Учебная программа "Город Мастеров"
методическая разработка

Прима Игорь Кондратьевич

 

        Дополнительная общеобразовательная программа «Город мастеров» относится к технической направленности. Программа базового уровня освоения.Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа «Город мастеров» имеет техническую направленность и способствует формированию у учащихся потребности в получении дополнительных знаний в области технического творчества. Программа относится к базовому уровню сложности и рассчитана на реализацию в условиях учреждения дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazovaya_1gorod_masterov.doc380 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г.Юрги»

РАССМОТРЕНА

на заседании Методического совета

МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

Протокол №___ от ____

УТВЕРЖЕНО

Приказом директора

МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

№_____ от____

на заседании Педагогического совета

МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

Протокол №___ от ____

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Город мастеров»

Направленность: техническая

Уровень программы: базовый

Возраст учащихся:7-9лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

Прима Игорь Кондратьевич, педагог  дополнительного образования

        

                        

Юрга 2020

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….3

Учебно-тематический план первого года обучения…………………….….…7

Содержание программы первого года обучения……………………………...7

Учебно-тематический план второго года обучения………………….……….9

Содержание программы второго года обучения………………………….......9

Методическое обеспечение программы……………………………………....11

Приложение 1. Методические материалы ……………………………………11

Приложение 2. Тематическое планирование 1 года об………………………13

Приложение 2. Тематическое планирование 2 года об………………………16

Приложение 3. Методический материал……………….……………………..19

3.1. Список ключевых понятий …………………………………………….…19

3.2. План-конспект учебного занятия………………………………………....20

Список  литературы…………………………………………………………….24

Пояснительная записка

                Дополнительная общеобразовательная программа «Город мастеров» относится к технической направленности. Программа базового уровня освоения.

Программа разработана в соответствии с:

Направленность Программы

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа «Город мастеров» имеет техническую направленность и способствует формированию у учащихся потребности в получении дополнительных знаний в области технического творчества. Программа относится к базовому уровню сложности и рассчитана на реализацию в условиях учреждения дополнительного образования.

Актуальность заключается в том, что в современном мире востребована социально компетентная личность, владеющая способностью самоопределения. Все более актуальной проблемой в образовании подрастающего поколения становится развитие творческого технического мышления. Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка с раннего детства. Она неотъемлемая часть окружающего мира, в котором живет ребенок, формируется и от которого зависит, каким он станет. К началу школьного  возраста у многих детей интерес к технике носит устойчивый характер. На основе этого интереса появляется возможность аккумулирования и актуализации творческого потенциала ребенка. Творческая деятельность позволяет ребенку приобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, успешности, а, следовательно, внутренней и социальной защищенности по отношению к постоянно меняющемуся миру, позволяет ребенку быть более жизнеспособным и конкурентоспособным. Данная программа предусматривает работу с учащимися по формированию творческих начал, трудового воспитания, развитию познавательной и творческой активности. Приобщение ребенка к занятиям техническим творчеством способствует развитию у него смекалки, изобретательности, умственной активности, стремление добывать новые знания.

Отличительная особенность программы заключаются в применении здоровье - сберегающих технологий, в потенциале попробовать свои силы во всех видах технического спорта. Программа личностно - ориентирована и составлена так, что каждый воспитанник имеет возможность свободного выбора конкретного объекта работы, наиболее интересного и приемлемого для него. Особенностью программы является то, что любое изделие, созданное ребенком на занятии, востребовано: игрушки представляются на выставки, модели спортивных классов проходят испытание на соревнованиях.

         Возраст детей

Программа предназначена для детей  7-9 лет.         Занятия проводятся 2 раза в неделю 2 по 45 минут с перерывом 10 мин. Формирование группы осуществляется на добровольной основе. Общая продолжительность программы 144 часа.

Цель программы: создание условий, способствующих развитию творческих способностей детей средствами начального технического моделирования.

Задачи программы:

Обучающие:

•расширить  политехнический кругозор  обучающихся;

•способствовать формированию интереса к технике и техническим видам деятельности;

•способствовать формированию навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

•способствовать формированию умений решать вопросы конструирования и изготовления технических моделей.

 Воспитательные:

 •воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, достижении  

  поставленных задач;

•воспитывать аккуратность, дисциплинированность, ответственность за

 порученное дело;

 •создать условия для развития коммуникативных способностей

 Развивающие:         

 •содействовать развитию конструкторских способностей;

 • развивать мотивацию ребенка к творческому поиску;

 •развивать умения анализировать, оценивать и т. д.;

 • развивать умения организации учебного труда.

Планируемые  результаты освоения программы:

  • Приобретение учащимся знаний, умений и навыков  в области технического творчества;
  • Принятие учащимся норм культуры взаимоотношений в совместной деятельности, основанных на общечеловеческих ценностях;
  • Освоение учащимся способов сохранения и укрепления своего здоровья.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

  • учебный кабинет, оснащенный столами и стульями для занятий в соответствии с санитарными нормами, шкафы и стеллажи для учебной, методической литературы и наглядных пособий;
  • оборудование: тиски, выпиловочные столики, настольный сверлильный станок, станок распиловочный.
  • инструменты: напильники, надфили, лобзики, ножовки по дереву и металлу, пассатижи, плоскогубцы, круглогубцы, клей, молотки, шило.
  • дидактические материалы: чертежи, схемы, шаблоны деталей, образцы моделей, наборы развивающих игр, конструкторы (железный, пластмассовый и др.).

