Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психология и выбор профессии. Психологическая подготовка к ЕГЭ" для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 10-11
рабочая программа
При разработке курса использовались программы: Чибисова М.Ю. «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями», Шрагина Е.Ю. «Формула успеха», Стебнева Н., Королева Н. «Путь к успеху».
Адаптированная рабочая программа по курсу «Психология и выбор профессии» в 10-х классах и программа тренингов занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ «Психологическая подготовка к ЕГЭ» предназначена для учащихся 11-х класса направлена на оказание учащимся старших классов преодолений трудности в выборе профессии и сдачи итоговой аттестации.
Цель программы – дать учащимся знания о самих себе, на основе которых научить делать осознанный выбор будущей профессии;
Развить навыки психологической готовности к предстоящей итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_6.2_10-11_klassy._programma_psihokorrektsionnyh_zanyatiy.docx | 81.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»
111395, Москва, ул. Молдагуловой, д.6А sk31@edu.mos.ru
Телефон: 8 (499) 374-11-31 http://schiv31.mskobr.ru
«Рассмотрено» на заседании МО _______Загородняя Н.В. Пр. №1 от « .08.2023 г.» | «Согласовано» заместитель директора Кошелева Н.В. « .08. 2023 г.» | «Утверждаю» Директор ГКОУ СКОШИ №31 Середкина Е.Ю. « .08. 2023 г.» |
Рабочая адаптированная
коррекционно-психологическая программа
по внеурочной деятельности
«Психология и выбор профессии.
Психологическая подготовка к ЕГЭ" направленные»
для обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2)
10-11 классов
на 2023 – 2024 учебный год
Составители: коллектив педагогов- психологов ГКОУ СКОШИ №31
Руководитель МО педагогов-психологов: Загородняя Н.В.
Москва, 2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) Государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 31».
Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. С учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая социальную адаптацию.
Рабочая программа для обучающихся уровня общего образования 10-11 классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата по курсу «Предпрофильная подготовка. Психология и выбор профессии» разработана в соответствии с нормативными актами:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
-Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598; 1599;
-Устав Государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы интерната № 31».
При разработке курса использовались программы: Чибисова М.Ю. «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями», Шрагина Е.Ю. «Формула успеха», Стебнева Н., Королева Н. «Путь к успеху».
Адаптированная рабочая программа по курсу «Психология и выбор профессии» в 10-х классах и программа тренингов занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ «Психологическая подготовка к ЕГЭ» предназначена для учащихся 11-х класса направлена на оказание учащимся старших классов преодолений трудности в выборе профессии и сдачи итоговой аттестации.
Цель программы – дать учащимся знания о самих себе, на основе которых научить делать осознанный выбор будущей профессии;
Развить навыки психологической готовности к предстоящей итоговой аттестации.
В результате занятий по этой программе решаются следующие задачи:
- Формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
- самодиагностики своих психологических особенностей, уровня тревожности и компетенции в подготовке ЕГЭ;
- обучении выпускников 11-го классов способам самоподготовки с учетом индивидуальных особенностей;
- обучению учащихся 11-х классов способам релаксации и снятия психоэмоционального напряжения, повышению сопротивляемости стрессовой ситуации;
- актуализации индивидуальных психологических особенностей подготовки к экзаменам;
- обучению выпускников наиболее эффективным способам самомотивации на достижение успеха и правильного реагирования на негативные эмоции и переживания.
Общая характеристика учебного предмета, курса с учетом особенностей его освоения обучающимися
Возраст от 16 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Это возраст, когда физическое и психическое развитие гармонизируется, когда новым и главным видом психологической деятельности личности становится рефлексия, самосознание. Это самый ответственный период, поскольку в нем утверждаются жизненные позиции и принципы, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию.
Личностное развитие человека в возможно лишь в том случае, если меняется восприятие и осознание им себя самого, происходит формирование ценностей, присущих самоактуализирующейся личности. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии.
Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном мире.
Современная программа профессионального самоопределения должна честно рассказывать не только о «технологии выбора», но и той ответственности, которую каждый человек несет за свой выбор, дополняя этический взгляд на выбор профессии рациональными аргументами, значимыми для нового поколения прагматичных и целеустремленных людей.
На занятиях по курсу «Личностное самоопределение и профессиональная карьера» для 10 класса школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами мы создаем поле выбора профиля обучения и формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.
