СТАТЬЯ Реализация регионального компонента в воспитательной работе со студентами групп казачьей направленности в колледже
статья на тему
Об опыте работы со студентами групп казачьей направленности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация регионального компонента в воспитательной работе со студентами групп казачьей направленности в колледже
Евтенко И.Н., преподаватель истории и кубановедения
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
К. Д. Ушинский
В настоящее время изменился национальный воспитательный идеал личности гражданина России – это высоконравственный, творческий, компетентный человек, принимающий судьбу Отечества, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
История нашего многонационального края сложилась так, что он был и есть казачьим краем. Возрождение казачества становится национальной идеей Кубани, ее объединяющей основой. Понимание ценности традиций казачества в воспитании и образовании привело к определению единых подходов в развитии казачьего образования, тем более что возрожденное казачье войско уже заняло в современной жизни нашего региона настолько прочное место, что активно содействует органам власти и обществу в процессе формирования мировоззрения подрастающего поколения кубанцев.
В свете этого сложилась четкая структура сети казачьего образования края, начиная с дошкольного и заканчивая профессиональным уровнями. За последние годы не только выстроена многоуровневая система учреждений казачьей направленности, но и четко определилось содержание казачьего образования. Система казачьего обучения и воспитания строится в тесной связи с существующей в крае системой профессионального образования, но при этом имеет свои собственные отличительные черты.
Образование казачьей направленности исторически предполагало высокий уровень не только специальной, но и качественной общеобразовательной, нравственной подготовки.
Особенностью казачьего образования является обязательность изучения дисциплин: кубановедение, основы православной культуры, история кубанского казачества, казачий фольклор или декоративно-прикладное творчество, а также военно-спортивные дисциплины. Все это предстоит реализовать новому учителю новой школы казачьей направленности.
Основной целью организации групп казачьей направленности на базе Ленинградского социально-педагогического колледжа является воспитание студентов, будущих педагогов – учителей начальных классов достойными гражданами, основными качествами которых является готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию; ответственному поведению в современном мире на основе православных идеалов и моральных норм, казачьей культуры; формирование любви к России, казачеству, родной земле; готовность служить Отечеству на ратном и гражданском поприщах, личной ответственности за судьбу России и казачества. Ведь именно им предстоит в дальнейшем воспитывать новое поколение истинными патриотами России через восприятие культурно-исторического наследия прошлого, любви к своей стране, к Кубани.
Основными принципами организации воспитательной работы со студентами в группах казачьей направленности является привитие чувства патриотизма и гражданской ответственности, воспитание в духе нравственных традиций кубанского казачества. При этом важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.
Именно поэтому в группах казачьей направленности вся воспитательная работа строится на заветах и традициях кубанского казачества. Мы не только стараемся возрождать и поддерживать опыт, накопленный нашими предками, но и используем его в своих целях, через пример пращуров, их заветы и правила, стараемся прививать студенткам понятия нравственности, чести и гражданского долга. И если другие сотрудники, например, педагоги дополнительного образования, вовлекают детей в эту деятельность «извне», проводя ознакомительную работу со студентами, то классный руководитель, учитель «изнутри» каждого коллектива студентов. Именно классный руководитель наиболее тонко и полно понимают внутренний мир каждого своего ученика, его взгляды и жизненные приоритеты.
Ведущую роль в реализации этой задачи играют внеклассные мероприятия, которые проводятся в разных формах - от классных часов, тематических уроков и конкурсов до экскурсий.
Огромное значение для воспитания имеют, например, мероприятия патриотической и духовно-нравственной направленности, приуроченные к празднованию знаменательных дат, таких как: День образования Краснодарского края, День Жалованной Грамоты Черноморскому Казачьему Войску , День образования Кубанского казачьего войска, День реабилитации казачества, День Матери-казачки и другие, в течение которых делается акцент на возрождении культурных и нравственных ценностей кубанского казачества.
