Урок в современной информационно-образовательной (цифровой) среде.
статья

Кузнецова Анна Валерьевна

 

Современные технологии уверенными темпами внедряются в нашу жизнь, уже нередко можно услышать понятие «Цифровизация» не только на научных конференциях, но и в повседневной жизни; и не только в экономике, но и в образовании.

Профессия преподавателя постоянно развивается, особенно с появлением информационных технологий.

Теперь, когда в школах внедряется  уже целый ряд информационно-образовательных инструментов, у каждого учителя есть возможность отдать свои предпочтения определённому инструментарию, тому, который удобен в применении, эффективен и содержателен. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_a.v_urok_v_tsifrovoy_srede.docx199.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в современной информационно-образовательной (цифровой) среде.

Кузнецова А. В.,

учитель начальных классов, высшая категория

(ГБОУ НСО «Областной центр образования»)

Современные технологии уверенными темпами внедряются в нашу жизнь, уже нередко можно услышать понятие «Цифровизация» не только на научных конференциях, но и в повседневной жизни; и не только в экономике, но и в образовании.

Профессия преподавателя постоянно развивается, особенно с появлением информационных технологий.

Теперь, когда в школах внедряется  уже целый ряд информационно-образовательных инструментов, у каждого учителя есть возможность отдать свои предпочтения определённому инструментарию, тому, который удобен в применении, эффективен и содержателен. Сначала это был мультимедийный проектор, и мы восторженно демонстрировали ученикам созданные в PowerPoin слайды. Затем появились интерактивные доски, и мы тоже увидели новые возможности организации учебных занятий.

Нынешнее время стало периодом внедрения интернет-технологий, использования мобильных устройств, электронных журналов и дневников, цифровых дидактических игр и технологий виртуальной реальности.

Использование, апробация чего-то нового, особенно информационно-образовательных  технологий, всегда задача сложная и ответственная. В этом случае учитель задаётся рядом вопросов: как новое скажется на результатах; будет ли интересно и познавательно детям; смогу ли я сам освоить все возможности выбранного средства и гармонично вплести их в свои уроки. Думаю, эти и много других, подобных, вопросов задаёт себе сегодня каждый учитель, решившийся идти в ногу со временем.

Учитывая, что современные дети являются технологичным поколением, и  используются новые технологии, педагог старается как можно быстрее их освоить.

Педагог, осваивая новые технологии, старается организовать учебный процесс с учетом требований информационно-образовательной среды:

-использует новые ресурсы, позволяющие обогатить урок визуальными средствами;

-представляет сферу нового и объясняет методы навигации в новом и методы научного анализа нового (факты, наблюдение, гипотезы, доказательства);

- помогает  ученику в построении индивидуальной траектории;

- обеспечивает  дифференцированное предъявление нового;

-обеспечивает формирование учебных действий;

-проводит контроль достижения учебных результатов разными средствами;

-выявляет обучающихся с повышенной мотивацией и способностями средствами творческих состязательности.

Итак, важным в работе педагога становится и то, что начинает доминировать  педагогическая поддержка самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля обучающихся. Учитель осуществляет общее руководство различными видами деятельности учеников. Сам же ученик несет ответственность за результаты своего учения:

- включается в сферу нового и строит свой маршрут в новом с учетом критического отношения и доказательности;

-включается в систему учебных действий и предъявляет овладение ими в неформальной учебной среде;

-подтверждает  достижение учебных результатов в различных формах;

- проявляет самостоятельность, мотивацию и высокие результаты в творчестве.

Из этого следует, что в учебном процессе оценка учителя помогает самооценке школьников, их взаимной оценке, автоматизированной оценке, которая встроена в цифровые учебные материалы. Теперь ученики получают свою оценку быстрее за счёт цифровых ресурсов, а сама оценка является частью их учебной работы.

Сегодня учитель выступает не в позиции «урокодателя», а в  позиции воспитателя и организатора учебного процесса. Тем самым он повышает свое профессиональное мастерство, овладевает способностью совершенствоваться  и передает эту способность детям.

