ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА»
рабочая программа на тему
Предмет робототехники это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.
Возникнув на основе кибернетики и механики, робототехника, в свою очередь, породила новые направления развития и самих этих наук. В кибернетике это связано, прежде всего, с интеллектуальным направлением и бионикой как источником новых, заимствованных у живой природы идей, а в механике – с многостепенными механизмами типа манипуляторов.
Робототехника - это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами.
На занятиях по Робототехнике осуществляется работа с образовательными конструкторами серии LEGO Mindstorms и POP-BOT . Для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальный язык программирования RoboLab и Arduino.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_robototehnika_izm.doc | 248 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор ГБПОУ КС №54
Протокол №_____________ ________________И.А. Павлюк
от «____» __________ 20____г. от «___»___________ 20_____г.
Н А П Р А В Л Е Н Н О С Т Ь: Т Е Х Н И Ч Е С К А Я
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РОБОТОТЕХНИКА»
Уровень программы - базовый
Возраст обучающихся – 12 -18 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель:
Хохлов Сергей Николаевич,
преподаватель спецдисциплин
Москва
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ:
2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ.
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Предмет робототехники это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.
Возникнув на основе кибернетики и механики, робототехника, в свою очередь, породила новые направления развития и самих этих наук. В кибернетике это связано, прежде всего, с интеллектуальным направлением и бионикой как источником новых, заимствованных у живой природы идей, а в механике – с многостепенными механизмами типа манипуляторов.
Робототехника - это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами.
На занятиях по Робототехнике осуществляется работа с образовательными конструкторами серии LEGO Mindstorms и POP-BOT . Для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальный язык программирования RoboLab и Arduino.
Образовательная программа по робототехнике это один из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и программирования. Во время занятий обучающиеся научаться проектировать, создавать и программировать роботов. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование.
В распоряжении обучающихся будут предоставлены Лего-конструкторы и конструкторы на базе ARDUINO, оснащенные специальным микропроцессором, позволяющим создавать программируемые модели роботов. С его помощью обучаемый может запрограммировать робота на выполнение определенных функций.
Дополнительным преимуществом изучения робототехники является создание команды единомышленников и ее участие в олимпиадах по робототехнике, что значительно усиливает мотивацию обучающихся к получению знаний.
Образовательная программа по робототехнике имеет техническую направленность, т.к. так как в наше время робототехники и компьютеризации необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.
Актуальность развития данной программы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нано технологии, электроника, механика и программирование. Т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники.
В педагогической целесообразности данной программы не приходиться сомневаться, т.к. обучающиеся научатся объединять реальный мир с виртуальным. В процессе конструирования и программирования кроме этого обучающиеся получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.
Возраст обучающихся колеблется от 12 до 18 лет.
Сроки реализации программы 1 год.
Режим работы, в неделю 2 занятия по 2 часа. Часовая нагрузка 144 часа.
Цель: развитие творческих способностей и формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе конструирования и проектирования.
Задачи:
Обучающие:
- дать первоначальные знания по устройству робототехнических устройств;
- научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств;
- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при конструировании робототехнических средств.
Воспитывающие:
- формировать творческое отношение по выполняемой работе;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Развивающие:
- развивать творческую инициативу и самостоятельность;
- развивать психофизиологические качества обучающихся: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.
Прогнозируемый результат:
По завершению данной дополнительной образовательной программы обучающиеся должны:
Знать:
- теоретические основы создания робототехнических устройств;
- элементную базу при помощи которой собирается устройство;
- порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами;
- порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств;
- правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами.
Уметь:
- проводить сборку робототехнических средств с применением LEGO конструкторов и конструкторов Arduino;
- создавать программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов.
