Проект: "Командная работа педагогов в проведении торжественного концерта,посвященного 20-летнему юбилею ансамбля скрипачей "Виолино".
проект
Коллективная работа преподаватейлей Ноовоаганской школы искусств в проведении торжественного концерта,посвященного 20-летнему юбилею ансамбля скрипачей "Виолино".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект : «Командная работа педагогов в проведении торжественного концерта, посвященного 20-летнему юбилею ансамбля скрипачей «Виолино » руководитель Смирнова Галина Валентиновна»
выполнила
Смирнова Галина Валентиновна,
Преподаватель
муниципальной автономной организации
дополнительного образования
«Новоаганская детская школа искусств»
Пояснительная записка
Процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии – инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как один из инструментов реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2018 - 2022годы. Вместе с тем научно обоснованно, что повышение эффективности педагогического процесса возможно не только посредством внедрения инновационных технологий, но и через изменение содержания и форм обучения.
Современные школьные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию, а также нетрадиционные пути в творческом взаимодействии с детьми.
Важным в работе каждого педагога является желание сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как привить знания, навыки и умения игры на скрипке сольно и в составе коллектива (ансамбле скрипачей). Цель музыкального воспитания – воспитание гармонично развитого, высоконравственного и духовно богатого человека. Музыка, как никакое другое искусство, способна вызывать яркие, высокой интенсивности эмоции. Занятия музыкой способствуют развитию эмоционально-творческого потенциала у учащихся, усиливает их стремление к прекрасному, поддерживает интерес к творчеству. Коллективное музицирование в ансамбле скрипачей прививает учащимся музыкально-эстетический вкус, развивая музыкальное мышление, гармонично оказывает воздействие на подрастающее поколение, поддерживает его стремление к самовыражению и самореализации, что соответствует современной концепции развития дополнительного образования детей. Проект актуален и адекватен, поскольку помогает эстетическому развитию и воспитанию учащихся, росту профессионализма и результативности, развитию творческих навыков и умений, повышает самооценку учащихся, повышает чувство востребованности и нужности, что соответствует современным целям в системе учреждений дополнительного образования детей.
В декабре 2015г в НДШИ был проведен торжественный концерт, посвященный 20-летнему юбилею ансамбля скрипачей «Виолино», успешному проведению этого концерта способствовала слаженная командная работа преподавателей, родителей, звукорежиссера, костюмеров.
Командная работа имеет множество преимуществ:
- огромное разнообразие сложных вопросов может быть решено путем объединения знаний и ресурсов;
- решение проблем требует большого разнообразия знаний, навыков и опыта; этот подход повышает моральный дух и чувство сопричастности путем участия в принятии решений;
- улучшение возможностей для создания связей между отделами.
- объединяет в единое целое усилия преподавателей, родителей и учащихся.
При правильном управлении и развитии, командная работа быстро и экономно улучшает процессы и результат путем свободного обмена идеями, информацией, знаниями.
Командная работа - это объединение преподавателей оркестрового, фортепианного, теоретического, художественного отделений.
На примере данного проекта: проведение торжественного концерта, посвященного 20-летию ансамбля скрипачей «Виолино», подготовка и реализация которого рассчитана на 4 месяца, предлагаю исследовать технологию организации командной работы педагогов.
Цели проекта:
- установление доброжелательной атмосферы, обеспечивающей всем членам команды условия для успешной творческой деятельности.
- использование в работе надпредметных и метапредметных связей, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.
Задачи проекта:
- анализ психологической атмосферы и личных взаимоотношений в коллективе;
- выявление условий, способов организации педагогической команды, как средства активизации инновационной деятельности образовательного учреждения;
- определение алгоритма работы в команде;
- создание форм взаимодействия между отдельными членами и группами команды.
Ожидаемые результаты:
- профессиональный рост и развитие творческого потенциала членов команды;
- повышение эффективности и качества работы в образовательном процессе;
- создание благоприятного имиджа образовательного учреждения;
- информационное сопровождение реализации проекта в СМИ посёлка и на официальном сайте ДШИ.
Заключительным этапом реализации проекта является разработка технологии общественной экспертизы, подведение итогов и анализ результатов с обязательным фиксированием их для использования в дальнейшей работе.
