Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ШКОЛА РАСТЕНИЕВОДСТВА»
рабочая программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа растениевоства» разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.; Программы образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой; Программы по технологии трудового обучения для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида, авторы Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалева Е.Л., Васенков Г.В. и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kazakova_e.l._rastenievodstvo.docx103.55 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждениесоциального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидови инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»Комитета по социальной политике

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

Протокол № ___

от ___.___.2019 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом № ___ от ___.___. 2019 г.

Директор СПб ГБСУСО ДДИ№1

__________В.Н. Асикритов

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ШКОЛА РАСТЕНИЕВОДСТВА»

срок реализации – 3 года

Разработчик:

Казакова Елена Леонидовна

 педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа реализуется на русском языке в очной форме обучения.

Программа составлена, руководствуясь следующими нормативными документами:

  • Законом РФ «О социальной защите инвалидов РФ» от 24.11.1995 № 181 (с изменениями на 18.10.2007 года);
  • Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 24.07.2015 года);
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2019 г. N 196 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"" Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г. Регистрационный N 33660.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"".
  • Постановление от 9 февраля 2015 года N 8 Об утверждении СанПиН 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа растениевоства» разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.; Программы образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой; Программы по технологии трудового обучения для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида, авторы Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалева Е.Л., Васенков Г.В. и др.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы.

По содержанию  программа «Школа растениевоства» имеет социально-педагогическую направленность. Программа направлена на освоение и закрепление навыков работы с растениями, знакомтво с комнатными и уличными растениями региона, развитие творческого потенциала обучающихся. Программа рассчитана на подростков и молодых людей с интеллектуальными нарушениями и может быть скорректирована по желанию педагога  

Актуальность программы:

Растениеводство это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации для приобщения лиц с нарушениями интеллекта к работе с растениями. Растениеводство основано на взаимодействии человека с природой, при котором к активной физической деятельности подключаются такие значимые факторы как цветоарома и звукотерапия. Ученые, медики многих стран пришли к единому мнению, зрительные образы, звуки и запахи в сочетании с физической деятельностью способны не хуже медикаментов помочь людям, страдающим различными заболеваниями.

Санкт-Петербург - северный мегаполис, где около шести месяцев в году температура воздуха отрицательна, и люди большую часть времени проводят в помещении. По данным Всемирной Организации здравоохранения (1997г.) загрязнение воздуха в закрытых помещениях в 4 раза превышает показатели открытого воздуха. А если помещение, плохо проветриваемое или не проветриваемое вовсе, то эти показатели могут возрасти многократно. Возникает так называемый болезненный синдром помещений: дети начинают быстро уставать, чувствуют головную боль и головокружение. Закрытые помещения - это еще и благоприятная среда для развития разного рода болезненных бактерий.

Еще в первой половине XX в. стало известно, что многие растения выделяют фитонциды, которые способны снижать количество вредных микроорганизмов в воздухе, уменьшать загазованность, улучшать ионный состав воздуха и даже оказывать направленный лечебный эффект при некоторых серьёзных заболеваниях, особенно если речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья.

Не стоит забывать и том, что большое число растений (монстера, калан- хое, хлорофитум, разные виды фикусов, драцены, различные виды бромелевых и орхидей) могут выводить из атмосферы вредные химические вещества и их соединения. Поэтому правильно подобранные и расположенные в помещении растения создают экологически и психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению своеобразный колорит и создают уют. Работа с растениями благотворно влияет на физическое и психическое состояние человека, является прекрасным видом активной терапии.

Отличительная особенность программы:

Отличительная особенность этой программы в том, что воспитанники могут получить начальные навыки профессионального обучения по растениеводству.Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, использование работ с растениями дает положительные результаты в силу того, что плоды деятельности имеют очень наглядный характер и находятся в прямой зависимости от усилий, которые воспитанник вложил в свой труд.

Растениеводство дает:

  • улучшение памяти
  • концентрация внимания
  • уменьшение стресса.

Все эти факторы приводят к использованию в обучающей программе курса «Школа Растениеводства»как в борьбе с заболеваниями и их профилактикой.

Посещение кружка включает в себя работу обучающихся по озеленению групп, мастерских, учебных помещений, это даст им необходимые навыки по уходу за растениями, укрепит связи теоретических знаний с практикой, межпредметные связи; послужат формированию у воспитанников бережного отношения к природе; воспитанию экологической культуры, любви ко всему живому, к природе. Они научатся понимать и ценить прекрасное. Участвуя в работе с растениями, учащиеся получают практическое представление о некоторых профессиях (цветовод, озеленитель, флорист, фитодизайнер и др.). Большое значение для воспитанников имеет труд в коллективе, общее для всех дело.

Адресат программы

Программа «Школа растениеводства» предназначена для организации учебной деятельности по растениеводству и формирование трудовых навыков подростков и молодых людей с интеллектуальными нарушениямив возрасте от 16 лет и старше, проживающихся в доме-интернате и Центре социальной и трудовой реабилитации.

Цель программы:

Цель программы «Школа растениеводства»:интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарными приёмами работы с живыми природными материалами, как способа адаптации к окружающему миру.

