Организация командной работы в БУ «Нижневартовский строительный колледж», на примере проведения мероприятия, посвященного 85-летию округа «М. К. Анисимкова: путь, предначертанный судьбой».
учебно-методический материал по теме
В последние годы в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в системе образования произошли существенные изменения, обусловленные развитием рыночных отношений и преобразованием социально-экономической ситуации в стране. Масштабные изменения, происходящие в образовательных организациях в условиях реализации Федеральных образовательных стандартов, требуют от педагогов переосмысления существующих целей, системы ценностей, нравственных ориентиров, внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий, вариативных методов организации образовательной деятельности. С изменением социально-экономических условий в России изменилась и специфика формирования трудовых коллективов. Все более актуальными становятся вопросы эффективного использования «человеческого фактора» в организации производственной деятельности, а значит, и вопросы разработки высоких технологий формирования профессиональных рабочих групп, так называемых педагогических команд, способных осуществлять системные изменения в воспитательном процессе, обладающих навыками стратегического планирования, проектирования, командной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsionnoe_zadanie_abdurahmanova_z.a.docx | 56.06 КБ |
stupeni_tvorchestva_m._k._anisimkovoy.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила:
Абдурахманова Зарема Абдурахмановна,
преподаватель
Бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский строительный колледж»
Пояснительная записка
В последние годы в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в системе образования произошли существенные изменения, обусловленные развитием рыночных отношений и преобразованием социально-экономической ситуации в стране. Масштабные изменения, происходящие в образовательных организациях в условиях реализации Федеральных образовательных стандартов, требуют от педагогов переосмысления существующих целей, системы ценностей, нравственных ориентиров, внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий, вариативных методов организации образовательной деятельности. С изменением социально-экономических условий в России изменилась и специфика формирования трудовых коллективов. Все более актуальными становятся вопросы эффективного использования «человеческого фактора» в организации производственной деятельности, а значит, и вопросы разработки высоких технологий формирования профессиональных рабочих групп, так называемых педагогических команд, способных осуществлять системные изменения в воспитательном процессе, обладающих навыками стратегического планирования, проектирования, командной работы.
Команда, работа в команде, участники команды, командный дух – эти определения получили широкое распространение. Способность работать в команде на современном этапе рассматривается как базовая компетентность человека, поскольку влияет на качество совместной работы и в то же время определяет результаты и успех работы.
Педагогическая команда – что это? Это группа педагогов образовательного учреждения и других субъектов (родители, обучающиеся, субъекты социума, социальные партнеры и т.д.), созданная для решения стратегических и тактических задач учреждения. Чаще всего педагогические команды формируются для решения задач развития образовательного учреждения (включая задачи инновационного характера), отличающихся сильной мотивацией успеха, стремлением к успеху (организующий принцип деятельности команды). Она отличается от остальных групп педагогов тем, что в ней педагоги имеют общую цель, совместно действуют для достижения этой цели и разделяют ответственность за её результаты. В такой команде цели и задачи определяются её участниками, деятельность которых направлены на индивидуальный и на общий результат. В команде существует не только личная, но и взаимная ответственность; в ней заботятся о результатах деятельности каждого члена команды и коллективно преодолевают трудности. Команда создаётся целенаправленно, группа может образоваться стихийно. После выполнения задачи группа распадается, а её члены свободно могут покидать коллектив. Команда продолжает существование на протяжении длительного периода времени. Участники могут иметь свои личные мотивы для нахождения в группе. Члены команды обязательно должны разделять общепринятые цели и ценности. Участники группы собираются стихийно, без учёта психологических особенностей. Члены команды обязательно должны быть совместимыми друг с другом, что учитывается в процессе сбора.
Таким образом, педагогическая команда более продуктивна, профессиональна, мобильна.
Педагогические команды могут быть самые разные. Это и команды педагогов, объединившихся для реализации проектов, и целевые команды по оперативному решению сложной задачи, и команды для оптимизации образовательного процесса, и команды управления. Один из верных путей формирования педагогической команды - это развитие творческой мысли её членов через столкновение разных идей. Идеи будут развиваться и реализовываться, если предоставляется возможность для их свободного выражения.
Глава I
- Понятие и принципы командной работы.
