РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» для профессий социально-экономического профиля
рабочая программа по теме
Программа общеобразовательной дисциплины учебной дисциплины «Естествознание» предназначены для изучения естествознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Мурманской области
Государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области среднего профессионального образования
«Оленегорский горно-промышленный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Начальник отдела
по учебной работе
____________ И.Р.Машнина
26 сентября 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
для профессий социально-экономического профиля
Форма обучения Очная
Оленегорск
2016
Разработчик:
Люгаева Алевтина Сергеевна
____________________ _________________
Подпись (инициалы, фамилия)
РАССМОТРЕНА
На заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол № 1 от 26 сентября 2016 г.
Председатель _________________ _________________
Подпись (инициалы, фамилия)
Рабочая программа рекомендована к переутверждению на _____-_____ учебный год ____________________________
с изменениями (без изменений)
(лист с внесенными изменениями прикладывается к рабочей программе).
ПЕРЕУТВЕРЖДЕНА
На заседании цикловой комиссии __________________________________
Протокол № ____ от ______________ 20___ г.
Председатель _________________ __________________
Подпись (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
- Пояснительная записка…………………………………………………………...4
- Общая характеристика учебной дисциплины…………………………………...5
- Место учебной дисциплины в учебном плане…………………………………..6
- Результаты освоения учебной дисциплины……………………………………..7
- Содержание учебной дисциплины……………………………………………….8
- Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся………………………………………….18
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины………………………………………………24
- Приложение УТП………………………………………………………………...26
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной дисциплины учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих.
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17 мая 2012 г. N 413,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Федеральных государственных образовательных стандартов СПО;
- Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» для профессиональных образовательных организаций (ФИРО; 2015).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в обучении по специальностям/профессиям технического профиля среднего профессионального образования.
Содержание программы учебной дисциплины «Естествознание» направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
- применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС).
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Естествознание — наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает множество естественно-научных отраслей, из которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которые можно рассматривать как единое целое.
Естественно-научные знания, основанные на них технологии формируют новый образ жизни. Высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности. Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественно-научной сущности — закон успеха.
Естествознание — неотъемлемая составляющая культуры: определяя мировоззрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Рациональный естественно-научный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, образует естественно-научную картину мира, некое образно-философское обобщение научных знаний.
Основу естествознания представляет физика — наука о природе, изучающая наиболее важные явления, законы и свойства материального мира. В физике устанавливаются универсальные законы, справедливость которых подтверждается не только в земных условиях и в околоземных пространствах, но и во всей Вселенной. В этом заключается один из существенных признаков физики как фундаментальной науки. Физика занимает особое место среди естественных наук, поэтому ее принято считать лидером естествознания.
Естествознание как наука о явлениях и законах природы включает также одну из важнейших отраслей — химию.
Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, использовании законов химии в практической деятельности людей, в создании новых материалов.
Биология — составная часть естествознания. Это наука о живой природе. Она изучает растительный, животный мир и человека, используя как собственные методы, так и методы других наук, в частности физики, химии и математики: наблюдения, эксперименты, исследования с помощью светового и электронного микроскопа, обработку статистических данных методами математической статистики и др. Биология выявляет закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях, в том числе обмен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость, эволюцию и др.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучается интегрированная учебная дисциплина «Естествознание», включающая три раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью — «Физика», «Химия», «Биология» — что не нарушает привычную логику естественно-научного образования студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования естествознание изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
В процессе реализации содержания учебной дисциплины «Естествознание» значимо изучение раздела «Физика», который вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Этот раздел является системообразующим для других разделов учебной дисциплины, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии и биологии.
При изучении учебного материала по химии и биологии целесообразно акцентировать внимание обучающихся на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это гидросфера, атмосфера и биосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических составов и свойств, их значения для жизнедеятельности людей, это содержание, освещающее роль важнейших химических элементов в организме человека, вопросы охраны здоровья, профилактики заболеваний и вредных привычек, последствий изменения среды обитания человека для человеческой цивилизации.
Заметное место в содержании учебной дисциплины занимает учебный материал, не только формирующий естественно-научную картину мира у студентов, но и раскрывающий практическое значение естественно-научных знаний во всех сферах жизни современного общества, в том числе в гуманитарной сфере.
В целом учебная дисциплина «Естествознание», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сформировать у обучающихся целостную естественно-научную картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.
Интегрированное содержание учебной дисциплины позволяет преподавателям физики, химии и биологии совместно организовать изучение естествознания, используя имеющиеся частные методики преподавания предмета.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС).
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Естествознание» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Естествознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «Естествознание» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;
- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;
- объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
- готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;
• метапредметных:
- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
- применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;
- умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
• предметных:
- сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;
- владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
- сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
- сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;
- владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
- сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров..
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
ФИЗИКА
Введение
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости.
Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Естественно-научная картина мира и ее важнейшие составляющие.
Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Открытия в физике — основа прогресса в технике и технологии производства.
Механика
Кинематика. Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. Графики движения.
Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение. Свободное падение тел. Криволинейное движение. Угловая скорость. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Динамика. Масса и сила. Взаимодействие тел. Законы динамики. Силы в природе. Способы измерения сил. Инерциальная система отсчета. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Законы сохранения в механике. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Работа силы тяготения, силы упругости и силы трения. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения полной механической энергии.
Демонстрации
Относительность механического движения. Виды механического движения. Инертность тел.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия. Невесомость.
Реактивное движение, модель ракеты. Изменение энергии при совершении работы. Практическое занятие
Исследование зависимости силы трения от массы тела.
Основы молекулярной физики и термодинамики
Молекулярная физика. Атомистическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. Идеальный газ. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.
Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы.
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа и теплоотдача как способы изменения внутренней энергии. Первый и второй законы термодинамики. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловых двигателей. Тепловые машины и их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблемы энергосбережения.
Демонстрации
Движение броуновских частиц. Диффузия.
Явления поверхностного натяжения и смачивания. Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
Основы электродинамики
Электростатика. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электростатическое поле, его основные характеристики и связь между ними. Проводники и изоляторы в электростатическом поле. Электрическая емкость конденсатора. Энергия электростатического поля.
Постоянный ток. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи и полной электрической цепи. Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля—Ленца. Тепловое действие электрического тока. Электрический ток в различных средах.
Магнитное поле. Магнитное поле и его основные характеристики. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Электродвигатель. Сила Лоренца. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Демонстрации
Электризация тел.
Взаимодействие заряженных тел.
Нагревание проводников с током.
Опыт Эрстеда.
Взаимодействие проводников с током.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Работа электродвигателя.
Явление электромагнитной индукции.
Практическое занятие
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.
Колебания и волны
Механические колебания и волны. Свободные колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники. Превращение энергии при гармонических колебаниях.
Механические волны и их виды. Звуковые волны. Ультразвуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике.
Электромагнитные колебания и волны. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Формула Томсона. Вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Переменный ток. Электрогенератор. Получение и передача электроэнергии. Проблемы энергосбережения.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, медицине, при изучении свойств вещества.
Световые волны. Развитие представлений о природе света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света.
Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы.
Демонстрации
Колебания математического и пружинного маятников.
Работа электрогенератора.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Радиосвязь.
Разложение белого света в спектр. Интерференция и дифракция света. Отражение и преломление света. Оптические приборы.
Практические занятия
Изучение колебаний математического маятника.
Изучение интерференции и дифракции света.
Элементы квантовой физики
Квантовые свойства света. Равновесное тепловое излучение. Квантовая гипотеза Планка. Фотоэлектрический эффект. Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта. Фотон. Давление света. Дуализм свойств света.
Физика атома. Модели строения атома. Опыт Резерфорда. Постулаты Бора. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантовая энергия. Принцип действия и использование лазера. Оптическая спектроскопия как метод изучения состава вещества.
Физика атомного ядра и элементарных частиц. Состав и строение атомного ядра. Свойства ядерных сил. Энергия связи и дефект массы атомного ядра. Радиоактивность. Виды радиоактивных превращений. Закон радиоактивного распада. Свойства ионизирующих ядерных излучений. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Демонстрации
Фотоэффект. Фотоэлемент.
Излучение лазера.
Линейчатые спектры различных веществ. Счетчик ионизирующих излучений.
Вселенная и ее эволюция
Строение и развитие Вселенной. Космология. Звезды. Термоядерный синтез. Модель расширяющейся Вселенной.
Происхождение Солнечной системы. Протосолнце и протопланетные облака. Образование планет. Проблема существования внеземных цивилизаций.
Современная физическая картина мира.
ХИМИЯ
Общая и неорганическая химия
Введение
Химическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира. Роль химии в жизни современного общества. Новейшие достижения химической науки в плане развития технологий: химическая технология—биотехнология— нанотехнология. Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности общества.
Основные понятия и законы химии
Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества. Аллотропия и ее причины.
Демонстрация
Набор моделей атомов и молекул.
Измерение вещества. Основные законы химии. Масса атомов и молекул. Атомная единица массы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Расчеты по химическим формулам.
Закон сохранения массы вещества.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева как графическое отображение Периодического закона. Периодический закон и система в свете учения о строении атома. Закономерности изменения строения электронных оболочек атомов и химических свойств образуемых элементами простых и сложных веществ. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрация
Различные формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение вещества
Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Взаимосвязь кристаллических решеток веществ с различными типами химической связи.
Демонстрация
Образцы веществ и материалов с различными типами химической связи.
Вода. Растворы
Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое.
Растворение твердых веществ и газов. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.
Демонстрация
Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание.
Химические реакции
Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
Демонстрации
Химические реакции с выделением теплоты.
Обратимость химических реакций.
Практическое занятие
Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов).