Задачи программы:

Обучающие:

  • знакомить обучающихся с элементарными основами ботаники и экологии;
  • знакомить обучающихся с основными правилами и способами работы с живыми природными материалами: семенами, черенками, комнатными и садовыми растениями;
  • обучать различным приёмам работы с растениями;
  • формировать умения следовать устным инструкциям;
  • формировать умение следовать алгоритму выполнения работы;
  • формировать умение фиксировать видимые и предполагаемые изменения при выполнении работы;
  • использовать результаты работы для развития художественно-эстетического вкуса и интереса к живой природе.
  • научить применять полученные знания в жизни и практической деятельности.

Развивающие:

  • развивать трудолюбие, внимание, память, наблюдательность, образное мышление;
  • развивать художественный вкус, творческие способности клиентов;
  • развивать интерес к окружающему миру, живой природе, экологии.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • способствовать созданию познавательных ситуаций, расширять кругозор и коммуникативные способности воспитанников;
  • совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, содержать в порядке выбранные объекты  ухода, отслеживать изменения  в их развитии.

Условия реализации программы:

Набор и формирование групп осуществляется с учетом рекомендаций психолого-педагогической медико-социальной комиссии и личного желания обучающихся.

Периодичность занятий: Предполагаемый объем учебного времени – 4-6 часов в неделю в заивисомсти от года обучения.

Продолжительность учебного часа: 45 мин, 15 минут перерыв.

Формы организации образовательного процесса:

Форма организации деятельности воспитанников на занятии:групповая.

Форма организации занятий:беседа, викторина, встреча с интересными людьми, выставка, обсуждение, занятие-игра, деловая игра, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, праздник, практическое занятие, производственная бригада, творческая мастерская, экскурсия, эксперимент.

По типу: комбинированное, практическое, контрольное.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

  1. словесный;
  2. игровой;
  3. наглядный;
  4. практический.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятии:

1. групповой: организация работы по группам (от 6 до 10 человек);

2. индивидуальный: индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Формы подведения итогов: тестирование, анкетирирование, участие в праздниках, выставках, конкурсах.

Организация пространства:

Зданиеоранжереи соответствующее общим требованиям санитарно-гигиенических норм образовательного процесса, пожарной и электробезопасности,  охраны труда.Теоретические занятия проводятся в специально оборудованном учебном лассе, практические в помещении оранжерее и на терретории учреждения

Объем, сроки и уровни освоения

Представленная программа достаточно гибкая, ориентировочная, оставляющая возможность педагогу применять ее творчески, адаптируя к конкретному составу различных групп обучающихся.

Материал программы распределен по годам обучения – 3 года, в которых учитываются особенности развития обучающихся, их возможности, зоны актуального и ближайшего развития.

Сроки прохождения, каждого этапа определяются индивидуально для каждого конкретного обучающегося, исходя из его возможностей. Предлагаются лишь ориентировочные сроки работы с обучающимися на каждом этапе обучения.

Вариативную часть учебного плана программы реализуют: воспитатели, специалисты учреждения, законные представители обучающихся.

Результаты усвоения программы:

В результате окончания курса по растениеводству обучающиеся должены владеть следующими знаниями, умениями и навыками:

Личностные:

  • понимание необходимости личного участия в освоение новых знаний;
  • овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
  • положительные качества личности: ответственность, доброжелательность, не конфликтность, терпимость, собранность.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения учебных и практических задач

Предметные

  • - освоить основные техники работы с садово-огородным инвентарем;
  • - научиться создавать композиции с растениями, выращенными на клумбе;
  • - овладеть навыками культуры труда;
  • - приобрести навыки работы в коллективе;
  • - самостоятельно вырастить выбранное растение, научиться ухаживать за ним, отслеживать видимые изменения и фиксировать их доступными способами (фото, рисунок, лепка)

Подведение итогов реализации программы:

- организация тематических выставок, презентаций лучших работ;

- проведение мастер-классов по итогам работы.

Учебно-тематический план

1 год обучения

при нагрузке 4 часа в неделю

№ п.п.

Наименование разделов

Всего

Кол-во часов

Формы контроля

теория

практика

1

2

3

4

5

6

Вводное занятие

2

2

Основы растениеводства.

20

8

12

Тестовые задания

Однолетники

26

8

18

Практическая работа

Многолетники

18

6

12

Практическая работа

Деревья и кустарники

22

8

14

Практическая работа

Агротехника цветочных культур.

18

8

18

Тестовые задания

Вредители и болезни.

18

8

10

Практическая работа

Размножение растений

16

4

12

Тестовые задания

Воспитательные мероприятия и экскурсии

20

2

18

Повторение

8

4

4

Итого: часов

168

60

108

2 год обучения

при нагрузке 4 часа в неделю

№ п.п.