Разработанный курс « Психологическая подготовка к ЕГЭ» предназначена для учащихся 11-х класса позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ и ЕГЭ, кроме того с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Занятия проходят в виде урока, один раз в неделю, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения и практическими навыками принятия решения и т.п.
Коррекционный курс входит в коррекционно-развивающую область учебного плана Государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 31».
и рассчитан на 2 года обучения:
Количество учебных часов в неделю: 1 занятия по 1 часу (в группе), индивидуальная работа – 30 мин.
Количество учебных часов за год – 34 часа групповой работы, 34 часа индивидуальной.
Этапы образовательного процесса:
Занятия сгруппированы в двух самостоятельных, но логически связанных блока (модуля):
1 блок -«Личностное самоопределение и профессиональная карьера».
Создание психолого-педагогических условий для успешного формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
2 блок - «Психологическая подготовка к ЕГЭ».
Оказание психологической помощи выпускникам более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением, настроится на успешную сдачу.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
- принцип научности обучения
- принцип внутрипредметных связей
- принцип межпредметной координации
- принцип связи теории с практикой
- принцип наглядности
- принцип развития и саморазвития личности ученика
- принцип самостоятельности и ответственности
- принцип доступности
- принцип активного субъект-субъективного взаимодействия ребенка и взрослого
Личностные и предметные результаты освоения курса
Учащиеся получат представления:
- о своих возможностях;
- о своём характере, своих достоинствах и недостатках;
- об особенностях своего мышления, внимания и памяти;
- об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас;
- о различных профессиях, относящихся к определённому типу
- привлекательных и непривлекательных сторонах любой профессии
- «о профессиональной пригодности»
- «о личном профессиональном плане»
Учащиеся получат опыт:
- самопознания;
- принятия решений;
- преодоления поведенческих стереотипов;
- работы с тестовым материалом;
- межличностного общения в группе;
- выявления направленности профессиональных интересов
- знакомства с правилами грамотного выбора профессии
- проведения интервью
Учащиеся научатся:
- адекватно оценивать себя;
- адекватно реагировать на собственные эмоции;
- навыкам социально приемлемого поведения;
- примерять к своим интересам и склонностям отрасли промышленности
- избегать ошибки в выборе профессии и их последствие
- осмысливать характеристики некоторых профессий и соотносить
их со своими возможностями
- правильно составлять личный профессиональный план
- выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации.
При подготовке учащихся к ЕГЭ :
- снизится уровня тревожности.
- повыситься концентрации внимания.
- сформируется четкость и структурированность мышления.
- повыситься сопротивляемости стрессу.
- разовьются навыки самоконтроля с опорой на внутренние резервы; конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче ЕГЭ).
Содержание курса
Содержание курса по программе «Личностное самоопределение и профессиональная карьера» 10 класс
I четверть. Что я знаю о своих возможностях
Изучение психологических особенностей личности; Составление индивидуального психологического портрета личности; Развитие умения видеть свои недостатки и работать над ними.
II четверть. Что я знаю о профессиях
Знакомство с различными классификациями профессий; профессионально важными качествами и медицинскими противопоказаниями; Определение профессиональных интересов и склонностей, состояния здоровья каждого учащегося
III четверть. Способности и профессиональная пригодность.
Определение степени сформированности разных видов способностей у каждого учащегося; Знакомство со степенями профессиональной пригодности человека.
IV четверть. Планирование профессиональной карьеры
Определение роли мотивов и потребностей в жизни человека; Анализ рынка труда и образовательных услуг; Развитие умения планировать свою профессиональную карьеру, навыков самопрезентации .
Содержание занятий курса «Психологическая подготовка к ЕГЭ» для учащихся 11-х класса
I. Раздел. Организационный. Определения профессиональной направленности. Проведение тестирования. Выявления интересов и желаний учащихся и выбора предметов для сдачи ЕГЭ.
II. Раздел. Практикумы по обучению релаксации, методам снятия нервно-психического напряжения. Приемы стабилизации психоэмоционального состояния личности.
III. Раздел. Диагностика познавательных процессов с целью более эффективного использования своих сил и возможностей при подготовке к ЕГЭ.
IV. Раздел. Приемы и способы для учащихся по успешные сдачи ЕГЭ.
V. Раздел. Психологическое сопровождение, групповые и индивидуальное консультирование. Разбор и анализ типичных ошибок при подготовке к экзаменам. Работа над ошибками.
