебный предмет относится к предметной области ФГОС среднего общего образования «Естественные науки» из обязательных предметных областей.

Уровень освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый.

Учебный предмет «Естествознание» для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки обучающихся, позволяет работать без перегрузок в группе с обучающимися разного уровня обучения и интереса к астрономии. Она позволяет сформировать у обучающихся достаточно широкое представление о естественнонаучной картине мира.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса естествознания с учетом межпредметных связей, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор практических заданий, выполняемых обучающимися.

Изучение учебного предмета «Естествознание» завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета в рамках освоения ППССЗ с получением среднего общего образования.

2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Освоение содержания учебного предмета «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Личностные результаты

УУД

Типовые задачи УУД

Л1. Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)

Принимает и реализует ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

выделяет основные признаки здорового образа жизни; объяснять роль отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, мутагенов на здоровье организма и зародышевое развитие; определять возможные причины наследственных заболеваний

Л.4 Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

Формирует естественнонаучное  мировоззрение, развивает мышление и понимание целостности научной картины мира, осознает их значимость

выделяет персональный вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира; объяснять роль ученых в развитие промышленности ЯНАО

Л.5 Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

Формирует достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного умение интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности

Самооценка и корректное выполнение любых заданий

Л.7 Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

Умеет выстраивать взаимоотношения в групповой работе, (может быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях)

Результативное выполнение заданий в коллективе, выступления на НПК

Л.8 Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

Принятие принципа гуманизма во взаимодействии с окружающими

Проявление терпимости и уважения ко всем участникам образовательного процесса

Л.9 Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Формирует готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом

Любая самостоятельная работа

Л.11 Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

Формирует здоровый и безопасный образ жизни

использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений; способствования энергосбережению; безопасного использования материалов и химических веществ в быту; профилактики инфекционных заболеваний; никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей, возможные причины наследственных заболеваний, характерных для региона; осознанных личных действий по охране окружающей среды

Л.12 Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

Осознает и формирует бережное отношение к физическому и психологическому здоровью

Выполнение физминутки на занятии

Л.13 Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Формирует осознанный выбор будущей профессии

Правильное и быстрое решение практико-ориентированных задач.

Л.14 Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

Формирует бережное отношение к окружающему миру вокруг себя

Создание мини проектов по защите окружающей среды и их продвижение на различных уровнях

Л.15 Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Формирует осознанный выбор к семейной жизни

характеризует изменчивость проявления генетической информации в поколениях на основании закономерностей изменчивости и хромосомной теории наследственности; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость

Метапредметные  результаты

УУД

Типовые задачи УУД

Регулятивные УУД

М1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

Формирует умения самостоятельно добывать новое для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации

Использование навыков самостоятельной работы для решения физических задач, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности

М3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Использует основные интеллектуальные операции: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере

Выполнение индивидуальных проектов и исследовательских работ по профессии/специальности

Познавательные УУД

М1. Сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

Использует различные источники для получения информации, оценивает ее достоверность

Составление кроссвордов и схем, заполнение таблиц и чтение графиков

М3. Владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

Осознает смысл учения, понимает  личную ответственность за будущий результат, формирует навык оценивания своих результатов, нацеливает на дальнейшую работу

Умение анализировать и представлять информацию в различных видах

М1. Сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

Использует различные источники для получения информации, оценивает ее достоверность

Составление кроссвордов и схем, заполнение таблиц и чтение графиков

М6. Сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;

Умеет решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;

Умение анализировать и представлять информацию в различных видах

М2. Владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

Владеет ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области

Составление кроссвордов и схем, заполнение таблиц и чтение графиков

М3. Владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

Осознает экологическую культуру, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

Выполнение индивидуальных проектов и исследовательских работ по профессии/специальности

М4. Формированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

Умеет грамотно строить  свою речь, публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации

Вести дискуссии, решать экспериментальные задачи, публичное выступление на конференциях, защите проектов и т.д.