Неорганические соединения
Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты, основания, соли. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора.
Металлы и неметаллы. Металлы. Общие физические и химические свойства металлов, обусловленные строением атомов и кристаллов и положением металлов в электрохимическом ряду напряжений. Общие способы получения металлов. Сплавы: черные и цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.
Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов.
Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода.
Демонстрации
Взаимодействие металлов с неметаллами (цинка с серой, алюминия с йодом), растворами кислот и щелочей.
Горение металлов (цинка, железа, магния) в кислороде. Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с медью. Восстановительные свойства металлов. Химические свойства соединений металлов.
Практические занятия
Реакции обмена в водных растворах электролитов.
Определение рН раствора солей.
Вытеснение хлором брома и йода из растворов их солей.
Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Органические соединения
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. Понятие изомерии. Виды изомерии: структурная (углеродного скелета, положения кратной связи или функциональной группы), пространственная. Многообразие органических соединений.
Углеводороды. Предельные и непредельные углеводороды. Строение углеводородов, характерные химические свойства углеводородов. Представители углеводородов: метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом синтезе. Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь — природные источники углеводородов.
Кислородсодержащие органические вещества. Спирты, карбоновые кислоты и сложные эфиры: их строение и характерные химические свойства. Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры.
Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.
Азотсодержащие органические соединения. Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков. Химические свойства белков. Генетическая связь между классами органических соединений.
Демонстрации
Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бромной водой.
Реакция получения уксусно-этилового эфира.
Качественная реакция на глицерин.
Цветные реакции белков.
Практические занятия
Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO).
Обратимая и необратимая денатурация белков.
Пластмассы и волокна. Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид.
Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк) и вискозное волокна, винилхлоридные (хлорин), полинитрильные (нитрон), полиамидные (капрон, найлон), полиэфирные (лавсан).
Демонстрация
Различные виды пластмасс и волокон.
Практические занятия
Ознакомление с синтетическими и искусственными полимерами.
Определение различных видов химических волокон.
Химия и жизнь
Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы — главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека.
Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.
Химия в быту. Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
БИОЛОГИЯ
Биология — совокупность наук о живой природе. Методы научного
познания в биологии
Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой природы в биологии. Определение жизни (с привлечением материала из разделов физики и химии). Уровни организации жизни.
Демонстрации
Уровни организации жизни.
Методы познания живой природы.
Клетка
История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурно-функциональная (элементарная) единица жизни.
Строение клетки. Прокариоты и эукариоты — низшие и высшие клеточные организмы. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Поверхностный аппарат. Схематичное описание жидкостно-мозаичной модели клеточных мембран. Цитоплазма — внутренняя среда клетки, органоиды (органеллы). Клеточное ядро. Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации, регуляция химической активности клетки. Структура и функции хромосом. Ауто-сомы и половые хромосомы.
Материальное единство окружающего мира и химический состав живых организмов. Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов. Неорганические ионы. Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. Аминокислоты — мономеры белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ.
Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы — возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онковирусах. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции.
Демонстрации
Строение молекулы белка.
Строение молекулы ДНК.
Строение клетки.
Строение клеток прокариот и эукариот.
Строение вируса.
Практические занятия
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
Сравнение строения клеток растений и животных.
Организм
Организм — единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем.
Способность к самовоспроизведению — одна из основных особенностей живых организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение.
Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии. Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения.
Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме.
Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека.
Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.
Демонстрации
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Деление клетки (митоз, мейоз). Способы бесполого размножения. Оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма. Наследственные болезни человека.
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Мутации.
Модификационная изменчивость.
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Искусственный отбор.
Исследования в области биотехнологии.
Практические занятия
Решение элементарных генетических задач.
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Вид
Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции в соответствии с синтетической теорией эволюции (СТЭ). Генетические закономерности эволюционного процесса.
Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас.
Демонстрации
Критерии вида.
Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции.
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов. Редкие и исчезающие виды. Движущие силы антропогенеза. Происхождение человека и человеческих рас.
Практические занятия
Описание особей вида по морфологическому критерию.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Экосистемы
Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере.
Экологические факторы, особенности их воздействия. Экологическая характеристика вида. Понятие об экологических системах. Цепи питания, трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема. Биоценоз и биотоп как компоненты биогеоценоза.
Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Основные направления воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов).
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Ярусность растительного сообщества.
Круговорот углерода в биосфере.
Заповедники и заказники России.
Практические занятия
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Решение экологических задач.
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
Экскурсии
Многообразие видов.
Сезонные изменения в природе (окрестности профессиональной образовательной организации).
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности профессиональной образовательной организации).
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
- Материя, формы ее движения и существования.
- Первый русский академик М.В.Ломоносов.
- Искусство и процесс познания. Физика и музыкальное искусство.
- Цветомузыка.
- Физика в современном цирке.
- Физические методы исследования памятников истории, архитектуры и произведений искусства.