Основная часть
Движение командной работы активно развивалось в 90-х годах прошлого века и пробрело размах в начале 21 века. Это говорит об эффективности этой системы. На современном этапе сложилось неоднозначное понимание слова «команда». Команда - группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга, где все решения принимаются совместно, которые подлежат обсуждению и требуют согласия. Или команда: «небольшое число людей с взаимодополняющими навыками, которые собраны для совместного решения задач». Но сколько бы мнений не существовало, главное, что объединяет эти определения - это способность согласовано работать на общий результат, т.е. быть в команде.
1 этап. Подготовительный.
Диагностика творческого потенциала.
За время многолетней работы сложилось убеждение, что любой творческий проект невозможно осуществить без команды. Ключевым элементом эффективной работы команды является человек - креативный, творчески мыслящий, ищущий. В этих условиях формируется и развивается творческий потенциал каждого работника команды.
Творческий потенциал педагогов можно определить как способность и решимость к преодолению препятствий, решению поставленных задач. В основном педагоги используют мотивированный подход в работе. В данном случае их творческий потенциал опирается на знания, выбор методов, социальные критерии. В процессе работы такие сотрудники проявляют себя более активно, занимая позицию лидера. Следует избегать «молчаливого» участия, которое предпочитают некоторые из коллег. Это может вызвать у других членов команды нежелание брать на себя инициативу, высказываться первыми. В этом случае нужно помочь коллегам самовыразиться. Создать систему взаимодействия — это, образно говоря, правильно расставить музыкантов и их партии, чтобы сыграть слаженно симфонию. Знания каждого участника команды – это инструментарий, посредством которого создается интеллектуальная продукция, как результат творческого процесса. Творческий потенциал связан с практической деятельностью каждого члена команды и оценивается в зависимости от того, как он влияет на эту деятельность. Работа в команде будет соответствовать интересам и способностям человека (максимально использовать творческий потенциал), если она будет сложной, разнообразной, давать возможность проявить самостоятельность, обучаться и стремиться к личностному и профессиональному росту. Увеличивая объем коллективных знаний и навыков ,появляются такие способности сотрудников как:
- обучаемость, восприимчивость к новым знаниям, жажда получения новых знаний;
- склонность к критическому мышлению;
- умение абстрагироваться, моделировать ситуацию, освоение информационных технологий;
- деловитость, настойчивость в достижении поставленной цели, в решении задач;
- работоспособность, организованность, творческая «жилка».
Главная ответственность в работе команды возложена на руководителя, как самого компетентного по всем вопросам, организатора и координатора всей работы. Кроме лидерских качеств руководитель должен обладать целым рядом умений, а именно: умением руководителя вдохновить и мотивировать не только учащихся, но и сотрудников на совместную работу; координировать команду; уметь создавать благоприятный климат в команде; помогать членам команды советами; разрешать конфликты; докладывать о результатах; представлять команду за ее пределами.
Создание организационной структуры
Организационная структура проекта включает всех его участников и создаётся для успешного управления и достижения целей проекта. Сотрудники разделены на группы по областям специализации. Управляет всеми группами руководитель проекта.
В команду педагогов проекта юбилейного концерта входят 8 человек – заведующая оркестровым отделом – преподаватель по классу скрипки (он же руководитель проекта), директор школы – концертмейстер младшего состава ансамбля скрипачей; заведующая, преподаватель фортепианного отделения - концертмейстер старшего и сводного состава ансамбля скрипачей; преподаватель общеэстетического отдела по теоретическим дисциплинам; преподаватели художественного отдела; звукорежиссер; костюмеры и родители. Тип проекта носит мотивационный, планирующий, рефлексивно-оценочный характер, содержит комплексную направленность и включает в себя творческую, образовательную, информационную деятельность.
