статья на тему: "Разноуровневые задания на уроках в начальной школе".
статья
Нас, учителей, не могут не волновать вопросы, как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха.
Ответы на эти вопросы я вижу в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении, включая в работу на уроках разноуровневые задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_soshinskaya.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сошинская Наталья Сергеевна
учитель начальных классов
ГБОУ школы № 695 «Радуга» Пушкинского района города Санкт-Петербурга
статья
Тема: Разноуровневые задания на уроках
в начальной школе
Каждому из нас хочется, чтобы каждый ученик был успешен. И нас, учителей, не могут не волновать вопросы, как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха.
Ответы на эти вопросы я вижу в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении, включая в работу на уроках разноуровневые задания.
Ведь ученики в наших классах с разными познавательными возможностями: со слабой памятью, воображением, не уверены в себе и в своих силах. У таких учеников падает интерес к знаниям, появляется отрицательное отношение к учебной деятельности, к школе. Это приводит к неуспеваемости. Сильные ученики вынуждены работать не в полную силу и меру своих возможностей. Часто слышится на уроке: «А что еще решать» и т.д. Чаще всего в своей работе мы ведем обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. В конечном счете, это ведет к снижению успеваемости. Поэтому в своей практике данную проблему разрешаю с помощью уровневой дифферентации. Это обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувство ответственности, товарищества) направление.
В своей работе опираюсь на традиционные учебники, но для более способных включаю в урок дополнительный материал, как теоретического, так и практического характера. Основной задачей для себя ставлю – формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету.
Работая в классе, я хорошо знаю, какой ученик и какому уровню относится.
Наиболее продуктивное время занятий 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ именно на это время. Необходимо давать правильную дозировку заданий, так как обучение и развитие находятся в сложной взаимосвязи. Так, ученики с высоким уровнем интеллектуального развития, быстро схватывающие новое, уже овладели материалом в достаточной мере, я даю им возможность поработать индивидуально. Другая категория учеников, которые не сразу усваивают обязательный материал. Таким ребятам иногда приходится объяснять после уроков. Цель: добиться эффективности работы всех учащихся на уроке. Достижению этой цели способствуют введение индивидуальных карточек для сильных учащихся и координация работы слабых. Проверка
индивидуальной деятельности сильных учеников осуществляется чаще всего на перемене.
Изучая опыт учителей – практиков, опираясь на свои наблюдения и опыт, на опыт своих коллег в своей работе подбираю на уроки такие задания, чтобы каждый ученик мог работать с интересом, с искоркой в глазах. Для этого задания составлены таким образом, чтобы к достижению единой цели учащиеся шли разными путями.
Уровневую дифференциацию я организовала следующим образом:
Ι уровень умственной деятельности.
- Когда ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки, выполняет задания «Сделай по образу; вставь пропущенную букву; найди значения выражения, реши задачу, прочитай текст, прочитай выразительно»
ΙΙ уровень умственной деятельности.
- Предполагает наличие умения наблюдать за учебным материалом; выявлять проблемы, выбирать пути их решения и получать результаты.
Учащиеся этого уровня показывают, насколько развито их логическое мышление, сформулировано умение анализировать; сравнивать, классифицировать и преобразовывать.
Следующая инструкция ΙΙ уровня. «Пронаблюдай, раздели по каким-либо признакам на группы; измени вопрос задачи так, чтобы она решалась большим количеством действий; исключи лишнее».
ΙΙΙ уровень – творческий.
- Этот уровень свидетельствует о способности учащихся рассматривать предложенный материал с разных точек зрения, указывать на самостоятельность и подвижность мышления, осознание учеником своих действий, например: «Приведи свои примеры на какие-либо правила, закон; сделай вывод, заполни таблицу своими примерами, сочи; придумай; подбери».
- При организации такой работы необходим постоянный контроль и необходимая помощь со стороны учителя;
- Учет индивидуальных различий школьников;
- Возрастающая роль самостоятельной работы учеников;
- Оптимальное использование различных дидактических пособий при подборе материалов.
Таким образом, применение разноуровневых заданий помогает поддерживать интерес к изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Каждый ученик класса чувствует себя востребованным. Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Кураторская работа в начальной школе" в соавторстве с Агуриной Т.В.
Эта статья была опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" в 2007-2008 учебном году ( на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов.Ребенок в школе - это не то...
статья "Современные пути решения проблем правильного питания в начальной школе".
Здоровье - главная ценность в жизни человека. Оно, как известно, зависит от многих факторов, и в первую очередь от правильного здорового питания.Здоровье детей и подростков в любом обществе, в л...
Статья "Сюжетный урок как форма здоровье сбережения в начальной школе."
В методике физического воспитания для учащихся начальной школы разработано многожество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Сочетая сложные физические упражн...
Статья "Воспитательная деятельность в условиях работы с обучающимися с ОВЗ (начальная школа)"
Содержание и методы воспитательного процесса в младших классах современной средой общеобразовательной школы вытекают из стоящей перед ней задачей: максимально развивая способности детей, учитывая их и...
Статья. «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
Статья на тему: "Системно -деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе" опубликована в сборнике " Применение инновационных ...
Статья " Урок в начальной школе в свете внедрения ФГОС"
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления ...
Статья о трудностях адаптации учеников начальной школы
На успешную адаптацию младших школьников влияют различные факторы: физическое и психическое здоровье, уровень готовности к школе (интеллект, мотивация учения, желание учится, умение общаться, адекватн...