На современном этапе не сложилось единого понимания понятия «команда». В русский язык слово «команда» перекочевало из английского довольно недавно [1]. До этого советские исследователи использовали вместо него слово «коллектив». Сегодня слово «команда» используется очень широко, и определить его границы зачастую бывает очень сложно – можно даже сказать, что на это слово появилась некоторая «мода» в последнее время, может быть, поэтому в деловой среде термин «команда» очень часто используют совершенно не по назначению. Интуитивно каждый человек, конечно, имеет некоторые представления о том, что такое команда. Строя команду без глубокого изучения этого понятия, ее создатель заранее обрекает себя и свою «команду» на провал. Попробуем провести понятийный анализ и выделить самые основные признаки команды. (Таблица 1)
Таблица 1.1. - Различные определения понятия "команда"
Автор / источник | Определение | Основные признаки, выделенные в определении |
Академик (dic.academic.ru) Словарь бизнес - терминов. | Команда – временная или постоянная группа людей, нацеленная на выполнение определенной работы, задания. | 1) Цель |
Современный экономический словарь | Команда – это группа людей, призванная выполнять определенную работу, задание. Обычно команда работает на лидера, который ставит задачу и распределяет работу между ее членами. | 1) Цель 2) Наличие лидера 3) Распределение полномочий |
Ян Р. Катценбах и Дуглас К. Смит | Команда — это небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия | 1) Цель 2) Общее видение целей и методов 3) Взаимодополняющие навыки 4) Отработанные схемы взаимодействия |
М. Армстронг | Команда — это небольшое число людей со взаимодополняющими навыками, людей, которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность. | 1) Цель 2) Взаимодополняющие навыки 3) Взаимная ответственность |
И. Салас, Р. Берд и С. Таненбаум | Команда — это небольшое количество человек (чаще всего 5-7, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе. Члены команды имеют взаимодополняющие навыки, принимают ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли. | 1) Общее видение цели, ценностей и методов 2) Взаимоопределение принадлежности к группе 3) Взаимодополняющие навыки, ответственность 4) Внутригрупповые роли |
Сандстром, ДеМюсе и Фатрелл | Рабочая команда — это взаимозависимая группа людей, которые совместно отвечают перед организацией за конкретные результаты. | 1) Взаимозависимость 2) Взаимная ответственность |
Г. Паркер, Р. Кропп | Команда – это группа людей, характеризующаяся высокой степенью независимости и преследующая определенные цели. Группа определяет конкретную цель и способы ее достижения. | 1) Независимость 2) Цели 3) Общее видение цели и методов |
Дистанционный бизнес- инкубатор – BIKR.RU | Команда – это небольшое число людей с взаимодополняющими навыками, которые преданы общему направлению, целям и рабочему подходу, за который они чувствуют себя взаимно ответственными. Определили процедуру и процесс совместной деятельности для достижения согласованных целей. | 1) Взаимодополняющие Навыки, ответственность 2) Общее видение целей и методов 3) Отработанные механизмы взаимодействия |
Г. Гертер, К. Оттл | Команда – это группа людей, в основе которой лежит демократия и в которой все равны, все решения принимаются совместно, каждое решение подлежит обсуждению и требует согласия. | 1) Независимость 2) Демократия 3) Совместное принятие решений |
Бон Нельсон и Питер Экономика | Команда – это группа людей, которая состоит не менее чем из двух человек, работающих над общей целью. | 1) Цель |
Как видно из таблицы, во всех определениях есть что-то схожее и что-то различное. Каждый автор делает акцент на том признаке, который он считает главным. (Таблица 2)
При сравнении команды и рабочей группы (коллектива) можно увидеть как различия, так и сходства. [9]
Таблица 1.2.
Сходства | |
Команда | Коллектив (группа) |
достижение совместных целей, функционирование в контексте более общей системы, общее видение, целостность, организованность, владение отработанными процедурами взаимодействия, связанность, сплоченность, способность мотивировать. | |
Различия | |
Команда | Коллектив (группа) |
Активное овладение членами команды процедуры взаимодействия | Совместная деятельность сама по себе обеспечивает процесс коллективообразования |
Гибкое распределение и перераспределение ответственности | Жесткое распределение ответственности |
Определенная свобода в процессе реализации и принятия решения | Выполнение совместной деятельности подчиняется строгому порядку |
Согласование целей, задач, представлений | Совпадение, сближение, сходство, подобие целей, задач, представлений |
Личность может себя проявлять себя по-разному | Личность проявляет свои лучшие стороны |
Изучив различные подходы к пониманию понятий педагогический коллектив, рабочая группа, команда, можно внести уточнение в содержание понимания педагогической команды. Самым полным, по нашему мнению, является определение И. Саласа, Р. Берда и С. Таненбаума: педагогическая команда — это небольшое количество человек (чаще всего 5-7, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе; кроме того, члены команды имеют взаимодополняющие навыки, принимают ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли.
Команда занимает промежуточное место между рабочей группой и коллективом. Отличается от группы тем, что команды - это спонтанно или специально организующиеся группы людей, входящие и не входящие в состав педагогического коллектива для осуществления деятельности творческого характера педагогического содержания, как правило, стратегического уровня для инновационного развития учреждения, объединенные общими интересами и едиными целевыми установками. По времени деятельности более длительные, чем рабочие группы, более динамичны, мобильны, профессиональны, продуктивны, организуются административным и не административным путем в отличие от рабочих групп. Кроме того, при сравнении рабочих групп и педагогических команд можно выявить признаки, характеризующие педагогические команды:
- эффективное конструктивное межличностное взаимодействие;
- ярко выраженная личная ответственность;
- профессионализм каждого сотрудника команды, положительное мышление;
- ориентация на общий, а не индивидуальный успех;
- способность согласованно работать на общий результат;
- дух команды;
- дисциплинарное поведение [2].
