Использование ЭОР для повышения качества дополнительного образования
статья на тему

Гусева Мария Александровна

В статье раскрываеться понятие "электронные образовательные ресурсоы", их виды, преимущества, а так же приводяться примеры их использования в дополнительном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_eor_v_ddt.docx103.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЭОР
для повышения качества дополнительного образования

(на примере ГБУ ДО ДДТ «Олимп» Выборгского района Санкт-Петербурга)

Современное общество – общество информационное. Освоение информационных технологий теперь начинается в раннем детстве. В настоящее время дети все больше информации получают в электронной форме. Государственная политика Российской Федерации в области образования также нацелена на широкое внедрение информационных технологий в образование.

Создание электронных образовательных ресурсов (ЭОР) открывает принципиально новые перспективы и возможности для улучшения процессов воспитания, обучения и развития детей.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

15 декабря 2009 года был утвержден и введен в действие  ГОСТ Р 53620 – 2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения».

На данный момент существуют Единые технические требования (ЕТТ) к электронным образовательным ресурсам (ЭОР). Они регламентируют разработку ЭОР с опорой на активную самостоятельную познавательную деятельность обучаемых.

ЭОР применяются в образовательном процессе, не только в высшей и  общеобразовательной школе, но и в дополнительном образовании.

Все ЭОР можно разделить на лицензионные и самостоятельно сделанные.

Лицензированные ЭОР: Это коммерческие продукты - могут быть куплены на диске или в сети Интернет, например: обучающие игры, викторины, тренажеры, образовательные комплексы, конструкторские творческие среды.  

Кроме коммерческих существуют и бесплатные лицензионные ресурсы, например в хранилищах электронных образовательных ресурсов.

Педагоги, желающие использовать ЭОР в образовательном процессе, имеют возможность создать ресурсы, соответствующие своей образовательной программе дополнительного образования детей. Простейший способ – создание ЭОР в виде презентации с помощью программы PowerPoint.

Информационные технологии сегодня становятся важным инструментом, который позволяет перейти на новый уровень во всех сферах деятельности, в .т.ч и в образовании.

В современных условиях модернизации образования процесс методического сопровождения также претерпевает большие изменения, нам, методистам, нужно стремиться к совершенствованию путем применения в своей работе ЭОР

Внедрение ИКТ в образование меняет подход к нему, теперь учебные пособия приобрели новые формы – электронные. Сегодня образование и самообразование почти невозможно без использования ЭОР  

Воспитанники становятся более заинтересованными в предлагаемом им материале. Электронные ресурсы позволяют в большей степени погрузить детей в тематику досуговой программы/занятия. Учитывая нынешнее время и новые технологии, детям проще и интереснее воспринимать информацию в таком виде.

Также электронные ресурсы позволяют использовать различные мультимедийные технологии, что также делает мероприятия разнообразнее и насыщеннее.

Для повышения качества дополнительного образования в ДДТ «Олимп» используются ЭОР:

 - для проведения опросов, олимпиад,

- для проведения массовых и воспитательных мероприятий,

- на занятиях,

- при обучении педагогов.

В этом году мы впервые провели районную олимпиаду под названием «Здоровая личность»

Ее организаторами стали Отдел образования администрации Выборгского района Санкт-Петербурга и отдел профилактики наркозависимости нашего дома детского творчества.

Мы долго искали форму, для проведения подобных опросов, и нашли сайт, который позволяет создать всевозможные типы вопросов, с возможностью проведения аналитики, автоматическим подсчетом баллов и выдачей электронных сертификатов, которые каждый участник мог бы сохранить себе и распечатать.

Задания Олимпиады затрагивали предметные области житейской и научной психологии. Вопросы включают в себя следующие темы: возрастная психология, психология успеха, профилактика употребления ПАВ, профилактика ВИЧ\СПИД, анатомия человека, безопасное поведение, здоровые привычки, эмоции и чувства, работа с метафорами.

Электронные ресурсы при проведении орагнизационно-массовых мероприятий позволяют в большей степени погрузить детей в тематику досуговой программы/занятия.

Учитывая нынешнее время и новые технологии, детям проще и интереснее воспринимать информацию в таком виде.

Также электронные ресурсы позволяют использовать различные мультимедийные технологии, что также делает мероприятия разнообразнее и насыщеннее.