М5.формированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Осознает смысл учения, понимает  личную ответственность за будущий результат, формирует навык оценивания своих результатов, нацеливает на дальнейшую работу

Умение анализировать и представлять информацию в различных видах

Коммуникативные УУД

М2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

Сотрудничает при совместной работе, слушает собеседника, признает существование различных точек зрения, воспринимает другое мнение, формулирует свое мнение и аргументирует его

Публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, работа в группах и парах

Предметные  результаты (базовый уровень)

П1. Сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;

П2. Владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

П3. Сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

П4. Сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;

П5. Владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

П6. Сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Техника

Взаимосвязь между наукой и технологиями

История изучения природы. Прогресс в естественных науках и его вклад в развитие цивилизации. Методы научного познания и их составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование, гипотеза, вывод, построение теории. Фундаментальные понятия естествознания.

Естественно-научная картина мира. Примеры систематизации и наглядного представления научного знания: пространственно-временные характеристики (наномир и микромир, макромир, мегамир), периодический закон. Роль научных достижений в создании новых технологий. Эволюция технологий.

Практическая работа №1 Извлечение и анализ информации из маркировок промышленных и продовольственных товаров.

Практическая работа №2 Сравнение правил техники безопасности при использовании различных средств бытовой химии.

Энергетика и энергосбережение

Проблемы энергообеспечения: национальные, региональные, локальные. Законы сохранения массы и энергии. Практическое применение законов сохранения. Виды энергии. Связь массы и энергии. Электроэнергия и способы ее получения.

Тепловые и гидроэлектростанции. Ядерная энергетика и перспективы ее использования. Энергопотребление и энергоэффективность.

Экологические проблемы энергетической отрасли. Альтернативная энергетика. Рациональное использование энергии и энергосбережение. Энергетическая безопасность. Транснациональные проекты в области энергетики.

Нанотехнологии и их приложение

Наночастицы в живой и неживой природе: размеры, типы структуры, функциональная значимость. Особенности физических и химических свойств наночастиц. Самоорганизация. Методы получения наночастиц.

Методы изучения наноматериалов. Конструирование наноматериалов. Новые технологии, строящиеся на использовании наночастиц и материалов, получаемых из них.

Влияние нанотехнологий на развитие техники. Экологический аспект нанотехнологий.

Освоение космоса и его роль в жизни человечества

Вселенная: теория возникновения, структура, состав, эволюция. Астрономия как научный фундамент освоения космического пространства.

Ракетоносители, искусственные спутники, орбитальные станции, планетоходы. Использование спутниковых систем в сфере информационных технологий.

Современные научно-исследовательские программы по изучению космоса и их значение. Проблемы, связанные с освоением космоса, и пути их решения. Международное сотрудничество.

 

Наука об окружающей среде

Экологические проблемы современности

Биосфера: этапы формирования и сценарии развития.

Актуальные экологические проблемы: глобальные, региональные, локальные, их причины и следствия.

Методы изучения состояния окружающей среды. Изменения окружающей среды, как стимул для развития научных исследований и технологий. Естественно-научные подходы к решению экологических проблем, природосберегающие технологии.

Международные и российские программы решения экологических проблем и их эффективность.

Практическая работа №3 Анализ проб питьевой и водопроводной воды, а также воды из природных источников.

Взаимосвязь состояния окружающей среды и здоровья человека

Деградация окружающей среды. Программы мониторинга качества окружающей среды.

Загрязнение воздушной, водной среды, почвы, причины и следствия.

Шумовое загрязнение. Электромагнитное воздействие. ПДК. У

стойчивость организма и среды к стрессовым воздействиям. Заболевания, связанные со снижением качества окружающей среды. Индивидуальные особенности организма при воздействии факторов окружающей среды.

Современные технологии сокращения негативного воздействия факторов окружающей среды. Научные основы проектирования здоровой среды обитания.

Современные методы поддержания устойчивости биогеоценозов и искусственных экосистем

Биогеоценоз, структура и основы функционирования. Биогеохимические потоки.

Круговороты вещества. Принципы устойчивости биогеоценозов.

Научные основы создания и поддержания искусственных экосистем. Производство растительной и животноводческой продукции: проблемы количества и качества. Кластерный подход как способ восстановления биогеохимических потоков в искусственных экосистемах. 

Антибиотики, пестициды, стимуляторы роста, удобрения и их природные аналоги. Проблема устойчивости городских экосистем.

Практическая работа №4 Изучение взаимосвязей в искусственной экосистеме — аквариуме и составление цепей питания.

