Методические указания к выполнению практических работ по педагогике
методическая разработка

Иванкова Марина Васильевна

Данные рекомендации составлены в соответствии с программой по УД ОП.01 Педагогика по всем разделам курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktich_rab.docx87.61 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж №8»

УТВЕРЖДАЮ

Директор________________

Л.П. Иванова

                                                                                                 Приказ      № _________  

от «___»__________20__ год

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим занятиям


ОП 01. ПЕДАГОГИКА
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

(очная форма обучения)


                                                                 20__ год

Методические рекомендации по выполнению практических работ для обучающихся по учебной дисциплине ОП.01 «Педагогика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 44.02.01. Дошкольное образование (углубленной подготовки) и  в соответствии  рабочей программой.

Методические указания подготовлены с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования в ходе практических занятий по ОП 01 Педагогика.

Предназначены для использования в профессиональной подготовке Образование и педагогика.

Разработчик: Иванкова М.В., преподаватель СПб ГБПОУ Педагогический колледж № 8.

 



СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        5-7

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (ИЗ  УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ )        7-10

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1,                                                                                  10-11                                                                                            

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЯ № 2 ,9, 11, 12                                                                   11-13                                                                                                                            

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЯ № 3.4, 5, 6, 10                                                                  13-16                                                                                         ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ №  7, 13. 21,                                                                     17-27

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 8, 14, 18                                                                       27-40

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 15,16,19                                                                       40-42

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 17-20                                                                            42-43

 

Пояснительная записка

Данная методическая разработка по ОП 01 Педагогика, предназначена длz обучающихся по профессиональной подготовке Образование и педагогика 44.02.01. Дошкольное образование реализуется на втором и третьем курсах. Программа рассчитана на 207 часов, из них 138 – для освоения теоретического материала аудиторно, в том числе практических занятий 48 часов, контрольных работ 6 часов, самостоятельной внеаудиторной работы 69 часов.

Проведение практических занятий по общей и профессиональной педагогике обусловлено необходимостью формирования у обучающихся целостного профессионального мышления, овладения эффективными способами организации педагогического процесса.

Цель предлагаемой методической разработке помочь и обучающимся в организации систематической тренировочной деятельности, направленной на формирование профессиональных компетенций.

Содержание задании и ситуаций направлено на воспроизведение знаний с постановкой различных целей, выполнение способов применения знаний в сходных и творческих ситуациях, систематизацию и самостоятельный поиск доказательств и ответов на поставленные вопросы.

В результате выполнения практических работ обучающиеся должны уметь:

  • определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
  • анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
  • находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
  • ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.

Работа с данными методическими указаниями способствует формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций определенных федеральным государственным образовательным стандартом для дисциплины «Педагогика»:

ОК-1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК-2: Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК-3: Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК-7: Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК-8: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК-9: Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК-10: Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни  и здоровья обучающихся.

ОК-11: Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК-3.1.: Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Выполнение каждой практической работы способствует формированию профессиональных компетенций:

Содержание практических работ соответствует заявленному времени и необходимому для качественного его выполнения.

Практические работы предполагают предшествующую проверку теоретическую готовности к выполнению материала.

Формы организации практической работы студентов:

-фронтальная (одновременное выполнение одной  и той же работы);

-групповая (подгруппами по 3-5 человек одного задания);

- индивидуальная (специфические условия выполнения задания на каждого).

Перечень практических занятий (из  учебной программы)

№  

п/п

Наименование темы и содержание занятий по программе

Кол-во часов

Контрольно-оценочные средства

Критерии оценки

1

Практическая работа № 1

Работа в дискуссионных группах – тема дискуссии «Педагогика – наука или искусство»

2

Тезисные ответы

Прописаны после каждой практической работы

2

Практическая работа № 2 Семинар по теме «Современные технологии воспитания»

2

Сообщение в по плану семинара

3

Практическая работа № 3 Знакомство с нормативно-правовыми основами проектирования и организации педагогического процесса Составление таблицы нормативно-правовые основы проектирования и организации педагогического процесса:(ФГОС ДО, Закон РФ «Об образовании»).

2

Конспект

4

Практическая работа № 4

Составление таблицы «Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ее объему»

2

Оценка заполнения таблицы

5

Практическая работа № 5: Составление таблицы «Методы воспитания в дошкольном возрасте»

2

Сообщение в по плану семинара

6

Практическая работа № 6: Составление таблицы «Принципы воспитания»

2

Оценка заполнения таблицы

7

Практическая работа № 7: Решение педагогических ситуаций

2

Решение педагогических ситуаций

8

Практическая работа № 8: Контрольная работа по  теме: «Воспитание детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения»

2

Контрольная работа

9

Практическая работа № 9:  Семинар на тему: «Становление дошкольной дидактики в истории педагогики»

2

Сообщение в по плану семинара

10

Практическая работа № 10:  Составление таблицы: «Методы обучения детей дошкольного возраста».

2

Сообщение в по плану семинара

11

Практическая работа № 11:  Семинар по проблемам инклюзивного образования детей в детском саду.

2

Сообщение в по плану семинара

12

Практическая работа № 12: Семинар по теме «Обучение детей с девиантными особенностями поведения» (агрессивных, тревожных, гиперактивных, медлительных, капризных и упрямых).

2

Сообщение в по плану семинара

13

Практическая работа № 13: Решение педагогических образовательных ситуаций

2

Решение педагогических ситуаций

14

Практическая работа № 14: Контрольная работа по разделу «Обучение детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения»

2

Контрольная работа

15

Практическая работа № 15: Разработка образовательного проекта для детей дошкольного возраста (возраст детей и тема проекта по выбору студентов)

4

Разработка проекта

16

Практическая работа № 16: Проектирование предметно-развивающей среды в возрастной группе по выбору студента

2

Разработка проекта

17

Практическая работа № 17:  Анализ вариантов комплексно-тематического планирования педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

2

Заполнение таблицы

18

Практическая работа № 18: Контрольная работа по теме «Проектирование педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения»

2

Контрольная работа

19

Практическая работа № 19 Спроектировать работу со старшими дошкольниками, направленную на развитие их интереса к школе

2

Разработка проекта

20

Практическая работа № 20. Анализ содержания раздела: «Воспитание культуры поведения детей» основных образовательных программ дошкольного образования

2

Заполнение таблицы

21

Практическая работа № 21. Решение педагогических ситуаций по проблеме воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста

2

Решение педагогических ситуаций

22

Практическая работа № 22. Презентация зарубежного опыта реализации дошкольного образования

4

Презентация

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Работа в дискуссионных группах. Тема дискуссии «Педагогика – наука или искусство»

Продолжительность 2 часа

  1. Цель практического занятия:
  • Находить и анализировать информацию, необходимую для решения поставленной проблемы;
  • Способствовать формированию и развитию профессионального самообразования и саморазвития;
  • Развивать умение работать в группах, вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения;
  1. Материалы по теме занятия:

Гогоберидзе А.Г. «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения»  -М:  Питер- пресс2015.-459с.

Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы: Учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 

Интернет ресурс: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com.

