Реализация метода проектов в воспитательной работе с группой.
статья
Современный мир, предъявляет свои требования к выпускникам, они должны ориентироваться в незнакомой ситуации, уметь извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, обрабатывать, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Кроме того, в наше время, время большого информационного потока, когда один человек не в состоянии «переварить» всю информацию, важно умение работать сплочено. Для осуществления принципа развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности преподавателя и классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию, развивал бы исследовательские, навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса обучающихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов, принадлежит сегодня методу проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_metod_proektov.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация метода проектов в воспитательной работе с группой.
Московченко Наталья Анатольевна
ГБПОУ ВО «Калачеевский аграрный техникум»
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
И я научусь".
©Конфуций.
Современный мир, предъявляет свои требования к выпускникам, они должны ориентироваться в незнакомой ситуации, уметь извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, обрабатывать, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Кроме того, в наше время, время большого информационного потока, когда один человек не в состоянии «переварить» всю информацию, важно умение работать сплочено. Для осуществления принципа развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности преподавателя и классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию, развивал бы исследовательские, навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса обучающихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов, принадлежит сегодня методу проектов.
Актуальность проектной деятельности в наше время бесспорна. Проект помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Задача современного учебного заведения состоит не только в том, чтобы подготовить подростка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас.
Цель данного проекта – это организация деятельности подростка по приобретению знаний, которые могут пригодиться в жизни. Основная идея данной технологии — уравновесить теоретические знания и практические умения.
Внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно повысит инициативу и активность обучающихся в жизни классного коллектива, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию.
В организации внеклассной работы с группой и во время занятий я применяю метод проектов. Проектная деятельность - относительно новая педагогическая технология, но за ней большое будущее. Проект - цель, которую обучающийся понял, принял, реализовал в процессе деятельности. Она обеспечивает развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В то же время проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора студентов. Проектная работа ориентирует обучающихся на коллективную, групповую и индивидуальную деятельность.
Проект, несомненно, развивает мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают студентам сформировать адекватную самооценку. Некоторые начинают верить в себя, самоутверждаться, а некоторые понимают, что без труда ничего не добиться.
Основные направления моей работы в группе:
- я - патриот своей Родины. Участие обучающихся в общественной жизни техникума. Изучение истории страны. Поздравление ветеранов и посильная помощь им. Знание гражданских праздников и участие в них. "День России", "День защитника отечества", "День Победы".
- я - за здоровый образ жизни. Забота о физическом и нравственном здоровье. Беседы о вредных привычках. Выпуск плакатов, стенных газет, буклетов. Участие в спортивных праздниках, соревнованиях техникума. Шахматные турниры.
- люби и знай свой край. Изучение истории и культуры города, техникума. Уход за территорией учебного заведения. Озеленение аудитории. Правила поведения на природе. Участие в городских экологических конкурсах, праздниках.
Педагогический смысл внедрения проектов заключается в следующем:
Это, во-первых, воспитание эмоционально-ценностных отношений к событиям, явлениям социальной жизни, а также к истории и культурным традициям, формирование чувств и потребностей, таких, например, как чувство патриотизма, потребность в труде, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей.
Во-вторых, проекты – это опыт разнообразной деятельности, в том числе и опыт работы с информацией, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки. Это и умения работать с информацией, и умения планировать, распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки сотрудничества и многие другие.
А также, проекты - это возможность для создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного. Успех придает уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию.
Каких же результатов мы ожидаем? Проектная деятельность будет способствовать формированию у обучающихся следующих компетентностей:
1. Коммуникативных (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать, нести взаимную ответственность, сотрудничать и т.д.);
2. Информационно-коммуникационных (посредством приобретения опыта поиска нужной информации, в том числе через Интернет, отбора необходимых сведений);
3. Личностных (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого самовыражения, самопрезентации).