- Научно-технический прогресс и проблемы экологии.
- Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.
- Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.
- Охрана окружающей среды от химического загрязнения.
- Растворы вокруг нас.
- Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
- История возникновения и развития органической химии.
- Углеводы и их роль в живой природе.
- Жиры как продукт питания и химическое сырье.
- Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.
- Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.
- Синтетические моющие средства: достоинства и недостатки.
- Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы.
- В.И. Вернадский и его учение о биосфере.
- История и развитие знаний о клетке.
- Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.
- Популяция как единица биологической эволюции.
- Популяция как экологическая единица.
- Современные взгляды на биологическую эволюцию.
- Современные взгляды на происхождение человека: столкновение мнений.
- Современные методы исследования клетки.
- Среды обитания организмов: причины разнообразия.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) для обучающихся по профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир» максимальная учебная нагрузка составляет 270 часов, из них:
- аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся – 180 часов;
- лабораторные работы — 10 часов;
- практические работы— 40 часов
- внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – 90 часов.
Количество часов | ||
Профили профессионального образования | ||
Содержание обучения | социально-экономический | |
Профессии СПО | ||
ФИЗИКА | ||
Аудиторные занятия | 82 | |
Введение | 1 | |
Механика | 18 | |
Основы молекулярной физики и термодинамики | 15 | |
Основы электродинамики | 22 | |
Колебания и волны | 8 | |
Элементы квантовой физики | 12 | |
Вселенная и ее эволюция | 6 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | ||
Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий, экскурсии и др. | 41 | |
Итого | 123 | |
ХИМИЯ | ||
Аудиторные занятия | 48 | |
Количество часов | ||
Профили профессионального образования | ||
Содержание обучения | социально-экономический | |
Профессии СПО | ||
Введение | 2 | |
Общая и неорганическая химия | 30 | |
Основные понятия и законы химии | 4 | |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | 4 | |
Строение вещества | 2 | |
Вода. Растворы | 4 | |
Химические реакции | 6 | |
Классификация неорганических соединений и их свойства | 4 | |
Металлы и неметаллы | 6 | |
Органическая химия | 12 | |
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | 2 | |
Углеводороды и их природные источники | 4 | |
Кислородсодержащие органические соединения | 4 | |
Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | 2 | |
Химия и жизнь | 4 | |
Химия и организм человека | 2 | |
Химия в быту | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | ||
Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. | 24 | |
Итого | 72 | |
БИОЛОГИЯ | ||
Аудиторные занятия | 49 | |
Биология — совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии | 2 | |
Клетка | 13 | |
Организм | 12 | |
Количество часов | ||
Профили профессионального образования | ||
Содержание обучения | социально-экономический | |
Профессии СПО | ||
Вид | 12 | |
Экосистемы | 10 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | ||
Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий, экскурсии и др. | 24 | |
Итого | 73 | |
Всего | 270 |
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
ФИЗИКА | |
Введение | Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства |
Механика | |
Кинематика | Ознакомление со способами описания механического движения, основной задачей механики. Изучение основных физических величин кинематики: перемещения, скорости, ускорения. Наблюдение относительности механического движения. Формулирование закона сложения скоростей. Исследование равноускоренного прямолинейного движения (на примере свободного падения тел) и равномерного движения тела по окружности. Понимание смысла основных физических величин, характеризующих равномерное движение тела по окружности |
Динамика | Понимание смысла таких физических моделей, как материальная точка, инерциальная система отсчета. Измерение массы тела различными способами. Измерение сил взаимодействия тел. Вычисление значения ускорения тел по известным значениям действующих сил и масс тел. Умение различать силу тяжести и вес тела. Объяснение и приведение примеров явления невесомости. Применение основных понятий, формул и законов динамики к решению задач |
Законы сохранения в механике | Объяснение реактивного движения на основе закона сохранения импульса. Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Характеристика производительности машин и двигателей с использованием понятия мощности |
Основы молекулярной физики и термодинамики | |
Молекулярная физика | Формулирование основных положений молекулярно-кинетической теории. Выполнение экспериментов, служащих обоснованием молекулярно-кинетической теории. Наблюдение броуновского движения и явления диффузии. Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Представление в виде графика изохорного, изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Измерение влажности воздуха |
Термодинамика | Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты на основании первого закона термодинамики. Объяснение принципов действия тепловых машин |
Основы электродинамики | |
Электростатика | Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычисление напряженности и потенциала электрического поля одного и нескольких точечных зарядов. Измерение разности потенциалов. Приведение примеров проводников, диэлектриков и конденсаторов. Наблюдение явления электростатической индукции и явления поляризации диэлектрика, находящегося в электрическом поле |
Постоянный ток | Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Сбор и испытание электрических цепей с различным соединением проводников, расчет их параметров |
Магнитное поле | Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током, картинок магнитных полей. Формулирование правила левой руки для определения направления силы Ампера. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле, объяснение принципа действия электродвигателя. Исследование явления электромагнитной индукции |
Колебания и волны | |
Механические колебания и волны | Приведение примеров колебательных движений. Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. Наблюдение колебаний звучащего тела. Приведение значения скорости распространения звука в различных средах. Умение объяснять использование ультразвука в медицине |
Электромагнитные колебания и волны | Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи. Объяснение превращения энергии в идеальном колебательном контуре. Изучение устройства и принципа действия трансформатора. Анализ схемы передачи электроэнергии на большие расстояния. Приведение примеров видов радиосвязи. Знакомство с устройствами, входящими в систему радиосвязи. Обсуждение особенностей распространения радиоволн |