  1. Методические рекомендации:

Учебная группа делится на 4 подгруппы каждой из которых предлагается алгоритм работы по теме занятия

  • Дайте определение «Педагогика».
  • Определите признаки педагогики как науки:
  • Дайте определение понятию «Искусство»
  • Какие признаки могут характеризовать педагогику как искусство.
  • Вывод.
  1. Критерии оценки качества выполненной практической работы следующие:
  • Оценка «5» ставится, если практическая работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, с соблюдением последовательности выполнения, расчеты выполнены без ошибок, самостоятельно; работа оформлена аккуратно.
  • Оценка «4» ставится, если практическая работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, с соблюдением последовательности выполнения, частично с помощью преподавателя, присутствуют незначительные ошибки при расчетах; работа оформлена аккуратно.
  • Оценка «3» ставится, если практическая работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, частично с помощью преподавателя, присутствуют ошибки при расчетах; по оформлению работы имеются замечания.
  • Оценка «2» ставится, если обучающийся не подготовился к практической работе, при расчетах допустил грубые ошибки, по оформлению работы имеются множественные замечания

ПРАКТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ № № 2. 9, 11,12

Практическая работа № 2 Семинар по теме «Современные технологии воспитания»

Практическая работа № 9: Семинар на тему: «Становление дошкольной дидактики в истории педагогики».

Практическая работа № 11: Семинар по проблемам инклюзивного образования детей в детском саду.

Практическая работа № 12: Семинар по теме «Обучение детей с девиантными особенностями поведения» (агрессивных, тревожных, гиперактивных, медлительных, капризных и упрямых).

Продолжительность занятий по каждой теме семинара - 2 часа

  1. Цель практических занятий такого типа:
  • Развивать умение анализировать тексты учебника и дополнительных источников;
  • Способствовать развитию умения обучающихся организовать собственную деятельность, аргументированно доказывать собственную позицию;
  • Развивать умение систематизировать учебный материал;
  1. Материалы по темам занятия:
  • Гогоберидзе А.Г. «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения»  -М:  Питер- пресс 2017.-459с.
  • Гонина, О. О.  Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 425 с.
  • Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы: Учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
  1. Методические рекомендации к выполнению заданий:
  • Внимательно прочитать тексты параграфа учебника и предложенных дополнительных источников;
  • Подготовить сообщение в соответствии с предложенным планом семинарского занятия;
  • Выступление можно сопровождать презентацией;
  • Внимательно прослушать выступления товарищей по теме;
  • Делать записи, в которых должно быть отражены основные идеи обсуждаемого вопроса
  • Сделать вывод.
  1. Критерии оценки качества выполнения практического занятия

А. Вопрос раскрыт частично

                В. Вопрос раскрыт, но студент не смог ответить на дополнительные вопросы по теме своего выступлениявыполнено правильно.

С. Вопрос раскрыт полностью, студент иллюстрировал свое выступление презентацией.

  Выполнено А – «3».

  Выполнены  В,  – «4».

  Выполнены В, С,  – «5».

Практическая работа № 2 Семинар по теме «Современные технологии воспитания»

План занятия:

  1. Опыт классических воспитательных систем для современной практики воспитания (Я. А. Коменский, Ж. Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, Д. Дьюи и др.).
  2. Современные технологии воспитания: ведущие идеи, классификации, характеристики и анализ конкретных технологий воспитания.
  3. Рассмотрите тенденции развития современных технологий воспитания (на выбор студентов).
  4. Создайте модель выбранной вами воспитательной технологии.
  5. Проведите защиту основных положений вашей модели. Рассмотрите положительные и отрицательные стороны и возможности развития.

Практическая работа № 9: Семинар на тему: «Становление дошкольной дидактики в истории педагогики».

План занятия:

  1. Ян Амос Каменский – основатель дидактики
  2. Дошкольная дидактика в XIX – XX вв (И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М Монтессори)
  3. Развитие отечественной дошкольной дидактики (А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, В.И. Логинова

Практическая работа № 11: Семинар по проблемам инклюзивного образования детей в детском саду.

План занятия:

1. Раскройте понятие «инклюзия»

2. Определите необходимые условия для развития детей с особенностями развития

3. Составьте рекомендации для родителей «Необходимые условия для развития ребенка с ОВЗ дома»

Практическая работа № 12: Семинар по теме «Обучение детей с девиантными особенностями поведения» (агрессивных, тревожных, гиперактивных, медлительных, капризных и упрямых).

План занятия:

  1. Определите факторы, влияющие на возникновение дивиантного поведения
  2. Выделите основные виды профилактической деятельности, направленные на предупреждение и преодоление девиантного поведения
  3. Работа по подгруппам: Составьте рекомендации педагогам по работе с гиперактивными(тревожными, капризными, медлительными) детьми.

Практические работы №№ 3, 4, 5, 6, 10 (составление таблиц)

  1. Цель практических занятий:
  • Развивать умение анализировать тексты источников;
  • Способствовать развитию умения обучающихся организовать собственную деятельность, аргументированно доказывать собственную позицию;
  • Развивать умение систематизировать учебный материал;

  1. Материалы по темам занятия:

      Основные источники:

  • Гогоберидзе А.Г. «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения»  -М:  Питер- пресс 2015.-459с.
  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция 2020)

  • ФГОС Дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. N 1155 г

  1. Методические рекомендации к выполнению заданий:
  • Внимательно прочитать тексты параграфа учебника и предложенных источников;
  • Изучите содержание основных источников;
  • Заполните таблицу в соответствии с предложенными графами
  • В заключении таблицы сделайте вывод.

Практическая работа № 3 Составление таблицы нормативно-правовые основы проектирования и организации педагогического процесса:(ФГОС ДО, Закон РФ «Об образовании»).

Название нормативного документа

Статьи (разделы), регламентирующие основы проектирования и организации педагогического процесса

Содержание статей разделов

Закон РФ «Об образовании»)

ФГОС ДО

Вывод

Практическая работа № 4 Составление таблицы «Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ее объему»

Программа ДОУ

Кем и на основе чего разработана

Структура и содержание Программы

Принципы, на которых строится Программа

Требования к условиям реализации ООП дошкольного образования


Требования к результатам освоения ООП дошкольного образования

Вывод:

Практическая работа № 5: Составление таблицы «Методы воспитания в дошкольном возрасте»

Группа методов воспитания

Методы воспитания

Характеристика методов воспитания

Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников

Метод приучения к положительным формам общественного поведения

Метод упражнения

Метод воспитывающих (воспитательных) ситуации

Игровые методы

Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности;

Словестные методы

Наглядные методы

Метод примера

Методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности детей

Метод поощрения

Метод наказания

Методы  социально-эмоционального воспитания

Метод эмоционально-образного перевоплощения

Метод эмоционально-сенсорного воздействия

Метод осознания смысла и внешнего выражения эмоций и чувств

Метод стимулирования проявления сопереживания и социальных чувств

Метод организации гуманистически направленной деятельности

Метод развития социальных чувств детей в совместной общественно-ценной деятельности в детском саду

Метод проектов

Метод проектов

Вывод

Практическая работа № 6: Составление таблицы «Принципы воспитания»

Определение

Характеристика

Принципы воспитания в ДОУ (дать определение)

Принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса

(дать характеристику)

Принцип гуманизации воспитания

(дать характеристику)

Принцип педагогического оптимизма

(дать характеристику)

Принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе

(дать характеристику)

Принцип создания перспектив движения к новым целям

(дать характеристику)

Принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, полоролевых особенностей детей

(дать характеристику)

Принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников

(дать характеристику)

Вывод:

Практическая работа № 10: Составление таблицы: «Методы обучения детей дошкольного возраста».

