Игровые технологии в системе профессионального образования
статья

Карауш Валерий Анатольевич

Значение  игры  невозможно  исчерпать  и  оценить  развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровые технологии в обучении29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Карауш Валерий Анатольевич,

Мастер производственного обучения вождению автомобиля,

ГБПОУ «Пожарно-спасательный колледж – Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей» (СПб ПСК-ЦПС)

Игровые технологии в системе профессионального образования

(из опыта работы мастера производственного обучения)

Игра как технология обучения

Значение  игры  невозможно  исчерпать  и  оценить  развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. Как элемент более общей технологии;
  3. В качестве урока или его части (введение, контроль);
  4. Как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. Учебный материал используется в качестве ее средства;
  4. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. От обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это – мастер производственного обучения - лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (мастер производственного обучения объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос мастеру производственного обучения, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо мастер производственного обучения опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет ярко выраженного обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов с друг другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна. Основные принципы организации игры:

  1. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении учеников в игру;
  2. Принцип развития игровой динамики;
  3. Принцип  поддержания  игровой  атмосферы  (поддержание  реальных чувств детей);
  4. Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;
  5. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания – к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам.

Безусловно одно - воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов. Перед мастером производственного обучения стоят задачи:

  1. Опираться на достижения предыдущего возраста;
  2. Стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
  3. Подготовить  почву  для последующего возрастания сложности и усваивания материала, т. е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:

  1. Предварительная подготовка. Необходимо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
  2. Обязательные атрибуты игры: оформление, соответствующая расстановка оборудования и приспособлений для выполнения упражнений, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
  3. Обязательна констатация результата игры.
  4. Компетентное жюри.

Обязательны игровые моменты не обучающего характера. Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к обучению, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и мастеру производственного обучения. Преимущества игровых технологий:

1.Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.

2.Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.

3. Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов, обучающихся в реальном для них процессе).

4. Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

К недостатку игровых технологий можно отнести постоянное акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.

В играх на занятиях недолжно быть однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания и получаемые профессиональные навыки, быть средством всестороннего развития обучаемого, его способностей, формировать и развивать как общие, так и профессиональные  компетенции,  вызывать  положительные  эмоции. Важно и место самого мастера производственного обучения в игре. Мастер производственного обучения должен быть не только организатором, но и участником игры. В группе мастер производственного обучения и высший авторитет, и судья во время возникающих споров, и обязательно активный рядовой участник игр. При подготовке к игре логически правильно составить учебный материал, учитывая особенности группы, продумать игровые ситуации.

Психолого-педагогические принципы конструирования деловой игры

  1. Природо-и культуросообразность образовательного процесса;
  2. Состязательность, организация здоровой конкуренции;
  3. Умение моделировать, имитировать, драматизировать;
  4. Демократизация образовательного процесса;
  5. Толерантность, конструктивность, свобода деятельности, эмоциональная приподнятость играющих сторон.

Функции игры как педагогического феномена:

  • Развлекательная. Основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.
  • Коммуникативная. Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.
  • Самореализация. Игра важна как сфера реализации себя как, личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации.
  • Игротерапевтическая. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.
  • Диагностическая. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра - это особое «поле самовыражения».
  • Коррекционная. При соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера, психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. 
  • Социализация. Эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры, потенции воспитания и формирования личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектив. 

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания мастером производственного обучения функции и классификации педагогических игр.

Технология проведения игры

  1. Подготовка игры:
  • тема;
  • учебные цели;
  • предложение основы для составления модели;
  • определение состава участников игры, распределение ролей;
  • проработка сценария,
  • подбор упражнений для игры,
  • размещения упражнений на автодроме,
  • определение временных границ проведения игры.
  1. Проведение игры:
  • разыгрывание учебной ситуации.
  1. Подведение итогов игры:
  • время;
  • общая оценка мастером производственного обучения работы учащихся в целом и некоторых в отдельности;
  • рефлексия (сами участники игры формулируют предложения по совершенствованию игровой деятельности).

Основные правила проведения игры

  1. Мастер производственного обучения следит за соблюдением правил игры.
  2. Отличительной особенностью игры является её добровольность.
  3. Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры.
  4. Во время игры мастер производственного обучения должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательности к учащимся.
  5. В игре ученики должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности.
  6. В каждую команду лучше включать учеников с различной подготовкой.
  1. Подведение итогов игры. Для игры на уроке отводится примерно 10-15 минут. Затем подводятся итоги, объявляются победители.

Заключение

Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, зависит от дальнейшего совершенствования работы по развитию творческого потенциала студенческой молодежи как ведущего направления, концентрирующего в себе возможности органического единства обучения, воспитания и развития, учебной и внеучебной работы на основе достижений передовой педагогической науки, повышения мастерства педагогических кадров.

На этапе профессионального самоопределения развитие творческих способно-стей учащихся происходит в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Учащиеся, обладающие способностью к обучению, вовлечены в деятельность, где проявляется их самостоятельность, мышление, инициатива. Успешное и устойчивое развитие личности происходит в процессе её самореализации. Квалифицированный специалист сегодня - это конкурентоспособный специалист. Конкурентоспособность специалиста это:

  • компетентность и профессиональная мобильность;
  • целеустремленность и уверенность в своих силах;
  • предприимчивость и деловитость;
  • эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.

Одно из важных средств формирования конкурентоспособной личности - применение современных образовательных технологий, основанных на использовании активных методов обучения. Спектр таких методов достаточно разнообразен, особое же место среди них принадлежит игровым технологиям.

Литература

  1. Н.В.Бордовская [идр.]; Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н. В.Бордовской. - М.: КНО-Рус, 2010.
  2. Н.А. Зверева Применение современных педагогических технологий в сред-нем профессиональном образовании. Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). Казань: Бук,    2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов игровой технологии при проведении профессиональных конкурсов

Конкурс профмастерства – дело серьёзное. Но элементы игровых технологий уместны и здесь. Примеры применения таких элементов отражены в данной методической разработке: конкурс профессионального мастерс...

Роль игровых технологий в образовательном профессионально-ориентированном процессе

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....

«Организация системы профилактики в системе профессионального образования"

Краткий обзор мероприятий входящих в основую работу социального педагога по профилактите асоциальных явлений....

Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования 15.01.2020г.

Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования Уровень развития цивилизации не в последнюю очередь определяется отношением его членов к людям с ограниченными возможно...

Обзор современных педагогических технологий, используемых в системе профессионального образования

Обзор  современных педагогических технологий, используемых в системе профессионального  образования...

Цифровые технологии в преподавании иностранного языка в системе профессионального образования

В статье рассматривается образовательный потенциал цифровых технологий в преподавании иностранных языков в СПО неязыкового профиля....

Инновационные педагогические технологии в системе Дополнительного образования детей

Инновационные технологии в дополнительном образовании дают возможность учащимся понять тенденции эволюции производительных сил и производственных отношений, это связано непосредственно с будущей...