Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества подготовки студента
статья по теме
Выступление на методическом объединении преподавателей информатики и информационных технологий средних специальных учебных заведений Республики Мордовия с докладом: «Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества подготовки студента».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
io_sreda_kak_faktor_kachestva_podgotovki_studenta.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА
Водяков Эдуард Петрович
преподаватель Информатики
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Ковылкинский
аграрно-строительный колледж»
За последние годы личность и работодатели стали определять требования к профессиональной подготовке студентов наравне с государством и обществом. Согласно требованиям работодателя, выпускник ССУЗа должен практически сразу осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, не просто обладать широким набором знаний, а быть квалифицированным специалистом. С другой стороны, характерной особенностью современной системы среднего образования является ее ориентация на выполнение заказа не только общества и предприятия, а именно студента в отношении качества и сроков обучения.
Все участники образовательного процесса заинтересованы в качественной подготовке специалиста в минимальные сроки и с минимальными затратами. Решить эту проблему помогает внедрение новых технологий обучения, в первую очередь основанных на информатизации образовательного процесса.
Российская система образования имеет свои традиции, уникальные черты, признанные в мире достижения. Наряду с достоинствами традиционной отечественной системы образования в ней имеются проблемы, вызывающие неоднозначную оценку: ориентация на выполнение жесткого государственного заказа, недостаточная гибкость общеобразовательных и профессиональных программ, слабая направленность на удовлетворение образовательных запросов личности обучающегося. Для изменения ситуации важнейшими представляются направления, связанные с развитием новых технологий обучения. В частности, нуждаются в распространении методы, активно развивающие компьютерные технологии.
Цель системы качества – это обеспечение качества путем проверки каждого результата (традиционно в форме зачета, экзамена и пр.). Качество фактически рассматривается как соответствие требованиям преподавателей, которые должны (что редко проверяется) отражать требования ГОС. Непонимание качества образования в современном его толковании – это серьезная проблема всего ССУЗа: руководства, преподавателей, сотрудников и студентов. Она отслеживается на нескольких уровнях:
• соответствие содержания образовательных программ требованиям заказчиков (государство, бизнес, личность) и образовательным стандартам;
• уровень удовлетворенности заинтересованных сторон (студентов, работодателей и др.) качеством образовательных услуг;
• высокая удовлетворенность преподавателей и сотрудников образовательного учреждения своей работой;
• положительное влияние на общество, повышение общей культуры и образованности его членов.
Качество улучшается через совершенствование процесса, его способности производить нужные результаты с первого раза и без дефектов, а не ужесточением требований.
Новые информационные технологии (НИТ) позволяют наиболее полно учитывать изменения показателей качества, определять тенденции изменений и на основе этого применять коррекционные решения.
Анализ процесса реформирования образования ведущими университетами мира (Гарвардский университет, Wisconsin Technical College System), а также некоторыми российскими вузами показывает необходимость активного внедрения НИТ в образовательный процесс. Отличительными особенностями их применения являются развитие самостоятельности и активности обучающихся, повышение осознанности процесса познания. К сожалению, традиционный подход к образованию, ориентированный на лекционную систему занятий, на слушание, а не на активную самостоятельную деятельность, не позволяет оптимально использовать возможности новых информационных технологий.
Новые информационные технологии позволяют легко решать проблемы хранения, поиска и доставки информации обучающимся. В настоящее время
в ССУЗах в электронном виде могут быть накоплены обширные информационные ресурсы, однако существующие примеры использования НИТ в сузах представлены фрагментарно. В первую очередь это происходит из-за отсутствия научной и методологической базы, четкого представления о технических и методических проблемах применения НИТ в образовательном процессе. Несмотря на отдельные успехи использования указанных технологий, достигнутые результаты носят разрозненный характер, имеют частные решения, не поддаются тиражированию и внедрению в различных образовательных учреждениях. Поэтому на первый план выходят задачи создания на базе обобщений и развития достигнутых результатов использования НИТ в образовательном процессе единой концепции построения информационно-образовательной среды (ИОС); разработка методов проектирования и внедрения ИОС в учебный процесс в целях дальнейшего повышения эффективности обучения, расширения сферы экспорта образовательных услуг и адекватной реакции на возрастающую динамику изменения знаний [3].
Таким образом, в настоящее время необходима единая концепция построения информационно-образовательной среды, которая в полной мере учитывала бы новые возможности создания, распространения и применения многокомпонентных распределенных и интегрированных баз данных и знаний, ориентированных на образование, не исключала бы национальные требования к системе образования и гармонизировала бы с мировыми тенденциями.
Внедрение в сферу образования НИТ привело к возникновению термина «информационно-образовательная среда», понимаемого обычно как совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав компьютерных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы использования которых регламентируются в методическом обеспечении образовательного процесса.
В методологическом плане разработка и использование компьютерных средств поддержки обучения с самого начала развивались по двум направлениям. Первое направление опирается в своей основе на идеи программированного обучения. В его рамках разрабатываются и эксплуатируются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам.
Второе направление компьютеризации обучения включает отдельные программы, пакеты программ, элементы автоматизированных систем, предназначенные для автоматизации трудоемких расчетов, оптимизации исследования свойств объектов и процессов на математических моделях и т.п.
