Методические указания к выполнению практических работ по педагогике
методическая разработка

Иванкова Марина Васильевна

Методические указания к выполнению практических работ по педагогике для обучающихся по специальности 44.02.01 разработаны с целью повышения качества профессиональной подготовки студентов педагогических солледжей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка39.11 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж №8»

УТВЕРЖДАЮ

Директор________________

Л.П. Иванова

                                                                                                 Приказ      № _________  

от «___»__________2019 год

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим занятиям


ОП 01. ПЕДАГОГИКА
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

(очная форма обучения)


                                                                 2019 год




Методические рекомендации по выполнению практических работ для обучающихся по учебной дисциплине ОП.01 «Педагогика»
 разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 44.02.01. Дошкольное  образование (углубленной подготовки) и  в соответствии  рабочей программой

Методические указания подготовлены с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования в ходе практических занятий по ОП 01 Педагогика.

Предназначены для использования в профессиональной подготовке Образование и педагогика.

Разработчик: Иванкова М.В., преподаватель СПб ГБПОУ Педагогический колледж № 8.

 



Введение

Проведение практических занятий по общей и профессиональной педагогике обусловлено необходимостью формирования у обучающихся целостного профессионального мышления, овладения эффективными способами организации педагогического процесса.

Цель предлагаемого пособия помочь преподавателям и обучающимся в организации систематической тренировочной деятельности.

Содержание задании и ситуаций направлено на преобразующее воспроизведение связей между теоретическими положениями, вариативное воспроизведение знаний с постановкой различных целей, выполнение способов применения знаний в сходных и творческих ситуациях, систематизацию и самостоятельный поиск доказательств и ответов на поставленные вопросы.

В результате выполнения практических работ обучающиеся должны уметь:

  • определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
  • анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
  • находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
  • ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.

Работа с данными методическими указаниями способствует формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций определенных федеральным государственным образовательным стандартом для дисциплины «Педагогика»:

ОК-1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК-2: Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК-3: Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК-7: Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК-8: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК-9: Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК-10: Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни  и здоровья обучающихся.

ОК-11: Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК-3.1.: Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Памятка по организации практического занятия

Практическое занятие — это одна из форм учебной работа, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания    в    практических,    прикладных    целях.    Особое    внимание    на

практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий — упражнений, задач и т. п. — под руководством и контролем преподавателя. Готовясь к практическому занятию, тема которого всегда заранее известна, обучающийся должен освежить в памяти теоретические сведения, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, подобрать необходимую учебную и справочную литературу.  Только  это  обеспечит  высокую эффективность практических учебных занятий.

Повышению эффективности практических работ способствует технология группового и коллективного взаимодействия (работа в малых группах), ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающей вклад каждого участника.

Совместная учебная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия студентов друг с другом в малых группах (или парах), играет решающую роль в достижении цели – повышения эффективности обучения посредством решения учебных задач на основе взаимодополнения, суммирования, кооперации результатов работы каждого участника. Организуемая деятельность по реализации этой цели дает возможность развить мышление обучающихся в процессе совместного поиска решения учебных задач.

Работа в творческой группе состоит из 4 этапов:

1.        Организационный.

Создаются творческие группы по принципу добровольности. Они получают задания, оговариваются критерии эффективности деятельности (полнота, глубина проработки вопроса, использование разнообразных источников информации, оригинальность решения вопроса, участие каждого в подготовке и предоставлении результатов работы и др.).

2.        Подготовительный.

Совместное обсуждение вопроса, проблемы. В группе выбираются «координатор», организующий работу, «секретарь», фиксирующий ее результаты, «спикер» и др. Распределяются задания каждому участнику группы. Определяются временные рамки выполнения работы. Разрабатывается общий проект, его оформление, определяется способ его представления.

3.        Представление результатов работы групп.

Каждая группа по очереди представляет подготовительный материал. В зависимости от объема, сложности или желания обучающегося представлять его может один, несколько человек или группа в целом. Предпочтительным является последний вариант, обеспечивающий включенность каждого обучающегося в деятельность не только в процессе разработки проблемы, но и на этапе ее представления, но это случается не часто, чаще представление осуществляет один или несколько человек, обычно самый смелый, эрудированный или хорошо владеющий речью.

Творческой группе задаются вопросы по содержанию рассматриваемой проблемы, по уточнению подходов к ее решению данной группой, исправляются ошибки, вносятся коррективы.

4.        Групповая рефлексия.