Проблемы отходов и загрязнения окружающей среды

Проблема увеличения количества отходов. Бытовые, коммунальные, промышленные отходы. Современные технологии сбора, хранения, переработки и утилизации отходов. Подходы к сокращению отходов, безотходные технологии.

Источники загрязнения окружающей среды. Перспективные технологии ликвидации последствий загрязнения окружающей среды.

Рекультивация почвы и водных ресурсов. Системы водоочистки. Международные программы по обращению с отходами и сокращению воздействия на окружающую среду, их эффективность.

Практическая работа №5. Разработка информационного материала, обосновывающего природосообразное потребление.

Здоровье

Современные медицинские технологии

Здоровье человека: системный подход. Нормальная физиология человека. Особенности функционирования дыхательной, кровеносной и других систем организма.

Физиологические показатели организма человека и их нормальное значение. Медицинские технологии диагностики заболеваний.

Возможности и перспективы методов профилактики, терапии и восстановления организма. Подходы к повышению эффективности системы здравоохранения.

Практическая работа №6  Влияние физической нагрузки на физиологические показатели состояния организма человека (пульс, систолическое и диастолическое давление), изучение скорости восстановления физиологических показателей после физических нагрузок.

Практическая работа № 7. Извлечение информации из инструкций по применению лекарств.

Практическая работа №8. Интерпретация результатов общего анализа крови и мочи.

Инфекционные заболевания и их профилактика

Инфекционные заболевания и их возбудители. Способы передачи инфекционных заболеваний и социальные факторы, способствующие их распространению.

Иммунная система и принципы ее работы. Особенности функционирования иммунитета у разных групп населения. Способы профилактики инфекционных заболеваний. Вакцинация. Направленность медицинских препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями.

Проблема развития устойчивости возбудителей заболеваний. Международные программы по борьбе с инфекционными заболеваниями.

Практическая работа №9. Социологическое исследование использования населением мер профилактики инфекций.

Наука о правильном питании

Метаболизм, как обмен веществом и энергией на уровне организма. Принципы функционирования пищеварительной системы. Качество продуктов питания с точки зрения энергетической ценности и содержания полезных и вредных веществ

Значение сбалансированного питания для поддержания здоровья. Пищевые добавки: полезные свойства и побочные эффекты их использования.

Диеты и особенности их применения.

Практическая работа №10 Исследование пропорциональности собственного рациона питания, проверка соответствия массы тела возрастной норме.

Практическая работа №11. Социологическое исследование питательных привычек в зависимости от пола, возраста, социального окружения.

Практическая работа №12 Исследование энергетического потенциала разных продуктов, соотнесение информации с надписями на товаре.

Практическая работа №13. Исследование содержания витаминов в продуктах питания.

Основы биотехнологии

Традиционная биотехнология: производство продуктов питания, переработка отходов.

Молекулярная биотехнология. Структура и функция нуклеиновых кислот. Синтез белка. Клеточная инженерия. Генная терапия.

Применение биотехнологии в здравоохранении, сельском хозяйстве и охране окружающей среды. Мировой рынок биотехнологий. Перспективы развития российского сегмента.