Для оценки результативности усвоения программы применяется:

- входной контроль (наблюдения за учащимися, беседы с ними);

- текущий контроль (творческие задания, самостоятельная   и практическая работа, тематические выставки);

- итоговый контроль (итоговые  выставки, соревнования).

Учебно-тематический план первого года обучения

п/п

Раздел

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

Опрос

2

Инструменты и материалы

10

2

8

Тестирование

3

Графическая грамота

20

6

14

Тестирование

4

Геометрия на плоскости

20

6

14

Тестирование

5

Стереометрия

20

4

16

Тестирование

6

Простейшие модели

40

4

36

Тестирование

7

Работа с конструктором                                

20

2

18

Тестирование

8

Закрепление пройденного материала

10

-

-

Опрос,

тестирование

9

Заключительное занятие

2

-

2

-

                                                      Итого:                     144              26              118

Содержание программы первого года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. (2 час.)

Презентация объединения. Значение техники в жизни людей. Знакомство с планом работы на учебный год. Правила поведения в объединении, ТБ. Демонстрация готовых поделок.

Раздел 2. Инструменты и материалы .(10 часов.)

Некоторые  сведения  из  истории  бумаги. Знакомство  с  видами  бумаги, марками  и  основными  свойствами (прочностью, отношением  к  влаге).                               Виды  картона. Определение  направления  волокон  картона. Инструменты, применяемые  при  обработке  бумаги  и  картона.   Назначение  инструментов, правила  пользования  ими, правила  хранения.  Правила  безопасности  труда  при  работе  ручным  инструментом (ножницами, шилом, иглой, карандашом, кисточкой).

Практическая  работа. Выполнение упражнений инструментами: выполнить ряд операций с линейкой, ножницами, циркулем. Выполнение поделок из бумаги и картона на свободную тему. Выполнение разметки деталей по шаблону.

Раздел 3. Графическая грамота (20 часов.)

        Знакомство  с  линиями  чертежа: линия  видимого  контура, линия  невидимого  контура, линия  сгиба, осевая  или  центровая  линия. Понятие  о  шаблонах, трафаретах. Способы их  применения. Экономия  материалов, бережное  отношение  к инструментам  и  приспособлениям.

Практическая  работа. Практические занятия с чертежными инструментами. Изготовление чертежа с линиями видимого и невидимого контура. Сгибание бумаги. Правильное расположение шаблонов на бумаге.  Изготовление  моделей при помощи шаблонов.

Раздел 4. Геометрия  на  плоскости  (20 часов.)

Понятие  о  контуре, силуэте  технического  объекта. Понятия  о  геометрических  фигурах:   прямоугольники, треугольники, круг, половина  круга. Сопоставление  формы  окружающих  предметов, частей  машин  и  других технических  объектов  с  геометрическими  фигурами.        

Практическая  работа. Изготовление  «Геометрического  конструктора» из  плотной  бумаги (геометрические  фигуры  различные  по  форме  и размеру). Создание  силуэтов  моделей  транспорта  из  элементов  «Геометрического  конструктора». Изготовление  контурных  моделей  со  щелевидными  соединениями  из картона.

Раздел  5. Стереометрия (20 часов.)

        Первоначальные  понятия  о  простейших  геометрических  телах: кубе, шаре, цилиндре. Сопоставление  формы  окружающих  предметов, частей машин  и  других  технических  объектов  с  геометрическими  телами.

Практическая  работа. Изготовление  макетов  и  моделей  технических объектов  на  основе  манипулирования  готовыми  объемными  формами. Изготовление  объемных  действующих  моделей  из  разных  материалов.

Раздел  6. Простейшие  модели (40 часов.)

        Знакомство  с  основными  рабочими  операциями  в  процессе практической  работы  с  бумагой  и  картоном. Подбор  необходимого материала  для  изделия. Понятия «деталь», «изделие». Рациональный раскрой  материала.  Способы  и  приемы  работы  по шаблонам. Разметка  и  изготовление  отдельных  деталей  с  шаблонами. Контроль  деталей  с  помощью  шаблонов. Резание  бумаги  и  картона ножницами  по  прямым  и  кривым  линиям  разметки. Контроль  деталей. Вырезание  деталей  из  бумаги, сложенной  пополам (симметричное вырезание)  или  в  несколько  слоев (гармошка). Правила  соединения деталей  из  бумаги  и  картона  с  помощью  клея. Отделка  моделей. Подбор  цветовой  гаммы. Работа  с  самоклеющейся  бумагой.

Практическая  работа. Изготовление моделей  самолетов, парашютов, моделей  ракет,  макетов автомобилей,  танков, парашютов. Соревнования  и  конкурсы  с  готовыми  моделями.

Раздел 7. Работа с конструктором (20 часов).

        Первоначальные понятия о простейших конструктивных элементах детали: выступе, выеме и т.д. Их назначение и  графическое изображение на видимой и невидимой частях объекта. Понятие о машинах, механизмах. Различие между ними. Основные элементы механизмов, их взаимодействие. Первоначальные понятия о стандарте и стандартных деталях (на примере набора конструктора). Различные способы соединения деталей. Правила и приемы монтажа деталей из набора конструктора. 

