Статья "Конфликты в командной работе"
статья
Статья Конфликты в командной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_konflikty_v_komandnoy_rabote.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конфликты в командной работе
«Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба.»
Д. Карнеги
Учитывая разность типов личности каждого, работа в командах (группах) при обсуждениях, отстаивании своей точки зрения, работе в режиме многозадачности, практически исключает работу без конфликтов и внутриличностных в том числе. Дальше в методических рекомендациях мы затронули данную тему для информирования как теоретического, так и подготовке к анализу и самоанализу на практике.[1]
Групповые конфликты представляют собой не что иное, как противоборство. Такое противоборство возникает на основе столкновения противоположно направленных групповых мотивов. Исходя из сказанного, можно выделить два основных типа групповых конфликтов: конфликт «личность - группа» и конфликт «группа -группа».
Конфликт «личность - группа». Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами.
Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой - группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым - в групповых.
Вторая особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «групповые нормы».
Позиция - официальное, определяемое должностью положение личности в группе.
Статус - реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким.
Внутренняя установка - субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.
Роль - нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.
Групповые нормы - общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.
Причины возникающих между личностью и группой конфликтов всегда связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установке); в) с нарушением групповых норм.
Третья особенность находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т. д.
Любая социальная группа - сложное социальное, социально-психологическое образование. В ней одновременно могут функционировать формальная и неформальная системы отношений. В свою очередь, неформальные отношения в группе включают ценностно-нормативную систему, статусно-ролевую структуру и систему межличностных связей и предпочтений. Такая группа находится в сложной системе взаимоотношений с другими группами. Образно говоря, в социальной группе, как в капле воды, отражается все многообразие общества. Поэтому в ней, в той или иной степени, могут возникать самые разнообразные конфликты. [2]
Практические рекомендации в конфликтной ситуации.
- Отнеситесь к конфликту как к проблеме, которая может быть решена.
- Просчитайте деловую целесообразность и морально-психологические последствия разрешения конфликта для его участников и всего коллектива.
- Проявите инициативу и примите ответственность на себя за происходящее в данной ситуации.
- Сядьте за «стол переговоров» с другим участником конфликта.
- Предоставьте возможность оппоненту «выпустить пар».
- Начните с позитива!
- Постарайтесь переключить оппонента с эмоций на описание конкретных фактов.
- Сосредоточьтесь на проблеме, совместно сформулируйте ее лаконично, может быть, даже письменно.
- Начинайте обсуждение проблемы только в том случае, когда Вы уверены, что Вас уже слышат.
- Обсуждайте проблему с точки зрения потребностей и интересов каждого.
- Быть победителем или побежденным? Это не та цель, ради которой стоит трудиться. Работайте над конфликтом ради обоюдного выигрыша.
- Не «сжигайте мосты»! Этим Вы сохраните главное - отношения.
[1] Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 2003.
[2] Гришина Л.В. Психология конфликта. СПб, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по выполнению практического занятия №6 "Работа в командной строке операционной системы Windows" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы
Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...
Организация командной работы в БУ «Нижневартовский строительный колледж», на примере проведения мероприятия, посвященного 85-летию округа «М. К. Анисимкова: путь, предначертанный судьбой».
В последние годы в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в системе образования произошли существенные изм...
Лабораторная работа "Командная строка cmd.exe"
Для студентов 2 курса СПО по дисциплине "Опкерационные системы"...
Практическая работа по теме "Командная строка в MS Windows"
Изучить основные команды в командной строке.Составить таблицу этих команд в тетради...
Лекция «Организация командной работы» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»
Лекция «Организация командной работы» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических/парикмахерских услуг»...
Проект: "Командная работа педагогов в проведении торжественного концерта,посвященного 20-летнему юбилею ансамбля скрипачей "Виолино".
Коллективная работа преподаватейлей Ноовоаганской школы искусств в проведении торжественного концерта,посвященного 20-летнему юбилею ансамбля скрипачей "Виолино"....
Практическое занятие "Работа с командной строкой"
На практическом занятии изучается файловая система и команды ОС для работы с файлами и каталогами...