Традиционные методы обучения (Каждую группу методов раскрыть)

Традиционные средства и их практические возможности

Совершенствование за счет применения ЭОР

Словестные

Наглядные

Практические

  1. Критерии оценки качества выполнения практических занятий №№ 3, 4, 5, 6, 10 (составление таблиц)

А. В таблице частично раскрыт изучаемый вопрос

                В. Таблица заполнена, но студент не смог обобщить материал и сделать аргументированный вывод.

С. Изучаемый вопрос полностью раскрыт в таблице, студент сделал грамотный аргументированный вывод.

  Выполнено А – «3».

  Выполнено  В,  – «4».

  Выполнено С,  – «5».

  1. Продолжительность практических занятий по каждой теме - 2 часа

Практические работы №№ 7, 13, 21 (решение педагогических ситуаций)

  1. Цель практических занятий:
  • Развивать умение анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей;
  • Развивать умение анализировать и оценивать процесс и результаты воспитания и обучения дошкольников.
  • Способствовать развитию умения обучающихся организовать собственную деятельность, аргументированно доказывать собственную позицию.

  1. Материалы по темам занятий:

      Основные источники:

  • Гогоберидзе А.Г. «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения»  -М:  Питер- пресс 2015.-459с.
  • Предложенные педагогические ситуации

  1. Методические рекомендации к выполнению заданий:
  • Внимательно прочитать тексты предложенных для решения педагогических ситуаций;
  • Проанализировать педагогические ситуации;
  • Ответить на поставленные вопросы в конце каждой ситуации;
  • Предложить свое решение ситуации. Ответ обосновать.

Практическая работа № 7: Решение педагогических ситуаций по теме «Воспитание детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения»

Ситуация 1.

«Если за шестилетним Мишей в детский сад приходит отец, то мальчик быстро убирает свои игрушки, самостоятельно одевается и спокойно идет домой... Иная картина, когда за ним приходит мать. Она подолгу ждет сына, так как тот не торопится оставить группу, продолжает играть с ребятами. Часто требует, чтобы его одевала мама. Случается капризничает: «Почему ты пришла, а не папа?»

Воспитательница, подметив такую двойственность в поведении мальчика, решила побеседовать с ним. Спросила: «Как прошел выходной? Где и с кем ты был?» Миша рассказал, что они с отцом ездили к бабушке.

— А мама тоже ездила с вами к бабушке?

— Нет. Мама дома осталась, у нее много работы было! — сказал он.

Вечером за Мишей пришел папа. Зашел разговор о сыне, о вчерашней поездке. Как бы между прочим воспитательница спросила, а мама, мол, довольна поездкой?

— Мама осталась дома,— ответил отец,— она у нас не очень-то расторопна, дела свои доделывала,— сказал отец с чуть скрываемым раздражением в присутствии сына.

— Да, она у нас копуша! — подхватил мальчик».

?Проанализируйте ситуацию. Какие принципы воспитания нарушены. Какое решение с использованием каких методов можете предложить Вы?

Ситуация 2.

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

?Предложите свой вариант решения проблемы. Какие методы и принципы воспитания Вы будете использовать? Ответ обоснуйте.

Ситуация 3.

Каждое утро, когда папа приводит мальчика (5 лет) в детский сад, ребёнок устраивает истерику "на пустом месте", прячется в личный шкафчик для одежды и сидит там, не желая выходить. Папа относится к этому факту, как к проявлению характера, и попросту уходит, оставляя ребёнка в шкафу, и предупредив воспитателя. Воспитателю это, естественно, не нравится, потому что надо оставлять остальных детей, которые уже завтракают, и идти за этим ребёнком в раздевалку. Оставить его там нельзя, потому что воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка. Мама относится к сыну более требовательно, и при ней таких проявлений не бывает. Но мама не может приводить ребёнка в детский сад, потому что у неё слишком рано начинается рабочий день. 

? Проанализируйте ситуацию. Как быть? Какие методы воспитания Вы можете предложить. Ответ обоснуйте.   

                                                                                                                                              

Ситуация 4.    

Ваня (5 лет) пришел в детский сад в новом костюме, на котором изображена звездочка, пуговицы на нем тоже были со звездочками и очень понравились ребятам. Вскоре воспитатель заметил, что на пиджаке у Вани не осталось ни одной пуговицы.

– Куда ты дел пуговицы? – спросил педагог.

– Я подарил их ребятам, – ответил Ваня.

– Разве так можно, мама будет ругать!

– Нет, мама будет довольна, – ответил мальчик. – Она всегда говорит: «Жадным быть нехорошо».

Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают? 

? Как бы поступили Вы? Какие принципы и методы воспитания Вы бы использовали? Ответ обоснуйте.

Ситуация 5.   

В поведении Мити (5 лет), мальчика очень активного, энергичного, интеллектуально хорошо развитого, воспитательница заметила два психологических факта:

♦ стремление командовать сверстниками;

♦ неумение выслушивать не очень складную их речь.

?Проанализируйте ситуацию. Какие могут быть последствия? Какие методы воспитания Вы можете предложить?

Ситуация 6.

  Сеня (4 года 6 месяцев), отстраняя от себя недоделанную модель трактора и конструктор, захныкал:

– Я больше не хочу! Я больше не хочу!

– Что случилось? Ты не заболел? – забеспокоилась мать.

– Нет, – вяло ответил малыш.

– Устал?

– Нет.

– Что же тогда? Не получается? Брось свой конструктор, займись чем–нибудь другим.

– Нет, пусть доделает. Отдохнет и доделает, – вмешался отец.

– Не хочу! – устало протянул мальчик. – Ничего не хочу.

– Ну, ну, не капризничай, – стоял на своем отец. – Начатое дело надо доводить до конца. Пойми: не все легко дается, где–то и попотеть требуется.

– Чего ты к нему привязался! Не видишь – он не хочет, – рассердилась мама.

– Мало ли, что не хочет. Надо!

– У него вся жизнь впереди, еще успеет наделать не только игрушечных, но и настоящих тракторов.

– Не скажи! Если он перед каждой трудностью пасовать будет, то вряд ли что–то сделает.

Проанализируйте суждения папы и мамы. Какой принцип воспитания нарушен родителями? Какие методы воспитания можете предложить Вы. Ответ обоснуйте 

Ситуация 7.

Квартиру только что отремонтировали. Шестилетний Шурик разрисовал красным мелом обои возле своего стола. Мама ахнула, а сын смеется:

— Сами же говорили: здесь твое место, следи за своими игрушками, наводи в них порядок... Вот я и нарисовал картину над своим столом. Разве некрасиво? В глазах веселые огоньки, лицо лукавое. Уверен: мама не станет гневаться. И действительно, она так сражена остроумием» сына, что вечером это становится предметом семейных восторгов:

Посмотри, какую картину повесил над своим столом наш художник!

Ах ты, озорник! И ведь додумался же! — в тон маме подхватывает отец.