Появление персональных компьютеров и доступа в глобальную сеть интернет привнесло в сферу образования не только новые технические, но и дидактические возможности. Это простота диалогового общения, доступ к гигантским объемам информации и, конечно же, возможность визуализации. Применение графических объектов в учебных компьютерных системах позволяет не только увеличить скорость передачи информации обучаемому и повысить уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств, как интуиция, профессиональное чутье, образное мышление. А на рынке компьютерных технологий появляются еще более перспективные для целей профессиональной подготовки технические и программные новинки. Это оптические внешние запоминающие устройства на компакт-дисках с большими объемами памяти, инструментальные программные средства гипертекста, мульти- и гипермедиа системы «виртуальной реальности» и др.
В то же время процесс обучения с использованием информационно-образовательных сред наследует и основные элементы модели традиционной системы образования, такие как лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, контрольные задания и пр.
Анализ достоинств и недостатков существующих ИОС, дидактических традиций российской системы образования, а также современного состояния информационных технологий и средств телекоммуникаций позволяет сформулировать следующие принципы, на которых должны строиться проектируемые в настоящее время информационно-образовательные среды [4]:
• информационно-образовательная среда включает учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренинговые системы, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео и другое, взаимосвязанные между собой;
• информационный компонент ИОС образует необходимую совокупность базовых знаний в областях науки и техники с выходом на мировые ресурсы, определяемых профилями подготовки специалистов с учетом междисциплинарных связей, а также информационно-справочную базу дополнительных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания;
• информационный компонент ИОС оптимальным образом распределен по хранилищам информации (серверам) с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности;
• информационно-образовательная среда должна не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, а гибко модифицировать информационное ядро ИОС, адекватно отражая потребности общества.
Учебный процесс в ИОС ССУЗа должен сопровождаться развитым информационно-справочным обеспечением, сконцентрированным в специальном подразделении ССУЗа, и включать ряд направлений, имеющих, например, разделы:
• термины и определения по дисциплинам специальности;
• глоссарий: русский глоссарий, англо-русский словарь, глоссарий аббревиатур с пояснением на языке оригинала и русском;
• библиотека рекомендуемой литературы (книги, статьи, каталоги, методическая литература) в полнотекстовом варианте или в виде библиографических данных;
• персоналии;
• законодательно-правовая база, необходимая для изучения дисциплин специальности и др.
Наличие развитой информационно-справочной базы существенно сокращает затраты времени на поиск дополнительной и справочной литературы по дисциплине, позволяет через систему связей оперативно обратиться к необходимому разделу базы.
Использование информационно-образовательной среды при педагогическом взаимодействии преподавателя и обучающегося позволяет осмыслить традиционный учебный процесс и построить его на определенной дидактической концепции, которая определяет отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения для достижения педагогических целей.
На сегодняшний день использование НИТ в условиях информационно-образовательной среды – это самый надежный инструмент управления качеством подготовки студентов, позволяющий обеспечить требования качества не только на основе исследования отдельных показателей, но и на основе анализа их системного взаимодействия. В процессе обучения в ССУЗе в условиях ИОС должны прослеживаться тенденции опережающего развития критического мышления и умений студентов эффективно использовать информационные базы; плодотворного объединения усилий различных подразделений при решении актуальных задач, а информационные технологии должны обеспечивать доступность образования, эффективность учебного процесса, развивая более тесные связи между целевыми установками ССУЗа и запросами потребителей его деятельности.
Литература
1. Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования? // Педагогика. 2001. № 9.
2. Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Системы оценки качества образования: учеб. пособие для студентов вузов, получающих образование по пед. направлениям и специальностям. М.,2007.
3. Путилов Г.П. Концепция построения информационно-образовательной среды технического вуза. М., 1999.
4. http://www.cnews.ru/reviews/free/edu/it_russia/institute.shtml#1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Общепедагогическая подготовка работников образования – как один из факторов повышения качества образования. Какие технологии используются в работе».
О применениии ИКТ- технологий в музыкальной школе....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.
Проблема повышения качества подготовки специалистов всегда была актуальна. В связи с этим при реализации различных программ, для решения актуальных задач совершенствования образования необходимо учиты...
статья «Социальное партнерство как важный фактор повышения качества профессиональной подготовки по профессии техник – теплотехник»
Описание опыта работы. Организация и проведение уроков на производстве....
Формирование инновационной образовательной среды как фактор повышения качества дополнительного образования
Современное дополнительное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых социально-экономическими преобразованиями, которые расширяют возможности человека, предлагая большую своб...
Статья "Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов"
В статье обосновано значение научно-исследовательской деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки, представлена характеристика исследовательских работ разных типов....
Создание практико-ориентированной среды, как фактор формирования профессиональной подготовки студентов ДПИ
Статья о проблеме сегодня в СПО - создание практико- ориентированной среды студентов обучающихся на отделении ДПИ...
Статья - "Профессиональная культура преподавателя как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов", г. Благовещенск, 2020
Сегодня в нашем обществе – обществе 21 века - остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родит...