Психологическая подготовка волейболиста
материал
В условиях возрастающей тенденции роста конкурентоспособности команд в современном волейболе роль психологической подготовки становится приоритетной для достижения победы над соперником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_podgotovka_voleybolista.docx | 43.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологическая подготовка волейболиста.»
С момента своего "изобретения" в конце XIX века, игра в волейбол, благодаря введению в 1998 г. новых правил соревнований переживает свое второе рождение. По своей распространенности эта игра занимает вместе с баскетболом и футболом ведущее положение на мировой спортивной арене.
В условиях возрастающей тенденции роста конкурентоспособности команд в современном волейболе роль психологической подготовки становится приоритетной для достижения победы над соперником. Наблюдения показывают, что исход соревнований по волейболу определяется в значительной степени психологическими факторами. Чем ответственнее соревнования, тем напряженнее спортивная борьба и тем большее значение приобретает психологическое состояние спортсменов.
В волейболе множество примеров, когда вопреки всем предсказаниям, основанным на оценке физической, технической и тактической подготовленности игроков, выигрывает относительно слабая команда. Объясняют же это, как правило, психологическими факторами. Высокий эмоциональный подъем, желание победить нередко приводят к победе над более сильным противником, который недооценивает соперника и вступает с ним в борьбу в состоянии меньшей мобилизованности. Во многих странах мира, согласно регистрационной численности активных сторонников, волейбол относят к абсолютно ведущим и популярным видам спорта.
За сто лет своего бурного развития волейбол прошел путь от игры ради отдыха и развлечения до олимпийского вида спорта с высокими требованиями к атлетической, технической и психологической подготовленности игроков. Вместе с тем, игра в волейбол продолжает оставаться одним из основных средств организации досуга, поддержания здорового образа жизни и восстановления работоспособности занимающихся.
В ходе исторического развития волейбола следует отметить ряд этапов, каждый из которых отличается совершенствованием определенных возможностей отдельных игроков и команд как в технике и тактике игры, так и в физической подготовке, а также соответствующими точками зрения на сущность тренировок. Учитывая, что игроки в современный волейбол должны отвечать ряду качеств: быть атлетически сложенными; физически быстрыми; ловкими, выносливыми, способными к точному восприятию решений в очень короткий промежуток времени; обладать высоким уровнем интеллектуального понимания хода развития игры; психически устойчивым к воздействию внешних неблагоприятных условий (поведение зрителей, судейство, сильный соперник)
С целью подготовки игроков высокого класса для волейбольных команд в мире существуют различные системы, создававшиеся в разных странах на протяжении десятков лет. В целом под системой спортивной подготовки подразумевается многолетний, круглогодичный, специально организованный и управляемый процесс воспитания, обучения и тренировки соответственно с требованиями вида спорта и индивидуальных особенностей спортсмена. Он происходит под педагогическим руководством и контролем со стороны тренера, который опирается на использование современного научного, медико-биологического и материально-технического обеспечения ю
Современная система подготовки волейболистов сложилась в 60-70 г.г. XX века и получила свое научное обоснование в работах отечественных ученых. Систему подготовки волейболистов условно можно разделить на ее составляющие: теоретическую, физическую, техническую, тактическую и морально-волевую (психологическую). По мнению ряда авторов к концу XX века уровень физической и технико-тактической подготовки волейболистов достиг своего максимального развития. С введением в 1998 г. новых правил, появилась возможность дальнейшего потенциального развития волейбола как спортивной игры
В связи с этим важно знать особенности спорта по сравнению с другими видами деятельности, основных психологических процессов и качеств личности, которые играют решающую роль в различных видах спорта. Отсюда вытекает и большое значение науки, изучающей психологию спорта.
Доктор медицинских наук профессор психологии Владимир Александрович Пономаренко отмечает, что волейбол, как и другие виды спорта, ценнейшее средство для развития жизненно важных для человека качеств и навыков.
По данным науки, игра в волейбол представляет собой динамическую и достаточно интенсивную работу. Отдельные матчи длятся более двух часов. Организм спортсмена получает очень высокую нагрузку, при которой пульс достигает 200 и более ударов в минуту. Таким образом, волейбол предъявляет значительные требования к организму спортсмена, его нервной системе и морально-волевым качествам. У волейболистов активизируется восприятие, внимание, память, мышление, воображение, обостряются эмоции.
Встречаясь с летчиками и наблюдая их во время игры, говорит Пономаренко, я таким образом имел возможность изучать их отношение друг к другу, эмоциональную напряженность, мышление, координацию движений, волевые качества и проч. Затем свои наблюдения соотносил с экспериментальными обследованиями по этим же свойствам психики и личности.
Когда же пришлось изучать действия человека в сложных ситуациях на земле и в воздухе, и особенно разрабатывать способы преодоления различного рода стрессоров (чрезмерных эмоциональных раздражителей), мне вновь пришли на помощь результаты исследований психических качеств человека во время игры в волейбол. Оперативное мышление человека, эмоциональная устойчивость, способность к прогнозированию предстоящей ситуации в конечном счете оказались основным буфером против страха, паники и просто ненадежности действий.
Теперь для меня стало ясной когда-то казавшаяся странной мысль о том, что волейбол формирует не только координацию движений, но и психическую устойчивость к сильноэмоциональным ситуациям.
Мы уже говорили, что многие волейболисты, как правило, добиваются физического и духовного совершенства, однако далеко не все, достигнув высот мастерства, обладают психической устойчивостью к разного рода трудностям. Отсюда срывы на соревнованиях. В связи с этим особое значение приобретает психологическая подготовка и отдельных игроков и всей команды.