1.2.Теоретические подходы к формированию команд.
Можно отметить четыре основных подхода к формированию команды: целеполагающий (основанный на целях), межличностный (интерперсональный), ролевой и проблемно-ориентированный.
Целеполагающий подход (основанный на целях) — позволяет членам группы лучше ориентироваться в процессах выбора и реализации групповых целей. Процесс осуществляется с помощью консультанта. Цели могут быть стратегическими по своей природе или могут быть установлены в соответствии со спецификой деятельности, например, как изменение продуктивности или уровня продаж, а также как изменение внутренней среды или каких-либо процессов. [3]
Межличностный подход (интерперсональный) — сфокусирован на улучшении межличностных отношений в группе и основан на том, что межличностная компетентность увеличивает эффективность существования группы как команды. Его цель — увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также увеличение внутрикомандных коммуникаций.
Ролевой подход — проведение дискуссии и переговоров среди членов команды относительно их ролей; предполагается, что роли членов команды частично перекрываются. Командное поведение может быть изменено в результате изменения их исполнения, а также индивидуального восприятия ролей.
Проблемно-ориентированный подход к формированию команды (через решение проблем) предполагает организацию заранее спланированных серий встреч по фасилитации процесса (с участием третьей стороны – консультанта) с группой людей, имеющих общие организационные отношения и цели. Содержание процесса включает в себя последовательное развитие процедур решения командных проблем, и затем достижение главной командной задачи. [4]
Как правило, формирование команд протекает по четырем направлениям: [5]
- диагностика;
- достижение или выполнение задачи;
- командные взаимоотношения;
- командные процессы формирования команды.
Выделяют также следующие стадии:
- вход в рабочую группу (сбор данных);
- диагностика групповых проблем;
- подготовка решений и составление плана действий (активное планирование);
- выполнение плана действий (активный процесс);
- мониторинг и оценивание результатов.
Команды принято различать по нескольким основаниям. Одна из самых распространенных классификаций основана на выделении в качестве индикатора рода деятельности, которой призвана заниматься данная команда. Выделяют следующие типы команд:
1. Команды, которые занимаются подготовкой рекомендаций. К их числу относятся проектные группы, группы по аудиту, качеству или безопасности. Для такого рода команд самыми важными являются две вещи: быстрое и конструктивное начало и разработка итоговой формулировки.
2. Команды, которые занимаются непосредственным изготовлением чего-либо. Деятельность такой группы не имеет временных ограничений.
3. Команды, которые управляют процессом. Для такого рода команд важно, чтобы они правильно идентифицировали поставленные перед ними конкретные цели, которые отличаются от целей организации в целом.
Согласно другой классификации Т.Ю. Базаров выделяет команды в зависимости от несомой функциональной нагрузки:
1. Однофункциональная команда. Члены команды выходят из одной функциональной зоны, которая может быть естественной рабочей единицей. Членство свободное, и команды постоянно обновляются.
2. Многофункциональная команда. Члены команды выходят из разных функциональных зон и встречаются для работы над возможностью по улучшению качества, которые можно встретить на стыке различных направлений в работе. Членство свободное, команды постоянно обновляются.
3. Команда для выполнения задачи. Члены данной команды также выходят из одной или более функциональных зон. Команда формируется для того, чтобы решить специфическую задачу, или группу задач, после которой она расформировывается.
4. Ведущая команда. Ведущая команда действует как комитет управления, разрабатывает планы, обеспечивает связь между командами, работающими под ее руководством. Одна из главных обязанностей ведущей команды - поддержка и контроль команд [6].
1.3. Принципы командообразования
Принципы составляют основу командообразования, задают определенные «правила игры» при организации команд. (Таблица 3)
Таблица 1.3
Принцип работы команды | Содержание принципа |
1.Принцип коллективного исполнения работы | Каждый член команды выполняет ту часть общего задания, которую ему поручила команда, а не задание административного начальства |
2.Принцип коллективной ответственности | Вся команда теряет в доверии, стимулировании, в общественном признании, если задание не выполнено по вине любого из членов команды |
3. Принцип единой для команды формы стимулирования (оплаты) за конечный результат | Оплата и иные формы стимулирования членов команды оговариваются с руководством заранее. Создается «фонд стимулирования (или оплаты)». Распределение фонда происходит только внутри команды, без участия руководства или заказчика |
4.Принцип высокого стимула команды за конечный результат. | Приступая к формированию команды, руководство должно обладать информацией о значимых для кандидатов в члены команды стимулах. На основании этой информации создается «фонд стимулирования». Нередко общественное признание оказывается более ценным стимулом, чем материальная оплата |
5.Принцип автономного самоуправления команды | Управление деятельностью членов команды осуществляется ее руководителем (лидером), а не административным начальством организации |
6.Принцип повышенной исполнительской дисциплины | Каждый член команды «отвечает головой» за конечный общекомандный результат. |
7.Принцип добровольности вхождения в команду | Это ключевой принцип формирования команды. В состав команды может быть включен только тот кандидат, который добровольно изъявил готовность войти в состав команды на основе полного знания и понимания всех условий ее деятельности |
1.4. Виды педагогических команд.
