Рабочая программа коррекционых групп для техникума
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Шатурский энергетический техникум»
(ГБПОУ МО «ШЭТ»)
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР
__________ Н.В. Судакова
«____» ______ 2020 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физическая культура
профессиональной подготовки по профессии 19601 «Швея»
для лиц с ограниченными возможностями здоровья
(выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида)
Шатура
2020
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта от 2 августа 2013 г. N 767.
Программа является адаптированной и предназначена для профессиональной подготовки рабочих по профессии 19601 Швея из числа выпускников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (для детей с умственной отсталостью)
Организация-разработчик: ГБПОУ МО «ШЭТ»
Разработчики:
Ладыгина Ирина Андреевна – преподаватель физического воспитания
Одобрено
Цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин
Протокол № от 20 г.
Председатель ЦК: __________ С.П. Еремина
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа учебного предмета «Физическая культура» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программе профессионального обучения (далее ППО), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №767 от 02.08.2013 г. по профессии: 19601 «ШВЕЯ», методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ, утвержденных директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Науки России от 20.04.2015г. № 06-830, рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ профессионального обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ и нарушениями интеллекта.
Для реализации программы и физической реабилитации необходим индивидуальный подход к обучающимся. При выполнении тестирования физической подготовленности также необходим индивидуальный подход к каждому из обучающихся, для этого используются альтернативные упражнения.
Программа разработана в соответствии с
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р; -Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные
образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. №
291;
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 нюня 2013 г. № 464;
-Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 т. № 968;
-Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36.
-Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по соответствующей профессии/специальности;
-Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования утвержденных директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДНО Науки России от 20 апреля 2015г.№06-830
-Письмом Минобрнауки РФ от 03.18.2014 г. № 06-281 «Требования к организации
образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса».
- Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся по очной форме обучения утвержденного директором техникума от 29.06.2015г
- Приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 N 968 "Об утверждении Порядка проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2013 N 30306)
-Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса утвержденных директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки приказ от 16 ноября 2013г №06-2412вн.
-Рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ профессионального обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ с нарушениями интеллекта.
Содержание | |
1.Паспорт рабочей программы дисциплины | 6 |
1.1.Область применения программы | 6 |
1.2. Место дисциплины в структуре адаптированной образовательной программы | 6 |
1.3. Объекты профессиональной деятельности выпускников при изучении дисциплины | 6 |
1.4. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины | 7 |
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины | 7 |
2.Структура и содержание дисциплины | 8 |
2.1.Объем дисциплины и виды учебных занятий | 8 |
2.2.Тематический план и содержание дисциплины | 9 |
3.Специальные условия реализации рабочей программы дисциплины | 21 |
3.1.Образовательные технологии | 21 |
3.2.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению | 21 |
3.3.Информационное обеспечение обучения | 23 |
4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины | 26 |
- Паспорт рабочей программы дисциплины Физическая культура
1.1. Область применения программы
Примерная адаптированная программа учебной дисциплины (далее примерная программа) является частью адаптированной образовательной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта от 2 августа 2013 г. № 767 по профессии “Швея”, учетом методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ, утвержденных директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ 20.04.2015 г.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Физическая культура» входит в общеобразовательный учебный
цикл программы ППКРС.
1.3. Объекты профессиональной деятельности выпускников при изучении дисциплины
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
-текстильные материалы и изделия;
-детали швейных изделий;
-автоматизированные настилочные и раскройные комплексы;
-электронно-вычислительные машины (ЭВМ) для расчета кусков материалов;
-швейное оборудование универсальное, специальное, автоматического и
полуавтоматического действия;
-мужские и женские изделия платьево-костюмного, пальтового ассортимента, мужская и
женская поясная одежда, изделия бельевой группы.
1.4. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины
Примерная адаптированная программа учебной дисциплины «Физическая культура» ориентирована на достижение целей:
-укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышению
сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды;
-обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых умений и
навыков;
-развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
-формирование необходимых знаний в области физической культуры личности;
-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями,
сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;
- воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности,
ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности.
- результате освоения учебной программы обучающийся должен уметь:
У1-использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
З1- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни.