В ходе тематических внеклассных мероприятий, обучающимся предлагается вспомнить о своих корнях, о том, как жили и какими нравственными принципами руководствовались их предки, какую роль казаки играли в историческом прошлом своей Родины. Так, за прошедший период обучения в группе первого курса казачьей направленности были организованы и проведены внеклассные мероприятия, классные часы, посвященные памятным датам в истории кубанского и российского казачества:
- классный час «Ты, Кубань, ты наша родина», посвященный Дню образования Краснодарского края (13 сентября 2016 г.);
- спортивно-развлекательные соревнования «Ай, да казачки», приуроченные к празднованию Дня матери-казачки (19 декабря 2016 г.);
- встреча с атаманом Ейского казачьего отдела Кубанского казачьего войска Лях П.А., посвященная памяти трагических событий на Кубани, связанных с репрессиями и уничтожением кубанских казаков, начатых 24 января 1919 г. (21 января 2017 г.) и другие.
Конечно, классные часы и тематические уроки играют очень важную роль в реализации задач гражданско-патриотического воспитания. Однако практика показывает, что традиционные формы их проведения, направленные на репродуктивное усвоение информации, все же не настолько эффективны, как те педагогические технологии, которые предполагают непосредственное участие студентов в мероприятиях. Поэтому при проведении таких мероприятий важно вовлекать студентов в процесс подготовки, в рамках которого они самостоятельно добывают интересную информацию, создают презентации, видеоролики, сочиняют стихи и оформляют кабинет.
Для воссоздания традиционной казачьей культуры, неотъемлемым компонентом и духовной основой которой является Православие, в системе дополнительного образования студентов казачьих групп колледжа организован кружок «Кубанские казачки». В рамках кружка студентки проходят курс «Основ православной культуры» с привлечением представителей церкви. Студентки-казачки посещают храмы, участвуют в таинствах, православных конференциях, занимаются делами милосердия – все это способствует воспитанию лучших нравственных, патриотических и эстетических качеств казачьей молодежи.
Так, например, 14 октября 2016 года в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, девушки казачки 1 курса вместе со своим классным руководителем приняли участие в молебне Покрову Пресвятой Богородицы в храме Трех Святителей станицы Ленинградской. Девушки, как и все прихожане храма, получили возможность прикоснуться к святой иконе Покрова Святой Богородицы, написанную монахами Афонского монастыря и привезенную в храм на время праздничного молебна, совершили крестный ход к мемориальному памятнику в центре парка станицы, на месте разрушенного в 1930-х годах собора Трёх Святителей тогда еще станицы Уманской. На этом памятном для всех станичников месте благочинный церквей Уманского округа провел ритуал посвящения в казачки девушек-студенток. Батюшка обратился к девушкам с напутственным словом, каждую студентку - казачку благословил Крестом, Евангелием.
28 сентября 2016 г. студентки приняли участие в во II – ой Межъепархиальной конференции «Церковь и государство в деле защиты семьи, материнства и детства», организованной комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства Ейской епархии, а 11 октября 2016 г. приняли участие в IV Михайло-Архангельских духовно-образовательных чтениях Ейской епархии на тему: «1917-2017: уроки столетия».
В рамках кружка «Кубанские казачки» девушки проходят обучение основам военной и строевой подготовки, принимают участие в праздничных парадах, проводимых районным и отдельским казачьими обществами. Показательным мероприятием явилось участие девушек в праздновании Дня кубанского казачества и 320-годовщины образования Кубанского казачьего войска: 15 октября студентки-казачки по приглашению Ейского казачьего отдела Кубанского казачьего войска приняли участие в торжественном параде в станице Крыловской, где маршем прошли по главной площади.
Действенной и, наверное, самой любимой студентками формой воспитательной работы являются, конечно же, экскурсии. Это, например, экскурсии в музеи. Так, уже в текущем учебном году мы посетили Ленинградский районно-исторический краеведческий музей, где познакомились с экспозициями, демонстрирующими героическое прошлое района и наших земляков. В будущем планируем выезды по историческим и памятным местам Кубани.