При рассмотрении сущности понятия команда в научной литературе представлены такие понятия как рабочая группа, псевдокоманда, потенциальная, настоящая, высокоэффективная, самоуправляемая, управленческая, проектно-диагностическая команды. Под рабочей группой понимается взаимодействие членов в основном для обмена информацией и опытом. Псевдокоманды - это группы, в которых члены не прилагают никаких усилий для повышения эффективности совместной деятельности. Потенциальные команды - в них члены осознают необходимость общей цели, согласованности совместных действий, направленных на ее достижение, пытаются выработать эффективные приемы и методы сотрудничества. Настоящие команды - члены обладают взаимодополняющими навыками и умениями, имеют общие цели и задачи, действуют при опоре на эффективные методы совместной деятельности. Высокоэффективные команды - это группы, обладающие всеми характеристиками настоящих команд, способствуют индивидуальному развитию ее членов. В литературе выделяют команды самоуправления, под которыми понимают рабочие группы, которым предстоит практически полная автономия в процессе принятия решений, осуществления контроля и ответственности за результаты. (Таблица 4)
Таблица 1.4.
№ | Вид команды | Основные характеристики команд |
1 | Псевдокоманда | Отсутствие совместной деятельности |
2 | Потенциальная команда | Наличие осознания совместной деятельности, но отсутствие этой совместной деятельности |
3 | Настоящая команда | Наличие совместной деятельности, взаимодополняющей членов команды |
4 | Высокоэффективная команда | Обладает всеми признаками командной работы, самые результативные, осознают цели, задачи, способы достижения и результаты |
5 | Самоуправляемая команда | Организация деятельности между членами команды в ходе ее деятельности согласованно, без вмешательства руководителя педагогического коллектива, предоставлена существенная автономия, она несет полную ответственность за поведение членов команды и результаты деятельности |
6 | Управленческая команда | Осознание, что формирование команды признается как прерогатива и важнейшая задача при обеспечении активизации деятельности общеобразовательного учреждения |
7 | Проектно- диагностическая команда | Команда, для которых целями является решение инновационных задач развития образовательного учреждения |
Естественно предположить, что отдельные элементы различных видов команд присутствуют во всех видах и следует понимать условность такого выделения видов, тем не менее, знание этого вопроса позволяет учитывать различные аспекты в процессе командообразования [7].
Чтобы создать эффективную команду необходимо предпринять шаги, определяющие алгоритм создания команды:
1) Отобрать подходящих сотрудников;
2) отрегулировать численность команды;
3) совместно определить цели и задачи;
4) объяснить, какие выгоды получит каждый в результате успешной деятельности команды;
5) договориться о групповых нормах;
6) помочь членам команды лучше узнать друг друга;
7) обучить членов команды;
8) установить систему контроля и поощрять самоконтроль;
9) обеспечить поддержание командного духа;
10) заменять членов команды, которые не захотят или не смогут (даже после обучения) действовать в соответствии со стандартами и согласованными правилами.
Рассмотрим важнейшие этапы этого процесса.
Отбор подходящих сотрудников. Эффективность команды в значительной степени зависит от личных качеств ее членов и взаимоотношений между ними. Каждый член команды должен быть готов направить свои способности и знания на решение командной задачи. Поэтому предварительно необходимо тщательно проанализировать требования к предстоящей работе. Исходя из этого, определяется уровень компетентности, включающий в себя знания, понимание, навыки и личные качества, которыми должны обладать члены команды. Особое внимание следует обратить на способность к совместной работе.
Регулирование численности команды. Наиболее разумно было бы иметь команду как можно меньше по численности, однако настолько большую, чтобы компетентность ее членов соответствовала требованиям поставленной задачи. Проще всего работать в команде, состоящей из двух человек, ввиду простоты общения. В более крупных командах люди стремятся к неупорядоченным коммуникациям, что ведет к дезорганизации и появлению ощущения, что много времени тратится впустую.
Четкая постановка целей и задач. Для эффективной работы команды все ее члены должны знать о связях между целями, методами работы и задачами. Цели должны быть четкими, сфокусированными и должны создавать представление о методах работы и задачах, которые приведут к успеху.
Формирование целей должно осуществляться самими участниками, и неважно, на каком уровне это происходит — персональном, командном или на уровне организации. Эти цели должны составлять продуманную и реальную основу для задач и методов, а не быть простым перечнем предписаний, логически следующих из профиля организации.