Наименование разделов

Всего

Кол-во часов

Формы контроля

теория

практика

1

2

3

4

5

6

Вводное занятие

2

2

Зеленое строительство и основные понятия

12

6

6

Тестовые задания

Общее представление о растениях

16

8

8

Тестовые задания

Почва и садовые смеси

18

8

10

Практическая работа

Газоны и их назначение

12

4

8

Практическая работа

Особенности озеленения садово-парковых объектов

32

14

18

Практическая работа

Общая характеристика и агротехника выращивания цветочных культур

30

10

20

Практическая работа

1

2

3

4

5

6

Основные виды цветочных вредителей

6

2

4

Тестовые задания

Основные виды заболевания растений

6

2

4

Тестовые задания

Воспитательные мероприятия и Экскурсии

26

2

24

Повторение

8

4

4

Итого: часов

168

62

106

2 год обучения

при нагрузке 6 часа в неделю

№ п.п.

Наименование разделов

Всего

Кол-во часов

Формы контроля

теория

практика

1

2

3

4

5

6

Вводное занятие

2

2

Зеленое строительство и основные понятия

22

6

16

Тестовые задания

Общее представление о растениях

36

8

28

Тестовые задания

Почва и садовые смеси

28

10

18

Практическая работа

Газоны и их назначение

24

10

14

Практическая работа

Особенности озеленения садово-парковых объектов

32

14

18

Практическая работа

Общая характеристика и агротехника выращивания цветочных культур

30

10

20

Практическая работа

Основные виды цветочных вредителей

21

7

14

Тестовые задания

Основные виды заболевания растений

21

7

14

Тестовые задания

Повторение

10

6

4

Воспитательные мероприятия и Экскурсии

26

2

24

Итого: часов

252

82

170

3 год обучения

при нагрузке 4 часа в неделю

№ п.п.

Наименование разделов

Всего

Кол-во часов

Формы контроля

теория

практика

1

2

3

4

5

6

Вводное занятие

2

2

Организация производства работ

6

2

4

Тестовые задания

Природа и ее охрана

6

2

4

Тестовые задания

Составление проекта цветников

12

6

6

Практическая работа

Факторы среды в условиях защищенного и открытого грунта

10

4

6

Тестовые задания

Формирование и использование  деревьев и кустарников

20

6

14

Практическая работа

Виды удобрений и их использование

8

2

6

Практическая работа

1

2

3

4

5

6

Подбор ассортимента растений для цветника

12

6

6

Практическая работа

Размножение растений

18

8

10

Практическая работа

Вертикальное озеленение

16

6

10

Практическая работа

Виды мульчи и ее применение

24

6

18

Тестовые задания

Воспитательные мероприятия и экскурсии

26

2

24

Повторение

8

4

4

Итого: часов

168

56

112

3 год обучения

при нагрузке 6 часа в неделю

№ п.п.

Наименование разделов

Всего

Кол-во часов

Формы контроля

теория

практика

1

2

3

4

5

6

Вводное занятие

2

2

 

Организация производства работ

16

6

10

Тестовые задания

Природа и ее охрана

26

10

16

Тестовые задания

Составление проекта цветников

32

12

20

Практическая работа

Факторы среды в условиях защищенного и открытого грунта

20

8

12

Тестовые задания

Формирование и использование  деревьев и кустарников

26

10

16

Практическая работа

Виды удобрений и их использование

10

4

6

Практическая работа

Подбор ассортимента растений для цветника

20

6

14

Практическая работа

Размножение растений

18

8

10

Практическая работа

Вертикальное озеленение

24

10

14

Практическая работа

Виды мульчи и ее применение

24

6

18

Тестовые задания

Воспитательные мероприятия и экскурсии

26

2

24

Повторение

8

4

4

Итого: часов

252

88

164


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01 сентября 2019 года

31 августа 2020 года

42

168

2 раз в неделю по 2 часа

2 год

01 сентября 2020

31 августа 2021

42

168

2 раз в неделю по 2 часа

2 год

01 сентября 2020

31 августа 2021

42

252

3 раз в неделю по 2 часа

3 год

01 сентября 2021

31 августа 2022

42

168

2 раз в неделю по 2 часа

3 год

01 сентября 2021

31 августа 2022

42

252

3 раз в неделю по 2 часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Вводное занятие.

Предмет и методы растениеводства. Развитие цветочного растениеводства в настоящее время. Правила техники безопасности и противопожарной безопасности на занятиях в учебном классе, оранжерее и на территории учреждения.

Основы цветоводства

Теоретическая часть. Знакомство с профессией растениевод и её особенностях. Дать основные понятия (дерево, кустарник, однолетние и многолетние цветочные растения)и их назначение и использование. Знакомство с зелёными насаждениями, используемыми в оформлении участка детского дома.

Практическая работа. Выполнение работ по уходу за газоном, деревьями, кустарниками (очистка бровки газона, перекопка и прополка приствольного круга деревьев и кустарников)

Однолетники

Теоретическая часть. Знакомство с однолетними цветочными растениями. Дать понятия о видах основных однолетников и ознакомить с их названиями.

Практическая работа. Сбор, очистка и сортировка семян однолетних цветочных растений.

Многолетники

Теоретическая часть. Знакомство с многолетними цветочными растениями. Дать понятия о видах основных многолетников и ознакомить с их названиями. Ознакомить с сезонами года и жизнью  многолетников.

Практическая работа. Очистка корневищ многолетних растений и их консервация. Внекорневая подкормка растений в оранжерее. Весеннее проращивание многолетников для выгонки.

