Информационная образовательная среда
статья на тему
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Агафонова Галина Геннадьевна, преподаватель физики
ГБОУ СПО «Пильнинский агропромышленный техникум»
Современное преподавание сталкивается с проблемой снижения интереса студентов к изучению дисциплины. Такую дисциплину как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставиться задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета физики. В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса обучающихся к предметам естественного цикла. Такое явление в условиях научно-технической революции и расширяющегося процесса информатизации общества кажется парадоксальным. Одни ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем. Другие считают, что на уроках изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач. Третьи жалуются на сложность предметов, они не видят особого смысла заставлять себя учить формулировки и ломать голову над задачами.
Нередко высказывается мысль, что это достаточно специальные предметы, которые не нужны ста процентам населения, а потому их следует изучать по выбору.
Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми обучающимися базового уровня подготовки, соответствующего Федеральному Государственному образовательному стандарту. Основную задачу своей педагогической деятельности вижу в создании на уроках физики такой образовательной среды, которая способствует самореализации обучающихся, повышению их образовательного уровня, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, познавательной активности. Необходимо создавать благоприятные условия для достижения всеми обучающимися базового уровня подготовки, соответствующего Федеральному государственному стандарту. Проектирование педагогом учебного процесса в информационной образовательной среде требует иных подходов не только к планированию новых образовательных результатов, но и к отбору содержания обучения, методов и форм организации учебного процесса. Важно заметить, что содержание обучения, нацеленное на получение конкретного образовательного результата, становится средством достижения этого результата. Рассмотрим классификацию видов учебной деятельности, которые можно использовать на уроке в современной информационной образовательной среде, применяя мультимедийное оборудование, интерактивные доски, разнообразные электронные образовательные ресурсы, а также образовательные ресурсы Интернета.
Классификация видов деятельности | Виды деятельности |
Виды деятельности со словесной основой | Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами (ЭОР) |
Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации | |
Поиск информации в электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии, словарях, в сети Интернет, электронных базах и банках данных. | |
Отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы) | |
Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации, аннотированного обзора литературы и др. | |
Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации. | |
Решение задач. | |
Выполнение тестовых заданий. | |
Поиск информации в сети интернет и составление сравнительной таблицы (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы) | |
Виды деятельности на основе восприятия образа | Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов |
Участие в телеконференциях, вебинарах | |
Наблюдение за демонстрациями преподавателя | |
Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений | |
Анализ графиков, таблиц, схем | |
Изучение устройства механизмов и принципа их действия | |
Анализ производственных ситуаций, ситуативных задач | |
Изучение последовательности выполнения операций | |
Анализ проблемных учебных ситуаций | |
Виды деятельности с практической основой | Постановка опытов для демонстрации в группе |
Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной- работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности | |
Выполнение работ практикума | |
Проведение исследовательского эксперимента | |
Моделирование и конструирование | |
Решение экспериментальных задач |
Конечно, этим списком многообразие видов учебной деятельности не исчерпывается. Задача преподавателя — искать и находить новые, более эффективные в современной информационной образовательной среде виды деятельности обучающихся, ориентированные на достижение современных образовательных результатов.
Важно понимать, что вся учебная деятельность должна быть представлена как система неких учебных задач. Они даются в определённых учебных ситуациях и предполагают определённые учебные действия — предметные, контрольные, вспомогательные и т. д. Учебная ситуация рассматривается как организация учебной деятельности, в которой обучаемые (возможно, при помощи преподавателя) не только обнаруживают предмет своего действия, но и решают конкретные задачи, направленные на выработку ключевых компетенций (сравнение, установление взаимосвязей, определение причин и следствий, решение противоречий и др.).
В ходе отбора видов учебной деятельности педагог может опираться на следующую классификацию типов учебных ситуаций для построения учебного процесса в информационной образовательной среде:
• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (вырабатывается умение находить оптимальное решение);
• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, а затем предложить своё адекватное решение;
• ситуация-тренинг — образец стандартной или другой ситуации (предлагается описать или решить ситуацию).
Кроме того, на учебных занятиях возможны:
• классическая ситуация — даётся чёткое описание ситуации, взятой из практики или искусственно сконструированной; обучающиеся должны самостоятельно вычленить из её контекста вопрос, по поводу чего им следует принять решение;
• живая ситуация — берётся событие из жизни обучающегося, на производстве, принятое решение неизвестно, его надо найти, а развитие действия описать в той последовательности, в которой оно происходило;
• действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту — обучающимся предлагаются ситуация и нормативный документ, в соответствии с которым должно быть принято решение.
