Конференция:"Металлы внутри нас"
классный час
Предварительный просмотр:
ГАПОУ КО «КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрен на заседании ЦМК химических дисциплин Протокол № ______ от "___"_________ 2021 г. Председатель ЦМК: _______________________ Галузина Т.А. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе _______________ Л.А. Назарова |
Методическая разработка
Конференция
«Металлы внутри нас»
Специальности:
34.02.01 «Сестринское дело»
Курс: 1
Преподаватель: Карапетян А.С.
Калуга, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………..….2
Методический блок …………………….…………………………………2
Информационный блок ………………….………………………………. 3
Практическая часть ……………………………………………………… 9
Список литературы ……………………………………………………… 10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка предназначена для подготовки студенческой научно-практической конференции, посвященной изучению биологической роли некоторых металлов.
Конференцию проводится со студентами 1 курса с целью формирования у них личностных результатов в обучении, развитие междисциплинарных связей, повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом; Полученная в ходе конференции информация поможет не только в дальнейшей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Важным этапом при проведении конференции является подготовительный этап. Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы студентов, участвующих в подготовке и проведении конференции, с целью продолжения формирования у них общих и профессиональных компетенций, позволяющих развивать у студентов способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.
Роль студента заключается в том, чтобы в процессе подготовительной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания и умения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Форма занятия – конференция
Цели:
Образовательная: повторить и углубить знания студентов о металлах и их биологической роли.
Развивающая: развитие критического мышления, самостоятельности, способности к рефлексии, общеучебных умений, наблюдательности, поисковой деятельности.
Воспитательная: воспитание положительного отношения к будущей профессии , воспитание положительной мотивации учения, чувства ответственности за природу.
Планируемые результаты.
личностные:
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических и биологических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной химической, биологической и экологической науки для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметные:
1. использование различных видов познавательной деятельности и основных − интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи,
2. применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
предметных:
1. уверенное пользование химической, биологической, экологической терминологией и символикой; владение основными методами научного познания: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
2. умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
Методы
1. Рассказ
2. Индивидуальная работа
3. Проблемно-поисковый
4. Иллюстративный
5. Творческий
6. Демонстрационный
Используемые педагогические технологии
-технология развития критического мышления
-развивающее обучение;
-здоровьесберегающие технологии
Формы учебной деятельности
Фронтальная
Индивидуальная
Средства обучения, оборудование
Мультимедийная презентация, задания для самоподготовки
Задачи
1. Изучить биологическую роль некоторых металлов
2. Рассмотреть заболевания, которые возникаю при избытке и недостатке некоторых металлов в организме
3. Оформить стенгазеты
ПЛАН КОНФЕРЕНЦИИ
- Доклады студентов – 30 мин.
- Проведение опроса – 5 мин.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
- Биологическая роль калия
Калий входит в группу структурных макроэлементов, его содержание в организме взрослого человека массой 60 кг составляет около 120 грамм в зависимости от веса, конституции, пола и возраста.
Биологическая роль калия
Калий вместе с другими важнейшими электролитами обеспечивает необходимое осмотическое давление в биологических жидкостях организма и в клетках, является компонентом буферных систем, поддерживает электрический потенциал на мембранах клеток всех тканей.
Главная биологическая функция калия — формирование совместно с другими электролитами (натрий, хлор) разницы потенциалов на мембранах клеток и передача ее изменения по клеточной мембране, за счет обмена с ионами натрия, что особенно важно для нервных и мышечных клеток. Это обуславливает постоянное присутствие в клетках натрия, хлора и калия. В организме эти элементы содержатся в определенном соотношении, обеспечивая гомеостаз (постоянство внутренней среды). Нарушение равновесия между калием и натрием ведет к патологии водного обмена, обезвоживанию, мышечной слабости.