Световые волны | Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Наблюдение явления дифракции и дисперсии света. Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет оптической силы линзы |
Элементы квантовой физики | |
Квантовые свойства света | Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэффекте |
Физика атома | Формулирование постулатов Бора. Наблюдение линейчатого и непрерывного спектров. Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое. Объяснение принципа действия лазера |
Физика атомного ядра и элементарных частиц | Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрация ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера. Расчет энергии связи атомных ядер. Понимание ценности научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценности овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности |
Вселенная и ее эволюция | |
Строение и развитие Вселенной | Объяснение модели расширяющейся Вселенной |
Происхождение Солнечной системы | Наблюдение звезд, Луны и планет в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа |
ХИМИЯ. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | |
Введение | Раскрытие вклада химической картины мира в единую естественно-научную картину мира. Характеристика химии как производительной силы общества |
Важнейшие химические понятия | Умение дать определение и оперировать следующими химическими понятиями: «вещество», «химический элемент», «атом», «молекула», «относительные атомная и молекулярная массы», «ион», «аллотропия», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «валентность», «степень окисления», «моль», «молярная масса», «молярный объем газообразных веществ», «вещества молекулярного и немолекулярного строения», «растворы», «электролит и неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «окислитель и восстановитель», «окисление и восстановление», «скорость химической реакции», «химическое равновесие», «углеродный скелет», «функциональная группа», «изомерия» |
Основные законы химии | Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установление причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Раскрытие физического смысла символики Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установление причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. Характеристика элементов малых периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева |
Основные теории химии | Установление зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. Формулирование основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений. Формулирование основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств важнейших представителей основных классов органических соединений |
Важнейшие вещества и материалы | Характеристика строения атомов и кристаллов и на этой основе — общих физических и химических свойств металлов и неметаллов. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применение важнейших неметаллов. Характеристика состава, строения и общих свойств важнейших классов неорганических соединений. Описание состава и свойств важнейших представителей органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, карбоновых кислот (уксусной кислоты), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), аминокислот, белков, искусственных и синтетических полимеров |
Химический язык и символика | Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Называние изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул. Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций |
Химические реакции | Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам |
Химический эксперимент | Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами техники безопасности. Наблюдение, фиксирование и описание результатов проведенного эксперимента |
Химическая информация | Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах |
Профильное и профессионально значимое содержание | Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников |
БИОЛОГИЯ | |
Биология — совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии | Знакомство с объектами изучения биологии. Выявление роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей |
Клетка | Знакомство с клеточной теорией строения организмов. Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке. Знание строения клеток по результатам работы со световым микроскопом. Умение описывать микропрепараты клеток растений. Умение сравнивать строение клеток растений и животных по готовым микропрепаратам |
Организм | Знание основных способов размножения организмов, стадий онтогенеза на примере человека. Знание причин, вызывающих нарушения в развитии организмов. Умение пользоваться генетической терминологией и символикой, решать простейшие генетические задачи. Знание особенностей наследственной и ненаследственной изменчивости и их биологической роли в эволюции живого |
Вид | Умение анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни на Земле. Умение проводить описание особей одного вида по морфологическому критерию. Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Умение доказывать родство человека и млекопитающих, общность и равенство человеческих рас |
Экосистемы | Знание основных экологических факторов и их влияния на организмы. Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистем. Получение представления о схеме экосистемы на примере биосферы. Демонстрация умения постановки целей деятельности, планирование собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране |
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
Освоение программы учебной дисциплины «Естествознание» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебных кабинетов по физике, химии, биологии, в которых имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
В состав кабинетов по физике, химии, биологии входят лаборатории с лаборантской комнатой.
Помещения кабинетов физики, химии и биологии должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся[1].
В кабинетах должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Естествознание» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портреты выдающихся ученых в области естествознания и т. п.); информационно-коммуникационные средства; экранно-звуковые пособия; комплект электроснабжения кабинетов; технические средства обучения;
демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы); лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы, в том числе для постановки демонстрационного и ученического эксперимента, реактивы);
статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели, включая натуральные объекты; вспомогательное оборудование;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Естествознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями, справочниками по физике, химии, биологии, научной и научно-популярной литературой естественно-научного содержания.
ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
основная
Беляев Д. К., Дымшиц Г. М., Кузнецова Л. Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
Беляев Д. К., Дымшиц Г. М., Бородин П. М. и др. Биология (базовый уровень). 11 класс. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. — М., 2014.
Габриелян О.С. и др. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. — М., 2014.
дополнительная
Трофимова Т. И., Фирсов А. В. Физика. Справочник. — М., 2010.
Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике, Москва, 2014 г.
Степанова Г.Н. Сборник задач по физике, Москва, 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Интернет-ресурсы
www.class-fizika.nard.ru («Класс!ная доска для любознательных»). www.physiks.nad/ru («Физика в анимациях»).
www.interneturok.ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
www.chemistry-chemists.com/index.html (электронный журнал «Химики и химия»).
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www. hemi. wallst. ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.biology.asvu.ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека). www.window.edu.ru/window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
Приложение 1
Учебно-тематическое планирование дисциплины «Естествознание» по профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»:
Наименование разделов или тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся (студентов), курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень усвоения |
I семестр | |||
Раздел 1. | Физика. | 123 | |
Тема 1.1. | 1. Физика — фундаментальная наука о природе. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. | 2 | 2 |
Тема 1.2. | 2. Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. | 2 | 2 |
Тема 1.3. | 3. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. Графики движения. | 2 | 2 |
Тема 1.4. | 4. Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение. Свободное падение тел. | 2 | 2 |
Тема 1.5. | 5. Криволинейное движение. Угловая скорость. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. | 2 | 2 |
Тема 1.6. | 6. Масса и сила. Взаимодействие тел. Законы динамики. Силы в природе. Способы измерения сил. Инерциальная система отсчета. Закон всемирного тяготения. Невесомость. | 2 | 2 |
Тема 1.7. | 7. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Работа силы тяготения, силы упругости и силы трения. Механическая энергия. | 2 | 2 |
Тема 1.8. | 8. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения полной механической энергии. | 2 | 2 |
Тема 1.9. | 9. Атомистическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. Идеальный газ. | 2 | 2 |
Тема 1.10. | 10. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. | 2 | 2 |
Тема 1.11. | 11. Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений. | 2 | 2 |
Тема 1.12. | 12. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы. | 2 | 2 |
Тема 1.13. | 13. Внутренняя энергия. Работа и теплоотдача как способы изменения внутренней энергии. Первый и второй законы термодинамики. Принципы действия тепловых машин. | 2 | 2 |
Тема 1.14. | 14. КПД тепловых двигателей. Тепловые машины и их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблемы энергосбережения. | 2 | 2 |
Тема 1.15. | 15. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электростатическое поле, его основные характеристики и связь между ними. | 2 | 2 |
Тема 1.16. | 16. Проводники и изоляторы в электростатическом поле. Электрическая емкость конденсатора. Энергия электростатического поля. | 2 | 2 |
Тема 1.17. | 17. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи и полной электрической цепи. | 2 | 2 |
Тема 1.18. | 18. Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля—Ленца. Тепловое действие электрического тока. Электрический ток в различных средах. | 2 | 2 |
Тема 1.19. | 19. . Магнитное поле и его основные характеристики. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Электродвигатель. | 2 | 2 |
Тема 1.20. | 20. Сила Лоренца. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. | 2 | 2 |
Тема 1.21. | 21. Контрольная работа за I семестр. | 1 | 2,3 |
II семестр | |||
Тема 1.22. | 22. Свободные колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники. Превращение энергии при гармонических колебаниях. | 2 | 2 |
Тема 1.23. | 23. Механические волны и их виды. Звуковые волны. Ультразвуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике. | 2 | 2 |
Тема 1.24. | 24. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Формула Томсона. Вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. | 2 | 2 |
Тема 1.25. | 25. Электрический резонанс. Переменный ток. Электрогенератор. Получение и передача электроэнергии. Проблемы энергосбережения. | 2 | 2 |
Тема 1.26. | 26. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. | 2 | 2 |
Тема 1.27. | 27. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, медицине, при изучении свойств вещества. | 2 | 2 |
Тема 1.28. | 28. Развитие представлений о природе света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. | 2 | 2 |
Тема 1.29. | 29. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света. | 2 | 2 |
Тема 1.30. | 30. Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. | 2 | 2 |
Тема 1.31. | 31. Равновесное тепловое излучение. Квантовая гипотеза Планка. Фотоэлектрический эффект. Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта. Фотон. Давление света. Дуализм свойств света. | 2 | 2 |
Тема 1.32. | 32. Модели строения атома. Опыт Резерфорда. Постулаты Бора. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора. | 2 | 2 |
Тема 1.33. | 33. Поглощение и испускание света атомом. Квантовая энергия. Принцип действия и использование лазера. Оптическая спектроскопия как метод изучения состава вещества. | 2 | 2 |
Тема 1.34. | 34. Состав и строение атомного ядра. Свойства ядерных сил. Энергия связи и дефект массы атомного ядра. | 2 | 2 |
Тема 1.35. | 35. Радиоактивность. Виды радиоактивных превращений. Закон радиоактивного распада. Свойства ионизирующих ядерных излучений. | 2 | 2 |
Тема 1.36. | 36. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. | 2 | 2 |
Тема 1.37. | 37. Контрольная работа по разделу «Физика». | 1 | 2,3 |