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины
Обязательная учебная нагрузка - 130 часов
2. Структура и примерное содержание дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебных занятий
Вид учебной работы | Объем часов | ||
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 130 | ||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 130 | ||
в том числе: | |||
теоретические занятия | |||
практические занятия | 130 | ||
В то числе: | |||
Промежуточная аттестация в форме зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание дисциплины «Физическая культура»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные, практические, контрольные работы | Объём часов | Уровень усвоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 курс | ||||||
1 семестр | ||||||
Раздел 1 | Научно-методические основы формирования физической культуры личности | 34 | ||||
Тема 1. Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления культуры | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |||
1 | Физическая культура личности, физическое воспитание. Физическая культура в системе среднего профессионального образования. | |||||
Тема 1.2. Организация и методика проведения корригирующей гимнастики при нарушениях осанки | Содержание учебного материала |
| ||||
1 | Выполнение комплекса ОРУ. Упражнения для коррекции осанки. | 2 | 2 | |||
2 | Адаптация к физической нагрузке. Упражнения дыхательные, на внимание. | 2 | 2 | |||
3 | Подготовка и проведение упражнений, направленных на укрепление здоровья. | 2 | 2 | |||
4 | Основные приемы массажа и самомассажа. | 2 | 2 | |||
5 | Упражнения для профилактики плоскостопия и др. заболеваний | 2 | 2 | |||
6 | Выполнение комплексов упражнений ЛФК. | 2 | 2 | |||
Тема 1.3. Методика составления и проведения занятий физическими упражнениями гигиенической направленности | Содержание учебного материала | |||||
1 | Оздоровительные ходьба и бег. Беговые упражнения. | 2 | 2 | |||
2 | Развитие общей выносливости. | 2 | 2 | |||
3 | Индивидуальная оздоровительная программа с учетом профессиональной направленности | 2 | 2 | |||
4 | Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении. | 2 | 2 | |||
5 | Вводная гимнастика физкультминутки и физкультпаузы | 2 | 2 | |||
6 | Формирование двигательной компенсации. Упражнения на релаксацию | 2 | 2 | |||
Тема 1.4. Основы ЛФК | Содержание учебного материала | |||||
1 | Значение ЛФК для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. | 2 | 2 | |||
2 | Подбор средств и методов физической культуры для самостоятельных занятий. | 2 | 2 | |||
3 | Выполнение индивидуальных комплексов упражнений ЛФК. | 2 | 2 | |||
Тема 1.5. Дыхательная гимнастика | Содержание учебного материала | |||||
1 | Дыхательные упражнения и дыхательная гимнастика. | 2 | 2 | |||
2 семестр | ||||||
Раздел 2 | Учебно-практические основы формирования физической культуры личности | 46 | ||||
Тема 2.1. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями | Содержание учебного материала | |||||
1 | Основные принципы построения самостоятельных занятий. | 2 | 2 | |||
Тема 2.2. Оздоровительная лыжная подготовка. | Содержание учебного материала | |||||
1 | Техника безопасности при занятиях на лыжах. Основы лыжных ходов. | 2 | 2 | |||
2 | Повороты на месте, торможения. Прохождение учебной дистанции. | 2 | 2 | |||
3 | Лыжные ходы. Прохождение учебного круга. | 2 | 2 | |||
4 | Лыжные ходы. Прохождение учебного круга. | 2 | 2 | |||
5 | Лыжные ходы. Прохождение учебного круга. | 2 | 2 | |||
6 | Сочетание техники бега различными ходами. | 2 | 2 | |||
Тема 2.3. Адаптированные спортивные и подвижные игры | 1 | Адаптивные и подвижные игры на скорость. | 2 | 2 | ||
2 | Адаптивные и подвижные игры на меткость. | 2 | 2,3 | |||
3 | Эстафеты. | 2 | 2 | |||
4 | Бадминтон. Короткая, плоская и высокая подачи. | 2 | 2 | |||
5 | Бадминтон. Прием подач. | 2 | 2 | |||
6 | Бадминтон. Удары справа, слева, нижние, плоские и верхние. | 2 | 2 | |||
7 | Бадминтон. Техника ударов в защите. | 2 | 2 | |||
8 | Бадминтон. Парные игры. Правила игры. | 2 | 2 | |||
9 | Бадминтон. Учебная игра. | 2 | 2 | |||