Как мы выяснили уже, проектная деятельность позволяет ребятам получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые в будущем. Таким образом, внутренний результат проектной деятельности - накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Как правило, все проекты, используемые во внеклассной работе, групповые, и каждый участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, критик, исполнитель), которые постоянно меняются.
Что касается использования метода проектов в профессиональном образовании, то надо отметить, что проектная деятельность в ходе профессионального становления предоставляет большие возможности для будущего специалиста через овладение активными способами действий.
Данная технология развивает аналитические и организационно-управленческие функции, повышает конкурентоспособность специалиста. В связи с внедрением ФГОС ВО в систему профессионального образования все активнее применяется деятельностно-компетентностный подход к подготовке кадров, который предполагает использование современных образовательных технологий, максимально приближающих студента к будущей профессиональной деятельности и формирующий у него важные профессиональные компетенции специалиста. [3]
Сегодня участие молодежи в проектной деятельности рассматривается не только как государственное направление молодежной политики, но и как вектор реализации стратегических целей развития общества, поскольку вопросы прогнозирования и проектирования напрямую связаны с решением реальных социально-экономических, экологических, политических и других сфер развития общества. Молодежь, находясь в условиях состязательности, творчества и проблемной ситуации в состоянии выработать нестандартный подход к решению социальной проблемы. И от этого выигрывают все: общество и государство, качество профессиональной подготовки, сам молодой человек, который в процессе участия в проектной деятельности обретает бесценный опыт масштабного мышления, творчества и участия в решении конкретных задач. Студенчество сегодня — инициатор социальных нововведений. [4] Именно поэтому, сегодня проектная деятельность все шире применяется в работе образовательных учреждений, молодежных объединений, общественных организаций, молодежных форумов. На наш взгляд, проектная культура студенчества способна стимулировать развитие общества в целом. Студенты в ходе работы овладевают технологией социокультурного проектирования.
Овладение технологией проектной деятельности приводит к изменению мотивации студента: теперь он познает, чтобы решить конкретную социальную проблему. При этом важен и процесс познания и результат, позволяющий решить конкретную проблему и раскрывающий творческий потенциал студента. Студент получает знания об основах социального прогнозирования, осуществляет сбор и поиск информации для будущего социального проекта, учится осуществлять реальное взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти, администрацией вуза, реализовывать на практике социальное партнерство, участвует в реализации конкретного социального молодежного проекта, осуществляет презентацию проекта и его реализацию
Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть, что важной задачей современного заведения является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение добывать новые знания, собирать необходимую информацию, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, делать выводы и умозаключения. Итак, широко применяемый в мире метод проектов, нацелен на развитие познавательного интереса обучающихся, а также реализует принцип связи обучения с жизнью.
Используемая литература:
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2005. - 80с. (Метод, биб-ка).
- Новые педагогические и информационные технологий в системе. образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
- Полат Е.С. Как рождается проект.-М., 1995.
- Сгонник, Л. В. Проектная деятельность в развитии личностных и профессиональных качеств студентов педагогического вуза / Л. В. Сгонник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.1 (109.1). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26321/ (дата обращения: 17.12.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация метода проектов при курсовом и дипломном проектировании
Курсовой проект является связующим звеном между теоретическими занятиями и профессиональной практикой студентов, носит ярко выраженный межпредметный характер. Условия выполнения максимально приб...
Реализация метода проектов в системе уроков по дисциплине «инженерная графика»
Мотивацией для работы над данной темой послужило изучение теоретических аспектов использования метода проектов в образовательном процессе.В последнее время все чаще возникает необходимость применения ...
Реализация здоровьесберегающей программы в воспитательной работе.
Цели и задачи программы, формы работы и предполагаемый результат, мероприятия по реализации воспитательной программы....
Отчет по воспитательной работе куратора группы № 24 ОПУ РЖПТ
Интересные мероприятия жизни группы за год...
СТАТЬЯ Реализация регионального компонента в воспитательной работе со студентами групп казачьей направленности в колледже
Об опыте работы со студентами групп казачьей направленности...