Деревья и кустарники

Теоретическая часть. Знакомство с деревьями и кустарниками. Ознакомление с формовочной стрижкой бордюров из кустарников и инструментами, используемыми для стрижки.

Практическая работа. Формовочная стрижка бордюров из кустарников. Прополка бордюра из кустарников спиреи, шиповника и айвы и калины. Окучивание приствольного круга деревьев и кустарников.

Агротехника выращивания растений

Теоретическая часть. Агротехника выращивания растений. Знакомство с правилами выращивания растений (выбор и посадка качественных семян, правильный подбор ёмкостей для посадки, знакомство с приёмами пикировки, закаливание рассады). Как устроено растение и время роста и развития цветочных растений. Способы выращивания цветочных культур. Составление календаря сезонных работ.

Практическая работа. Выбор семян цветов для дальнейшей посадки. Составление земельной смеси. Подготовка контейнеров для посадки семян и набивка в них земельной смеси. Проведение посадочных работ цветочных растений, уход за рассадой, пикировка, закаливание и высадка растений в грунт.

Вредители и болезни растений

Теоретическая часть. Основные виды вредителей комнатных и уличных растений и методы борьбы с ними. Болезни и признаки заболеваний растений. Умение правильно прочесть инструкцию, по борьбе с болезнями и вредителями растений. Фитосанитарные мероприятия и техника безопасности при работе в оранжерее.

Практическая работа. Обработка оранжереи (мытьё окон, стен, стеллажей), обработка цветочных горшков и контейнеров. Сбор тысячелистника и приготовление настоев. Приготовление табачно-мыльных настоев. Проведение обработки земли и растений путем перекопки почвы, опрыскивание растений из пульверизатора, обработка листьев крупномерных растений губкой.

Размножение

Теоретическая часть. Знакомство с видами размножения растений. Дать понятия о целесообразности размножения деревьев, кустарников и растений.

Практическая работа. Провести черенкование растений произрастающих в оранжерее, посадка семян различных цветочных растений с целью размножения.

Воспитательные мероприятия  и экскурсии

Теоретическая часть. Правила поведения при посещении парков, музеев, выставок.

Практическая работа. Посещение музейно - выставочных комплексов. Экскурсии в сады и парки города. Экскурсии в питомники и оранжереи. Участие в городских выставках художественного творчества и прикладного искусства. Участие в традиционных праздниках учреждения. Украшение интерьеров. Посещение храмов и участие в благоустройстве территории и внутреннего праздничного убранства.  Экскурсии по монастырям.

2 год обучения

Вводное занятие.

Знакомство с оранжереей. Растения вокруг нас. Знакомство с видами озеленения. Инструменты и приспособления для озеленения.

Зеленое строительство и основные понятия

Теоретическая часть: Роль зеленых насаждений в современном городе. Архитектурная роль зеленых насаждений. Эстетическая роль зеленых насаждений. Санитарно-защитная роль зеленых насаждений. Значение растений для человека.

Практическая работа:  Работы на клумбах: прополка, рыхление, полив.

Общее представление о растениях 

Теоретическая часть: Деревья. Кустарники. Цветочные культуры.

Практическая работа: Посадка деревьев и кустарников на место выпавших. Уплотнение, полив и подвязка после посадки деревьев. Прополка и рыхление приствольного круга. Уход за деревьями и кустарниками.

Почва и садовая смесь

Теоретическая часть. Дерновая земля. Перегнойная земля. Листовая земля. Торфяная земля. Искусственные субстраты.

Практическая работа: Составление земельной смеси для цветочной рассады. Ручная обработка почвы. Сбор и складирование субстрата (торфа). Сбор и складирование субстрата (керамзита). Подготовка компоста.

Газон и его назначение

Теоретическая часть. Виды газонов и их функции. Спортивный газон. Специальный газон. Декоративный газон. Сгребание скошенной травы. Технология устройства газонов. Основные виды газонных трав.

Практическая работа: Сгребание скошенной травы. Сбор скошенной травы для компоста. Обрезка бровки газона в ручную. Землевание и подсев газона.

Особенности озеленения садово-парковых объектов

Теоретическая часть. Виды объектов зеленого насаждения. Объект общего пользования. Объект ограниченного пользования. Объект специального пользования. Характеристика объектов озеленения. Сады и парки. Скверы и бульвары. Виды цветочных оформлений: клумба, бордюр, рабатка, солитер.

 Практическая работа : Очистка парка детского дома от мусора. Работа в парке: сбор скошенной травы. Работа на клумбах: полив, рыхление, прополка. Прополка и рыхление в площади приствольного круга.

Общая характеристика и агротехника выращивания цветочных   культур

Теоретическая часть. Однолетние цветочные культуры. Декоративно-цветущие. Вьющиеся и ковровые. Лиственно-декоративные. Многолетние цветочные культуры. Луковичные. Корневищные. Двулетние цветочные культуры.

Практическая работа: Сбор и очистка семян однолетников. Сортировка и маркировка семян. Посадка луковичных многолетников. Посадка цветочной рассады. Работа на клумбах: прополка, рыхление, полив.

Основные виды цветочных вредителей

Теоретическая часть. Описание и определение основных видов вредителей. Методы борьбы с вредителями растений.