Для четкой постановки и решения задач командой необходимо учитывать многообразие ожиданий (часто противоречивых), обеспечиваемых целями команды.
Следует помнить, что каждый член команды имеет свои индивидуальные цели и скрытые намерения. Поэтому члены команды, подчинившиеся целям команды, могут быть согласны с ними лишь в большей или меньшей степени. Они могут втайне не соглашаться с целями команды, но подчиняться им по каким-то личным причинам — например, желая заработать денег или построить карьеру. Поэтому решающим моментом в постановке целей и основной областью управления командой является предупреждение возможности конфликта или столкновения между командными и личными целями. Для эффективной работы команды важно, чтобы цели были достижимыми, поддавались оценке и принимались или хотя бы понимались членами команды и руководителями высокого уровня как внутри, так и вне организации [8].
1.5. Классификация методов организации командной работы.
Методы организации командной работы - это способы осуществления управленческой деятельности для достижения целей управления и развития образовательного учреждения.
Классификация методов.
1. Административные методы:
- организационные (структура, штаты, договора, локальные акты и т.д.)
- распорядительные (прямое административное регулирование, приказы, распоряжения и т.д.);
- координация и взаимосвязь действий;
- делегирование полномочий
2. Нормативно-правовые методы. Методы правового регулирования.
3.Экономические методы (материальное стимулирование, доплаты и т.д.)
4.Социально-психологические методы:
- социологические;
- мотивационные;
- системно – коммуникативные;
- диагностические;
- управление конфликтами и стрессами
5. Методы прогнозирования и планирования, организации регулирования и контроля.
6. Методы организации системы повышения квалификации.
7. Методы личностного воздействия:
- беседа;
- убеждение;
- личный пример
8. Информационно-аналитические методы.
Названные методы организации командной работы представляют неразрывное и взаимодополняемое единство способов достижения поставленных задач [1].
Формирование команды влияет на эффективность всей последующей ее деятельности: руководство и качество принятия решений улучшаются; изменяется командная субкультура (обычно в сторону большей открытости); появляются напористость в отстаивании своей позиции, кооперация среди всех членов команды.
Глава II
Организация командной работы в БУ «Нижневартовский строительный колледж», на примере проведения мероприятия, посвященного 85-летию округа «М. К. Анисимкова: путь, предначертанный судьбой».
Организация масштабного массового мероприятия - это сложный, трудоёмкий процесс, поскольку при его организации нужно учесть многие рабочие аспекты: подготовка официальных документов, приказов о проведении, разработка регламента проведения мероприятия. Большую часть подготовки занимает организация участия обучающихся, преподавателей, работников культуры, средств массовой информации, администрации, педагогов-организаторов, других образовательных учреждений г. Нижневартовска.
Более 300 человек должны быть проинформированы и подготовлены к участию. Здесь очень важна командная работа преподавателей, заместителя директора по учебной и воспитательной работе, педагога-организатора, художников-оформителей.
Рассмотрим командную работу педагогического коллектива Нижневартовского строительного колледжа на примере организации проведения масштабно массового мероприятия, посвященного 85-летию округа: «М. К. Анисимкова: путь, предначертанный судьбой» в «Нижневартовском строительном колледже».
Роли участников в командной работе при организации и проведении масштабно массового мероприятия.
Участник | Роль в командном взаимодействии |
Заместитель директора по УР и ВР | Назначает педагогов, готовит проекты приказов о проведении мероприятия, осуществляет взаимодействие с директором колледжа, СМИ, образовательными учреждениями города, Дворцом искусств, музеями, гостями. |
Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, члены МК социально-гуманитарного цикла | Ответственные за мероприятие. Осуществляют всю координационную работу с командой участников |
Преподаватели, образовательное учреждение | Осуществляют проведение мастер – классов |
СМИ | Освещают ход мероприятия в СМИ |
Музей | Организует выставку по данной тематике |
Дворец искусств | Организует культурно-массовое мероприятие |
Художники-оформители | Оформление этажей колледжа |
Содружество писателей «Замысел» | Распространяют и привлекают внимание к литературному наследию ХМАО-Югры |
Медицинский работник колледжа | Осуществляет дежурство на мероприятии |
Работа участников в командном взаимодействии при организации и проведении масштабно массового мероприятия поэтапно приведена ниже:
Этап | Участники |
Подготовительный этап Определение темы, постановка целей, уточнение аудитории. | Заместитель директора по УР и ВР, члены МК социально-гуманитарного цикла, педагог-организатор, художники-оформители |
Реализация идеи (составление плана и определение хода и содержания мероприятия.). | Заместитель директора по УР и ВР, преподаватели, педагог-организатор, члены МК социально-гуманитарного цикла |
Разработка сценария. Подготовка материала, атрибутов, сценических реквизитов. | Члены МК социально-гуманитарного цикла, художники-оформители |
Распространение опыта работы (проведение открытого мероприятия). | Члены МК социально-гуманитарного цикла, музей, Дворец искусств, обучающиеся, образовательное учреждение, педагог-организатор |
Обобщение опыта работы в СМИ. | ТВ канал «Самотлор» - «Литературный портал», статья на официальном сайте «Нижневартовского строительного колледжа» http://nskcollege.ru/ |
Подведение итогов | Вручение благодарностей, грамот. |
Как мы видим, на каждом этапе подготовки мероприятия осуществляется тесное взаимодействие между членами рабочей группы.