У каждого члена команды определенная цель, которая делает всех членов команды взаимно и в равной степени ответственными и подотчетными за достижение результатов. Члены команды определяют основные составляющие реализации проекта:
- выбор разнообразного репертуара, изучение и исполнение музыкальных произведений учащимися, составление программы концерта;
- использование нотной литературы концертмейстером, профессиональное исполнение сопровождения, способствующее более целостному, глубокому, ритмически-организованному, эмоциональному исполнению;
- создание сценария, программы концерта, сбор исторического материала о коллективе за 20 лет, выпускниках, исполняемых произведениях, композиторах, подбор стихов - совместная работа руководителя проекта и преподавателя теоретических дисциплин;
- организация видео-поздравлений от выпускников прошлых лет, подбор фото и видео материала за 20 лет, создание фото и видео клипов выпускников, конкурсных достижений (дипломы), организация фото и видео съёмки торжественного концерта, техническое сопровождение (микрофоны, минусовые фонограммы и т.д.)- совместная работа преподавателя по классу скрипки и звукорежиссера;
- обеспечение необходимым реквизитом, дизайн (преподаватель художественного отдела), выбор материала и пошив концертных костюмов (костюмеры);
- красочное оформление сцены, концертного зала, создание афиши – преподаватели художественного отделения;
- родители принимали участие в создании пригласительных билетов, в организации благоприятных условий учащимся при подготовке и проведении концерта.
Представление идеи педагогическому коллективу.
Для успешного конечного результата прежде всего необходимо донести до коллег основные цели данного проекта: приобщение детей к коллективному музицированию - игре в ансамбле, развитие музыкальных, технических, творческих способностей учащихся, приобретение важных исполнительских навыков, владение собственными эмоциями, концентрации внимания, взаимодействие с партнерами.
Большую ответственность за успех деятельности команды несет руководитель проекта, задачей которого является сформировать позитивное мышление каждого участника, которое будет ориентировано на общий успех.
Так реализуется один из принципов управления: приоритет коллективного над индивидуальным. На данном этапе в основу реализации проекта выходит на первый план главный признак команды – профессионализм, который помогает каждому сотруднику вносить свои предложения и инициативы в работу данного проекта. Следующей задачей руководителя является формирование команд из числа преподавателей отделов с учётом их профессиональной компетентности, а также распределение функций между членами команды. Каждый член команды включен в ее функционально-ролевую структуру, т.к. эффективная работа команды невозможна без распределения командных ролей. Это необходимая часть организационной, постановочной работы, отражающая этапы, ход и проектирование результатов. Данный план представляет собой алгоритм пошаговых действии.
2 этап. Реализация идеи.
Схема распределения функций между членами команды и алгоритм действий.
Таким образом, внутри большой единой команды созданы мини-команды с чётко обозначенными функциями и распределением обязанностей. С помощью основных форм взаимодействия мини-команд осуществляется совместная работа.
Основные формы взаимодействия:
- организация и проведение совместных совещаний, по вопросам подготовки основного мероприятия на всех отделениях;
- обсуждение в группах ситуаций, связанных с организационными вопросами, приглашения выпускников, почетных гостей и родителей;
- организация посещения рабочих репетиций преподавателями, учащимися и родителями;
- организация привлечение завуча к контролю за репетициями;
- проведение репетиций отдельных музыкальных номеров, а также «прогон» всего юбилейного концерта.
Очень важное значение для успешного проведения концерта имеют прогонные и генеральные репетиции, в костюмах, с полным сценарием, световым, музыкальным оформлением, учащиеся должны хорошо знать порядок чередования номеров, уметь перестраиваться для каждого произведения, звукорежиссер следит за совпадением по времени видео- и фото- рядов с живым исполнением произведений, хорошо знает под какое музыкальное произведение что показывается, отвечает за качество звука, за баланс (в некоторых произведениях) с минусовой фонограммой, корректируется хронометраж всего концерта. На генеральные репетиции часто приглашают зрителей. Зрителями в этом плане могут быть сотрудники и учащиеся школы. Торжественный концерт, посвященный 20-летию ансамбля скрипачей «Виолино» – необходимый завершающий этап работы.
3 этап. Представление проекта.