Лабораторные работы: 1. Лабораторная работа №1: «Исследование зависимости силы трения от массы тела». 2. Лабораторная работа №2: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках». 3. Лабораторная работа №3: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». 4. Лабораторная работа №4: «Изучение колебаний математического маятника». 5. Лабораторная работа №5: «Изучение интерференции и дифракции света». | 10 | 2, 3 | |
Контрольные работы | 2 | - | |
Самостоятельная работа студентов: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Новая интерпретация теории относительности. Стрела времени. Теория относительности. Теория относительности и гравитация. Элементы специальной теории относительности. Классическая физика: Самоорганизующиеся системы и микромир. История атомистических учений. Тепловое расширение тел в природе и технике. Второй Закон Термодинамики. Тепловой и динамический расчет двигателя внутреннего сгорания. Тепловые двигатели Аккумуляторы. Генераторы переменного тока. Двигатель постоянного тока. Двойное лучепреломление электромагнитных волн. Задача вихретокового контроля. Защита от электромагнитных излучений. Измерение магнитострикции ферромагнетика с помощью тензодатчика. Исследования магнитных полей в веществе. Первичные источники питания. Преобразование энергии океана. Причины и источники появления статического электричества. Профессии жидких кристаллов. Реактивное движение. Межконтинентальная баллистическая ракета. Сверхпроводимость. Тепловые, гидравлические и атомные электростанции. Ток . Шаровая молния. Экспериментальные исследования диэлектрических свойств материалов. Экспериментальные исследования электромагнитной индукции. Электромагнитная теория света. Электроразрядные СО2-лазеры. Электростанции. Электрохимические преобразователи энергии. Виды спектров. Геометрическая оптика. Морфологический анализ цветных (спектрозональных) изображений. Проблемы хорошего зрения. Оптика. Оптические явления в природе. Спектры, спектральный анализ. Физики и световая чувствительность глаза. Развитие представление о природе света. Оптические приборы. Глаз как оптическая структура. Схемы изображений луча проходящего через различные линзы. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера. Радиоактивность. Элементарные частицы. Ядерная энергетика. Радиоактивность. Элементарные частицы. Ядерная энергетика. | 41 | 2, 3 | |
Раздел 2. | Химия. | 72 | |
Тема 2.1. | 38. Химическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира. Роль химии в жизни современного общества. | 2 | 2 |
Тема 2.2. | 39. Основные понятия и законы химии | 2 | 2 |
Тема 2.3. | 40. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | 2 | 2,3 |
Тема 2.4. | 41. Строение вещества | 2 | 2 |
Тема 2.5. | 42. Вода. Растворы | 2 | 2 |
Тема 2.6. | 43. Химические реакции | 2 | 2 |
Тема 2.7. | 44. Классификация неорганических соединений и их свойства. | 2 | 2 |
Тема 2.8. | 45. Металлы и неметаллы. | 2 | 2 |
Тема 2.9. | 46. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. Контрольная работа за II семестр. | 2 | 2 |
III семестр | |||
Тема 2.10. | 47. Углеводороды. | 2 | 2 |
Тема 2.11. | 48. Кислородсодержащие органические вещества. | 2 | 2 |
Тема 2.13. | 49. Азотсодержащие органические соединения. | 2 | 2 |
Тема 2.14. | 50. Пластмассы и волокна. | 2 | 2 |
Тема 2.15. | 51. Химия и организм человека. | 2 | 2 |
Тема 2.16. | 52. Химия в быту. Контрольная работа по разделу «Химия». | 2 | 2 |
Лабораторные работы: 1. Практическая работа №1: «Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов)». 2. Практическая работа №2: «Реакции обмена в водных растворах электролитов». 3. Практическая работа №3: «Определение рН раствора солей». 4. Практическая работа №4: «Вытеснение хлором брома и йода из растворов их солей». 5. Практическая работа №5: «Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей». 6. Практическая работа №6: «Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO)». 7. Практическая работа №7: «Обратимая и необратимая денатурация белков». 8. Практическая работа №8: «Ознакомление с синтетическими и искусственными полимерами». 9. Практическая работа №9: «Определение различных видов химических волокон». | 18 | 2, 3 | |
Контрольные работы | 1 | 2,3 | |
Самостоятельная работа студентов: выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии. Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова. Витализм и его крах. Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии. Экологические аспекты использования углеводородного сырья. Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья. История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации. Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия. Углеводородное топливо, его виды и назначение. Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы. Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе. Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества. Метанол: хемофилия и хемофобия. Этанол: величайшее благо и страшное зло. Алкоголизм и его профилактика. Жиры как продукт питания и химическое сырье. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения. Мыла: прошлое, настоящее, будущее. Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки. Синтетические волокна на аминокислотной основе. Белковая основа иммунитета. СПИД и его профилактика. Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы. Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации. Современные методы обеззараживания воды. Аллотропия металлов. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…». Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды. Растворы вокруг нас. Вода как реагент и как среда для химического процесса. История отечественной черной металлургии. История отечественной цветной металлургии. Современное металлургическое производство. Специальности, связанные с обработкой металлов. Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе. Химия металлов в моей профессиональной деятельности. Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия. История получения и производства алюминия. Электролитическое получение и рафинирование меди. Роль металлов в истории человеческой цивилизации. | 24 | 2, 3 | |
Раздел 3. | Биология. | 73 | |