Вместе с тем не следует рассматривать психологическую подготовку только как закаливание воли. Ведь воля — это способность к выбору средств деятельности для достижения поставленной цели и к внутренним усилиям для ее осуществления. Главное здесь заключается в осознании важности цели действия и формировании психологической установки для ее осуществления. Для волевого человека характерно не «я хочу», а «я должен». Таким образом, осуществляя волевые действия, человек всегда преодолевает себя.
Однако принять решение — это еще не все. Нужно осуществить его. Но на пути к реализации решения может возникнуть какая-либо помеха (например, волнение перед встречей с сильным соперником), которую необходимо преодолеть, т. е. применить усилия, или, как мы говорим, проявить силу воли.
Психологическую подготовку следует рассматривать не только как формирование воли спортсмена, но и как формирование такого образа мышления, которое позволяет волейболисту переиграть соперника в широком смысле этого слова. В любой игре суть психологического превосходства состоит в навязывании сопернику своей игры, т. е. своей тактики, своей воли. Заставить соперника подстраиваться под тебя, разгадывать твою тактику, принять твою игру — все это и составляет психологическое преимущество команды. Но это, так сказать, конечный эффект, а начинается все с формирования мотивов, установок, ориентаций на преданность коллективу, на любовь к игре, на стремление к победе.
Итак, конечной целью развития воли спортсмена является не только воспитание спортивного характера, но и формирование коллективных устремлений к решению поставленных задач. Главная из них — командная победа.
I Глава Общая психологическая подготовка. Развитие процессов восприятия
Специфика определенного вида спорта накладывает отпечаток на развитие тех или иных сторон психики человека и его восприятий: внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций, морально-волевых качеств. Так, решительность и смелость, например, автогонщика качественно отличаются от решительности и смелости волейболиста. Следовательно, для того чтобы определить и уточнить круг задач и их содержание в психологической подготовке волейболистов, необходимо изучить психологические особенности их деятельности. Знание этих особенностей поможет целенаправленно и планомерно воспитывать те психические качества волейболистов, которые необходимы для успешного выступления в соревнованиях.
Известно, что волейбол как спортивная игра характеризуется большой эмоциональной насыщенностью. Психологические особенности деятельности волейболиста определяются характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы. С помощью аппаратуры, киносъемки и других объективных методов регистрации действий волейболистов специалисты сумели охарактеризовать некоторые временные параметры игровых действий. Так, скорость полета мяча при нападающем ударе равна 20-30 м/с, при подачах - 12-15 м/с, время передачи для нападающего удара (вторая передача) равно 1,10-1,40 сек, а прострельной передачи м/с - 0,60-0,70 сек, время приема подачи - 1,40-1,50 сек, прием нападающего удара - 0,35-0,45 сек. Блокирование совершается за 2,00-2,05 сек, причем в три этапа: 1) распознавание действий противника и определение зоны, где необходимо ставить блок - 0,30-0,50 сек; 2) перемещение в зону блокирования - 1,00-1,15 сек; 3)прыжок и вынос рук над сеткой - 0,4-0,50 сек.
Основные двигательные действия волейболистов - это быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все действия характеризуются изменчивостью в процессе игры. На тренировках волейболисту приходится овладевать целой системой двигательных навыков, которые складываются из большого количества приемов защиты и нападения. Сложность игровых действий заключается и в том, что этот арсенал технических приемов приходится применять в различных сочетаниях и в условиях, требующих от игрока исключительной точности и дифференцированности движений, быстрого переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и характеру.
Волейбол предъявляет большие требования к психическим качествам спортсмена. При равном техническом и тактическом мастерстве побеждает команда, игроки которой проявляют большую волю к победе. В процессе учебно-тренировочной работы и соревнований перед спортсменами возникает большое количество объективных и субъективных трудностей, преодоление которых требует различных волевых качеств.
Волейбол - коллективная игра, и успешность действий достигается коллективными усилиями всех членов команды. Задачи и действия каждого спортсмена диктуются выполняемыми им функциями, но подчинены общим задачам коллектива. Такие понятия, как взаимосвязь, взаимозависимость, взаимодействие, взаимопонимание, взаимостраховка не только определяют степень сыгранности отдельных игроков, звеньев и всей команды в целом, но и характеризуют моральные качества спортсменов: взаимопомощь, товарищескую поддержку, чувство коллективизма.
Следует отметить, что при построении процесса психологической подготовки необходимо исходить из двух взаимосвязанных задач:
совершенствование общих психических качеств;
психологическая подготовка к конкретным соревнованиям.
Общая психологическая подготовка волейболистов осуществляется в период спортивного совершенствования, а не только перед предстоящими соревнованиями.
Основные задачи общей психологической подготовки волейболиста следующие:
Развитие морально-волевых качеств личности спортсмена.
Развитие процессов восприятия, в том числе формирование и совершенствование специализированных видов восприятия, таких, как «чувство мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чувство времени», «чувство партнера».
Развитие внимания, в частности, его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения.
Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения, способности быстро и правильно оценивать игровую ситуацию, принимать эффективное решение
и контролировать свои действия.
Развитие способностей управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе самой игры.
Задачи психологической подготовки:
Формирование и совершенствование спортивного, бойцовского характера, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте, укрепление и совершенствование механизмов нервно-психической регуляции, доведение их до уровня, определяющего рекордные достижения.
Выработка устойчивости к эмоциональному стрессу.
Формирование эмоционально – волевой базы спортсмена.
Содержание конкретных средств и методов, применяемых в процессе психической подготовки спортсменов, раскрывает следующая классификация.