№ | Темы тренингов занятий |
1. | Как лучше подготовиться к экзаменам |
2. | Кинезиологические упражнения для стимуляции познавательных способностей |
3. | Поведение на экзамене |
4. | Как повысить стрессоустойчивость |
5. | Способы снятия нервно-психического напряжения |
6. | Прощай, напряжение |
7. | Как бороться со стрессом |
8. | Эмоции и поведение |
9. | Как управлять своими эмоциями |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
«Личностное самоопределение и профессиональная карьера». 10 класс
№ | Название раздела, количество часов | Тема урока | Кол-о часов | Вид учебной деятельности |
1 | Что я знаю о своих возможностях (9 часов) | Самооценка и уровень притязаний. | 1 сентябрь | Рассказ, объяснение. Выступление (доклад) с использованием разнообразных источников информации. Беседа. Обсуждение проблемы. Тестирование. |
2 | Темперамент и профессия. Определение темперамента | 1 сентябрь | Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений. Беседа. Обсуждение проблемы. Выполнение тестовых заданий. | |
3 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. | 1 сентябрь | Рассказ, объяснение. Выступление с использованием разнообразных источников информации. Беседа. Тестирование. | |
4 | Стресс и тревожность. | 1 сентябрь | Рассказ. Выполнение работ практикума. Анализ проблемных учебных ситуаций. | |
5 | Определение типа мышления | 1 октябрь | Выступление с использованием разнообразных источников информации. Ответы на вопросы. Составление диалога. Тестирование. Беседа. | |
6 | Внимание и память | 1 октябрь | Рассказ, объяснение. Просмотр и обсуждение презентации. Беседа. | |
7 | Уровень внутренней свободы | 1 октябрь | Выполнение упражнений. Игровая деятельность. Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений | |
8 | Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях». | 1 октябрь | Рассказ, объяснение. Ответы на вопросы. Составление диалога. Тестирование. Беседа. | |
9 | Семинар «Влияние психологических характеристик на выбор профессии». | 1 октябрь | Анализ проблемных учебных ситуаций. Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации. Просмотр и обсуждение презентации | |
10 | Что я знаю о профессиях (9 часов) | Классификация профессий. Признаки профессий. | 1 ноябрь | Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов. Составление диалога. |
11 | Определение типа будущей профессии | 1 ноябрь | Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений. Тестовые задания. Беседа. | |
12 | Профессия, специальность, должность. Формула профессии. | 1 ноябрь | Наблюдение за демонстрациями преподавателя. Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов. Составление диалога. | |
13 | Интересы и склонности в выборе профессии. | 1 декабрь | Беседа. Составление диалога. Практическая работа. Изображение, работа по схемам. | |
14 | Определение профессионального типа личности. | 1 декабрь | Выступление с использованием разнообразных источников информации. Выполнение тестовых заданий. Беседа | |
15 | Профессионально важные качества | 1 декабрь | Наблюдение за демонстрациями преподавателя. Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов. | |
16 | Профессия и здоровье | 1 декабрь | Беседа. Ответы на вопросы. Составление диалога. Обсуждение наблюдаемых явлений. | |
17 | Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях». | 1 декабрь | Объяснение. Выступление с использованием разнообразных источников информации. | |
18 | Семинар «Профессиональная пригодность» | 1 декабрь | Анализ проблемных учебных ситуаций. Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации. Просмотр и обсуждение презентации | |
19 | Способности и профессиональная пригодность ( 9 часов) | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. | 1 январь | Просмотр и обсуждение учебного фильма. Беседа. Составление диалога. Выполнение практических упражнений. |
20 | Способности к интеллектуальным видам деятельности | 1 январь | Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений. Тестовые задания. Беседа. | |
21 | Способности к профессиям социального типа | 1 январь | Просмотр и обсуждение презентации. Беседа. Составление диалога. Выполнение практических упражнений. | |
22 | Способности к офисным видам деятельности | 1 февраль | Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений. Анализ ситуативных задач. Беседа. Составление диалога | |
23 | Способности к предпринимательской деятельности | 1 февраль | Беседа. Составление диалога. Практическая работа. Работа по таблицам. | |
24 | Артистические способности | 1 февраль | Работа в подгруппах. Выполнение практических упражнений. Обсуждение, беседа. | |