Практическая  работа. Сборка моделей машин, механизмов и других технических устройств и сооружений из готовых деталей наборов конструктора: по образцам, рисункам и чертежам, собственному замыслу.

Раздел 8. Закрепление пройденного материала. (10час.)

Повторение пройденного материала.

Раздел 9. Заключительное занятие. (2 час.)

Подведение итогов работы за год. Подготовка моделей к отчетно-показательной выставке.

Учебно-тематический план второго года обучения

п/п

Раздел

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

Опрос

2

Инструменты и материалы

4

2

2

Тестирование

3

Простейшие летающие модели

32

8

24

Тестирование

4

Творческая мастерская

20

4

16

Тестирование

5

Простейшие судомодели

36

9

27

Тестирование

6

Простейшие автомодели

38

10

28

Тестирование

7

Закрепление пройденного материала

10

-

-

Опрос

8

Заключительное занятие

2

-

2

Беседа

                                                        Итого:                 144               35         109

Содержание программы второго года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. (2 час.)

Значение техники в жизни людей. Знакомство с планом работы на учебный год. Правила поведения в объединении, ТБ. Демонстрация готовых поделок.

Раздел 2.  Инструменты и материалы. (4 час.)

Инструменты, используемые при работе с бумагой. Безопасные приемы работы. Расширение знаний о свойствах бумаги и картона и применение их в моделировании. Правила сгибания, складывания, резания.

Практическая работа. Выполнение упражнений инструментами: выполнить ряд операций с линейкой, ножницами, циркулем. Выполнение поделок из бумаги и картона на свободную тему. Выполнение разметки деталей по шаблону.

Раздел 3. Простейшие летающие модели. (32 час.)

Понятие о воздухоплавании. Виды летательных аппаратов. Планер – простейший летательный аппарат. Основные части планера: фюзеляж, крыло, стабилизатор, киль. Виды самолетов, их назначение. Ракеты и парашюты. Основные части ракеты: корпус, головная часть, стабилизаторы. Геометрические фигуры. Измерение по линейке (мм, см).

Практическая работа. Изготовление бумажных моделей планеров различных схем (дельта, утка, нормальная, тандем). Изготовление планера «Малыш» (изготовление фюзеляжа, крыла, киля, стабилизатора; сборка модели). Регулировка моделей планеров, пробные запуски, соревнования на дальность полета, точность посадки. Изготовление духовой ракеты. Изготовление ракеты с катапультой (ракета с полой трубкой, ракеты с обтекателем). Соревнования моделей ракет на дальность и высоту полета. Изготовление ракеты с парашютом. Соревнования на продолжительность парашютирования.

Раздел 4. Творческая мастерская. (20 час.)

Свойства материалов, применяемых в моделировании. Инструменты для работы с различными материалами, ТБ при работе с ними. История Новогодних и Рождественских праздников.

Практическая работа. Изготовление игрушек-марионеток из древесины. Перевод деталей с помощью копировальной бумаги и шаблонов, выпиливание, обработка контура, сверление отверстий, сборка игрушек с помощью пластиковых заклепок, раскраска деталей. Изготовление новогодних и Рождественских сувениров, украшений,  подарков из бумаги и картона.  

Раздел 5. Простейшие судомодели. (36 час.)

Понятие судомоделизма. Виды водного транспорта. Краткие сведения о военных кораблях и гражданских судах. Основные узлы и составные части корабля. Способы переноса чертежа деталей на бумагу с помощью копировальной бумаги. Технология изготовления прогулочного катера из бумаги. Сведения о парусном флоте. Основные элементы парусного судна. Технология изготовления деталей модели простейшей яхты из фанеры.

Практическая работа. Изготовление бумажного катамарана, шаланды: перевод деталей по шаблонам, сборка корпуса, изготовление мачты, паруса, покраска модели. Изготовление прогулочного катера  из бумаги: перевод деталей с помощью копировальной бумаги, сборка корпуса,  покраска модели. Изготовление модели яхты из фанеры: перевод деталей по шаблонам, выпиливание и обработка деталей, сборка и покраска модели, изготовление паруса, вымпела, крепление на модели, изготовление кильблока.

Раздел 6. Простейшие автомодели  (38 час.)

Автотранспорт и его значение в жизни людей. Основные части автомобиля: кузов, рама, подвеска, колеса, бампер, двигатель. Технология изготовления объемной автомодели из бумаги. Технология изготовления контурной автомодели из фанеры. Правила соревнований класса контурных автомоделей. Повторение правил работы с инструментами по дереву.

Практическая работа. Изготовление объемных автомоделей из бумаги: изготовление развертки по чертежам, склеивание корпуса, изготовление рамы, подвесок, подбор осей, колес. Сборка модели. Внешнее оформление. Изготовление контурных автомоделей из фанеры (класс КМ). Выпиливание корпуса, рамы по шаблонам и собственному замыслу, обработка контура, изготовление подвесок, колес, сборка ходовой части. Окраска, тюнинг модели. Пробные запуски. Регулировка ходовой части. Соревнования на дальность пробега. Конкурс-выставка  на лучшую модель автомобиля.

Раздел 7. Закрепление пройденного материала. (10час.)

Повторение пройденного материала.

Раздел 8. Заключительное занятие. (2 час.)