Поэтому основной задачей школьного образования  являлось и является подготовка детей к жизни в быстроизменяющемся, теперь уже цифровизированном мире. Лучший способ подготовки обучающихся  к работе с современными информационными технологиями - это использование этих технологий в образовательном процессе. А значит, необходимо создание информационно-образовательной (цифровой) среды в каждой образовательной организации.

Общеизвестно, что создание информационно-образовательной среды (далее ИОС) –дело непростое и не всегда быстрое.

Информационная образовательная средашколы  (в контексте ФГОС) включает:

-совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий;

-систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС;

- комплекс информационных образовательных ресурсов (далее ИОР), в том числе цифровых.

Технологические средства-это, прежде всего, компьютеры, планшеты, нетбуки, ноутбуки; коммуникационные каналы- сайт образовательного учреждения, сетевой диск, ресурсы интернета и т.п.

Педагогические технологии- это технология смешанного обучения, проектного обучения, дифференцированного обучения и др., т.е. те, которые могут органично сочетаться с новыми средствами обучения.

ИОР –это образовательные платформы РЭШ (Российская электронная школа), МЭШ (Московская электронная школа), МЭО (Мобильное электронное образование), ЭОР(Электронные образовательные ресурсы), электронные учебники.

С появлением последних и возникла необходимость активно использовать этот ресурс в образовательном процессе. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что информатизация современного общества во всех сферах деятельности стала одним из приоритетных направлений. Не исключением является и система образования.

И если первый компонент ИОС напрямую зависит от материально-технических условий  образовательного учреждения, то второй, на мой взгляд, зависит от самого педагога, его профессионализма, степени владения ИКТ, выбора образовательных  ресурсов.

Имея минимальную оснащенность класса (компьютер, проектор, ЭОР/электронный учебник и т.п.), учитель самостоятельно может подобрать технологии обучения с учётом возраста и уровня подготовки обучающихся.

Даже используя готовый электронный продукт, педагог дополняет его новым содержанием, использует только то, что на его взгляд позволит решить дидактические задачи урока.

С 2017 года в нашей школе используется образовательный ресурс «Мобильное электронное образование».

В структуру ресурса входит образовательный контент, представленный в виде учебных онлайн - курсов, который является одним из учебных средств, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подхода и индивидуализацию образования.

Начиная апробацию, особенно в начальной школе, мы понимали, что полностью использовать интернет-уроки системы МЭО мы не должны: нужна смена видов деятельности, есть требования СанПиНов, да и не всегда ИКТ-технологии выполняют все дидактические задачи урока. Поэтому нами было решено использовать только элементы образовательной платформы МЭО, на определённых этапах и типах  уроков, с детальной проработкой представленных в онлайн-уроках материала.

На каких же уроках использовался ресурс МЭО? Какой электронный материал был выбран? Какой результат получился?

Прежде всего, наши педагоги начальной школы соотнесли тематику онлайн-уроков со своим календарно-тематическим планированием; изучили материал онлайн-уроков; определили уроки, куда смогут включить выбранное.Это оказались, прежде всего, уроки открытия новых знаний и уроки систематизации и закрепления.

Как уже говорилось выше, материал необходимо было органично вплести в урок. В связи с этим для более эффективной и понятной для детей  проверки знаний, например, на уроках русского языка нами разрабатывались «Дорожные  карты».

Представленная «Дорожная карта»  к уроку русского языка включает в себя: словарную работу, банк заданий системы МЭО, задания для индивидуальной работы. Она выступает как путеводитель  (обучающиеся самостоятельно выполняют задания), так и  «Лист достижений» (самооценка результатов учебного труда).

Учебные занятия с использованием «Дорожной  карты»  проходят в форме уроков-путешествий (например: урок-путешествие  по теме «Правописание разделительного ь знака»; урок-путешествие по теме «Собственные и нарицательные имена существительные» и др.).

На уроке обучающиеся выполняют задания, проверяют их через систему МЭО, фиксируют результаты в «Дорожной карте».