Практическая работа . Сбор тысячелистника  для настоев. Приготовление мыльно-садовых настоев. Обработка растений. Омыв листьев от вредителей. Обработка почвы.

Основные виды заболеваний растений  

Теоретическая часть. Анализ состояния растений. Описание и определение основных видов заболевания растений. Методы борьбы с заболеваниями растений.

Практическая работа. Обрезка угнетенных листьев секатором. Перемещение больных растений в лабораторию и их обработка. Обработка почвы.

Воспитательные мероприятия  и экскурсии

Теоретическая часть. Правила поведения при посещении парков, музеев, выставок.

Практическая работа. Посещение музейно - выставочных комплексов. Экскурсии в сады и парки города. Экскурсии в питомники и оранжереи. Участие в городских выставках художественного творчества и прикладного искусства. Участие в традиционных праздниках учреждения. Украшение интерьеров. Посещение храмов и участие в благоустройстве территории и внутреннего праздничного убранства.  Экскурсии по монастырям.

3 год обучения

Вводное занятие

Ознакомление учащихся с объектами озеленения. Охрана труда и требования техники безопасности. Производственная санитария и гигиена. Знакомство с новыми инструментами и правилами их использования

Организация производства работ

Теоретическая часть. Составление календарного плана работ. Культивационные помещения: оранжерея, парники и др. сооружения.

Практическая работа. Подготовка помещения под выращивание рассады, дезинфекция помещения, обработка ящиков, горшков и стаканчиков.

Работы на клумбах: прополка куртин кустарников, перекопка почвы и выравнивание.

Природа и ее охрана

Теоретическая часть Правила бережного отношения к природе. Знакомство с зелеными насаждениями занесенные в красную книгу.

Практическая работа Уход за деревьями и кустарниками: побелка, подвязывание. Окучивание кустарников. Прополка и полив растений.

Составление проекта цветников

Теоретическая часть. Композиционное построение клумбы. Увеличение и уменьшение рисунка. Подбор цветового узора клумбы. Подбор ассортимента растений для проектирования цветника. Расчет количества растений для цветника. Краткое знакомство агротехники выбранных  цв. культур.

Практическая работа. Разметка клумб с помощью песка, шнура и колышков. Перекопка выбранных участков. Внесение плодородной почвы на клумбы. Посадка многолетников.

Факторы среды в условиях защищенного и открытого грунта

Теоретическая часть Факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений. Понятие оптимальных условий для выращивания растений. Вода и ее значение для цветочных культур. Тепло и его значение для цветочных культур. Свет и его значение для цветочных культур. Воздух и его значение для цветочных культур.

Практическая работа. Контроль за условиями внешней среды, измерение температуры, определение влажности воздуха регулирование освещения в оранжерее. Полив, рыхление, опрыскивание растений. Лабораторная работа.

Формирование  и использование деревьев и кустарников

Теоретическая часть. Направление роста. Растения «драпировки». Особенности формирования живой изгороди и бардюров. Использование живых изгородей в садах и парках. Ассортимент растений для живой изгороди. Изменение формы ствола при росте растений.

Практическая работа Формовочная стрижка кустарников секатором. Посадка живой изгороди из кустарников. Механическая, формовочная стрижка живой изгороди. Обрезка деревьев ручным сучкорезом. Ажурное формирование ствола деревьев.

Виды удобрений и их использование

Теоретическая часть Потребность растений в питательных элементах. Применение удобрений. Виды удобрений.

Практическая работа. Корневая подкормка удобрением растений. Внекорневая подкормка удобрением растений. Замена верхнего почвенного слоя.  Внесение перегноя в почву.

Подбор ассортимента растений для цветника

Теоретическая часть. Цветовая гамма: холодные и теплые тона. Растения непрерывного цветения. Клумбовые растения для сухих солнечных мест. Однолетники и многолетники для тенистого сада.

Практическая работа. Приготовление земельной смеси и набивка в контейнера и ячейки. Посев семян выбранных для посадки. Уход за посевом: полив, опрыскивание, пикировка. Задержка роста и закаливание рассады. Внекорневая подкормка рассады.

Размножение растений

Теоретическая часть. Распространение плодов и семян. Размножение растений отводками. Размножение растений черенками. Размножение растений семенами. Размножение растений делением корней.

Практическая работа Закладка семян на прорастание. Черенкование  видовых кустарников. Прикапывание отводков. Деление корневищ многолетников. Посадка укорененных черенков.

Вертикальное озеленение

Теоретическая честь Виды вертикальных озеленений. Ассортимент растений для вертикального озеленения. Характеристика растений для вертикального озеленения. Озеленение стен вьющимися растениями. Подпорная стенка и его устройство. Дренаж и его свойства в вертикальном озеленении.

Практическая работа. Выбор участка для вертикального озеленения. Подготовка участка для озеленения очистка верхового слоя почвы, перекопка участка. Укладка дренажа. Устройство опорной стенки.

Подсыпка земельной смеси. Посадка растений вертикального озеленения.

Виды мульчи и его применение

Теоретическая часть Борьба с сорняками. Виды мульчирующих материалов. Мульчирование и декоративное оформление клумб и цветников. Приемы и  правила мульчирования.