? Проанализируйте поведение Шурика: как можно оценить его поступок? Правильно ли отнеслись к поступку Шурика его родители? Какие методы воспитания предложи ли бы Вы? Ответ обоснуйте.

Практическая работа № 13: Решение педагогических образовательных ситуаций по теме: «Обучение детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения»

Педагогическая ситуация № 1.

Мальчик, 7 лет. С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».

? Проанализируйте ситуацию. Какие Ваши действия? Что Вы можете предложить для решения данной ситуации?

Варианты ответов

Вариант 1.

Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.

Вариант 2.

Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.

Вариант 3.

Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.

Педагогическая ситуация № 2.

Вове (5 лет) купили строительный конструктор. Он с большим удовольствием начал раскладывать его детали.

– Что ты хочешь построить? – спрашивает мама.

– Что… что получится, – отвечает Вова.

– Как же ты будешь строить?

– Буду строить из кубиков и кирпичиков. Начинает строить. Поставил кубики, на них кирпичики.

– Нет, я лучше ракету построю…

Укладывает кубики один на другой. Столбик качается. Мальчик пытается удержать его рукой, но тщетно: вся конструкция рухнула. Он уходит от места строительства, оставляя груду строительных деталей.

Тогда мама предлагает: – Попробуй еще раз. Снова неудача.

Что должна была сделать мама, купив сыну строительный конструктор? Какие образовательные методы и приемы Вы можете предложить, чтобы научить ребенка строить?

Вариант ответа. В таком виде конструирование мало что дает. Чтобы конструктор был интересен детям, он первоначально должен быть обыгран, как и любая игрушка (игра), при целенаправленном руководстве со стороны взрослого. Сначала нужно рассказать и показать ребенку, что можно собрать, построить из данного конструктора. Опыт совместных «изысканий» позволит выполнить более сложные задания: например, построить гараж для машины. Для этого необходимо научить ребенка сравнивать предметы по величине, форме, обращая внимание на их пространственные особенности: большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий и т. п. Затем нужно показать, как величина и форма предмета зависят от его назначения. И тогда с помощью взрослого ребенок научится пространственному анализу образца (в качестве образцов можно дать фотографии, рисунки), постепенно научится устанавливать разные взаимосвязи между конструкцией и назначением предметов, создавать собственные оригинальные конструкции, развивая свои творческие способности.

Ребенка надо научить, как пользоваться любой купленной ему вещью.

Педагогическая ситуация № 3.

Петя ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Пети постоянно недовольна им. Мальчик всегда делает медленно, неуверенно. Мама считает, что он ленится. Она начала учить его читать и писать (он пишет в тетради), заставляя переделывать, если плохо получается. Петя то и дело говорит: «Я не умея, у меня не получается». «Я лучше буду играть». Мама недоумевает: «Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?»

Назовите причины, вызывающие у Пети нежелание учиться.

Какие ошибки часто допускают взрослые? Чтобы Вы посоветовали сделать маме?

Вариант ответа. Ребёнок 6 лет должен быть уверен в своих силах. Неважно даже, в каком деле он будет добиваться успеха. В этом возрасте дети обобщают удачи и неудачи. Взрослым нужно спокойно относиться к неудачам детей, иначе их тревога передается детям. Нежелание ребёнка читать, писать можно объяснить тем, что он еще «не доиграл». И если по настоянию взрослых он перестанет играть, но потребность в этом сохранит, то будет обязательно играть тайком. Доверие, доброжелательность, своевременное поощрение – таким должно быть отношение взрослых к детям, готовящимся к поступлению в школу.

Педагогическая ситуация № 4.

Дима (1 год 10 месяцев), овладев только автономной речью, не мог внятно объяснить свое желание: чтобы мама дала ему игрушку. Мама же настаивала на том, чтобы Дима пытался словесно воспроизвести то, что он хочет, а не заменял речь жестами.

? Верно ли делала мама, когда создавала для ребенка такие условия?

? Как бы поступили Вы? Ответ обоснуйте.

Вариант ответа. У ребёнка этого возраста маленький словарный запас. Мама должна чаще с ним разговаривать и активизировать его словарь в игровой деятельности. Также она должна неоднократно называть игрушки которые дает Диме. В случае, если и в 2 года Дима не будет произносить отдельные слова, то маме следует обратиться к врачу.

Педагогическая ситуация  № 5.

Лена (3 года 5 мес) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.

Мама Нины (3 года 6 мес), показывая девочке способы действия с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы. Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.

Рассмотрев данные ситуации, определите, у кого из детей скорее сформируется игра как деятельность. Ответ обоснуйте.

Вариант ответа.  У Нины формирование игры как деятельности будет проходить быстрее, так как у нее шло создание не только игровых действий, как таковых, но была вызвана потребность в доступной для нее форме выполнять функции мамы.

У Лены этого не произошло, так как требования мамы выполнялись строго под ее руководством. Действия не формировали образа мамы и не вызывали у девочки потребности играть “в маму”.

Педагогическая ситуация  № 6.

Вы наблюдаете за детьми подготовительной к школе группы на занятии.

В чем может выражаться самостоятельность умственной деятельности?

Вариант ответа.   Самостоятельность умственной деятельности может выражаться в умении воспринимать, понимать учебную задачу, находить пути ее реализации (планировать деятельность, находить оптимальные способы выполнения поставленной задачи), сравнивать полученные результаты с поставленной задачей, осуществлять перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию.

Педагогическая ситуация  № 7.

Вам необходимо проверить интеллектуальную готовность детей к школе.

На какие показатели вы будете ориентироваться? 1. Что вы понимаете под произвольностью познавательных психических процессов? 2. Какой уровень мыслительной активности необходим выпускнику детского сада перед поступлением в школу?

Вариант ответа.    1. К концу старшего дошкольного возраста под влиянием новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают новые задачи: сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка. Чтобы иметь возможность разрешить эти задачи, ребенок пользуется теми или иными способами, которые он усваивает под влиянием взрослых. У ребенка формируются специальные действия внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Благодаря этим действиям познавательные психические процессы приобретают произвольный преднамеренный характер.

2. Ребенок должен овладеть способами обследования предмета, усвоить эталонную систему, уметь выделять существенные признаки предметов, видеть второстепенные признаки, делать элементарный анализ, сравнение, обобщение известных фактов, устанавливать причинно - следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности.  

Практическая работа № 21. Решение педагогических ситуаций по проблеме воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста

Педагогическая ситуация  № 1

Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях, Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился. Для решения данной проблемы педагог стал участвовать во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.

Правильно ли поступил воспитатель. Какие варианты решения создавшейся ситуации предложили бы Вы?

Вариант ответа.    Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них недостаточно развита произвольность поведения. Воспитатель в такой ситуации ведет себя вполне грамотно. Воспитатель может также организовать специальные коммуникативные игры.

Педагогическая ситуация № 2.

Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.

Правильно ли поступил воспитатель. Какие варианты решения создавшейся ситуации предложили бы Вы?

Варианты ответов:  

Вариант 1. Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.

Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.

Вариант 2. Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.

Вариант 3. Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.

Вариант 4. Организовать в группе с детьми коммуникативную игру

Педагогическая ситуация № 3.

Девочка, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: «Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитателю. 

Какие варианты решения создавшейся ситуации предложили бы Вы?