Действия, направленные на развитие командного духа, являются неотъемлемой составляющей мотивацией колледжа и направлены на решение следующих задач:
- усиление чувства «мы»;
- повышение лояльности персонала к организации;
- создание неформальных содержательных и полезных для колледжа отношений между сотрудниками;
- создание опыта высокоэффективных совместных действий;
- повышение мотивации на совместную работу.
Методы, использованные при организации командной работы:
- гибкое ролевое распределение;
- беседы, репетиции;
- методы развития и формирования командных эффектов, направленные на развитие командного духа и развитие навыков командной работы.
Заключение
Проведенная работа по анализу организации командной работы на примере масштабно массового мероприятия показала, что примененная методика является эффективным средством формирования команд, способствующих совершенствованию качества работы педагогических кадров и в целом кадрового потенциала колледжа, положительно влияющего на улучшение результатов деятельности образовательного учреждения. Таким образом, в ходе проведения исследования нами был отмечен рост активности в педагогическом коллективе, который проявлялся и ростом числа преподавателей в командной работе и интересом к совместной деятельности, количеством проведения открытых мероприятий различного характера. Организация командной работы повлияла на сплоченность коллектива, психологический климат.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтвердили эффективность предложенных способов и условий организации педагогических команд и позволили сделать выводы:
- организация педагогических команд в педагогическом коллективе позитивно влияет на характер межсубъектного взаимодействия (сплочен-ность педагогического коллектива, снижение уровня конфликтности и др.), получение более продуктивных результатов образовательным учреждением, за счет активизации инновационной деятельности и способствует вовлечению большего числа различных субъектов (в случае смешанных команд) в образовательных процесс;
- проблема организации педагогических команд актуальна, значима в рамках обеспечения инновационной деятельности образовательного учреждения.
Список используемой литературы:
1. Шустерман Д. Управленческая команда. // «Управление компанией» №11 (30), 2003г.
2. Александрова Е.А. Практика командообразования в педагогических коллективах образовательных учреждений // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе - СПб.: ИОВРАО, 2006. - 0,3 п.л.
3. Алексеевский B.C. Синергетика менеджмента устойчивого развития: монография. Калуга: Манускрипт, 2006. 328 с.
4. Мескон М.Л., Альберт М., Хедоури Ф. основы менеджмента: пер. с анг. М.: Дело, 1992 г.
5. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности: социальная психология, менеджмент. М: Высш. Шк., 2004.
6. Горбунова М.Ю. Кадровый менеджмент и психология управления. Краткий курс лекций. – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2008.
http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-komanda
7. Александрова Е.А. Роль педагогических команд в образовательных учреждениях - СПб.: ГНУ ИОВРАО, 2004. - 0,2 п.л.
8. Файбушевич С.И. Как создать эффективную команду. // Элитаризм: Центр дистанционного образовния. [Эл. ресурс]. URLwww.elitarium.ru.
9. Филиндаш П. В. Социально психологические детерминанты командообразования: автореф. дис. канд. психол. наук / П. В.
Филиндаш. –М., 2009. – 24 с.
Документы:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по профессии/специальности.
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия, посвященного 85-летию округа
М. К. Анисимкова: путь, предначертанный судьбой
Форма проведения мероприятия: литературно-исторический экскурс
Цель мероприятия: знакомство с творчеством М. Анисимковой через наполнением пространства образами и символами, характеризующими путь, по которому прошла писательница
Задачи:
1. Определить необходимую символику и текстовые знаки, определяющие смысловое наполнение творческого пространства М. Анисимковой.
2. Определить основные знаковые точки/события (смысловую доминанту), которые формировали личность писательницы и способствовали реализации ее таланта.
3. Подготовить и оформить каждый из этапов творчества М. Анисимковой, придав ему законченный литературно-художественный образ.
4. Подвести итоги мероприятия, обобщив информацию, полученную в результате литературно-исторического экскурса.
1 сцена – вестибюль двухэтажного корпуса.
Оформление – создает и вводит зрителей в атмосферу, которая наполнена знаками, символами, элементами быта времён юности М. Анисимковой, создаёт колорит северного края с элементами особенностей коренных народов ханты и манси.
Звуковое оформление: национальная музыка; скрип двери; шум ветра; скрип шагов по снегу, звуки войны.