Кульминацией длительного творческого процесса подготовки является сам концерт. Это самый яркий и ответственный момент, на котором слушателям предоставлена совместная работа учащихся и преподавателей. Успешное проведение торжественного концерта покажет насколько качественно и профессионально была организована работа руководителя и команды педагогов. Важным фактором проведения мероприятия является праздничная атмосфера, как на сцене, так и в зрительном зале. Именно сценическая атмосфера создает не только эмоциональную обстановку, которая помогает действовать исполнителям, но от нее зависит и степень восприятия зрителем номера и всего концерта. Для юных артистов очень важна поддержка родителей и друзей, которые создадут доброжелательную обстановку в зрительном зале.
Таким образом, коллективная игра в составе ансамбля скрипачей «Виолино» помогает эстетическому развитию и воспитанию учащихся, росту профессионализма и результативности, развитию творческих навыков и умений, способствует самоутверждению, повышает самооценку, учит коммуникабельности, ощущению себя, как части единого целого, что соответствует современным целям в системе учреждений дополнительного образования детей. Игра в ансамбле скрипачей «Виолино» доставляет учащимся радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Такие концерты позволяют учащимся лучше узнать историю коллектива, познакомиться с бывшими участниками ансамбля воочию или по видео поздравлениям, а в завершении концерта насладиться общением за праздничным чаепитием. Юбилейный концерт - это процесс и результат творческой педагогической и организационной деятельности педагогов в сотрудничестве с детьми и родителями.
4 этап. Анализ результатов.
Заключительной стадии реализации проекта является подведение итогов в работе всей команды педагогов, которые предусматривают:
- понять, достигнуты ли результаты по формированию навыков коммуникации и сотрудничества педагогов и обучающихся.
- изучение результатов деятельности каждого члена команды и коллективное преодоление трудностей, стоящих перед командой.
- изучение мнения родителей и коллег относительно данного мероприятия (по книге отзывов).
- проведение собрания с предложениями идей и реализации их в дальнейшей работе.
- освещение события в средствах массовой информации.
Заключение
Положительные стороны командной работы педагогов.
«Плюс» | Показатель | Содержание |
Профессиональный | Время | Команда профессионалов способна быстро и эффективно решать задачу, на которую обычно уходит значительное время |
Креативность | Команда профессионалов способна генерировать нестандартные решения, создавая "копилку решений" | |
Качество | "Кодекс чести" профессионала не позволит делать работу некачественно | |
Коммуникативный | Стиль | В команде отрабатывается стиль сотрудничества и взаимной поддержки |
Координация | Каждый из членов команды гибко участвует в координации | |
Социальный | Имидж | Наличие команды создает школе выгодный имидж, вызывая у партнеров доверие |
Перспектива | При наличии команды школа имеет преимущества при реализации стратегического плана | |
Духовный | Ценности | Работа в команде формирует созидательную систему ценностей у каждого члена |
Рост | Работа в команде всегда содействует личностному и профессиональному росту членов команды, а значит и повышает эффективность команды в целом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа Михаила Мизина, посвященная 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года
Исследовательская работа учащегося на конкурс "Недаром помнит вся Россия "...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.
Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...
Сценарий урока-концерта из цикла "Жизнь замечательных людей", посвященного 85-летнему юбилею Г.Вишневской (из опыта работы)
Сценарий урока-концерта из цикла "Жизнь замечательных людей", посвященного 85-летнему юбилею Г.Вишневской (из опыта работы), подготовлен и проведён преподавателем ГОУСПО "Балашовское музыкальное учили...
100-летний юбилей.
Празднование 100-летнего юбилея....
Методическая разработка тематического вечера, посвященного 700-летнему юбилею российского рубля
Методическая разработка тематического вечера, посвященного 700-летнему юбилею российского рубля...
Методическая разработка классного часа «Славные страницы истории. (Посвящается 120 - летнему юбилею ОГАПОУ БАМТ)»
В данной разработке предлагается методика проведения классного часа, посвященного истории Борисовского агромеханического техникума. В методической разработке предложен порядок организации внеуроч...
75-летний юбилей Великой Победы (1941-1945) Живая память – «Связь поколений» О традициях празднования Дня Победы в СПБ ЦПС ПСК
В этом году страна отмечает большую дату – 75 лет Великой Победы. Отпраздновать ее достойно, в создавшихся условиях – задача не легкая, но сделать праздник незабываемым очень важно. Необходимо поклони...