Основные функции калия в организме:
- обеспечение возбудимости и проводимости клеток нервной системы и мышечных клеток, участие в передаче нервных импульсов и сокращении мышечных клеток
- поддержка осмотического давления в клетках, тканях и биологических жидкостях
- обеспечение кислотно-щелочного равновесия
- участие в нервной регуляции сердечных сокращений
Пищевые источники калия
Калий в основном содержится в растительных продуктах, однако некоторые виды животных продуктов могут быть источником калия.
Наиболее богаты калием такие продукты, как: петрушка, курага, сухое молоко, шоколад, различные орехи (особенно миндаль и фисташки), картофель, бананы, авокадо, соя, отруби. Также калий присутствует в значительном количестве в большинстве фруктов, овощей, мясе и рыбе.
Необходимо помнить, что в организме существует определенный баланс между калием и натрием. Если он был нарушен (чаще всего наблюдается дефицит калия), то прием продуктов - источников калия приводит к увеличению выведения натрия, и наоборот.
При потреблении в основном продуктов животного происхождения человек сразу получает калий и натрий уже в сбалансированном соотношении.
Дефицит калия
- общая слабость, быстрое утомление
- мышечные судороги (часто возникают судороги ног по ночам)
- депрессия, снижение работоспособности
- снижение иммунитета и адаптационных возможностей организма к воздействию внешних факторов
- нарушения сердечнососудистой системы (нарушение ритма сердечных сокращений, сердечная недостаточность, обменные и функциональные нарушения в миокарде)
- ломкость волос, сухость кожи
- диспептические явления (тошнота, рвота, запор)
- нарушение функции почек
- невынашиваемость беременности
Избыток калия
- повышенная возбудимость нервной системы, раздражительность, беспокойство
- потливость
- слабость
- нейроциркуляторная дистония
- нарушения сердечнососудистой системы (аритмии, ослабление сократительной способности мышцы сердца)
- паралич скелетной мускулатуры
- кишечные колики
- частое мочеиспускание
- манифестация сахарного диабета
Суточная потребность в калии: 2500 мг
- Биологическая роль натрия
- поддерживает осмотическое давление и рН среды
- вместе с калием формирует электрический потенциал мембран клеток, за счет которого передается сигнал в нервных клетках, мышечных клетках и пр.
- участвует в транспорте через мембраны клеток аминокислот, сахаров, неорганических и органических анионов
- участвует в переносе оксида углерода в крови
- усиливает выделение почками различных продуктов метаболизма
- участвует в гидратации белков и растворении органических кислот
- участвует в образовании желудочного сока
- активирует ферменты слюны и поджелудочного сока
Пищевые источники
Натрий содержится практически во всех продуктах питания в количестве 15-80 мг на 100 г, однако наибольшее количество натрия человек получает с поваренной солью (хлоридом натрия).
Дефицит натрия
В норме дефицита натрия не наблюдают – наоборот, во всем мире борются с чрезмерным его потреблением!
- расстройства центральной нервной системы
- судорожные сокращения скелетных мышц
- слабость, понос, кишечные колики
- расстройства кровообращения
- кожные сыпи, выпадение волос
Последствия избытка натрия
артериальная гипертензия и гипертоническая болезнь (основное следствие при избыточном потреблении натрия)
Суточная потребность в натрии: 1300 мг
- Биологическая роль кальция
Кальций – жизненно необходимый для организма элемент, без которого невозможно нормальное течение биохимических процессов. Его недостаток, как и избыток, приводят к серьезным нарушениям здоровья.
Учеными подсчитано, что в норме на каждый кг веса человека приходится около 20 г кальция, и 98% этого количества содержатся в костно-суставных тканях. Об этом знают все, а вот что делают остальные 2% кальция, находящиеся в мягких тканях, крови, межклеточной жидкости?
Функции этого микроэлемента следующие:
- Обеспечивает прочность костей, в том числе зубов, и хрящевой ткани.
- Регулирует силу сердечных сокращений, их ритм.
- Нормализует артериальное давление.
- Обеспечивает прочность стенки сосудов.
- Участвует в холестериновом обмене, способствует выведению «плохого» холестерина из организма.
- Поддерживает нормальное функционирование нервной системы.