Подведение итогов работы за год. Подготовка моделей к отчетно-показательной выставке.

Приложение 1

Методическое обеспечение программы

«Город мастеров»

При организации образовательного процесса используются базовые   принципы педагогики и дидактики: целостность и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной составляющих личности; воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка; доступности совершенствования форм и методов педагогического процесса и соответствие возрастным особенностям детей; последовательности и систематичности изложения. Кроме этого используются принципы: максимальная дифференциация заданий по уровню доступности; вариативность; принцип положительной мотивации.

В основу всех форм учебных занятий заложены общие характеристики:

  • каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
  • любое занятие имеет определенную структуру, т. е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
  • основная форма обучения — комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики.

        Для успешной реализации данной программы используются современные методы, позволяющие сформировать у обучающихся  устойчивый  интерес к данному виду деятельности, обеспечивающие усвоение обучающимися заложенных в программе знаний, умений и навыков, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал:

Объяснительно-иллюстративный метод предполагает усвоение и последующее воспроизведение обучающимися преимущественно «готовых» знаний, которые принимаются учащимися на веру, без каких- либо доказательств, Этот  метод применяется во всех дидактических целях: для изучения новых тем, выработки умений, проверки усвоения материала. В каждом случае он имеет определенное своеобразие и может осуществляться разными частными методами и методическими приемами:

~ изложение (лекция, рассказ);

~ беседа;

~ самостоятельная работа учащихся;

~ изложение с демонстрацией средств наглядности; метод примера;

~ работа обучающихся с раздаточным материалом, с технической

    литературой;

~ практические методы: изготовление моделей, выполнение чертежей;

           Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта

эмоционально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к деятельности и позитивному поведению (соревнования, познавательные игры, выставки); ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).

                Методы  контроля: теоретические и практические зачеты, практические задания, тестирование, самоконтроль, соревнования, викторины.

                 Методы обучения на занятиях характеризуются постепенным переходом от репродуктивных к проблемным и саморазвивающим.

                Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности, программой предусмотрены и нетрадиционные: конкурсы и игры, имеющие большое значение в углублении знаний обучающихся, в укреплении и развитии их интересов.

Выбор метода или приема обучения осуществляется в зависимости  от содержания занятия и года обучения. На первом году обучения в большей степени используется метод инструктирования, а на втором и третьем — метод консультирования и самостоятельной работы с чертежами, технологическими картами и справочной литературой.

       Теоретический материал (беседа, рассказ, объяснение, сообщение) подкрепляется иллюстративным материалом, чертежами, технологическими картами, готовыми образцами, наглядными пособиями. Особое внимание уделяется развитию творческого мышления и фантазии. На каждом занятии 5-10 минут в обстановке творческого  сотрудничества решаются задачи и упражнения.

Приложение 2

Тематическое планирование

2.1. Тематическое планирование первого года обучения

Раздел учебного плана

Тема занятия

Кол-во

Час.

1.

Вводное занятие

       (2 час.)

Знакомство с работой объединения. Правила поведения, ТБ.

2

2

Инструменты и материалы

(10час.)

Организация рабочего места.

2

Виды инструментов.

2

Работа с ножницами.

2

Работа с линейкой.

2

 Работа с циркулем.

Диагностика знаний по разделу.

2

3

Графическая грамота

(20час.)

Виды разметки.

2

Знакомство  с  линиями  чертежа.

2

Эскиз.

2

Понятие  о  шаблонах, трафаретах.

2

 Способы    применения шаблонов и трафаретов.

2

Выполнение разметки деталей по шаблону.

2

Выполнение разметки деталей по трафарету.

2

Выполнение разметки деталей сгибанием

2

Закрепление, углубление  и  расширение  знаний о  чертежных  инструментах  и  принадлежностях.

2

Экономия  материалов, бережное  отношение  к инструментам  и  приспособлениям.

Диагностика знаний по разделу.

2

4

Геометрия на плоскости

(20 час.)

Понятие  о  контуре, силуэте  технического объекта. Сопоставление  формы  окружающих предметов, частей  машин  и  других технических  объектов  с  геометрическими фигурами.        

2

Расширение и  углубление  понятий  о геометрических  фигурах:   прямоугольники, треугольники, круг, половина  круга.

2

Сопоставление  формы  окружающих предметов, частей  машин  и  других технических  объектов  с  геометрическими фигурами.        

2

Изготовление  «Геометрического  конструктора»  

2

Изготовление  геометрических фигур  из цветного картона. 

2

Изготовление  контурных  моделей  со      

щелевидными  соединениями  из  картона.

2

Создание  силуэтов  моделей  корабля из  элементов  «Геометрического  конструктора».

2

Создание  силуэтов  модели   грузовика из элементов  «Геометрического  конструктора».

2

Создание  силуэтов  моделей   моделей   самолета из  элементов  «Геометрического  конструктора».

2

Создание  силуэтов  моделей   ракеты   из элементов  «Геометрического  конструктора».

Диагностика знаний по разделу.

2

5

Стереометрия

(20 час.)

 Первоначальные  понятия  о  простейших  геометрических  телах: кубе, шаре, цилиндре.

2

Сопоставление  формы  окружающих  предметов, частей  машин  и  других  технических  объектов  с  геометрическими  телами.

