Игровые технологии в системе профессионального образования
статья
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые технологии в обучении | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Карауш Валерий Анатольевич,
Мастер производственного обучения вождению автомобиля,
ГБПОУ «Пожарно-спасательный колледж – Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей» (СПб ПСК-ЦПС)
Игровые технологии в системе профессионального образования
(из опыта работы мастера производственного обучения)
Игра как технология обучения
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
- В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- Как элемент более общей технологии;
- В качестве урока или его части (введение, контроль);
- Как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
- Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- Учебный материал используется в качестве ее средства;
- В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. От обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это – мастер производственного обучения - лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (мастер производственного обучения объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос мастеру производственного обучения, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо мастер производственного обучения опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет ярко выраженного обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов с друг другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна. Основные принципы организации игры:
- Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении учеников в игру;
- Принцип развития игровой динамики;
- Принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
- Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;
- Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания – к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам.
Безусловно одно - воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов. Перед мастером производственного обучения стоят задачи:
- Опираться на достижения предыдущего возраста;
- Стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
- Подготовить почву для последующего возрастания сложности и усваивания материала, т. е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:
- Предварительная подготовка. Необходимо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
- Обязательные атрибуты игры: оформление, соответствующая расстановка оборудования и приспособлений для выполнения упражнений, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
- Обязательна констатация результата игры.
- Компетентное жюри.
Обязательны игровые моменты не обучающего характера. Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к обучению, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и мастеру производственного обучения. Преимущества игровых технологий:
1.Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
2.Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.
3. Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов, обучающихся в реальном для них процессе).
4. Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
К недостатку игровых технологий можно отнести постоянное акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.
В играх на занятиях недолжно быть однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания и получаемые профессиональные навыки, быть средством всестороннего развития обучаемого, его способностей, формировать и развивать как общие, так и профессиональные компетенции, вызывать положительные эмоции. Важно и место самого мастера производственного обучения в игре. Мастер производственного обучения должен быть не только организатором, но и участником игры. В группе мастер производственного обучения и высший авторитет, и судья во время возникающих споров, и обязательно активный рядовой участник игр. При подготовке к игре логически правильно составить учебный материал, учитывая особенности группы, продумать игровые ситуации.
Психолого-педагогические принципы конструирования деловой игры
- Природо-и культуросообразность образовательного процесса;
- Состязательность, организация здоровой конкуренции;
- Умение моделировать, имитировать, драматизировать;
- Демократизация образовательного процесса;
- Толерантность, конструктивность, свобода деятельности, эмоциональная приподнятость играющих сторон.
Функции игры как педагогического феномена:
- Развлекательная. Основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.
- Коммуникативная. Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.
- Самореализация. Игра важна как сфера реализации себя как, личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации.
- Игротерапевтическая. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.
- Диагностическая. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра - это особое «поле самовыражения».
- Коррекционная. При соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера, психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
- Социализация. Эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры, потенции воспитания и формирования личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектив.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания мастером производственного обучения функции и классификации педагогических игр.
Технология проведения игры
- Подготовка игры:
- тема;
- учебные цели;
- предложение основы для составления модели;
- определение состава участников игры, распределение ролей;
- проработка сценария,
- подбор упражнений для игры,
- размещения упражнений на автодроме,
- определение временных границ проведения игры.
- Проведение игры:
- разыгрывание учебной ситуации.
- Подведение итогов игры:
- время;
- общая оценка мастером производственного обучения работы учащихся в целом и некоторых в отдельности;
- рефлексия (сами участники игры формулируют предложения по совершенствованию игровой деятельности).
Основные правила проведения игры
- Мастер производственного обучения следит за соблюдением правил игры.
- Отличительной особенностью игры является её добровольность.
- Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры.
- Во время игры мастер производственного обучения должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательности к учащимся.
- В игре ученики должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности.
- В каждую команду лучше включать учеников с различной подготовкой.
- Подведение итогов игры. Для игры на уроке отводится примерно 10-15 минут. Затем подводятся итоги, объявляются победители.
Заключение
Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, зависит от дальнейшего совершенствования работы по развитию творческого потенциала студенческой молодежи как ведущего направления, концентрирующего в себе возможности органического единства обучения, воспитания и развития, учебной и внеучебной работы на основе достижений передовой педагогической науки, повышения мастерства педагогических кадров.
На этапе профессионального самоопределения развитие творческих способно-стей учащихся происходит в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Учащиеся, обладающие способностью к обучению, вовлечены в деятельность, где проявляется их самостоятельность, мышление, инициатива. Успешное и устойчивое развитие личности происходит в процессе её самореализации. Квалифицированный специалист сегодня - это конкурентоспособный специалист. Конкурентоспособность специалиста это:
- компетентность и профессиональная мобильность;
- целеустремленность и уверенность в своих силах;
- предприимчивость и деловитость;
- эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.
Одно из важных средств формирования конкурентоспособной личности - применение современных образовательных технологий, основанных на использовании активных методов обучения. Спектр таких методов достаточно разнообразен, особое же место среди них принадлежит игровым технологиям.
Литература
- Н.В.Бордовская [идр.]; Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н. В.Бордовской. - М.: КНО-Рус, 2010.
- Н.А. Зверева Применение современных педагогических технологий в сред-нем профессиональном образовании. Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). Казань: Бук, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение элементов игровой технологии при проведении профессиональных конкурсов
Конкурс профмастерства – дело серьёзное. Но элементы игровых технологий уместны и здесь. Примеры применения таких элементов отражены в данной методической разработке: конкурс профессионального мастерс...
Роль игровых технологий в образовательном профессионально-ориентированном процессе
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....
«Организация системы профилактики в системе профессионального образования"
Краткий обзор мероприятий входящих в основую работу социального педагога по профилактите асоциальных явлений....
Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования 15.01.2020г.
Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования Уровень развития цивилизации не в последнюю очередь определяется отношением его членов к людям с ограниченными возможно...
Обзор современных педагогических технологий, используемых в системе профессионального образования
Обзор современных педагогических технологий, используемых в системе профессионального образования...
Цифровые технологии в преподавании иностранного языка в системе профессионального образования
В статье рассматривается образовательный потенциал цифровых технологий в преподавании иностранных языков в СПО неязыкового профиля....
Инновационные педагогические технологии в системе Дополнительного образования детей
Инновационные технологии в дополнительном образовании дают возможность учащимся понять тенденции эволюции производительных сил и производственных отношений, это связано непосредственно с будущей...