- Участвует в образовании гормонов щитовидной железы и других эндокринных органов.
- Участвует в процессе кроветворения и свертывания крови.
- Способствует укреплению клеточных мембран.
- Снижает активность попадающих в организм аллергенов.
- Обеспечивает хорошее состояние кожи, ногтей, волос.
- Принимает участие в формировании клеточного иммунитета, образовании антител.
Нехватка кальция в организме может вызвать ряд осложнений со здоровьем, среди которых можно выделить:
- Уменьшение минерализации и плотности костей (остеопороз), из-за чего они становятся более уязвимыми к механическому повреждению (переломам);
- Замедление роста детей, рахит;
- Наблюдаются заболевания зубов – кариес, пародонтит и другие;
- Ощущение онемения в конечностях;
- Мышечные судороги в различных частях тела, а также другие расстройства нервной системы – повышенная нервозность, беспокойство, депрессивные состояния, повышенная восприимчивость к стрессам, сонливость, нарушение умственной деятельности (слабоумие);
- Приступы тахикардии (учащенное сердцебиение);
- Расслоение и повышенная ломкость ногтей;
- Боль в суставах (артралгия);
- Повышенное артериальное давление, развитие гипертонии и даже приступов гипертонического криза;
- Обильные кровопотери при месячных;
- Повышенный уровень «плохого» холестерина в крови и развитие связанных с ним заболеваний – ИБС, инфаркт, инсульт;
- Запоры.
Чтобы организм не испытывал кальциевого дефицита, в рационе ежедневно должны быть следующие продукты:
- молоко и все изделия из него – различные сыры, творог, кефир и йогурты, сливки и сметана;
- морепродукты – мидии, устрицы, сардины, лосось, ламинария (морская капуста);
- сырые яйца;
- свежие овощи – лук, капуста – лучше цветная и брокколи;
- свежая и сушеная зелень – петрушка, кресс-салат, сельдерей, кинза, шпинат;
- фрукты – апельсины, ананас, абрикосы, виноград, смородина;
- бобовые – фасоль, горох, соя;
- орехи, семечки, кунжут, мак.
При чрезмерном поступлении кальция в организм могут развиться такие виды патологий:
- образование камней-кальцинатов в почках;
- повышение свертываемости крови, риск тромбозов, инсульта, инфаркта;
- потеря эластичности кровеносных сосудов, активное их склерозирование у пожилых людей;
- нарушение функции щитовидной и паращитовидных желез, развитие зоба;
- образование в тканях кальцинозов – отложений кальция;
- снижение подвижности суставов, подагрический полиартрит;
- общая мышечная слабость;
- угнетение нервной системы;
- повышение кислотности желудка;
- анемия за счет вытеснения кальцием железа.
- Биологическая роль магния
Магний (Magnium, Mg) – один из самых важнейших макроэлементов в организме человека, играющем непосредственную роль практически во всех обменных процессах.
Важность Mg и его роль в организме подчеркивают многие ученые, называя его — «металл жизни».
Большая часть магния – почти 99% находится в клетках организма, при этом, около 65% минерала сосредоточено в костной ткани, 33% в мягкой и 1-2% в жидкости.
