Конспект урока по русскому языку 7 класс
методическая разработка
разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_dlya_6_klassa_na_temu_suff._pril.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка для 6 класса на тему «Различие на письме суффиксов прилагательных "-к-" и "-ск-"».
(§ 65. Различие на письме суффиксов прилагательных "-к-" и "-ск-").
Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс»1, переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.
Цель урока:
- показать учащимся условие написания суффиксов -к- и -ск- в прилагательных.
Задачи:
1) обучающие:
- объяснить условия различения на письме суффиксов -к- и -ск- в прилагательных;
- показать особенности образования с помощью суффикса -ск- относительных прилагательных.
2) развивающие:
- научить различать на письме суффиксы -к- и -ск- прилагательных;
- познакомить с особенностями графического обозначения условия выбора на письме суффиксов -к- и -ск-.
3) воспитательные:
- воспитание любознательности, желания развивать кругозор;
- воспитание внимательности и доброжелательности к одноклассникам, высокой культуры поведения.
Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).
Методы и формы работы: комментированное заполнение таблицы, самостоятельное конструирование сложных предложений, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1). Рассказ учащихся об условиях написания одной и двух «н» в суффиксах прилагательных.
2). Упражнение № 374.
II. Работа с теоретическим материалом в учебнике на странице 34 (чтение правила о различии на письме суффиксов прилагательных – к- и -ск).
Оформление в тетради таблицы:
NB! Орфограмма № 39:
№
-к-
№
-ск-
1.
Если у прилагательного есть краткая форма:
Резкий (полная форма) – резок (краткая форма).
1.
Если у прилагательного нет краткой формы:
Украинский
2.
Если прилагательное образовано от существительных с основой на -к, -ч, -ц:
Кулацкий – кулак.
Ткацкий – ткач.
Немецкий – немец.
2.
Если прилагательное образовано от существительных с основой не на -к, -ч, -ц:
Киргизский – киргиз.
Казахский – казах.
Примечание:
У прилагательных, образованных от существительных на «нь» и «рь», буква «ь» не пишется: Астрахань - астраханский, богатырь – богатырский.
Исключение: у прилагательных, образованных от названий месяцев, «ь» пишется:
февральский, апрельский, июньский, июльский, сентябрьский, октябрьский, декабрьский (но: январский).
III. Закрепление нового материала. Выполнение упражнений из учебника.
Упражнение № 376: комментированное заполнение таблицы, самостоятельное конструирование сложных предложений.
Упражнение № 377: комментированное письмо.
IV. Выполнение дополнительного дидактического материала.
Дополнительный дидактический материал
Задание № 1: образуйте от существительных прилагательные с суффиксами -ск-, -к-; суффиксы выделите. Какого разряда все эти прилагательные?
Образец: пассажир – пассажирский.
(1) Узбек, (2) молодец, (3) немец, (4) бурлак, (5) монгол, (6) богатырь, (7) рыбак, (8) море, (9) француз, (10) Русь, (11) март, (12) учитель, (13) киргиз.
Задание № 2: спишите прилагательные, вставляя суффиксы -ск- или -к-; объясните способ образования прилагательных:
Образец: украинский – Украина.
(1) Сибир…ий, (2) январ…ий, (3) ткац…ий, (4) кубан…ие, (5) рыбац…ий, (6) немец…ий, (7) город…ой, (8) одес…ий, (9) мор…ой.
Задание № 3: вставьте пропущенные буквы; выделите суффиксы; волнистой чертой подчеркните относительные прилагательные:
(1) Низ…ий, (2) сентябрь…ий, (3) близ…ий, (4) рез…ий, (5) немец…ий, (6) гигант…ий, (7) дерз…ий, (8) октябрь…ий, (9) турист…ий, (10) матрос…ий, (11) казац…ий, (12) сибир…ий, (13) январ…ий, (14) казан…ий, (15) декабрь…ий, (16) низ…ий, (17) вяз…ий, (18) дет…ий, (19) ткац…ий, (20) кавказ…ий, швед…ий, (21) белорус…ий, (22) комендант…ий.
Задание № 4: распределите прилагательные в две колонки: 1) суффикс -ск-; 2) суффикс -к-:
(1) Рыбац…ий, (2) лейтенант…ий, (3) кузнец…ий, (4) гигант…ий, (5) калмыц…ий, (6) киргиз…ий, (7) горняц…ий, (8) эскимос…ий, (9) стрелец…ий, (10) индус…ий.
Задание № 5: выделить суффиксы прилагательных, определите их разряд:
(1) Настойчивый, (2) отзывчивый, (3) участливый, (4) расчетливый, (5) бревенчатый, (6) уступчатый, (7) игривый, (8) дождливый, (9) полевой, (10) сиреневый, (11) лёгонький, (12) серенький, (13) маленький, (14) парчовый, (15) песцовый, (16) ситцевый, (17) грушевый, (18) беловатый, (19) желтоватый, (20) синеватый, (21) близкий, (22) низкий, (23) рыбацкий, (24) ткацкий, (25) киргизский, (26) декабрьский.
Домашнее задание: § 65; упражнение № 378 (по заданию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку за 5 класс
Конспект урока по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки" в 5 классе будет полезен студентам, в нем прописан подробно ход урока, прописаны методы и приемы....
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Цель урока: формирование понятия корень слова.Задачи урока:Образовательная:Уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;Формировать умение находить однокоренные слов...
Конспект урока по русскому языку. 1 класс.
Конспект урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" для 1 класса по программе "Школа России"....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастие".
Предлагаемый урок по структуре комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления....
Конспект урока по русскому языку для 4 классов
Во вложении представлен конспект урока для 4 классов. На тему :"Глаголы 2 лица, ед.числа" ...
Конспект урока по русскому языку по теме "Повторение по теме "Местоимение" 6 класс
Цель: Повторение и обобщение знаний о местоимении.Задачи: 1. Обобщить и систематизировать теоретические сведения по разделу....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова»
Урок по русскому языку "Корень слова.Однокоренные слова."На уроке формируем понятия кореня слова,умения подбирать однокоренные слова,выделять в них корень....