Практическая работа. Очистка клумб от сорняков: рыхление, перекопка. Разметка укладки мульчи на клумбах. Подбор мульчируемых материалов и их заготовка. Подготовка рабаток и бордюров из кустарников для мульчирования(прополка и перекопка). Мульчирование рабаток и бордюров. Узорное мульчирование клумб. Окучивание роз. Мульчирование клумбы с розами. Мульчирование бровки цветочного бордюра.

Воспитательные мероприятия и экскурсии

Теоретическая часть. Правила поведения во время экскурсий, походов в питомники, парки.

Практическая работа Экскурсии в ботанический сад, наблюдение за разнообразным миром растений. Экскурсии в питомники. Посещение парков и садов. Экскурсии по монастырям. Участие в городских выставках художественного творчества и прикладного искусства. Украшение интерьеров. Благоустройство территории детского дома. Посещение храмов и принятие участия в благоустройстве территории. Праздничное внутреннее украшение храмов зеленью. Оформление букетов.

Материально-техническое обеспечение программы:

Теоретические занятия проходят в оборудованном классе. В классе имеются столы, стулья, доска, шкафы для хранения литературы, вертикальные и напольные цветочные стойки.

Для проведения теоретических занятий класс оснащен следующими методическими материалами: комплект таблиц «Летние и осенние изменения в природе». Практические занятия проходят на территории детского дома и в оранжерее. Оранжерея оснащена дополнительным светом и системой орошения, имеется титан для нагрева поливочной воды, стеллажи для размещения растений.

Для организации занятий по программе «Школа растениеводства» в оранжерее имеются дополнительные подсобные помещения:

  • Раздевалка для хранения рабочей одежды.
  • Инструментальная комната со шкафами для хранения инструментов
  • Хозяйственная комната с холодильником для хранения корневищ, клубней и удобрений, стеллажами для кашпо, горшков, контейнеров.

На занятиях по программе «Школа растениеводства», используются следующие инструменты: лопаты большие и маленькие, вилы, рыхлители большие и меленькие, грабли, катушка с поливочным шлангом, сучкорезы, секаторы, садовые ножницы, ведра, лейки, опрыскиватели, колышки, перчатки, тачки, поливочные бочки.

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Педагогические методы и технологии:

Формы и методы работы (коллективные, подгрупповые, индивидуальные, самостоятельные):

  • познавательные беседы
  • тематические экскурсии
  • тесты
  • познавательные опыты и эксперименты
  • исследовательская деятельность в лаборатории
  • ролевые и деловые игры
  • зарисовки
  • работы на участках прилегающих к оранжерее и территории реабилитационного центра.

Оценочная деятельность

Для того чтобы оценить деятельность обучающихся с нарушениями в умственном развитии важно придерживаться следующих правил:

  • поддерживать даже небольшой успех обучающихся, его усилия, прилагаемые для получения результата
  • оценивать действия воспитанника, а не личности
  • дать воспитаннику конструктивную оценку, показывать ему положительные перспективы его труда.

Основополагающими принципами построения программы «Школа Растениеводства» являются:

  • целостность и непрерывность;
  • научность в сочетании с доступностью;
  • практическая направленность;
  • концентричность в структуризации материала.

Используемая литература

  1. B.B. Чуб, К.Д. Лезина Уход за комнатными растениями, - М.: Мир книги, 2008
  2. Агишева Т.А. Ландшафтный дизайн для начинающих. - М.: ООО ИКТЦ «лада», 2008 ISBN 978-5-94832-281-0
  3. Азбука цветов / Составитель И.В. Рошаль - СПб.: Кристалл; Терция, 1998. - 368 с., ил.
  4. Бондарева О.Б., Гончарова Е.Ю. Экзотические растения. - М.: ООО "ТД "Издательство Мир книги", 2006. - 240 с.: ил.
  5. Вахрушев А.А. и др. Мир и человек: Живые обитатели планеты: Учеб.для 3 кл. четырехлет. нач. шк. / А.А. Вахрушев, С.М. Алтухов, А.С. Раутиан. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 136 с.: ил.
  6. Воронцов В.В. Любимые садовые цветы. - М.: ЗАО "Фитон+", 2008 - 80 с.: ил
  7. Грюнвальд В. Полпулярные комнатные растения: распространенные виды, сорта и гибриды - СПб: ООО "СЗКЭО "Кристалл", 2006. - 208 с., ил.
  8. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 3 класса. - Самара: Корпорация "Федоров", Издательство "Учебная литература", 2003. - 192 с.: ил
  9. Клепина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 7 класс. - М.: "Просвещение", 2009. - 224 с.: ил.
  10. Ковалева Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд: учеб для 9 кл. спец. (коррекц) образоват. учреждений VIII вида / Е.А. Ковалева. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с.: ил.
  11. Комнатные растения. Самая полная энциклопедия / авт.-сост. М.Н. Якушева. - Минск: Харвест, 2007. - 288 с.
  12. Спутник садовода, Сост. О.Н. Мятовский. - Тула: Изд. «Пересвет»
  13. Хаберер М. Атлас многолетников /Пер. с нем. И.А. Забелиной - РИПОЛ КЛАССИК, 2003, ISDN 5-7905-1773-0
  14. Хессайон Д.Г. Все о болезнях и вредителях растений.  / пер. Романова О.И. - Издательство "Кладезь-Букс", 2008. - 128 с.: ил
  15. Хессайон Д.Г. Все о цветах в вашем саду. / пер. Романова О.И. - Издательство "Кладезь-Букс", 2004. - 256 с.: ил
  16. Черныш И.В. Поделки из природных материалов. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 160 с.: ил. - ("Основы художественного ремесла")
  17. Штырлина О.В., Румянцев Ю.А. Краткий определитель растений для любителей природы. - Н. Новгород: Изд. ООО «Вектор - Т и С»,2001. ISBN 5-93126-007-