Магний выполняет множество важных и полезных функций, среди которых:
1. Формирование и рост костной ткани, а также предотвращение уменьшения плотности костей (остеопороза);
2. Поддерживает здоровье зубов;
3. Регулирование передачи нервных импульсов от ЦНС по всему организму, и соответственно участие в управлении головным мозгом всего тела;
4. Поддерживает здоровье нервной системы – нормализует сон, помогает преодолевать стрессы и депрессию, понижает раздражительность, расслабляет мышцы, снимает усталость;
5. Является активатором работы половины всех ферментов в организме;
6. Способствует нормальному усвоению кишечником и метаболизму белка, углеводов, витаминов группы В, витаминов Е и С, калия, натрия и фосфора;
7. Является важным элементов для выработки из креатинфосфата аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая придает организму запас энергии;
8. Положительно воздействует на работу сердечно-сосудистой системы, предотвращая отложению в кровеносных сосудах атеросклеротических бляшек (атеросклероз), тем самым предотвращая – гипертонию, инфаркты, инсульты, ишиасы, формирование тромбов, ИБС;
9. Участвует в транспорте кислорода по всему организму, а также улучшает течение бронхиальной астмы и других заболеваний органов дыхания;
10. Регулирует уровень сахара в крови, предотвращая развитие сахарного диабета;
11. Благотворно воздействует на работу пищеварительной системы, предотвращает запоры, убирает спазмы в ЖКТ;
12. Благотворно воздействует на репродуктивную систему, предотвращая выкидыши, преждевременные роды и нарушения в формировании плода;
13. Снимает спазмы в органах мочеполовой системы, помогает полностью опорожнятся мочевому пузырю;
14. Является профилактическим средством против отложения камней в почках, желчном и мочевом пузырях, а также отложению солей кальция;
15. Предотвращает формирование и развитие подагры;
16. Согласно данным из Британского журнала об онкологии (British Journal of Cancer), магний препятствует развитию перерождения клеток в поджелудочной железе в злокачественную форму (рак поджелудочной железы);
17. Помогает легче переносить ПМС, климакс и другие состояния, связанные с гормональной перестройкой организма.
Дефицит магния в организме может вызвать ряд осложнений со здоровьем, среди которых можно выделить:
1. Нервные расстройства – головные боли, головокружения, депрессия, апатия, пониженная стрессоустойчивость, повышенная раздражительность, ухудшение умственное деятельности, снижение памяти, чувство нехватки кислорода;
2. Спазмы и судороги в мышцах, боль в области шеи и спине;
3. «Мурашки» или покалывание по всему телу;
4. Нарушения в работе сердечно-сосудистой системе – аритмии, повышенное артериальное давление, атеросклероз, склонность к появлению отеков;
5. Нарушения в работе ЖКТ – тошнота, запоры, боли в животе спастического характера, формирование камней в желчному пузыре (ЖКБ), почках;
6. Осложненное течение особых состояний в женском организме, обусловленных гормональной перестройкой – месячных, ПМС, климакса, беременность, которые могут сопровождаться болями, судорогами;
7. Склонность к повышенной ломкости костей, кариесу.
Растительные источники (мг на 100 г): семечки тыквы (544), чай (440), черный шоколад (347), арбуз (224), зерна кофе (200), гречка ядрица (200), какао в порошке (191), фундук (172)
- Биологическая роль цинка
Цинк (Zincum, Zn) – химический элемент, и микроэлемент для человеческого организма, играющий важную роль практически во всех физико-химических процессах, прежде всего в построении различных ферментов, РНК и ДНК.
В организме взрослого среднестатистического человека находится примерно 1,5-3 г цинка. Больше всего его присутствие обнаружено в мышечных тканях, печени, различных ферментах и поджелудочной железе. Причем у мужчин этого микроэлемента может быть вдвое больше, нежели у женщин.
Одна из основных функций цинка в человеке – формирование белка карбоангидраза, который присутствуя в эритроцитах (красные кровяные тельца) обеспечивает превращение углекислого газа в тканях и его обратный транспорт в легкие, откуда он и выводится с выдохом. Кроме того, в связи с тем, что Zn присутствует примерно в 400 ферментах, в большей мере ЖКТ, то без него практически невозможно нормальное усваивание пищи и превращение полезных и необходимых для организма веществ, поступаемых с продуктами.