10 | Настольный теннис. Положения игрока при выполнении игровых приемов. | 2 | 2 | |||
11 | Настольный теннис. Подача мяча. | 2 | 2 | |||
12 | Настольный теннис. Прием подач | 2 | 2 | |||
13 | Настольный теннис. Технические приемы нижним вращением | 2 | 2 | |||
14 | Настольный теннис. Технические приемы без вращения мяча | 2 | 2 | |||
15 | Настольный теннис. Учебная игра | 2 | 2 | |||
16 | Настольный теннис. Учебная игра | 2 | 2,3 | |||
2 курс | ||||||
3 семестр | ||||||
Раздел 3 | Формирование навыков здорового образа жизни, самостоятельных занятий и самоконтроля | 26 | ||||
Тема 3.1. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки | Содержание учебного материала | |||||
1 | Функциональные пробы, самоконтроль. | 2 | 2 | |||
2 | Средства и методы самоконтроля. Дневник самоконтроля. | 2 | 2 | |||
Тема 3.2 Легкая атлетика с использованием адаптивной физической культуры | 1 | Техника безопасности. Навыки бега на короткие дистанции. | 2 | 2 | ||
2 | Навыки бега на средние дистанции | 2 | 2 | |||
3 | Навыки прыжков в длину | 2 | 2 | |||
4 | Навыки метания теннисного мяча | 2 | 2 | |||
5 | Навыки челночного бега. | 2 | 2 | |||
6 | Способы и методы самоконтроля при занятиях лёгкой атлетикой. | 2 | 2 | |||
Тема 3.3. Профилактическая гимнастика, оздоровительная гимнастика (адаптивные виды) | 1 | Общеразвивающие упражнения. Адаптация к нагрузке. | 2 | 2 | ||
2 | Индивидуальные специальные упражнения по назначению. | 2 | 2 | |||
3 | Упражнения с набивными мячами. | 2 | 2 | |||
Тема 3.4. Стретчинг | 1 | Основные упражнения стретчинга. | 2 | 2 | ||
2 | Составленного комплекса упражнений стречинг гимнастики. | 2 | 2 | |||
Раздел 4 | Профессионально прикладная физическая подготовка | 24 | ||||
Тема 4.1. Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний. | Содержание учебного материала | |||||
1 | Гимнастические упражнения с элементами игры. | 2 | 2 | |||
2 | Гимнастические упражнения с элементами игры. | 2 | 2 | |||
3 | Упражнения на коррекцию осанки | 2 | 2 | |||
4 | Упражнения на коррекцию осанки | 2 | 2 | |||
4 семестр | ||||||
Тема 4.2. Средства и методы направленного формирования профессионально значимых двигательных навыков | 1 | Комплекс упражнений для укрепления здоровья и повышения работоспособности. | 2 | 2 | ||
2 | Виды спорта для профессионально-прикладной физической подготовки. | 2 | 2 | |||
3 | Двигательно-координационные способности и основы их воспитания. | 2 | 2 | |||
Тема 4.3. Определение физической подготовленности и развития в избранной сфере профессионального труда | 1 | Функциональная и ортостатическая проба. | 2 | 2 | ||
2 | Комплекс упражнений на чередование с напряжением и расслаблением мышц. | 2 | 2 | |||
Тема 4.4. Средства, методы и методика формирования устойчивости к профессиональным заболеваниям, борьба с нерациональной мышечной напряженностью. борьба с тонической напряженностью | 1 | Упражнения у гимнастической стенки. | 2 | 2 | ||
2 | Упражнения для снятия утомления. | 2 | 2 | |||
3 | Дифференцированный зачет. | 2 | 2,3 | |||
ИТОГО: | 130 | |||||
3.Специальные условия реализации рабочей программы дисциплины
3.1Образовательные технологии
- учебном процессе, помимо лекций, широко используются активные формы проведения занятий, игровой метод, обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа), здоровье сберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии. В сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой это способствует формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся.
3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. В соответствии с требованиями ФГОС по профессиям СПО в перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений образовательного учреждения включены следующие помещения, которые должны отвечать действующим санитарным и противопожарным нормам:
Спортивный комплекс:
1.Спортивный зал;
2.Открытая спортивная площадка;
Инвентарь и оборудование:
3.Баскетбольные щиты с кольцами на стенах -2шт.
4.Гимнастические стенки-4шт.
5.Гимнастические скамейки -2 шт.
6.Перекладины -2шт.
7.Ворота с сетками мини-футбольные и футбольная.