2

Изготовление  макетов  из кубиков, моделей  технических  объектов  на  основе манипулирования  готовыми  объемными  формами. Изготовление  объемных  действующих  моделей  из  разных  материалов.

2

Изготовление макета дома из готовых геометрических форм.

2

Изготовление макета  детской площадки из готовых геометрических форм.

2

Изготовление макета  космодрома.

2

Изготовление макета  корабля.

2

Изготовление макета  крепости.

2

Изготовление макета  автомобиля.

2

Изготовление макета  самолета.

Диагностика знаний по разделу.

2

6

Простейшие модели

(40 час.)

Знакомство с основными  рабочими операциями  в  процессе  практической  работы  с  бумагой  и картоном. Т.Б. при работе с режущими инструментами.

2

Подбор  необходимого  материала  для изделия. Понятия «деталь», «изделие». Рациональный  раскрой  материала.

2

Совершенствование  способов  и  приемов

работы  по  шаблонам. Перевод шаблонов на картон.

2

Резание  бумаги  и  картона  ножницами  по  прямым  и  кривым  линиям  разметки. Контроль  деталей.

2

Вырезание  деталей  из  бумаги, сложенной  пополам (симметричное  вырезание)  или  в  несколько  слоев (гармошка).

2

Приемы  соединения  деталей  из  бумаги  и  картона  с  помощью  клея.

2

Приемы  соединения  деталей  из  бумаги  и  картона  с  помощью  заклепок из пластика.

2

Способы отделки  моделей. Подбор  цветовой  гаммы.

2

Приемы работы  с  самоклеющейся бумагой.

2

Изготовление модели самолета из бумаги.

2

 Изготовление модели самолета из картона.

2

Соревнования по запуску самолетов.

2

Изготовление парашюта из полиэтилена.

2

Изготовление парашюта из бумаги.

2

Соревнования по запуску парашютов.

2

Изготовление ракеты из картона.

2

Изготовление ракеты с парашютом.

2

Соревнования по запуску ракет.

2

Изготовление простейших автомобилей из картона.

2

Соревнования по запуску автомобилей на дальность. Диагностика знаний по разделу.

2

7

Работа с конструктором. (20 час.)

Виды конструкторов. Первоначальные понятия о простейших конструктивных элементах деталей конструкторов.

2

Различные способы соединения деталей. Правила и приемы монтажа деталей из набора конструктора.

2

Создание модели автомобиля из металлического конструктора.

2

Создание модели автокрана  из металлического конструктора.

2

Создание модели самолета из  металлического конструктора.

2

Создание модели  космолета конструктора «Лего»

2

Создание крепости из конструктора «Лего»

2

Создание модели  по собственному замыслу из конструктора «Лего»

2

Создание выставочной композиции из различных видов конструкторов.

2

Выставка работ из конструктора.

Диагностика знаний по разделу.

2

8

Закрепление пройденного материала

(10 час.)

Повторение пройденного материала.

10

9

Заключительное занятие

(2 час)

Подведение итогов. Подготовка моделей к выставке.

2

2.2. Тематическое планирование второго года обучения

Раздел учебного плана

Тема занятия

Кол-во

Час.

1.

Водное занятие

       (2 час.)

Знакомство с работой объединения. Правила поведения, ТБ.

2

2

Инструменты и материалы

(4 час.)

Работа с линейкой, ножницами, циркулем.

2

Выполнение разметки деталей по шаблону.

Диагностика знаний по разделу.

2

3

Простейшие летающие модели

(32 час.)

1. Изготовление бумажных планеров. (12 час.)

Изготовление деталей планера «Дископлан».

2

Сборка модели. Запуски.

2

Изготовление деталей планера «Утка».

2

Сборка модели. Запуски.

2

Изготовление деталей планера «Тандем».

2

Сборка модели. Запуски.

2

2. Ракета с духовой трубкой (4 час.)

Изготовление деталей ракеты и трубки.

2

Сборка модели. Запуски.

2

3. Ракета с катапультой (6 час.)

Изготовление деталей ракеты.

2

Сборка модели. Пробные запуски.

2

Соревнования на дальность полета.

2

4. Ракета с парашютом (10 час.)

Изготовление деталей ракеты.

2

Сборка ракеты.

2

Изготовление парашюта.

2

Соединение ракеты с парашютом.

2

Соревнования на время планирования.

Диагностика знаний по разделу.

2

4

Творческая мастерская

(20часов)

1.Изготовление игрушки-марионетки «Пират» (8 час.)

Перевод деталей на фанеру.

2

Выпиливание деталей.

2

Обработка деталей.

2

Покраска деталей.

2

Сборка игрушки.

2

2. Изготовление новогодних украшений (12 час.)

Изготовление фонариков из цветной бумаги.

2

Изготовление гирлянды из цветной бумаги.

2

Изготовление подставки под свечу.

2

Изготовление декоративной елочки из картона.

2

Изготовление символа нового года.

2

Выставка новогодних поделок.

Диагностика знаний по разделу.

2

5

Простейшие судомодели (28 час.)

1. Изготовление прогулочного катера (16 час.)

Изготовление деталей корпуса.

2

Склеивание корпуса.

2

Изготовление надстройки

2

Изготовление рубки.

2

Изготовление деталей гребных колес.

2

Склеивание гребных колес

2

Соединение модели катера.

2

Покраска модели.

2

2. Изготовление силуэтной модели яхты (12 час.)