Цинк выполняет и множество других полезных функций, среди которых:
- Участие в синтезе многих важных гормонов – инсулина, тестостерона, эстрогена, соматропина (гормон роста) и другие;
- Участие в репродуктивной функции у мужчин – стимулирует выработку семени, а также поддерживает функционирование и здоровье простаты;
- Нивелирует действие различных токсинов, т.к. находится в составе вырабатываемой печенью супероксиддисмутазы, выполняющей роль очищения организма, что также важно при алкогольном и других отравлениях, инфекционных болезнях;
- Берет непосредственное участие в формировании и поддержании стабильности ДНК и РНК, что минимизирует риск отклонений в развитии и жизнедеятельности живых организмов – мутации, рак и т.д.;
- Участие в синтезе коллагена, жизненно важного для здоровья связок, суставов, волос, кожи и других тканей;
- Участие в формировании новых клеток, что очень важно в период роста, а также при различных травмах и воспалительных процессах т.к. помогает тканям быстрее регенерироваться;
- В сочетании с витаминами C и A стимулирует активность иммунной системы, предотвращая развитие инфекционных и аутоиммунных болезней, уязвимость перед эмоциональными стрессами, неблагоприятными экологическими условиями пребывания;
- Защищает нервную систему от повреждения и неврологических расстройств, улучшает умственную деятельность, поддерживает хорошее настроение, улучшает сон;
- Участие в метаболизме витамина Е;
- Регулирует аллергический статус, предотвращая развитию сезонной аллергии, аллергического ринита и других;
- Является антиоксидантом;
- Повышает плотность костной ткани, помогает в борьбе с остеопорозом
- Биологическая роль железа
Железо (Ferrum, Fe) – химический элемент, играющий важнейшую роль в образовании крови и ее циркуляции. Так, гемоглобин (Hb), входящий в состав эритроцитов (красных кровяных телец) состоит большей частью из железа, благодаря которому кровь и окрашена в красный цвет. Основная функция гемоглобина – связываться с кислородом и доставлять кровь ко всем органам и тканям, питая их. После отдачи кислорода гемоглобин связывается с углекислым газом, который доставляет назад, к легким, что и является продуктом, выдыхаемым человеком или позвоночным животным.
Основными функциями железа, как микроэлемента в организме также являются – стимулирование иммунитета в ответ на инфекцию, регулирование роста и нормального развития ребенка, поддержка работы щитовидной железы и другие.
В организме взрослого среднестатистического человека находится примерно 3-4 г железа. В плазме крови Fe больше всего – около 3,5 мг. Кроме того, в процентном соотношении, феррум в организме присутствует в следующих видах — гемоглобин (68%), ферритин (27%), миоглобин (4%), трансферрин (1%).
Одна из основных функций железа в человеке – катализатор воздухообмена. ОН связывается с кислородом и с током крови доставляет его во все части тела, после доставки, он связывается с углекислым газом и выносит его обратно к легким, и далее, мы его выдыхаем.
Феррум выполняет множество и других полезных функций, среди которых:
- Участвует в процессе кроветворения – без него не может образовываться гемоглобин и миоглобин;
- Обеспечивает функционирование эндокринной системы, поддерживая работоспособность щитовидной железы;
- Косвенно участвует в синтезе ДНК, т.к. входит в состав различных ферментов, например — рибонуклеотид-редуктазы;
- Обеспечивает активность интерферонов и других иммунных клеток, за счет чего участвует в защите организма от инфекции и различных неблагоприятных факторов;
- Входя в состав клеток печени берет участие в очищении организма от токсинов, которыми могут выступать – испорченные продукты, алкоголь, лекарства, продукты жизнедеятельности патогенной микрофлоры (бактерии и другая инфекция) и т.д.;
- Благотворно воздействует на метаболизм (усвояемость) витаминов группы В, которые непосредственно берут участие в работоспособности сердечно-сосудистой и нервной системы;
- Участвует в процессах формирования и нормального роста организма, что немаловажно для детей;
- Поддерживает здоровье волос, ногтей, кожного покрова;
- Участвует во многих окислительно-восстановительных процессах, входя в состав различных ферментов окисления;
- Препятствует развитию анемии (малокровие) и других болезней кровеносной системы;
- Берет участие во внутриклеточных обменных процессах;
- Биологическая роль кобальта
Биологическая роль кобальта (цианокоболамина)
Для организма человека (и всех животных с однокамерным желудком) биологическую активность кобальт проявляет только в активной форме – в виде витамина В12 (цианокоболамина). Свободный кобальт не имеет доказанной биологической роли, а образование витамина В12 из кобальта в организме человека невозможно. Поэтому будет рассматриваться дефицит цианокоболамина.