25 | Уровни профессиональной пригодности | 1 февраль | Тестовые задания. Беседа. Работа по таблицам. | |
26 | Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность». | 1 март | Просмотр и обсуждение презентации. Беседа. Составление диалога. | |
27 | Семинар «Профессиональная пригодность» | 1 март | Анализ проблемных учебных ситуаций. Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации. Просмотр и обсуждение презентации | |
28 | Планирование профессиональной карьеры (9 часов) | Мотивы и потребности | 1 март | Беседа. Ответы на вопросы. Составление диалога. Обсуждение наблюдаемых явлений. |
29 | Ошибки в выборе профессии | 1 апрель | Беседа. Ответы на вопросы. Составление диалога. Обсуждение наблюдаемых явлений | |
30 | Современный рынок труда | 1 апрель | Анализ проблемных ситуаций. Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации | |
31 | Пути получения профессии | 1 апрель | Работа в подгруппах. Выполнение практических упражнений. Обсуждение, беседа. | |
32 | Навыки самопрезентации | 1 апрель | Наблюдение за демонстрациями преподавателя. Выполнение практических упражнений. | |
33 | Стратегия выбора профессии | 1 май | Беседа. Ответы на вопросы. Составление диалога. Обсуждение наблюдаемых явлений | |
34 | Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры». | 1 май | Объяснение. Выступление с использованием разнообразных источников информации. | |
35 | Защита проекта «Моя будущая профессия» | 1 май | Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной- работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности | |
36 | Защита проекта «Моя будущая профессия» | 1 май | Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной- работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности | |
Всего: 36 часов | ||||
«Психологическая подготовка к ЕГЭ» 11 класс
№ | Название раздела, количество часов | Тема урока | Кол-о часов | Вид учебной деятельности |
1 | Организационный этап | Вводный урок. Знакомство | 1 ч. сентябрь | Беседа. Диагностика |
2 | Определения профессиональной направленности | 1ч | Проведение тестирования (диагностикаКарта интересов, Тест Холланда, Айзенк) | |
3 | Кинезиологические упражнения как стимуляции познавательных способностей | 1 ч. сентябрь | Наблюдение за демонстрациями преподавателя. Выполнение практических упражнений | |
4-5 | Выявления интересов и желаний учащихся и выбора предметов для сдачи ЕГЭ | 2 ч. сентябрь октябрь | Беседа. Составление диалога. Проведение анкетирования | |
6 | Как лучше подготовиться к экзаменам | 1ч. октябрь | Объяснение. Выступление с использованием разнообразных источников информации. | |
7 | Поведение на экзамене | 1 ч. октябрь | Беседа. Ответы на вопросы. Составление диалога. Обсуждение наблюдаемых явлений | |
8 | Знакомство с понятием саморегуляции и самоконтроль. | 1ч. октябрь | Мини-лекция | |
9 | Способы самообладания в стрессовых условиях. | 1ч. октябрь | Анализ проблемных учебных ситуаций. Просмотр и обсуждение видио-роликов. | |
10 | Практикумы по обучению релаксации, методам снятия нервно-психического напряжения.. | Способы снятия нервно-психического напряжения | 1ч. ноябрь | Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации |
11 | Как бороться со стрессом | 1ч. ноябрь | Мини-лекция Беседа. Составление диалога. Выполнение практических упражнений | |
12 | Эмоции и поведение | 1ч. ноябрь | Беседа. Составление диалога. Тестовые задания. Самостоятельная работа. | |
13 | Как управлять своими эмоциями | 1 ч. ноябрь | Мини-лекция. Работа в группах. Практические задания. | |
14 | Приемы стабилизации психоэмоционального состояния личности | 1ч. декабрь | Работа в группах. Выполнение практических и тренингов заданий. | |
15 | Стрессовое состояние | 1ч. декабрь | Анализ проблемных учебных ситуаций. Выполнение практических заданий. | |
16 | «Скорая помощь» в стрессовой ситуации | 1ч. декабрь | Беседа. Составление диалога. Выполнение практических и тренинговых заданий. | |
17 | Прощай, напряжение | 1ч. декабрь | Выполнение практических и тренинговых заданий. | |
18 | Мои внутренние ресурсы | 1ч. декабрь | Беседа. Составление диалога. Работа с таблицей. Индивидуальная работа | |
19 | Диагностика познавательных процессов с целью более эффективного использования своих сил и возможностей при подготовке к ЕГЭ. | Определения типа темперамента Найти конспект | 1ч. январь | Объяснение. Тестовые задания. Отбор и сравнение материала из нескольких источников |
20 | Определение ведущей модальности | 1 ч. январь | Просмотр и обсуждение презентации. Тестовые задания. | |
21 | Определение типа мышления | 1ч. январь | Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений. Беседа. Обсуждение. Тестовые задания | |