Перевод на фанеру, выпиливание деталей яхты.

2

Обработка деталей.

2

Изготовление мачты, гика. Соединение деталей.

2

Раскрой и крепление парусов.

2

Изготовление киль-блока.

2

Покраска модели яхты.

Диагностика знаний по разделу.

2

6

Простейшие автомодели

(30 час.)

1.Изготовление модели автомобиля «Пикап». 

(16 час.)

Изготовление развертки корпуса из картона.

2

Склеивание корпуса.

2

Изготовление рамы.

2

Изготовление шасси. Подбор колес.

2

Сборка модели.

2

Покраска модели.

2

Внешнее оформление модели.

2

2.Изготовление силуэтной модели автомобиля. (14 час.)

Перевод деталей на фанеру.

2

Выпиливание контура модели.

2

Выпиливание основания.

2

Обработка контура и основания.

2

Изготовление колес, подвесок.

2

Сборка модели.

2

Покраска. Тюнинг модели.

2

Соревнования.

Диагностика знаний по разделу.

2

7

Закрепление пройденного материала

(10 час.)

Повторение пройденного материала.

10

8

Заключительное занятие

(2 час.)

Подведение итогов. Подготовка моделей к выставке.

2

Приложение 3

Методический материал

3.1. Список ключевых понятий

АВИАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ – это летательные аппараты в уменьшенном виде, копирующие прототип, или схематически воспроизводящие его.

АВТОМОБИЛЬ – это самодвижущаяся повозка, которая приводится в движение установленным на ней двигателем; она предназначена для перевозки людей и грузов по безрельсовым и беспроводным дорогам.

АККУМУЛЯТОР -  устройство, предназначенное для накопления энергии с целью ее последующего использования.

АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ  -  флаг русского военного флота, учрежденный

Петром I. Представляет собой белое полотнище с синим крестом из двух перекрещивающихся по диагонали полос.

БАЛЛАСТ -  жидкий или твердый груз, придает судну   надлежащие мореходные качества.

БАНКА -  сиденье для гребцов и пассажиров «на шлюпках».

БАК -  часть палубы от передней мачты до носа.

БОЛТ – крепежная деталь в виде стержня с головкой и резьбой, на которую навинчивают крепежную гайку.

БРОНЕКАТЕР -  боевой корабль малого водоизмещения,  вооружение: 2 башни танкового типа, пулеметы,  реактивные установки.

БУЙ -  плавучий навигационный знак, может иметь световые и звуковые устройства.

ВАЛ – стержень, установленный в опорах так, что может вращаться, и предназначенный для передачи вращательного момента между деталями, закрепленными на нем.

ВАТЕРЛИНИЯ -  линия пересечения горизонтальной плоскости, до которой корабль погружается в воду при нормальной нагрузке, с обводом корабля.

ВЕРТОЛЕТ – это летательный аппарат тяжелее воздуха, подъемная сила которого создается несущим винтом, приводимым во вращение силовой установкой.

ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ – ответственный узел,  от которого зависит полет модели. Лопасти винта, приводимые в движение, вращаясь, отбрасывают поток воздуха,

ГИК -  рей, идущий вдоль судна по нижней части паруса.

КАМБУЗ  - место для приготовления пищи на судне.

КИЛЬ -  балка, проходящая посередине днища судна от носа до кормы.

КИЛЬ – вертикальная плоскость в хвостовой части фюзеляжа.

КНЕХТ -  стояк на палубе судна или на причале для закрепления троса.

КОРМА -  задняя оконечность судна. Кормой принято считать часть судна от самой задней его оконечности до ближайшего к ней люка или конца  кормовой надстройки.

КРЫЛО – несущая поверхность, создающая подъемную силу.

ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ – технические устройства, предназначенные для выполнения определенных задач в воздушной среде.

РАДИУС – отрезок, соединяющий точку окружности с центром.

РАКЕТА – это летательный аппарат тяжелее воздуха, полет которого основан на реактивном принципе.

РАМА – основание, на котором укреплены все механизмы автомобиля.

РЕЗИНОМОТОР -  это резиновый двигатель, выполненный из модельной или рыболовной резины. Он служит источником энергии, работает на скручивание  или на растяжение.

РУБКА - специальное служебное помещение для размещения командных пунктов и боевых постов.

РУЛЕВЫЕ  УСТРОЙСТВА:  - гребной винт – лопастной движитель, который  состоит из насаживаемого на гребной вал ступицы с 2-6 лопастями, закрепленными под некоторым углом к плоскости вращения;

-гребной вал – элемент валопровода,  непосредственно соединенный с гребным винтом;

- перо руля – составная часть руля в виде поворотной вертикальной плоскости.

СПАСАТЕЛЬНЫЙ  КРУГ, ПЛОТИК  - средства для спасения личного состава при авариях.

СТАБИЛИЗАТОР – небольшая горизонтальная плоскость в хвостовой части, способствует устойчивому полету. Задняя кромка стабилизатора служит рулем высоты.

ТАКЕЛАЖ  - веревочное снаряжение корабля, оснастка.

ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК – наглядное изображение, выполненное от руки и на глаз без точного соблюдения размеров.

ТРАП  - служит для перехода с палубы на палубу.

3.2. План-конспект учебного занятия «Простейший планер» к разделу «Простейшие летающие модели» 2-го года обучения

Тема: Простейший планер.