Перечень проектных и исследовательских работ

  1. Техника проведения измерений и представление результатов.
  2. Построение пространственных моделей неорганических и органических соединений в сопоставлении с их свойствами.
  3. Изучение влияния химических препаратов или электромагнитного излучения на митоз в клетках проростков растений с помощью микропрепаратов.
  4. Расчет энергопотребления семьи, школы.
  5. Сборка гальванического элемента и испытание его действия.
  6. Изучение суточных колебаний напряжения в сетях электроснабжения.
  7. Получение электроэнергии из альтернативных источников.
  8. Сравнение энергопотребления приборов разного поколения.
  9. Моделирование спектроскопа на основе компакт-диска.
  10. Измерение размера молекулы жирной кислоты по площади пятна ее мономолекулярного слоя на поверхности воды.
  11. Получение графена и изучение его физических свойств.
  12. Получение наночастиц «зеленым» способом, детектирование наночастиц.
  13. Влияние наночастиц на живые организмы (дыхание дрожжей, рост бактерий на чашке Петри, прорастание семян).
  14. Изучение звездного неба невооруженным глазом и с помощью телескопа.
  15. Использование спутниковых систем при проектировании экологических троп.
  16. Интерпретация спутниковых снимков для мониторинга пожароопасности лесных массивов.
  17. Анализ динамики процессов эрозии почв; изучение тенденций роста урбаносистем с помощью методов дистанционного зондирования.
  18. Проектирование биотрансформационных модулей для замкнутых систем (утилизация отходов, получение энергии, генерация кислорода).
  19. Исследование содержания хлорид-ионов в пробах снега.
  20. Анализ проб питьевой и водопроводной воды, а также воды из природных источников.
  21. Определение растворенного кислорода в воде по методу Винклера.
  22. Изучение влияния противогололедных реагентов, кислотности среды на рост растений.
  23. Изучение поведения простейших под микроскопом в зависимости от химического состава водной среды.
  24. растительных сообществ для повышения качества территории.
  25. Электромагнитное излучение при работе бытовых приборов, сравнение его с излучением вблизи ЛЭП.
  26. Измерение естественного радиационного фона бытовым дозиметром.
  27. Оценка опасности радиоактивных излучений (с использованием различных информационных ресурсов).
  28. Оценка эффективности средств для снижения воздействия негативного влияния факторов среды.
  29. Оценка эффективности препаратов, стимулирующих рост растений.
  30. Изучение влияния микробных препаратов на рост растений.
  31. Сравнение фильтрационных потенциалов разных типов почв.
  32. Разработка оптимальных гидропонных смесей для вертикального озеленения.
  33. Проектирование парковых территорий, газонов, лесополос с точки зрения устойчивости.
  34. Исследование материалов с точки зрения биоразлагаемости.
  35. Сравнение скорости переработки разных типов органических отходов в ходе вермикомпостирования.
  36. Разработка проекта раздельного сбора мусора.
  37. Разработка информационного материала, обосновывающего природосообразное потребление.
  38. Влияние физической нагрузки на физиологические показатели состояния организма человека (пульс, систолическое и диастолическое давление), изучение скорости восстановления физиологических показателей после физических нагрузок.
  39. Изменение жизненной емкости легких в зависимости от возраста, от тренированности организма.
  40. Сравнительный анализ проявления патологии на основе образцов рентгеновских снимков.
  41. Сравнение эффективности действия антибиотиков на бактериальные культуры; поиск различий в выраженности действия оригинальных препаратов и дженериков.
  42. Исследование состава микроорганизмов в воздухе помещений образовательной организации.
  43. Влияние растительных экстрактов на рост микроорганизмов.
  44. Влияние режимов СВЧ-обработки на сохранение жизнеспособности микроорганизмов.
  45. Влияние различных концентраций поверхностно-активных веществ на жизнеспособность микроорганизмов.
  46. Сравнение эффективности бактерицидных препаратов в различных концентрациях.
  47. Исследование пропорциональности собственного рациона питания, проверка соответствия массы тела возрастной норме.
  48. Разработка сбалансированного меню для разных групп населения.
  49. Исследование содержания нитратов в продуктах питания.
  50. Исследование кисломолочной продукции на предмет содержания молочнокислых бактерий, составление заквасок.
  51. Влияние температуры на скорость заквашивания молока.
  52. Изучение пероксидазной активности в различных образцах растительных тканей.
  53. Исследование влияния температуры на процесс сбраживания сахаров дрожжами.
  54. Влияние препаратов гуминовых кислот на рост растений.


4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательного учебного предмета «Естествознание» в пределах освоения ППССЗ по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в профессиональных образовательных организациях СПО, обязательная учебная нагрузка студентов составляет 114 часов, включая практические занятия — 26 часов.

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов

Обязательная

учебная

нагрузка студента,

час

теория

практические

ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР

46

40

6

Раздел 1. Техника

28

24

4

Тема 1.1. Взаимосвязь между наукой и технологиями

10

6

4

Тема 1.2. Энергетика и энергосбережение

6

6

Тема 1.3. Нанотехнологии и их приложение

6

6

Тема 1.4. Освоение космоса и его роль в жизни человечества

6

6

Раздел 2. Наука об окружающей среде

18

16

2

Тема 2.1. Экологические проблемы современности

10

8

2

Тема 2.2. Взаимосвязь состояния окружающей среды и здоровья человека

8

8

ВТОРОЙ СЕМЕСТР

68

48

20

Тема 2.3.  Современные методы поддержания устойчивости биогеоценозов и искусственных экосистем