В нашем доме детского творчества проводится большое количество воспитательных мероприятий с применением ЭОР.

В этом году прошли уже такие мероприятия, как

1)Международный день распространения грамотности

2)День памяти жертв фашизма

3)День солидарности в борьбе с терроризмом

Сегодня педагоги стараются говорить на одном языке с ребенком, и для этого ему нужен помощники. ЭОР как раз ими и являются.

Все активнее используются ЭОР в образовательном процессе. Педагоги учатся создавать их на курсах, могут проконсультироваться у методистов.

Простейший способ – создание ЭОР в виде презентации с помощью программы PowerPoint. У нас разработаны методические рекомендации по созданию эффективной презентации, которыми могут воспользоваться педагоги.

В своей работе, я, как педагог дополнительного образования по программе «Рисуем на компьютере»,  например, использую интерактивные игры

Провожу викторины, опросы

Такая форма очень нравится ребятам, делает занятие более динамичным.

Помимо этого я провожу интерактивные экскурсии, рассказываю о каких-то необычных вещах, смотрим фильмы

В ДДТ «Олимп» для обучения педагогов помимо традиционных форм используются современные - ЭОР активно и эффективно используются у нас.

В учреждении есть электронный учебно-методический комплекс, представленный нормативно-правовой базой, сборником программ, методических рекомендаций, сценариев, дипломов, положений. Многие ЭОР находятся на нашем сайте в разделе Педагогам.

Многие педагоги самостоятельно создают ЭОР для проведения занятий. Этими разработками могут воспользоваться педагоги смежных дисциплин.

В этом году, чтобы активизировать деятельность педагогов в этом направлении, у нас проводится конкурс "Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе".

Goggle сервисы тоже предоставляют нам широкие возможности для обучения педагогов. Сейчас планируется выпуск методических рекомендаций по использованию этих сервисов в работе педагогов. Некоторые педагоги пользуются уже этими сервисами.

Внедрение ИКТ в образование меняет подход к нему, теперь учебные пособия приобрели новые формы – электронные.

Хочу остановиться на некоторых бесплатных ЭОР, которыми можно воспользоваться в своей работе.

Бесплатные лицензионные ресурсы

Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/,

Проект Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)  http://fcior.edu.ru/,

Дидактика, мультимедийные уроки и педагогическая техника

http://didaktor.ru

Портал «Дополнительное образование»

http://dopedu.ru/

Российский общеобразовательный портал. Коллекция: право в сфере образования

http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12763

Сетевые социально-педагогические сообщества (Сеть творческих учителей  http://www.it-n.ru/,  Всероссийский интернет-педсовет ПЕДСОВЕТ.org: http://pedsovet.org/, Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/)

 

Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Отдельно хочется также отметить
сетевые сообщества, наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места нахождения.

Конечно, преимущества ЭОР очевидны.

Это и интерактивность, и широта распространения, мультемедийность и доступность. И мы не должны забывать о том, что в современных условиях модернизации образования процессы методического сопровождения и преподавания также претерпевают большие изменения, нам, педагогам и методистам, нужно стремиться к совершенствованию путем применения в своей работе ЭОР.

Мы должны идти в ногу со временем, но не забывать и о традиционных формах, чтобы не превратиться в роботов.

Бармышева Мария Александровна,

методист, педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДТ «Олимп» Выборгского района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования

Статья предназначена для педагогов, которые выбирают тактику преподавания учебных дисциплин (предметов) с точки зрения современных требований к занятию (уроку). Применение активных методов обучения сп...

"Комбинирование методов и приемов различных образовательных технологий с целью повышения качества профессионального образования в условиях реализации нового федерального образовательного стандарта второго поколения"

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в специалистах с раз...

Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на с...

Социальное партнерство как важнейший фактор повышения качества профессионального образования

Социальное партнерство является мощным средством повышения эффективности профессионального образования и обучения, обеспечивая связь образовательных услуг с экономической жизнью и сферой труда и необх...

Формирование инновационной образовательной среды как фактор повышения качества дополнительного образования

Современное дополнительное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых социально-экономическими преобразованиями, которые расширяют возможности человека, предлагая большую своб...

Портфолио обучающегося в системе оценки качества дополнительного образования

Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ПЕРЕВЕРНУТОГО КЛАССА» В СИСТЕМЕ СПО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современный образовательный процесс немыслим и без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Использование широкого спектра пед...