Портфолио обучающегося в системе оценки качества дополнительного образования
методическая разработка
Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_obuchayushchegosya_v_sisteme_otsenki_kachestva_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Гобрик И.С., педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 8 с углубленным изучением предметов
музыкального цикла «Музыка»
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Портфолио обучающегося в системе оценки качества дополнительного образования
В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития человека становятся главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Это обуславливает необходимость использования компетентностного подхода к формированию целей и оценке достижений учащихся.
Компетенции формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды, то есть в рамках формального, неформального и внеформального образования.
В решении данной задачи немаловажную роль приобретает система дополнительного образования детей, которая по праву рассматривается как составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе; представляет собой инновационную сферу вариативного обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации, содействующая процессу формирования ключевых компетенций учащихся.
С позиций компетентностного подхода жизненной проблемой становится оценка сформированности компетенций у учащихся, а именно использование объективных методов их диагностики. Данная проблема имеет большое значение и для дополнительного образования. Так, концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года одним из приоритетных направлений его развития определяет «применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка».
Портфолио - ( англ. Portfolio ) портфель, папка для важных дел или документов, собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах. (Словарь терминов).
Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку. (Педагогический терминологический словарь).
Появление понятия «портфолио» в педагогическом лексиконе связано с введением новых подходов в образовании и оценивании его новых форм.
В последнее время в оценочной деятельности отмечаются, как минимум, две тенденции. Во-первых, к оцениванию активно привлекаются сами учащиеся, что укрепляет их умение учиться и развивает субъективную позицию в целом. Во-вторых, отмечается чрезмерное внимание к количественной оценке. Таким образом, актуальной стала необходимость поиска методик оценки качества. Как оказалось, портфолио может восполнить этот пробел на разных уровнях и в разных областях образования (что очень важно для учреждений дополнительного образования с его многообразием образовательных направленностей), так как позволяет провести наглядное сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями.
Вместе с тем, практика внедрения портфолио показывает, что эта форма педагогической работы эффективна не только при оценивании деятельности детей, но и при комплексном решении педагогических задач в образовательном процессе от мотива до контроля.
Особенно важно и интересно использование технологии портфолио при переходе ребенка с одного образовательного уровня на другой (в учреждениях дополнительного образования дети занимаются начиная с младшего дошкольного возраста, а заканчивают – старшим школьным), так как позволяет обеспечить их преемственность. Эта сторона применения портфолио дает возможность рассматривать его как инновационную педагогическую форму.
Порфолио в образовании – это подборка разнообразных материалов, позволяющих растущему человеку составить представление о себе, как о личности и ученике и представить себя окружающим. Тогда портфолио будет не просто «портфелем достижений» или «папкой роста, развития и достижений» ребенка, портфолио станет мостом, соединяющим мир представлений ребенка о себе для себя (образ «я») и мир представлений о себе для других. Кроме того, портфолио несет перспективный характер, отражает накопленный багаж развития ребенка в разных областях и видах деятельности, дает возможность выявления потенциального приоритетного направления в его развитии на следующем возрастном этапе, следующем уровне образования.
Специфика портфолио как педагогической формы зависит от целого ряда условий, среди которых значимыми являются возрастные особенности развития ребенка и образовательная программа, которую он осваивает.
Портфолио способствует росту саморегулируемого поведения. Важный вклад при этом вносят родители и педагоги, которые участвуют в составлении портфолио. В совместной деятельности ребенка и взрослого зарождается и осознается совместное и обоюдное регулирование поведения ребенка. В процессе работы над портфолио естественным образом создаются ситуации, когда детям и взрослым приходится обсуждать различные проблемы, сомневаться по разным поводам, советоваться и находить компромиссы. А это все становится точкой приложения воли ребенка и ответственности за собственный рисунок поведения.
Кроме того, работа над портфолио создает возможности для развития общения и коммуникации, поскольку может создать почву для внеситуативно-личной формы общения ребенка с авторитетными взрослыми. Составляя портфолио, ребенок обязательно обращается к взрослым, постигая отличия в компетентности детей и взрослых, осваивает социальные контексты, способы обмена сообщениями и навыки субординации. Все это позволяет ребенку удерживать нить общения и даже влиять на ход и результат коммуникативного процесса.
Еще один важный момент при создании портфолио ребенка – углубление его ориентировки в социальных связях и отношениях, так как он включается в актуальные ситуации взаимодействий.
И наконец, оформление портфолио позволяет формировать у ребенка рефлексию.
Портфолио дает возможность ребенку достойно представить себя, показав сильные стороны своей личности, создав благоприятное впечатление о себе.
Примерное положение о портфолио учащегося в учреждении дополнительного образования
Общее положение
Настоящее положение о портфолио обучающегося в учреждении дополнительного образования должно быть рассмотрено Попечительским советом, Методическим советом и утверждено приказом директора.
Портфолио обучающегося является одним из средств качественного обновления системы оценивания деятельности обучающихся. Портфолио следует рассматривать как индивидуальную папку ученика, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за определенный период времени.
Настоящее положение устанавливает примерные требования к структуре составления портфолио обучающегося.
Участниками работы над портфолио являются сами обучающиеся, их родители, педагоги дополнительного образования и администрация учреждения. Одним из основных условий составления портфолио является установка тесного сотрудничества между всеми участниками и четкое распределение обязанностей между ними.