Ожидаемые результаты программы дополнительного образования и способы определения их результативности заключаются в следующем:
- результаты работ обучающихся будут зафиксированы на фото и видео в момент демонстрации созданных ими роботов из имеющихся в наличии учебных конструкторов по робототехнике;
- фото и видео материалы по результатам работ обучающихся будут размещаться на сайте колледжа;
- фото и видео материалы по результатам работ обучающихся будут представлены для участия на фестивалях и олимпиадах разного уровня;
Механизм отслеживания результатов
Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- олимпиады;
- соревнования;
- фестивали;
- учебно-исследовательские конференции (научно практическая конференция городских учебно-исследовательских работ)
- УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ раздела | Название раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводный раздел. | 2 | 2 | |
2 | Основы конструирования | 8 | 2 | 6 |
3 | Альтернативные источники энергии | 8 | 2 | 6 |
4 | Первое знакомство с программой LEGO Mindstorms Eduсation | 4 | 2 | 2 |
5 | Программирование серводвигателя | 16 | 4 | 12 |
6 | Создание и программирование роботов с одним датчиком | 6 | 2 | 4 |
7 | Создание и программирование роботов с несколькими датчиками | 18 | 2 | 16 |
8 | Рука для робота | 12 | 2 | 10 |
9 | Имитируем способы передвижения живых организмов | 16 | 2 | 14 |
10 | Изучение аппаратно-вычислительной платформы ARDUINO | 18 | 2 | 16 |
11 | Программирование мобильного робота POP-BOT | 36 | 2 | 34 |
Итого |
| 144 | 24 | 120 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ.
Раздел 1. Вводный раздел
Введение. Техника безопасности. Роботы вокруг нас. Знакомство с оборудованием конструктора LEGO NXT Mindstorms: электронные компоненты, соединительные и конструкционные элементы.
Раздел 2. Основы конструирования
Прочность конструкции и способы повышения прочности. Блок и рычаг. Ременная передача. Шасси для мобильного робота. Устойчивость модели.
Раздел 3. Альтернативные источники энергии
Преобразование энергии ветра и воды. Применение силы ветра для движения модели.
Раздел 4. Первое знакомство с программой LEGO Mindstorms Eduсation
Подключение NXT. Команды, палитры инструментов. Использование дисплея NXT. Создаем анимацию.
Раздел 5. Программирование серводвигателя
Устройство и применение. Зубчатые передачи. Блок Движение. Разработка программ «Движение вперед-назад», «Робот-волчок», «Движение с ускорением», «Изучаем тормоза». Плавный поворот, движение по кривой. Разработка программ «Восьмерка», «Змейка», «Поворот на месте», «Спираль». Блок Цикл. Первая подпрограмма. Разработка программ «Парковка», «Выход из лабиринта».
Раздел 6. Создание и программирование роботов с одним датчиком
Управление роботом с помощью микрофона. Блок Переключатель. Датчик касания. Обнаружение препятствия с помощью датчика касания. Датчик освещенности. Ограничение движения линией. Движение вдоль линии с применением датчика освещенности. Ультразвуковой датчик. Определение роботом расстояния до препятствия. Изготовление роботов для состязаний «Движение по линии», «Лестница» с использованием одного датчика. Итоговое занятие в форме состязания роботов.
Раздел 7. Создание и программирование роботов с несколькими датчиками
Движение по линии с применением двух датчиков. Робот, исследующий местность. Конструкция с применением ультразвукового датчика и датчика освещенности. «Горячо – Холодно». Обнаружение источников тепла. Создание робота с использованием датчика температуры и датчика света. Создание робота с применением датчиков магнитного поля и освещенности. Создание робота с применением датчика магнитного поля и ультразвукового датчика.
Раздел 8. Рука для робота
Создание «Робота-художника», «Автопогрузчика», «Руки для кубиков», «Робота-манипулятора», «Робота-сортировщика».
Раздел 9. Имитируем способы передвижения живых организмов
«Робот-гусеница», «Робот-собака», «Сороконожка», «Робот-рыба», «Робот-гуманоид».