По цели применения средства и методы психической подготовки делятся на:
1) мобилизующие;
2) коррегирующие (поправляющие);
3) релаксирующие (расслабляющие).
По содержанию средства и методы психической подготовки делятся на следующие группы:
1) психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные);
2) преимущественно психологические (суггестивные, т.е. внушающие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые, комбинированные);
3) преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).
По сфере воздействия средства и методы психической подготовки делятся на:
1) средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т.е. на качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);
2) средства воздействия на интеллектуальную сферу;
3) средства воздействия на волевую сферу;
4) средства воздействия на эмоциональную сферу;
5) средства воздействия на нравственную сферу.
По адресату средства и методы психической подготовки делятся на:
1) средства, направленные на психическую подготовку тренера;
2) средства управления непосредственно спортсменом или командой.
По времени применения эти средства и методы делятся на:
1) предупреждающие;
2) предсоревновательные;
3) соревновательные;
4) постсоревновательные.
По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействия других участников педагогического процесса — тренера, психолога, врача, массажиста и т.д.).
На выбор конкретных средств и методов существенное влияние оказывают фактор времени, место соревнования, социально-психологический климат в команде, индивидуальные особенности спортсмена.
Мобилизующие средства и методы направлены на повышение психического тонуса, формирование установки на активную интеллектуальную и моторную деятельность спортсмена. Сюда относят такие словесные средства, как самоприказы, убеждения; такие психорегулирующие упражнения, как «психорегулирующая тренировка» (вариант «мобилизация»), упражнения на концентрацию; такие физиологические воздействия, как возбуждающий вариант акупунктуры, возбуждающий массаж.
Коррегирующие средства обычно относятся к категории словесных и носят форму гетеровоздействия. Ими могут быть различные варианты сублимации (мысли спортсмена о возможном исходе соревнования вытесняются в направлении оценки собственных технико-тактических действий), способы изменения целеполагания, прием рационализация, (когда спортсмену объясняют механизм начавшегося стресса, что делает его менее опасным), «гимнастика чувств» по системе К. С. Станиславского (когда спортсмену преднамеренно предлагают изобразить гнев, ярость, радость, сомнение и т.д.).
Релаксирующие средства направлены на снижение уровня возбуждения и облегчают процесс психического и физического восстановления. В качестве примеров можно назвать варианты пси-хорегулирующей тренировки «успокоение», «прогрессивную релаксацию» (последовательное напряжение и расслабление мышц), «паузы психорегуляции», успокаивающий массаж.
Психолого-педагогические средства относятся к компетенции не только психолога, но и тренера, основываются на вербальном (словесном) воздействии и направлены преимущественно на моральную и нравственную сферу спортсмена. Умелое использование слова — важнейшее средство психической подготовки.
Психофизиологическими условно называются средства физиологические по технологии, но несущие в себе психическое воздействие, в основном косвенное. Такими средствами являются акупунктура, массаж, разминка, особенно если она психологически грамотно построена и преследует цель формирования у спортсмена необходимого настроения.
Значительный раздел средств психической подготовки составляют приемы произвольной саморегуляции. По способу применения такими приемами могут быть убеждение, самовнушение (самоприказ), двигательные и дыхательные упражнения, использование механизмов представления и воображения (например, с помощью средств идеомоторной тренировки).
Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны быть включены во все этапы и периоды круглогодичной подготовки, постоянно повторяться и совершенствоваться. Некоторые из них на том или ином этапе обучения и тренировки годовых циклов, особенно в связи с подготовкой к соревнованиям, участием в них и восстановлением после значительных тренировочных и соревновательных нагрузок имеют преимущественное значение.
А.А. Красников, А.М. Рябков считают, что в том случае, когда цель психологической подготовки – подведение спортсмена к высшему уровню готовности к ответственным играм, ее направленность существенно меняется. Она направлена на решение таких частных задач, как ориентация на те социальные ценности, которые являются ведущими для данной команды. Формирование у команды и спортсмена психических «внутренних опор», преодоление психических барьеров, особенно тех, которые возникают в игре с конкретным соперником, форсирование «сильных» сторон психологической подготовленности каждого игрока и команды в целом, создание психологической программы действий непосредственно перед игрой. Как показывает исследование М.Р. Перельмана, начинается такая подготовка с ее планирования, когда тренер, зная индивидуальные особенности каждого игрока и «характер» своей команды, а также её состояние в настоящее время, заранее подбирает средства повышения или понижения психического напряжения последних тренировок.
«Особую роль в специальной психологической подготовке играет процесс формирования социальной микросреды в команде; хотя это постоянно осуществляется в тренировочном процессе, непосредственно перед игроками приобретает особую остроту». При просмотре видеозаписей игры соперников (обычно через день после проведенной игры), ненавязчиво обращается внимание не столько на его сильные, сколько на слабые стороны, особенно если заметны моменты растерянности и неуверенности команды или противник технически сильнее на данных соревнованиях. При просмотре собственных игровых действий, наоборот, выделяются примеры любых успешных действий тех, кто в настоящее время не чувствует уверенности в своих силах. В этот период тренер может использовать любые вербальные (словесные) психолого-педагогические средства гетерорегуляции (воздействие на спортсменов со стороны)
Общая психологическая подготовка стоит в одном ряду с физической, технической и тактической и осуществляется в полном единстве с ними на протяжении всего периода спортивного совершенствования. Она направлена на решение задач спортивного совершенствования.