22 | Определения вида памяти | 1 ч. февраль | Объяснение. Тестовые задания. Самостоятельная работа. Составление диалога. | |
23 | Диагностика эмоционального состояния | 1ч. февраль | Мини-лекция. Выступление с использованием разнообразных источников информации. Тестовые задания. | |
24 | Мои лучшие качества | 1ч. февраль | Беседа. Обсуждение. Составление диалога. Работа с таблицей | |
25 | Приемы и способы для учащихся по успешной сдачи ЕГЭ | Память и приёмы запоминания | 1 ч. февраль | Анализ проблемных учебных ситуаций. Выполнение практических заданий. |
26 | Методы работы с текстами | 1 ч. март | Анализ проблемных учебных ситуаций. Выполнение практических заданий. | |
27 | Психологические особенности публичного выступления | 1 ч. март | Анализ проблемных учебных ситуаций. Выполнение практических заданий. | |
28 29 | Обучение методам релаксации на уроке | 2ч. март | Выполнение практических заданий. Арт-терапия, игровая форма | |
30 | Навыки позитивной самомотивации и способы подготовки к ЕГЭ | 1ч. апрель | Беседа. Обсуждение. Составление диалога. “мозговой штурм” | |
31 | Уверенность на экзамене | 1ч. апрель | Выполнение практических и тренинговых заданий. | |
32 | Психологическое сопровождение | Типичные ошибки при подготовке к экзаменам. Работа над ошибками | 1ч. май | Анализ, объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений. Беседа. Обсуждение. Составление диалога. |
33 | Индивидуальные и групповые консультации | 1ч. май | Составление диалога. Анализ проблемных учебных ситуаций. | |
34 | Индивидуальные и групповые консультации | 1ч. май | Составление диалога. Анализ проблемных учебных ситуаций. | |
35 | Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры». | 1ч. май | Объяснение. Выступление с использованием разнообразных источников информации. | |
36 | Итоговое занятие | 1ч. май | Беседа. Обсуждение. Составление диалога | |
Всего: 36 часов |
Оценка результативности программы и динамики развития учащихся производилась по следующим критериям:
- Оценка учебной деятельности педагогом;
2. Оценка психологом уровня развития когнитивного развития сравнительным анализ входящей (в начале года) и итоговой диагностики. Также показателем эффективности занятий по данной программе являются данные, которые учитель (школьный психолог) на протяжении 4 лет занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
3. Изменение уровня психического развития, согласно данным индивидуально-диагностической карте, заполняемой психологом и/или специалистами ППк
4. Зачетная система. Возможными критериями оценивания в рамках зачетной системы могут быть:
- точность определения понятий, сформированная «понятийная» компетентность в рамках изучаемой тематики;
- полнота ответов (к примеру, заполнение аналитических таблиц);
- умение аргументировать свою точку зрения во время дискуссии;
- овладение навыками рефлексии, самоанализа;
- активная позиция во время занятий.
Материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1. Канцелярские товары (альбом, карандаши, краски, пластилин и т.п).
2. Наглядные пособия, раздаточный материал, конспекты занятий.
3. Мультимедийное оборудование (персональный компьютер), видеоматериал (ролики, уроки, тестовые задания и т.п.)
4. Аудио-записи
5.Литература
Методическое обеспечение:
1. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов, Москва 2005 год.
2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии Рабочая тетрадь для учащихся
Тематическое планирование курса
Приложение 1
Содержание занятий
1 четверть. Что я знаю о своих возможностях - 9ч.
Урок 1. Самооценка и уровень притязаний – 1ч.
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по выбору профессий. Составление личного профессионального плана и защита проекта «Моя будущая профессия» как итог работы. Самопрезентация, самооценка в профессиональной деятельности. Формула самооценки, уровень притязаний, успех.
Диагностические процедуры. Самооценка индивидуальных качеств по методикам «Кто Я?», «Какой Я?».
Урок 2. Темперамент и профессия. Определение темперамента- 1ч.
Темперамент и свойства нервной системы. Стабильность - чувствительность, интроверсия - экстраверсия. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности проявления в профессиональной деятельности.
Практическая работа. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Модификация личностного опросника Г. Айзенка «Определение темперамента».
Урок 3. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций-1ч.
Чувства и эмоции, их роль в профессиональной деятельности. Способы выражения. Регуляция эмоционального состояния.