Раздел 10. Изучение аппаратно-вычислительной платформы ARDUINO
Биты и байты. Базовая структура программы. Последовательное выполнение программы. Прерывание выполнения программы. Структура программы Arduino. Первая программа с Arduino. Команды Arduino и их применение. Комментарии в исходном тексте . Фигурные скобки. Точка с запятой. Типы данных и переменные. Имя переменной. Локальные и глобальные переменные. Различные типы данных. Операторы. Директива #define. Управляющие конструкции. Циклы. Функции и подпрограммы. Функции преобразования типа. Математические функции. Последовательный ввод/вывод. Как функционирует последовательный интерфейс? Программная эмуляция. Конфигурация входа/выхода и установка порта. Аналоговый ввод данных и АЦП. Аналоговый выход ШИМ. Некоторые специальные функции. Установка паузы с помощью delay. Функции случайных чисел . Регулятор уровня яркости светодиода с транзистором. Плавное мигание. Подавление дребезга контактов кнопок. Задержка включения. Задержка выключения. Светодиоды и Arduino. Подключение больших нагрузок. ЦАП на основе ШИМ-порта. С музыкой все веселей. Свет свечи с помощью микроконтроллера. Контроль персонала на проходной. Часы реального времени. Программа школьных часов. Управление вентилятором . Автомат уличного освещения. Сигнализация. Кодовый замок. Измеритель емкости с автоматическим выбором диапазона. Профессиональное считывание сопротивления потенциометра. Сенсорный датчик. Конечный автомат.
Раздел 11. Программирование мобильного робота POP-BOT
Базовые перемещения РОР-ВОТ. Бампер робота РОР-ВОТ. Простейшее программирование ЖКИ SLCD16x2. Управление ЖКИ SLCD16x2 с помощью команд. Обнаружение белых и черных участков поверхности. Движение РОР-ВОТ в пределах границы. Движение РОР-ВОТ между двумя параллельными линиями. Движение робота вдоль черной линии. Обнаружение пересечения линий. Движение РОР-ВОТ вдоль линий, пересекающихся под углом. Движение по участку с большим количеством пересекающихся линий. РОР-ВОТ обнаружение края стола. Чтение данных с модуля GP2D120. Бесконтактная система предотвращения столкновений. Управление сервомоторами. Поиск объектов.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основными принципами обучения являются:
- Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники.
- Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития обучающихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
- Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
- Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, обучающийся не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества.
- Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает обучающийся, должны быть обоснованы. Нужно учить, обучаемых, критически осмысливать, и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога.
- Наглядность. Объяснение техники сборки робототехнических средств на конкретных изделиях и программных продукта. Для наглядности применяются существующие видео материалы, а так же материалы своего изготовления.
- Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.
- Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Не прочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой.
- Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей обучающихся.
На занятиях используются различные формы организации образовательного процесса:
- фронтальные (беседа, лекция, проверочная работа);
- групповые (олимпиады, фестивали, соревнования);
- индивидуальные (инструктаж, разбор ошибок, индивидуальная сборка робототехнических средств).
Для предъявления учебной информации используются следующие методы:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Для стимулирования учебно-позновательной деятельности применяются методы:
- соревнования;
- поощрение и порицание.
Для контроля и самоконтроля за эффективностью обучения применяются методы:
- предварительные (анкетирование, диагностика, наблюдение, опрос);
- текущие (наблюдение, ведение таблицы результатов);
- тематические (билеты, тесты);
- итоговые (соревнования).
Основные направления и содержание деятельности
Теоретические занятия по изучению робототехники строятся следующим образом:
- объявляется тема занятий;
- раздаются материалы для самостоятельной работы и повторения материала или указывается где можно взять этот материал;
- теоретический материал преподаватель дает обучаемым, помимо вербального, классического метода преподавания, при помощи различных современных технологий в образовании (аудио, видео лекции, экранные видео лекции, презентации, интернет, электронные учебники);
- проверка полученных знаний осуществляется при помощи тестирования обучаемых.
Практические занятия проводятся следующим образом:
- объявляется тема занятий;
- преподаватель показывает конечный результат занятия, т.е. заранее готовит (собирает робота или его часть) практическую работу;
- далее преподаватель показывает, используя различные варианты, последовательность сборки узлов робота;
- преподаватель отдает обучаемым, ранее подготовленные самостоятельно мультимедийные материалы по изучаемой теме, либо показывает где они размещены на его сайте посвященном именно этой теме;
- далее обучаемые самостоятельно (и, или) в группах проводят сборку узлов робота;
- практические занятия начинаются с правил техники безопасности при работе с различным инструментом и с электричеством и разбора допущенных ошибок во время занятия в обязательном порядке.