Звучит голос на фоне музыки:
Небольшой северный городок, у которого еще все впереди: широкие улицы, высотные дома, супермаркеты и даже автомобильные пробки, пока еще только становится на ноги, только начинает дышать полной грудью, говорить робко, тихо, но настойчиво о времени и о себе, делиться своими мыслями и впечатлениями с теми, кто может их услышать, сможет понять…
- А ты сможешь?
- Я-то? Не знаю…!
- А ты?
- Ой, нет! Мне нужно бежать!
- А ты? Ты сможешь?
- Я? Я бы очень хотела этого, но у меня мало времени, потому что я….я пишу, вот послушай: «..Проживет иной человек на земле, как дым проплывет — никакого следа после себя не оставит.
...То, что охотник Еган на земле жил, уж памятно, потому как протока Еганская есть, Еганское огнище есть, и сама речка Еганка течет. Он славный след оставил». (Еганское огнище, 1979)
Город улыбнулся, хитрО прищурился, словно знал наперед и наверняка, с кем он разговаривает, знал, кто этот человек, почему каждый вечер он включает настольную лампу и при тусклом свете этого молчаливого и преданного собеседника пишет о том, как может гневаться тайга и сражаться Танья-богатырь, пишет о Еганском огнище и герое Ваули, о вкусе солнечной земляники и о том, как плачет гагара, рассказать о солдатках и о порушенной невесте.
Город знал, знал уже давно, что каждой своей строчкой, каждой страницей, каждой новой книгой именно этот человек во весь голос рассказывает о времени и о себе!
С пробуждением первых петухов Рита была уже на ногах, помогая во всем матери, так как была старшей из шести братьев и сестер.
«Риита, надо гнать корову! Надо идти на реку по воду! Ритаа, надо к печке дрова принести и накопать картошки…. Рита, надо, надо….надо!»
Рита, которая затем спустя годы стала известной писательницей Маргаритой Кузьминичной Анисимковой, слово «надо» никогда не воспринимала как приказ, потому что это слово было для нее самым важным: оно формировало характер, волю, помогало преодолевать трудности и идти вперед.
А как без слова «надо» можно обойтись, особенно сейчас, когда началась война и ей, тринадцатилетней девочке-подростку, родившейся 20 апреля 1928 года, прочитавшей от корки до корки ровно год назад повесть А. Гайдара «Тимур и его команда», вместе со своими одноклассниками не помочь семьям, в чей дом достучалась и дотянулась невидимая и дрожащая рука, держащая похоронку? Как не помочь тем, кто болеет, кто голоден, кто остался без кормильца?
«Надо, - мои дорогие, надо», - говорила с заботой и тревогой в голосе учитель Маргариты Кузьминичны, учитель той единственной деревянной, одноэтажной школы, которая не только учила, но и отогревала детские сердца, отогревала сердца детей войны, которые в одночасье стали взрослыми, стали большими, стали настоящими людьми.
Школьные годы с запахом пороха, гари, запахом больших потерь пролетели быстро, и уже взрослая Рита решила твердо, раз и навсегда, что обязательно станет учителем…
«Я уезжаю, мама», - прижавшись к родным плечам сказала она.
«Я знаю, так надо», - смахнув кончиком платка слезу, прошептала мать.
И Рита уехала, уехала в большую жизнь, чтобы стать затем известным писателем, писателем с большой творческой судьбой.
А пока на пути к писательскому творчеству был Свердловский пединститут, заведование Домом пионеров, работа в культуре г. Ивделя, работа Ханты-Мансийске, а потом и жизнь в г. Нижневартовске.
Давайте сейчас вместе с вами пройдем по тому пути, по которому прошла Маргарита Кузьминична Анисимкова, прошли герои ее произведений.
(В контексте первой сцены инсценируются определенные эпизоды текста: чемодан, прощание с матерью, уход из родного дома, скрип двери, символ выбора).
Смысловая доминанта - «... Спасибо мигу, пригласившему меня побывать в юности...»
2 сцена– переход, музей за стеклом.
Оформление - интерьеры быта народов ханты и манси, рукописи М.К. Анисимковой, ее личные вещи (городской музей имени Шувалова.Рассказ о начале творческого пути М. К. Анисимковой).
Смысловая доминанта–«Писать хорошую книгу — то же самое, что нырнуть под воду и задержать дыхание»
Группу гостей встречает и проводит на второй этаж В.В. Ушакова.
(небольшой экскурс в творческую мастерскую писателя М.К. Анисимковой
Что такое творческая мастерская; что дает автору силы и является основной вдохновения; как рождаются произведения и т.п.)
Виктория Валерьевна подводит группу к холлу второго этажа, где будет показана инсталляция «Когда бы вы знали из какого сора……» (рабочее название)
3 сцена - живая цепочка из учеников, которые молча в такт музыки передают друг другу вещи: пионерский галстук, книгу А. Гайдара «Тимур и его команда», книгу М. Шолохова «Тихий Дон», другие вещи, символизирующие эпоху, жизнь самой Маргариты Кузьминичны (это может быть что-то совершенно другое)
В конце этой цепочки – педагог, рассказывающий о том, насколько события и вещи в жизни писателя играют важную роль: каждая вещь – это душа и смысл, из которых рождаются страницы книг, рассказов, повестей, романов.