Как показывает практика, проверка знаний с применением ресурсов МЭО, «Дорожной карты» создает более комфортную среду для обучающихся, в том числе снижает уровень стресса, который многие дети испытывают при выполнении проверочных работ.

Отбирая материал цифровой образовательной платформы, разрабатывая технологические карты, дорожные карты и листы самооценки, мы преследовали несколько задач. Причем эти задачи касались и детей, и нас самих, педагогов.

Какие же задачи нам позволила решить такая организация учебной деятельности на уроке?

Что можно считать результатом?

О результатах можно судить со стороны детей и педагога.

Так  активное использование ресурсов МЭО на уроках русского языка  во 2 классе мне позволилорешить следующие дидактические задачи урока закрепления знаний: повысить интерес обучающихся к учебному процессу, создать для каждого ребенка индивидуальный маршрут  систематизации знаний.

Использование на уроках платформы МЭО, «Дорожной карты» позволило каждому ребёнку сразу увидеть результативность своей работы на уроке, как при освоении нового материала, так и при закреплении изученного; а также способствовало развитию универсальных учебных действий:

- на 50% повысился интерес и мотивацияобучающихся к учебе;

- у большей части детей сформировались навыки самостоятельности, самодисциплинированности.

Мне, как педагогу, такая организация процессаобучения позволила применять и сочетать различные технологии, сделать учебный процесс более интересным и познавательным; мотивировалак использованию в образовательных целях компьютера, мобильных устройств  Интернета.

Работая в информационно-образовательной среде нашей школы, мы пришли к выводу, что не нужно бояться новых технологий и новых технических инструментов. В конце концов, наши ученики могут стать нашими добровольными техническими помощниками.Просто необходимо учитывать позитивные аспекты любой технологии (например, ученики   могут публиковать свои проекты в Интернете; могут узнать домашнее задание и выполнить его в онлайн-режиме и т.д.).

Сочетание технологий позволяет устанавливать четкие границы работы детей с информационными средствами.

Несомненно, школа в настоящее время нуждается во внедрении элементов электронного образования, как в одном из методов, который позволяет повысить эффективность образовательного процесса, создать более комфортную информационно-образовательную среду, идти в ногу со временем и своими учениками.

Список используемой литературы

1.Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии:взгляд в следующее десятилетие/ Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. — М.: Изд-во «НексПринт», 2010. — 95с

2.Долгова Т.В. Использование ресурсов мобильной электронной школы в образовательном процессе: методическое пособие. / Под общ.редакцией Т.В. Долговой. – СПб. ЛОИРО, 2017. – 120с.

3.Роберт И. Современные информационные технологии в образовании/И. Роберт.-М: ИИР РАО, 2010.-140с.

4.Стрельцова И.Ю. «МЭШ» как возможность получения качественного образования школьников с использованием современных информационных технологий» [Электронный ресурс], -https://pandia.ru/text/80/686/30814.php- статья в интернете.

5. Цветкова М.С Начальная школа. [Электронный ресурс],- https://docplayer.ru/64819690-Nachalnaya-shkola-2-0-cvetkova-marina-serafimovna-professor-rae-k-p-n-docent.html-статья в интернете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная образовательная среда колледжа/ Проблемы и перспективы развития

Современный человек с детства погружен в информационную среду - он живет среди телевидения, радио, книг, журналов, компьютерных игр. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и в с...

Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества подготовки студента

Выступление на методическом объединении преподавателей информатики и информационных технологий средних специальных учебных заведений Республики Мордовия с докладом: «Информационно-образовательная сред...

Информационная образовательная среда

Выступление на конференции...

Методы обучения в информационной образовательной среде

Доклад составлен для выступления на заседании цикловой комиссии....

Формирование единой информационной образовательной среды как условие развитие профессиональной компетентности студентов колледжа.

Одним из важнейших направлений развития современного среднего профессионального образования является его информатизация, которая заключается в обеспечении данной сферы образования те...

Создание информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса

Доклад "Создание  информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса" освещает вопросы модернизации российского образования на совр...