10

8

2

Тема 2.4. Проблемы отходов и загрязнения окружающей среды

10

8

2

Раздел 3. Здоровье

46

30

16

Тема 3.1. Современные медицинские технологии

14

8

6

Тема 3.2.  Инфекционные заболевания и их профилактика

10

8

2

Тема 3.3. Наука о правильном питании

16

8

8

Тема 3.4. Основы биотехнологии

6

6

Дифференцированный зачет

2

2

-

ВСЕГО

114

88

26


4.1 Календарно-тематический план предмета Естествознание

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа

№ занятия

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

5

I семестр –46 часов

РАЗДЕЛ I. ТЕХНИКА

Тема 1.1.

Взаимосвязь между наукой и технологиями

Содержание учебного материала:

10

1

История изучения природы. Прогресс в естественных науках и его вклад в развитие цивилизации. Методы научного познания и их составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование, гипотеза, вывод, построение теории. Фундаментальные понятия естествознания.

1-2

2

1

2

Естественно-научная картина мира. Примеры систематизации и наглядного представления научного знания: пространственно-временные характеристики (наномир и микромир, макромир, мегамир),

периодический закон.

3-4

2

1

3

Роль научных достижений в создании новых технологий. Эволюция технологий.

5-6

2

1

Практическое занятие:

4

1

Извлечение и анализ информации из маркировок промышленных и продовольственных товаров.

7-8

2

2

2

Сравнение правил техники безопасности при использовании различных средств бытовой химии.

9-10

2

2

Тема 1.2.

Энергетика и энергосбережение

Содержание учебного материала:

6

1

Проблемы энергообеспечения: национальные, региональные, локальные. Законы сохранения массы и энергии. Практическое применение законов сохранения. Виды энергии. Связь массы и энергии. Электроэнергия и способы ее получения.

11-12

2

1

2

Тепловые и гидроэлектростанции. Ядерная энергетика и перспективы ее использования. Энергопотребление и энергоэффективность.

13-14

2

1

3

Экологические проблемы энергетической отрасли. Альтернативная энергетика. Рациональное использование энергии и энергосбережение. Энергетическая безопасность. Транснациональные проекты в области энергетики

15-16

2

1

Тема 1.3.

Нанотехнологии и их приложение

Содержание учебного материала:

6

1

Наночастицы в живой и неживой природе: размеры, типы структуры, функциональная значимость. Особенности физических и химических свойств наночастиц. Самоорганизация. Методы получения наночастиц.

17-18

2

1

2

Методы изучения наноматериалов. Конструирование наноматериалов. Новые технологии, строящиеся на использовании наночастиц и материалов, получаемых из них.

19-20

2

1

3

Влияние нанотехнологий на развитие техники. Экологический аспект нанотехнологий.

21-22

2

1

Тема 1.4.

Освоение космоса и его роль в жизни человечества

Содержание учебного материала:

6

1

Вселенная: теория возникновения, структура, состав, эволюция. Астрономия как научный фундамент освоения космического пространства.

23-24

2

1

2

Ракетоносители, искусственные спутники, орбитальные станции, планетоходы. Использование спутниковых систем в сфере информационных технологий

25-26

2

1

3

Современные научно-исследовательские программы по изучению космоса и их значение. Проблемы, связанные с освоением космоса, и пути их решения. Международное сотрудничество.

27-28

2

1

РАЗДЕЛ II. НАУКА ОБ ОКРУАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Тема 2.1

Экологические проблемы современности

Содержание учебного материала:

10

1

Биосфера: этапы формирования и сценарии развития.

29-30

2

1

2

Актуальные экологические проблемы: глобальные, региональные, локальные, их причины и следствия.

31-32

2

1

3

Методы изучения состояния окружающей среды. Изменения окружающей среды, как стимул для развития научных исследований и технологий. Естественно-научные подходы к решению экологических проблем, природосберегающие технологии.

33-34

2

1

4

Международные и российские программы решения экологических проблем и их эффективность.

35-36

2

1

Практическое занятие:

2

3

Анализ проб питьевой и водопроводной воды, а также воды из природных источников.