Развитие процессов восприятия. Умение видеть как можно больше игроков, их положение и перемещение по площадке, непрерывное движение мяча, умение ориентироваться в сложных игровых условиях - важнейшие качества волейболистов. Это, прежде всего связано с развитием определенных особенностей зрительных восприятий. Игровая деятельность волейболистов требует, чтобы у них было высокоразвитое периферическое зрение (т.е. большой объем поля зрения). В волейболе многие действия и приемы, например блокирование, приходится совершать на основе периферического зрения. Развитое периферическое зрение в волейболе является основой тактического мастерства спортсменов. Ограниченный объем поля зрения приводит к тому, что спортсмен не использует благоприятные ситуации для развития атаки, принимает неправильные решения, чем создает условия для успешных действий противника. Наблюдения показали, что у волейболистов в результате систематической тренировки происходит значительное расширение границ поля зрения, которое намного превышает средние показатели объема поля зрения представителей других видов спорта.
Таблица. Объем поля зрения у спортсменов различных видов спорта
Группы обследованных | Направление (в градусах) | |||||||
наружу | внутрь | кверху | книзу | кверху наружу | кверху внутрь | книзу наружу | книзу внутрь | |
Волейболисты | 100 | 66 | 63 | 81 | 95 | 69 | 99 | 57 |
Футболисты | 100 | 61 | 58 | 75 | 68 | 62 | 90 | 53 |
Боксеры | 100 | 58 | 45 | 72 | 58 | 48 | 90 | 56 |
Лыжники | 195 | 80 | 49 | 75 | 62 | 53 | 90 | 55 |
Измерения, проведенные у волейболистов в состоянии нахождения в спортивной форме и в состоянии нетренированности, показали, что периферическое зрение у последних снижается больше всего в направлении кверху-наружу и кверху. Такое сужение поля зрения снижает поток информации. А это значит, что игровой потенциал волейболиста только из-за уменьшения периферического зрения снижается на 25-30%. В результате спортсмен хуже ориентируется, замечает меньше выгодных положений для продолжения атаки, совершает больше ошибок и т.д. Для восстановления таких потерь необходимо 2-3 месяца систематической тренировки.
Исследования с выключением периферического зрения во время игровых действий показывают, что у спортсменов резко ухудшается ощущение направления движений и равновесия, отмечается нарушение координации, возникают дополнительные мышечные напряжения, значительно замедляется переход от одного движения к другому, ухудшается точность глазомера.
В процессе формирования основ восприятия волейболистов можно выделить несколько фаз (этапов). В первой (основной) фазе формируется техническая сторона деятельности отдельного игрока. Главная цель – овладение основами техники игровой деятельности и основными формами передвижения в волейболе. Речь идёт главным образом о технике ходьбы, бега, бега приставными шагами в стороны, бега спиной вперёд, бега скрёстным шагом, остановки в шаге, в двойном шаге, в скачке, а также о технике постановки рук при перемещениях. Для этого лучше выбирать простые упражнения, которые создают идеальные условия для усвоения навыков. Отработка проходит более или менее изолированно от игры, потому что принцип соразмерности требует использования самых простых условий для тренировки. Обучение надо начинать с рассказа и показа, используя правильную терминологию. Обосновывая ту или иную игровую деятельность необходимо исходить из «нужд» ситуации. Демонстрировать движение надо в оптимальном темпе, технически как можно более совершенно: на основе увиденного у игроков складывается представление об упражнении. Ядром отработки является собственно упражнение, основанное на принципах многократного повторения. Упражнения, как и условия их выполнения, необходимо разнообразить и чередовать, они должны быть различны по организации и форме.
Когда игроки поняли сущность и овладели двигательной структурой отрабатываемой деятельности, они приступают к совершенствованию игровой деятельности как целого.
Задачи второго этапа – овладеть техникой и основой игровой деятельности отдельного волейболиста и комбинациями в самых типичных ситуациях и вариантах; научить игрока выбирать из многочисленных возможностей ту, которая лучше всего отвечает условиям решения ситуации.
Этот этап характерен соединением элементов техники и тактики. Роль восприятия пропорционально возрастает с усложнением игровой деятельности, посредством формирования представления об игре, как о сложном единстве умений, навыков и их адаптации к постоянно изменяющимся игровым ситуациям. Большое значение здесь играет усвоение теоретических знаний, которые потом помогают игрокам логически обосновать поведение в том или ином эпизоде, анализировать свои и чужие действия, предлагать другие, более рациональные и комбинационные способы ведения игры.
Как только игроки овладеют минимальным набором навыков, начинается отработка (разучивание) комбинаций. Цель её – при помощи налаженного взаимодействия небольших групп игроков (2-3 человека) создавать предпосылки для коллективного решения игровых ситуаций и тем самым усовершенствовать части игры.
Основные комбинации отрабатываются в той же последовательности, что и деятельность отдельных игроков. Новый элемент здесь – временная и пространственная согласованность действий. Работа начинается в простых стандартных условиях, которые постепенно усложняют, а заканчивается в меняющихся условиях. При совершенствовании атакующих и оборонительных комбинаций движение игроков без мяча – составная часть целенаправленной совместной деятельности, поэтому отрабатывать эти элементы необходимо в многочисленных игровых ситуациях и даже доводить до автоматизма, предоставляя органам восприятия контролировать обстановку.
Задача третьего этапа – совершенствование игровой деятельности отдельных волейболистов, а также отработка комбинаций и взаимодействия всех игроков на площадке. Именно на этом этапе в полную меру проявляются такие качества, как внимание, сосредоточенность, контроль ситуации и т. д. Быстро меняющиеся игровые ситуации требуют столь же быстрой и целенаправленной реакции.