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ1. Компьютерный класс (14 компьютеров) – на момент программирования робототехнических средств, программирования контроллеров конструкторов, настройки самих конструкторов, отладки программ, проверка совместной работоспособности программного продукта и модулей конструкторов.
2. Наборы конструкторов:
- LEGO MINDSTORMS Education NXT Базовый набор 9797 – 8 шт;
- LEGO MINDSTORMS NXT Набор ресурсный 9695 – 8шт
- РОР – ВОТ – 13 шт;
- Контроллеры Arduino – 13 шт;
- Монтажные платы – 13 шт;
- Резисторы на 220 Ом - 30 шт.
- Резисторы на 1 кОм - 30 шт.
- Резисторы на 10 кОм - 30 шт.
- Переменный резистор (потенциометр) - 30 шт.
- Фоторезистор - 13 шт.
- Термистор - 13 шт.
- Конденсаторы керамические на 100 нФ - 40 шт.
- Конденсаторы электролитические на 10 мкФ - 40 шт.
- Конденсаторы электролитические на 220 мкФ - 40 шт.
- Транзисторы биполярные - 13 шт.
- Транзистор полевой MOSFET - 13 шт.
- Диоды выпрямительные - 13 шт.
- Светодиоды 5 мм красные - 13 шт.
- Светодиоды 5 мм зелёные - 13 шт.
- Светодиоды 5 мм жёлтые - 13 шт.
- Трёхцветный светодиод - 13 шт.
- 7-сегментный индикатор - 13 шт.
- Кнопка тактовая - 40 шт.
- Пьезо-пищалка - 13 шт.
- Выходной сдвиговый регистр 74HC595 - 13 шт.
- Инвертирующий Триггер Шмитта - 13 шт.
- Клеммник нажимной - 13 шт.
- Соединительные провода «папа-папа» - 130 шт.
- Кабель USB тип A — B - 13 шт.
- Кабель питания от батарейки Крона - 13 шт.
- Штырьковые соединители (1×40) - 20 шт.
- Мотор FA-130 - 20 шт.
- Микросервопривод - 10 шт.
- Светодиодная шкала - 13 шт.
- Текстовый экран 16×2 - 13 шт.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Белиовская Л.Г., Белиовский А.Е. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW. – М.: ДМК, 2010, 278 стр.;
- ЛЕГО-лаборатория (Control Lab):Справочное пособие, - М.: ИНТ, 1998, 150 стр.
- ЛЕГО-лаборатория (Control Lab).Эксперименты с моделью вентилятора: Учебно-методическое пособие, - М.: ИНТ, 1998, 46 с.
- Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. – М.: NT Press, 2007, 345 стр.;
- ПервоРобот NXT 2.0: Руководство пользователя. – Институт новых технологий;
- Применение учебного оборудования. Видеоматериалы. – М.: ПКГ «РОС», 2012;
- Программное обеспечение LEGO Education NXT v.2.1.;
- Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, 59 стр.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Соммер У.Программирование микроконтроллерных плат Arduino/Freeduino. – СПБ.: БХВ-Петербург, 2012. – 256 с.
- Петин В.А. Проекты с использованием контроллера Arduino. – СПБ.: БХВ-Петербург, 2014. – 401 с.
- Оуэн Бишоп. Программирование LEGO MINDSTORMS NXT, 2008. – 256 с.
- Лидия Белиовская, Александр Белиовский. Программируем микрокомпьютер NXT. - ДМК Пресс, 2013. - 280 с.
- ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...
Дополнительная образовательная программа (объединения дополнительного образования) «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО) 2016 год.
Программа расчитана на обучающихся: 16-17 лет и направлена на формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; расширение знаний обучающихся о способах приготовления ...
Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения» разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...
Дополнительная общеобразовательная программа подготовительных Английский язык (разговорный курс) по методике New Headway Pre-Intermediate (уровень ниже среднего) для дополнительного образования
РП для подготовительных курсов...
2019 год Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО"
Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО" направлена на формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; рас...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год
Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Размещенная методическая разработка "Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы" будет полезна студентам,педагогам и спецалистам в обла...