Практическая работа. Самоанализ эмоциональных состояний.
Диагностические процедуры. Модификация теста Басса-Дарки «Тест эмоций».
Урок 4. Стресс и тревожность- 1ч.
Тревожность. Эустресс и дистресс. Реакция на стресс. Связь с темпераментом, личностными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием.
Практическая работа. Анализ качеств характера, провоцирующих конфликты, препятствующих возникновению конфликтов.
Диагностические процедуры. Методика «Определение уровня тревожности». Тест «Оценка школьных ситуаций».
Урок 5. Определение типа мышления - 1ч.
Мышление как средство познания. Продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество. Ведущий тип мышления как индивидуальный способ преобразования информации. Типы мышления: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное. Тип мышления и успешность в определенных видах профессиональной деятельности. Креативность.
Практическая работа. Анализ основных характеристик мышления. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Определение ведущего типа мышления».
Урок 6. Внимание и память - 1ч.
Общее представление о внимании и памяти. Основные свойства внимания: устойчивость, объем, переключаемость, распределение, концентрация. Основные функции памяти. Слуховая, зрительная, моторная, эмоциональная, логическая память. Условия развития внимания и памяти. Роль в профессиональной деятельности.
Практическая работа. Упражнения «Двойной счет», «Муха». Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры: Методика «Воспроизведение рядов цифр», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».
Урок 7. Уровень внутренней свободы - 1ч.
Уровень внутренней свободы как субъективное ощущение человека. Влияние на отношение к событиям своей жизни и принятие решений. Зависимость от внешних от обстоятельств, мнения окружающих, средств массовой информации.
Практическая работа. Анализ ситуаций.
Диагностические процедуры: методика «Уровень внутренней свободы».
Урок 8. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях» - 1ч.
Психологический портрет и психологические особенности. Соответствие представлениям о себе.
Практическая работа. Самоанализ по результатам тестов «Мой психологический портрет», работа с психологическим кроссвордом.
Урок 9. Семинар "Влияние психологических характеристик на выбор профессии" – 1 ч.
Практическая деятельность учащихся:
Выступление участников, обсуждение темы семинара.
2 четверть. Что я знаю о профессиях - 8ч.
Урок 10. Классификации профессий. Признаки профессии-1ч.
Четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова. Предмет, цели, средства, условия труда. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа» «человек - знаковая система» «человек-художественный образ».
Практическая работа. Упражнения «По горячим следам», «Назови профессию». Работа со «словарем профессий».
Урок 11. Определение типа будущей профессии - 1ч.
Характеристика профессий по признакам профессиональной деятельности.
Практическая работа. Игры «Аукцион», «По горячим следам». Работа со словарем профессий.
Диагностические процедуры. Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии».
Урок 12. Профессия, специальность, должность. Формула профессий - 1ч.
Виды трудовой деятельности. Отличия профессии от других видов трудовой деятельности. Профессия, специальность, должность. Формула профессий. Понятие о профессиограмме.
Практическая работа. Упражнения «Найди профессии», «По горячим следам». Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Модификация методики Н.С. Пряжникова «Формула профессии».
Урок 13. Интересы и склонности в выборе профессии - 1ч.
Склонности, желания, интересы личности. Содержание, глубина, длительность интересов. Формирование интересов и склонностей. Связь интересов с особенностями темперамента.
Практическая работа. Анализ возможных направлений профессиональной деятельности.
Диагностические процедуры. Модификация методики А. Голомштока «Карта интересов».
Урок 14. Определение профессионального типа личности - 1ч.
Связь между психологическим типом человека и его профессией. Типы личности (по Дж. Голланду): реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический. Приспособленность различных типов к профессиональным областям.
Практическая работа. Анализ профессионального типа личности. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Модификация методики Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности».
Урок 15. Профессионально важные качества личности - 1ч.
Качества личности, необходимые для успешности профессиональной деятельности. Требования профессии к человеку. Черты характера, отличающие успешного специалиста в любой области.
Практическая работа. Анализ профессиональных типов личности и черт характера, особенностей мышления, свойств нервной системы. Игра «Профессионально важные качества».
Урок 16. Профессия и здоровье - 1ч.
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Требования к здоровью человека. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Условия и режим труда.
Практическая работа. Анализ медицинских ограничений профессиональной пригодности. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Мое здоровье» (опросник «Вегетативная лабильность»).
Урок 17. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях» - 1ч.
Модель будущей профессии. Самоанализ.