Характерная черта этого этапа – комплексность деятельности отдельного игрока. Совершенствование игровой деятельности и взаимодействия нескольких волейболистов предполагают тесное соединение техники и тактики. Быстро и неожиданно меняющиеся ситуации требуют от игроков интенсивной психической деятельности и совершенного (часто автоматического) владения техническими элементами игры. На этом этапе не обойтись без теоретического обоснования. Необходимо объяснить команде основную концепцию и значение системы, а отдельным игрокам – конкретные задачи в этой системе. Объяснения обязательно дополнять средствами опосредованного восприятия. Сюда входят рисунки на доске, демонстрация на видео и на площадке. Надо обращать внимание на предполагаемый ход игры и на способ деятельности игроков на отдельных местах.
Итогом тренировочного процесса является матч. Матч – это всегда чрезвычайная, стрессовая нагрузка, прямо пропорционально повышающая ответственность.
II Глава. Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям
Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям – осуществляется на базе общей психологической подготовки и связана с решением задач, поставленных перед спортсменами в конкретных соревнованиях.
Довольно часто приходится встречаться с волейболистами, которые в процессе тренировок демонстрируют высокое мастерство, но их порой трудно узнать во время игры, ибо они выглядят как неопытные новички. Эмоциональное состояние перенапряжения или апатии перед игрой – это один из основных факторов, влияющих на уровень готовности. Такое состояние называют предстартовым, их различают четыре вида:
1). Состояние боевой готовности – самое благоприятное состояние, для которого характерны общий эмоциональный подъем, бодрость, воодушевление, внутренняя собранность, сосредоточенность, обострение процессов восприятия внимания, мышления, памяти, воображения и представления.
2). Стартовая лихорадка – характеризуется преобладанием процессов возбуждения, что проявляется в сильном волнении, неустойчивом эмоциональном состоянии, быстрой смене одних эмоций другими, импульсивности, раздражительности.
3) Стартовая апатия. Характерны пониженная возбудимость, вялость всех психических процессов, упадок сил и неверие в свои силы, отсутствие желания участвовать в игре, скованность движений и замедленность реакций, необщительность, состояние угнетенности.
4) Состояние самоуспокоенности – характеризуется отсутствием готовности к волевым напряжениям, переоценкой своих сил и возможностей, недооценкой сил противника, важности игры и т.п.
Психическое состояние волейболиста, особенно перед игрой, во многом определяется индивидуальными особенностями свойств нервной системы. Спортсмены с неуравновешенной нервной системой должны разминаться долго и интенсивно. В волейболе при выборе средств психического воздействия необходимо учитывать не только тип темперамента или характера спортсмена, но и специфику игрового амплуа. Психологическая подготовка спортсменов является сложным условно рефлекторным процессом и связана с решением задач, поставленных перед спортсменом в данном конкретном соревновании. К их числу следует отнести:
1- Осознание игроками особенностей и задач предстоящей игры.
- Изучение конкретных условий предстоящих соревнований (время и место игр, освещенность, температура и т.п.).
- Изучение сильных и слабых сторон противника и подготовка к игровым действиям с учетом этих особенностей.
- Осознание и оценка своих собственных возможностей в настоящий момент.
- Преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящей игрой.
- Формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях выполнения поставленных задач в предстоящей игре.
Преодоление отрицательных эмоциональных состояний и их регулирование может быть осуществлено при помощи специальных приемов. Они сводятся к следующему:
- Сознательное подавление спортсменом отрицательных эмоций. Волейболист не должен внешне выражать сильное волнение, неуверенность. Наоборот, мимикой, движениями он должен стараться выразить состояние уверенности, бодрости.
- Применение в разминке специальных упражнений, движений, различных по скорости, темпу, амплитуде, мышечному напряжению (в зависимости от особенности эмоционального состояния), которые могут снизить возбуждение или снять состояние подавленности.
- Регуляция дыхания при помощи специальных дыхательных упражнений (по глубине, интенсивности, частоты, ритму, продолжительности).
- Воздействие при помощи слова. Словом можно человека окрылить, вселить уверенность, обрадовать, успокоить и, напротив, огорчить и т.п. Большую роль играет применение самоприказа, самоободрения, самопобуждения («я выиграю», «я добьюсь», «я должен» и т.п.).
- Преднамеренное изменение направленности и содержания мыслей и представлений. В преодолении предыгрового волнения волейболистам помогают воспоминания об удачно проведенных играх, друзьях и т.д. Тем самым спортсмены не только создают установку на активную игровую деятельность, но и вытесняют из своего сознания неблагоприятные эмоциональные состояния.
- Применение специального массажа, оказывающего на спортсмена успокаивающее или возбуждающее воздействие.
- Применение приемов аутогенной тренировки в целях снятия или снижения влияния неблагоприятных эмоций перед игрой и снятия излишнего нервного возбуждения.
Итак, надо тренировать умение входить в особое психическое состояние. При этом необходимо знать:
Что это за состояние;
Каким образом его тренировать;
Как его поддержать, если оно уже сформировалось;
Как наиболее четко переходить от одного состояния (например, отдыха) к другой (активной деятельности).