Варианты ответов:  

Вариант 1. Предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы.

Вариант 2. Провести беседу с ребенком, направленную на анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предложить сыграть по очереди.

Вариант 3. Предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо.

Вариант 4. Организовать кастинг на главную роль – лиса, выбрать независимое жюри (мальчики, дети незадействованные в этой игре).

Педагогическая ситуация № 4.

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. 

Найдите способ повернуть детей к отверженному мальчику.

Варианты ответов:  

Подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу.

Надо активнее вовлекать такого ребёнка во все события группы, акцентировать внимание на нём, не навязчиво. Нужно найти какую-то изюминку, особенность и показать её детям. Можно почитать детям сказки о дружбе, о взаимоотношениях между людьми.

Педагогическая ситуация № 5.

Дети самостоятельно играют игрушками. Когда пришло время убирать все игрушки на свои места, один из ребят этого не захотел делать. Воспитатель подошла к мальчику и спросила: – Ваня, почему ты не положил игрушки на место? Мальчик помолчал, затем отвечает воспитателю: – Я дома никогда их не убираю. – А почему ты их никогда не убираешь? - спросила мальчика воспитатель. – Это делает мама.

Что на ваш взгляд является неправильным в поведении родителей мальчика, а именно его мамы? Почему Ваня так повёл себя в группе?  Какие варианты решения данной ситуации Вы можете предложить?

Варианты ответов:  

 Ребёнок поступил с игрушками в группе так же, как у себя дома, потому что «это делает мама». Мальчик привык, что дома за него убирают игрушки. И он соответственно думает, что и в детском саду это тоже будут делать за него. Но у ребёнка необходимо развивать самостоятельность не только самому играть, но и убирать всё на свои места. Нужно приучать его с малых лет к порядку, к тому, чтобы ребёнок понимал, что если он что-то взял сам, то и положить на место должен тоже он сам.

Необходимо поговорить с родителями о воспитании самостоятельности у мальчика.  

Педагогическая ситуация № 6.

После обеда дома мама начинает убирать со стола, мыть посуду. Дочка взяла свою тарелку и понесла к раковине. Мама забрала у неё тарелку и сказала: – Маша, не бери ничего, я сама сейчас быстро всё приберу. Иди лучше мультик посмотри. Маша послушалась маму и ушла.

Что в данной ситуации мама девочки сделала неправильно? Как было бы лучше поступить в этом случае?

Варианты ответов:  

Маме не следовало говорить такую фразу дочке, так как по ситуации мы видим, что дочь хотела помочь маме убрать со стола. Это похвально. Необходимо развивать и формировать у ребёнка трудолюбие, а не пресекать всячески попытки выражения самостоятельности у него.  

Педагогическая ситуация № 7.

Воспитатель говорит детям, что пора одеваться и выходить на прогулку. Все идут в раздевалку, каждый к своему ящику, открывают его и начинают одеваться. Но одна девочка почему-то не одевалась. Воспитатель решила поинтересоваться, почему же она не одевается, подошла к ней и спросила: – Дашенька, почему ты не одеваешься? У тебя что-то случилось? Даша отвечает воспитателю: – Нет, просто я не умею завязывать шнурки, а у меня на одежде их слишком много… – А дома ты сама одеваешься или тебя одевают родители?-спросила воспитатель у девочки. – Дома меня одевают родители. Тогда воспитатель помогла одеться девочке, и они всей группой вышли на прогулку. Когда мама Даши пришла забирать свою дочку, она так и не дала возможность ей одеваться самой. Когда девочка сама начала надевать шапку, мама оборвала её и резко сказала: – Лучше я сама тебя одену, ты слишком медленно это делаешь, да ещё эти шнурки…

Почему девочка так вела себя? Что неправильного можно отметить в поведении мамы этой девочки? 

Варианты ответов:   В данной ситуации девочка изначально не могла одеться сама, так как не умела завязывать шнурки. Родители купили ей одежду с многочисленным количеством шнурков и при этом не научили её завязывать их. Это уже является неправильным действием. Также следует отметить такой важный момент, когда мама девочки просто не даёт ей проявлять самостоятельность. Она одёрнула её фразой и одела девочку сама. В этом случае самостоятельность ребёнка не будет находить своего применения. Таким образом, девочке будет довольно сложно становиться самостоятельной, если на неё будет продолжать оказывать подобное давление мама (родители).  

  1. Критерии оценки качества выполнения практических занятий №№ 7, 13, 21 (решение педагогических ситуаций)

А. Образовательные ситуации решены частично, студент допускает ошибки в их анализе.

                В. Образовательные ситуации решены, но студент не смог аргументированно доказать свое решение.

С. Образовательные ситуации решены полностью, студент грамотно аргументированно проанализировал ситуации и предложил исчерпывающие варианты их решения.

  Выполнено А – «3».

  Выполнено  В,  – «4».

  Выполнено С,  – «5».

  1. Продолжительность практических занятий по каждой теме - 2 часа

Практические работы №№ 8, 14, 18 (контрольные работы)

  1. Цель контрольных работ:
  • Развивать умение анализировать тексты источников;
  • Способствовать развитию умения обучающихся организовать собственную деятельность, аргументированно доказывать собственную позицию;
  • Развивать умение систематизировать учебный материал;

  1. Материалы по темам занятия:

      Основной источник:

  • Гогоберидзе А.Г. «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения»  -М:  Питер- пресс 2015.-459с.

  1. Методические рекомендации к выполнению заданий:
  • Внимательно прочитать тексты параграфа учебника и предложенных источников;
  • Изучите содержание основных источников;
  • Заполните таблицу в соответствии с предложенными графами
  • В заключении таблицы сделайте вывод.

  1. Критерии оценки

100-80% правильных ответов - «отлично»

79-60% правильных ответов – «хорошо»

69-50% правильных ответов «удовлетворительно»

49% и ниже –«неудовлетворительно»

Практическая работа № 8: Контрольная работа по теме: «Воспитание детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения»

Тест по дошкольной педагогике к теме « Воспитание – ведущая функция дошкольной педагогики»

1.Воспитание детей дошкольного возраста – это:

а) процесс приобщения к миру общечеловеческих ценностей

б) процесс формирования моральных ценностей

в) процесс взаимодействия взрослого с ребенком направленный на формирование личностных качеств ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями

2. Из предложенных групп ценностных отношений выберите ту, в которой представлены общечеловеческие ценностные отношения:

а) Отношение к семье, отношение к самому себе, отношение к Отечеству, отношение к культуре, отношения к искусству, отношение к религии

б) отношение к национальной культуре, отношение к материальной культуре, отношение к историческим событиям своей страны, отношение к национальным героям, отношения к традициям своей семьи

в) отношения к национальным праздникам, отношения к дням собственного рождения, отношение к родословной, отношение к православию, отношение к русской культуре

3. Из ряда предложенных определений выберите то, которое на ваш взгляд наиболее полно раскрывает сущность процесса нравственного воспитания:

а) Нравственное воспитание – воздействие воспитателя на воспитуемого с целью формирования у него моральных качеств личности

б) Нравственное воспитание – педагогический процесс, направленный на содействие развитию нравственных свойств личности на основе усвоения общечеловеческих и национальных моральных ценностей

в) Нравственное воспитание – организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых, направленное на формирование сознания, чувств и отношений

4. Укажите исследователей проблем нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

а) Виноградова А.М.