Тема 3.1. | 53. Биология — совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии | 2 | 2 |
Тема 3.2. | 54. История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурно-функциональная (элементарная) единица жизни. Строение клетки. | 2 | 2 |
Тема 3.3. | 55. Материальное единство окружающего мира и химический состав живых организмов. Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки. | 2 | 2 |
Тема 3.4. | 56. Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Контрольная работа за III семестр. | 2 | 2,3 |
IV семестр | |||
Тема 3.5. | 57. Организм — единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем. | 2 | 2 |
Тема 3.6. | 58. Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии. Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения. | 2 | 2 |
Тема 3.7. | 59. Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека. Предмет, задачи и методы селекции. | 2 | 2 |
Тема 3.8. | 60. Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. | 2 | 2 |
Тема 3.9. | 61. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. | 2 | 2 |
Тема 3.10. | 62. Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | 2 | 2 |
Тема 3.11. | 63. Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере. | 2 | 2 |
Тема 3.12. | 64. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Контрольная работа по разделу «Биология». | 2 | 2 |
Тема 3.13. | 65. Защита индивидуальных проектов/ Подготовка к итоговой контрольной работе. | 2 | 2, 3 |
Тема 3.14. | 66. Итоговая контрольная работа. | 2 | 2, 3 |
Лабораторные работы: 1. Практическая работа №10: «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание». 2. Практическая работа №11: «Сравнение строения клеток растений и животных». 3. Практическая работа №12: «Решение элементарных генетических задач». 4. Практическая работа №13 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». 5. Практическая работа №14: «Описание особей вида по морфологическому критерию». 6. Практическая работа №15: «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни». 7. Практическая работа №16: «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека». 8. Практическая работа №17: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». 9. Практическая работа №18: «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». 10. Практическая работа №19: «Решение экологических задач». 11. Практическая работа №20: «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения». | 22 | 2, 3 | |
Контрольные работы | 3 | 2,3 | |
Самостоятельная работа обучающихся (студентов): выполнение домашних заданий по разделу 3. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Доклад, реферат «Химическая организация клетки»; заполнить таблицу «Витамины». Доклад на тему «Биосинтез белка». Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние. Проект «Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке». Реферат на выбор по темам: Биологическое значение митоза и мейоза. Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование. Половое размножение и его биологическое значение. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. Закономерности фенотипической и генетической изменчивости. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение. Драматические страницы в истории развития генетики. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. Подготовить презентацию «Эволюционные факторы». Реферат на выбор по темам: «История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина», «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии», «Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии», «Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина», «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции». Заполнить таблицы «Развитие жизни на Земле»; «Человеческие расы». Подготовить презентации и рефераты по темам: «Экологические факторы», «Состав и функции биосферы», «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества». Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. Решение экологических задач: Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах. Сукцессии и их формы. Проект, «Вторичные сукцессии в Мурманской области». Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах. Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере. | 24 | 2, 3 | |
Всего: | 270 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
[1] Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по учебной дисциплине "Право" для обучающихся по профессиям социально-экономического профиля в начальном профессиональном образовании
Для общеобразовательных дисциплин...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ для профессий ППКРС технического профиля
Рабочая программа разработана в соответствии с "Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДб.07 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ общеобразовательная подготовка (социально-экономический профиль) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта. По программам подготовки специалистов среднего звена по специально...
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины «Экономика» для специальностей социально-экономического профиля первого курса
I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 1. Общие данныеКонтрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программ...
КОС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» для профессий социально-экономического профиля
Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Естествознание»....
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента по дисциплине Право для специальностей социально-экономического профиля
Данная методическая разработка предназначена, для организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Право» по специальностям социально-экономического профиля,...
Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине разработан для оценки зачета дисциплины общего гуманитарного и социально - экономического цикла ОГСЭ. 06 «Социально-экономическая география зарубежных стран мира» для социально-экономического профиля пр
Комплект контрольно-оценочных средств содержит материалы для проверки уровня сформированности у обучающихся знаний и умений по освоению компетенций, формируемых при изучении дисциплины общего гуманита...