8.Стол теннисный - 1шт.
9.Мячи: волейбольные -3шт., баскетбольные-3шт., футбольные-3шт.,теннисные -3шт.
10.Волейбольная сетка -1 шт.
11.Секундомер-1шт.
12.Скакалки гимнастические-2шт.
13.Бадминтон-2 комплекта
14.Мячи набивные – 2шт.
15.Ракетки для н/тенниса - 2 комплекта
16.Обручи металлические 5 шт.
17.Лыжи пластиковые с ботинками-8 пар.
Залы:
библиотека, читальный зал, актовый зал.
Все помещения, объекты физической культуры и спорта и места для занятий физической подготовкой, на которых реализуется учебная дисциплина «Физическая культура», оснащены соответствующим оборудованием и инвентарем в зависимости от изучаемых разделов программы и видов спорта.
Программа направлена на создание комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, оказание им помощи в освоении основной образовательной программы.
Созданы специальные условия обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Основная литература:
1 Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред. проф. образо-вания. — М., 2018.
- Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиеевич, Г.И. Погодаев. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – 13-е издание исправленное. – М. издательский центр «Академия», 2017.
- Ткаченко, Владимир Сергеевич. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов : учеб.пособие для социальн.спец.вузов / Ткаченко, Владимир Сергеевич. - 2-е изд. - М. : Дашков и К`, 2012. - 381с. + библ.,слов.терминов.
4.Леонтьева О.С. Организационно-методические вопросы физического воспитания в специальной медицинской группе: методическое пособие. - МГЭИ.-2014.- 89с.
Дополнительная литература
6.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ). 7.Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государ-ственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
8.Приказ Министерства образования и наука РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из-менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
9.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.
Интернет-ресурсы
12.www.minstm.gov.ru (Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации).
- www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»).
- www.olympic.ru (Официальный сайт Олимпийского комитета России).
4 КОНТРОЛИ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для оценки достижений обучающихся по изучению данного курса используется текущий контроль знаний. Текущий контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения обучающимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер. Форма контроля для обучающихся устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При оценке умений необходимо использовать индивидуальный подход в связи с возможными отклонениями в состоянии здоровья.
Текущий контроль осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий при этом может учитываться как конкретный результат, так и техника выполнения физических упражнений, направленных на формирование жизненно важных умений и навыков, развитие физических качеств и др., а также уровень теоретических знаний.
Контроль качества обучения проводится в течении всего года и предусматривает контроль качества теоретических знаний путем собеседования, и практических умений по результатам выполнения теста физической подготовленности.
Преподаватель должен учитывать также результаты тестов на владение профессионально значимыми умениями и навыками; соблюдение норм здорового образа жизни; освоения комплекса упражнений гигиенической утренней гимнастики и комплекса физических упражнений профессиональной направленности;
Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Полный комплект заданий и иных материалов для проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине приводится в фонде
оценочных средств.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
На основании данных о состоянии здоровья обучающиеся распределяются для занятий физической культурой на медицинские группы: основную, подготовительную,
специальную.
Обучающиеся, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам, занимаются физической культурой вместе. Для юношей и девушек, отнесенных к подготовительной группе, исключается выполнение учебных нормативов в противопоказанных им видах физических упражнений.
Для обучающихся отнесенных к специальной медицинской группе, занятия проводят по специальным учебным программам. Структура программы предполагает освоения в первый год обучения раздела Физическая культура и формирование жизненно важных умений и навыков, который обязателен для изучения и в котором предусматривается изучение тем:
- Физическое состояние человека и контроль за его уровнем;
- Основы физической подготовки;
- Эффективные и экономичные способы овладения жизненно важными умениями и навыками.
- Способы формирования профессионально значимых физических качеств, двигательных умений и навыков.
Необходимый теоретический материал излагается также на каждом занятии в форме бесед и рекомендаций.
Методико-практические занятия предусматривают освоение и творческое воспроизведение обучающимися основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта. Деятельность обучающихся на этих занятиях направлена на овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов. В качестве форм методико-практической подготовки могут использоваться ролевые игры, тренинг, тематические задания для самостоятельного выполнения. Учебно-тренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических
знаний и методических умений, применении разнообразных средств физической
культуры и спорта для совершенствования спортивной и профессионально-прикладной
физической подготовки обучающихся для приобретения индивидуального и
коллективного практического опыта физкультурно-спортивной и волонтерской
деятельности. Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине
«Физическая культура», является выработка у обучающихся осознания важности,
необходимости и полезности знаний и умений дисциплины для дальнейшей жизни и
работы по избранной специальности (профессии). Методическая модель преподавания дисциплины основана на применении активных методов обучения.