Практическая работа. Анализ профессий, соответствующих интересам и склонностям, состоянию здоровья. Работа с психологическим кроссвордом.
Урок 18. Семинар «Профессиональное самоопределение личности» – 1 ч.
Практическая деятельность учащихся:
Выступление участников, обсуждение темы семинара.
3 четверть. Способности и профессиональная пригодность- 8ч.
Урок 19. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. - 1ч.
Задатки, общие и специальные способности. Условия развития способностей. Способности к практическим видам деятельности: к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, формированию двигательных навыков.
Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Определение технических способностей» (фрагмент Теста механической понятливости Бенета).
Урок 20. Способности к интеллектуальным видам деятельности - 1ч.
Уровень общего умственного развития как условие успешной профессиональной деятельности. Условия развития интеллектуальной активности.
Практическая работа. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Тест умственного развития» (Школьный Тест Умственного Развития в модификации Г. Резапкиной).
Урок 21. Способности к профессиям социального типа - 1ч.
Личностные особенности человека, обеспечивающие успешность профессий социального типа: эмоциональная устойчивость, умение общаться, тип темперамента, поведение в конфликтных ситуациях. Взаимодействие в профессиях социального типа. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Практическая работа. Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт».Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Особенности поведения в конфликтных ситуациях».
Урок 22. Способности к офисным видам деятельности - 1ч.
Интеллектуальные и личностные особенности, определяющие успешность профессиональной деятельности людей, относящихся к офисному типу. Профессионально важные качества: аккуратность, потребность систематизировать и классифицировать информацию.
Практическая работа. Работа со словарем профессий. Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт». Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Интеллектуальная лабильность» (авторская модификация).
Урок 23. Способности к предпринимательской деятельности - 1ч.
Профессионально важные качества руководителя и предпринимателя: интеллект, общительность, ответственность, организаторские способности, настойчивость.
Практическая работа. Анализ профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, степени развития этих качеств. Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Стратегия разрешения конфликтных ситуаций».
Урок 24. Эстетические способности - 1ч.
Специальные способности: артистические, литературные, музыкальные, способности к изобразительному искусству. Функциональная асимметрия.
Практическая работа. Анализ принадлежности к «мыслителям» или «художникам», определение активности и доминирования правого или левого полушария. Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Мыслитель или художник».
Урок 25. Уровни профессиональной пригодности - 1ч.
Степени профессиональной пригодности человека: профессиональная непригодность к конкретной профессии, профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий, соответствие конкретной профессиональной деятельности, призвание. Призвание - высший уровень профессиональной пригодности. Истоки отношения человека к труду. Классификация типов личности Э. Фромма: рецептивный, эксплуататорский, стяжательский, рыночный, творческий.
Практическая работа. Анализ продуктивности типов личности (по Э. Фромму).
Урок 26. Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность - 1ч.
Степень сформированности способностей к практической работе, к интеллектуальной работе, к профессиям социального типа, к офисной работе, к предпринимательству, эстетических способностей.
Практическая работа. Самоанализ «Мои способности», работа с психологическим кроссвордом.
Урок 27. Семинар «Профессиональное самоопределение личности» – 1 ч.
Выступление участников, обсуждение темы семинара.
4 четверть. Планирование профессиональной карьеры - 8ч.
Урок 28. Мотивы и потребности - 1ч.
Мотивы трудовой деятельности. Уровень профессионализма, мотивация, система ценностей человека. Мотивация как важнейшее условие профессиональной самореализации личности. Пирамида человеческих потребностей Маслоу.
Практическая работа. Анализ профессиональной и внепрофессиональной мотивации, анализ жизненно важных ценностей.
Диагностические процедуры. Методика Головахи «Определение мотивации».
Урок 29. Ошибки в выборе профессии - 1ч.
Основные ошибки в выборе профессии: выбор из соображений «престижа», выбор профессии «за компанию», отождествление интереса к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией, влияние других лиц. Причины ошибок в выборе профессии.
Практическая работа. Анализ возможных причин ошибок выбора профессии, анализ достоинств и недостатков профессий, работа со словарем профессий, игра «Оптимисты» и «Скептики».
Урок 30. Современный рынок труда - 1ч.
Рынок труда как система социально-экономических взаимоотношений. Закон спроса и предложения. Трудовое соглашение или контракт. Заработная плата и квалификация специалиста, уровень профессиональной подготовки, опыт работы, личностные и профессионально важные качества человека.