б) Запорожец А.В.

в) Николаева С.Н.

г) Нечаева В.Г.

5. Выберите методы воспитания, направленные на формирование нравственного сознания:

а) этическая беседа

б) рассказ на этическую тему

в) поощрение

г) чтение художественной литературы

6. Определите методы, которые не применяются в воспитании детей:

а) внушение

б) физическое наказание

в) приучение к правилам общественного поведения

7.Что входит в содержание дошкольного воспитания:

а) физическое воспитание

б) политехническое образование

в) нравственное воспитание

г) эстетическое воспитание

8.Каково назначение идеальной цели воспитания:

а) является ориентиром на возможности человека

б) помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности

в) является основой разработки задач в образовательных программах

9. Определите закономерности воспитания детей дошкольного возраста:

а) активность самого ребенка

б) потребность ребенка в любви

в) личность эффективно развивается в ситуации успеха

в) соблюдение прав ребенка

10.Назовите основные компоненты механизма нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

а) знания и представления

б) навыки и привычки

в) нравственные качества

г) чувства и отношения

11.Средствами нравственного воспитания в детском саду являются:

а) собственная деятельность детей

б) окружающая ребенка обстановка

в) природа

г) средства массовой информации

12. Назовите смысловые блоки, составляющие содержание нравственного воспитания:

а) воспитание гуманности

б) воспитание коллективизма

в) воспитание патриотизма и гражданственности

г) политическое воспитание

13. В содержание какого смыслового блока входит воспитание дружбы и отзывчивости:

а) воспитание коллективизма

б) воспитание гуманности

в) воспитание трудолюбия

г) воспитание дисциплинированности

14. Назовите условия эффективности применения методов воспитания:

а) тактичность применения метода

б) реальность метода

в) гуманность применения метода

г) изолированность методов

15. Какие методы должны быть преобладающими в дошкольном возрасте:

а) практические методы

б) методы формирования сознания

в) методы убеждения

г) методы наказания

ответы: 1. в 2. б 3.б 4.а в 5. а б г 6. б 7. а в г 8. а 9. а б в10. а б г11. а б в 12. а б в13. б 14.а б в 15.а б в

Практическая работа № 14: Контрольная работа по разделу «Обучение детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения»

Тема: Обучение детей дошкольного возраста

Вариант 1

1. Принципы обучения впервые сформулировал

А. Песталоцци И.Г.

Б. Коменский Я.А.

В. Монтень М.

Г. Ушинский К.Д.

2. Дидактика - это

А. наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах

Б. искусство, «детоводческое мастерство»

В. упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения

Г. система приобретенных в процессе обучения ЗУН и способов мышления

3. К основным этапам овладения знаниями относятся: 

А Восприятие

Б Осмысление

В, Средство самообучения и взаимообучения.

Г Способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решения задач обучения.

4. Перечислите признаки процесса обучения:

5. Принципы обучения представляют собой исходные положения, поскольку они:

А отражают характер деятельности педагога и учащихся;

Б.  создают благоприятные условия для организации учебного, учебно-воспитательного процесса.

B. отражают механизмы социализации и просвещения.

Г являются механизмом проверки знаний, умений, навыков учащихся.

6. Раскройте общие дидактические принципы:

А Принцип сознательности и активности:

Б Принцип наглядности:

В Принцип систематичности и последовательности обучения:

7. Прием обучения - это

А составная часть, деталь, элемент метода обучения

Б. монологическая форма изложения, призвана ретранслировать систему социального опыта.

В. средство самообучения и взаимообучения.

Г. пути познания объективной реальности в условиях многоаспектного рассмотрения гносеологических механизмов и познавательной активности учащихся.

8 Раскройте классификацию методов обучения по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер):

Вариант 2

1. Обучение - это

А. упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Б. наука о получении образования,

В.  упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Г. категория философии, психологии и педагогики.

2. Какое понятие (термин) не является понятием теории обучения?

A. знания
Б. умения

B. навыки
Г. мотивация

3. К основным этапам овладения знаниями относятся: 

А пути познания объективной реальности в познавательной активности учащихся.

Б Средство самообучения и взаимообучения

В Запоминание

Г Применение знаний на практике

4. Укажите функции обучения:

5. Принципы обучения представляют собой исходные положения, поскольку они:

А  являются путем познания объективной реальности;

Б.  создают благоприятные условия для организации учебного, учебно-воспитательного процесса.

B. определяют содержание образования, выбор методов, форм, средств обучения.

Г являются механизмом проверки знаний, умений, навыков учащихся.

6. Раскройте общие дидактические принципы:

А Принцип прочности:

Б Принцип доступности:

В Принцип научности:

7. Методы обучения - это

А. способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решения задач обучения

Б. монологическая форма изложения, призвана ретранслировать систему социального опыта.

В. средство самообучения и взаимообучения.

Г. пути познания объективной реальности в условиях многоаспектного рассмотрения гносеологических механизмов и познавательной активности учащихся.

8 Раскройте классификацию методов обучения по месту в структуре деятельности (Ю.К. Бабанский):  

Ответы

Вариант 1

1. Б; 2. А; 3. А, Б; 4. целенаправленность, двусторонний характер, совместная деятельность педагога и учащихся (сотрудничество), педагогическое руководство, планомерная специальная организация и управление, целостность и единство, соответствие закономерностям возрастного развития учащихся, управление развитием и воспитанием учащихся. 5. А  6. Раскройте общие дидактические принципы:

А Принцип сознательности и активности:

Данный принцип требует познавательной активности и сознательности учащихся в обучении. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решение

Б Принцип наглядности:

Сущность этого принципа заключается в требовании организации обучения на наглядной основе с привлечением органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

В Принцип систематичности и последовательности обучения:

Принцип предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, в системе, требует логического построения как содержания образования, так и процесса обучения.

7. А  8 Раскройте классификацию методов обучения по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер):

а) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод;

б) репродуктивный метод;

в) метод проблемного изложения;

г) частично-поисковый (эвристический) метод;

д) исследовательский метод.

Вариант 2

1. В;  2. Г; 3. В Г; 4. Укажите функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая; 5. B; 6. Раскройте общие дидактические принципы:

А Принцип прочности:

знания должны прочно закрепляться в памяти учеников, становиться частью их сознания, основой привычек и поведения. Прочные знания следующие: – глубоко осмысленные, в истинности которых учащийся убежден; – надолго сохраненные в памяти; – воспроизводимые в любое время и используемые как в учебных, так и в практических целях; – живые, развивающиеся, создающие предпосылки для овладения новыми знаниями.

Б Принцип доступности:

Принцип требует учета особенностей развития обучающихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы обучающиеся не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Учебный материал должен быть им доступен по уровню трудности, поскольку: – легкая задача снижает интерес к обучению, мала работоспособность детей, не происходит развития учащегося.

В Принцип научности:

Принцип требует, чтобы содержание образования знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами и отражало современное состояние наук.