Цель: Изготовление модели планера.

Задачи:

1.Дать понятия основных частей планера.

2.Познакомить с технологией изготовления планера.

3.Познакомить с центровкой и регулировкой модели планера.

4.Содействовать воспитанию взаимопомощи, развитию внимания.

Оборудование и материалы: ножницы, клей, ватман либо картон, карандаш, линейка, клей ПВА, клей «Момент», образец модели планера, шаблоны, лобзик, пилки, выпиловочный столик.

Ход занятия:

1. Организационная часть.

Добрый день друзья! Позвольте сегодняшнее занятие начать с загадки:

Он в безбрежном океане туч касается крылом.

Развернется под лучами - отливает серебром.

Смело в небо проплывает, обгоняя птиц полет,

Человек им управляет. Что такое?... (Самолет)

2.Сообщение темы и цели занятия.

Как вы догадались, сегодня мы будем говорить о самолетах. Что вы знаете о них? Знаете ли вы, как называются части самолета? Почему самолет летает? А может ли самолет летать без двигателя? Может! Даже загадка есть:

С виду это самолет. Крылья есть и есть пилот.

Хорошо летать умеет, но мотора не имеет.

Этот летательный аппарат называется  - планер.

Сегодня мы построим простейшую модель планера. Это первое ваше знакомство с авиацией. Получив навыки изготовления, регулировки и запуска простейшей модели, вы сможете принять участие в авиамодельных соревнованиях.

3.Новый материал.

Планер – это один из видов летательных аппаратов. Если  на самолете есть двигатели и воздушные винты, то у планера, так как он безмоторный, подъемная сила создается крылом во время полета. Части модели планера имеют такие же названия как у настоящего самолета: фюзеляж, крыло, стабилизатор, киль, шасси (Рис.1).

Фюзеляж- это основная часть модели.

Крыло- часть, которая поддерживает модель в полете.

Стабилизатор- это горизонтальная поверхность в хвостовой части планера, служит рулем высоты (вниз, верх). Попробуем вспомнить,  где нам встречалось это название? (При изготовлении модели ракеты, стабилизаторы устанавливали тоже для устойчивого полета).

Киль – это вертикальная плоскость планера, служит рулем поворота (влево, вправо).

Груз - необходим для центровки планера.

Рис. 1. Планер

4.Практическая работа.

Сегодня я предлагаю сделать простейшую модель планера «Дископлан», которая имеет необычную конструкцию. Как вы думаете, почему он называется  дископлан? У него крыло имеет форму диска. Перед вами лежит чертеж планера «Дископлан» (Рис 2). Внимательно посмотрите. На чертеже видим уже знакомые вам  крыло, фюзеляж, стабилизатор, киль.

Рис. 2. Дископлан

Прежде, чем начать работу, разделимся на 2 группы. Одна группа будет работать в мастерской, другая – в конструкторском бюро. В мастерской работаем над изготовлением фюзеляжа. С помощью лобзика отрезаем рейку сечением 4х4 мм длиной 200 мм и зачищаем ее наждачной бумагой. При этом необходимо соблюдать правила техники безопасности работы с лобзиком. В конструкторском бюро будет происходить создание крыла, стабилизатора и киля. Используя шаблоны, переведите детали планера на плотную бумагу, вырежьте ножницами. Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила, которые необходимо соблюдать при работе с ножницами. Как только вы выполните намеченную работу, группы меняются. Из мастерской переходят в конструкторское бюро, работая над созданием крыла, стабилизатора и киля, а другие начинают работать над изготовлением фюзеляжа.

Приступаем к сборке модели планера при помощи клея. Клей надо наносить равномерно тонким слоем. Пунктирные линии на деталях (Рис 2.) помогут вам собрать модель без перекосов. В носовой части приклейте балансировочный груз, который изготавливается из бумажной ленты, свернутой в плотный рулон. А чтобы было проще вам свернуть полоску, я поделюсь с вами секретом: ее нужно протянуть между столом и плотно прижатой линейкой. Наш планер собран и готов к полету.

Для полета летающих моделей необходимо, чтобы правая и левая половины были совершенно одинаковыми по размерам, форме и весу, то есть симметричными, и чтобы был правильно установлен центр тяжести.

Для того чтобы отцентровать бумажный планер, модель берут под крылья кончиками пальцев. Если хвостовая часть модели перетягивает, то надо внутрь носовой части вклеить груз из картона с учетом того, что центр тяжести модели должен отстоять от передней кромки на одну третью часть ширины крыла. Так центруются все модели самолетов. Грузом может быть пластилин или скрепка, которую можно передвигать (вперед и назад), перемещая тем самым центр тяжести. Так достигают равновесия носовой и хвостовой части, а это значит, что модель отцентрована и будет хорошо летать.

А теперь будем учить наши планеры летать! Запускать модель надо, взяв ее двумя пальцами за фюзеляж под крылом и толкнуть ее вперед вверх. Если модель полетит круто вниз, надо отогнуть кверху заднюю кромку стабилизаторов – руль высоты. Поворот самолета регулируется задней кромкой киля – это руль поворота. Если его отогнуть вправо, то модель полетит в правую сторону, если руль поворота отогнуть влево, модель полетит в левую сторону. Правильная отрегулированная модель может пролететь до 15 метров.