Действительно, осмысление этого особого психического состояния не так просто. Во-первых, многие, даже высококвалифицированные спортсмены испытывают это эмоционально-чувственные ощущения не часто и, не фиксируя внимание на их значимости, воспринимают их лишь как случайные. Во-вторых, это состояние, не будучи продуктом целенаправленной работы, становится нерегулярным и может возникнуть не в самый нужный момент. Так, один из известных в прошлом спортсменов-борцов говорил, что у него были дни, когда его тело как бы теряло вес; если он шел по улице, то ему хотелось подпрыгивать, доставать до высоко растущих веток деревьев. В это время он не мог подниматься в лифте. Его как бы распирала какая-то дополнительная сила, и хотелось бежать на пятый этаж, перепрыгивая через две-три ступеньки. Вместе с тем, только один раз он переживал эти чувства в соревновательном периоде, когда стал победителем крупного международного турнира (Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов, 1991). В связи с этим есть основание говорить о необходимости каждодневной тренировки компонентов состояния или его целостного образа. Этот процесс требует планирования, такова же серьезного отношения, как и работа над физическими и техническими кондициями спортсмена. Например, у спринтера старт должен обязательно сочетаться с представлением об упругости тела, эластичности мышц, о взрывной силе.
Итак, психофизиологические механизмы особого психологического состояния заключается в том, что выраженное доминирование в нем имеет только одна функциональная система, и нет конкуренции со стороны других психофизиологических интеграций. Этого можно добиться с помощью специального внушения извне (гетерорегуляции) или самовнушения (ауторегуляции). Это доминирование имеет выраженный характер, если конкуренция со стороны других функциональных систем минимальна или (в наиболее оптимальном случае) отсутствует вообще. Тогда весь расход энергии человека может тратиться на решение стоящих перед ним задач. Однако в жизни так бывает не часто. В связи с этим перед психорегуляцией стоят самые разные задачи, которые, тем не менее, играют одну целевую установку – обеспечить становление и удержание функциональной интеграции, лучше всего способствующей достижению поставленной цели.
Необходимо подчеркнуть значение общего уровня нервно-психической активности и эмоционально-чувственной окраски всех этапов становления и доминирования любого состояния. Имея достаточную инерционность, эмоционально-чувственная окраска психофизиологических процессов может оказать заметное влияние на выполняемую деятельность, способствовать ее успеху или понизить ее эффективность (А.В. Алаторуева, 1969). Нельзя забывать и о том, что по мере снижения работоспособности спортсмена вообще и психической – в частности, не только нарастает вероятность различных слабых звеньев его функциональной организации, но и ухудшается эмоциональная устойчивость. При этом многие факторы, имеющие нейтральный характер, становятся эмоциогенными, способны вызвать негативные психические реакции. Международные встречи спортсменов н Олимпийских играх свидетельствуют о все возрастающей и нередко решающей роли психологического фактора в достижении высоких спортивных результатов, установление рекордов; это вызвано чрезвычайной интенсификацией спортивной деятельности в экстремальных условиях соревнований, предельными нервно-психическими напряжениями, связанными с ее осуществлением, приближением спортивных результатов к «потолку» функциональных возможностей человека, жесткой конкуренцией соперников, моральной и гражданской ответственностью за результаты.
В условиях возросшего уровня мастерства и экстремальных влияний доминирующее значение приобретает обеспечение надежности, устойчивости функционирования психологических, интегративных механизмов управления спортивной деятельностью, осуществляющих тончайшую адаптацию спортсмена к непрерывно изменяющейся обстановке соревнований. Все это заставляет психологов направлять свои усилия на всесторонний психологический анализ реальной деятельности спортсмена и, прежде всего, в условиях соревнований. На обобщение современного опыта и достижений общей и спортивной психологии, передовой практики спорта, на разработку новых научных направлений и подходов в исследовании, теоретическое осмысление накопленных знаний и создание их научной системы, на углубление экспериментальных исследований на базе современной методологии (В.С. Келлер, 1982). Оптимальная подготовка спортсмена к соревнованиям предъявляет особые требования. Необходимо иметь достаточно четкие знания о целях подготовки, закономерности протекания той спортивной деятельности, которая в основном должна быть сформирована заранее и затем реализованы в условиях соревнований. Поэтому важнейшая проблема психологии спорта – проблема готовности спортсмена к соревнованию.
III Глава. Психологическая подготовка юных волейболистов
Начальный этап отбора в современном волейболе, как и во многих игровых видах спорта, приходится на возраст 7-9 лет и состоит из нескольких мероприятий: агитационная работа (беседы с детьми), наблюдение за детьми на уроках физической культуры, оценка внешних параметров (рост, вес, длина конечностей и др.) и некоторые другие, т.к. именно на этот этап приходятся большинство случаев ухода из спорта и ошибок в деятельности тренера. В волейболе у спортсменов разных игровых амплуа наблюдается различное сочетание свойств нервной системы. Атакующие, как правило, обладают подвижностью возбуждения, сильной нервной системой, а защитники - слабой нервной системой, инертностью возбуждения. Связующие же игроки должны обладать гибкостью нервных процессов (мышления), быстрой сменой процессов возбуждения и торможения. Психологический отбор является весьма сложной научной и практической проблемой. Ее решение предполагает объединение социальных, экономических, этических и педагогических знаний и методических подходов. В связи с этим тренер должен руководствоваться рядом принципов: системности (включение отбора в состав системы государства); научной обоснованности (обоснованность решений научными исследованиями); комплексности (учет многочисленных факторов подготовки спортсмена); педагогической ценности (этическое и воспитательное значение процесса тренировочной деятельности); актуальности (побуждает тренеров прогнозировать психические состояния, при которых были показаны высокие результаты).
Психологическая подготовка тесно связана с процессом воспитания юных волейболистов, обучения и тренировки и направлена не только на развитие отдельных сторон психики, но и на совершенствование значимых для спорта положительных свойств личности.