Способы определения результативности

Наличие у обучающихся определенного уровня знаний о растениях, их жизнедеятельности (диагностическая карта 1).

Показатели

Баллы

Начало года

Конец года

1.

Знает, называет и показывает части растений:

- корень

1

- ствол, стебель

1

- лист, цветок

1

2.

Различает и называет комнатные растения:

- традесканция

1

- монстера

1

- хлорофитум

1

- колеус

1

- маранта

1

- фиалка

1

- алоэ

1

- каланхоэ

1

- фикус

1

- герань

1

3.

Знает и перечисляет условия, необходимые растениям для жизнедеятельности:

- свет, влага, тепло

1

- питательные вещества

1

4.

Знает и называет способы размножения:

- черенками

1

- делением куста и корневищ

1

- усами, отпрысками

1

5

Знает что такое пикировка растений

3

6.

Умеет распознавать состояние растений

3

7.

Умеет самостоятельно определять:

- по внешнему виду растений его состояние

1

- выявлять необходимые способы ухода

1

 8.

Умеет определять нуждается ли растение в пересадке

1

 9.

Знает какую роль в жизни человека играют растения:

- выделяют кислород

1

- поглощают углекислый газ

1

- используются в пищу

1

- обладают лечебными свойствами

1

- вызывают положительные эмоции

1

Максимальное количество баллов

23

Параметры сформированности коммуникативных навыков (диагностическая карта 2).

Показатели

Баллы

Начало года

Конец года

1.

При выполнении групповых заданий не возникает конфликтных ситуаций.

1

2.

Охотно выполняет групповые задания

1

Максимальное количество баллов

2

Параметры сформированности трудовых навыков(диагностическая карта 3).

Показатели

Баллы

Начало года

Конец года

1.

Самостоятельно, аккуратно и правильно поливает растения

1

2.

Самостоятельно, аккуратно рыхлит почву

1

3.

Самостоятельно по инструкции взрослого может формировать крону растения.

1

4.

Может самостоятельно:

мыть растение

1

удалять сухие листья

1

5.

Умеет выполнять перевалку растения с незначительной помощью взрослого

1

6.

Может самостоятельно сажать луковичные растения

1

7.

Может самостоятельно

сажать семена

1

сажать черенки

1

8.

Умеет самостоятельно осуществлять уход за всходами и саженцами.

1

9.

Умеет с помощью педагога проводить обрезку

1

Максимальное количество баллов

11

Параметры сформированности эмоционально-положительного отношения к объектам флоры(диагностическая карта 4).

Показатели

Баллы

Начало года

Конец года

1.

Охотно выполняет действия и манипуляции с растениями

1

2.

Эмоционально воспринимает красоту окружающей природы

1

Максимальное количество баллов

2

МОНИТОРИНГ

результатов обучения  учащихся по дополнительной

общеобразовательной  общеразвивающей программе социально-педагогической направленности

«Школа растениеводства»

Теоретическая подготовка

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

практически не усвоил   теоретическое содержание программы;

0

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;

1

объем усвоенных знаний составляет более ½;

2

освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

3

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

не знает и не употребляет специальные термины;

0

Наблюдение, собеседование,

контрольный опрос,

тестирование

знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;

1

сочетает специальную терминологию с бытовой;

2

специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

3

Практическая подготовка

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. плана программы)

Соответствие  практических умений и навыков программным требованиям

практически не овладел умениями и навыками;

0

Наблюдение, контрольное задание,

видеофиксация

овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;

1

объем усвоенных  умений и навыков составляет более ½;

2

овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными  программой за конкретный период

3

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

не пользуется специальными приборами и инструментами;

0

Наблюдение, контрольное задание

испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;

1

работает с оборудованием с помощью педагога;

2

работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

3

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;

0

Наблюдение, контрольное задание,

фото и видеофиксация

репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;

1

творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;

2

творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.

3

Основные компетентности

Коммуникативные

(опыт общения)

Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей

  • Адекватность восприятия информации идущей от педагога

  • объяснения педагога не слушает,  учебную информацию не воспринимает;

0

Наблюдение

собеседование,

контрольный опрос

  • испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом
  • воспринимает учебную информацию;  

1

  • слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при  напоминании  и контроле, иногда принимает во внимание мнение других;

2

  • сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других.

