Статья "Кураторская работа в начальной школе" в соавторстве с Агуриной Т.В.
статья по теме
Эта статья была опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" в 2007-2008 учебном году ( на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов.
Ребенок в школе - это не только ученик. Прежде всего - это личность, маленький человек со своими желаниями, особенностями характера, способностями, чувствами. Мы стараемся увидеть в ребенке эти качества, отметить их и развивать. Кураторская работа в гимназии № 4 г. Брянска является инновационной деятельностью и возникла в среднем звене. Она оказалась достаточно эффективной формой работы, и поэтому, спустя два года, мы решили использовать ее в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuratorskaya_rabota_v_nachalnoy_shkole.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кураторская работа в начальной школе
Горохова Елена Михайловна, учитель начальных классов
Агурина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа
Кураторская работа в гимназии №4 г. Брянска является инновационной деятельностью, и возникла в среднем звене. Она оказалась достаточно эффективной формой работы, и поэтому, спустя два года, мы решили использовать ее в начальной школе.
Кураторство в начальной школе представлено работой двух учителей начальных классов Агуриной Т.В. и Гороховой Е.М.
Основные принципы работы кураторов, цели, задачи их деятельности, права и обязанности отражены в “Положении о кураторе МОУ “Гимназия №4” г. Брянска”.
Целью кураторской работы является организация эффективного взаимодействия участников воспитательного процесса, оперативное ознакомление их с административной информацией, организация помощи классным руководителям (как правило, из числа молодых специалистов).
Задачи деятельности кураторов:
- оказание методической помощи классным руководителям;
- консультирование классных руководителей по вопросам эффективного взаимодействия участников воспитательного процесса;
- корректировка организационно-педагогических действий классных руководителей;
- организация взаимодействия классных коллективов.
Мы работаем не только учителями начальных классов, но и являемся кураторами, т. е. организаторами, наблюдателями, помощниками учителей в воспитательной работе с детьми.
Ребенок в школе - это не только ученик. Прежде всего - это личность, маленький человек со своими желаниями, особенностями характера, способностями, чувствами. Мы стараемся увидеть в ребенке эти качества, отметить их и развивать.
Подготовительным этапом нашей работы явилось исследование классных коллективов с целью выявления учащихся, испытывающих трудности в обучении, поведении и общении с одноклассниками.
Для этого мы разработали “Карточку проблемного ученика” (см. Приложение1). Собрав данные у классных руководителей, мы создали картотеку “проблемных” учащихся с учетом их интересов, склонностей, увлечений.
Следующим шагом нашей работы явилось составление плана работы кураторов начальной школы на год с определением цели, задач и направлений работы. Свою деятельность мы планировали по трем направлениям. (см. Приложение2)
- Еженедельный конкурс “Герой недели”.
Мы вместе с классными руководителями обсуждаем, какого героя будем выбирать, т. е. на что мы будем ориентироваться - на особенности характера, увлечения, способности. Определяется номинация, например, “Самый вежливый”, “Самый отзывчивый”, “Лучший дежурный”, “Рыцарь без страха и упрека”, “Самая обаятельная и привлекательная” и т. д. В классах дети обсуждают кандидатуры вместе с учителем, а потом сообщают нам и обосновывают выбор класса. Мы готовим для этих ребят грамоты, благодарности, медальки или другие знаки отличия. Награждение проводится публично, при этом повышается самооценка ребенка, его статус в классном коллективе, ребенок становится известным, достойным примером для подражания. Он может быть не очень успешен в учебе, но он проявил себя в другой области. Достигается воспитательная цель этого конкурса: “Поднять самооценку ребенка, показать важность моральных качеств, увлечений”.
В конце учебного года мы проведи “Парад героев”, где победителей увидели не только ученики и учителя всей начальной школы, но и родители, гости.
(см. Приложение3)
- Организация и проведение внеурочного мероприятия 1 раз в месяц. В этой работе мы тоже ориентировались на ребят, испытывающих трудности в учебе, поэтому выбирали такие темы, где они могут проявить себя. В этом нам очень помогла составленная нами картотека. Мы провели выставку “Мой четвероногий друг”, “Рыцарский турнир”, “А вам слабо?”, “У рыженькой красавицы в гостях” и д. р.
3. Помощь кураторов начальной школы в организации и проведении мероприятий, запланированных кабинетом воспитательной работы для учащихся младших классов. Это направление работы не было основным в нашей работе, но было полезным и нужным организаторам воспитательной работы. Мы были активными участниками и организаторами первой новогодней дискотеки для учащихся 3 - 4 классов “Новогодняя кутерьма” и др.
Для оценки эффективности работы кураторов начальной школы нами была разработана анкета для учащихся и классных руководителей и проведено анкетирование. Результаты показали, что наша работа нужна, интересна и эффективна. (См. Приложение 4).