Обращаю ваше внимание на правило, которое вы должны усвоить: запрещается запускать модель в сторону наблюдателей.

5.Закрепление материала.

У вас получились замечательные планеры, которые вы научили летать. А теперь повторим названия основных  частей планера. Покажите и назовите, на ваших моделях: крыло, фюзеляж, стабилизатор, киль. Молодцы! Скажите - чем отличается планер от самолета? Правильно! Планер – это безмоторный летательный аппарат.

6.Подведение итогов.

Итак! Мы познакомились с моделью планера; узнали названия основных частей планера; научились его изготавливать; запускать и регулировать модель. С этими моделями вы можете участвовать в соревнованиях на дальность полета и на точность приземления в окружности.

 Список литературы

 

для педагога:

  1. Аверченков, В.И. «Методы инженерного творчества»: текст/В.И. Аверченков,    Ю.А. Малахов. - М.:Флинта,2016.-78с.
  2. Андрианов,  П. Н. «Развитие технического творчества младших школьников»: текст/ П. Н. Андрианов. - М.: Просвещение, 1990.- 110с.
  3. Альтов, Г.А. «Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач»: текст / Г. А. Альтов – М.: Просвещение, 2004. – 203 с.

4. Бортон, П. «Наши руки не для скуки. Игрушки»: текст /П. Бортон

 – М.: Просвещение РОСЭН, 1997.- 65с.

5. Гин, А. «Триз-педагогика»: текст / А. Гин - М.: Просвещение,2015.-97с.

6. Заворотов, В.А. «От идеи до модели»: текст/ В. А. Заворотов. – М.: Просвещение, 1988.- 160с.

7. Иванченко, В. Н. «Занятия в системе дополнительного образования детей»: текст/ В.Н. Иванченко. – М.: Просвещение, Ростов н/Д: Издательство Учитель, 2007. – 288с.

8. Каргина, З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования»: текст / З.А. Каргина. – М: Просвещение, Школьная пресса, 2007. – 96с.

9. Клименко, В.В. «Как воспитать вундеркинда»: текст /В. В. Клименко. – М.: Просвещение; СПб.: Кристалл, 1996.- 463с.

10. Коротаева, Е.В. «Хочу! Могу! Умею! Обучение, погруженное в общение»: текст/ Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, «КСП», Институт психологии РАН, 1997.- 224с.

11. Никитин, Б. «Ступеньки творчества»: текст /Б. Никитин. – М.: Просвещение,1990.- 158с.

12. Проворов, А.В. «Техническое творчество»: А.В. Проворов.-М.:Юрайт,2020.-424с.

13. Савенков, А.И.  «Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение»: текст/ А. И. Савенков. – М.: Просвещение, Ярославль: Академия развития, 2002.- 352с.

14.Цукарь, А.Я.  «Развитие пространственного воображения». Задания для учащихся: текст /А. Я. Цукарь. – М.: Просвещение, СПб: Издательство СОЮЗ, 2000.- 144с.

15. Шипинский, В.Г. «Методы инженерного творчества: текст /В.Г. Шипинский.- Минск: Вышэйшая школа,2016.-118с.

для детей:

1.Данкевич, Е. «Выпиливаем из фанеры»: текст/  Е. Данкевич. – СПб.: Кристалл, 1998.- 208с.

2.Заворотов, В. «От идеи до модели»: текст/  В. Заворотов. - М.: Просвещение, 1988.- 160с.

3.Маркуша, А. «Мужчинам до 16 лет»: текст/  А. Маркуша. -  Новосибирск, 1984.- 176с.

4.Падалко, А. «Букварь изобретателя»: текст/  А.   Падалко. - М.: Рольф, 2002.-208с.

5.Шпаковский, В.О. «Для тех, кто любит мастерить»: текст/  В.О. Шпаковский – М.: Просвещение, 1990. – 191с.

6..Жакова, О.В. «Плавающие модели»: текст/  О.В. Жакова, Е.В. Данкевич – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 20с.

7.Энциклопедический словарь юного техника: текст/  сост. Б.В. Зубков, С.В. Чумаков – М.: Педагогика,1988.-512с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы ЦМК на 2011-2012 учебный год мастеров производственного обучения

Сейчас это не актуально, но, может, кому-то понадобится...

Поурочно-тематический план по учебной дисциплине "Учебная практика" за 1 семестр по ПМ 01«Выполнение штукатурных работ» профессия 270802.10" Мастер отделочных строительных работ"

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по   учебной   дисциплине «Учебная практика»  по  ПМ 01«Выполнение штукатурных работ»   по   профессии...

План урока учебной практики Мастера производственного обучения Мельникова Н.В.

План урока  разработан в соответствии с структурой урока учебной практики....

Учебно – методический комплекс по учебной практике ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации» и ПМ 02 «Публикация цифровой информации» по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»

Учебно – методический комплекс по учебной практике ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации» и ПМ 02 «Публикация цифровой информации» по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»...

Учебно методический комплекс по учебной практике ПМ 02 "Хранение, передача и обработка цифровой информации". Профессия Мастер по обработке цифровой информации"

Учебно - методический комплекс по ПМ 02 "Хранение, передача и публикация цифровой информации" предназначен для преопдавателей/ мастеров п/о работающих в группах по профессии "Мастер по ...