Цель психологической подготовки — развитие психических качеств, необходимых для достижения высокого уровня спортивного мастерства, психической
устойчивости и готовности к соревновательной деятельности. Основные задачи психологической подготовки в юных волейболистов — формирование интереса и любви к занятиям волейболом, готовности к тренировочной и соревновательной деятельности, требующей волевых усилий для преодоления внешних и внутренних препятствий, совершенствование эмоциональных свойств личности, развитие и совершенствование интеллекта волейболиста. Частные задачи психологической подготовки юных волейболистов могут быть сформулированы следующим образом:
1. Способствовать совершенствованию психических процессов.
2. Формировать психические свойства личности игрока и их устойчивость в условиях спортивной деятельности.
3. Создавать оптимальные психические состояния в процессе тренировок и соревнований.
4. Развивать умение управлять своими психическими состояниями в экстремальных условиях деятельности.
5. Способствовать выработке умения анализировать и использовать информацию о предстоящих матчах, соревнованиях.
6. Способствовать созданию положительного психологического климата в команде.
В решении указанных задач помощь специалиста-психолога весьма желательна. Задача психолога – помощь тренеру в отборе и спортивной профориентации. В своей работе тренер/психолог должен быть ориентирован на:
-Учет индивидуальных особенностей.
-Помощь в формировании важных для волейбола психических качеств.
-На коррекцию, нивелирование, устранение личностных особенностей, таких
как тревожность, неуверенность, эмоциональная возбудимость.
- На формирование спортивного характера – стабильность, спокойствие, развитие волевых качеств «Я могу больше».
-На формирование позитивного настроя на победу «Я могу».
-На повышение самооценки «Я хороший, я лучший».
-На диагностику сильных и слабых сторон.
-На развитие навыков психологической борьбы и подавления духа соперников.
Кроме того традиционно используются в психологической подготовке юных волейболистов следующие группы методов:
- выполнение посильных задач для достижения результата;
- введение ситуаций, требующих преодоления трудностей: волнения, страха,
неприятных ощущений (используя их, необходимо соблюдать постепенность
и осторожность, не требуя предельной мобилизации);
- применение установок на игру, исходя из уровня и подготовленности игроков.
В спортивной деятельности с психогигиеническими целями используется и
ряд других методик: «наивная психорегуляция» (талисманы, ритуалы, разминки
и т.п.), музыкальное сопровождение и функциональная музыка, контроль состояния голоса, дыхательные упражнения, специальные психорегулирующие комплексы физических упражнений.
Можно выделить следующие виды психологической помощи юных волейболистов:
Профилактика кризиса (возрастного, социального, личностного), предупреждение психологических барьеров у юных волейболистов. «Текучесть», непостоянство состава спортивной команды возрастает и по той причине, что волейболистам приходится преодолевать трудности не только в спорте, но и возрастной
кризис (подростковый возраст).
Коррекция уже возникших негативных состояний.
Уточнение правильности выбора вида спорта.
Помощь в налаживании контакта с тренером и товарищами по команде.
Помощь в овладении необходимыми двигательным навыками, правилами соревнований, основами техники и тактики волейбола и спортивной этики. Формирование мотивации, “закрепляющей” ребенка в спорте. Тренер должен начинать разбор команды соперников с ее слабых сторон. В противном случае, дети начинают выискивать у себя слабые стороны, что может привести к возникновению у
них психологического барьера.
Помощь в повышении надежности соревновательной деятельности и достижении стабильно высоких результатов. Для этого тренеру необходимо учитывать следующие моменты:
- для быстрейшей адаптации волейболистов к игровой ситуации желательно
познакомить их со световыми и цветовыми особенностями, микроклиматическими условиями, а также размерами игрового зала;
- для адаптации к соревнованию необходимо учитывать биоритмы игроков,
тренировка должна проходить в то время суток, на какое назначены соревнования;
- приучать волейболистов к жесткости соревновательных условий.
Помощь в соревновательном процессе. Особое значение необходимо придать
первым для детской и подростковой группы соревнованиям. Они должны носить
статус праздника, с парадом открытия, награждениями и поздравлениями.
Юные волейболисты должны почувствовать значимость участия в соревнованиях, установка должна быть направлена на демонстрацию тех умений, которые они получили за время обучения в спортивной школе.
Помощь в решении жизненных проблем, подготовке или адаптации к школе и новому режиму жизни, поддержание тренером связи со школой и родителями ребенка. Взаимодействие тренера и юных волейболистов включают в себя следующие требования:
Открытость тренера для общения с игроками, дружелюбие преобладает в команде над чувством конкуренции.
Введение групповых норм как основы дисциплины и порядка на тренировках. Стимулирование юных волейболистов к самостоятельности в тренировочном процессе, в сочетании с взаимопомощью. Например, подготовка и проведение части тренировки или упражнения кем-то из членов команды.
Если юный волейболист стремиться провести свободное время до или после тренировки с тренером, это свидетельствует о его стремлении к общению с ним. Тренер должен первым начинать разговор, если игрок не знает с чего ему начать. Реакция тренера на любую услышанную им информацию от спортсмена должна быть положительной, а отрицательная оценка, если она появляется, может быть дана позже.
Среди индивидуально-психологических особенностей, определяющих различия волейболистов в команде, существенное место занимает темперамент.
Здесь проявляется зависимость черт личности и характера игрока от особенностей его нервной системы.
Очень часто на представление юного волейболиста о себе влияет то, что он
получает от тренера. Если от вас исходит (пусть непреднамеренно) ощущение
или понимание того, что он неудачник, что он плохой игрок, или что нет смысла в
него вкладываться, он сам может начать думать о себе так же. Превращать юного
спортсмена в неудачника — преступление.