• ситуация-иллюстрация — прообраз жизненной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная.
В ходе подготовки урока преподаватель отбирает и методы обучения. Следует учитывать, что выбор методов обучения зависит в первую очередь от планируемых образовательных результатов, а также от предполагаемого набора средств обучения.
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов преподаватель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды, в том числе и возможности средств ИКТ, и соответственно уметь: управлять учебным процессом; создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; индивидуально и коллективно создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статистическими и динамическими графическими и текстовыми объектами; размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса (в том числе обучающихся и педагогических работников; используемые участниками учебного процесса информационные ресурсы);
проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения образовательной программы; использовать различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков; осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное.
Бесспорно, что учебный процесс в новых условиях, а именно в информационной образовательной среде, разительно отличается от прежнего.
Сегодня учебный процесс направлен на создание опыта работы с информацией, её целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию обучающегося. Во главу угла ставится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для обучающихся проблем. Большое значение отводится формированию способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
При выполнении лабораторных работ могут использоваться электронно-образовательные ресурсы.
Класс разделился на две группы: одна выполняла традиционную лабораторную работу, а другая группа – виртуальную. Анализируя выполненную работу, были получены следующие результаты: группа ребят, выполнявшие виртуальную работу обратили внимание на то, что при увеличении угла наклона ускорение возрастает, о чем не сказали дети, реально выполнявшие работу. И время выполнения виртуальной работы меньше времени, т.к. отчет формируется в процессе выполнения работы и ребята смогли выполнить проверочный тест по теме, на что не осталось времени у другой группы ребят.
Поэтому можно выделить преимущества проведения виртуальной лабораторной работы перед традиционной:
1. Нет необходимости собирать заново всю установку перед каждым уроком, тратить время на осмотр приборов, на укладку их на место.
2. Техника безопасности на порядок выше, чем в обычных условиях.
3. Можно за короткое время провести несколько экспериментов при разных начальных условиях, а потом обобщить результаты и сделать выводы.
4. Можно замедлить или ускорить время демонстрации.
Конечно, преимущества и недостатки есть и у тех и у других лабораторных работ, но в ходе опроса обучающихся (через неделю после проведения лабораторных работ), оказалось, что учащиеся, требующие более четкого руководства отдают предпочтение виртуальным работам (это более «слабые» ребята). А обучающиеся со средним или высоким уровнем успеваемости готовы потратить на эксперимент больше времени, зато «прочувствовать» его.
Считаю, что в учебный процесс нужно вводить виртуальные работы, не заменяя реальные, а лишь дополняя их.
Можно сделать вывод, что методы обучения, применяемые именно в условиях учебного процесса, построенного в условиях информационной образовательной среды, в большей степени ориентированы на достижение новых образовательных результатов.
Имеются в виду умения выявлять, формулировать и анализировать проблему, выдвигать и оценивать гипотезу, ставить вопросы, создавать модели простых явлений и процессов, использовать методы творческого решения задач, классифицировать, определять актуальность и практическую значимость своей познавательной деятельности и многие другие. Чрезвычайно важным для достижения новых образовательных результатов является ещё и то, что данные методы усиливают интеграцию отдельных учебных предметов, что наиболее доступно сделать в условиях учебного процесса в информационной образовательной среде.
Использованная литература
1.Е.В.Чернобай Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная образовательная среда колледжа/ Проблемы и перспективы развития
Современный человек с детства погружен в информационную среду - он живет среди телевидения, радио, книг, журналов, компьютерных игр. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и в с...
Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества подготовки студента
Выступление на методическом объединении преподавателей информатики и информационных технологий средних специальных учебных заведений Республики Мордовия с докладом: «Информационно-образовательная сред...
Методы обучения в информационной образовательной среде
Доклад составлен для выступления на заседании цикловой комиссии....
Инфраструктура информационно-образовательной среды в контексте использования электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системе инклюзивного профессионального образования инвалидов
Выступление на семинаре...
Формирование единой информационной образовательной среды как условие развитие профессиональной компетентности студентов колледжа.
Одним из важнейших направлений развития современного среднего профессионального образования является его информатизация, которая заключается в обеспечении данной сферы образования те...
Создание информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса
Доклад "Создание информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса" освещает вопросы модернизации российского образования на совр...
Роль информационно-образовательной среды как фактора развития профессионального педагогического мастерства в системе СПО
В данной статье рассматривается роль информационно-образовательной среды в профессиональной подготовке педагогов системы среднего профессионального образования. Описаны требования к профессиональной п...