Принципами организации учебного процесса являются:
- объединение нескольких методов в единый преподавательский модуль в целях повышения эффективности процесса обучения;
-активное участие обучающихся в учебном процессе;
- приведение примеров применения изучаемого теоретического материала к реальным практическим ситуациям.
- целью более эффективного усвоения обучающимися материала данной дисциплины рекомендуется при проведении практических занятий использовать наглядные пособия и технические средства обучения.
При изложении учебного материала в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с нарушением интеллекта с учетом их медицинских показаний, психофизического развития и индивидуальных возможностей планируется использовать
следующие методы:
Словесные
– рассказ,
-объяснение,
-беседа,
- работа с учебником и книгой.
Наглядные
-наблюдение,
-демонстрация. -
Практические
– физические упражнения.
Методы изложения новых знаний.
Контрольное тестирование включает в себя проверку овладения жизненно важными умениями и навыками и уровня развития физических качеств. Критерием оценки успешности освоения учебного материала выступает экспертная оценка преподавателя и оценка результатов соответствующих тестов, результаты которых рассматриваются с учетом динамики контролируемых показателей. Примерные контрольные нормативы по проверке овладения жизненно важными умениями и навыками.
Тесты для определения уровня функциональных систем организма
- Ортостатическая проба
Измерить ЧССп в положении лёжа, затем встать и сразу же измерить ЧССп. Высчитать разницу по формуле:ЧССп стоя – ЧССп лёжа.
Оценка ортостатической пробы | ||
Результат | Оценка | |
Менее 5 | Отлично – «5» | |
5 – 8 | Хорошо –«4» | |
9–12 | Удовлетворительно –«3» | |
Более 12 | Неудовлетворительно |
- Измерение ЧСС после нагрузки (ЧССн)
Измерить ЧСС в покое (ЧССп). Выполнить 30 приседаний в быстром темпе (можно с опорой), и снова измерить ЧСС.
Оценка теста 1 | ||
Оценка | ЧСС (уд/мин) | |
Отлично – «5» | 100-115 | |
Хорошо – «4» | 115-130 | |
Удовлетворительно – «3» | 130 и более |
- Определение коэффициента восстановления
Измерить частоту сердечных сокращений в покое (ЧССп). ЧССп измеряется в положении сидя после 3-5 минутного отдыха. Выполнить 30 приседаний в быстром темпе (можно с опорой), и измерить ЧССн. Отдохнуть 1 минуту и снова измерить пульс (ЧСС1). Коэффициент восстановления определить по формуле:
R = 0,1 (ЧССп + ЧССн + ЧСС1 - 200). Теперь необходимо найденное число R сравнить со шкалой:
- меньше нуля – прекрасная приспособляемость организма к нагрузке;
∙ от 0 до 3 – высокая приспособляемость к нагрузке «5»;
- 3-6 – хорошая «4»;
- 7-10 – посредственная «3»;
- 11-15 – слабая;
- более 16 – очень плохая приспособляемость к нагрузке.
4. Проба Серкина
Проба Серкина состоит из трёх фаз.
I фаза – определяется во время задержки дыхания на вдохе в положении сидя (проба Штанге).
II фаза – после 20 приседаний за 30 с выполняется задержка дыхания на вдохе.
III фаза – после 1 минутного отдыха стоя повторяется задержка дыхания на вдохе.
Оценочные нормативы пробы Серкина
Группа тестируемых | Фазы пробы Серкина | ||||
I | II | III | |||
Здоровые, тренированные – «5» | 60 и более | 30 и более | 60 и более | |
Здоровые, нетренированные – «4» | 40–55 | 15–25 | 35–55 | |
Лицасоскрытой | недостаточностью | 20–35 | 12 и менее | 24 и менее |
кровообращения – «3» | ||||
- Проба Ромберга
Пяточно-носочная (для студентов занимающихся в подгруппе А1) - и.п. – стойка, ноги врозь, носок левой касается пятки правой, руки в стороны, ладони вниз пальцы врозь, глаза закрыты. Оценивается время удержания равновесия в данном положении.