Практическая работа. Анализ современного рынка труда и потребности в специалистах, анализ «мышеловок» (вариантов заманчивых предложений), работа со «словарем профессий».
Урок 31. Пути получения профессии - 1ч.
Способы получения профессии. Среднее специальное образование. Система высшего профессионального образования. Очная и заочная форма обучения, дистанционная форма обучения, экстернат. «Горизонтальная» и «вертикальная» карьера.
Практическая работа. Анализ направлений и специальностей (работа с «Матрицей профессионального выбора»). Работа со «словарем профессий».
Урок 32. Навыки самопрезентации - 1ч.
Самопрезентация. Структура «Образа – Я» как система представлений о себе: знание о себе, оценка себя, умение управлять собой. Внутреннее состояние человека и его внешние проявления. Внешний вид, грамотная речь.
Практическая работа. Упражнения «Личное пространство», «Работа над ошибками», «Резюме», «Анкета кандидата на должность».
Урок 33. Стратегия выбора профессии - 1ч.
Правильный выбор профессии: «хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - человеческие возможности, ресурсы личности; «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Целеполагание в профессиональной деятельности. Условия достижения целей.
Практическая работа. Анализ профессионального будущего, составление личного профессионального плана. Упражнение «Машина времени».
Урок 34. Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры» - 1 ч.
Обобщение и анализ полученной информации для планирования профессиональной карьеры. Достоинства и недостатки, возможности и препятствия в профессиональной карьере.
Практическая работа. Упражнение «За» и «Против», анализ сильных и слабых качеств личности.
Урок 35-36. Защита проекта «Моя будущая профессия» - 2ч.
Конкурс творческих работ на тему «Моя будущая профессия». В работе должна быть отражена информация, полученная в ходе занятий (знания о себе и профессии, о рынке труда и образовательных услуг), намечен и обоснован личный профессиональный план. Конкурс может проходить в форме устных выступлений (защита проекта) с участием оппонентов и членов жюри из числа родителей, одноклассников, учителей.
Рекомендуемая литература
- Белухин Д.А. Становление профессионала и рождение профессионализма, М.: МПСИ, 2006.
- Веллер М.И. Все о жизни, АСТ Москва, 2010.
- Дружинин В.Н. Варианты жизни. Питер, 2010
- Климов Е.А., Психология профессионального самоопределения, Феникс, 2012
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., Академия, 2012.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Академия, 2007.
- Мазлиш Э., Фабер А., Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили, Эксмо-Пресс, 2011.
- Прихожан А.М., Психология неудачника, Питер, 2009.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: МОДЭК, МПСИ, 2010
- Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С., Профориентация: Учебное пособие, М: Академия, 2008.
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М: Генезис, 2005.
- Резапкина Г.В., Отбор в профильные классы, М.: Генезис, 2006.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2006.
- Фопель К., На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами, М.: Генезис, 2008.
- Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. М.: Просвящение, 2008.
- Яровицкий В.А. Мой первый учебник по психологии. М.: Феникс, 2012.
Приложение 2
Содержание занятий курса« Психологическая подготовка к ЕГЭ ».
ЗАНЯТИЕ 1 Вставить из КТП 11 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации психолога о выборе профессии для родителей и учащихся 8-11 классов (Письменная О. Н.- педагог-психолог)
Рекомендации психолога о выборе профессии для родителей и учащихся 8-11 классов (Письменная О. Н.- педагог-психолог)...
Программа кружка внеурочной деятельности «Материаловедения в моей профессии».
Программа разработана с учетом рабочей программы по предмету «материаловедения» и позволяет углубить полученные знания на уроках материаловедения. Программа рассчитана на 1год....
Проектная работа студента Пастух Дмитрия по теме "Участие медицинской сестры в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата"
Автор проектной работы - студент очно-заочной формы обучения Пастух Дмитрий.В данной работе был изучен метод Плантографии как один из способов профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и ...
Правила этикета при общении с инвалидами с нарушением опорно-двигательного аппарата
Сотрудники Базового центра инлюзиного образования выпускают информационные материалы для образовательных организаций системы СПО Сахалинской области, на базе которых обучаются дети с инвалидностью....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Атлетическая подготовка» в 10 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, базовый уровень).
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Атлетическая подготовка» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Ко...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Атлетическая подготовка» в 10 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, базовый уровень).
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Атлетическая подготовка» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Ко...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика и информатика» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программакурса внеурочной деятельности«Математика и информатика»для обучающихся 1-4 классов...