Проводится в каждой творческой группе, Группа анализирует свою работу, оценивает эффективность совместной деятельности на основе заданных ранее критериев, определяет вклад каждого участника.

Затем представитель каждой группы выступает с результатами анализа совместной деятельности или пишется отзыв-рецензия в тетради для практических работ.

Преподаватель подводит итоги и оценивает работу.

Данная методика работы в творческой группе позволяет координировать творческие усилия обучающихся, осваивать профессионально значимые способы взаимодействия, интенсифицировать креативную деятельность обучающихся. В результате этого повышается качество знаний и умение применять их в практической деятельности.

Практическая работа №1

Тема. Принципы организации процесса обучения.

Вариант 1

Цель:

  • научиться        определять        по характерным        признакам        отдельные дидактические принципы, реализованные в практической деятельности;
  • убедиться  в  необходимости  комплексной  реализации  дидактических принципов в собственной практической деятельности.

Выполнение работы:

1.        Проанализируйте задачи (сборник Кондрашовой Л.В.) № 47, 48, 49, 50,51, 52, 53, 54, 55, 56 с точки зрения реализации дидактических принципов.

2.        Ответьте на вопросы: О каких принципах обучения идет речь в данных пед. ситуациях? Как реализуемые принципы взаимосвязаны между собой?

3.        Сформулируйте вывод об особенностях реализации дидактических принципов в процессе обучения.

Вариант 2

Цель:

  • выявить различные подходы к определению дидактических принципов и их классификации;
  • определить иерархию использования дидактических принципов в процессе организации учебных занятий.

Выполнение работы:

1.        Изучение публицистической статьи;

2.        Ответы на вопросы;

3.        Дискуссия.

Сегодня многие ученые приходят к выводу о том, что знание, полученное в процессе обучения, может быть полноценным только при включении механизмов развития личности. При этом они критикуют традиционный логико-рационалистический подход к проблемам образования, при котором «... на обучаемого наваливается зачастую насильно навязываемый ему груз малопонятных знаний, которые не присваиваются личностью, а отторгаются ею или остаются мертвым знанием, эпизодически всплывающим в памяти в виде обрывков, механически заученных формулировок и т. п. Совершенно прав драматург Виктор Розов, который во время своего выступления в телепередаче «Тема» 1 июня 1993 г сравнил знания с «камнями, стукающими человека по голове и убивающими в нем личность, вместо того, чтобы ложиться ему подноги, формируя гору, на которую он должен взобраться». Это прекрасный образ, удачно отображающий описываемую типичную ситуацию и хорошо согласующийся с предлагаемым ниже противопоставлением мертвого знания живому знанию, ставшему достоянием личности, базой для ее дальнейшего профессионального и духовного роста. Одним из приоритетных направлений научных исследований в стране должно стать изучение путей и возможностей радикальной переориентации системы образования (на всех ее уровнях) на формирование живого знания как обязательного условия и средства выхода общества на новые рубежи за счет подготовки активных деятелей, способных к плодотворному эвристическому поиску, быстрому самостоятельному принятию оригинальных решений в нестандартных ситуациях, а также испытывающих эмоциональный комфорт от успешности применения своих знаний и от возможности генерировать новое знание, пользуясь освоенными способами и приемами оперирования внутренними ресурсами личности.

Дискуссия:

1.        Принципы обучения как категории дидактики.

2.        Исторический обзор характеристики принципов обучения        в работах отечественных и зарубежных дидактов.

3.        Факторы,        влияющие        на        реализацию        дидактических принципов в образовательной работе колледжа:

A)        содержание обучения, как фактор, обеспечивающий единство познания и развития,

Б) личность преподавателя как объективный системообразующий фактор, обеспечивающий функционирование принципов,

B)        учебно-воспитательный процесс как фактор социализации личности обучающегося в направлении развития ее активности и самостоятельности.

Задания:

1.        Проанализируйте главы «Принципы обучения» в учебных пособиях, предложенных в списке литературы, в следующих аспектах:

•        какова структура главы?

•        каковы подходы к определению дидактических принципов и их классификации?

•        каков  количественный  состав  дидактических  принципов  в каждом из учебных пособий?

•        каковы  проблемы  принципов  обучения  как  дидактической категории?

2.        Проанализируйте иерархию использования дидактических принципов на учебных занятиях в колледже.

3.        Выведите из каждого принципа систему правил, которые помогут вам его реализовать. Обоснуйте свой выбор.