7. А. ;8 Раскройте классификацию методов обучения по месту в структуре деятельности (Ю.К. Бабанский):

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: рассказ, беседа, лекция, иллюстрация, демонстрация, упражнение, практическая работа, лабораторная работа;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры; дискуссии; создания ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний; поощрение и наказание; разъяснение значимости учения; требование;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Критерии ответа

11-10 баллов «5»

9-8 баллов – «4»

7-6 баллов «3»

5 баллов и ниже»2»

Тест 2

1. Выберите правильный ответ:

а) метод обучения – это способ познавательной деятельности взрослого и ребенка

б) метод обучения – это система способов работы воспитателя и детей с целью приобретения детьми знаний, умений и навыков, развития познавательных способностей

в) метод обучения – это прием взаимодействия с ребенком по поводу приобретения познавательной информации

2. Какие из перечисленных методов являются наглядными?

а) беседа

б) наблюдение

в) показ способов действия

3. Что из перечисленного является формой организации обучения?

а) занятия

б) экскурсия

в) рассматривание картины

4.Игровые методы относятся к группе:

а) практических

б) наглядных

в) словесных

5.Какие из перечисленных не относятся к словесным методам обучения?

а) беседа

б) показ образца

в) рассказ по картине

6.Выделите модели обучения дошкольников:

а) развивающая

б) активизирующая

в) личностно-ориентированная

7.Кто из педагогов занимался вопросами дошкольного обучения?

а) А.С.Макаренко

б) А.П.Усова

в) Н.Н.Поддъяков

8. Что является основной формой обучения в детском саду?

а) занятия

б) кружок

в) самостоятельная деятельность

9.Выберите наиболее полный ответ:

а) обучение – это процесс передачи знаний, умений и навыков

б) обучение – это способ приобретения познавательной информации

в) обучение – это процесс взаимодействия педагога с детьми с целью приобретения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности

10. Назовите основные компоненты процесса обучения:

а) цель

б) метод

в) способ

г) форма организации

11.Целью обучения в дошкольном возрасте является:

а) передача знаний, умений, навыков

б) обучение способам познания, переживания и преобразования окружающей действительности

в) передача опыта деятельности

12.Какой дидактический принцип обучения Я.А. Коменский назвал «золотым правилом дидактики» в дошкольном возрасте?

а) систематичности

б) наглядности

в) доступности

13.Целью какого процесса является передача способов и средств познания окружающей действительности?

а) обучения

б) воспитания

в) образования

14. Назовите компоненты процесса обучения:

а) научение

б) учение

в) преподавание

г) деятельность

15.Что включается в структуру учебной деятельности:

а) учебная задача

б) учебные действия

в) контроль и оценка

г) практические навыки

Практическая работа № 18: Контрольная работа по теме «Проектирование педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения»

  1. Педагогическая диагностика — это:

А) деятельность педагога по изучению фактического состояния и тенденций развития субъектов взаимодействия в условиях образовательного процесса, направленная на управление качеством образования +

Б) заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов

В) деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта

Г) целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития воспитанников

      2. К функциям педагогической диагностики не относятся:

А) функция обратной связи, или информационная.

Б) прогностическая функция

В) функция социализации + 

Г) контрольно-корректировочная функция

Д) функция психолого-педагогической поддержки +

3 К принципам планирования педагогического процесса не относятся:

А) принцип целесообразности

Б) принцип наглядности +

В) принцип системности, последовательности и усложняемости, цикличности

Г) принцип сознательной активности +

Д) принцип интеграции и дифференциации

  1. Выберите правильные ответы: принцип объективности означает:

А) стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики +

Б) избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому +

В) рассмотрение объекта диагностирования как целостной системы, состоящей из определенных взаимосвязанных компонентов

Г) означает принятие диагностом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку

  1. Мониторинг образовательного процесса – это:

А) система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, для непрерывного слежения за ее состоянием и прогнозирования развития +

Б) деятельность педагога по изучению фактического состояния и тенденций развития субъектов взаимодействия в условиях образовательного процесса, направленная на управление качеством образования

В) заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов

Г) целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития воспитанников

  1. Объектом мониторинга образовательного процесса в дошкольном учреждении не является:

А) качество результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения,

Б) качество образовательных процессов, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении,

В) качество созданных в дошкольном образовательном учреждении условий.

Г) деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта +

  1. Планирование педагогического процесса следует начинать:

А) с определения целей и задач работы на определенный период +

Б) уточнения в соответствии с содержанием программы конкретных дидактических единиц (представлений, умений, способностей, интересов), над которыми предстоит работать +

В) активизация инициативности, самостоятельности и проявления субъектности обобщения осваиваемых знаний, умений

  1. Понятие «предметно-развивающая среда» было введено в лексику педагогов:

А) после 1978 года

Б) после 1988 года +

В) после 1998 года

Г) после 1999 года

  1. Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать:

А) естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами +

Б) особым образом организованное пространство, включающее в себя совокупность специально игрушек, игрового оборудования

В) специально организованная среда, направленная на создание комплекса дидактических условий, облегчающих процесс приобретения определенных знаний

Г)д уховное, материальное (предметное) и событийное наполнение жизнедеятельности личности, создающее условия для ее самореализации, саморазвития, раскрытия творческого потенциала, повышения уровня нравственной воспитанности

  1. К функциям развивающей среды не относится:

А) развивающая функция

Б) стимулирующая функция

В )игровая функция +

Г) информационная функция

Д) воспитывающая функция

Е) организационная функция.

  1. Могут ли быть единые требования к построению развивающей среды в разных образовательных учреждениях?

А) да

Б) нет +

  1. Определите неправильный ответ: предметно-пространственная развивающая среда проектируется на основе:

А) реализуемой в детском саду образовательной программы

Б) требований нормативных документов

В) желаний воспитателей +

Г) предпочтений, субкультуры и уровня развития детей

  1. Методы семейного воспитания — это:

А) способы взаимодействия родителей с детьми, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей +

Б) способы воздействия родителей на детей, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей

В) алгоритм достижения определенных целей посредством организации взаимодействия между родителями и детьми

Г) способ взаимодействия между родителями и детьми, в результате которого происходит передача и усвоение игрового опыта

  1. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи направлено на:

совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников +

А) духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями +

Б) вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения+

В) целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей

  1. Успешность взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможна при:

А) готовности педагогов к сотрудничеству с родителями +

Б) готовности родителей к совместному с педагогами воспитанию своих детей+

В) знанием родителями программы развития и воспитания детей

Г) знанием родителями нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения

  1.  Эффективное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи возможно при следующих условиях:

А) готовности педагогов к взаимодействию с родителями +

Б) настроенностью родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей +

В) осуществление педагогической диагностики особенностей семьи и семейного воспитания дошкольников +

Г) положительных отзывах об образовательном учреждении в социальных сетях

  1.  Диагностический этап проектирования взаимодействия дошкольного учреждения с семьей направлен на:

А) изучение воспитателем особенностей семей и семейного воспитания дошкольников +

Б) изучение воспитателем интересов и потребностей родителей на основе методов психолого-педагогической диагностики +

В) вовлечение родителей в совместную с педагогом деятельность по воспитанию и обучению дошкольников

Г) организацию совместной деятельности воспитателя и родителей, направленную на развитие ребенка с учетом общих целевых установок и своеобразия индивидуальных особенностей детей