3

Организационные

(опыт самостоятельной деятельности)

Организовывать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой

рабочее место организовывать не умеет;

0

Наблюдение

собеседование

испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи  педагога;

1

организовывает  рабочее место и убирает за собой  при  напоминании педагога;

2

самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой

3

Планировать и организовать работу,   распределять учебное время

Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время

организовывать работу и распределять время не умеет;

0

Наблюдение

собеседование

испытывает серьезные затруднения при  планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи  педагога;

1

планирует и организовывает работу, распределяет время при  поддержке (напоминании);

2

самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время.

3

Аккуратно, ответственно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;

0

Наблюдение

собеседование

испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

1

работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании  педагога;

2

аккуратно, ответственно выполняет работу,  контролирует себя сам.

3

Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

правила ТБ не запоминает и не выполняет;

0

Наблюдение

собеседование

овладел менее чем ½ объема  навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой;

1

объем усвоенных навыков составляет более ½;

2

освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы.

3

Опыт социально-значимой деятельности

Участие в различных мероприятиях

Способность участвовать в социально-значимой деятельности, стремление к участию в мероприятиях различного уровня

не стремится и не участвует в мероприятиях;

0

Наблюдение

собеседование

участвует в мероприятиях на уровне творческого объединения;

1

участвует в мероприятиях на уровне учреждения;

2

участвует в мероприятиях  различного уровня.

3


ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

мониторинга результатов обучения  учащихся  по дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе социально-педагогической направленности

«Школа растениеводства»

Педагог:                                         

Группа                 

Учебный год                          

Фамилия,

имя

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Основные компетенции

Теоретические знания по основным разделам программы

Владение специальной терминологией

Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Владение специальным оборудованием и оснащением

Соблюдение в процессе деятельности правил безопасности

Творческие навыки

Опыт общения (слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнения других)

Опыт самостоятельной деятельности (организовывать свое рабочее, учебное  место)

Опыт самостоятельной деятельности  (аккуратно, ответственно выполнять работу)

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Общий балл

Средний балл

 

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

мониторинга результатов обучения  воспитанников  по дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе художественной направленности

«Декоративно – прикладное творчество»

Педагог: Казакова Е. Л.

Группа № 1

Учебный год  2019-2020

Фамилия,

имя

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Основные компетенции

Теоретические знания по основным разделам программы

Владение специальной терминологией

Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Владение специальным оборудованием и оснащением

Соблюдение в процессе деятельности правил безопасности

Творческие навыки

Опыт общения (слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнения других)

Опыт самостоятельной деятельности (организовывать свое рабочее, учебное  место)

Опыт самостоятельной деятельности  (аккуратно, ответственно выполнять работу)

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Александра А.

0

   1

1

2

2

3

1

2

3

3

3

3

2

3

2

3

2

2

Ирина Б.

2

3

1

1

2

3

2

2

3

3

3

3

2

2

2

2

2

3

Наталья В.

1

2

1

2

3

3

2

3

2

3

2

2

1

2

2

2

2

3

Татьяна И.

1

2

0

1

1

2

1

2

2

2

2

3

1

2

1

2

2

2

Инна Л.

1

1

0

1

2

3

0

1

2

3

2

2

1

2

1

2

2

2

Мария Л.

2

3

0

1

2

3

2

3

2

3

3

3

2

2

2

2

2

3

Екатерина М.

1

2

0

1

3

3

0

1

3

3

3

3

2

2

2

2

2

3

Наталья С.

0

1

0

1

1

2

1

2

2

2

1

2

2

3

1

2

1

2

Екатерина С.

2

3

1

2

2

3

2

3

3

3

1

2

2

3

2

3

2

3

Татьяна Ш.

0

1

0

1

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

2

3

Общий балл

10

19

4

13

19

27

12

21

24

28

21

25

16

23

16

22

19

26

Средний балл

1

1,9

0,4

1,3

1,9

2,7

1,2

2,1

2,4

2,8

2,1

2,5

1,6

2,3

1,6

2,2

1,9

2,6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ДО по футболу Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»

Рабочая программа ДО по футболу. Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА»

Предмет робототехники  это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.Возникнув на основе кибернетики и ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Поваренок» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-культурной направленности «Поваренок»

Образовательная программа «Поваренок» направлена на формирование культуры здоровья и охраны жизнедеятельности. По функциональному назначению- учебно-познавательная, по форме реализации- кр...

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей "Литературное мастерство"

Актуальность программы заключается в комплексном изучении литературного мастерства детьми среднего школьного возраста, обеспечивающем развитие способности создавать художественный текст, моделировать ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Хочу учиться!» для учащихся начальной школы

Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая)программа «Хочу учиться!»для учащихся начальной школы...

Приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Город мастеров» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ЗАНЯТИЙ по компетенции «Технологии моды»

Рабочая программа по компетенции «Технологии моды»  является учебно-познавательной; по форме организации –групповой; по времени реализации – краткосрочной. Основывается на...

Рабочая программа практического курса занятий по компетенции «Управление железнодорожным транспортом». Приложение 3 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Профориентационная смена «Город мастеров»

Рабочая программа по компетенции «Управление железнодорожнымтранспортом» (далее – программа) является учебно-познавательной; по формеорганизации – групповой; по времени реализа...