После этого педагог приглашает гостей проникнуться миром произведений М.К. Анисимковой и познакомиться со сказами (Е.В. Букреева); (роман «Ваули» - М.В. Мищенко; З.А. Абдурахманова); («Плач Гагары» -О.В. Троян).
Смысловая доминанта - «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»(А. Эйнштейн)
4 сцена. Группу гостей встречает Аразханова Р.А.
Она говорит о том, что писательский труд М. Анисимковой был смыслом ее жизни. Писатель не стремилась к успеху, потому что для неё строки из стихотворения Б. Пастернака «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха и успех…» были очень близки и понятны, для Маргариты Кузьминичны важно было совершенно иное: сказать СВОЕ слово о мире, в котором она живет, дать возможность читателю проникнуться историей северного края, его традициями, людьми, их бытом, культурой, нравами и т.д.
Писатель, создавая образы своих героев, отпускает их на свободу, и они живут в своём мире, строят свой дом, наполняют смыслами свое пространство. Однако любовь пространства надо заслужить, а для этого нужна всего лишь малость:
Но надо жить без самозванства,
Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И у Маргариты Кузьминичны это получилось, и мы с Вами сейчас убедимся в этом, совершив экскурсию по улице, улице М. Анисимковой. Именно здесь, на этой узкой улочке вы сможете увидеть героев произведений М.К. Анисимковой, встретиться с писателями, которые лично знали Маргариту Кузьминичну и общались с ней
У кого-то душа рвётся в тихий и маленький город,
Где все знают друг друга и домики в два этажа...
Возвращаясь туда, ты вдруг станешь по-прежнему молод,
Там по улицам детства гуляя опять не спеша....
На третьем этаже – знаки и символы улицы. В аудитории третьего этажа – встреча с писателями города; выставка книг, которую организует библиотека, рассказ библиотекаря о книгах М. Анисимковой.
Смысловая доминанта – «Музыка жизни умолкнет, если оборвать струны воспоминаний» (Джером К. Джером)
5 сцена – 4 этаж. Группу гостей встречает гид (Макарова А.А.). Речь идет о том, что музыка жизни М.К. Анисимковой продолжает звучать, и эта музыка – целый оркестр, необычайные переливы нот, которые создают особую атмосферу и дают нам возможность почувствовать и понять, что музыка произведений М.К. Анисимковой сливается с музыкой того народа и той земли, на которой мы с вами живем, музыка и традиции народов ханты и манси, о которых мы вам сейчас расскажем.
Кабинет № 411 – Нина Ивановна вместе с обучающимися рассказывает об особенностях культуры народов ханты и манси, об их промысле, быте и т.д.
Смысловая доминанта- «Любовь к родному краю, знание его истории- основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества» Д. С. Лихачев.
6 сцена – гости приглашаются в актовый зал для завершения мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию Победа советского народа в Великой Отечественной войне "Подвигу советского воина посвящается"
Разработка внеклассного мероприятия "Подвигу советского воина посвящается" рекомендована классным руководителям, педагогам - организаторам при проведении мероприятий по гражданско-патриотическому восп...
Локальный Акт. Положение О ПРОВЕДЕНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПОСВЯЩЕННЫХ 70-летию ПОБЕДЫ в ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг.
Патриотическое мероприятие среди учащихся проводятщееся на основании совместного решения руководства и педагогического коллектива образовательного учреждения и плана воспитательной работы на 2015 учеб...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный 75-летию профессионального образования «Профобразование - кузница рабочих кадров!»
2015 год - это знаменательная юбилейная дата для Профобразования. 75 лет назад, 2 октября 1940 года, был принят Указ Президиума Верховного Совета ССР «О государственных трудовых резервах». По сути, э...
Внеклассное мероприятие, посвященное 75-летию битвы под Москвой
Преподавателям истории, кураторам для проведения уроков истории и внеклассных мероприятий....
"И целый мир от красоты"Методическая разработка к проведению открытого мероприятия, посвященного 195-летию А.Фета
Открытое внеклассное мероприятие « Целый мир от красоты» подготовлено и проведено в кабинете литературы колледжа в рамках цикла мероприятий, посвящённых Году литературы в России и к 195-ле...
Положение о профессиональном обучении в БУ «Нижневартовский строительный колледж»
Положение определяет содержание, организацию, учебно-методическое обеспечение и контроль профессионального обучения в бюджетном учреждении профессионального образования Ханты - Мансийского автономного...
Положение об организации дополнительного профессионального образования в БУ «Нижневартовский строительный колледж»
Положение определяет содержание, организацию, учебно-методическое обеспечение и контроль дополнительного профессионального образования в бюджетном учреждении профессионального образования Ханты - Манс...