Цель портфолио – отслеживание и оценивание динамики индивидуального и личностного роста обучающегося, поддержка его образовательной и творческой активности и самостоятельности.
Основными задачами применения технологии портфолио являются:
- формирование установки на учебную, познавательную активность, развитие учебной мотивации;
- формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации к творческому росту;
- создание ситуации успеха для каждого обучающегося, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- развитие навыков рефлексии, формирование умений анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я – реальный», «я – идеальный»);
Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию, формирование адекватной самооценки обучающихся;
- формирование ценностного отношения к процессу участия в учебной деятельности или творческой работе, а не к его результату;
- содействие успешной социализации обучающихся.
Структура портфолио.
Портфолио состоит из нескольких разделов.
Раздел 1. «Мой портрет». Здесь содержатся сведения об учащемся, который может представить его любым способом: личные данные, его автобиография, личные фотографии, анкета.
Раздел 2. «Портфолио документов». В этом разделе должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения обучающегося. Здесь учащийся представляет дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты. Оформляется раздел в форме таблицы с приложением.
Раздел 3. «Портфолио работ». Учащийся представляет комплект своих творческих и проектных работ, описание участия в мероприятиях, конкурсах, конференциях, прохождения курсов, различного вида практик, спортивных достижений.
Раздел 4. «Портфолио отзывов». Он включает в себя отзывы, рецензии работ, характеристики, данные родителями, детьми и педагогами.
Портфолио оформляется в соответствии с принятой в учреждении структурой в папке накопителе с файлами на бумажных носителях и\или в электронном виде.
При необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов и родителей, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнерства и сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
ПОРТФОЛИО
Фамилия………………………………………….
Имя………………………………………………….. Место для фотографии
Отчество…………………………………………..
Учреждение………………………………………
………………………………………………………….
………………………………………………………….
Период, за который представлены документы и материалы:
с………………………. 20….г. по ……………………. 20….г.
Личная подпись учащегося …………………………… (………………………)
ГБУ СОШ №
г. Санкт-Петербург
20…. г.
Раздел 1. «Мой портрет»
Фамилия……………………………………………………………………….
Имя………………………………………………………………………………
Отчество……………………………………………………………………….
Дата рождения……………………………………………………………….
Место рождения……………………………………………………………..
Гражданство………………………………………………………………….
Ф И О родителей……………………………………………………………
…………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………
Домашний адрес…………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
Домашний телефон…………………………………………………………
Мобильный телефон………………………………………………………
Место учебы ( общеобразовательной)………………………………..
Место учебы (дополнительной)…………………………………………
……………………………………………………………………………………..
Объединения:…………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………..
Разрешите представиться, меня зовут
Я,………………………………………………………………
Я люблю………………………………………………………
Мне нравится………………………………………………...
Мне не нравится……………………………………………..
Мои интересы………………………………………………...
Мои друзья……………………………………………………
Я умею………………………………………………………….
Я могу научить других……………………………………….
……………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………..
Раздел 2. «Портфолио документов» (таблица и приложение)
№
п\п
Дата
Название мероприятия
Уровень мероприятия
Результат
Раздел 3. «Портфолио работ» ( таблица и приложение)
№
п\п
Дата
Название творческой работы, проекта
(название мероприятия)
Техника исполнения
(направленность)
Раздел 4. «Портфолио отзывов»
Отзывы
Рецензии работ и проектов
Характеристики
Пожелания
Литература:
• Астраханцева С.В. Управление качеством обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования // Дополнительное образование. – 2006. – №9. – С.12-15.
• Биктеева А.Д. Личностные достижения как критерии результативности деятельности воспитательных систем//Внешкольник Оренбуржья, Оренбург: ООО «Метрополис», РА «Метро», 2005. – №1-2– С.41-42.
• Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики// Педагогическая диагностика– 2005. – № 3.
• Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы педагога дополнительного образования по применению средств информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся объединения
Приобретая навыки работы с различными компьютерными программами, внедряя их в учебный процесс, можно организовывать свои занятия на более высоком педагогическом уровне. Современные информа...
Использование ЭОР для повышения качества дополнительного образования
В статье раскрываеться понятие "электронные образовательные ресурсоы", их виды, преимущества, а так же приводяться примеры их использования в дополнительном образовании...
Формирование инновационной образовательной среды как фактор повышения качества дополнительного образования
Современное дополнительное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых социально-экономическими преобразованиями, которые расширяют возможности человека, предлагая большую своб...
ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования. Анализ результатов ВПР»
Всероссийские проверочные работы планируется использовать в качестве мониторинга результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также для развития единого образо...
Внутренняя система оценки качества образования
Цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества образования БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж», еѐ организационную и функциональную структуру...
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО МЕТОДИКЕ WSR КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КВАЛИФИКАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПОО
Современный, конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям стандарта и мировым тенденциям развития рынка труда, уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям труда, о...
Система оценки качества знаний в условиях реализации ФГОГС
Данная статья посвещена определению системы оценки и целесообразности перехода на 10-бальную системув в условиях реализации ФГОС.В Открытом университете Великобритании каждый год выпускают ...