Воспитание личности через спорт сложный и многогранный процесс, который
может быть оптимально решен только совместными усилиями команды, тренера
и волейболиста на базе общности цели, постоянного контакта и товарищеской помощи.
IV Глава. Заключение
Таким образом, упражнения, связанные с психологической подготовкой волейболистов, всех возрастных категорий, должны занять одно из главных мест в учебно-тренировочном процессе.
Все эти методические рекомендации – канва, которая определяет практические пути психологической подготовки волейболистов. Реально должно быть так: сколько есть спортсменов, столько должно быть систем подготовки. Для этого необходимо изучение психологических особенностей волейболистов и средств психорегуляции, которые наиболее соответствуют специфике игровой деятельности волейболистов.
На этапе занятий, групп начальной подготовки основное внимание должно уделяться нормированию интереса к спорту, правильной спортивной мотивации, нравственных и волевых качеств, а также специфических, необходимых в спорте (трудолюбие в тренировке, дисциплинированность, чувство ответственности, уважение к тренеру и товарищам по команде, сопернику, требовательность к себе) положительных межличностных отношений в спортивных группах, развитию простейших сенсомоторных реакций, внимания, навыков самоконтроля. На этапе занятий учебно-тренировочных групп акцент делается на развитие спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, нормировании волевых черт характера, улучшении взаимодействий в спортивной команде, развитии оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создании общей психической подготовленности к соревнованиям. На этапе занятий групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основное внимание в подготовке уделяется совершенствованию волевых черт характера, специализированных восприятий, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, способности к саморегуляции, нормированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности, способности к нервно-психическому восстановлению. В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий. В подготовительном периоде выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением цели и задач участия в соревнованиях, содержания общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности.
Психологическую подготовку следует рассматривать не только как формирование воли спортсмена, но и как формирование такого образа мышления, которое позволяет волейболисту переиграть соперника в широком смысле этого слова. В любой игре суть психологического превосходства состоит в навязывании сопернику своей игры, т. е. своей тактики, своей воли. Заставить соперника подстраиваться под тебя, разгадывать твою тактику, принять твою игру — все это и составляет психологическое преимущество команды. Но это, так сказать, конечный эффект, а начинается все с формирования мотивов, установок, ориентаций на преданность коллективу, на любовь к игре, на стремление к победе.
На мой взгляд, победа в соревнованиях-это результат целенаправленной, базирующейся на научной основе долголетней подготовки, которая характеризуется правильным сочетанием физической, технико-тактической и самое главное, психологической подготовки. Достижение максимального результата зависит не только от качественной технико-тактической и физической подготовки, в основном, оно зависит от психологического состояния игрока или команды в данную минуту. Думается, сегодня на мировых чемпионатах из 12 практически равных, выигрывает та команда, у которой хорошо поставлены не только технико-тактическая и физическая подготовка, но и психологическая.
Список литературы
1. Лях, В. И. Физическая культура / В. И. Лях. – М.:Просвещение, 2001
2. Матвеев, А. П. Методика физического воспитания с основами теории / А. П. Матвеев, С. Б. Мельников. – М.:Просвещение, 2001
3 .Сулейманов, И. И. Физическая культура : учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / И. И. Сулейманов, – М. : Академия, 2001
4 .Филин, В.П. Теория методика юношеского спорта / В. П. Филин – М.: Физкультура и спорт, 2007
5. Волков В.Ю., Пономарев Г.Н., Щербаков В.Г. Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2. СПб.: Нестер, 2000.
6. Ванек М., Гошек В. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсменов // Психология и современный спорт, 1982. №3.
7. Иванова Л.М. Развитие тактического мышления студентов-волейболистов при выполнении нападающих действий // Психологические технологии в физическом воспитании и спорте: тез. докл. научн.-практ. конф. Омск: из-во Сибгуфк, 2004.
8. Железняк Ю.Д. и др. Волейбол. Программа: Учебное издание / Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников Ю.П. М.: Советский спорт, 2003.
9. Айриянц А.Г. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений. М.: Академия, 2006.
10. Волейбол / Под редакцией А.Б. Беляева, М.В. Савина. М.: Физкультура, образование и наука, 2000.
http://fizkult-ura.ru/taxonomy/term/285
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая подготовка к концертному выступлению и проблема концертного волнения
В настоящей работе рассматривается концертное выступление уучащегося.как необходимый этап в системе обучения и становления музыканта. где многие компоненты( музыкальное мышление, творческое воображени...
Психологическая подготовка к концертному выступлению
Способы и методы психологической адаптации к сцене. Советы для возможности контролировать нервные процессы в организме....
Психологическая подготовка в волейболе.
Снижение неблагоприятных эмоциональных состояний волейболистов с помощью практических упражнений.Мастер-класс....
Программа психологической подготовки учащихся к экзаменам
Данная программа содержит план мероприятий, проводимых с подросткамиво время подготовки к сдаче экзаменов. ...
Авторы - Вишнякова Г.А. Глухов Т.В. Методическая работа "Средства и мероприятия по психологической подготовке обучающихся отделения дзюдо "
Средства и мероприятия по психологической подготовке обучающихся отделения дзюдо...
Программа психологического тренинга "Счастливый билет" (психологическая подготовка к экзаменам)
Программа психологичекого тренинга для студентов колледжа "Счастливый билет". Психологическая подготовка к экзаменам....
Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психология и выбор профессии. Психологическая подготовка к ЕГЭ" для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 10-11
При разработке курса использовались программы: Чибисова М.Ю. «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями», Шрагина Е.Ю. «Формула успеха»,...