Содержание практических работ:

Практическая работа по разделу 1
Тема 1.1. Общая характеристика педагогической профессии
Практическая работа 1

Разработка презентации по теме «Специфика профессиональной деятельности воспитателя детей дошкольного возраста»
Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и 
социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (1- ознакомительный уровень);

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для 
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

(2- репродуктивный уровень);

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (3- продуктивный уровень);

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений (3- продуктивный уровень).
Порядок выполнения:

1.Определите состав группы студентов для выполнения данного задания.

2. Порядок выполнения задания в группе:

-уточните правила работы в группе;
-распределите ответственность между всеми участниками группы за выполнение задания.
- прочитайте текст лекций, Профессиональный стандарт педагога, ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование;
-определите структуру текста презентации;
-выполните учебное задание и подготовьтесь к его презентации.
Обеспечивающие средства и литература:

– Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. Зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30 384.
– Профессиональный стандарт «педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)». Приказ министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н.
– Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
Объем времени – 2 часа
Требования к результату:

1. Студент выделяет специфику профессиональной деятельности, ее предмет, объект, виды профессиональной деятельности
2. Оформляет слайдовую презентацию.
Форма представления результата –электронная презентация.
Практическая работа студентов по разделу 2

Практическая работа 2

Тема 1.3 Педагогический процесс и его компоненты.
Анализ реализации цели и принципов обучения на основе просмотра видеосюжетов занятий.
Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (2-репродуктивный уровень);

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (3-продуктивный уровень);

ПК 3.4. Анализировать занятия (2- репродуктивный уровень);

ПК5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений (2-репродуктивный уровень).

Порядок выполнения:

1.Проанализируйте предложенные материалы на предмет соответствия цели и принципов обучения возрастным психофизиологическим особенностям и возможностям детей дошкольного и младшего школьного возраста;
2. Задание выполняется индивидуально, результаты анализа обсуждается коллегиально;

  1. Проанализируйте предложенные материалы на предмет соответствия цели и принципов обучения возрастным психофизиологическим особенностям и возможностям детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  2. Ответьте на вопрос, в чем сущность принципов, определяющих особенности содержания и организации процесса обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  3. Перечислите принципы обучения, которые были реализованы на занятии и уроке;
  4. . Заполните таблицу. Работа выполняется в группах по 4-5 человек.

    Таблица 4

Принципы, определяющие содержание обучения

Принципы, определяющие организацию процесса обучения

Условия их реализации

Рекомендуемые средства и литература:
– Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. /Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. С. 171-173. – СПб.: Питер, 2013;

– Педагогика: Учеб. Пособие для студ. средних спец. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2011;
– видеосюжет занятия, ноутбук, проектор, конспект урока, вопросы для анализа.
Объем времени – 2 часа
Требования к результату:

Обучающийся анализирует видеосюжет занятия, конспект урока, определяет принципы обучения, формулирует правила их реализации;

На основе анализа заполняет таблицу с формулировкой правил реализации принципов обучения;

Обучающийся демонстрирует компетентность в области анализа реализации цели и принципов обучения на примере видеосюжета занятия с детьми дошкольного возраста и конспекта урока для детей младшего школьного возраста.

Форма предъявления результата – таблица с правилами реализации принципов обучения, текст анализа занятия или урока.

Практическая работа 3. Формы, методы и средства обучения

Определение педагогических возможностей и эффективности методов и приемов, форм организации обучения на разных возрастных этапах (дошкольный возраст, младший школьный возраст)

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (2-репродуктивный уровень);

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (3-продуктивный уровень);

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса (1-ознакомительный уровень);

ПК 3.4. Анализировать занятия (2- репродуктивный уровень);

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий (1-ознакомительный уровень);

ПК5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений (2-репродуктивный уровень).

Порядок выполнения:

1.Расскройте классификацию методов и форм организации обучения;

2.Проанализируйте видеозапись занятия с детьми дошкольного возраста. Определите форму обучения и форму организации обучения. Схемой отразите структуру анализируемого типа урока и занятия;

3.Определите методы обучения, которые использовались в приведенных материалах, проанализируйте их эффективность использования.

Форма карты анализа организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Таблица 5

№ п/п

Этап

Цель и содержание

Используемые методы и приемы

Организация детей

1.

Вводно-организационный

2.

Мотивационно-побудительный этап предстоящей деятельности

3.

Информационно-аналитический

4.

Практический

5.

Заключительный (рефлексивный)

6.