С отчетом о своей работе мы выступили на заседании МО учителей начальных классов и получили положительные отзывы коллег.
Проблемным для нас оказалась подготовка и проведение крупных мероприятий для параллелей и между параллелями, т. к. их организация требует больших временных затрат, серьезной подготовки и материального обеспечения. Выходом из данной ситуации считаем необходимость их разработки заранее, в летний период.
Трудность с конкурсом “Герой недели” заключается в том, что несмотря на разнообразие номинаций, победителями становятся в большинстве случаев одни и те же учащиеся.
Для преодоления возникших трудностей в следующем учебном году мы планируем:
- создать копилку внеклассных мероприятий для разных параллелей;
- продумать разнообразие номинаций “Героев недели” с учетом пожеланий детей и взрослых, высказанных в анкете и охватывающих детей с разной успешностью в обучении;
- наладить сотрудничество с ученической организацией “Веселая семейка” с целью привлечения их к проведению разновозрастных внеклассных мероприятий.
Кураторская работа в начальной школе - инновационная деятельность, поэтому не обошлось без проблем и трудностей, но тем не менее она интересна для детей, для нас и познавательна для коллег из других школ.
О своих наработках мы рассказывали на областном и городском семинарах по воспитательной работе, участвовали в Дне открытых дверей для родителей будущих первоклассников и видели неподдельный интерес к данному виду деятельности.
Приложения
Приложение 2 – небольшая презентация о направлениях кураторской работы в школе
Приложение 3 – образцы грамот для учащихся
Приложение 4 – нкетирование учителей и учащихся
Анкета (для учащихся)
- Знаешь ли ты о конкурсе “Герой недели”?
- Откуда ты узнаешь, какого героя выбирают на неделе?
- Выбирался ли ты когда-нибудь героем недели?
- Как вы обсуждаете в классе кандидатов в герои?
- В каком конкурсе ты мог бы стать “Героем недели”?
- Предложи свое название конкурса “Самый ...”
Анкета (для учителей)
- Как вы считаете, нужен ли конкурс “Герой недели” вашим ученикам?
- Ваше отношение к проводимому в начальной школе конкурсу “Герой недели”?
- Помогает ли этот конкурс решать воспитательные проблемы класса?
- Считаете ли вы эффективной работу кураторов в начальной школе?
- Предложите свои варианты номинаций конкурса “Самый ...”
Результаты анкетирования учащихся начальных классов,
выражающее их отношение к конкурсу « Герой недели ».
1. Количество опрошенных учащихся:156
2. Знают о конкурсе « Герой недели »: 148 уч-ся
3. Узнают о проведении конкурса от:
- учителя: 92 уч-ся
- кураторов: 46 уч-ся
- из объявлений: 10 уч-ся
4. Были победителями конкурса «Герой недели »: 76 уч-ся
5. Способ выбора кандидатур победителей конкурса в классе:
- голосование в классе
- предлагает и выбирает учитель
- самовыдвижение
6. Наиболее интересные предложения номинаций конкурса «Герой недели»:
« Самый умный», « Самый прикольный», « Лучший футболист», « Самый задорный», « Человек – золотые ручки», « Самый ловкий».
Результаты анкетирования учителей начальных классов,
выражающее их отношение к проведению конкурса «Герой недели ».
1. Количество опрошенных учителей: 12
2. Считают этот конкурс нужным для учащихся: 12 уч.
Считают этот конкурс лишним мероприятием: - уч.
3. Отношение учителей к проведению конкурса:
- положительное: 12 уч.
- отрицательное: - уч.
- другое:________уч. ( «здорово», «стимулирует»)
4. Считают, что данный конкурс помогает решать воспитательные
проблемы в классе: 11 уч.
Считают, что конкурс не решает воспитательные проблемы: - уч.
Частично помогает: 1 уч.
5. Отношение к работе кураторов в начальной школе:
- положительное: 12 уч.
- отрицательное: - уч.
6. Наиболее интересные предложения номинаций конкурса «Герой недели»:
« Разностороннеразвитый», « Самый галантный», «Лучший художник»,
« Лучший организатор», « Лучший танцор», «Самая женственная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно..."
Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение...
"Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно..."
Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение...
Презентация "Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы"
Презентация "Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы"...
Групповые формы работы в начальной школе
Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников....
Взаимодействие классного руководителя с родителями через внеклассную работу в начальной школе
Антон Семёнович Макаренко подчеркивал: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги....
моя работа. МО начальной школы . Доклады и сообщения.
доклады и сообщения для заседаний МО начальных классов....
Профориентационная работа в начальной школе.
В данной статье рассмотрены цели и задачачи профориентационной работы в начальной школе, этапы формирования и инновационные формы и методы работы....