Ещё хотелось бы сказать о том, что героике времен Великой Отечественной войны и событий локальных конфликтов и конечно же роли в них кубанского казачества уделяется особое внимание. В России нет ни одной семьи, в которой и по сей день не звучали бы отголоски Великой Отечественной войны. Но нынешнее подрастающее поколение, к сожалению, все чаще и чаще воспринимает событие Победы над фашистской Германией во Второй мировой войне просто как великое историческое событие, хотя 70 с небольшим лет для истории человечества это совсем небольшой срок.
Как сохранить в сердцах историческую значимость Победы 1945 года? Как сформировать в сознании подрастающего поколения приоритеты мирной созидательной жизни, когда и в наши дни прослеживается тенденция решать проблемы и конфликты в мире военным и насильственным путем? С этой целью мы активно организуем встречи с участниками военных конфликтов, тематические круглые столы в музее истории коллежа, участвуем в тематических мероприятиях, проводимых районной библиотекой, на которые приглашаются, по традиции ветераны и очевидцы трагических событий, участники локальных войн, представители казачества и духовенства. Общаясь с ними, постигая правду из первых уст, студентки всерьез задумываются над сложнейшими нравственными вопросами и делают свои выводы.
Еще одной традицией стало активное привлечение студенток-казачек к участию в праздничных концертах, проводимых в колледже. Девушки выступили с музыкальными номерами в концертах ко Дню учителя, ко дню Матери, к 23 февраля. Студентки с удовольствием поют казачьи песни, читают стихи о Кубани, разыгрывают сценки из кубанского фольклора.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что абсолютно каждое воспитательное мероприятие в группах казачьей направленности непременно включает в себя в той или иной степени региональный компонент.
Занятия традиционной культурой казачества вызывают у студенток любовь и гордость к своим предкам, позволяют воспитывать в них чувство собственной значимости и причастности к духовному наследию Кубани, способствуют формированию национальной идентичности.
Работа по воспитанию студентов колледжа - будущих учителей в системе казачьего образования дает свои значимые результаты. И если перефразировать классика, то можно с уверенностью сказать, что поколение, которое имеет корни, несомненно, имеет и будущее.
Используемые источники и литература:
- Концепция традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах [Электронный ресурс]:. - http://kmil.ru/d/499813/d/koncepciya-tradicionnogo-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-razvitiya-i-socializacii-obuchayuschihsy.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной и социально-психологической работы со студентами «группы риска».
Концепция работы со студентами "группы риска" в Новороссийском колледже строрительства и экономики. Материал был представлен и обсуждался на методическом объединении классных руководителей. В нашем ко...
«Краеведческий компонент в воспитательной работе классного руководителя и преподавателя – предметника»
Цикловая комиссия классных руководителейДОКЛАД НА ТЕМУ: «Краеведческий компонент в воспитательной работе классного руководителя и преподавателя – предметника»...
Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС
В статье раскывается вопрос реализации регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС...
Методическая разработка «Инновационные технологии в реализации регионального компонента стандарта образования»
Необходимость качественных изменений в образовании сегодня осознается как теоретиками, так и многими практиками образования, а процессы разработки и освоения новшеств (инновационные процессы) прочно в...
2016 Всероссийская научно - практическая конференция " Инновационные направления развития среднего медицинского образования", г. Тюмень, статья "Новые подходы в организации воспитательной работы и развитие студенческого самоуправления"
2016 Всероссийская научно - практическая конференция " Инновационные направления развития среднего медицинского образования", г. Тюмень, статья "Новые подходы в организации ...
Презентация: проектная технология в реализации регионального компонента в начальной школе
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, кото...
Реализация метода проектов в воспитательной работе с группой.
Современный мир, предъявляет свои требования к выпускникам, они должны ориентироваться в незнакомой ситуации, уметь извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, обрабатывать, усваивать...