  1. На каком этапе организуется совместная деятельность воспитателя и родителей, направленная на развитие ребенка с учетом общих целевых установок и своеобразия индивидуальных особенностей детей:

А) диагностическом

Б) мотивационно-образовательном

В) проектировочном

Г) содержательно-практическом +

Д) оценочно-рефлексивном

  1. Социальное партнерство в дошкольном образовании — это:

А) совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам +

Б) вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения

В) вовлечение социальных партнеров в образовательный процесс дошкольного учреждения

Г) организация работы по социализации детей

  1. Требования к содержанию календарного и перспективного планирования отражены в:

А) Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования

Б) Законе об образовании Российской Федерации

В) Программе развития и воспитания детей в Доу

Г) Положении о планировании в ДОУ +

Практические работы №№ 15, 16, 19 (разработка проектов)

Практическая работа № 15: Разработка образовательного проекта для детей дошкольного возраста (возраст детей и тема проекта по выбору студентов)

Практическая работа № 19 Спроектировать работу со старшими дошкольниками, направленную на развитие их интереса к школе

  1. Цель практических занятий такого типа:
  • Развивать умение разрабатывать учебно-методические материалы, определять цели и задачи работы с детьми;
  • Способствовать развитию умения планировать различные виды деятельности детей;
  • Развивать умение систематизировать учебный материал;

  1. Материалы по темам занятия:
  • Гогоберидзе А.Г. «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения»  -М:  Питер- пресс 2017.-459с.
  • Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы: Учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

  1. Методические рекомендации к выполнению заданий:
  • Выберите тему краткосрочного проекта по одной из образовательной областей;
  • Определите цель и задачи проекта;
  • Определите методы и формы работы, направленные на реализацию проекта;
  • Определите участников проекта;
  • Определите желаемый результат для всех участников проекта;
  • Определите этапы и содержание каждого этапа проекта (деятельность участников проекта на каждом из его этапов);
  • Подготовьте проект к защите.

  1. Критерии оценки качества выполнения практического занятия

А. Проект частично составлен в соответствии с предложенным алгоритмом, определены не все участники проекта, не определена длительность проекта, указаны лишь форма или метод проекта, нарушена логика организации работы

                В. Проект составлен в соответствии в соответствии с предложенным алгоритмом, определены все участники проекта, определена длительность проекта, определены методы и формы работы, логика организации работы не нарушена,  не четко определены результаты проекта или имеются другие незначительные замечания.

С. Проект составлен в соответствии в соответствии с предложенным алгоритмом, определены все участники проекта, определена длительность проекта, определены методы и формы работы, логика организации работы не нарушена,  определены результаты проекта.

  Выполнено А – «3».

  Выполнены  В,  – «4».

  Выполнены В, С,  – «5».

  1. Длительность практических занятий 2 часа

Практическая работа № 16: Проектирование предметно-развивающей среды в возрастной группе по выбору студента

  1. Цель практического занятия:
  • Развивать умение разрабатывать учебно-методические материалы, определять цели и задачи работы с детьми;
  • Способствовать развитию умения планировать различные виды деятельности детей;
  • Развивать умение систематизировать учебный материал;

  1. Материалы по темам занятия:
  • Гогоберидзе А.Г. «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения»  -М:  Питер- пресс 2017.-459с.
  • ФГОС ДО

  1. Методические рекомендации к выполнению заданий:
  • Выберите проектирование предметно-пространственной развивающей среды по одной из образовательной областей;
  • Определите цель и задачи работы;
  • Определите принципы проектирования предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО;
  • Определите основное оборудование ППРС;
  • Определите какие дополнения можно вносить в ППРС в течение полугодия;
  • Подготовьте проект к защите.

  1. Критерии оценки качества выполнения практического занятия

А. Проект частично составлен в соответствии с предложенным алгоритмом;

                В. Проект составлен в соответствии в соответствии с предложенным алгоритмом, однако имеются незначительные замечания по содержанию ППРС.

С. Проект составлен в соответствии в соответствии с предложенным алгоритмом,замечания по проектированию ППРС отсутствуют.

  Выполнено А – «3».

  Выполнены  В,  – «4».

  Выполнены В, С,  – «5».

  1. Длительность практического занятия - 2 часа

Практические работы №№ 17, 20

  1. Цель практических занятий такого типа:
  • Развивать умение анализировать планирование работы воспитателей;
  • Способствовать развитию умения обучающихся организовать собственную деятельность, аргументированно доказывать собственную позицию;
  • Развивать умение систематизировать учебный материал;
  1. Материалы по темам занятия:
  • Гогоберидзе А.Г. «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения»  -М:  Питер- пресс 2017.-459с.
  • Календарное планирование
  • Годовой план образовательной работы ДОУ
  1. Методические рекомендации к выполнению заданий:

Практическая работа № 17 Анализ вариантов комплексно-тематического планирования педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

  • Сравнить календарное планирование с годовым планом образовательной работы группы ДОУ;
  • Учтены ли цели и задачи работы годового плана в календарном планировании;
  • Определить соответствует ли тематика содержания календарного плана тематике годового планирования;
  • Учтены ли в ли в календарном образовательные области по ФГОС
  • Учтены ли основные режимные моменты и НОД в содержании КТП
  • Проанализируйте планирование прогулки в первую и вторую половину дня;
  • Имеется ли в КТП планирование индивидуальной работы, каково ее содержание;
  • Каким образом в КТП отражена игровая деятельность детей
  • Сделать общий вывод по КТП.

Практическая работа № 20 Анализ содержания раздела: «Воспитание культуры поведения детей» основных образовательных программ дошкольного образования

  • Учтены ли в программе условия развития ребенка, направленные на его социализацию и личностный рост;
  • Перечислите из программы условия развития ребенка, направленные на его социализацию и личностный рост;
  • Какие педагогические принципы воспитания культуры поведения нашли отражение в программе.
  • Какие формы и методы работы по воспитанию культуры поведения отражены в программе, перечислите их;
  • Определите образовательные области, в которых уделяется внимание воспитания культуры поведения дошкольников
  • Сделайте общий вывод по анализу раздела «Воспитание культуры поведения детей»

  1. Критерии оценки качества выполнения практического занятия

А. Анализ выполнен частично

                В. Обучающийся проанализировал КТП в соответствии с представленным планом анализа, однако в работе допущены незначительные ошибки.

С. Анализ выполнен полностью, замечаний нет.

  Выполнено А – «3».

  Выполнены  В,  – «4».

  Выполнены В, С,  – «5».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая тетрадь с методическими указаниями для выполнения практических работ по дисциплине «Педагогика»

рабочая тетрадь с методическими указаниями для выполнения практических работ по дисциплине«Педагогика»...

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии «Кассир» для студентов СПО специальности38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

Методические указания к выполнению практических работ по педагогике

Методические указания к выполнению практических работ по педагогике для обучающихся по специальности 44.02.01 разработаны с целью повышения качества профессиональной подготовки студентов педагогически...

Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования

Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования ТЕМА 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТ...

Методические указания по выполнению практических работ по МДК 03.02 «Контроль качества выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования»

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ «ПМ.03. Организация и контроль работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования&raq...