37-38

2

2

Тема 2.2 Взаимосвязь состояния окружающей среды и здоровья человека

Содержание учебного материала:

8

1

Деградация окружающей среды. Программы мониторинга качества окружающей среды.

Загрязнение воздушной, водной среды, почвы, причины и следствия.

39-40

2

1

2

Шумовое загрязнение. Электромагнитное воздействие. ПДК. Устойчивость организма и среды к стрессовым воздействиям.

41-42

2

1

3

Заболевания, связанные со снижением качества окружающей среды. Индивидуальные особенности организма при воздействии факторов окружающей среды.

43-44

2

1

4

Современные технологии сокращения негативного воздействия факторов окружающей среды. Научные основы проектирования здоровой среды обитания.

45-46

2

1

II семестр –68 часов

Тема 2.3 Современные методы поддержания устойчивости биогеоценозов и искусственных экосистем

Содержание учебного материала:

10

1

Биогеоценоз, структура и основы функционирования. Биогеохимические потоки.

47-48

2

1

2

Круговороты вещества. Принципы устойчивости биогеоценозов.

49-50

2

1

3

Научные основы создания и поддержания искусственных экосистем. Производство растительной и животноводческой продукции: проблемы количества и качества.

51-52

2

1

4

Антибиотики, пестициды, стимуляторы роста, удобрения и их природные аналоги. Проблема устойчивости городских экосистем.

53-54

2

1

Практическое занятие:

2

4

Изучение взаимосвязей в искусственной экосистеме — аквариуме и составление цепей питания.

55-56

2

2

Тема 2.4

Проблемы отходов и загрязнения окружающей среды

Содержание учебного материала:

10

1

Проблема увеличения количества отходов. Бытовые, коммунальные, промышленные отходы.

57-58

2

1

2

Современные технологии сбора, хранения, переработки и утилизации отходов. Подходы к сокращению отходов, безотходные технологии.

59-60

2

1

3

Источники загрязнения окружающей среды. Перспективные технологии ликвидации последствий загрязнения окружающей среды.

61-62

2

1

4

Рекультивация почвы и водных ресурсов. Системы водоочистки. Международные программы по обращению с отходами и сокращению воздействия на окружающую среду, их эффективность.

63-64

2

1

Практическое занятие:

2

5

Разработка информационного материала, обосновывающего природосообразное потребление.

65-66

2

2

РАЗДЕЛ III. ЗДОРОВЬЕ

Тема 3.1

Современные медицинские технологии

Содержание учебного материала:

14

1

Здоровье человека: системный подход. Нормальная физиология человека. Особенности функционирования дыхательной, кровеносной и других систем организма.

67-68

2

1

2

Физиологические показатели организма человека и их нормальное значение.

69-70

2

1

3

Медицинские технологии диагностики заболеваний.

71-72

2

1

4

Возможности и перспективы методов профилактики, терапии и восстановления организма.

73-74

2

1

Практическое занятие:

6

6

Влияние физической нагрузки на физиологические показатели состояния организма человека (пульс, систолическое и диастолическое давление), изучение скорости восстановления физиологических показателей после физических нагрузок.

75-76

2

2

7

Извлечение информации из инструкций по применению лекарств.

77-78

2

2

8

Интерпретация результатов общего анализа крови и мочи.

79-80

2

2

Тема 3.2 Инфекционные заболевания и их профилактика

Содержание учебного материала:

10

1

Инфекционные заболевания и их возбудители. Способы передачи инфекционных заболеваний и социальные факторы, способствующие их распространению.

81-82

2

1

2

Иммунная система и принципы ее работы. Особенности функционирования иммунитета у разных групп населения. Способы профилактики инфекционных заболеваний.

83-84

2

1

3

Вакцинация. Направленность медицинских препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями.

85-86

2

1

4

Проблема развития устойчивости возбудителей заболеваний. Международные программы по борьбе с инфекционными заболеваниями.

87-88

2

1

Практическое занятие:

2

9

Социологическое исследование использования населением мер профилактики инфекций.

89-90

2

2

Тема 3.3 

Наука о правильном питании

Содержание учебного материала:

16

1

Принципы функционирования пищеварительной системы.

91-92

2

1

2

Качество продуктов питания с точки зрения энергетической ценности и содержания полезных и вредных веществ

93-94

2

1

3

Значение сбалансированного питания для поддержания здоровья. Пищевые добавки: полезные свойства и побочные эффекты их использования.