«Аист»(для занимающихся подгруппы А1) - и.п. – стойка на опорной ноге, другая согнута
- колене, стопа на голени опорной ноги, руки в стороны, ладони вниз пальцы врозь, глаза закрыты. Оценивается время удержания равновесия в данном положении.
Оценка пробы Ромберга | ||
Результат | Оценка | |
20 сек и более | Отлично – «5» | |
15 – 20 сек | Хорошо – «4» | |
12 – 15 сек | Удовлетворительно – «3» |
Тесты по общей физической подготовленности для основной группы
№ | Тесты Оценка | 5 | 4 | 3 | ||||||||
1 | Бег на 100 м | М | 15.0 | и | 15.5 | 16.0 | ||||||
(сек.) | меньше | |||||||||||
Ж | 17.5 | и | 18.0 | 18.5 | ||||||||
меньше | ||||||||||||
2 | Поднимание | М | 45 | и больше | 40 | 30 | ||||||
и | опускание | |||||||||||
туловища | в | |||||||||||
положении | ||||||||||||
Ж | 35 | и больше | 30 | 20 | ||||||||
лежа | (кол-во | |||||||||||
раз) | ||||||||||||
3 | Подтягивание | М | 10 | и более | 8 | 6 | ||||||
(кол-во раз) | ||||||||||||
Отжимание | Ж | 10 | и более | 8 | 6 | |||||||
от | скамейки | |||||||||||
(кол-во раз) | ||||||||||||
4 | 2000 | м | бег | М | 10,40 | и | 11.00 | 11.50 | ||||
(мин, сек.) | меньше | |||||||||||
1000 | м | бег | Ж | 4,30 | и | 5,00 | 5,50 | |||||
(мин, сек.) | меньше | |||||||||||
5 | Приседания 1 | М | 45 | и более | 40 | 30 | ||||||
мин. (кол-во | Ж | 40 и более | 35 | 25 | |||
раз) | |||||||
6 | Прыжок | в | М | 210 | и | 200 | 180 |
длину с места | больше | ||||||
(см) | Ж | 180 | и | 170 | 150 | ||
больше | |||||||
7. | Челночный | М | 7.1и< | 7.6 | 8.3 | ||
бег | Ж | 8,3и> | 8,8 | 9.7 |
Тесты по общей физической подготовленности для обучающихся с нарушением ОДА
п/п | Девушки | Юноши | ||||||||
Название упражнения | Оценка в баллах | |||||||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | |||||
Сгибание-разгибание рук в | ||||||||||
1 | упоре лежа с опорой на колени | |||||||||
15 | 12 | 8 | ||||||||
2 | Сгибание-разгибание рук в упоре | - | - | - | 20 | 15 | 10 | |||
лежа | ||||||||||
Поднимание и опускание | ||||||||||
3 | туловища из положения лежа на | 25 | 20 | 15 | 35 | 30 | 25 | |||
спине, руки за головой | ||||||||||
4 | Динамометрия | 35-50% от массы тела | 55-80% от массы тела | |||||||
5 | Гибкость | «+5» до «+10» | «0» до «+5» | «-1» до «-5» | «+5» до «+10» | «0» до «+5» | «-1» до «-5» | |||
От | От | От | От | От | От |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи с фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся ( ФФНР)
Важность данного курса в системе обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедев...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ «Психокоррекция»
Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федеральн...
Рабочая программа коррекционной работы по логопедии для обучающейся с ЗПР «Профилактика и коррекция нарушений письменной и устной речи»
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для обучающегося определяется с учетом его особ...
Рабочая программа коррекционной работы по логопедии для обучающейся с ЗПР (вариант 7.1.) «Профилактика и коррекция нарушений письменной и устной речи»
Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающейся....
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда: «Коррекция лексико-грамматического строя речи» 5 класс
Пояснительная запискаРабочая программа «Коррекция лексико-грамматичекого строя речи» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:Федеральным Законом &laq...
Рабочая программа коррекционно – развивающего курса «Развитие творческого потенциала через трудовую деятельность» 10-11 классы
Рабочая программа коррекционно – развивающего курса «Развитие творческого потенциала через трудовую деятельность» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразов...
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация"
РП Коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" разработан и написан мной для обучающихся с ОВЗ....