Мотивационно-побудительный этап последующей деятельности

Рекомендуемые средства и литература:
–видеоматериалы занятий;

– Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебное пособие для вузов. Стандарт третьего поколения /под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. Гл.9 Формы организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Стр.183 -197. – СПб.: Питер, 2013;

– Педагогика. Учебное пособие /Составители В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И. Мищенко, Е.И. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

Объем времени –  2 часа

Требования к результату:

Обучающийся определяет структуру урока или занятия по цели, дает описание структуры в соответствии с типом анализируемого урока или занятия;

Обучающийся демонстрирует знание методов и приемов, форм организации обучения детей на разных возрастных этапах;

Форма представления результата – таблица
 

Практическая работа 4


Тема 2.1.Теоретические основы дошкольной педагогики.
 Система дошкольного образования в нормативных документах.

Составление таблицы, отражающей структуру ФГОС дошкольного образования

Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (1- ознакомительный уровень);
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (2- репродуктивный уровень);
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (3- продуктивный уровень);
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий (1 – ознакомительный уровень);

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений (3- продуктивный уровень).
Порядок выполнения:
1.Прочитайте документ, отразите в таблице структуру документа, дайте содержательную характеристику цели, задач, принципов построения Программы; выпишите планируемые результаты освоения ООП;
2.Заполните графы таблицы «
Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ее объему»;

Программа дошкольного образования Кем и на основе чего разработана

Структура и содержание Программы

Принципы, на которых строится Программа

Требования к условиям реализации ООП дошкольного образования


Требования к результатам освоения ООП дошкольного образования


Рекомендуемые средства и литература:
– Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. Зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30 384.

Программы ДОУ
– компьютеры, проектор.
Объем времени –2 часа
Требования к результату:
Обучающийся приобретает аналитические умения, выделяя структурные компоненты ФОС ДО, демонстрирует понимание изменений, происходящих в системе дошкольного образования;
Обучающийся оформляет методическую разработку в таблице и форме тезауруса основных понятий документа.
Форма представления результата – таблица и тезаурус основных понятий.


Практическая работа 5
Тема 2.2. Педагогический процесс современного детского сада

Анализ педагогической задачи (видеозаписи занятий)
Формируемые компетенции:

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса (1-ознакомительный уровень);
ПК 3.4. Анализировать занятия (2- репродуктивный уровень);
ПК5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений (2-репродуктивный уровень).
Порядок выполнения:
Посмотрите видеозапись занятия. Проанализируйте по вопросам:
-соответствие цели и задач возрасту, реализуемой программе

- адекватность методов и средств обучения возрастным особенностям, цели и задачам образовательной деятельности;
- какие принципы обучения были реализованы на занятии;
- характер взаимодействия участников образовательного процесса.
- соответствие результата занятия поставленной цели.

Рекомендуемые средства и литература:
–видеоматериалы занятий;

– Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебное пособие для вузов. Стандарт третьего поколения /под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. Гл.9 Формы организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Стр.183 -197. – СПб.: Питер, 2013;

– Педагогика. Учебное пособие /Составители В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И. Мищенко, Е.И. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

Объем времени –  2 часа
Требования к результату: оформление отчетов, рефератов.


Практическая работа 6
Тема 2.3   Воспитание детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.


Разработка сообщения по теме «Организация функционирования детского коллектива (этапы, условия развития детского коллектива)»
Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (2-репродуктивный уровень);
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (3-продуктивный уровень);
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (3-продуктивный уровень);
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами (2-репродуктивный уровень);
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса (1-ознакомительный уровень);
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей (1-ознакомительный уровень);
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений (2-репродуктивный уровень);
Порядок выполнения:
1.Спроектируйте действия воспитателя (этап целеполагания и мотивации деятельности воспитанников),

2.Прочитайте §3- 4 Этапы и уровни развития детского коллектива;
3.Выполните задание по проектированию действий воспитателя или учителя,

Рекомендуемые средства и литература:
– Раздаточный материал – тексты (эл. вариант) из учебного пособия Педагогика под редакцией В.А. Сластенина.

– Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988;
– компьютеры.
Объем времени – 2 часа
Требования к результату:
Обучающийся демонстрирует первоначальную профессиональную компетентность по определению целей воспитания детей на разных этапах становления детского коллектива;
Обучающийся прогнозирует возможные риски в 
процессе формирования детского коллектива;
Обучающийся умеет работать в команде, распределять ответственность за коллегиальное выполнение задания его предъявление и обсуждение с сокурсниками и преподавателем. Умеет кратко и по существу отвечать на вопросы;
Обучающийся выполняет оформление письменного группового отчета.
Техническое оформление структурных частей работы соответствует предъявляемым требованиям.
Форма предъявления результата - письменный групповой отчет о выполнении задания в электронной варианте.

Практическая работа 7

Тема 2.3   Воспитание детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.


Определение педагогических возможностей методов и приемов воспитания на основе решения педагогических ситуаций
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (2- репродуктивный уровень);
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (2- репродуктивный уровень);
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов (2- репродуктивный уровень);
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников (1-ознакомительный уровень);
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений (3- продуктивный уровень).

Порядок выполнения:
Проанализируйте педагогическую ситуацию по заданному алгоритму и определите педагогические возможностей методов и приемов воспитания;
Самостоятельный анализ педагогических ситуаций по алгоритму, определение педагогических возможностей методов воспитания. Задания выполняются по вариантам письменно;
Коллективное обсуждение и оценка выполненной работы.

Рекомендуемые средства и литература:
раздаточный материал – тексты с описанием педагогических ситуаций, памятка «Алгоритм решения педагогической ситуации»;
– Педагогика. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. /Составители В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И. Мищенко, Е.И. Шиянов. – М.: Академия, 2011;
– Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Книга 2. Теория и технология обучения. Книга 3. Теория и технология воспитания. Учебное пособие для студентов вуза – М.: Владос - М, 2007.
Требования к результату:
Обучающийся демонстрирует навыки анализа и решения педагогических ситуаций по заданному алгоритму, самостоятельно предлагает способы решения ситуации. Аргументирует свой выбор;
Обучающийся понимает необходимость оценочной деятельности педагога при определении педагогических возможностей методов и приемов воспитания;
Обучающийся выполняет оформление письменного анализа.
Техническое оформление структурных частей алгоритма анализа соответствует предъявляемым требованиям.
Форма предъявления результата – письменно оформленный анализ педагогической ситуации

Практическая работа 8 Основы коррекционной и специальной педагогики

Задание 1. Определение своеобразия методов и приемов работы с детьми с нормой и с разными образовательными возможностями.

Форма отчетности по заданию: конспект.

Форма контроля: проверка конспекта.

При выполнении задания необходимо ответить на вопрос, в чем отличительные особенности применения методов и приемов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Ответ записать в тетрадь.

Учебно-методическое обеспечение:

Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2001.

Задание 2. Составление набора диагностических методик девиантного поведения детей.

Форма отчетности по заданию: конспект. 

Форма контроля: проверка конспекта.

При выполнении задания необходимо записать в тетрадь содержание диагностических методик по изучению отдельных видов девиантного поведения: тревожности, импульсивности, агрессивности и социальной запущенности. Количество - не менее 10.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2002.
  2. Сайт: Детская психология, воспитание детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eti-deti.ru.
  3. Глубинная психология. Учения и методики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyoffice.ru.

Задание 3. Составление набора игр и упражнений по коррекции нарушений в развитии.

Форма отчетности по заданию: конспект.

Форма контроля: проверка конспекта.

При выполнении задания необходимо записать в тетрадь содержание коррекционных игр и упражнений по исправлению нарушений речи, зрения, слуха, интеллекта, общения и опорно-двигательного аппарата. Количество - не менее 10.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Сиротюк, А.Л. Коррекция обучения и развития школьников /А.Л. Сиротюк. – М., 1989.
  2. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников /А.Л. Сиротюк. – М., 2002.
  3. Шапкова, Л.В. Коррекционные подвижные игры для детей с нарушением развития / Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2002.
  4. Личностный рост и саморазвитие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirrosta.ru.
  5. Детская психология, воспитание детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eti-deti.ru.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая тетрадь с методическими указаниями для выполнения практических работ по дисциплине «Педагогика»

рабочая тетрадь с методическими указаниями для выполнения практических работ по дисциплине«Педагогика»...

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии «Кассир» для студентов СПО специальности38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования

Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования ТЕМА 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТ...

Методические указания к выполнению практических работ по педагогике

Данные рекомендации составлены в соответствии с программой по УД ОП.01 Педагогика по всем разделам курса...

Методические указания по выполнению практических работ по МДК 03.02 «Контроль качества выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования»

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ «ПМ.03. Организация и контроль работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования&raq...