95-96

2

1

4

Диеты и особенности их применения.

97-98

2

1

Практическое занятие:

8

10

Исследование пропорциональности собственного рациона питания, проверка соответствия массы тела возрастной норме.

99-100

2

2

11

Социологическое исследование питательных привычек в зависимости от пола, возраста, социального окружения.

101-102

2

2

12

Исследование энергетического потенциала разных продуктов, соотнесение информации с надписями на товаре.

103-104

2

2

13

Исследование содержания витаминов в продуктах питания.

105-106

2

2

Тема 3.4

Основы биотехнологии

Содержание учебного материала:

6

1

Традиционная биотехнология: производство продуктов питания, переработка отходов.

107-108

2

1

2

Молекулярная биотехнология. Структура и функция нуклеиновых кислот.

109-110

2

1

3

Клеточная инженерия. Генная терапия. Применение биотехнологии в здравоохранении, сельском хозяйстве и охране окружающей среды. Мировой рынок биотехнологий. Перспективы развития российского сегмента.

111-112

2

1

Дифференцированный зачет

113-114

2

3

Тематика консультаций

1

Взаимосвязь между наукой и технологиями

1

2

Освоение космоса и его роль в жизни человечества

1

3

Экологические проблемы современности

1

4

Взаимосвязь состояния окружающей среды и здоровья человека

1

5

Основы биотехнологии

1

Всего

5

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных работ).

5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5.1. Материально-техническое обеспечение

Освоение программы учебного предмета «Естествознание» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности студентов.

В состав кабинета астрономии входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов[1].

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по астрономии, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебного предмета «Астрономия», входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты, портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);
  • информационно-коммуникативные средства;
  • экранно-звуковые пособия и технические средства обучения;
  • демонстрационное и вспомогательное оборудования (общего назначения и тематические наборы);
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного предмета «Естествознание», рекомендованные или допущенные для использования, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией, справочниками, научной и научно-популярной литературой естественно-научного содержания.

В процессе освоения программы учебного предмета «Естествознание» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по астрономии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).

  1. Методические рекомендации по организации изучения предмета

Основными формами организации учебного процесса являются: урок, практическое занятие, консультация. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся носит практический характер и включает в себя следующие виды деятельности: подготовку устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуальных проектов с использованием информационных технологий.

При осуществлении данной учебной программы используются следующие педагогические технологии - развивающее обучение, игровые, исследовательские технологии, обучение в сотрудничестве и информационно-коммуникационные технологии обучения.

5.2. Информационное обеспечение обучения 

1. Естествознание: учебник и практикум для СПО / М. С. Смирнова [и др.]. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 363 с. – (Серия: Профессиональное образование).

2. Естествознание: учеб. пособие для СПО / О. Н. Стрельник. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 223 с. – (Серия: Профессиональное образование).

Интернет- ресурсы

  1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
  2. www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
  3. www.booksgid.com (ВоокsGid. Электронная библиотека).
  4. www.globalteka.ru (Глобалтека.Глобальная библиотека научных ресурсов).
  5. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
  6. www.st-books.ru (Лучшая учебная литература).
  7. www.school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
  8. www.ru/book (Электронная библиотечная система).
  9. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
  10. www.yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).


6 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Номер изменения

Номера листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка

подписи

Дата

Дата

введения

изменения

замененных

новых

аннулиро-

ванных

Версия: 1.0

Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки.

 Дата и время распечатки: 31.08.2021,  8.02

Стр.  из 21


[1]Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении обще- образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине Естествознание для специальности 101101 Гостиничный сервис

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования Естествознани...

Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"

В материале представлена рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание" в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по програм...

Рабочая программа по МДК Естествознание с методикой преподавания

Рабочая программа включает пояснительную записку, где определены цели изучения курса и формируемые у студентов компетенции. В разделе "Структура и содержание курса" указана последовательност...

Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"

В материале представлена рабочая прграмма для специальности 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"...

Рабочая программа по УД Естествознание

Естествознание — наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает множество естественнонаучных отраслей, из которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» для профессий социально-экономического профиля

Программа  общеобразовательной дисциплины учебной дисциплины «Естествознание» предназначены для изучения естествознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих об...