Витамин В12 содержится только в продуктах животного происхождения.
Основные источники - печень, почки, мясо, рыба, яйца, молоко, молочные продукты, обогащенные пищевые продукты.
Дефицит кобальта (цианокоболамина)
Причины дефицита кобальта (цианокоболамина)
- недостаточное поступление с пищей
- нарушение всасывания вследствие заболеваний желудочно-кишечного тракта
- мегалобластная анемия
- глистная инвазия
- алкоголизм
Последствия дефицита кобальта (цианокоболамина)
- анемия
- расстройства центральной нервной системы (при тяжелых случаях – рассеянный склероз)
- мышечные расстройства
- депрессии (в пожилом возрасте)
- замедление развития в детском возрасте
Избыток кобальта
- Причины избытка кобальта
- избыточное поступление кобальта с пищей, водой или окружающей среды
- Последствия избытка кобальта
- поражения органов дыхания (кашель, бронхит, пневмония, пневмосклероз)
- нарушения кроветворения
- расстройства центральной нервной системы
- диспептические расстройства
- нарушения обоняния
- хронические риниты, фарингиты, ларингиты
Суточная потребность в кобальте:
Не нормируется в связи с нормирование его конечного соединения – витамина В12.
Однако некоторые авторы указывают на потребность в размере 20-50 мкг в сутки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Присутствующим в зале студентам предлагается ответить на вопросы:
- Этот металл входит в состав витамина В12 (кобальт)
- Избыток этого металла в организме повышает артериальное давление(натрий)
- Этот металл капельно вводят при высокой частоте сердцебиения(калий)
- Этот металл нормализует сон, помогает преодолевать стрессы и депрессию, понижает раздражительность, расслабляет мышцы, снимает усталость;(магний)
- Этот металл играет важнейшую роль в образовании крови и ее циркуляции., входящий в состав эритроцитов (железо)
- Нехватка этого металла приводит к замедлению роста детей, рахиту;(кальций)
- Этот металл участвует в выработке важнйших гормонов инсулина, тестостерона, эстрогена, соматропина (гормон роста) и другие; (цинк)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.Грин. "Судьба -не вне, она- внутри тебя". По рассказу "Зеленая лампа".
Разработка урока и преезнтация по литературе.Может быть использован для проведения уроков по программе 8 класса средней школы...
Трезвучие и секстаккорд второй ступени в каденции и внутри построения.
Лекционный мультимедийный материал по предмету "Гармония" на тему "Трезвучие и секстаккорд второй ступени в каденции и внутри построения". (Автор - М.С.Коняхина)....
Студенческая техническая конференция "Бронзовый век. История одного металла. Открытие меди и ее сплавов"
Выступление для студенческой технической конференции подготовлено студентом 1 курса по профессии Сварочное производство" в рамках учебной дисциплины "Материаловедение"....
Выступление на студенческой конференции. Тема: «Бронзовый век. История одного металла. Открытие меди и ее сплавов».
Цель выступления: Рассказать о значении открытия меди и ее сплавов для развития техники. Обратить внимание на применение чистой меди и сплавов в древние века и в электротехнике и электронике на сов...
Тезисы к докладу “ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ПРИНЯТЫХ ВНУТРЬ, С КОМПОНЕНТАМИ ПИЩИ И ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫМИ ФЕРМЕНТАМИ”
Тезисы к докладу“ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ПРИНЯТЫХ ВНУТРЬ, С КОМПОНЕНТАМИ ПИЩИИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫМИ ФЕРМЕНТАМИ” ПРЕДСТАВЛЕНЫ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ В СБОРНИКЕ РАБОТ открытой межрегиональ...
Конкурс внутри колледжа Преподаватель-2019
Технологическая карта учебного занятия...
Планета Земля. Что внутри?
Мастер класс по созданию модели планеты Земля. Изучение внутреннего строения планеты.https://cloud.mail.ru/public/5aBe/5kUz6pGKX...